|
||||
|
Страницы афганского дневника Сергей А. Мельников/ Киев Фото автора Уважаемые читатели, помещенный ниже материал очень не похож на те статьи об афганском конфликте, которые мы публикуем вот уже шестой год. Он представляет собой выдержки из первой части дневника, который вел автор в течение всей своей спецкомандировки. Текст практически не подвергался редакторским правкам, а те места, которые требовали пояснений, автор любезно согласился прокомментировать. Нам кажется, что этот материал поможет лучше понять, как себя чувствовал человек на той войне. Мельников Сергей Анатольевич закончил в 1982 г. Киевское высшее военное инженерное училище (ныне – Киевский институт ВВС). Находился в Афганистане с июля 1987 г. по декабрь 1988 г. в качестве начальника группы подготовки ПТУР 262-й Отдельной вертолетной эскадрильи. Воинское звание в то время – капитан. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени и медалью «За боевые заслуги». Ныне майор С. А. Мельников – заместитель начальника службы вооружения КИВВС. 9.07.1987 г. Ташкент. Подъем в 3.00. Погрузка в машины и переезд в аэропорт Восточный. Таможня. Долгий и нудный пограничный контроль. Погрузка в Ил-76. Новая проверка паспортов. Недолгий перелет. Посадка в Кабуле. Солнце, горы, вертолеты… 10.07. Маета до обеда. Ходил в штаб. В списках на Баграм меня нет. Много, или мне так кажется, «пупов местного значения». Начал читать Амосова. Немного занимался спортом. 11.07. В Баграм пока не отправляют. Немного фотографировал. К вечеру усилися ветер. Такая пыль, что окрестные горы плохо видно. Пыль попадает в глаза и скрипит на зубах. Автор (слева) у разрушенного во время обстрела помещения группы регламента вооружения. Баграм, 14 августа 1987 г. Author (left) by premises for armament technical service destroyed during bombardment. Bagram, August 14, 1987 20.07. После обеда какая-то сила понесла в штаб. Встретил там своего замен-щика. Посмотрел маленькую коллекцию трофейного оружия. Сняли пробу с «Sisi»*. He очень, но можно. Галопом в «пересылку». Собрали всех – и к самолету. Дали парашют ПНЛ-58, маленький и легкий. На Ан-26 (бортовой №99) летим вместе с генералом. Кабул сверху. Кварталы мазанок. Баграм. Представился и представили. Попал на вечеринку заменщиков. Получил первое письмо из дому. 21.07. Подъем в 4.00. Построение. Обход владений. Полазил вокруг Ми-24К. После завтрака поехал в дивизию (верхом на БТР с автоматчиками) становиться на партучет. У штаба отгоняют пацанов (ба-чат) автоматами или очередью в землю. Домой на машине. Баня с парилкой и бассейном. Получил «мобуту»**, тапочки и старый комбез. Ходил в ПАРМ, растягивал кепку с 55 до 58 размера. Можно услышать стрельбу с разных сторон. Осмотрел подбитый вертолет Ми-8МТ (бортовой №28), на котором развозили на блокпосты в районе Руха продукты. Во время разгрузки его обстреляли из гранатомета. Граната пробила борт в районе нарисованной звезды и взорвалась, ударившись о релейную коробку. Находившийся в грузовой кабине солдат погиб. Борттех-ник и правый летчик получили ранения. У вертолета оторвало левую створку грузо-люка, сорвало с нижних узлов крепления бронеплиту кресла правого летчика, оказались повреждены лопасти несущего и хвостового винтов. Машина была восстановлена на месте группой ремонта и перегнана домой. 22.07. Принимаю дела. Различные бумаги, книги, граната, три запала и еще много других интересных вещей. Обошел все борта. Переписали оружие и кое-что списали. Увезли на склад поврежденную ракету. * Баночный лимонад, диковинный для советского человека в то время. ** На сленге название полевой хлопчатобумажной формы образца 1985 г. 26.07. После завтрака ввинчивал взрыватели в С-8*. На ящике нашел фалангу – занятный паук огромных размеров. На борту «08» сорвало правый экран УСПУ**. Су-25 пускали С-24 совсем недалеко от городка. 27.07. С утра объект посетил командир эскадрильи*** со свитой. Призывал навести порядок. Сначала стали городит1 новый навес для управляемых ракет. Разгорелся спор с группой обслуживания за место под солнцем. Нашел подходящий сарай, все из него выбросили и сложили ПТУРы. Все довольны. После обеда продолжил наводить порядок в комнате. Стало чище и уютнее. Для души два раза стрельнул из своего автомата. 28.07. После обеда возился с пушкой. Отдал духу пять ящиков****. Поговорил с ним немного. Оказывается, у них призывной возраст значительно больше нашего. Маленькие духи продают виноград за спички. Взялся за английский. 30.07. Познакомился с солдатами и узнал, кто у меня в штате. Ознакомился с работой машинки для набивки 7,62-мм патронов. Занятная штука. Обнаружил маленькую спортплощадку ТЭЧ. 02.08. Ночью сперли бочку для воды с пожарного щита. Ругался с начальником караула и его заступниками. Снаряжали блоки УБ-32 и утащили на стоянку Б-8. Ходил в баню, но парилку залило керосином. 03.08. Ранний подъем – и на стоянку. Помогал группе обслуживания. Нашел на свалке самогонный аппарат, там и бросил. Вечером афганцы из окрестных кишлаков устроили пальбу трассерами по сигнальным ракетам, которые пускали с наших постов. 04.08. Долго возился с замком балочного держателя на Ми-24, но бесполезно. Помогал разбирать пушку и обнаружил «лишнюю» деталь. На стоянке случайно выстрелил патрон АС0-2В. Чуть меня не задел. Беседовал с чекистом. По дороге с работы подарил духам примус. Прочитал статью о СПИДе в «Комсомолке». 06.08. Почти целый день вкручивали взрыватели в С-8. Выдали на-гора 78 ящиков ракет. Зарядили на одном Ми-24 сборную солянку (бронебойные, осколочные, осколочно-фугасные НАР). Посмотрим, что выйдет. Получил первую получку чеками. Обманули примерно на 50. На ужине кормили фантастическим блюдом: рис, варенный с баклажанной икрой. Дома добавлял сгущенкой. 08.08. Сильная жара. Целый день взрыватели. После обеда планировали партсобрание, но отменили – делом надо заниматься. Ми-8 высаживали большой десант. Борта №№22, 25, 29, 35 получили пулевые пробоины, но без опасных повреждений. Ми-24 не работали. Все делали Сухие и МиГи. На ужин дали по куску огурца с макаронами. Дома добавляли салом с остатками колбасы. 11.08. Потерпел катастрофу Ми-8МТ (борт №26). Погиб правый летчик, борт-техник получил тяжелые ожоги. Обстоятельства пока не ясны. Где-то близко стреляли пушки по горам. 12.08. Возился с бумагами. Привезли оружие с борта №26. Причиной катастрофы стала ошибка пилота, который не справился с управлением. Борттехник умер. 14.08. Собрались идти прощаться с погибшими, но тут в 10.50 начался обстрел из пулемета и РСами. Два парня, сопровождавшие гробы к Ан-12, ранены. Повреждена хвостовая балка на Ми-8МТ (борт №91), перебит трос управления. Разгрузка Ми-8МТ в населенном пункте Руха после возвращения его с одного из горных постов After return from one of the mountain posts МИ-8МТ is being unloaded in Ruha settlement Установка на Ми-8МТ фермы для подвески вооружения Pylons for armament suspension are being mounted at Ми-8МТ Загорелся афганский МиГ-21. Обстрел прекратился в первом часу после того, как по окрестным кишлакам отработали наши Ми-24 и Су-25. Штурмовики стреляли из пушек прямо над стоянкой. После обеда, когда все вернулись на стоянку, обстрел возобновился. По кишлакам начала работать артиллерия и бухала потом всю ночь. По нашей обваловке кто-то стрелял из винтовки, не давал работать расчету по набивке лент. Вертолеты снаряжали быстро. Сильно отказывают пушки и пулеметы. Блоки Б-8 к повторному вылету заряжают толпы набежавших со всех сторон солдат, офицеров и прапорщиков. Трактор едва успевает подвозить новые ящики. Меры безопасности в загоне. Взрыватели в С-8 тоже вкручиваем всем миром. Боря Гавриленко***** силой выгнал своих мужиков из помещения группы ремонтировать заклинившую пушку, что и спасло их, когда туда попала ракета или мина. Группа разрушена полностью. Погиб Гена Малин-кин, ранен Швецов, прапорщик-оружейник, начальник ТЭЧ, начальник группы АО. Ночью все Ми-8 улетели в Кабул. Там спокойней. 15.08. Спал до 10.00. Боря разбирал обломки группы. Выкопал пробитую осколками и в крови шахматную доску. Оружейники решительно настроены рыть окоп… экскаватором. В случае обстрела спрятаться негде. Прилетело какое-то начальство на Ан-26, окрашенном под Аэрофлот. * Неуправляемая 80-мм ракета. ** Унифицированная стрелковая подвижная установка вертолета Ми-24В. *** Майор С. А. Лаптев. **** Прозвище применялось не только к душманам, но и ко всем афганцам. В данном случае имеется в виду афганский авиатехник. Деревянные ящики от ракет очень ценились местным населением в качестве пиломатериалов. ***** Начальник группы регламента вооружения, капитан. Ми-24П и Ми-8МТ 262-й эскадрильи Ми-24П and Ми-8МТ of the 262nd air squadron Доставка объемно-детонирующих бомб для подвески на Су-25 Special bombs are being delivered to be suspended at Cy-25 16.08. День авиации. Торжественное построение в повседневной форме. Сходил на стоянку. Выкупался в бассейне. Немного фотографировал. Праздничный обед. Сон. Вернулись «восьмерки» из Кабула. 24.08. Группа АВ зашивается, хотя мы все помогаем. Наши Ми-24 попали под обстрел. Три машины получили повреждения. Сходили в кишлак (с гранатой в кармане). 29.08. Тревога. Кто-то подорвался на мине. Наши вертушки целые и невредимые. Вечером в клубе танцы. У бачат конкуренция по продаже винограда. 31.08. На Ми-24 (борт №07) из-за грязного ствола блока НАР С-5 вышел только на срез. Ударился о дверь грузовой кабины, повредил ее и блистер, срекошетировал, попал в УБ-32, повредил два ствола. Списали на духов. 02.09. Между 2 и 3 часами ночи духи обстреляли стоянку фосфорными PC. Один упал в 13 метрах от Ми-24 (борт №02). Нашел осколок – очень вонючий. Командир воспитывал за ракету на «07» борту. На стоянке Су-25 видел, как снаряжают АГИТАБ духовскими листовками, взял себе несколько штук. 04.09. Парковый день (небывалый случай). Разбросали кучу щебня. Вкручивали взрыватели. Купил открытки с видами Кабула. Су-25 сбросил бомбы на мирный кишлак. 07.09. Ночью духи обстреляли стоянку РСами. Сфотографировал воронку и осколки снаряда. На одном видны русские буквы ГД. Звено Ми-24 во втором вылете снизилось до ПМВ и было обстреляно из кишлака. Повредили один из блоков системы вооружения. 08.09. Только взялись за дело, как начали стрелять по нашей обваловке со стороны духовского поста. Прибежали наши мужики с пулеметом. Оказалось, афганец просто упражнялся в стрельбе по банкам и собакам. После обеда занялся английским. На спорт времени не хватило, да и поднялся такой сильный ветер, что и на улицу выходить не хотелось. 14.09. Перед обедом что-то прилетело (PC или мина) и грохнуло рядом с Ан-12 советников. На построении нам сказали, что у главаря местных душманов есть зам по террору. По шторке на окне ползал маленький варанчик. Дочитал «Туманность Андромеды». «Грачи» на баграмской стоянке Су-25 assault aircraft at parking stand in Bagram 16.09. Прощались с пилотом Су-25, который разбился два дня назад. Из разговора в столовой стало известно, что он столкнулся с землей при полете на ПМВ. 18.09. Часы почему-то перескочили на следующий день. Быстрее хотят домой. Целый день вкручивали взрыватели. У духов одного солдата увели в банду. А может, сам ушел. Получил спирт. Вечером немного выпили. 24.09. С 6.30 уборка территории. Побило осколками машины во время вылета на пост в район Руха. Боевые повреждения на Ми-8 (борт №22): грузовые створки, балка, лопасти. Вечером был концерт военных артистов. 01.10. Летали мало. Чуркин* тренировался носить на Ми-8 внешнюю подвеску. Груз закручивает струей от винта. Пробовали ставить парашютик для стабилизации. Не получилось. Обнаружил, что кто-то нашел мой тайник и отхлебнул часть спирта. Предположительно Леопольд, т. к. вчера он не пришел на вечернее построение и где-то выпил перед сном. 08.10. Утром при зарядке вертолетов Игорю Воронцову попало по голове ловушкой ЛО-56В. В обед на построении инженер сказал, что группа АВ не справляется, а виновата в этом наша группа, т. к. не помогаем. Пришлось ругаться. Собираемся ехать в Кабул. Приготовили патроны, гранаты, бронежилеты и каски. 09.10. Подъем в 4.00. Погрузились в машину. Собрались в колонну – и в путь. Кишлаки, посты, сгоревшие машины, пирамидки**. Пестрые автомобили афганцев. Кабул чем-то понравился. До обеда сделали свои дела по списанию выработавшего ресурс вооружения. Нашли начальство, обрисовали обстановку. Выменяли у десантников арбуз на две банки «Sisi». Устроились на ночлег 10.10. В Баграм хотели лететь, но не на чем. Оседлали БТР, одели бронежилеты – и домой. После прошедшего ночью дождя воздух чистый. Красиво, но тревожно. Дорога оживленная, но правила соблюдаются чуть-чуть. В кишлаке перед Баграмом базар: пестрый и богатый. Доехали только до него. Дальше пешком – в брониках, с автоматами, с сумками и касками. Дома сварили с Борей суп и кисель. Немного поспали. Потом помог подвешивать бомбы. Прохладно. На горах снег. Писем нет. «Почтовики» не летают из-за погоды. 11.10. После обеда узнал, что лечу в Кабул***. Суматошные сборы. Летели на Ми-8 на ПВМ над речкой Панджшер. В Кабуле жить определили в казарму без удобств. 13.10. Подъем в 4.00 – и на стоянку. После обеда состоялся облет позиций пехоты звеном Ми-24. Подговили для них НАР и все остальное. 14.10. С утра грелись у костра на стоянке. В наш Ми-8 загружали целый КаМАЗ хлеба. Выпросили буханочку. После обеда вычистил пулемет на «06» борту. 17.10. Ранний подъем. Боря нашел в траве минометную мину. Вызвали саперов. Мина оказалась без взрывателя, с заглушкой. Посмеялись. Ми-24 (борт №11) поймал лопастью птицу. Вечером сходили к Мише Демиденко, где изрядно выпили. При отработке перевозки грузов на внешней подвеске Training cargo transportation by external load sling system Во время ремонта прибора наведения комплекса «Радуга-Ш». Слева – прапорщик И. В. Воронцов, справа – ст. л-т С. Н. Батанов Repair of Raduga-Sh complex guidance device. Warrant officer I. V. Vorontsov (left) and senior lieutenant S. N. Batanovf right) 19.10. Ми-24В (борт №06) столкнулся со стаей голубей. Разбит фонарь летчика с правой стороны, повреждена лопасть НВ и левый пилон. Ракеты забрызганы кровью и перьями. Ходили к разбитому Ан-12 и на свалку за запчастями. Пекли в ведре картошку. 21.10. Погрузились в вертолеты – и домой. Пристроили в наряд на следующие сутки. 23.10. Духи сбили почтовый Ан-12 в Джелалабаде. 24.10. Привел в порядок документацию после командировки. В Кабуле столкнулись Ан-12 и Ми-24. Экипажи пассажиры Ан-12 погибли (16 человек). После обеда напрягал мозги на «07» борту, но бесполезно из-за скудности познаний****. 28.10. Боря Воронцов ходил с утра выпивши. Созрел. Был пойман инженером, когда выламывал головой дверь в свою комнату. Повезли на «губу», но пожалели и не сдали. Привезли домой. Рвался на стоянку. Отвели туда. Угомонился. Группа Су-17 потеряла в горах машину. Самолет не нашли. 29.10. Зарядили вертолеты. Борт №07 отстрелялся нормально. 31.10. В Кабуле ночью сбили «двадцатьчетверку» 50-го ОСАП. Погибли экипаж и техники Саша Попов и Биккерат*****, полетевшие посмотреть сверху ночной город. 01.11. Вылетов больше, чем обычно. Возят солдат с площадок. Испытал примус «Шмель». Хорошая штука. Мужики накупили магнитофонов: Fisher, Sharp… 07.11. Праздничный день. С утра бездельничали. Теннис, гиря, уборка. В 11.00. построение. Дали грамоту. После обеда – сон. Праздничный ужин. Посмотрели парад по телевизору. Вечером вокруг городка мощная пальба. Подняли самолеты. Ходили на стоянку вкручивать взрыватели. 09.11. Помогал подвешивать фермы на Ми-8. Су-25 отстрелялся по посту нашей пехоты. Есть убитые и раненые. 16.11. Очень сильный ветер. Не летали. Разбирали с Борей заклинившую пушку. Снаряд выбивали ломом через ствол. 04.12. Наши возили на Ми-8 дрова на пост в зеленку. Замерз как бобик. Зарядка вертолетов. У командира не сошел С-8. Леопольд выпил с арийцами****** и потом выступал на построении. 10.12. Духи пробили из винтовки лонжерон лопасти на Ми-8 (борт №28). Срочно отправляют в плановый ремонт «восьмерку» и «двадцатьчетверку». Купил в контине******* килограмм мандаринов. 11.12. Готовил машины в ремонт. Летчики «восьмерок» жалуются на пристрелку прицелов ПКВ. Вся часть что-то покупает. * Зам. комэска майор В. И. Чуркин. ** Простейшие обелиски на месте гибели советских воинов. *** В это время там проходила Лойя-Джерга (большой совет лидеров афганских племен), в связи с чем вертолетную группировку в Кабуле решили усилить нашими звеном Ми-24 и парой Ми-8. **** На Ми-24В произошел сложный отказ УСПУ. ***** Знал обоих по совместной службе в Германии. ****** Прозвище, которое в нашей эскадрилье закрепилось за группой обслуживания вооружения. ******* Афганская лавка. Инженерно-технический состав 262-й эскадрильи Engineering and technical staff of the 262nd air squadron 18.12. Был в карауле. Проверяя посты, посмотрел с вышек на окрестные кишлаки. Боец потерял штык-нож. Купил у начальника склада вооружения за литр спирта. 20.12. После обеда убыл в Кабул на сборы инженеров по вооружению. Летели на Ан-12. Приземлились уже в темноте. Поселились в гостинице. 21.12. С утра и до вечера занятия. Самолетов на Баграм нет. Там духи ракетой сбили Ан-26. Ракета попала в самолет примерно на 1200 м, а экипаж выпрыгнул на 600 м (одевали амуницию). Пока все выбирались, командир держал машину ближе к аэродрому. Сам он прыгал последним и оказался дальше других. По непроверенным данным, отстреливался от бандитов, пока были патроны. Погиб. Остальных спасли вертолеты ПСС. Рассредоточение вертолетов после обстрела 14 августа 1987 г. Disposal of helicopters after bombardment on August 14, 1987 Cy-25, потерпевший аварию при посадке. Самолет выбросило с ВПП к стоянке 262-й ОВЭ, где он почти полностью сгорел. Баграм, 27 октября 1988 г. Cy-25 crushed while landing. The aircraft came out of runway to stand of the 262nd Independent Helicopter Squadron, where it was burnt down almost completely. Bagram, October 27, 1988 23.12. Подъем в 4.00. Загрузились в КаМАЗы. Достался без стекол, печки и ручного тормоза. Остановка в «Теплом стане»*. Пока шла проверка, искал картонку на окно. Колонна тронулась, и грузовик с моими автоматом и сумкой ушел вперед. До Баграма ехал в более теплой машине. На посту забрал свои вещи – и на БТР домой. 26.12. Духи обстреливают Анаву и Руху. Снарядили дежурные вертолеты ПТУРами. Отстрелялись не все хорошо. Ближе к 20 часам сбили афганскую спарку МиГ-21. Экипаж катапультировался. Советника нашли, а про афганского летчика пока ничего не известно. P. S. Духа нашли. Жив, но повредил ноги. 27.12. Ночка выдалась «веселая». В 24.00 сбили Су-25. Про летчика пока ничего не известно. Духи выпустили по аэродрому несколько PC. Один пробил фанерную стенку караулки, снес солдату ступню и застрял в другой стене. Всю ночь продолжалась суета. Полеты отбили. Работала артиллерия. 29.12. В зеленке упал Ми-8МТ (борт №27). Экипаж жив. Перед обедом собрали команду для поездки к вертолету. Выезд не состоялся. 31.12. После построения – наведение порядка на территории. Предпраздничный инструктаж наряда. После обеда завалился спать. Новогоднего настроения нет. Взялись наряжать елку. Немного выпили. Дождались боя курантов – и спать. * Район кабульских новостроек, где жили, в основном, советские специалисты и военные советники. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|