Авиация в боях под Кировоградом в январе 1944 г.

Окончание. Начало в «АиВ», №6'2003

Несколько дней 2-й Украинский фронт готовился продолжить наступление, подтягивая резервы и накапливая боеприпасы. Действия авиации затрудняли сложные погодные условия. Так, перебазировавшийся на кукурузное поле возле села Хировка 427-й ИАП почти неделю бездействовал из-за густого тумана. И все же в целом ВВС работали активно. Например, 12 января Пе-2 из 1-го БАК в сопровождении истребителей 302-й ИАД бомбили Благодатное. Летчики 7-го ИАК, прикрывая войска в районах Кировограда, Андреевки, Новгородки, совершили 110 самолето-вылетов, провели 8 воздушных боев и заявили об уничтожении 11 немецких самолетов. Считается, что 8 из них сбила в одном бою восьмерка Р-39 из 508-го ИАП, возглавляемая ст. л-том Михалевым. Во время патрулирования ее летчики обнаружили 12 Ju 87, пытавшихся пройти к советским позициям на высоте 2000 м, и в атаку сразу же пошли 4 «Аэрокобры» ударной группы. Михалев сбил 1 «Юнкере», который упал в 3-4 км к западу от с. Грузского. Пара к-на П.Чепиноги атаковала бомбардировщики снизу, и ее командир также уничтожил вражеский самолет. В это время подошло не менее 14 FW 190 и Bf 109, наперехват которых бросилась пара прикрытия л-та Стройкова. Вскоре большинство советских самолетов вступило в бой с истребителями противника. Началась общая свалка. Мл. л-т Павленко сбил Bf 109, а потом – «Фокке-вульф», атаковавший Чепиногу, который уже успел добавить к своему счету «Мессершмитт». Еще два FW190 поджег мл. л-т Се- мененко, но и его машина получила повреждения. О «Юнкерсах» также не забыли: мл. л-ты Бабенышев и Павленко сбили один из них, но тут Бабенышева неожиданно атаковала пара «мессеров», его самолет задымил, однако пилоту удалось совершить удачную вынужденную посадку в районе Кировограда.

Наступившей ночью 312-я НБАД вела разведку дорог Бобринец-Ровное, Вишняковка- Ровное и населенных пунктов Большая Виска, Вишняковка и др., а также бомбила железнодорожные станции Новоукраинка и Помошная.

С немецкой стороны наиболее результативными в тот день были пилоты 3/JG 52, которые претендовали, как минимум, на 3 сбитых Р-39 (около 11.00) и два Ил-2 (14.35, 14.37). Победы засчитали л-там Й.-Х.Майеру и Ф.Шаллю, унтер-офицеру Г.Гайдесу, обер- фельдфебелю Ф.Войдиху, фельдфебелю Штанду. Унтер-офицер КБатен из 1/JG 52 претендовал на еще одну «кобру», сбитую около 14.30. По документам, 7-й ИАК, потерял в тот день два Р-39. Кто их действительно уничтожил, автору пока выяснить не удалось.

15 января войска 2-го Украинского начали наступление в направлении Новоукраинки. Командующий фронтом приказал авиационным частям:

«1. Обеспечить войскам 5-й Гв. танковой армии, 53-й армии и 5-й Гв. армии прорыв переднего края обороны противника.

2. Уничтожать живую силу и технику противника на поле боя.

3. Подавлять резервы и очаги сопротивления противника.

4. Перед началом атаки пехоты и танков и в ходе боя прикрывать войска…, уничтожая авиацию противника».

В 8.50 советские штурмовики и пикировщики выставили дымовые завесы, прикрывая выдвижение наземных войск. Через 10 минут б девяток Пе-2 из 1-го БАК начали бомбить места сосредоточения сил противника у Большой Виски, Благодатного и Новоалександровки. В 9.50-10.40 четыре девятки Ил-2 нанесли удары в районах Андреевки, Александров и Овсяниковки. В 10.15-10.30 две девятки Пе-2 сбросили свой груз на неприятельские позиции в районе Марьяновка-Федоровка. Вместе с авиацией работала артиллерия, а затем в атаку пошли танки и пехота, которых поддерживали штурмовики 1-го ШАК.

5-ю Гв. армию генерала Жадова и 5-ю Гв. танковую армию генерала Ротмистрова прикрывал 7-й ИАК, пилотам которого с самого начала «рабочего дня» пришлось отражать атаки немецкой авиации. Противниками были истребители III/JG 52 и II/SG 2, а также пикировщики из III/SG 2, стремившиеся нанести максимальный урон армии Ротмистрова – главной ударной силе 2-го Украинского. Над ее боевыми порядками произошло 5 воздушных боев. С советской стороны в них приняли участие 5 групп по 6-8 Р-39, с немецкой – в общей сложности до 30 Ju 87, 26 Bf 109 и 30 FW 190. Советским летчикам удалось отразить налеты ударной авиации противника, при этом было заявлено о сбитии И самолетов врага. Истребители люфтваффе также считали, что добились очередных побед в воздухе. Уже мевду 8.50 и 9-30 пилоты 9/JG 52 Герман Вольф и Ганс-Иоахим Биркнер заявили, что уничтожили по 2 Р-39. В 12.15-12.25 Биркнер продублировал свой успех. Еще 2 Р-39 на счету II/SG 2. Кроме того, на счету III/JG 52 два со ветских штурмовика. Однако, из этих 10 побед советские источники подтверждают лишь две.

На протяжении всего дня группы советских штурмовиков «проталкивали» наземные подразделения через оборону немцев. Например, вскоре после полудня семь Ил-2 (ведущий к-н Пошивальников) атаковали узел сопротивления противника на восточной окраине Александровки. Летчики выполнили 3 захода и, по данным советского командования, подожгли несколько автомашин, уничтожили до двух взводов пехоты. Неожиданную атаку двух пар FW 190 отразили стрелки и истребители прикрытия. Из вылета не вернулся один Ил-2. В 13.15-13.30 восемь Ил-2 из 667-го ШАП (ведущий – ст. л-т Б.ВЛопатин ) проштурмовали укрепленный узел немцев в районе Новоалександровки. После атаки было подтверждено уничтожение трех автомашин, танка и артбатареи, в Новоалександровке начался большой пожар. Этой группе и прикрывавшим ее истребителям пришлось вступить в бой с четверкой «Мессершмиттов», в котором удалось, не понеся потерь, сбить один Bf 109. Благодаря активным действиям авиации, советские войска в первый день наступления овладели районом Благодатное-Ивановка.

16 января командование 5-й воздушной армии снова бросило в бой свои бомбардировщики и штурмовики. «Пешки» нанесли удары по Большой и Малой Виске, Павловке, Марьяновке, а «Ильюшины» атаковали немецкие войска на поле боя, транспортные колонны в ближнем тылу противника и железнодорожные объекты. Летчики-истребители, прикрывавшие ударные машины и сухопутные части, отмечали, что интенсивность действий немецкой авиации стала возрастать по мере продвижения наступавших войск 2-го Украинского. Так, пилоты 7- го ИАК провели уже 10 воздушных боев, отметив участие в них 35 Ju 87, 58 Bf 109,8 FW 190, а также достаточно крупных сил двухмоторных бомбардировщиков – 17 Не 111 и 3 Ju 88, которые за два последних дня появились впервые. 24 вражеских самолета были объявлены сбитыми при потере трех своих Р-39. Немецкие истребители, в свою очередь, объявили об уничтожении 13 «кобр», а также 2 Ла-5, 3 Як-9, 1 Як-1, 3 Ил-2 и 2 загадочных «ЛаГГов». Наибольшего успеха добился л-т Ф.Шалл из 3/JG 52 (Як-9, Ла-5, 2 Р-39). По 3 сбитых на счету л-тов И.-Г.Майера и Э.Харт- манна (как раз последнему принадлежат оба «ЛаГГа»). К исходу дня советские войска вплотную подошли к Новомиргороду и Малой Виске, где были остановлены контратаками противника.

На следующий день советское командование решило усилить воздействие авиации на неприятеля, рассчитывая, что это поможет наземным частям достичь решительного успеха. Группы по 9-18 Пе-2 в сопровождении истребителей выполнили за день 41 самолето-вылет на бомбардировку немецких войск в районах Андреевка, Кульпанка, высота 229.6, железнодорожные станции Малая Виска, Шевченково. Утром над линией фронта 8 Як-1 из 427-го ИАП перехватили группу Ju 87 и уничтожили 7 вражеских бомбардировщиков. С советской стороны был сбит самолет л- та П.М.Субботина. Летчик посадил горящую машину в расположении войск противника, на поле возле села Обертасовка, но покинуть кабину не смог и погиб. 7-й ИАК совершил 126 самолето-вылетов, в которых участвовали 64 Р-39, провел 9 воздушных боев против 96 немецких самолетов. На сей раз количество заявок на победы оказалось значительно скромнее, чем в предыдущий день – всего лишь 9 при потере трех «кобр». Наступившей ночью 312-я НБАД снова нанесла удары по немецким войскам на переднем крае, а также по железнодорожным станциям Новоукраин- ка и Помошная.

И все же 2-му Украинскому добиться перелома не удалось, более того, немецкие контратаки усилились. Неуклонно росла и активность люфтваффе. Теперь бомбардировщики противника группами по 10-30 самолетов беспрерывно атаковали боевые порядки танковых корпусов. Обеспечивавшие действия «бомберов» истребители докладывали о достижении очередных побед. По данным фотоконтроля, они сбили 18 машин, 4 из которых зачли Э.Хартманну, лидировавшему по количеству уничтоженных «ЛаГГов» (3 из 4 заявленных). Об уничтожении 5 самолетов (Ил-2 и четыре Р-5) доложил фельдфебель Ф.Войдих. Участились случаи прорыва немецких бомбардировщиков к прикрываемым объектам. Например, в 15.40 шесть «Аэрокобр» 508-го ИАП (ведущий ст. л-т Кочергин), прикрывали наземные войска в районе Грузское. Они легко отразили атаку пары Bf 109, но через 5 минут над полем боя появились до 12 «Месершмиттов», которые связали боем группу Кочергина. Хотя пилоты 508-го ИАП доложили об уничтожении четырех Bf 109, но в район прикрытия прошли немецкие бомбардировщики и беспрепятственно сбросили свой груз. Активно действовали штурмовики из II/SG 2, которые атаковали позиции советской артиллерии и пехоты, охотились за автомашинами и повозками на автодорогах.

18 января значительно ухудшилась погода. Резко потеплело, нижняя кромка облаков опустилась до 100-300 м, видимость стала меньше 500 м, почти постоянно лил дождь или висел туман. В этот и следующий дни 1-й бомбардировочный и 7-й истребительный корпуса, а также 312-я дивизия боевых вылетов не выполняли. Летчики 4-го ИАК продолжали патрулировать в районах Александров- ка, Андреевка, Большая Виска, Овсяниковка, Алексеевка, Владимировка, Пятихатка и вели разведку в интересах командования фронта. Штурмовики действовали над полем боя и ближними тылами немцев отдельными парами или одиночными экипажами, осуществляя свободный поиск целей с попутной разведкой. Снижением активности советской авиации воспользовались немцы. Они быстро обнаружили, что армия Ротмистрова осталась без прикрытия и, не встречая сопротивления в воздухе, стали наносить продолжительные бомбо-штурмовые удары. И без того значительно ослабленная во время наступления 5-я Гв. танковая армия понесла новые потери (в корпусах осталось буквально по несколько боеспособных танков), и 19 января ее пришлось вывести из боя, что сделало невозможным продвижение вперед всего фронта. Стало ясно – сил для окружения 8-й армии вермахта в Каневском выступе и дальнейшего продвижения на Запад недостаточно. Поэтому советское командование отдало приказ 1-у и 2-у Украинским фронтам готовить отдельную операцию по окружению и уничтожению немецких войск в Мироновско-Звениго- родском выступе (Корсунь-Шевченковская операция).

В целом, во время этой неудачной наступательной операции советская авиация осуществила 2026 боевых вылетов (из них 1811 – в первые три дня). Было израсходовано 20180 авиабомб общим весом 189071 кг, 41561 снаряд и 102395 патронов разных калибров, 549 реактивных снарядов и 48 зажигательных ампул КС. С 12 по 19 января экипажи заявили об уничтожении или повреждении 60 танков и 1 штурмового орудия, 349 автомашин, 1 бронемашины, 1 тягача, 6 бензоцистерн, 2 паровозов, 44 телег. Авиаторы подавили огонь 15 батарей полевой артиллерии, вызвали 45 очагов возгорания, 39 взрывов большой силы, добились 9 попаданий в железнодорожные эшелоны, уничтожили 4 состава с боеприпасами и 1 – с горюче-смазочными материалами. Кроме того, на боевые счета авиачастей записали 1230 немецких солдат.

В период подготовки к новому наступлению активность авиации обеих сторон оставалась невысокой. Лишь 23 и 24 января не мецкие бомбардировщики попытались нанести удары по накапливавшей силы 5-й ft. танковой армии. Так, 24 числа боевые порядки 20-го танкового корпуса бомбили 18 Ju 87 и до 20 Ju 88. Истребители 4-го ИАК совместно с 1711-м зенитно-артиллерийским полком и 355-м полком малокалиберной зенитной артиллерии отразили эти налеты. Особого ущерба танковым частям германская авиация тогда не нанесла.

Всего за январь в районе Кировограда летчики 5-й ВА осуществили 5914 боевых вылетов, провели 242 воздушных боя, заявив о сбитии 241 самолета противника, в том числе: 107 Bf 109, 30 FW 190, 10 Не 111, 5 Ju 88, 72 Ju 87, 14 FW 189, 1 Hs 126, 1 Do 217, 1 Hs 129. Еще 74 вражеских самолета объявили уничтоженными зенитчики. Согласно современным немецким источникам, 1-й АК люфтваффе потерял в январе 1944 г., по неполным данным, 334 боевых и транспортных самолета, из которых на кировоградском направлении – 161. Сюда входят 60 сбитых и 59 тяжелоповрежденных. 42 самолета составляют эксплуатационные потери. Еще 35 были переданы в другие части. Многие немецкие заявки на победы также не подтверждаются советскими документами. Так, за январь только фотографических подтверждений на сбитые было представлено 141: 54 Р-39, 31 Як, 3 Ла-5,27 Ил-2, 21 ЛаГГ-3, 4 Р-5, 1 Пе-2. В отчетах 5-й ВА за тот период значится 75 потерянных самолетов: 22 истребителя и 2 разведчика сбила немецкая авиация, 9 штурмовиков – зенитная артиллерия, 26 штурмовиков не возвратились из боевых вылетов по неизвестным причинам, 16 самолетов списали как небоевые потери. Еще 40 машин совершили вынужденные посадки, были эвакуированы и переданы в тыл на ремонт.


Немцы очень успешно применяли под Кировоградом, казалось, устаревшие Ju 87


Более современные Ju 88 не сыграли в боях под Кировоградом заметной роли


FW 190 использовали под Кировоградом, в основном, в качестве штурмовиков


В январе 1944 г. на «Аэрокобрах» воевал весь 7-й ИАК


Как видим, преувеличение собственных успехов не являлось прерогативой одной из сторон. Причем особенно завышено количество сбитых истребителей – советской стороной в 8 раз(4*), немецкой – в 4,5 раза. Сильно преувеличено количество уничтоженных Ju 87. В то же время, количество сбитых двухмоторных бомбардировщиков практически совпадает с заявленным. Автор не имеет явных свидетельств того, что немецкие и советские летчики лгали сознательно. Скорей всего, у них не было возможности отследить судьбу атакованного самолета. С советскими пилотами все ясно – они полагались в основном на показания свидетелей – самый ненадежный способ подтверждения. Но к немецким пилотам, фиксировавшим результаты своих атак на фотопленку, остаются вопросы. Например, откуда взялось такое количество «ЛаГГов»(5*)? Причем, если в начале месяца они охотились исключительно за Хартманном, то в конце месяца их появление приобрело характер эпидемии, охватившей Эвальда Янке, Герберта Бачника, Фрица Облезера, Гельмута Вестера, Карла Штумпфа. И если на снимке невозможно разобрать тип самолета, то каким образом можно определить характер нанесенных ему повреждений?

История воздушной войны на советско- германском фронте полна пробелов. Причем это касается не только начала войны, но и событий 1944-45 гг. В советской историографии этот период освещен как-то однолинейно – непрерывное наступление по всем фронтам при полном господстве в воздухе. Однако реальный ход событий выглядит далеко не так однозначно. На отдельных участках советская авиация вынуждена была неоднократно отдавать добытое кровью и потом преимущество. Описанные в статье события являются хорошей тому иллюстрацией. И численное превосходство было за 5-й ВА, и пилотов опытных хватало, а обеспечить необходимую поддержку наземным войскам удавалось не всегда. Причин у этого явления было несколько: тяжелая метеообстановка, состояние полевых аэродромов, трудности с подвозом горючего и боеприпасов, не лучшая тактика и др.

Не вдаваясь в подробный анализ оперативного мастерства советских авиационных командиров, хочу лишь указать на чрезмерную регламентацию действий советских пилотов их штабами. Так, истребителям при постановке задач определялись не только районы патрулирования, но и время суток, в которое следовало защищать свои войска (с 8 до 17.00). Понятно, что зимой это рамки светового дня, однако ударные самолеты противника действовали и в сумерках, а иногда – ночью. Советские бомбардировщики и штурмовики по-прежнему получали боевые задания на 1 вылет с привязкой не столько к самой цели, сколько к району удара. Немецкие пилоты были более свободны в выборе способа действий, их командование умело маневрировало, сосредоточивая силы на наиболее важных направлениях, добиваясь локального превосходства за счет резкого увеличения количества вылетов. Таким образом, преимущество в оперативном мастерстве все еще принадлежало люфтваффе.

Однако и немецкие ВВС действовали не идеально. Среди частей 1-го АК практически вся заслуга в сдерживании советских войск принадлежит 2-й штурмовой эскадре, которая работала часто без истребительного прикрытия и умудрялась в ряде случаев наносить соединениям 2-го Украинского тяжелые потери. Эскадры Не 111 чересчур редко появлялись над полем боя. Кроме того, плохие метеоусловия и постоянное противодействие советских истребителей снижали эффективность их атак. Тяжело пришлось германским истребителям. В условиях значительного численного превосходства противника для них становилась чувствительной едва ли не каждая потеря, и немецкие «эксперты» воевали, стараясь минимизировать риск. В результате в действиях 52-й эскадры пропал «охотничий азарт» и настойчивость, которые были характерны для нее еще в середине 1943 г.

В документах 5-й ВА отмечается наличие в JG 52 хорошо подготовленных пилотов, которые активно использовали тактику «свободной охоты» и с большим искусством вели воздушный бой. Однако едва ситуация начинала склоняться не в их пользу – тут же выходили из схватки. Атаки «охотников» обычно дважды не повторялись. Даже в разгар маневренной «свалки» они могли долго выжидать в стороне, а то и вовсе не вступить в бой. Интересно, что если JG 52 усиливала сопротивление, то среди советских летчиков тут же начинали ходить слухи о переброске из Франции, Германии, Италии и т.д. какой-то «особой» группы немецких асов. Так, в конце января 1944 г. одновременно под Кор- сунем и на Керченском полуострове «появилась» III/JG 3. Стоит отметить, что в документах 2-й ВА противниками которой были II/JG 54 и IV/JG 51, присутствуют совсем другие оценки. Например, если «Фокке-Вульфы» из «Грюнгерц»(6*) начинали атаковать советские штурмовики у линии фронта, то заканчивали практически у самого аэродрома. Пилоты 54-й и 51-й эскадр очень редко уступали без сопротивления воздушное пространство и часто с успехом «рубились» с летчиками «Лавочкиных» и «Яков».

Итак, немцам удалось остановить наступление советских войск под Новоукраинкой и на ряде других направлений. Однако это было лишь начало зимней кампании 1944 г., и уже совсем скоро Красная Армия провела победные Никопольско-Криворожскую и Корсунь- Шевченковскую операции, а в марте устроила настоящий разгром группы армий «Юг».

4* Если учитывать истребители, которые немцы в статистике своих потерь называют не сбитыми, а тяжелоповрежденными – то в 4-5 раз.

5* Неверное определение типов самолетов противника было довольно распространенным явлением. Достаточно вспомнить легендарные истребители Не 113, за которые в первые месяцы войны советские летчики принимали Bf 109F. Опознать ЛаГГ-3 немцы могли в любом самолете похожих очертаний, более того – они довольно долго называли Ла-5 «ЛаГГом» или ЛаГГ-5, верно определив фамильное сходство его планера с ЛаГГ-3. (Прим. ред.)

6* «Grunhertz» (зеленое сердце) – название JG 54. (Прим. ред.)


Николай Игнатьев/ Харьков

Иллюстрации предоставлены автором


Примечания:



Авиация в боях под Кировоградом в январе 1944 г.

Окончание. Начало в «АиВ», №6'2003

Несколько дней 2-й Украинский фронт готовился продолжить наступление, подтягивая резервы и накапливая боеприпасы. Действия авиации затрудняли сложные погодные условия. Так, перебазировавшийся на кукурузное поле возле села Хировка 427-й ИАП почти неделю бездействовал из-за густого тумана. И все же в целом ВВС работали активно. Например, 12 января Пе-2 из 1-го БАК в сопровождении истребителей 302-й ИАД бомбили Благодатное. Летчики 7-го ИАК, прикрывая войска в районах Кировограда, Андреевки, Новгородки, совершили 110 самолето-вылетов, провели 8 воздушных боев и заявили об уничтожении 11 немецких самолетов. Считается, что 8 из них сбила в одном бою восьмерка Р-39 из 508-го ИАП, возглавляемая ст. л-том Михалевым. Во время патрулирования ее летчики обнаружили 12 Ju 87, пытавшихся пройти к советским позициям на высоте 2000 м, и в атаку сразу же пошли 4 «Аэрокобры» ударной группы. Михалев сбил 1 «Юнкере», который упал в 3-4 км к западу от с. Грузского. Пара к-на П.Чепиноги атаковала бомбардировщики снизу, и ее командир также уничтожил вражеский самолет. В это время подошло не менее 14 FW 190 и Bf 109, наперехват которых бросилась пара прикрытия л-та Стройкова. Вскоре большинство советских самолетов вступило в бой с истребителями противника. Началась общая свалка. Мл. л-т Павленко сбил Bf 109, а потом – «Фокке-вульф», атаковавший Чепиногу, который уже успел добавить к своему счету «Мессершмитт». Еще два FW190 поджег мл. л-т Се- мененко, но и его машина получила повреждения. О «Юнкерсах» также не забыли: мл. л-ты Бабенышев и Павленко сбили один из них, но тут Бабенышева неожиданно атаковала пара «мессеров», его самолет задымил, однако пилоту удалось совершить удачную вынужденную посадку в районе Кировограда.

Наступившей ночью 312-я НБАД вела разведку дорог Бобринец-Ровное, Вишняковка- Ровное и населенных пунктов Большая Виска, Вишняковка и др., а также бомбила железнодорожные станции Новоукраинка и Помошная.

С немецкой стороны наиболее результативными в тот день были пилоты 3/JG 52, которые претендовали, как минимум, на 3 сбитых Р-39 (около 11.00) и два Ил-2 (14.35, 14.37). Победы засчитали л-там Й.-Х.Майеру и Ф.Шаллю, унтер-офицеру Г.Гайдесу, обер- фельдфебелю Ф.Войдиху, фельдфебелю Штанду. Унтер-офицер КБатен из 1/JG 52 претендовал на еще одну «кобру», сбитую около 14.30. По документам, 7-й ИАК, потерял в тот день два Р-39. Кто их действительно уничтожил, автору пока выяснить не удалось.

15 января войска 2-го Украинского начали наступление в направлении Новоукраинки. Командующий фронтом приказал авиационным частям:

«1. Обеспечить войскам 5-й Гв. танковой армии, 53-й армии и 5-й Гв. армии прорыв переднего края обороны противника.

2. Уничтожать живую силу и технику противника на поле боя.

3. Подавлять резервы и очаги сопротивления противника.

4. Перед началом атаки пехоты и танков и в ходе боя прикрывать войска…, уничтожая авиацию противника».

В 8.50 советские штурмовики и пикировщики выставили дымовые завесы, прикрывая выдвижение наземных войск. Через 10 минут б девяток Пе-2 из 1-го БАК начали бомбить места сосредоточения сил противника у Большой Виски, Благодатного и Новоалександровки. В 9.50-10.40 четыре девятки Ил-2 нанесли удары в районах Андреевки, Александров и Овсяниковки. В 10.15-10.30 две девятки Пе-2 сбросили свой груз на неприятельские позиции в районе Марьяновка-Федоровка. Вместе с авиацией работала артиллерия, а затем в атаку пошли танки и пехота, которых поддерживали штурмовики 1-го ШАК.

5-ю Гв. армию генерала Жадова и 5-ю Гв. танковую армию генерала Ротмистрова прикрывал 7-й ИАК, пилотам которого с самого начала «рабочего дня» пришлось отражать атаки немецкой авиации. Противниками были истребители III/JG 52 и II/SG 2, а также пикировщики из III/SG 2, стремившиеся нанести максимальный урон армии Ротмистрова – главной ударной силе 2-го Украинского. Над ее боевыми порядками произошло 5 воздушных боев. С советской стороны в них приняли участие 5 групп по 6-8 Р-39, с немецкой – в общей сложности до 30 Ju 87, 26 Bf 109 и 30 FW 190. Советским летчикам удалось отразить налеты ударной авиации противника, при этом было заявлено о сбитии И самолетов врага. Истребители люфтваффе также считали, что добились очередных побед в воздухе. Уже мевду 8.50 и 9-30 пилоты 9/JG 52 Герман Вольф и Ганс-Иоахим Биркнер заявили, что уничтожили по 2 Р-39. В 12.15-12.25 Биркнер продублировал свой успех. Еще 2 Р-39 на счету II/SG 2. Кроме того, на счету III/JG 52 два со ветских штурмовика. Однако, из этих 10 побед советские источники подтверждают лишь две.

На протяжении всего дня группы советских штурмовиков «проталкивали» наземные подразделения через оборону немцев. Например, вскоре после полудня семь Ил-2 (ведущий к-н Пошивальников) атаковали узел сопротивления противника на восточной окраине Александровки. Летчики выполнили 3 захода и, по данным советского командования, подожгли несколько автомашин, уничтожили до двух взводов пехоты. Неожиданную атаку двух пар FW 190 отразили стрелки и истребители прикрытия. Из вылета не вернулся один Ил-2. В 13.15-13.30 восемь Ил-2 из 667-го ШАП (ведущий – ст. л-т Б.ВЛопатин ) проштурмовали укрепленный узел немцев в районе Новоалександровки. После атаки было подтверждено уничтожение трех автомашин, танка и артбатареи, в Новоалександровке начался большой пожар. Этой группе и прикрывавшим ее истребителям пришлось вступить в бой с четверкой «Мессершмиттов», в котором удалось, не понеся потерь, сбить один Bf 109. Благодаря активным действиям авиации, советские войска в первый день наступления овладели районом Благодатное-Ивановка.

16 января командование 5-й воздушной армии снова бросило в бой свои бомбардировщики и штурмовики. «Пешки» нанесли удары по Большой и Малой Виске, Павловке, Марьяновке, а «Ильюшины» атаковали немецкие войска на поле боя, транспортные колонны в ближнем тылу противника и железнодорожные объекты. Летчики-истребители, прикрывавшие ударные машины и сухопутные части, отмечали, что интенсивность действий немецкой авиации стала возрастать по мере продвижения наступавших войск 2-го Украинского. Так, пилоты 7- го ИАК провели уже 10 воздушных боев, отметив участие в них 35 Ju 87, 58 Bf 109,8 FW 190, а также достаточно крупных сил двухмоторных бомбардировщиков – 17 Не 111 и 3 Ju 88, которые за два последних дня появились впервые. 24 вражеских самолета были объявлены сбитыми при потере трех своих Р-39. Немецкие истребители, в свою очередь, объявили об уничтожении 13 «кобр», а также 2 Ла-5, 3 Як-9, 1 Як-1, 3 Ил-2 и 2 загадочных «ЛаГГов». Наибольшего успеха добился л-т Ф.Шалл из 3/JG 52 (Як-9, Ла-5, 2 Р-39). По 3 сбитых на счету л-тов И.-Г.Майера и Э.Харт- манна (как раз последнему принадлежат оба «ЛаГГа»). К исходу дня советские войска вплотную подошли к Новомиргороду и Малой Виске, где были остановлены контратаками противника.

На следующий день советское командование решило усилить воздействие авиации на неприятеля, рассчитывая, что это поможет наземным частям достичь решительного успеха. Группы по 9-18 Пе-2 в сопровождении истребителей выполнили за день 41 самолето-вылет на бомбардировку немецких войск в районах Андреевка, Кульпанка, высота 229.6, железнодорожные станции Малая Виска, Шевченково. Утром над линией фронта 8 Як-1 из 427-го ИАП перехватили группу Ju 87 и уничтожили 7 вражеских бомбардировщиков. С советской стороны был сбит самолет л- та П.М.Субботина. Летчик посадил горящую машину в расположении войск противника, на поле возле села Обертасовка, но покинуть кабину не смог и погиб. 7-й ИАК совершил 126 самолето-вылетов, в которых участвовали 64 Р-39, провел 9 воздушных боев против 96 немецких самолетов. На сей раз количество заявок на победы оказалось значительно скромнее, чем в предыдущий день – всего лишь 9 при потере трех «кобр». Наступившей ночью 312-я НБАД снова нанесла удары по немецким войскам на переднем крае, а также по железнодорожным станциям Новоукраин- ка и Помошная.

И все же 2-му Украинскому добиться перелома не удалось, более того, немецкие контратаки усилились. Неуклонно росла и активность люфтваффе. Теперь бомбардировщики противника группами по 10-30 самолетов беспрерывно атаковали боевые порядки танковых корпусов. Обеспечивавшие действия «бомберов» истребители докладывали о достижении очередных побед. По данным фотоконтроля, они сбили 18 машин, 4 из которых зачли Э.Хартманну, лидировавшему по количеству уничтоженных «ЛаГГов» (3 из 4 заявленных). Об уничтожении 5 самолетов (Ил-2 и четыре Р-5) доложил фельдфебель Ф.Войдих. Участились случаи прорыва немецких бомбардировщиков к прикрываемым объектам. Например, в 15.40 шесть «Аэрокобр» 508-го ИАП (ведущий ст. л-т Кочергин), прикрывали наземные войска в районе Грузское. Они легко отразили атаку пары Bf 109, но через 5 минут над полем боя появились до 12 «Месершмиттов», которые связали боем группу Кочергина. Хотя пилоты 508-го ИАП доложили об уничтожении четырех Bf 109, но в район прикрытия прошли немецкие бомбардировщики и беспрепятственно сбросили свой груз. Активно действовали штурмовики из II/SG 2, которые атаковали позиции советской артиллерии и пехоты, охотились за автомашинами и повозками на автодорогах.

18 января значительно ухудшилась погода. Резко потеплело, нижняя кромка облаков опустилась до 100-300 м, видимость стала меньше 500 м, почти постоянно лил дождь или висел туман. В этот и следующий дни 1-й бомбардировочный и 7-й истребительный корпуса, а также 312-я дивизия боевых вылетов не выполняли. Летчики 4-го ИАК продолжали патрулировать в районах Александров- ка, Андреевка, Большая Виска, Овсяниковка, Алексеевка, Владимировка, Пятихатка и вели разведку в интересах командования фронта. Штурмовики действовали над полем боя и ближними тылами немцев отдельными парами или одиночными экипажами, осуществляя свободный поиск целей с попутной разведкой. Снижением активности советской авиации воспользовались немцы. Они быстро обнаружили, что армия Ротмистрова осталась без прикрытия и, не встречая сопротивления в воздухе, стали наносить продолжительные бомбо-штурмовые удары. И без того значительно ослабленная во время наступления 5-я Гв. танковая армия понесла новые потери (в корпусах осталось буквально по несколько боеспособных танков), и 19 января ее пришлось вывести из боя, что сделало невозможным продвижение вперед всего фронта. Стало ясно – сил для окружения 8-й армии вермахта в Каневском выступе и дальнейшего продвижения на Запад недостаточно. Поэтому советское командование отдало приказ 1-у и 2-у Украинским фронтам готовить отдельную операцию по окружению и уничтожению немецких войск в Мироновско-Звениго- родском выступе (Корсунь-Шевченковская операция).

В целом, во время этой неудачной наступательной операции советская авиация осуществила 2026 боевых вылетов (из них 1811 – в первые три дня). Было израсходовано 20180 авиабомб общим весом 189071 кг, 41561 снаряд и 102395 патронов разных калибров, 549 реактивных снарядов и 48 зажигательных ампул КС. С 12 по 19 января экипажи заявили об уничтожении или повреждении 60 танков и 1 штурмового орудия, 349 автомашин, 1 бронемашины, 1 тягача, 6 бензоцистерн, 2 паровозов, 44 телег. Авиаторы подавили огонь 15 батарей полевой артиллерии, вызвали 45 очагов возгорания, 39 взрывов большой силы, добились 9 попаданий в железнодорожные эшелоны, уничтожили 4 состава с боеприпасами и 1 – с горюче-смазочными материалами. Кроме того, на боевые счета авиачастей записали 1230 немецких солдат.

В период подготовки к новому наступлению активность авиации обеих сторон оставалась невысокой. Лишь 23 и 24 января не мецкие бомбардировщики попытались нанести удары по накапливавшей силы 5-й ft. танковой армии. Так, 24 числа боевые порядки 20-го танкового корпуса бомбили 18 Ju 87 и до 20 Ju 88. Истребители 4-го ИАК совместно с 1711-м зенитно-артиллерийским полком и 355-м полком малокалиберной зенитной артиллерии отразили эти налеты. Особого ущерба танковым частям германская авиация тогда не нанесла.

Всего за январь в районе Кировограда летчики 5-й ВА осуществили 5914 боевых вылетов, провели 242 воздушных боя, заявив о сбитии 241 самолета противника, в том числе: 107 Bf 109, 30 FW 190, 10 Не 111, 5 Ju 88, 72 Ju 87, 14 FW 189, 1 Hs 126, 1 Do 217, 1 Hs 129. Еще 74 вражеских самолета объявили уничтоженными зенитчики. Согласно современным немецким источникам, 1-й АК люфтваффе потерял в январе 1944 г., по неполным данным, 334 боевых и транспортных самолета, из которых на кировоградском направлении – 161. Сюда входят 60 сбитых и 59 тяжелоповрежденных. 42 самолета составляют эксплуатационные потери. Еще 35 были переданы в другие части. Многие немецкие заявки на победы также не подтверждаются советскими документами. Так, за январь только фотографических подтверждений на сбитые было представлено 141: 54 Р-39, 31 Як, 3 Ла-5,27 Ил-2, 21 ЛаГГ-3, 4 Р-5, 1 Пе-2. В отчетах 5-й ВА за тот период значится 75 потерянных самолетов: 22 истребителя и 2 разведчика сбила немецкая авиация, 9 штурмовиков – зенитная артиллерия, 26 штурмовиков не возвратились из боевых вылетов по неизвестным причинам, 16 самолетов списали как небоевые потери. Еще 40 машин совершили вынужденные посадки, были эвакуированы и переданы в тыл на ремонт.


Немцы очень успешно применяли под Кировоградом, казалось, устаревшие Ju 87


Более современные Ju 88 не сыграли в боях под Кировоградом заметной роли


FW 190 использовали под Кировоградом, в основном, в качестве штурмовиков


В январе 1944 г. на «Аэрокобрах» воевал весь 7-й ИАК


Как видим, преувеличение собственных успехов не являлось прерогативой одной из сторон. Причем особенно завышено количество сбитых истребителей – советской стороной в 8 раз(4*), немецкой – в 4,5 раза. Сильно преувеличено количество уничтоженных Ju 87. В то же время, количество сбитых двухмоторных бомбардировщиков практически совпадает с заявленным. Автор не имеет явных свидетельств того, что немецкие и советские летчики лгали сознательно. Скорей всего, у них не было возможности отследить судьбу атакованного самолета. С советскими пилотами все ясно – они полагались в основном на показания свидетелей – самый ненадежный способ подтверждения. Но к немецким пилотам, фиксировавшим результаты своих атак на фотопленку, остаются вопросы. Например, откуда взялось такое количество «ЛаГГов»(5*)? Причем, если в начале месяца они охотились исключительно за Хартманном, то в конце месяца их появление приобрело характер эпидемии, охватившей Эвальда Янке, Герберта Бачника, Фрица Облезера, Гельмута Вестера, Карла Штумпфа. И если на снимке невозможно разобрать тип самолета, то каким образом можно определить характер нанесенных ему повреждений?

История воздушной войны на советско- германском фронте полна пробелов. Причем это касается не только начала войны, но и событий 1944-45 гг. В советской историографии этот период освещен как-то однолинейно – непрерывное наступление по всем фронтам при полном господстве в воздухе. Однако реальный ход событий выглядит далеко не так однозначно. На отдельных участках советская авиация вынуждена была неоднократно отдавать добытое кровью и потом преимущество. Описанные в статье события являются хорошей тому иллюстрацией. И численное превосходство было за 5-й ВА, и пилотов опытных хватало, а обеспечить необходимую поддержку наземным войскам удавалось не всегда. Причин у этого явления было несколько: тяжелая метеообстановка, состояние полевых аэродромов, трудности с подвозом горючего и боеприпасов, не лучшая тактика и др.

Не вдаваясь в подробный анализ оперативного мастерства советских авиационных командиров, хочу лишь указать на чрезмерную регламентацию действий советских пилотов их штабами. Так, истребителям при постановке задач определялись не только районы патрулирования, но и время суток, в которое следовало защищать свои войска (с 8 до 17.00). Понятно, что зимой это рамки светового дня, однако ударные самолеты противника действовали и в сумерках, а иногда – ночью. Советские бомбардировщики и штурмовики по-прежнему получали боевые задания на 1 вылет с привязкой не столько к самой цели, сколько к району удара. Немецкие пилоты были более свободны в выборе способа действий, их командование умело маневрировало, сосредоточивая силы на наиболее важных направлениях, добиваясь локального превосходства за счет резкого увеличения количества вылетов. Таким образом, преимущество в оперативном мастерстве все еще принадлежало люфтваффе.

Однако и немецкие ВВС действовали не идеально. Среди частей 1-го АК практически вся заслуга в сдерживании советских войск принадлежит 2-й штурмовой эскадре, которая работала часто без истребительного прикрытия и умудрялась в ряде случаев наносить соединениям 2-го Украинского тяжелые потери. Эскадры Не 111 чересчур редко появлялись над полем боя. Кроме того, плохие метеоусловия и постоянное противодействие советских истребителей снижали эффективность их атак. Тяжело пришлось германским истребителям. В условиях значительного численного превосходства противника для них становилась чувствительной едва ли не каждая потеря, и немецкие «эксперты» воевали, стараясь минимизировать риск. В результате в действиях 52-й эскадры пропал «охотничий азарт» и настойчивость, которые были характерны для нее еще в середине 1943 г.

В документах 5-й ВА отмечается наличие в JG 52 хорошо подготовленных пилотов, которые активно использовали тактику «свободной охоты» и с большим искусством вели воздушный бой. Однако едва ситуация начинала склоняться не в их пользу – тут же выходили из схватки. Атаки «охотников» обычно дважды не повторялись. Даже в разгар маневренной «свалки» они могли долго выжидать в стороне, а то и вовсе не вступить в бой. Интересно, что если JG 52 усиливала сопротивление, то среди советских летчиков тут же начинали ходить слухи о переброске из Франции, Германии, Италии и т.д. какой-то «особой» группы немецких асов. Так, в конце января 1944 г. одновременно под Кор- сунем и на Керченском полуострове «появилась» III/JG 3. Стоит отметить, что в документах 2-й ВА противниками которой были II/JG 54 и IV/JG 51, присутствуют совсем другие оценки. Например, если «Фокке-Вульфы» из «Грюнгерц»(6*) начинали атаковать советские штурмовики у линии фронта, то заканчивали практически у самого аэродрома. Пилоты 54-й и 51-й эскадр очень редко уступали без сопротивления воздушное пространство и часто с успехом «рубились» с летчиками «Лавочкиных» и «Яков».

Итак, немцам удалось остановить наступление советских войск под Новоукраинкой и на ряде других направлений. Однако это было лишь начало зимней кампании 1944 г., и уже совсем скоро Красная Армия провела победные Никопольско-Криворожскую и Корсунь- Шевченковскую операции, а в марте устроила настоящий разгром группы армий «Юг».

4* Если учитывать истребители, которые немцы в статистике своих потерь называют не сбитыми, а тяжелоповрежденными – то в 4-5 раз.

5* Неверное определение типов самолетов противника было довольно распространенным явлением. Достаточно вспомнить легендарные истребители Не 113, за которые в первые месяцы войны советские летчики принимали Bf 109F. Опознать ЛаГГ-3 немцы могли в любом самолете похожих очертаний, более того – они довольно долго называли Ла-5 «ЛаГГом» или ЛаГГ-5, верно определив фамильное сходство его планера с ЛаГГ-3. (Прим. ред.)

6* «Grunhertz» (зеленое сердце) – название JG 54. (Прим. ред.)


Николай Игнатьев/ Харьков

Иллюстрации предоставлены автором







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх