|
||||
|
F-100 ПРОТИВ В-52 «Air Force» august 1961 ГИБЕЛЬ БОЛЬШОЙ ПТИЦЫ АЭРОАРХИВ Пятница 7 апреля в Альбукерке выдалась теплой. На Западе, над хребтами и каньонами южной части Рокских гор, традиционно клубились облака. На высоте шести миль в небе над пестрой природой штата Нью-Мексико экипажи трех самолетов вели обычную для себя игру со смертью. Двумя из этих трех самолетов были F-100 из 188-й эскадрильи истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Нью-Мексико, дислоцированной на авиабазе Кирт-лэнд. Третий - В-52 из 95-го бомбардировочного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Биггз, шт. Техас. Огромный бомбардировщик в данном случае играл роль «неопознанного самолета». Истребителям Национальной гвардии предстояло выполнить учебно-тренировочный перехват «цели». Ведущим пары «Суперсейбров» являлся лейтенант Джеймс Ван Сок, ведомым - капитан Дэйл Додц. Лейтенант Ван Сок служил в ВВС уже десять лет, побывал в Германии и Корее. 27-летний холостяк, подобно многим летчикам-истребителям Гвардии, больше всего на свете любил полеты. Истребители взлетели всего несколько минут назад. Под левыми плоскостями крыльев обоих перехватчиков были подвешены две ракеты «Сайдуиндер», боевых, не учебных. Снарядные ящики пушек заполнены снарядами. Перехватчики были полностью подготовлены к работе по реальной цели. Перехватчики обнаружили гигантскую цель, после чего выполнили пять учебных атак. В первой атаке имитировалось применение ракет, в остальных - поражение цели огнем бортовых пушек. Все атаки были выполнены успешно. «Гвардейцы» отрабатывали искусство охоты на «больших птиц». В роли «птички» на сей раз выступал восьми-двигательный В-52 ценой 8 млн. долл. за «тушку»… Экипажем В-52 с собственным именем «Ciudad Juarez* (самолет назван в честь города, расположенного недалеко от базы Биггз) командовал ветеран стратегического авиационного командования 39-летний капитан Дон Блодгет. Самолет выполнял рутинный учебно-тренировочный полет без вооружения. Полетное задание не предполагало ничего необычного: на полигон с имитацией бомбометания, полет над морем, «подыгрыш» перехватчикам Национальной гвардии в районе Альбукерка, затем - снова полигон и посадка на аэродроме базирования. В САК такие полеты называли «заполнение страниц в книге бумажной войны». В экипаж капитана Блодгета входили второй пилот 33-летний капитан Рэй Обил, штурманы: 29-летний капитан Стив Картер и 30-летний капитан Пит Гайнерис, инструктор по РЭБ 27-летний капитан Джордж Джэксон, оператор бортового РЭО 24-летний 2-й лейтенант Гленн Бэйр, борттехник 23-летний штаб-сержант Мануэль Майрес и хвостовой стрелок 27-летний штаб-сержант Рэй Синглтон. На земле остался «везунчик» сержант Уильям Томас, штатный борттехник с «Ciudad Jua-rez», совсем недавно назначенный на эту должность. Перед полетом у Томаса до такой степени разболелась голова, что доктор отстранил его от полета. Вместо Томаса полетел Майрес. Двое из экипажа, капитан Гайнерис и сержант Майрес, вполне могли наблюдать городки, в которых родились - Альбукерк и расположенный в 70 милях западнее Гранте. Примерно в 30 милях восточнее на высоте 33000 футов в воздушном пространстве Альбукерка находился реактивный авиалайнер Convair 880 авиакомпании TWA с 73 пассажирами на борту; самолет выполнял рейс Нью-Йорк - Лос-Анджелес; командир экипажа лайнера - старший пилот Боб Гас. Гас доверился автопилоту, с удовольствием наблюдая то саванну, то небо, не забывая при этом время от времени бросать взгляд на приборную доску. Северо-западнее горы Тейлор, примерно в 50 милях от Альбукерка, на своем ранчо занимался обычными делами фермер Флойд Ли. Перехватом руководили с КП наведения истребителей-перехватчиков в Вест-Меса, шт. Нью-Мексико. Операторы отслеживали перехват как обычно: как вчера, как несколько дней назад, как всегда - в ожидании, когда, быть может, появится «большая птица» с красными звездами на крыле. Словно две жадные летающие рыбы сверкнула на солнце пара F-100. Ван Сок и Додд приступили к выполнению шестой и последней в этом полете учебной атаки. Процесс перехвата они выполнили безупречно. Внезапно Ван Сок ощутил, как самолет подбросило. Лейтенант увидел, как стартовала одна из подвешенных под левой плоскостью ракет. Стартовала в направлении одной из четырех «горячих» спаренных силовых установок В-52. «Тревога!» - закричал Ван Сок по радио: «Одна моя ракета ушла…» Возглас услышали в кабине В-52, но не сразу поняли, о чем идет речь. Когда «дошло», капитан Блогетт завалил огромный бомбардировщик на крыло, выкрутив штурвал до предела вправо. Вспышка озарила кабину бомбардировщика. Самолет получил сильнейшую перегрузку в вертикальной плоскости. Капитану Блогету не оставалось ничего другого, как воспользоваться катапультой. Испытательный пуск УР «Sidewinder» с истребителя F-WO, 1957 г. Прошло несколько секунд. Парашют Блогета раскрылся, летчик услышал взрыв своего В-52. На КП наведения операторы смотрели на свои экраны. Они тоже слышали слова Ван Сока. Пилот F-100 пустил ракету?! Почему отметка от В-52 заморгала, а ее скорость перемещения упала? Понятно - реализация перехвата… В ужасе Ван Сок и Додд, выполняя вираж, наблюдали, как ракета попала в сопло левого внутреннего двигателя В-52. Плоскость крыла сложилась, обломки пронзили фюзеляж. «Большая птица» споткнулась. Пилоты перехватчиков наблюдали купола парашютов. Находясь всего в нескольких милях от места трагедии Боб Гас заметил клубы белого дыма, которые разорвали две яркие вспышки, после чего дым стал черным. Об увиденным летчик авиалайнера немедленно доложил по радио в Альбукерк. Часы показывали 12.05. Лейтенант Ван Сок приступил к стандартной для поисково-спасательной операции процедуре. Первым делом он доложил руководителю полетов о случившемся. Затем вместе с капитаном Доддом снизился в намерении определить места приземления тех, кому удалось покинуть бомбардировщик. Никого не обнаружив, перехватчики ушли на свою базу, где благополучно приземлились. Оператор наведения перехватчиков в Вест-Меса отметил координаты последней засветки от В-52 и немедленно доложил их в Киртленд. Новость о гибели бомбардировщика стала известной не только военным - средства массовой информации, прежде всего телевидение и радио, буквально взорвались. В последующие семь часов на авиабазе Киртленд поступило более 3500 телефонных и радио вызовов со всего Земного шара. Между тем в Альбукерке и Грант-се родные и близкие членов экипажа ничего не знали о произошедшем. Катастрофа произошла над безлюдной гористо-пустынной местностью. В 1958 г. примерно в этом же районе разбился легкий самолет с известным кинопродюссером Майком Тоддом на борту. Немедленно по получении первых известий о катастрофе начальник Центра специальных видов вооружения, дислоцированного на авиабазе Киртленд, генерал-майор Чарлз Мак-Коркл отдал приказ о проведении поисково-спасательной операции, проведение которой возглавил начальник ПСС подполковник Эжен Кокс. Кокс вызвал ветерана поисково-спасательной службы пилота-вертолетчика капитана Уильбура Биденкаппа, не раз принимавшего участие в операциях подобного рода. До Киртленда Биденкапп служил на базе Гуз-Бэй, Лабрадор. В кратчайший срок был проведен предполетной инструктаж экипажей самолетов Т-33, С-47 и вертолетов. Одновременно готовилась наземная партия под командованием майора Теда Льиса, которой предстояло выйти к месту падения В-52. По тревоге была поднята полиция, перекрывшая дороги в районе катастрофы во избежание наплыва излишне любознательной публики. К поисково-спасательной операции привлекли даже персонал нефтепровода кампании Сьюзерн Юнион Газ, проходившего в этих местах. Вертолеты для операции запросили на авиабазах Холломэн и Кэннон. Все понимали, что поисково-спасательная операция не станет легкой. Погода быстро портилась. Усилился ветер, пошел снег с дождем. Первый рапорт поступил от летчика вертолета Н-21, выведенного в точку последнего радиолокационного контакта с В-52. Пилот доложил о наблюдаемом столбе дыма, однако подойти ближе летчик не смог по причине очень плохих погодных условий. Информация от вертолетчика облегчила координацию действий наземных поисковых групп, количество которых быстро росло. К операции подключили скорую медицинскую помощь, пожарных, передвижные радиостанции. Примерно через два часа после обнаружения дыма, экипаж вертолета в составе капитанов Смита, Бриттона и лейтенанта Уиллза доложил, что видит на земле сквозь просвет в облачности обломки самолета примерно в 15 милях северо-восточнее пика Ма-унт Тэйлор. К месту падения были направлены поисковые партии с двух направлений - с севера от города Куба и с запада от Грантса. Примерно в 16.00 первая группа достигла ранчо Ли. Флойд Ли встретил поисковиков просто: «Что я могу сделать?» Поиск и спасения для Ли не были чем-то необычайным: за несколько лет на его землях разбилось три самолета, погибло 27 человек. В 16.30 вертолет Н-43, пилотиру-емый капитанами Рональдом Хансеном и Уильямом Гринером вылетел с авиабазы Киртленд с доктором на борту. Поисково-спасательная операция шла уже более четырех часов. В ней принимали участие девять самолетов С-47 и Т-33, четыре вертолета - два Н-21 и два Н-43В. Нижний край облачности был определен в 9000 футов (примерно 2700 м над уровнем моря, не над конкретной местностью), но облачность постоянно снижалась. В районе Ма-унт Тэйлор облака почти касались земли. Полеты выполнялись в условиях сильного ветра и ограниченной видимости. Экипаж вертолета, облетевшего район падения В-52, людей не обнаружил. Примерно в 17.00 вертолетчики доложили об улучшении погоды в районе падения В-52. Сюда немедленно направили пилотируемый майором Полом Марфи самолет Т-33. В двух с половиной милях от обломков В-52 Марфи обнаружил два парашюта. Через несколько минут вертолет Н-43 принял на борт двух человек - капитана Блодгета и сержанта Синглтона. Синглтон покинул В-52 сразу после взрыва. Сержант приземлился на дерево, но сумел спуститься на землю. Тут Сиглтон услышал выстрелы и пошел в сторону, откуда они слышались. Стрелял капитан Блодгет. Капитан при приземлении разбил таз, отчего лишился возможности передвигаться. Сержант устроил для защиты от непогоды небольшую палатку из парашюта командира. Этот парашют увидел Мэрфи. Мэрфи покачал крылом, после чего члены экипажа В-52 поняли - скоро прибудет вертолет. Так и вышло. Летчика и стрелка с В-52 подняли на борт Н-43. У Синглтона оказались сильно обожженными лицо и руки. Синглтон и Блодгет ожидали спасателей пять часов, а само спасение заняло лишь несколько минут. Между тем погода снова начала ухудшаться. Вертолет оторвался от земли, летчики начали выполнять правый вираж, но тут Синглтон закричал: «Еще парашют!» Пилоты направили вертолет к парашюту. Возле парашюта находился капитан Джордж Джэксон. Его состояние было крайне тяжелым - сломан позвоночник. Джэксона с осторожностью поместили в вертолет, который немедленно доставил спасенных на ранчо Ли, где членов экипажа В-52 осмотрели медики. В 19.00 вертолет доставил всех троих в больницу Альбукерка. Вертолет дозаправили топливом прямо на лужайке у больницы, затем машина перелетела для техосмотра на базу Кпитленд. В 20.00, почти в полной темноте, Н-43 снова ушел в воздух. На борту находились летчики капитаны Роуз и Уистон, медик штаб-сержант Колман. Ночь, мороз, ветер достиг скорости 60 миль в час. Вертолет доставил теплую одежду и сухие пайки на ранчо Ли, где находилось почти три десятка человек из наземных поисково-спасательных групп, которым предстояло пробиваться сквозь непогоду к месту падения обломков бомбардировщика. Первую попытку добраться до места падения предприняли полицейские Вудланд и Дулин, директор службы новостей радио города Гранте, пожарный Сантьяго Гонсалес и маршал местного городка Элижио Санчес. Добравшись до обломков самолета, люди цепью начали прочесывать местность. Было обнаружено три тела. В район падения вышли и другие поисковые группы. Буран разбушевался не на шутку. Вскоре потребовалась помощь самим спасателям. Вертолет Н-21 смог прибыть к месту действия только утром субботы. Спасатели сконцентрировались на ранчо Ли. Весь день шел снег, столбик термометра падал. В таких условиях обнаружить парашюты с воздуха не представлялось возможным. К утру воскресенья холодный фронт миновал район проведения поисково-спасательной операции. Небо расчистилось от облаков. Утром провели идентификацию обнаруженных ранее тел членов экипажа В-52. Погибли лейтенант Бэйр и капитан Картер, тело третьего опознать точно не смогли - предположительно капитан Гинерис. Поиск с воздуха возобновился в два часа по полудни. Самолеты и вертолеты находились в воздухе до наступления темноты. Примерно в семь часов вечера с вертолета Н-21 капитана Джека Паттерсона поступило сообщение: «Парень под нами». Вертолет приземлился рядом с бор-ттехником В-52 сержантом Мануэлем Майресом. В момент попадания ракеты в В-52 сержант стоял за креслами летчиков. На глазах Майреса катапультировались летчики и штурманы, сам сержант выпрыгнул через люк, сквозь который катапультировался командир. При приземлении сержант сломал ног/, но сумел оборудовать убежище и раже растянуть красный флаг, чтобы привлечь к себе внимание спасателей. Пока сержанта Майреса везли вертолетом в больницу Альбукерка, поступило донесение от экипажа вертолета Н-43 об обнаружении еще одного члена экипажа В-52, но минутой спустя выяснилось - ошибка. Поиск вел также С-47, пилотируемый майором Норманном Блитчем и капитаном Джорджем Уилдоном. Экипаж вел поиск уже более пяти часов, вдоль и поперек прочесывая воздушное пространство севернее Маунт Тэйлор. Капитан Уилдон осматривал местность в бинокль. Неожиданно на удалении примерно десяти миль капитан обнаружил огонь. Блитчем снизился насколько было возможно, и пошел в направлении огня. «Огонь» оказался парашютом оранжевого цвета. На самом деле, Уилдон заметил не парашют, а «зайчики» от сигнального зеркала. Подоспевший вертолет эвакуировал второго пилота «Большой птицы» капитана Обела. Когда Обел покинул В-52, парашют летчика раскрылся немедленно, на высоте 30000 футов вместо положенных 14000. От резкой перегрузки при раскрытии парашюта у летчика лопнули сосуды глаз. К счастью, парашют от скоростного напора воздушного потока начальной фазы катапультирования не порвался. Обел приземлился на открытом месте, на склоне холма, но прямо на кактусы. Выбравшись из поля кактусов на скалы, летчик растянул парашют на скале, а сам устроился рядом, надул спасательный жилет и проспал весь вечер пятницы. Суббота у летчика ушла на очистку собственного тела от иголок кактусов. Пищи в сухом пайке хватало, однако вода имелась в ограниченном количестве. Последний глоток влаги, собранной на парашюте, Обел сделал в ночь на воскресенье. В воскресенье, когда летчик услышал звук авиационных моторов, он немедленно начал подавать сигналы зеркалом. Эти зайчики и заметил экипаж С-47. Вполне здорового второго пилота доставили в больницу Альбукерка, где летчик осмотрел тела своих погибших товарищей, он подтвердил: третье тело - тело капитана Гинериса. Тем временем лейтенант Ван Сок ожидал официальных результатов расследования. Летчик находился в состоянии шока, он не мог понять, почему ракета сошла с направляющей - пуск Ван Сок не выполнял. Катастрофа стала одной из крупнейшей в «мирной» истории ВВС США и поставила немало вопросов в отношении ракет «воздух-воздух» в целом, и ракет «Сайдуиндер» в частности. А ведь учения сил ПВО в небе США проходили ежедневно. Расследование заняло несколько недель. Вины лейтенанта Ван Сока не было. Заместитель инспектора по безопасности полетов ВВС США генерал-майор Пери Гриффит официально огласил результаты расследования: произошел самопроизвольный пуск ракеты «Сайдуиндер» из-за замыкания в обшей электросистеме самолета и электроцепи пуска ракеты. Кстати, такая вероятность замыкания составляет примерно одну миллионную. Пилот в этой ситуации был бессилен что-либо предпринять. Через 11 дней после трагедии у погибшего штурмана капитана Стива Картера родился сын. Капитаны Блод-гет и Обел, сержант Синглтон через месяц полностью восстановили свое здоровье. Капитана Джэксона со сломанным позвоночником доставили для дальнейшего лечения в госпиталь Уильяма Бюмона. У сержанта Мейреса пришлось до колена ампутировать ног/. Все спасенные были награждены Авиационными медалями. 95-е бомбардировочное авиакрыло получило новый В-52, который получил собственное имя «Ciudad Juarez II», борттехником которого, как все надеются, станет сержант Мейрес с протезом вместо одной ноги… «Aviation Week», April 17, 1961 Все имитации атак истребителями ВВС прекращены после инцидента, произошедшего с бомбардировщиком В-52 Стратегического авиационного командования, который был сбит ракетой «Сайдуиндер», выпущенной с перехватчика F-100 авиации национальной гвардии штата Нью-Мексико. После выполнения пяти учебных атак, истребитель выпустил одну из двух ракет, подвешенных на пилоне под левой плоскостью крыла. Ракета попала в сопло одного из левых двигателей В-52, взрывом у бомбардировщика оторвало крыло. Бомбардировщик упал в гористой местности северо-западнее Альбукерка, шт. Нью-Мексико. Трое из восьми членов экипажа погибли. Пятеро покинули самолет с парашютами и были спасены. F-100 являлся одним из двух истребителей, поднятых в воздух по тревоге командованием ПВО. Данная практика является обычной, при этом выполняются имитации атак самолетов В-52. Так как самолет находился на боевом дежурстве, то на нем была подвешена по меньшей мере одна боевая ракета «Сайдуиндер»,хотя часть истребителей несет боевое дежурство с двумя ракетами, одна из которых боевая, а другая тренировочная. Выпущенная ракета могла быть снабжена активной головкой самонаведения и инертной боевой частью, но даже работающего двигателя ракеты хватило бы, чтобы спровоцировать взрыв мотора бомбардировщика. Для активизации системы пуска ракет на истребителе F-100 в целях безопасности необходимо переключить четыре тумблера. Гашетка пуска, расположенная на ручке управления, снабжена предохранителем В данном случае истребитель выполнял учебные атаки, поэтому прицел был включен, тем не менее три переключателя блокировали цепи пуска ракеты. Дополнительной мерой безопасности несанкционированного пуска служит предохранитель в пилоне для подвески ракет, предохранитель вставляет специалист наземной службы в начале ВПП непосредственно перед выполнением взлета. При выполнении учебных перехватов систему управления вооружением не активируют. Все практические пуски ракет выполняются на специальных полигонах, при пусках для самолета установлено ограничение по перегрузке в 1,5 д, в наушниках пилота перед пуском раздается тоновый сигнал. Громкость сигнала усиливается по мере сближения с целью. Сигнал обозначает захват цели головкой самонаведения ракеты. Большинство пусков выполняются по контрастным тепловым целям, чаще всего по специальным воздушным шарам или неуправляемым ракетам HVAR. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|