«Шайтан-арба» под огнем

Потери и повреждения Ми-24 в Афганистане

Со второй половины минувшего века вертолеты начали принимать активное участие в войнах и вооруженных конфликтах. Поначалу они использовались как транспортно-эвакуационное средство, а с конца 1950-х гг. – и для огневой поддержки наземных войск. Пальма первенства 8 этом принадлежит французам. Они применяли в боях обычные транспортные машины, вооруженные пушками, пулеметами, НАР, а позже и ПТУР. Удачная идея нашла последователей во всем мире, в том числе в США. Американцы, широко применяя вооруженные многоцелевые вертолеты UH-1, впервые в мире создали и приняли на вооружение специализированный боевой вертолет – знаменитый АН-1 Huey Cobra.

– Кобры- появились над полем боя в 1967 г, – в разгар войны в Юго-Восточной Азии. На них воевали летчики Армейской авиации и Корпуса морской пехоты США, а также ВВС Южного Вьетнама. Масштабы применения АН-1 впечатляющи. Так, к началу 1970 г. 1-я бригада Армейской авиации насчитывала в своем составе 447 -Кобр-. Несмотря на бронирование и высокую живучесть конструкции. винтокрылые штурмовики несли серьезные потери, составившие 295 машин: 285 в Армейской авиации и 10 у морпехов.

На рубеже 1970-х гг. в СССР создали свой -ответ Чемберлену- – боевой вертолет Ми-24 (см. -АиВ-. № 3'96). Вероятно, самая яркая глава в его биографии – участие в боевых действиях в Афганистане. В отличие от Индокитая 1970-х. количество боевых вертолетов в Афганистане редко превышало сотню машин. Тем не менее, их экипажи проделали в интересах наземных войск огромную работу. Противник боялся «двадцатьчетверок» и ненавидел их. По заявлению одного из полевых командиров, -этот вертолет был самым ненавистным в течение многих лет-. Душманы прозвали его -Шайтан- арба-, т. е. -Дьявольская повозка-. Понятно, что Ми-24 были среди приоритетных целей для всех видов оружия, имевшегося у моджахедов. Но несмотря на активное противодействие ПВО противника, потери -двадцатьчетверок- за 10 лет войны составили лишь 78 (по другим данным – 80) единиц, а среди их экипажей – 149 человек.

В настоящей статье авторы попытались рассмотреть все известные им случаи потерь Ми-24 в Афганистане и проанализировать их причины.


Истребительная авиация

Хотя моджахеды в Афганистане авиацией не располагали – экипажи вертолетов, действовавшие в районах, приграничных с Ираном и Пакистаном, вынуждены были считаться с потенциальной угрозой, исходившей от ВВС упомянутых стран. Со стороны Пакистана эта опасность имела вполне реальные очертания. Патрулировавшие свою границу истребители южного соседа часто вторгались в афганское воздушное пространство и атаковали советские и афганские самолеты и вертолеты. Иногда нападение осуществлялись пуском ракет через линию границы. Известны четыре таких случая.

В феврале 1985 г. через линию границы произведен пуск управляемых ракет (УР) класса -воздух-воздух-. В результате прямого попадания Ми-24 был сбит. 3 октября того же года близким разрывом УР (в пяти-шести метрах от правого борта) получил повреждения Ми-24П полковника А. Семенова. Загорелся и, в конечном итоге, разрушился правый двигатель, были иссечены осколками несущий винт, фюзеляж и топливные баки. Тем не менее, летчик дотянул на израненной машине до своего аэродрома и сумел благополучно произвести посадку. После ремонта вертолет возвратился в строй.

12 августа 1986 г Ми-24 совершал патрульный облет пакистанской границы. В этом вылете он был вооружен двумя УР Р-60М. Внезапно по СПО прошло предупреждение о том. что -вертушку- облучают РЛС двух истребителей. Не ожидая атаки, летчик развернул «двадцатьчетверку» навстречу противнику и, произведя захват одного из самолетов, выпустил по нему ракету. Однако один из пакистанцев произвел пуск своего «Сайдуиндера- (AIM-9L Sidewinder) несколько раньше, а затем оба F-16. выполнив противоракетный маневр, ушли в воздушное пространство Пакистана. Ракета противника угодила в крыло вертолета и снесла его начисто К счастью, детонации боевой части ракеты и подвешенного под крылом вооружения не произошло, и поврежденный Ми-24 долетел до своего аэродрома. Ремонт ограничился установкой новой плоскости и залатыванием пробоин на фюзеляже.

22 мая 1987 г Ми-24П летчика В Александрова был обстрелян через границу двумя «Сайдуиндерами». Пилот, вовремя заметивший опасность, включил аппаратуру постановки помех, в результате чего обе приближающиеся УР потеряли цель из-за воздействия ИК-импульсов от ЛВВ-166 -Липа». После неудачной атаки пакистанцы не успокоились. С F-16 по вертолету выпустили еще две ракеты, одна из которых попала в левый мотоотсек и, разрушив бронекапот, вывела двигатель из строя. Начался пожар. На подходе к своему аэродрому в машину угодил еще и -Стингер», запущенный с земли моджахедами, причем все в тот же левый двигатель. Тем не менее, вертолет благополучно приземлился, а затем его отправили на ремонт в Союз.


Переносные зенитно-ракетные комплексы

Среди всех средств ПВО моджахедов наибольший эмоциональный резонанс в среде вертолетчиков вызывали переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Их эффективность впоследствии всячески превозносилась в СМИ. на их счет было записано не менее половины всех потерь летательных аппаратов в ходе боев в Афганистане. Однако на самом деле при помощи упомянутых средств моджахеды смогли сбить 29 «двадцатьчетверок».

Тем не менее, появление в Афганистане таких комплексов, особенно «Стингеров-, вынудило советских летчиков изменить тактику применения авиатехники, что повлекло за собой снижение эффективности воздействия по вражеским объектам и живой силе. Появление ПЗРК в отрядах моджахедов отмечалось еще в 1980 г.. однако первые успешные пуски были зафиксированы лишь в 1981 г.

Противник использовал целую гамму ПЗРК различных типов и происхождения: советские «Стрела-2». «Стрела-2М«, а также их египетские, иранские и китайские копии, американские Red Eye и Stinger, британские Blowpipe и Javelin. Всего же отряды оппозиции получили за время войны против советских войск порядка 3000 ПЗРК. Каждый год их количество в отрядах моджахедов росло Так, если в середине 1984 г. их насчитывалось порядка 150 единиц, то в апреле 1987 г. – 341, а к концу 1988 г. – 691 И это несмотря на серьезные собственные потери. Так, за время боевых действий частями и подразделениями 40-й армии было уничтожено, по неполным данным, 330 ПЗРК и захвачено 366.


Наземный персонал готовит к вылету Ми-24В. Кандагар, 1985 г.


Интенсивность применения систем из года в год росла. Если в 1984 г. было отмечено 62 пуска, в 1985 г. – 141, то в 1986 г – 847. а в первые три с половиной месяца 1987 г. – 86. Поначалу вертолетчики испытали на себе действие продукции советского же ВПК – последствия -братской помощи- в дружественные СССР страны. Эти ПЗРК были в руках моджахедов с самого начала войны и попали к ним различными путями. В первую очередь, небольшое их количество принесли в отряды оппозиции дезертиры из правительственной армии. Второй путь – поставки из-за рубежа: Египта. КНР, Ирана. Египтяне, вообще, были первыми получателями ПЗРК из СССР, а затем Союз предоставил Стране пирамид лицензию на производство комплексов с условием применения их лишь на антиизраильском фронте. В Москве и в страшном сне не могли представить. против кого это оружие будет повернуто. Египтяне выпускали -Стрелу-2- под названием -Айнас Сакр» (Ауп as Sakr), а затем на ее базе создали более совершенную «Сакр Ай» (Sakr Eye) Китайцы в 1972 г. украли два экземпляра ПЗРК из эшелона, шедшего через территорию КНР во Вьетнам и после детального изучения начали выпускать их у себя как HN-5A (Hongying-5A). В Иран комплексы -Стрела-2- были поставлены еще при шахе. Кроме того, после победы исламской революции новое правительство страны наладило их производство на своих заводах.

ПЗРК -Стрела-2- (9К32) создан в СКБ Госкомитета оборонной техники СССР под руководством главного конструктора С.П. Непобедимого Он был принят на вооружение Советской Армии в 1968 г.. прошел боевую проверку на Суэцком канале в 1969 г.. после чего начались его поставки союзным и дружественным армиям, а также вооруженным формированиям различных национально-освободительных движений, многие из которых впоследствии оказались спонсорами террористических и антисоветских организаций. Комплекс предназначался для борьбы с воздушными целями, летящими на высотах от 50 до 1500 м со скоростью до 220 м/с на расстоянии до 3,4 км. Пуск его ракеты 9М32 производится исключительно вдогон. Вероятность поражения ЛА одной ракетой – 0,19-0,25. Боевая часть (БЧ) УР 9М32 – осколочно-фугасного действия массой 1,17 кг. Взрыватель – контактный. Главным недостатком комплекса

считалась невозможность стрельбы на встречных курсах ввиду малой чувствительности тепловой головки самонаведения (ТГСН).

В 1970 г. на вооружение СА принимается модернизированный ПЗРК -Стрела-2М- (2К32). Он обеспечивал стрельбу на встречных курсах по целям, летящим со скоростью до 150 м/с. Скорость поражаемого вдогон ЛА выросла до 260 м/с, дальность пуска – до 4,2 км, а высота полета цели – до 2300 м. Процессы захвата цели ТГСН и пуска ЗУР стали автоматизированными.

Небольшой серией в 700 единиц был выпущен комплекс «Стре- ла-2М2« (2М32М2), отличавшийся применением двуокиси углерода для охлаждения ТГСН. Эту модификацию не приняли на вооружение Советской Армии, т.к. на подходе была более совершенная «Стрела-3-. Поэтому комплекс поставлялся исключительно в -дружественные страны», в т.ч. и в Афганистан. Он же выпускался серийно в Иране.

Китайцы скопировали »Стрелу-2М-, несколько доработав ее. У их ПЗРК была более мощная БЧ, а охлаждение головки самонаведения осуществлялось жидким аммиаком. HN-5A оснастили инфракрасным прицелом. Досягаемость по высоте составила 2500 м, а по дальности – 4000 м У египетской «Сакр Ай» в результате доработок дальность пуска составила 4400 м. а потолок – 2400 м. Этот ПЗРК мог обстреливать вдогон цели, летящие со скоростью до 280 м/с. Комплекс оснащался либо инфракрасным пассивным, либо оптоэлектронным прицелом.

А теперь – факты применения -Стрел- против -двадцатьчетверок-. Октябрь 1983 г. По одному из Ми-24Д были произведены пуски нескольких ракет, две из которых угодили в машину. На борту возник пожар. Летчик пытался посадить вертолет, но не справился с управлением из-за слишком высокой скорости Ми-24 разбился, а авиаторы погибли. По всей видимости, это был экипаж к-на Мень- шойкина, погибший 3 октября. В июне 1984 г. отряд душманов с расстояния 3 км произвел пуск пяти «Стрел». Две поразили Ми-24 в топливные баки. Из-за серьезной утечки горючего и начавшегося пожара на борту экипаж покинул машину с парашютами. В том же месяце из-за попадания «Стрелы- один из двигателей вертолета был выведен из строя, а на борту начался пожар. Тем не менее, машина благополучно вернулась на базу Это была первая посадка Ми-24 на одном двигателе со вторым, уничтоженным огнем противника. Апрель 1988 г. В экранно-выхлопное устройство (ЭВУ) Ми-24В к-на П.Н. Майданова попала -Стрела-2М2-. Из-за разрыва БЧ по бронекапоту редуктора ударили девять тяжелых осколков. По пути на базу капот и ЭВУ отвалились. Ремонт был выполнен в тот же день.




Боевые повреждения Ми-24 от огня моджахедов


В качестве отступления от темы интересна статистика применения -Стрел- против -Кобр- в Индокитае. 25-ю пусками ракет были уничтожены 18 -Кобр» (все – в 1972 г.). Черным днем для американцев оказалось 12 мая. когда в ходе боев в районе г. Анлок за полчаса расчетами ПЗРК были сбиты пять АН-1.

Первыми из западных образцов ПЗРК в Афганистане в 1982 г. появились уже устаревшие на тот момент FIM-43A Red Eye, поставленные моджахедам по линии ЦРУ. «Ред Ай» – первый в мире серийный комплекс подобного назначения. Его разработка началась в 1959 г., а на вооружение в США он был принят в 1965 г. ПЗРК включал в себя ЗУР, пусковую установку и блок батареи охладителя. Ракета оснащалась тепловой головкой самонаведения (ТГСН), охлаждаемой фреоном, Поиск цели и ее сопровождение производились при помощи 2.5-кратного оптического прицела. Взрыватели – контактный и безконтактный. Цель поражалась осколочно-фугасной БЧ массой более 1 кг, при этом масса ВВ. в зависимости от модификации, колебалась от 0,56 до 0,7 кг. Изнутри двухслойный корпус боеголовки имел проточки запланированного дробления, при помощи которых при взрыве получалось 80 15-граммовых осколков, разлетавшихся со скоростью до 900 м/с. Они могли пробить даже 8-мм бронеплиты основных агрегатов Ми-24, не говоря уже о 5-мм плитах кабины экипажа. Дальность поражения ЛА противника от 0,5 до 3,5 км. при максимальной скорости полета цели до 230 м/с. Диапазон высот – от 30 до 1500 м. Вероятность поражения – 0,3-0,5.

Данному комплексу были присущи и недостатки: возможность стрельбы только в заднюю полусферу цели, чрезмерная чувствительность ТГСН, что позволяло легко уводить ее с боевого курса при помощи термоловушек, ограниченный 25-ю градусами угол обзора прицела и малое, всего 40 секунд, время работы батареи Последнее приводило к тому, что малоопытные операторы не всегда укладывались в интервал между обнаружением цели и пуском ракеты, и часто случалось, что батарея садилась еще до того, как был произведен надежный захват ЛА противника.

В ходе боевых действий выявилось, что захват ТГСН ракеты вертолетов, не оснащенных ЭВУ, возможен на расстоянии, не превышающем 1,5 км, а с устройством – всего 1 км. Отстрел термоловушек почти всегда уводил эти ракеты с курса, а установка на -вертушки- станций импульсных ИК помех ЛВВ166 -Липа- свела вероятность попадания ЗУР «Ред Ай» практически к нулю. Выяснилось также, что оба типа взрывателей ракеты не отличались надежностью. Бывало, что -Ред Ай- пролетал в нескольких сантиметрах от корпуса, не разорвавшись, а при прямом попадании разбивался вдребезги о броню либо застревал в дюралевой обшивке.

Всего за 1982-86 гг. моджахеды с помощью «Ред Ай» сбили два Ми-24Д и один Су-25. В одном случае ракета угодила в блок НАР УБ-32-24 и боекомплект ракет сдетонировал. Экипаж погиб. Во втором ЗУР попала в корму, вызвав пожар. По пламени навелись еще две «Ред Ай», поразившие вертолет в корневую часть крыла и редуктор. Машина потеряла управление и разбилась. И в этом случае из экипажа никто не уцелел.

В ряде случаев противнику удалось повредить несколько «двадцатьчетверок». Так, 23 июня 1984 г. Ми-24В к-на В. Смирнова подвергся обстрелу двенадцатью ЗУР -Ред Ай-. Одна ракета врезалась в крыло и не взорвалась, другая пробила брешь в ЭВУ, третья разорвалась на бронеплите двигателя, не причинив ему серьезного вреда, взрыватель четвертой сработал у кормы вертолета, вызвав утечку топлива и пожар. Затем душманы выпустили еще семь таких ракет, но летчик отстрелил гермоловушки. и все ЗУР ушли в «молоко». Поврежденный Ми-24 дотянул до своего аэродрома и вскоре был возвращен в строй.

В марте 1985 г одиночная ракета поразила автомат перекоса Ми-24, однако экипаж сумел справиться с ситуацией и совершить мягкую вынужденную посадку. Еще в одном случае две -Ред Ай- попали в бронекапот редуктора, погнув и сорвав его. Ремонт ограничился установкой нового капота. В конечном итоге, сами же «воины Аллаха» отказались от применения FIM-43. Пожалуй, единственным достоинством ракеты было достаточно сильное поражающее действие БЧ. обеспечиваваемое мощным фугасным воздействием. дополненным тяжелыми осколками.

Наибольшую известность в ходе войны в Афганистане получили «Стингеры-. Всеракурсный ПЗРК FIM-92 Stinger (буквально: «Тот. кто жалит») был создан компанией -Дженерал Дайнемикс- по заказу Пентагона в 1978 г. Его испытания прошли в 1979-1980 гг. . а в 1981 г. его приняли на вооружение. В Афганистан было поставлено около 900 комплексов двух модификаций: FIM-92A и FIM-92B (ПЗРК Stinger-POST). Последний оснащался ТГСН, работающей как в ИК, так и в ультрафиолетовом диапазоне волн. Это большое достоинство, поскольку детекторы обоих видов излучений, работая в одном контуре с двумя цифровыми микропроцессорами, осуществляют т.н. розеткообразное сканирование, что обеспечивает высокие возможности селекции цели в условиях фоновых помех, а также защищенность от средств противодействия ИК-диапаэона

.

Пуск ракеты ПЗРК FIM-43A «Ред Ай» на полигоне



Моджахеды с ПЗРК -Стрела-2» (вверху) и FIM-92 -Стингер»


ПЗРК -Стингер- включал в себя: ЗРК в транспортно-пусковом контейнере, оптический прицел, блок энергоснабжения и охлаждения с электробатареей и емкостью с жидким аргоном, аппаратуру опознавания -свой-чужой- Общая масса комплекса в боевом положении – 15,7 кг. Дальность стрельбы от 500 до 5200 м на догонных курсах и 1000 м – на встречных. Высота поражения от 30 до 3500 м. Максимальная скорость полета ракеты 700 м/с, цели – 400 м/с. Вероятность поражения цели составляет 0.4-0.6. ЗУР включает осколочно-фугасную БЧ. оснащенную 450-ю трехграммовыми кубическими поражающими готовыми элементами (ПГЭ).

Практика боевого применения -Стингера- по вертолетам показала, что ПГЭ пробивали обшивку, в частности, в зоне топливного бака, вызывая утечку горючего, а иногда и пожар, секли лопасти рулевого и несущего винтов, снижая их эффективность, могли перебить тяги управления рулевым винтом, но не причиняли большого вреда агрегатам, защищенным броней. Иногда, за счет действия фугасного фактора и плотности поля осколков отмечались случаи повреждения двигателя либо срыва бронеплит. Однако, в случае попадания одного -Стингера- в Ми-24. сбить последний было почти невозможно. Исключениями стали случаи поражения хвостовой балки, боекомплекта либо топливных баков.

ПЗРК данного типа редко давали прямое попадание непосредственно в фюзеляж вертолета. Примерно в 80% случаев взрыв происходил в 0,3-1 м от него. Обычно при попадании ракета подходила к вертолету под углом 70-90°, из-за чего поток ПГЭ проходил почти параллельно обшивке. Всего зафиксировано 563 пуска -Стингеров- по Ми-24. Отмечено 89 попаданий. Из них лишь 31 привело к гибели 18 вертолетов (некоторые из них были сбиты двумя-тремя ракетами либо совместно с другими средствами ПВО). С одного попадания были уничтожены лишь два Ми-24. Всего же пусками ПЗРК этого типа, по данным -Роствертола-, были повреждены 43 Ми-24. Из этого числа одиночными попаданиями – 31 (из них 22 вернулись на аэродром, а 9 совершили вынужденную посадку). Двумя и более попаданиями – 12 (семь из них вернулись, а пять вынужденно сели). Из совершивших вынужденную посадку машин восстановлению не подлежали всего четыре. Еще два вертолета были уничтожены своими, дабы не достались врагу. Все остальные Ми-24 после ремонта были вновь введены в строй. Отметим также, что восемь пораженных -Стингером- вертолетов выдержали еще и попадания ракет ПЗРК -Стрела-. В СССР на ремонт после попадания -Стингера- пришлось отправить всего 12 Ми-24. которые впоследствии были восстановлены.

Для борьбы со -Стингерами- экипажи применяли стандартные средства: термоловушки. ЭВУ и устройство постановки помех «Липа». Отстрел ловушек помогал слабо: ракета уводилась от вертолета всего в 27% случаев против 54% при атаке «Стрелы-. Зато при использовании ЭВУ и -Липы» до 70 % ЗУР теряли цель из-за ее ИК-импульсов. Кроме того, в этом случае дальность захвата ИК ГСН -Стингера» снижалась до 1800 м. По всей очевидности. ЭВУ, установленные на Ми-24, оказались лучшими в своем классе в мире. В них температура выхлопных газов на выходе падает до 370°. а поток воздуха от несущего винта, размывая их, снижал почти вдвое ИК-контрастность машины. Для облегчения вертолета летом отдельные экипажи снимали ЭВУ, летая без них. Хотя эффективность противодействия ЗРК и снижалась, «Стингеры» часто «прощали» подобное к ним неуважение. Как вспоминал один из летчиков: «Липа- просто сводила «Стингеры" с ума. Они петляли и изворачивались в ее лучах, разрываясь, в конце концов, в паре десятков метров от вертолета. Даже летом, в горах, когда мы снимали ЭВУ для облегчения машин. «Стингеров» можно было не бояться!-.

Также против ЗРК данного типа помогал маневр уклонения, названный вертолетчиками «фаталист» или «нахалка». Обнаружив пуск «Стингера», летчики поворачивали на ракету и шли прямо на нее, затем слегка доворачивали вправо и за одну-две секунды до «контакта» резко -давали влево- с креном под 90°. «Стингер», реагируя с упреждением на правый поворот, из-за инерции не мог сразу же перейти в левый -галс- и терял цель. Если при этом работала «Липа», то ЗУР теряла цель от ее импульсов. Примерно в 65% случаев при выполнении данного маневра удавалось избежать, казалось бы, неизбежного попадания ракеты.


Ми-24Д, сбитый в Панджшерском ущелье в 1981 г.


В Москве -Стингер- оценили как весьма опасный комплекс. Была создана особая комиссия для предметного анализа потерь и повреждений, нанесенных данным ЗРК в ходе боевых действий. Работавшие в ней специалисты пришли к выводу, что при достаточной бронированности Ми-24В и П малая степень повреждений, наносимых «Стингером», объяснялась прежде всего тем. что -Стингеры- ранних модификаций были рассчитаны, прежде всего, на поражение сверхзвуковых небронированных целей попаданием не в область сопла, а в центроплан и поражением плотным слоем легких ПГЭ. Как показал опыт боевых действий. ПЗРК данного типа оказались весьма эффективными против реактивных самолетов, в первую очередь Су-17 и МиГ-21 и даже бронированных Су-25. Всего в ходе боев в Афганистане от воздействия «Стингеров» было потеряно: реактивных самолетов суммарно – 7.2% (Су-25 – 4.7%), Ми-24 – 3.2%. Ми-8 – 18%.

Впервые в Афганистане «Стингеры» были применены 25 сентября 1986 г в районе Джелалабада отрядом некоего инженера Гаффара из Исламской партии Гульбеддина Хекматияра В тот день группа из 35 человек устроила засаду в районе местного аэродрома, обстреляв возвращавшуюся с рутинного задания по разведке и уничтожению караванов восьмерку боевых и транспортных машин 335-го отдельного боегого вертолетного полка.

Первой целью стал Ми-24В к-на А. Селиванина. Одна ЗУР промахнулась, вторая угодила в десантную кабину, убив техника и изрешетив два топливных бака Третья вызвала пожар. Уцелевшие летчики покинули «вертушку» с парашютами. Таким образом, борт Селиванина стал первой «двадцатьчетверкой». да и вообще летательным аппаратом, сбитым в Афганистане ПЗРК данного типа. Еще двумя ракетами душманы повредили Ми-24В л-та Е.А. Погорелого. Летчик приказал остальным членам экипажа покинуть вертолет, а сам попытался его посадить. Подбитая машина приземлилась грубо и разрушилась. Летчик получил тяжелые травмы и скончался в госпитале. Посмертно он был награжден орденом Красного Знамени. Остальные члены экипажа уцелели. Кроме того, в воздухе взорвался Ми-8. Уцелел лишь правый летчик, которого взрывом выбросило из кабины, а парашют раскрылся автоматически. Вот как вспоминает эти события полковник К.А. Шипачев. тогда командир звена 335-го ОБВП: '…Неожиданно мы услышали довольно сильный взрыв, затем еще и еще. Пытаясь понять, в чем дело, выскочили на улицу и увидели следующую картину: прямо над нами спиралью снижались шесть вертолетов, а на земле, на удалении 100-300 м от полосы, горел сбитый Ми-8. В воздухе же зависли на парашютах выпрыгнувшие летчики. Как потом выяснилось на разборе, по группе, заходившей на посадку, душманы из засады произвели 8 пусков ПЗРК «Стингер» с расстояния 3800 м от взлетно- посадочной полосы. После первого же пуска руководитель полетов дал команду экипажам на включение средств защиты и открытие огня по нападавшим, однако стрелять было нечем: весь боекомплект уже полностью израсходовали, и боевые вертолеты даже не смогли нанести ответный удар Все, кто своевременно включил отстрел тепловых ловушек, защитились от ракет, а два вертолета оказались сбитыми… Сразу поняв, что адекватный ответ противнику летчики дать не смогли, командный пункт немедленно передал координаты цели на позиции реактивной артиллерии, и по бандитам был нанесен ответный удар Через день мы проводили тела погибших товарищей на Родину, и уже 28 сентября опять приступили к выполнению очередных задач-.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх