ВВС Македонии

Игорь Божиновски/ Скопье, Македония

Перевод с английского Оксаны Трофимчук/ Киев


Республика Македония – маленькая страна в сердце Балканского полуострова. На востоке она граничит с Болгарией, на западе-с Албанией, на севере – с Сербией, на юге – с Грецией, После Второй мировой войны она стала одной из шести республик коммунистической Югославии (СФРЮ). После распада федерации Македония единственная из бывших республик Югославии получила свободу мирным путем. Однако через 10 лет этнические конфликты чуть не уничтожили эту страну. Лишь действия правительства да помощь международной общественности помогли избежать того ужасного сценария, по которому развивались события в Боснии и Герцеговине.


Создание ВВС Македонии

Когда Македония входила в состав СФРЮ, существовала единая Народная Армия Югославии, которая в качестве базы своих ВВС и ПВО в регионе использовала аэропорт Петровец (Petrovec), расположенный в 20 км на юго-восток от македонской столицы Скопье (Skopje). Там постоянно базировалась 98-я авиабригада ВВС, в состав которой входили 241-я и 247-я истребительно-бомбардировочные эскадрильи, оснащенные, соответственно, истребителями- бомбардировщиками J-22 Orao и J-21 Jastreb, и 354-я разведывательная эскадрилья с оснащенными специальным оборудованием IJ-21. В Петровце базировались также самолеты общего назначения А-66 и вертолеты SA-341H Gazelle-HERA производства компании SOKO. В те времена Петровцу отводилась большая роль в защите южных районов Югославии от опасности, которая грозила им с востока, где располагалась Болгария – страна Варшавского договора, и с юга – от Греции, являвшейся членом НАТО.

8 сентября 1991 г. состоялся референдум, на котором жители Македонии проголосовали за независимость, а 17 ноября парламент республики принял Конституцию, согласно которой эта страна была провозглашена суверенным, независимым и демократическим государством, имеющим собственные Вооруженные Силы. 21 февраля 1992 г. Президент страны Киро Глигоров подписал договор, по которому войска Югославской Народной Армии должны были покинуть территорию Македонии до 15 апреля. Федеральная армия выполнила условия договора даже ранее назначенного срока – последний югославский солдат покинул землю Македонии 27 марта 1992 г. Практически все вооружение уходящая армия вывезла в Сербию. В Македонии осталось лишь несколько единиц легкой военной техники, принадлежавшей подразделениям Территориальной обороюны. Перелетело из Петровец на сербские аэродромы и более 35 самолетов. После масштабного конфликта, начавшегося в 1991 г. в Боснии и Герцеговине. Совет Безопасности ООН объявил эмбарго на поставки вооружений всем бывшим республикам Югославии, что значительно замедлило развитие Вооруженных Сил Македонии.

10 июня 1992 г. официально было объявлено об образовании Военно-воздушных сил Македонии, которые первоначально назывались Военно-воздушными силами и Войсками ПВО Армии Республики Македония. Они стали одними из самых молодых ВВС в Европе. С первого дня существования их главной авиабазой стал Петровец – самый большой в стране военно-гражданский аэродром.


Первые приобретения

Изначально ВВС Македонии уделяли большое внимание поддержанию должного уровня квалификации своих пилотов. Для этого использовались восстановленные UTVA-66, которые федеральная армия бросила разбитыми в аэропорту Куманово (Kumanovo), и четыре легких самолета UTVA-75A21. арендованных у Авиационной ассоциации Македонии. Однако после того, как в 1993 г. в Македонии катастрофа двух больших лайнеров унесла жизни 197 пассажиров, одной из важнейших задач государства стало оснащение ВВС страны вертолетами для проведения поисково-спасательных операций и оказания срючной медицинской помощи. Несмотря на эмбарго, в течение 1994 г. ВВС Македонии приобрели у частной российской компании, работавшей в Чехии, 4 вертолета Ми-17. Эти машины, оборудованные для проведения гражданских операций, были покрашены в белый цвет и несли как гражданские, так и военные обозначения. Эмбарго удалось обойти, переведя приобретенные вертолеты в разряд -медицинского оборудования-. Получив их, ВВС Македонии организовали 301-ю эскадрилью транспортных вертолетов (301.TRHE). Затем, после приостановки действия эмбарго, эти Ми-17 были перекрашены и получили только военные обозначения.


Македонский Ми-24В ведет огонь НАРами С-5


Высадка македонских спецназовцев из вертолетов Ми-17


Обучение летчиков ВВС Македонии вышло на качественно новый уровень в 1995 г.. когда у Чехии были приобретены четыре двухместных тренировочных самолета Zlin-242L. Эти машины первыми вошли в состав 101-й авиационной эскадрильи (101.АЕ). Получив их, ВВС Македонии решили вернуть UTVA-75A21 прежнему владельцу. Один UTVA-66 оставался в составе ВВС вплоть до августа 2001 г., после чего был передан в аэроклуб города Битола (Bitola).

В t996 г. Совет Безопасности ООН снял с Македонии эмбарго на поставку вооружений, после чего появилась реальная перспектива приобретения новой техники. Бывший главнокомандующий ВВС Македонии Майл Манолев (Mile Manolev) сообщил о намерении Чехии передать 4 реактивных учебно-тренировочных самолета L-39 «Альбатрос», однако этот контракт не был подписан из-за финансовых затруднений Министерства обороны Македонии. В июле 1998 г. с целью укрепления военных связей Турция предложила в подарок 20 истребителей F-5A/B, однако с условием, что Македония возьмет на себя все расходы по их модернизации. Этот дар решили не принимать. Позже турки предложили 10 уже модернизированных F-5, но и от них Македония отказалась. 24 декабре 1999 г. средства массовой информации сообщили о готовности Болгарии передать Македонии 12 истребителей МиГ-21бис, 12 боевых вертолетов Ми-24Д и патрульные катера. По причине плохого состояния предложенной авиатехники Македония отвергла и это предложение. В течение 2000 г. сообщалось о переговорах по приобретению партии американских вертолетов UH-1D Huey, а также по поставке из Германии 16 легких многоцелевых вертолетов Во-105, которые ранее состояли на вооружении немецкой армии. Македония планировала использовать их для учебных целей (4 Во-105СВ). борьбы с танками (8 Во-105Р) и разведки (4 Во- 105М). Затем последовала информация о переговорах с Украиной относительно приобретения одной эскадрильи боевых вертолетов Ми-24 и 8 транспортных Ми-8/17 для завершения комплектации 301-й эскадрильи. К сожалению, в результате недальновидности политиков и военного начальства, среди которого были преимущественно представители Сухопутных сил. ВВС утратили множество благоприятных возможностей оснастить свои подразделения необходимой техникой, которая зачастую предлагалась бесплатно. Цена этого стала очевидной всего через несколько лет, когда ВВС были вынуждены участвовать в военных действиях, располагая лишь символическим парком: четырьмя гражданскими Ми-17 и тремя оставшимися Zlin 242L (7 апреля 1999 г. один «Злин» был потерян в тренировочном полете из-за отказа двигателя).


Война в Македонии, но почему?

Во время войны в Косово 1999 г. Республика Македония сотрудничала с НАТО, оставаясь, тем не менее, в стороне от конфликта. Опасаясь возможной атаки на авиабазу Петровец, где в то время располагались мощные силы альянса, ВВС Македонии перевели свой воздушный флот в другие аэропорты в глубине страны. Оттуда македонские ЛА выполняли полеты, наблюдая за неспокойными границами с Косово и Албанией. Они также доставляли еду, воду и медикаменты в лагеря албанских беженцев. По иронии судьбы, уже через полтора года хорошо организованные и вооруженные группировки албанских экстремистов, называвших себя Национальной освободительной армией (НОА). создали очень серьезную угрозу суверенитету Македонии.

Прюиэошло это так. После вывода из Косово югославских сил безопасности и ввода туда в июне 1999 г. войск НАТО ООН приняла решение разоружить так называемую Освободительную армию Косово (OAK). Однако последняя не собиралась сдаваться. Ее оружие было размещено на складах, а бойцы ждали возможности применить его в последующих операциях по «очистке» Косово от не-албанского населения, а также в борьбе с «оккупантами албанских территорий» в южной Сербии и Македонии. С весны 2000 г. албанские террористы предприняли ряд нападений на полицейские участки, контрюльно-пропускные пункты и пограничные посты Сербии и Македонии. Эти события показали, что, хотя большая часть OAK была расформирована, мятежники продолжали активно действовать. Они объединились в две новые радикальные организации: так называемую Освободительную армию Пресево. Медведии и Буяновиц в южной Сербии, а также уже упомянутую НОА в Македонии.

С помощью жестокости и террора, которые оправдывались защитой интересов албанцев, НОА стремилась достичь федерализации Республики Македония, а затем присоединения части ее территории к Косово и Албании. Таким образом, эта армия пыталась реализовать давнюю идею о создании паналбанской федерации, известной как Великая Албания. Первым актом, ответственность за которшй взяла на себя НОА, стал налет на удаленный македонский полицейский участок в Театце (Tealce) 22 января 2001 г., в результате которого один полицейский погиб и трое получили ранения. Через месяц албанские террористы захватили деревню Танусечи (Tanuseci) на границе с Косово. Радикально настроенные албанцы, долго ожидавшие шанса «укорениться- в Македонии, в полную силу заявили о себе 14 марта, устроив пулеметную стрельбу в Тетово (Tetovo) – городе, наиболее густо населенном албанцами. В том числе, они атаковали базировавшийся там немецкий контингент войск НАТО, на что бундесвер отреагировал переброской танков -Леопард» из Косово. Силы безопасности Македонии пытались подавить атаки НОА, не привлекая, однако, масштабные ресурсы. Тем временем албанские экстремисты усиливали свои ряды за счет мобилизации жителей захваченных деревень в округе Тетово. Кроме того, из Косово к ним подходили караваны мулов и лошадей, груженных оружием и боеприпасами, в сопровождении большого количества террористов. Конфликт еще более обострился, когда албанцы начали -этнические чистки» в северовосточных районах Македонии.

Рост вооружений армии Македонии, обусловленный войной

Стремительно развивающиеся события заставили правительство Македонии предпринять срочные меры по усилению Вооруженных Сил. До конца 2001 г. авиапарк ВВС пополнили 22 летательных аппарата. Большую часть приобретенной авиатехники составляли машины, бывшие в эксплуатации в Украине, в том числе 4 вооруженных вертолета Ми-8МТ, 12 Ми-24 (10 Ми-24В и 2 Ми-24К) и 4 штурмовика Су-25 (включая 1 двухместный Су-25УБ). Соседняя Греция также предоставила пару вертолетов UH-1H Huey как свидетельство своей солидарности с Македонией.


Летом 2001 г. из Украины в Македонию прибыли четыре штурмовика Су-25


Эвакуация раненого на Ми-248 – один из эпизодов войны 2001 г.


Первая масштабная поставка авиатехники ВВС Македонии состоялась 23 марта 2001 г., спустя всего лишь 9 дней после атаки Тетово. В тот день Украина передала Ми-8МТ, которые до этого находились в распоряжении украинского контингента миротворческих сил в Косово, а также первые два Ми-24В. Тогда же Греция поставила Македонии два UH-1H. до этого эксплуатируемых 1-й бригадой армейской авиации в Стефанивикионе (Stefanivicion). Полученные вертолеты немедленно включили в структуру македонских ВВС. Наличие Ми-24В позволило вдохнуть жизнь в 201 -ю боевую вертолетную эскадрилью (201 РОНЕ), которая до того существовала только на бумаге. Остальные вертолеты вошли в 301-ю эскадрилью.

В течение последующих четырех месяцев НОА удалось добиться контроля над новыми территориями. Поэтому действия по усилению вооружения ВВС Македонии значительно активизировались. Следующие два Ми-24В поступили из Украины 15 апреля. Затем. 15 июня, были переданы еще 4 таких вертолета. Последняя пара Ми-24В прибыла в Македонию 4 сентября. Самая последняя поставка авиатехники из Украины состоялась 28 декабря 2001 г., когда 2 корректировщика артогня Ми-24К прибыли в Петровец. Применять их стали как обычные боевые вертолеты, демонтировав основную часть специального оборудования. Таким образом, Македонии удалось создать парк из 12 ударных вертолетов.

Первыми в истории Македонии реактивными самолетами стали четыре штурмовика Су-25. которые предварительно были отремонтированы и перекрашены в Белоруссии. 20 июня 2001 г. они вылетели из Одессы и через Румынию и Сербию прибыли в Петрювец Су-25 поступили в распоряжение 101-й эскадрильи, где эксплуатировались вместе с тремя Zlin 242L Военное сотрудничество с Украиной также распространялось на переоснащение системы ПВО Македонии. В 2001 г. Македония получила модернизированные ЗРК «Стрела-10М» малого радиуса действия на мобильных установках. а также десяток переносных ЗРК «Игла-1». Из Украины поступили также танки Т-55 и Т-72, дизельные БТР-70. реактивные системы залпового огня БМ-21 и большое количество другого военного оборудования и оружия.

Украина стала практически эксклюзивным поставщиком военного имущества в Македонию, ВВС которой получили 20 не новых, но эффективных ЛА. огромное количество средств поражения и специального оборудования. Согласно договору, часть поставок должна была оплачиваться деньгами, остальное – поставками в Украину различной продукции, в том числе, высококлассного македонского табака и вина. В рамках этого сотрудничества в Петровец прибыло много украинцев – технических специалистов и пилотов вертолетов. имевших опыт участия в военных операциях. Ветераны войны в Афганистане вели интенсивное обучение 6 македонских экипажей полетам на Ми-24.


ВВС Македонии вступают в войну

На закате 25 марта в ответ на жестокую атаку в окрестностях Тетово силы безопасности Македонии начали полномасштабное наступление. используя транспортные вертолеты Ми-17 и недавно приобретенные вооруженные Ми-8МТ. Элитное подразделение специальных сил македонской армии -Волки» расположилось в районе Нервен Камен (Cerven Kamen), на северю-западе от Тетово, в тылу НОА. Ми-8МТ обеспечивали огневое прикрытие пехоты, положив таким образом начало непосредственному участию ВВС в боевых

действиях. Однако в течение следующих четырех месяцев НОА завоевала много деревень вдоль лесистой границы, отделяющей Македонию от Косово. В этих боях Ми-24 применялись практически ежедневно В то же время совместно с частями сил безопасности страны ВВС предпринимали значительные усилия, чтобы остановить переброску в Македонию мятежников из Косово Операции по освобождению оккупированных поселений становились практически не выполнимыми, поскольку бойцы НОА использовали жителей сел (в основном, этнических албанцев!!!) в качестве живого щита. Защищенные таким образом мирными гражданами, они оккупировали деревню Арациново (Aracinovo), расположенную в 5 км от Скопье. К ней 22 июня около 10 ч 40 минут утра с разведывательной миссией направился один Су-25. вылетевший с базы в Петровце. Спустя всего несколько минут после его возвращения Ми-24В и Ми-8МТ провели мощнейшую 30-минутную ракетную атаку позиций повстанцев. Она стала ответом на заявление НОА о намерении атаковать международный аэропорт Скопье, нефтеочистительный завод, здания правительства, госпитали, жилые дома и другие объекты. В результате воздушной атаки, согласно официальным данным, 300 бойцов НОА были убиты и десятки – тяжело ранены. Оставшиеся в живых повстанцы вывесили белые флаги. Однако силам безопасности Македонии сдаться они отказались. Их эвакуировал в другой район страны американский контингент миротворческих сил в Косово. Кстати, оттуда албанцы продолжили наносить удары, атакуя мирных граждан и силы безопасности Македонии.

В начале августа албанские мятежники, пришедшие из Косово, окружили и захватили стратегический объект – деревню Рад уса (Radusa) Кульминацией их продолжительных атак стало нападение на дороге в Карпалак. совершенное 8 августа и унесшее жизни десяти македонских солдат. На следующий день еще 8 солдат были убиты при атаке Льюботена (Ljuboten). В ответ на это силы безопасности Македонии начали трехдневное наступление на позиции мятежников. Впервые в ходе конфликта, длившегося к тому времени уже более 6 месяцев. ВВС применили в бою свои Су-25. Произошло это во время освобождения Радусы. Су-25. восемь Ми-24В и четыре Ми-8МТ атаковали мятежников, используя тактику, отработанную еще советскими летчиками в Афганистане. В одном из эпизодов этого боя албанцы захватили брошенный экипажем танк Т-55А македонской армии, и ВВС уничтожили его огнем Ми-24 и Су-25. Министерство обороны Македонии объявило, что в результате этого сражения убито более 650 албанцев, Македония же потерь не понесла.

Тем временем, зная о приготовлениях к нанесению решающего удара для полного уничтожения НОА, а также столкнувшись с отказом международного сообщества принять территориальные претензии мятежников, некоторые македонские политики – албанцы по прюисхождению – стали заявлять, что НОА на самом деле боролась лишь за предоставление этническому меньшинству проживающих в стране албанцев больших политических, культурных и религиозных прав. Стремясь прекратить крювопрюлитие. власти Македонии подписали так называемое Охридское рамочное соглашение, которое действительно гарантировало больше прав албанскому меньшинству. составлявшему 25.17% населения страны, а по численности – немногим более 2 млн. человек. Таким образом, всего через день после битвы при Радусе война в Македонии завершилась.

Несмотря на большое количество зенитного оружия, которое находилось в руках мятежников, в том числе многочисленные американские ПЗРК FIM-92 Stinger (о них говорили, но их никто не видел) и советские «Стрела-2М», ни один македонский самолет не был потерян от их огня. Этого удалось достичь благодаря тактике, которую македонские летчики применяли в боях против НОА. Они использовали эффект внезапности, подлетая к цели на малой высоте. Распознав цель, они поднимались выше и сбрасывали средства поражения, а потом – ложные тепловые цели, чтобы защититься от зенитных ракет. После этого они снова снижались и покидали район боя. Согласно достоверной информации, террористы пытались сбить вертолеты ВВС Македонии, используя несколько ракет «Стрела-2М». однако эти попытки не увенчались успехом. Так, две такие ракеты албанские мятежники выпустили по Ми-24В неподалеку от деревни Слупчане (Slupcane). Одна из них «клюнула» на тепловую ловушку, а вторая, не взорвавшись, упала в огород. Неизвестная ракета типа «земля-воздух» была выпущена албанцами по Су-25. который пролетал над деревней Сарай (Saraj) в нескольких милях от Скопье. Интересен случай, когда группа из двух Ми-8МТ и одного Ми-24В, пролетавшая над водоспуском Глазня (Glaznia), была обстреляна противотанковой ракетой! Однако бывало, что македонские вертолеты возвращались с задания с пробоинами от пуль широко применяемых автоматов Калашникова. Единственной потерей ВВС Македонии стал Ми-17. Это случилось 17 марта 2001 г. во время переброски полицейских сил на позицию Попова Шапка (Popova Sapka) на горе Сар Планина (Sar Planina), возле Тетово. У вертолета отказал двигатель, и он упал на землю. Один из членов экипажа погиб, все 16 полицейских, находившихся на борту, были ранены, пятеро – серьезно. НОА попыталась использовать это происшествие в свою пользу, сообщив, что вертолет был сбит, однако македонские власти решительно опровергли это заявление.


Македонские вертолетчики отрабатывают слетанность в паре


Македонские десантники отрабатывают эвакуацию раненого на вертолете UH-1


Во время боевых действий, как это обычно бывает, о новых приобретениях ВВС Македонии возникло много ложных слухов. Вначале объявили о попытке приобрести у Югославии 6 штурмовиков J-21 -Ястреб-, которые должны были пройти капитальный ремонт на заводе «Мома Станойлович» (Мота Stanojlovic) и в ремонтном центре на базе ВВС Батайница (Batajnica) под Белградом По неподтвержденной информации, сделка не состоялась, так как Югославия не смогла выполнить требования Македонии по замене установленных на самолетах двигателей Rolls-Royce Viper Mk-22-6 на новые. Сообщалось также, что ведутся переговоры с некоей страной о поставке 10 мультисенсорных самолетов наблюдения BN2T-4S Defender 4000 производства Pilatus Bntten- Norman для патрулирования границ и ведения электронной разведки. Министерство обороны Македонии опровергло эту информацию Государственное телевидение Македонии и частный телеканал А1 несколько раз сообщали, что ВВС страны некоторое время эксплуатировали два вертолета Ка-50, приобретенных в России. Эта информация также была опровергнута Министерством обороны. Еще одна дезинформация появилась в СМИ в июне 2001 г. о якобы ведущихся с Украиной переговорах о покупке 6 истребителей МиГ-29. А в начале августа СМИ Греции сообщили, что Турция предложила Македонии в лизинг две эскадрильи, насчитывающие 24 истребителя F-16C/D. Однако, по данным Jane's Defence Weekly, Турция действительно хотела передать в лизинг свои устаревшие истребители F- 16C/D Block 30, но Венгрии, а не Македонии, надеясь заменить их новыми самолетами Block 50. Еще один слух на эту тему раздула Sunday Times 2 августа 2001 г. Газета писала об опасениях разведки НАТО в связи с попытками Македонии приобрести Су-25КМ – новейшую версию Су-25, оснащенную в Грузии израильской авионикой. Министерству обороны Македонии также пришлось опровергать сообщения, что Ми-24 и Су-25 национальных ВВС пилотируют украинские экипажи. Хорошо известно, что ВВС Македонии отправили своих летчиков переучиваться на Су-25 в Украину 19 мая 2001 г., т.е. за месяц до поставки истребителей. Группа летчиков была также направлена в Грецию для прохождения интенсивных курсов по пилотированию UH-1H до того, как 23 марта 2001 г. два вертолета этого типа поступили в распоряжение ВВС Македонии.


Послевоенная реорганизация

До декабря 2001 г. основным подразделением ВВС Македонии была авиабригада, состоявшая из трех действующих эскадрилий: 101-й с тремя Zlin 242L и четырьмя Су-25; 201-й боевой вертолетной с 12 Ми-24В/К и 301-й транспортной вертолетной, имевшей 2 UH-1H, 4 Ми-8МТ и 3 Ми-17. После окончания боевых действий структура ВВС расширилась. Были организованы два новых подразделения: 401-я учебная эскадрилья (401. Trenazen Skvadron) и 501-й десантно-диверсионный отряд «Сокол» (501. PDO), созданный уже в соответствии со стандартами НАТО.

Первоочередной задачей 401-й эскадрильи стала подготовка летчиков. В ее распоряжении вначале было 3 учебных Zlin 2424L. которые ранее числились в 101-й эскадрилье, и 2 вертолета UH-1Н, служившие до того в 301 -й эскадрилье. В 501-м отряде приступили к обучению солдат проведению операций на различных ландшафтах. в любых погодных условиях. Они тренировались в прыжках с парашютом, проведении диверсионных и поисково-спасательных операций за линией фронта, выполнении роли передовых авианаводчиков. 501-й отряд отдавал предпочтение UH-1H, но также использовал Ми-8МТ и Ми-24В и даже один подержанный Ан-2, приобретенный в 2003 г.

Тем временем ВВС Македонии переименовали подразделение Ми-24 в 201-ю эскадрилью боевых вертолетов (201. BHS). И еще один малоизвестный факт – в 2002 г. правительственный VIP-caмолет Learjet 25В был передан 101-й эскадрилье. ВВС планировали его использовать для обучения летчиков, особенно полетам по приборам и в сложных погодных условиях, для настройки наземных РЯС Македонии, а также для VIP-полетов. Однако от этих намерений пришлось отказаться, т.к. этот самолет не летает вот уже 5 лет и в настоящее время ожидает капитального ремонта. Возможно, в ближайшем будущем он будет выставлен на продажу


НАТО или Су-25 – вот в чем вопрос

После устранения угрозы национальной безопасности Республика Македония инициировала глубокие военные реформы, призванные устранить выявленные в ходе боевых действий недостатки существовавшей системы обороны. Также было решено ускорить выполнение условий, необходимых для достижения статуса полноправного члена НАТО. С этой целью в рамках программы по модернизации и стандартизации оборудования и вооружения македонской армии Министерство обороны выступило с инициативой срочно продать 91 танк Т-55А и все 4 Су-25.


Македонские вертолеты и штурмовик Су-25УБ на стоянке авиабазы Петровец


Решение немедленно избавиться от Су-25, которые были приобретены не так давно, можно объяснить сложной комбинацией международного политического давления и непомерно высокой стоимости их эксплуатации. Списание не большого, но мощного парка реактивных боевых самолетов стало для Македонии одним из непременных условий для вступления в НАТО. Американские военные эксперты предложили исключить из реестра ВВС эти дорогие в обслуживании самолеты и направить финансы, предназначенные для их эксплуатации, на закупку большего количества вертолетов западного производства. Македония взяла на себя обязательство исключить все Су-25 из состава своих ВВС до конца 2004 г. 1 марта 2004 г. полеты этих машин были прекращены. С тех пор еженедельно проводятся запуски их двигателей для поддержания летной годности, но в небо Су-25 больше ни розу не поднимались.

В начале марта 2006 г Министерство обороны Македонии все еще искало наиболее подходящий способ избавиться от Су-25, находящихся, между прочим, в прекрасном состоянии. Среди возможных вариантов все еще рассматривается возвращение их Киеву за -приемлемую компенсацию», в качестве которой Украина должна обеспечить долгосрочное обслуживание македонских Ми-8 и Ми-24 или подписать двухстороннее соглашение на поставку ВВС Македонии одного транспортного самолета. Если с Украиной договориться не удастся, то возможны и другие сценарии. Однако какое бы решение не стало окончательным, оно будет означать печальный конец короткой реактивной эры ВВС Македонии.


Транспортные самолеты

С того дня, как Македония стала независимой. Министерство обороны страны постоянно и очень активно стремилось улучшить транспортные возможности своих ВВС. За эти годы рассматривались многие предложения, но это не дало результатов. Министерство обороны никак не решалось на закупку транспортного самолета. Наконец, через 11 лет своего существования, 8 июля 2003 г. ВВС получили машину такого класса. Это был устаревший, но надежный Ан-2. который когда-то был приобретен аэроклубом города Куманово (Kumanovo). Ан-2 получил военный номер VAM-150 и постоянно базируется в Петровце. Единица в военном номере Ан-2 должна бы означать, что самолет начал эксплуатироваться 101-й эскадрильей, хотя в действительности он поступил в 401-ю учебную АЭ. Его часто применяют для обучения парашютистов. ВВС Македонии планируют использовать Ан-2 до тех пор, пока не получат более современный транспортный самолет, способный обеспечить международные операции армии, в том числе миротворческие миссии в Ираке и Афганистане. В Министерстве обороны рассматривался вопрос о приобретении в Украине Ан-32, модернизированного в соответствии со стандартами НАТО (как вариант Македония предлагала Украине обменять его на возвращенные Су-25). Однако это не означает, что ВВС отказались от идеи приобретения более желаемого тактического военного транспортного самолета средней дальности западного производства, например, С-130 «Геркулес».


Македонский вариант подготовки летчиков

Еще одной приоритетной задачей ВВС Македонии является подготовка для своих эскадрилий новых летчиков, а также обеспе

чение регулярной летной практики для всех военных пилотов. В условиях действующей в настоящее время системы военного образования летчиков ВВС набирают из кадетов Национальной военной академии им. генерала Михайла Апостольского, а также из лучших выпускников Института св. Кирилла и Мефодия в Скопье и Университета св. Клемента Охридского в Битоле. Те, кто удачно преодолевает все стадии отбора, направляются для начальной подготовки в учебную эскадрилью. Там они проходят сжатый курю специальных дисциплин, таких как: аэродинамика. силовая установка, электроника. навигация, радиотехнические средства, метеорология, а также начальную летную подготовку общей продолжительностью до 50-60 часов на самолетах Zlin 242L. После этого все обязательно переучиваются на вертолеты UH-1H. Пройдя дополнительный 60-часовой курс летной подготовки, пилоты направляются в эскадрильи боевых или транспортных вертолетов, где они в течение трех- четырех лет служат летчиками-операторами на Ми-24 или летчиками-штурманами на Ми-8/17. Затем лучших из них направляют для обучения по программе подготовки командиров экипажей, обычная продолжительность которой составляет 1 год.

Постоянно растущая потребность в новых летчиках и положительный опыт их подготовки с использованием учебных Zlin 242L привели ВВС Македонии к решению о закупке нескольких новых самолетов этого типа. В результате ВВС получили два Zlin 242L и один Zlin 143L, заказанные в 2001 г. Министерством транспорта 8 рамках проекта по созданию летной академии гражданской авиации, который так и не был реализован. Таким образом. ВВС теперь располагают 6 учебными самолетами: 5 двухместными Zlin 242L и одним четырехместным Zlin 143L.


Реструктуризация македонских ВВС

6 октября 2005 г. в силу вступила новая организационная структура ВВС Македонии. Штаб-квартира ВВС прекратила свое существование. а сами ВВС под обозначением Авиационная разведывательная и ударная группа (Vozduhoplovna Izviduvacka i Napadna Gru- pa – VING) вошли в состав вновь организованного Объединенного оперативного командования, которое напрямую подчинялось Генеральному штабу Армии Македонии. Наиболее существенной переменой стало расформирование 101-й эскадрильи, эксплуатировавшей Су-25 до того, как они -стали на прикол». Долгожданный роспуск этой части официально подтвердили в июне 2005 г. Практически сразу после этого последовало правительственное решение о продаже штурмовиков все еще официально не названной дружественной стране. Наиболее вероятным покупателем считалась Грузия, однако сделка не состоялась, т.к. Македонию не устроила предложенная за эти самолеты сумма.

Несмотря на исключение 101-й эскадрильи из новой структуры, ВВС Македонии по-прежнему состоят из четырех авиационных эскадрилий. А именно: эскадрильи боевых вертолетов (BHS), эскадрильи транспортных вертолетов (TRHS), учебной эскадрильи (TRS) и эскадрильи VIP-перевозок (VIP TS). В новую структуру входит также эскадрилья материально-технического обеспечения. К тому же. впервые в состав ВВС Македонии вошли Поисково-спасательный отржд и Отряд управления воздушным движением.

Помимо Су-25, планы реорганизации ВВС требовали также списания одного Ми-8Т и четырех Ми-24. Избавившись от них, Министерство обороны в течение последующих 10 лет могло бы сэкономить средства, на которые можно было бы приобрести летательные аппараты, признаваемые НАТО: 8 или 10 вертолетов (2-3 учебных Bell 206В Jet Ranger III, 4-6 вспомогательных Bell Huey II и один VIP-вариант вертолета фирмы Bell), а также один транспортный самолет. Командующий ВВС Македонии п-к Владимир Лазаров рассказал. что эскадрилья боевых вертолетов будет эксплуатировать только 8 Ми-24В, а эскадрилья транспортных вертолетов, располагающая тремя Ми-8МТ и тремя Ми-17, пополнится двумя вспомогательными UH-1Н Huey из состава учебной эскадрильи. Ан-2 тоже сменит хозяина и перейдет в эскадрилью VIP-перевозок. Эта эскадрилья получит также новый вертолет в VIP-варианте и транспортный самолет, закупка которых запланирована на следующий год. Наконец, учебная эскадрилья продолжит эксплуатацию шести учебных Zlin. К концу 2007 г. планируется передать в ее распоряжение, по крайней мере, два новейших вертолета Bell 206В Jet Ranger III. В планы входит и приобретение еще двух вертолетов этого же типа плюс, если позволит бюджет, одного Bell 206L Long Ranger IV или Bell 407, предназначенного для VIP-перевозок или обучения пилотов.


Единственным транспортным самолетом ВВС Македонии остается Ан-2



Учебные самолеты Zlin 242L и UTVA-75A21 сыграли свою роль в становлении ВВС Македонии


Модернизация вертолетов советской эры в Израиле

Программа реорганизации ВВС накануне вступления в НАТО потребовала также модернизации части существующего парка Ми-8МТ. Ми-17 и Ми-24. Предполагалось оборудование этих вертолетов приборами ночного видения, установка средств связи, соответствующих нормам ИКАО и НАТО, а также навигационного и опознавательного оборудования, необходимого для выполнения мирютворческих операций в рамках прхекта НАТО «Партнерство ради мира». Процесс серьезной подготовки ВВС Македонии к вступлению в НАТО начался в декабре 2003 г. Тогда правительство страны выделило 2 млн. долларов на контракт с израильской компанией «Элбит Системз», взявшей на себя обязательства по первой стадии модернизации двух Ми-17 и двух Ми-24В. Работы начались на авиабазе Петровец в феврале 2004 г. и завершились через 8 месяцев. Теперь все 4 модернизированных вертолета готовы к эксплуатации. Кабины их были перекомпонованы, в состав оборудования вошли очки ночного видения и системы ночного видения через лобовое стекло ANVIS/HUD. Последнее усовершенствование позволило ВВС Македонии стать одним из немногих эксплуатантов Ми-17 и Ми-24, оборудованных для работы ночью. Они оказались впереди таких членов НАТО, как Польша, Чешская Республика, Венгрия и Болгария. Военные представители НАТО из Комитета ПВО уже летали на двух вертолетах, прошедших первую стадию модернизации. и дали им высокую оценку.

Правительство Македонии, удовлетворенное удачным завершением этих работ, в 2005 г. выделило 20 млн. долларов США на контракт с «Элбит Системз» по модернизации еще шести вертолетов (одного Ми-17, трех Ми-8МТ и двух Ми-24В). Работы предстоит завершить к концу 2007 г. Вертолеты будут оборудованы новыми средствами связи, идентификационными и навигационными системами, включая многофункциональные дисплеи и цифровую карту. Кроме того, на Ми-24 установят усовершенствованные: систему предупреждения об облучении и автомат постановки помех, интегрированную с нашлемным прицелом гиростабилизированную платформу третьего поколения (видеокамеры, низкоуровневая инфракрасная телекамера, система сопровождения цели, лазерный дальномер-целеуказатель) и некоторые др. системы. ВВС Македонии планируют также переоборудовать один Ми-17 в VIP-вариант для Президента страны и перевозки других высоких официальных лиц.


Амбициозные планы «вестернизации» вертолетного парка

ВВС Македонии убеждены – вертолеты Bell смогут стать воплощением их давних намерений «вестернизировать свой вертолетный парк путем замены устаревших и дорогих в обслуживании советских машин. Они считают, что наилучшим образом для этой цели подходит учебный Bell 206В, а также вспомогательные и разведывательно-ударные вертолеты этой компании. При этом интересно отметить, что в мае 2001 г.. в то время, когда в Македонии шла кровопролитная война, представители Bell Helicopter успешно провели на авиабазе Петровец презентацию своего выдающегося Huey II. Этот вертолет является усовершенствованным вариантом Bell 205/UH-1Н. Модернизации подверглись планер, трансмиссия и двигатель, установлено оборудование, применяемое на новейшем Bell 212. Для выполнения этих работ требуется всего лишь несколько недель. Другими словами, за сумму примерно в 2 млн. долларов США эксплуатант гарантированно получает практически новый вертолет, оснащенный двигателем T53-L-703 мощностью 1800 л.с. (такой же, как на боевом Bell 209/АН-1 Huey Cobra), обладающий улучшенными характеристиками при эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорья. Кроме того, его ресурс составляет 20 лет.

Будучи под впечатлением от Huey II, ВВС Македонии решили, что этот вертолет идеально подойдет для выполнения многих военных и гражданских миссий, включая операции в горных районах страны. Направление дальнейшего развития ВВС Македонии легко понять из слов их официального представителя: -Будучи одним из ближайших союзников США и в Ираке, и в Афганистане, мы полагаем, что, когда наша страна станет полноправным членом НАТО, Штаты обеспечат нас вертолетами AH-1 Huey Cobra или AH-1W Super Cobra, которые мы хотели бы использовать вместо очень дорогих в эксплуатации Ми-24. Мы также считаем, что вооруженные разведывательные вертолеты Bell 407ARH могли бы стать прекрасным дополнением парка наших «Кобр». Однако мечта о «вестернизации» Воздушных сил пока остается лишь мечтой и сможет стать действительностью, если позволят экономика Македонии и, безусловно, политика США.

Структурные реформы, модернизация и приобретение новых ЛА сделают ВВС Македонии не большой, но мобильной и профессиональной силой, которая будет обучена, оснащена и подготовлена в соответствии со стандартами НАТО. Первой реальной проверкой этой концепции стало использование одного Ми-17 и одного Ми-8МТ в Боснии и Герцеговине. С июля 2006 г. они базируются на аэродроме Мостар, участвуя в миротворческой операции ALTHEA, проводимой Евросоюзом Кроме проверки на общую совместимость с силами Евросоюза и НАТО, применение этих вертолетов в Боснии войдет в историю ВВС Македонии как первая их миссия за границей.

Автор выражает благодарность Росике Финишной за ее участие, помощь, поддержку и содействие при подготовке этой статьи.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх