Идеальный германский трехмоторник - транспортный Ю-52 и его модификации Ю-252 и Ю-352


Вот уже семьдесят лет практически весь авиационный мир единодушен в том, что самолет Ю-52 достоин занимать в истории авиации одно из первых мест. Эта машина никогда не имела призов за красоту, но ее безопасность и надежность были неоспоримы. На нее всегда можно было положиться, как на каменную гору.

Многолетняя история "Тетушки Ю" получила свое начало в середине двадцатых годов. В 1926-м произошло слияние фирм "Воздушные перевозки от Юнкерса" и "Аэро Ллойд".

В результате этого была образована государственная компания '"Немецкая Люфтганза", с появлением которой фирма "Юнкерс" уже не оказывала непосредственного влияния на развитие авиационных перевозок в Германии,

Тем не менее, "Юнкерс" продолжала поиски новых возможностей экономически выгодного использования самолетов. Два опытных специалиста именно этой фирмы Курт Вейл и экономист Ганс М.Боннерс разработали и вынесли на суд фирмы эскизный проект простого и практичного транспортного самолета. По замыслу авторов проекта, неприхотливая машина вполне могла использовать для взлета и посадки травяные аэродромы и способна перевозить 2000 кг грузов на дальность до 800 км.

Совсем юная транспортная компания "Люфтганза" остро нуждалась в таком самолете, поскольку имеющиеся в ее составе трехмоторные "Юнкерс Г-24" к тому времени уже безнадежно устарели.

Работы по созданию нового самолета были поручены коллективу под руководством инженера Эрнста Цинделя, В конце 1929-го был разработан проект одномоторного транспортного и пассажирского самолета, получившего обозначение Ю-52.

По конструкции планера новая машина имела большую схожесть с самолетом "Юнкере W-33", а по габаритным размерам была подобна самолету "Юнкере Г-31". Оригинальность проекта заключалась в том, что в нем была заложена возможность поставлять самолет в трехмоторном варианте без дорогостоящих конструктивных изменений.

Первый опытный образец самолета вышел в чисто грузовом варианте. Особенно характерным было в его конструкции наличие грузовых люков по левому борту и в верхней части фюзеляжа, что по замыслу конструкторов, значительно облегчало процесс погрузки-разгрузки самолета. Крыло имело лонжероны из стальных труб и дюралевую гофрированную обшивку.

Самые жесткие условия последующей эксплуатации самолета показали правильность найденного конструктивного решения. Фюзеляж и хвостовое оперение также были обшиты гофрированным дюралем.

Некоторое увеличение лобового сопротивления такой обшивки практически не повлияло на характеристики самолета.

Дело в том, что скорость для Ю-52 не имела первостепенного значения. Более важным здесь являлось то. что удалось значительно снизить затраты на строительство самолета. Кроме этого, для улучшения взлетно-посадочных характеристик на Ю-52 впервые применили закрылки новой системы.

Строительство первого опытного образца завершили в сентябре 1930-го. На самолет были установлены двенадцатицилиндровые моторы фирмы "Юнкерс" Ю88а взлетной мощностью по 800 л.с. Машина получила временное обозначение Ю-52а.

После завершения начальных летных испытаний и некоторой доводки, решили совершить длительный испытательный полет, который и состоялся в октябре 1930-го. Этот и все последующие полеты выявили лишь незначительные недоработки в оборудовании самолета.

Практически сразу конструкторам и инженерам удалось заложить в самолет требуемые характеристики. При взлетном весе 7000 кг полезная нагрузка составила 2000 кг, а дальность полета -1200 км.

При размахе крыла 29,5 м и площади 110 кв.м удельная нагрузка на крыло составила всего 64 кг/кв.м. Малая посадочная скорость, всего 82 км/ч, прекрасные взлетно-посадочные характеристики и надежное шасси обеспечивали эксплуатацию самолета как с бетонных, так и грунтовых площадок.

После завершения испытаний первого образца двигатель Ю88а был заменен на двенадцатицилиндровый водяного охлаждения БМВ взлетной мощностью 750 л.с. В таком варианте самолет получил обозначение Ю-52бе (Д-1974). Эта машина в феврале 1931-го впервые была представлена общественности в аэропорту Темлельхоф,

Вскоре по итогам последующих летстиости, усилили крыло. А также устанавливались двигатели различной мощности, в основном, более 800 л.с.

Осенью 1931 -го переоборудовали самолет в трехдвигательный вариант. С этого момента и пробил звездный час Ю-52-го. Все началось с того, что поступил заказ от фирмы "Ллойд Аэро Боливиано" на два самолета.

Будучи осведомленным в возможностях конструктивного преобразования машины в трехдвигательный вариант, заказчик пожелал, чтобы на его самолеты были установлены три девятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения "Пратт-Уитни" "Хорнет" взлетной мощностью 600 Л-С. каждый.

В это время на стапелях завода шло строительство седьмого Ю-52 в одномоторном варианте. Этот самолет в стадии постройки был соответствующим образом переоборудован и получил статус первого опытного образца с тремя двигателями.

Две следующие машины были заложены уже как серийные образцы в трех-двигательном варианте и получили обозначение Ю-52/Змде, Их строительство велось с учетом результатов параллельно испытывавшегося трехмоторного образца, В 1932-м обе серийные машины были поставлены в Боливию и летали там под названием "Жоан депь Балле" и "Хуаннуни".

Эта модель самолета получила популярность довольно быстро. В роли ее заказчиков практически сразу выступили такие компании, как "Люфтганза" (2 экз.), финская "Аэро ОИ" (1), шведская "Аэротранспорт" (1) и румынский принц Бибес.

Первый самолет (Д-2201) из вышеперечисленной серии, получивший обозначение Ю-52/Зм, был поставлен компании "Люфтганза". На нем в марте 1932-го летчики компании совершили первый дальний перелет. "Люфтганза" окрестила самолет именем "Больке" и с его помощью провела исчерпывающую проверку трассы полета, на которой предполагалось эксплуатировать машины. Все три двигателя самолета были закрыты обтекателями Тауненда.

Финская машина Ю-52/Змсе была оборудована хвостовым колесом вместо привычного для того времени костыля.

В то время фирмой "Юнкерс" принималось во внимание любое пожелание клиента от самой незначительной конструктивной доработки до оснащения любым желаемым мотором мощностью свыше 600 л.с.

С 1932-го начинается триумфальное шествие Ю-52/Зм. Насколько удачно в этом самолете сочетался компромисс между грузоподъемностью, надежностью я экономичностью убедительно показал результат предпринятого в июне полета

Среди других самолетов в этом состязании принял участие Ю-52/Змсе (Д-2201)"Больке". Общее количество баллов, полученное им за этот полет, составило 1533. "Больке" победил машины всех конкурентов со значительным отрывом. Этот успех, а также опыт использования первых серийных самолетов уже новой практически доведенной конструкции компанией "Люфтганэа" на своих авиалиниях, положили триумфальному общемировому шествию Ю-52/Зм.

В последующие годы "52"-й стал основным для многих транспортных и пассажирских авиационных компаний мира. При этом машина использовалась не только, как самолет сухопутного базирования. Широко применялся и его двух-поплавковый морской вариант. Все исследования по созданию поплавков для Ю-52/Зм проводила сама фирма "Юнкерс" при помощи специально созданной аэродинамической трубы.

Поплавки имели двухреданную схему, их аэродинамическая и гидродинамическая форма были тщательно отработаны, В результате поплавки имели относительно небольшое аэродинамическое сопротивление и обладали хорошими мореходными характеристиками, что обеспечивало самолету высокие взлетно-посадочные и мореходные характеристики.

Специалисты серийного завода в городе Дессау, где выпускался Ю-52/Зм, занимались постоянным поиском путей совершенствования самолета. В 1933-м на одной из машин установили разработанные в НАСА обтекатели двигателей. В таком варианте самолет получил обозначение Ю-52/Зме. Специалисты зафиксировали значительное улучшение практически всех летных данных самолета.

Примерно в это же время фирма БМВ приобрела лицензию на производство очень перспективного двигателя "Пратт-Уитни" "Хорнет". Проведя ряд конструктивных доработок, фирма начала его серийное производство под маркой БМВ132А. Взлетная мощность двигателя составляла 660 л.с. Он отличался от своих предшественников хорошей надежностью и экономичностью. Фирма "Юнкерс" моментально отреагировала на эту новинку. Двигатели были установлены на серийные самолеты, получившие обозначение Ю-52/Змге.

Доработки и усовершенствования проводились не только для улучшения летно-технических характеристик самолетов. Большое внимание уделялось и повышению комфортности пассажирских вариантов машины. Ю-52/Зм-2 считался самолетом класса люкс. Он имел улучшенное оборудование пассажирского салона на 17 мест.

Силовая установка состояла из трех одинаковых двигателей, что обеспечивало их полную взаимозаменяемость.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх