|
||||
|
"Дикая лошадка" для домашней коллекции Предлагаемый вниманию любителей стендового моделизма самолет OV-10 Bronco, не был избалован вниманием отечественной прессы. Автор данной статьи является членом сборной команды Украины по летающим моделям-копиям и в настоящее время занят созданием кордовой модели этой интереснейшей машины. В ходе своей работы он собрал уникальные материалы, позволившие разработать наиболее точные из известных ныне чертежей "Бронко". Редакция уверена, что эта публикация не оставит вас равнодушными. Дмитрий В. Нескороженный/ Киев. Фото из архива автора В начале 60-х гг., поело вовлечения Америки о боевые действия в Индокитае, у армии и корпуса морской пахоты США возникла необходимость о легком, недорогом и неприхотливом противопартизанском самолете Кроме того, поенные настаивали. чтобы новая машина могла использоваться для разведки и целеуказания, а также выполняла ограниченные транспортно-десантные операции: перевозила отделение солдат и эвакуировала раненых. Такой самолет должен был обладать широким диапазоном скоростей полета – от малых, необходимых для точного нанесения ударов, надежного визуального обнаружения и маркировки целой, до относительно больших – для быстрой реакции на запросы сухопутных войск и выполнения поставленных задач с наименьшими потерями. Не менее важными требованиями стали маневренность и живучесть. В объявленном конкурса победу одержала фирма "Норт Америкен". представившая самолет OV-10. Его прототип YOV-10 совершил первый взлет 16 июля 5965 г. на авиабазе Коламбус (штат Огайо), пилотируемый летчиком-испытателем Эдом Гиллеспом. Новая машина получила очень подходящее название – Bronco (полудикая лошадь). Всего был выпущен 27 1 самолет такого типа. "Бронко" имел следующие варианты: – OV- 10А – для ВВС и авиации корпуса морской пехоты США; OV-10B(Z) буксировщик мишеней для ВВС ФРГ (6 самолетов); – OV-10C – вариант OV-10A для Таиланда (32 самолета); – OV-10Е – вариант OV-10A для Венесуэлы (16 самолетов): – OV-10F – вариант OV-10A для Индонезии (16 самолета); – OV- 10D – ночной корректировщик с лазерной системой целеуказания (получены переделкой из OV- 10Л). Самолету пришлось немало повоевать. Боевое крещение OV-10A приняли в ходе войны в Индокитае в 1969 г. ВВС и корпус морской пехоты США активно применяли "лошадки" для уничтожения опорных баз партизан Вьетконга, целеуказания. эскорта вертолетов, борьбы на транспортных коммуникациях противника, непосредственной поддержки своих войск и сброса срочных грузов. Благодаря высокой живучести, маневренности и хорошему обзору из кабины, "Бронко" заработал отличную репутацию. В 1991 г. QV-10D корпуса морской пехоты участвовали в операции "Буря в пустыне". В Таиланде самолеты этого типа широко применились для борьбы с наркомафией и в боях на границах с Кампучией и Лаосом. В Индонезии их использовали против пиратов и партизан на острове Тимор, а в Венесуэле – против наркомафии и при подавлении антиправительственного путча 1992 г. Особенности конструкции OV-10A Фюзеляж – четырехлонжеронный с обшивкой из дюраля. Его носовой и хвостовой обтекатели выполнены из стеклопластика. В расположенной перед крылом кабине пилотов имеется два рабочих места: летчика (спереди) и наблюдателя. Вход в нее • по откидывающимся подножкам на правом борту. Открываемые части фонаря поднимаются вверх с двух сторон В кабине установлены катапультируемые кресла LW-3B, обеспечивающие покидание самолета на земле и при нулевой скорости. Наблюдатель катапультируется парным, разбивая заголовником кресла верхнюю прозрачную панель фонаря. Спереди кабина защищена лобовым бронестеклом и керамической плитой, снизу • стальным бронированным полом, с боков – 12. 7-мм алюминиевыми плитами. сзади • бронеплитами за сиденьями пилотов. Оборудование кабины в вариантах для агитации корпуса морской пехоты и ВВС имеет небольшие различия навигационной, идентификационной систем и средств связи. Рабочее место наблюдателя оснащено съемным комплектом органов управления. За кабиной расположен отсек, в котором можно разместить 6 солдат или 5 парашютистов, или до 4 раненых на носилках, или груз массой до 1375 кг. Мотогондола, воздухозаборник двигателя, воздушный винт и кок Приборная доска кабины летчика Катапультируемые кресла LW-3B Лопая панель управления кабины летчика OV-10D Коллиматорный прицел Спонсон с пулеметами М60С и блоком НАР Крыло • прямоугольное в плане, двухлонжеронное с дюралевой обшивкой. Установлено с углом +3°. Профиль • модифицированный NACA 64/2 А-315. Подъемная сила крыла увеличивается благодаря применению четырех духщелевых закрылков, имеющих максимальный угол отклонения 40». Привод закрылков гидравлический, резервный « с помощью электромотора. Элероны имеют углы отклонения +-25°. На верхней поверхности крыла установлены интерцепторы. Оперение – двухкилевое. Кили установлены на балках, которые являются продолжением мотогондол. Между килями расположено горизонтальное оперение, установленное с углом +2°. Стабилизатор имеет модифицированный профиль NACA 64/1 А-412. Руль высоты отклоняется на 35° вверх и 25° вниз, а рули направления • до 25° влево-вправо. На элеронах и рулях высоты установлены механически управляемые пружинные триммеры и сервокомпенсаторы, связанные с рулевыми поверхностями. Резервное управление триммерами • электрическое. Трехколесное шасси с носовой стойкой разработано для взлета и посадки с полевых площадок, автодорог, авианосцев и вертолетоносцев без применения задерживающих устройств и катапульт. Носовая стойка убирается вперед, а основные • назад Привод шасси – гидравлический, а в аварийных ситуациях • механический. Управляемая носовая стойка имеет угол поворота 55°. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей Гэррет Эйр Ресерч T76-G10/ 12 мощностью по 715 л. с. с трехлопастными винтами изменяемого шага диаметром 2. 6 м. OV-10D оснащен ТВД Гэррот Эйр Ресерч T76-G420/421 мощностью по 1040 л. с., что позволило увеличить максимальную скорость на 2. 5%. потолок на 25°.. дальность полета на 52, 2% относительно OV-10A. Топливная система включает пять внутренних протестированных топливных баков(3*). Протекторы обеспечивают защиту от пуль калибром 7, 62 мм и 12, 7 мм. Центральный крыльевой бак является расходным. В случае выхода из строя подкачивающего топливного насоса горючее поступает в него и к двигателям самотоком Создатели "Бронко" уделили повышенное внимание пожаробезопасности силовой установки. Нагревающаяся часть двигателя отделена от легковоспламеняющихся материалов вентилируемым кожухом Между торцовыми стенками баков проложены пенопластовые прокладки, предотвращающие распространение пламени. В каждом моторном отсеке установлены быстродействующие огнетушители, содержащие 1, 135 кг бромтрифтормотана. Клапаны отсечки подачи топлива размещены снаружи отсеков и поело их срабатывания пожароопасным веществом в двигателе остается только масло. Вооружение. В подфюзеляжных спонсонах расположены четыре съемных пулемета М60С (отсутствуют на OV-10B). Подвесное вооружение состоит из бомб, зажигательных баков. НАР и ракет класса "воздух-воздух" AIM-90 Sidewinder. Оно размещается на четырех пилонах (на каждом – до 272 кг) под спонсонами. на центральном подфюзеляжном пилоне (до 544 кг) и на подкрыльевых пилонах (ракеты AIM-90). Под кабиной наблюдателя может быть установлена лазерная система целеуказания, а на пилонах под крылом • разведки и спецоборудование. 3* Дополнительно могут подвешиваться три ПТБ по 576 л. "Лошадка" на столе У автора имелась возможность оценить три пластиковые модели "Бронко" фирм: Testors (1/48). Hasegava и Airfix (обо 1/72). Нужно сказать, что желающим собрать точную копию этого самолета не слишком повезло. Все три набора имеют ряд существенных недостатков. Ручка управления Выхлопная труба двигателя Пилоны под фюзеляжем и спонсонами Основная опора шасси Носовая опора шасси Ниша основной опоры шасси l/48 от Tostors. На коробке написано. что модель предназначена для детей старше 10 лет – и это чистая правда! Ее можно рекомендовать именно детям. Она напоминает настоящий самолет, пока не сравнишь ее с первой фотографией или чертежом. Набор имеет около полусотни деталей. Для масштаба 1/48 трудно представить более упрощенную и неточную копию. Наружные обводы оставляют желать лучшего, мелкие детали выполнены грубо и весьма приблизительно. В общем модель заслуживает оценки не выше 4-4, 5 по 10-бальной шкале. "Бронко" от Hasegava. Отливка имеет 60 деталей. Как и большинство изделий "Хасегавы". она очень аккуратна и позволяет собирать и временно фиксировать детали без клея. Модель упакована в красивую коробку, на которой нанесен фотографически точный рисунок художника К. Kotzumo. Но если бы содержимое коробки так походило на оригинал… Правильным фирме удалось выдержать только размах и хорду крыла. Форма законцовок • неточна. Фантазия разработчиков модели • спойлеры на нижней поверхности крыла. Когда переходишь к фюзеляжу, положительных впечатлений еще меньше. Он упорно не хочет совпадать с чертежом (отклонения от требуемого контура до 1 мм). Неправильно сделан зализ между спонсоном и фюзеляжем, хотя сам спонсон достаточно похож. Балки и мотогондолы – еще хуже: расхождение по контуру в 1. 5 мм. что трудно назвать приемлемым для столь миниатюрной модели. Винты, коки и стабилизатор – правильные. Модель дополняет лист с качественными декалями • тут все на своих местах. Общую оценку "Хасегаве" можно поставить в районе 6-6, 5. И наконец, старая-старая (начала 70-х гг. )модель фирмы Airfix. Она-то и заслуживает наибольшего внимания, так как наиболее близко похожа на оригинал. Ряд присущих ей недостатков (к примеру, грубая внешняя клепка) может быть сравнительно быстро устранен Крыло, как и у "Хасегавы", имеет лишние спойлеры снизу, а хорда – на 1 мм меньше потребной. Размах внешних закрылков меньше, и. соответственно, размах элеронов больше на 1, 8 мм. На балках мотогондол необходимо на 0. 5 мм нарастить нижние части капотов и откорректировать форму законцовок килей Есть небольшие расхождения с чертежом (до 0, 2 мм) по контурам килей, которые легко устраняются надфилем В фюзеляже хорошо все, кроме верхнего обвода хвостового кока Он приподнят на 1, 8 мм. Каждую лопасть винта нужно нарастить на I мм. а коки винтов заострить. Во всем остальном доработки практически не требуются. В сочетании с декалями от "Хасегавы" модель может выглядеть очень хорошо и заслуживает оценки 8-8, 5. Есть недостатки, которые присущи всем трем моделям: пневматик носового колеса на самолете почти прямоугольного сечения и имеет два широких бурта по краям, а на всех моделях он круглого сечения; неточна капотировка двигателя; отсутствуют зализы мотогондол с крылом. Отряд ИЛ-76МД, летавший о Афганистан осенью 1991 г. Ташкент, аэродром Тузель Капитан Виктор Н. Исаков/ Мелитополь Фото из архива автора Примечания:"Дикая лошадка" для домашней коллекции Предлагаемый вниманию любителей стендового моделизма самолет OV-10 Bronco, не был избалован вниманием отечественной прессы. Автор данной статьи является членом сборной команды Украины по летающим моделям-копиям и в настоящее время занят созданием кордовой модели этой интереснейшей машины. В ходе своей работы он собрал уникальные материалы, позволившие разработать наиболее точные из известных ныне чертежей "Бронко". Редакция уверена, что эта публикация не оставит вас равнодушными. Дмитрий В. Нескороженный/ Киев. Фото из архива автора В начале 60-х гг., поело вовлечения Америки о боевые действия в Индокитае, у армии и корпуса морской пахоты США возникла необходимость о легком, недорогом и неприхотливом противопартизанском самолете Кроме того, поенные настаивали. чтобы новая машина могла использоваться для разведки и целеуказания, а также выполняла ограниченные транспортно-десантные операции: перевозила отделение солдат и эвакуировала раненых. Такой самолет должен был обладать широким диапазоном скоростей полета – от малых, необходимых для точного нанесения ударов, надежного визуального обнаружения и маркировки целой, до относительно больших – для быстрой реакции на запросы сухопутных войск и выполнения поставленных задач с наименьшими потерями. Не менее важными требованиями стали маневренность и живучесть. В объявленном конкурса победу одержала фирма "Норт Америкен". представившая самолет OV-10. Его прототип YOV-10 совершил первый взлет 16 июля 5965 г. на авиабазе Коламбус (штат Огайо), пилотируемый летчиком-испытателем Эдом Гиллеспом. Новая машина получила очень подходящее название – Bronco (полудикая лошадь). Всего был выпущен 27 1 самолет такого типа. "Бронко" имел следующие варианты: – OV- 10А – для ВВС и авиации корпуса морской пехоты США; OV-10B(Z) буксировщик мишеней для ВВС ФРГ (6 самолетов); – OV-10C – вариант OV-10A для Таиланда (32 самолета); – OV-10Е – вариант OV-10A для Венесуэлы (16 самолетов): – OV-10F – вариант OV-10A для Индонезии (16 самолета); – OV- 10D – ночной корректировщик с лазерной системой целеуказания (получены переделкой из OV- 10Л). Самолету пришлось немало повоевать. Боевое крещение OV-10A приняли в ходе войны в Индокитае в 1969 г. ВВС и корпус морской пехоты США активно применяли "лошадки" для уничтожения опорных баз партизан Вьетконга, целеуказания. эскорта вертолетов, борьбы на транспортных коммуникациях противника, непосредственной поддержки своих войск и сброса срочных грузов. Благодаря высокой живучести, маневренности и хорошему обзору из кабины, "Бронко" заработал отличную репутацию. В 1991 г. QV-10D корпуса морской пехоты участвовали в операции "Буря в пустыне". В Таиланде самолеты этого типа широко применились для борьбы с наркомафией и в боях на границах с Кампучией и Лаосом. В Индонезии их использовали против пиратов и партизан на острове Тимор, а в Венесуэле – против наркомафии и при подавлении антиправительственного путча 1992 г. Особенности конструкции OV-10A Фюзеляж – четырехлонжеронный с обшивкой из дюраля. Его носовой и хвостовой обтекатели выполнены из стеклопластика. В расположенной перед крылом кабине пилотов имеется два рабочих места: летчика (спереди) и наблюдателя. Вход в нее • по откидывающимся подножкам на правом борту. Открываемые части фонаря поднимаются вверх с двух сторон В кабине установлены катапультируемые кресла LW-3B, обеспечивающие покидание самолета на земле и при нулевой скорости. Наблюдатель катапультируется парным, разбивая заголовником кресла верхнюю прозрачную панель фонаря. Спереди кабина защищена лобовым бронестеклом и керамической плитой, снизу • стальным бронированным полом, с боков – 12. 7-мм алюминиевыми плитами. сзади • бронеплитами за сиденьями пилотов. Оборудование кабины в вариантах для агитации корпуса морской пехоты и ВВС имеет небольшие различия навигационной, идентификационной систем и средств связи. Рабочее место наблюдателя оснащено съемным комплектом органов управления. За кабиной расположен отсек, в котором можно разместить 6 солдат или 5 парашютистов, или до 4 раненых на носилках, или груз массой до 1375 кг. Мотогондола, воздухозаборник двигателя, воздушный винт и кок Приборная доска кабины летчика Катапультируемые кресла LW-3B Лопая панель управления кабины летчика OV-10D Коллиматорный прицел Спонсон с пулеметами М60С и блоком НАР Крыло • прямоугольное в плане, двухлонжеронное с дюралевой обшивкой. Установлено с углом +3°. Профиль • модифицированный NACA 64/2 А-315. Подъемная сила крыла увеличивается благодаря применению четырех духщелевых закрылков, имеющих максимальный угол отклонения 40». Привод закрылков гидравлический, резервный « с помощью электромотора. Элероны имеют углы отклонения +-25°. На верхней поверхности крыла установлены интерцепторы. Оперение – двухкилевое. Кили установлены на балках, которые являются продолжением мотогондол. Между килями расположено горизонтальное оперение, установленное с углом +2°. Стабилизатор имеет модифицированный профиль NACA 64/1 А-412. Руль высоты отклоняется на 35° вверх и 25° вниз, а рули направления • до 25° влево-вправо. На элеронах и рулях высоты установлены механически управляемые пружинные триммеры и сервокомпенсаторы, связанные с рулевыми поверхностями. Резервное управление триммерами • электрическое. Трехколесное шасси с носовой стойкой разработано для взлета и посадки с полевых площадок, автодорог, авианосцев и вертолетоносцев без применения задерживающих устройств и катапульт. Носовая стойка убирается вперед, а основные • назад Привод шасси – гидравлический, а в аварийных ситуациях • механический. Управляемая носовая стойка имеет угол поворота 55°. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей Гэррет Эйр Ресерч T76-G10/ 12 мощностью по 715 л. с. с трехлопастными винтами изменяемого шага диаметром 2. 6 м. OV-10D оснащен ТВД Гэррот Эйр Ресерч T76-G420/421 мощностью по 1040 л. с., что позволило увеличить максимальную скорость на 2. 5%. потолок на 25°.. дальность полета на 52, 2% относительно OV-10A. Топливная система включает пять внутренних протестированных топливных баков(3*). Протекторы обеспечивают защиту от пуль калибром 7, 62 мм и 12, 7 мм. Центральный крыльевой бак является расходным. В случае выхода из строя подкачивающего топливного насоса горючее поступает в него и к двигателям самотоком Создатели "Бронко" уделили повышенное внимание пожаробезопасности силовой установки. Нагревающаяся часть двигателя отделена от легковоспламеняющихся материалов вентилируемым кожухом Между торцовыми стенками баков проложены пенопластовые прокладки, предотвращающие распространение пламени. В каждом моторном отсеке установлены быстродействующие огнетушители, содержащие 1, 135 кг бромтрифтормотана. Клапаны отсечки подачи топлива размещены снаружи отсеков и поело их срабатывания пожароопасным веществом в двигателе остается только масло. Вооружение. В подфюзеляжных спонсонах расположены четыре съемных пулемета М60С (отсутствуют на OV-10B). Подвесное вооружение состоит из бомб, зажигательных баков. НАР и ракет класса "воздух-воздух" AIM-90 Sidewinder. Оно размещается на четырех пилонах (на каждом – до 272 кг) под спонсонами. на центральном подфюзеляжном пилоне (до 544 кг) и на подкрыльевых пилонах (ракеты AIM-90). Под кабиной наблюдателя может быть установлена лазерная система целеуказания, а на пилонах под крылом • разведки и спецоборудование. 3* Дополнительно могут подвешиваться три ПТБ по 576 л. "Лошадка" на столе У автора имелась возможность оценить три пластиковые модели "Бронко" фирм: Testors (1/48). Hasegava и Airfix (обо 1/72). Нужно сказать, что желающим собрать точную копию этого самолета не слишком повезло. Все три набора имеют ряд существенных недостатков. Ручка управления Выхлопная труба двигателя Пилоны под фюзеляжем и спонсонами Основная опора шасси Носовая опора шасси Ниша основной опоры шасси l/48 от Tostors. На коробке написано. что модель предназначена для детей старше 10 лет – и это чистая правда! Ее можно рекомендовать именно детям. Она напоминает настоящий самолет, пока не сравнишь ее с первой фотографией или чертежом. Набор имеет около полусотни деталей. Для масштаба 1/48 трудно представить более упрощенную и неточную копию. Наружные обводы оставляют желать лучшего, мелкие детали выполнены грубо и весьма приблизительно. В общем модель заслуживает оценки не выше 4-4, 5 по 10-бальной шкале. "Бронко" от Hasegava. Отливка имеет 60 деталей. Как и большинство изделий "Хасегавы". она очень аккуратна и позволяет собирать и временно фиксировать детали без клея. Модель упакована в красивую коробку, на которой нанесен фотографически точный рисунок художника К. Kotzumo. Но если бы содержимое коробки так походило на оригинал… Правильным фирме удалось выдержать только размах и хорду крыла. Форма законцовок • неточна. Фантазия разработчиков модели • спойлеры на нижней поверхности крыла. Когда переходишь к фюзеляжу, положительных впечатлений еще меньше. Он упорно не хочет совпадать с чертежом (отклонения от требуемого контура до 1 мм). Неправильно сделан зализ между спонсоном и фюзеляжем, хотя сам спонсон достаточно похож. Балки и мотогондолы – еще хуже: расхождение по контуру в 1. 5 мм. что трудно назвать приемлемым для столь миниатюрной модели. Винты, коки и стабилизатор – правильные. Модель дополняет лист с качественными декалями • тут все на своих местах. Общую оценку "Хасегаве" можно поставить в районе 6-6, 5. И наконец, старая-старая (начала 70-х гг. )модель фирмы Airfix. Она-то и заслуживает наибольшего внимания, так как наиболее близко похожа на оригинал. Ряд присущих ей недостатков (к примеру, грубая внешняя клепка) может быть сравнительно быстро устранен Крыло, как и у "Хасегавы", имеет лишние спойлеры снизу, а хорда – на 1 мм меньше потребной. Размах внешних закрылков меньше, и. соответственно, размах элеронов больше на 1, 8 мм. На балках мотогондол необходимо на 0. 5 мм нарастить нижние части капотов и откорректировать форму законцовок килей Есть небольшие расхождения с чертежом (до 0, 2 мм) по контурам килей, которые легко устраняются надфилем В фюзеляже хорошо все, кроме верхнего обвода хвостового кока Он приподнят на 1, 8 мм. Каждую лопасть винта нужно нарастить на I мм. а коки винтов заострить. Во всем остальном доработки практически не требуются. В сочетании с декалями от "Хасегавы" модель может выглядеть очень хорошо и заслуживает оценки 8-8, 5. Есть недостатки, которые присущи всем трем моделям: пневматик носового колеса на самолете почти прямоугольного сечения и имеет два широких бурта по краям, а на всех моделях он круглого сечения; неточна капотировка двигателя; отсутствуют зализы мотогондол с крылом. Отряд ИЛ-76МД, летавший о Афганистан осенью 1991 г. Ташкент, аэродром Тузель Капитан Виктор Н. Исаков/ Мелитополь Фото из архива автора |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|