Наши в Африке.

Становление авиации Мозамбика.



Воспоминания участника событий 1979-82 гг.

Михаил Чмыхов/ пгт. Гостомель, Киевская область

Фото из архива автора


Самолет л-та Андриано Бомба и его «почетный эскорт». 8 июля 1981 г.

Окончание. Начало в «АиВ›, №№ /, 2'2010.


Предательство

В 1979 г. каждое утро и вечер мозамбикцы повсеместно проводили ритуал подъема и спуска национального флага. Звучал гимн, останавливалось движение, и все прохожие замирали по стойке смирно. За игнорирование этого священнодействия запросто можно было получить автоматную очередь вдогонку. Но революционный пыл наших друзей остывал с каждым годом. В 1981 г. гимн уже не звучал, движение не останавливалось, а еще через год про этот ритуал вообще забыли. Поубавилось энтузиазма и у мозамбикских летчиков, которые были не прочь порой возложить выполнение наиболее ответственных задач на наших пилотов. А 8 июля 1981 г. л-т Андриано Франсиско Бомба (см. фото в «АиВ», № 1,2010, стр. 28) и вовсе пошел на прямое предательство, угнав МиГ-17 в ЮАР. После взлета из Мапуту на малой высоте он ушел в сторону границы, пересек ее и в расчетной точке набрал высоту, где его уже ждало звено истребителей Mirage F.1. Они сопроводили «МиГ» до аэродрома, и буквально сразу после посадки Андриано уже давал интервью многочисленным журналистам.

Авторитетно могу утверждать, что это была заранее спланированная акция. Л-т Бомба не скрывал своего недовольства существующим строем. Просто удивительно, как он попал на учебу в СССР. Я очень хорошо знал этого человека, поскольку еще в Союзе был его инструктором. Он явно выделялся среди своих земляков: был более способным, летную программу усваивал без затруднений, выглядел всегда подтянутым, неторопливым. Вместе с тем он казался высокомерным, сторонился любой дополнительной работы, например, отказывался помочь заправить самолет, протереть фонарь кабины. В Мозамбике я часто бывал в командировках, жил вместе с летчиками, бывал в их семьях, принимал участие в различных мероприятиях как служебных, так и развлекательных. Слышал много интересного о прежней жизни, трудностях сегодняшней, надеждах на будущее. Я выучил португальский язык с помощью наших переводчиков, точнее привезенных ими конспектов. Да и мои воспитанники помогали в общении, подсказывали, объясняли. Это позволило установить с мозамбикцами доверительные, дружеские отношения.

На общем фоне особенности настроений Бомба были хорошо заметны. Я не раз говорил и в шутку при летчиках, и в официальной обстановке, что данный пилот явно враждебно стал относиться к окружающей действительности. Однако местные командиры лишь улыбались и дипломатично отвечали, что мне это кажется.

Тренировочные вылеты мы всегда выполняли с заряженными пушками. Не единожды замечал, что в полетах на учебный воздушный бой Бомба постоянно пытается поймать меня в прицел. Чтобы сбить с него спесь, порой в процессе маневрирования я вытаскивал лейтенанта на большие углы атаки, но он, упорно стараясь удержать мой самолет в углу поражения, терял скорость, срывался в штопор, а после вывода продолжал атаки с еще большей яростью. Надо сказать, что из-за повышенного риска штопор на МиГ-17 не выполняли даже в учебных целях. Срыв на маневре был еще более опасным, т.к. на вывод требовался значительно больший запас высоты. В таких случаях я предпочитал прекратить выполнение задания и провести анализ маневров на земле. Пытался разговаривать с Андриано и на другие темы, но ему все не нравилось. Естественно, сама собой такая враждебность появиться не могла. Очевидно, мировоззрение сеньора Бомба сформировалось под влиянием брата, неплохо устроившегося в ЮАР.

Угнанный самолет через три месяца вернули. Привезли его поездом, в разобранном виде. Для подготовки к транспортировке группа мозамбикских техников выезжала в ЮАР. После возвращения они рассказали, как быстро прочувствовали, что такое апартеид. Разделение между белыми и черными было абсолютно во всем. Например, их не пустили в магазин купить продукты - для черных окошко с обратной стороны. Работы по расстыковке самолета снимало телевидение и транслировало в прямом эфире. В газетах пестрели заголовки типа: «Русские сделали невозможное, они научили их летать». Пока МиГ-17 находился «в плену», южноафриканские летчики налетали на нем более двадцати часов. Каждый вылет, как положено, записали в формуляр. Мы приятно были удивлены их мнением: «Самолет старенький, но состояние хорошее».

После угона мозамбикцы провели глубокий анализ морально-политического состояния летчиков. Был усилен контроль за выдвижением офицеров на командные должности, стали и более внимательно прислушиваться к рекомендациям советских специалистов.


Показуха

Любое государство, позволяющее себе иметь авиацию, не устоит перед соблазном выполнения показательных полетов. В кульминационный момент парадов и других приземленных торжеств появление в небе самолетов являлось как бы заключительным аккордом праздника. Наше дело правое и небесные силы с нами - ура!

Не стал исключением и Мозамбик, где показательные полеты заняли существенное место в работе летчиков. Первый такой вылет состоялся еще с аэродрома Бейра для встречи Президента Зимбабве Роберта Мугабе. Выглядело это предельно просто и эффективно. Четыре «МиГа», пилотируемые советскими инструкторами, встретили у самой границы «Боинг», на котором пожаловал с визитом дорогой гость. Пристроились слева и справа к президентскому самолету так, что были видны лица пилотов. В эфире раздались истерические крики экипажа «Боинга»: «Нас атакуют истребители!!…» Руководитель полетов успокоил, объяснив, что это почетный эскорт в вашу честь. После этого наши пилоты дружно покачали крыльями в знак приветствия. Уже после посадки президентского самолета, в момент исполнения государственных гимнов, четверка истребителей в плотном строю на высоте сто метров прошла над торжественной церемонией и с грохотом выполнила традиционный маневр роспуска, так называемый «тюльпан». Ведомые слева и справа ушли в стороны боевыми разворотами, второй ведущий закончил задание полупетлей, а командир группы выполнил еще пару фигур высшего пилотажа на малой высоте. После успеха этого «авиашоу» командующий ВВС Мозамбика генерал-майор Америко Мфуну стал применять авиацию во всех торжественных мероприятиях, на которых присутствовал сам.

Случались, конечно, и курьезы. Однажды во время тренировочного полета на высший пилотаж в районе авиабазы Бейра руководитель полетов Л.А. Демин называет мой позывной и говорит, что звонил командующий и просил немедленно сделать проход на малой высоте над отелем «Дон Карлос», где он находится с какой-то солидной иностранной делегацией. Нет вопросов, для этого ума много не надо. Зашел со стороны города, до отеля прямая как струна дорога. Стал над нею, снизился на уровень растущих вдоль трассы пальм, обороты максимальные, скорость 800 км/ч. Выскакиваю на отель - энергичная горка с углом 60', три восходящие бочки, переворот-петля и восьмерка на предельно малой высоте с максимальным креном, - все! Заход на посадку.

Через час меня вызвал для объяснений советский консул. Оказывается, он был в «Дон Карлосе» на встрече с немецкой делегацией, но даже не подозревал о сюрпризе, который решил преподнести мозамбикский генерал. Когда над отелем с оглушительным грохотом пронесся истребитель и воздушный поток поднял тучи пыли, все в ужасе присели, а два человека упали в обморок! В общем, собравшиеся испытали настоящий шок. Мне оставалось только извиниться за причиненные неудобства. На прощанье консул с улыбкой сказал, что генерал остался доволен произведенным эффектом.



Слева - автор в обнимку с сыном, инженер-связист Н.А. Зброй и комендант здания возле дома советских специалистов в Бейре. Справа - советские авиационные специалисты собрались в укрывавшем от палящего солнца павильоне на авиабазе Бейра. Лето 1982 г.


Самая «грандиозная показуха» состоялась в день независимости Мозамбика, 25 июня в небе над Мапуту. 8 боевых самолетов, 8 мозамбикских летчиков, 2 советских руководителя полетами. Почему два? Я находился на командном пункте в аэропорту и отвечал за выполнение взлета и посадки, а Л.А. Демин расположился на крыше высотного здания в центре столицы и непосредственно руководил показательным выступлением. Были выполнены проход группой. затем пилотаж в составе пары. Мозамбикские летчики продемонстрировали, на что способны. Без всяких излишеств - главное безопасность. На высших должностных лиц страны увиденное произвело самое положительное впечатление, и Президент Самора Машелл пригласил пилотов на торжественный прием в свою резиденцию. Конечно, для них это стало большой честью.


Помощь из Германии и дружба с кубинцами

В 1981 г. товарищи из ГДР поставили в Мозамбик 12 МиГ-17ф, и мы воочию убедились в различиях советского и германского подходов к оказанию интернациональной помощи. У нас «товар» был упакован в огромные деревянные контейнеры из досок- сороковок, которые достались мозамбик- цам и стали домиками универсального назначения. У немцев самолеты были закреплены на металлических полозьях и замотаны двойным слоем целлофана. После распаковки на аэродроме эти полозья вернули в порт и отправили обратно в Германию. Целлофан, скрепя сердцем, немцы оставили. У нас на сборке присутствовало 6 человек, у них - все 30. Правда, сборка прошла в два раза быстрее. Облеты выполняли немецкие летчики: взлет, проход, посадка. Передача советской техники проходила тихо, обыденно, как само собой разумеющееся мероприятие. Немцы обставили передачу с небывалой помпезностью. Прибыл их главком ВВС с целой свитой. На авиабазе организовали митинг и застолье, причем, за счет мозамбикской стороны. Звучали пламенные речи о любви до гроба…

Вскоре наступило «тяжкое похмелье». После предварительной подготовки к полетам подходит наш специалист при инженере полка Н.В. Волошин и говорит, что он осмотрел все немецкие самолеты и пришел в ужас. «Мужики, старайтесь не летать на них. Аварийное состояние. Гидрошланги прогнившие, нормы эксплуатации агрегатов просрочены, в общем, полный завал». Николай Васильевич проходил службу в Средне-Азиатском военном округе на аэродроме Карши. Успел побывать в Афганистане. Прекрасный опытный инженер- практик. Для него непонятных отказов не было. По любому вопросу шли за советом к нему.

Легко сказать - не летать. Наши воспитанники довольно быстро поняли, что их надули, и примерно через месяц давай нам подсовывать вылеты на прибывших из ГДР самолетах.

Надо сказать, что перед прибытием немецких коллег на авиабазу наш старший группы, советник при главном инженере авиации Мозамбика подп-к Антон Филиппович Резниченко провел внушительный инструктаж о том, как нужно вести себя в присутствии военнослужащих другой страны. В его речи особое место заняло требование соблюдения формы одежды, остановился он и на особенностях разговорной речи. Резниченко вообще больше обращал внимание на взаимоотношения внутри нашего коллектива, а не на технические проблемы. Для пущей важности любил повторять, что его партбилет в ЦК КПСС, будто бы остальные оставили свои в каком-то другом месте. (Все советские военные, выезжавшие за рубеж, проходили инструктаж в ЦК КПСС на площади Ногина в Москве и на время командировки сдавали туда на хранение партийные билеты). После такого инструктажа мы были просто шокированы появлением немцев в первый день их выхода на работу. Мы - в застегнутых наглухо комбинезонах, как требовал старший группы, они - все до единого с голым торсом и в красных трусах.

В целом с гэдээровцами у нас сложились нормальные отношения, хотя близкими их не назовешь. Через месяц, закончив сборку самолетов, основной их состав улетел в Германию. Остались 6 человек, четверо из них прекрасно владели русским языком, так как закончили в Москве академию им. Н.Е. Жуковского. Старший группы п-к Накгель был женат на москвичке и говорил по-русски лучше, чем их переводчик.

Особым расположением у мозамбикцев пользовались кубинцы. Революционно настроенные, не требовавшие для себя никаких излишеств, они стали примером для Африки. В отличие от нас, им выплачивали два оклада на родине, а в стране пребывания посланцы Фиделя денег не получали, лишь бесплатное питание да бутылку пива в день. Один раз в месяц им полагался продовольственный паек с далекой родины, но, как правило, приходил он с большой задержкой.

Кубинцы курировали службу безопасности и полицию, все остальное было нашим. По работе с ними мы не пересекались, а вот в спорте тесно сотрудничали. Например, среди трудившихся в Мозамбике кубинских преподавателей нашелся обладатель черного пояса каратэ. Он стал заниматься с нами и через пять месяцев с уверенностью сказал, что мы можем свободно гулять по городу в ночное время без особых последствий для собственного здоровья. По выходным мы часто встречались с кубинцами у нас в доме. Пели песни под гитару, если было чем, угощали друзей по нашему обычаю - в разумных пределах, конечно. Когда они получали посылки, приносили абсолютно все нам и просто требовали взять для общего стола. И все же с кубинцами приходилось держать определенную дистанцию - уж очень они были не равнодушны к женам наших специалистов.


Катастрофа вертолета Ми-8

Смерть всегда приходит неожиданно, без предупреждения… Эта трагедия произошла в 1982 г., не помню точно - в августе или сентябре. Ми-8 из состава ВВС Мозамбика следовал по маршруту Бейра- Мапуту, где-то на траверсе районного центра Иньямбане он пролетел над расположением своих войск, мозамбикские бойцы ошибочно приняли «вертушку» за вражеский аппарат и, недолго думая, воспользовались ПЗРК «Стрела-2». Ракета попала в двигатель, взорвалась, вертолет упал, все находившиеся на борту (около двадцати человек) погибли. Среди них и два летчика- истребителя, отправившихся в качестве пассажиров в столицу Мозамбика.

На авиабазе Бейра командование организовало прощание с погибшими пилотами. Мы, советские специалисты, наши жены, все без исключения приняли участие в этой траурной церемонии. В Книге памяти я от имени нашего коллектива сделал соответствующую запись, выразив чувства глубокой скорби и соболезнования родственникам погибших.

Масштабы этой трагедии могли быть еще большими, причем она могла непосредственно затронуть посланцев Страны Советов. В тот день мне на авиабазу в Мапуту позвонил из Бейры советник при начальнике тыла Борис Иванович Батрак и попросил организовать для него, еще двоих наших специалистов, а также их жен перелет на попутном борту в столицу. Они собирались в отпуск и спешили уладить формальности, чтобы отбыть в Москву. Я узнал у диспетчера, что как раз из Бейры в Мапуту должен отправиться Ми-8, тут же связался с Батраком и предложил ему поторопиться. А буквально через час стало известно о падении вертолета. Все находившиеся в тот момент на авиабазе Мапуту советские специалисты замерли в ожидании: что с нашими товарищами, где они? Как говорится, хуже нет ждать и догонять, а ждали худшего.


Автор и мозамбикские техники возле УТИ МиГ-15 после окончания полетов


Напряжение росло с каждой минутой, все лихорадочно ловили каждое новое сообщение. Наконец-то дежурный офицер приглашает меня к телефону - на проводе Бейра. Беру трубку, а там - родной голос Бориса Ивановича! Со всей пролетарской откровенностью он возмущается, мол, что это такое творится - их не дождались, улетели без них! Я терпеливо выслушал его, затем сообщил о катастрофе и поздравил со вторым днем рождения. Не иначе как в тот день наших друзей спасли ангелы-хранители.


Последний отказ

Осенью 1982 г. мой срок пребывания в Мозамбике подходил к концу. Под занавес довелось побывать в командировке в г. Тете, центре одноименной провинции на северо- западе Мозамбика - одном из самых жарких районов Африки. Там предстояло заниматься организацией на имеющихся объектах полноценной авиационной базы.

Город Тете стоит на берегу великой африканской реки Замбези, которая делит Мозамбик на северную и южную части. На ней находится знаменитый гидроэнергетический комплекс Кабора Баса. По своей мощности - 3,6 млн. квт эта ГЭС занимает одно из первых мест в мире. Ее водохранилище длиной 120 км и шириной 60 км - одно из самых больших рукотворных водоемов. Прозрачная зеленоватая вода просто манила окунуться в ее прохладу, ведь температура окружающего воздуха - выше 50". Угадав мое желание, мозамбикские летчики предупредили, что в реке купаться не желательно, много крокодилов, и каждый год 5-6 человек становятся жертвами этих чудовищ.

Местный аэродром когда-1о представлял собой современный авиационный комплекс со всей необходимой для обслуживания полетов инфраструктурой. Теперь для введения его в эксплуатацию надо было провести восстановительные работы, так как многое оказалось сломано и расхищено. ВПП находилась в удовлетворительном состоянии. Пятиэтажный командный пункте солнцезащитными стеклами был абсолютно пустым: мародеры растащили все. Хорошо запомнил состояние, когда идешь по аэродрому и невольно хочется поджать под себя ноги, такое ощущение, что стоишь на горячей сковороде. Еще - запах пожарищ, никуда не исчезающий едкий дым. Ну прямо, как будто на костре находишься в качестве шашлыка

Передовая группа прилетела на Ан-26. Советских специалистов было трое: инженер-связист Зброй Николай Андреевич, наш авиационный доктор Ермолаев Сергей Викторович и я. Врач среди летного состава - это самое доверительное лицо и авторитет № 1. Он последним ставит свою подпись в плановой таблице полетов. Именно он проверяет здоровье каждого летчика и отвечает за его физическое и психологическое состояние. Проходя службу в разных воинских частях, мне не раз довелось быть свидетелем, как доктор отстранял от полетов командира полка, не реагируя на его уговоры. На авиабазе Бейра Сергей Викторович оборудовал целый госпиталь. К нему шли не только больные военнослужащие, но и члены их семей. В квартире, где они жили с женой Тамарой, детским невропатологом высшей квалификации, одну из комнат оборудовали под медицинский кабинет. Прием они проводили круглосуточно, по мере необходимости. Хочу им выразить большое сердечное спасибо за бескорыстное выполнение гражданского долга. Эта прекрасная семья сейчас живет в Москве, супруги работают и продолжают дарить людям радость.

С киевлянином Николаем Зброем, который и сейчас живет в столице Украины, нам уже неоднократно приходилось бывать в совместных командировках в различных частях Мозамбика. Добросовестный, хороший специалист, он пользовался глубоким уважением у местных авиаторов, они ему доверяли и просили присутствовать на самых ответственных участках. Как-то во время боевой операции в районе г. Ши- мойю, в шестидесяти километрах от границы с Зимбабве, он заходит ко мне на выносной командный пункт и предлагает поздравить друг друга с днем рождения. Спрашиваю, что, собственно, за повод? Отвечает, что задержали двух лазутчиков, у которых было задание убить советских специалистов, а кроме нас с тобой, здесь таковых больше нет. Оказалось, командир роты охранения при допросе поставил их к стенке, наставил автомат: «Скажете правду. - сохраню жизнь, будете молчать - расстреляю», - и дал очередь поверх голов. Признались, подробно рассказали, что давно за нами охотились. Потому-то и примелькались эти диверсанты охране, которая их арестовала…

За неделю наша передовая группа смогла подготовить аэродром Тете для принятия «МиГов». Конечно, для постоянного базирования работы было еще не початый край, но как аэродром подскока или запасной его можно вполне использовать. Вскоре мы смогли принять шестерку «МиГов» и в дальнейшем провести несколько летных смен с целью облета района, средств радиотехнического обеспечения, выяснить особенности эксплуатации аэродрома. В целом с поставленной задачей мы справились успешно и можно было возвращаться в Бейру.

До окончания моей трехлетней командировки оставалось менее двух недель. Предстояло облетать два отремонтированных самолета (все тех же немецких «МиГа») и перегнать их обратно в Бейру. Сажусь в кабину первого истребителя, запросил запуск, вывожу обороты - горит лампочка «пожар». Смотрю параметры, все в норме, а лампочка не гаснет. Доложил руководителю, выключил двигатель. Пересел во второй самолет. Запустил двигатель, проверил на всех режимах параметры, все нормально. Начал выпуск закрылков и тормозных щитков. Вдруг весь технический состав забегал, засуетился, показывают руками - глуши двигатель. Выключил, открываю фонарь, выхожу из кабины. Под самолетом огромная лужа масла, со всех отверстий валит густой едкий дым, похоже, лопнул гидравлический шланг. Да, говорю командиру базы, видать не судьба, я свой ресурс в Мозамбике выработал.

30 октября рейсовым DC-8 мы вылетели на Софию, откуда через ГДР предстояло добираться до Москвы. Прощай, Африка!








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх