Краткое описание конструкции Х-13 Vertijet

Экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки Х-13 Vertijet выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка» с высокорасположенным дельтавид- ным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж типа полумонокок конструктивно выполнен из трех частей. В первой находится пилотская кабина и основное приборное оборудование. В ее нижней части к первому силовому шпангоуту прикрепляется крюк с замком типа «карабин» для посадки на трос. В случае использования колесного шасси крюк снимается, и на его место закрепляется носовая управляемая опора шасси. Во второй части фюзеляжа размещается топливный бак, агрегаты гидросистемы и баллон со сжатым воздухом. Заканчивается эта часть фюзеляжа силовым шпангоутом с узлами крепления двигателя, к этому же шпангоуту крепится центральный, наиболее нагруженный амортизатор бампера. Дополнительные стойки бампера устанавливаются в нижней части фюзеляжа, образуя прочную пирамидальную конструкцию. В хвостовой части фюзеляжа находится двигатель, удлинительная труба и поворотное сопло. Обшивка фюзеляжа дюралевая, в районе сопла используются листы из титановых сплавов.

В кабине летчика установлен набор пилотажно-навигационных приборов, в т.ч. приборы контроля за реактивной системой управления и указатель угла поворота сопла. Фонарь кабины с большой площадью остекления. Катапультное кресло пилота может наклоняться вперед на 45° для обеспечения правильной работы вестибулярного аппарата и для улучшения обзора при вертикальном положении фюзеляжа.

Крыло двухлоижеронное с передней и задней продольными стенками. Стреловидность по передней кромке 60°. Крыло представляет собой единую, неразборную конструкцию и крепится к фюзеляжу сверху, к основным силовым шпангоутам. На концах крыла закреплены поворотные газовые рули и дополнительные вертикальные поверхности. Сжатый воздух от компрессора ТРД подается к рулям через трубопроводы, проложенные в крыле. Для управления в горизонтальном полете по крену и тангажу установлены элевоны.

Киль самолета треугольный, большой площади. В верхней части киля установлен приемник воздушного давления и сопло газового руля. В корневой части закреплен контейнер с тормозным парашютом, который является единственным средством торможения во время посадки Х-13 на колесное шасси. Руль поворота оборудован триммером.

В силовой установке используется двигатель Rolls-Royse Avon R. А. 28. Он имеет осевой 14-ступенчатый компрессор и 2-ступенчатую турбину. Максимальная тяга двигателя – 4540 кгс, длина – 2,88 м, максимальный диаметр – 1,05 м, сухая масса – 1312 кг, расход топлива на максимальном режиме – около 65 л/мин.

Характеристики Х-13 Vertijet

Длина, м 7,34

Размах крыла, м 6,38

Площадь крыла, м2 29,3

Масса пустого, кг 2086

Макс, взлетная масса, кг 3265

Макс, скорость, км/ч 563*

Потолок практический, м 6096 *

*Максимальная достигнутая.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх