|
||||
|
ВВС БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ Михаил НИКОЛЬСКИЙ Боснийская война 1992-1995 гг. Начавшаяся война в Хорватии осложнила положение в соседней Боснии: сербское население этой республики стало добиваться создания независимого от остальной Боснии национального государства. Насколько эти стремления стимулировались Белградом - не известно, однако в апреле 1992 г. в руках боснийских сербов появилось вооружение из арсеналов ЮНА. Боснийские сербы готовились выступить против мусульман Сараево и их номинальных союзников - хорватов. Искрой, которая подожгла пламя войны, стала принятая в Сараево в апреле 1992 г. декларация о независимости Боснии от Югославии. В ответ была образована республика боснийских сербов - Республика Сербская. Боснийская сербская армия имела собственные ВВС, которые были сформированы при непосредственном участии ВВС Югославии. Главной базой стал аэродром Баня-Лука. В августе 1991 г. в Баня-Луку (точнее на расположенный в 20 км от города аэродром Mahovljani) перелетели с авиабазы Черки (Словения) самолеты 82-й авиабригады ВВС Югославии. Ударные «Орао» и «Ястребы» поступили на вооружение вновь сформированной 238-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Почти одновременно с истребителями-бомбардировщиками на базу в предместье Баня-Луки были передислоцированы из-под Загреба вертолеты Ми-8 и «Газель» (ударные модификации HN-42M и HN-45M, многоцелевые НО-42 и НО-45) 11-й авиационной бригады ВВС Югославии. Вскоре вертолеты перебросили на аэродром Залучаны, имевший довольно необычную историю. Данную базу построили в годы Второй мировой войны немцы. Бетонной полосы она не имела и с 50-х годов использовалась в качестве танкодрома. Для базирования реактивных самолетов «аэродром» не годился, а для вертолетов вполне подошел. Вертолеты были сведены в 11-й вертолетный полк двухэскадрильного состава, который включал 780-ю транспортную вертолетную и 71 \-ю противотанковую вертолетную эскадрильи. В Батайнице дислоцировалась транспортная авиационная эскадрилья, имевшая на вооружении самолеты Ан-2 и Ан-26. Формально все авиационные подразделения оставались в составе ВВС Югославии. В начале 1992 г. все части югославской народной армии получили приказ из Белграда передислоцироваться в пределы нового государства - Федеративной Республики Югославия. Три основные нации, населявшие Боснию - боснийцы-мусульмане, сербы и хорваты - приступили к созданию собственных, национальных, вооруженных сил. Датой формирования вооруженных сил Республики Сербской стало 12 мая 1992 г. В состав вооруженных сил вошли войска ВВС и ПВО (Vazduhoplovstvo i protlwazdushna odbrana). На вооружении ВВС имелось 24 ударных самолета (десять одноместных J-22 «Орао» и две спарки NJ-22, 12 одноместных J-21 «Ястреб» и две спарки NJ-21) и 24 вертолета Ми-8, 5А-341H/342L «Газель». В личном составе, подобно большинству ВВС новых балканских государств, нехватки не ощущалось - в Баня-Луки съезжались сербы, уроженцы Боснии, со всех уголков бывшей Югославии. Боевое крещение ВВС республики Сербской получили 27 мая 1992 г. В этот день «Орао» и «Ястребы» выполнили 16 самолето-вылетов на нанесение ударов по наземным целям и один разведывательный вылет. Ударам подверглись вооруженные формирования хорватов в районе Посавинского коридора, соединявшего Республику Сербскую с Югославией. За период проведения операции «Коридор 92» самолеты ВВС Республики Сербской выполнили примерно 870 боевых вылетов, последний состоялся 28 июня, когда наступавшие с востока и запада сербские части соединились в Посавинском коридоре. Потери сербских ВВС составили два сбитых самолета (J-22 и NJ-21), погибли два летчика и офицер-техник, принимавшие участие в боевом вылете на двухместном «Ястребе». По завершению первой боевой операции вооруженных сил Республики Сербской, ВВС подверглись реорганизации по образцу ВВС СФРЮ. Все авиационные части были сведены в 92-ю смешанную авиационную бригаду в составе 27-й и 28-й истребительно-бом-бардировочных эскадрилий, 89-й смешанной вертолетной эскадрильи. В бригаду также вошла 92-я легкая многоцелевая авиационная эскадрилья, вооруженная аэроклубовскими самолетами Utva-66, Utva-75, Цессна FR-172J, Злин Z-526F, ПаЙпер РА-18-150 «Супер Куб», PZL «Вильга». За обеспечение нормальной боевой работы и эксплуатации авиационной техники отвечала 474-я авиационная база. Самолеты и вертолеты боснийских сербов широко применялись в интересах сухопутных войск вплоть до введения ООН над Боснией запретной для полетов зоны. После установления "Na-fly zone" часть самолетов была переброшена на авиабазу Удбина в Сербской Крайне. Однако введение запретной для полетов зоны вовсе не поставило окончательный крест на боевом применении авиации боснийских сербов. Боснийцы-мусульмане фактически остались без авиации - части югославской народной армии, покидая мусульманскую часть Боснии, не только сумели вывести все пригодные к серьезному боевому применению летательные аппараты, но и разрушили авиабазу в предместье Бихоча с ее крупнейшим на Балканах подземным комплексом, где размещались укрытия для самолетов, склады и ремонтные мастерские. Боснийское правительство сумело собрать по местным аэроклубам некоторое количество малопригодных в военном отношении самолетов вроде Utva-66, Utva-75 и Пайпер РА-18 «Супер Кэб», Дружественная Хорватия предоставила правительству в Сараево один биплан Ан-2 и один транспортный самолет CASA-212-200, Боснийцы широко применяли легкомоторную авиацию для снабжения по воздуху мусульманских анклавов на сербской территории. Зимой 1992 - 1993 г.г. боснийцы, несмотря на наложенное ООН эмбарго, сумели приобрести несколько вертолетов Ми-8/17. По неофициальным данным за все время войны Босния приобрела в разных местах 14 «восьмерок», восемь из которых было потеряно в ходе боевых действий. До 1993 г. в интересах боснийцев работали хорватские вертолеты Ми-8, но в 1993 г, начались боевые действия между боснийскими мусульманами и хорватскими католиками, которые продолжались до весны 1994 г; лишь в марте 1994 г. кооперация в части вертолетных операций между боснийцами и хорватами возобновилась. Украинский Ил-76, Сараево, 1993 г Сербы блокировали столицу Боснии Сараево и начали артиллерийские обстрелы города с окружающих его возвышенностей. Два месяца в предместьях шли бои между сербами и боснийцами. В Сараево прибыл небольшой контингент сил ООН, перед которым стояла задача установить контроль над аэропортом, дабы стало возможным принимать самолеты с гуманитарной помощью для населения Сараево. Начало «воздушному мосту» положили два военно-транспортных самолета С160 «Трансалл» ВВС Франции, приземлившиеся в Сараево 29 июня 1992 г. За французами последовали транспортные самолеты из США, Бельгии, Великобритании. Канады, Германии, Греции, Италии, Саудовской Аравии и Турции. Полеты совершались ежедневно. Конечным пунктом маршрута неизменно оставалось Сараево, а аэродромы взлета располагались по всей Европе. С середины июля почти все полеты стали выполняться из Загреба. К лету полеты стали выполнять в основном самолеты ООН, которые на контрактной основе предоставили разные страны. Большая часть грузов перевозилась российскими и украинскими Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ан-32. Общая координация воздушного моста осуществлялась комиссариатом ООН из европейской штаб-квартиры Обьединенных Наций в Женеве. Охрану аэродрома Сараево несли сначала канадцы, но затем контроль полностью перешел в руки французского контингента. В среднем в Сараево ежедневно совершали посадку порядка 20 транспортных самолетов. Самолеты часто подвергались обстрелам с земли, из-за чего ООН неоднократно приостанавливало функционирование воздушного моста. Совсем рядом с аэропортом шли кровопролитные бои. Рано или поздно должно было случиться непоправимое. Трагедия произошла 3 сентября 1992 г., когда на посадке был сбит итальянский транспортный самолет G.222, принадлежавший авиакомпании «Аления». Вертолеты AH-1W «Супер Кобра» и СН-53Е «Супер Сталлион» корпуса морской пехоты США появились в районе падения транспортного борта практически сразу, только некого было ни спасать, ни наказывать. Четыре члена экипажа транспортного самолета погибли. Ответственность за инцидент до сих пор не взяла на себя ни одна из сторон. Сбить G.222 могли и сербы, и боснийцы, и хорваты. Последствием гибели итальянского транспортника стало закрытие воздушного моста на месяц. Полеты возобновились только 3 октября, когда в Сараево совершил посадку «Геркулес» ВВС США. На следующей день в Сараево приземлились транспортные машины из Великобритании, Канады, Франции и Германии. Все самолеты были оснащены устройствами отстрела ИК ловушек - вынужденная мера защиты от ракет ПЗРК с тепловыми головками самонаведения. Самолеты ООН летали в Сараево в любую погоду, невзирая на постоянную угрозу обстрела с земли и минимальное навигационное обеспечение посадки. Воздушный мост просуществовал три года, за это время в Сараево был выполнен 12 951 полет. Операция по снабжению столицы Боснии завершилась в январе 1996 г. За этот период отмечено 270 случаев обстрела самолетов, 50 машин получили попадания от зенитного огня. Было потеряно всего два самолета - уже упомянутый G.222 и разбившийся на посадке из-за ошибки в технике пилотирования Ил-76. Продолжавшаяся эскалация конфликта на Балканах заставила международное сообщество усилить осенью 1992 г. мероприятия по «менеджменту кризиса» с целью ограничения масштабов военных действий. В октябре 1992 г. решением ООН над Боснией была введена запретная для полетов зона. НАТОвские Е-ЗА теперь отслеживали не только ситуацию в Адриатике, но и контролировали воздушное пространство Боснии. АВАКСы летали над Адриатическим морем и Венгрией. Впервые после окончания Второй мировой войны боевые самолеты Запада на легальном основании действовали над территорией бывшей страны - участницы организации Варшавского Договора (Венгрии). Враждующие стороны боснийского конфликта с полным безразличием отнеслись к введению «по-fly zone». Генеральный Секретариат ООН убедился в необходимости подкрепить мониторинг воздушного пространства Боснии и запрет на полеты реальной военной мощью, свидетельством чего стало появление на свет резолюции №836, санкционирующей использование в Боснии боевой авиации НАТО. В Италию прибыли «кризисные менеджеры» в виде боевых самолетов США, Великобритании, Голландии, Франции и Турции, кроме того, американские и британские самолеты действовали с находившихся в Адриатическом море авианосцев. Авиационная группировка в оперативном отношении подчинялась 5-му тактического авиационному командованию НАТО. С 12 апреля 1993 г. боевые самолеты НАТО приступили к круглосуточному патрулированию неба над Боснией. Началась операция «Дени Флайт», Действия истребителей строго регламентировались во избежание любых политических последствий, связанных с возможным уничтожением летательного аппарата любой из принимавших участие в войне сторон. Летчики имели право только предупреждать летательные аппараты в «no-f/y zone», пытаться принудить их к посадке. Причем принуждать к посадке предлагалось не силой оружия, а пролетами вблизи нарушителей на высокой скорости. Тем не менее определенный эффект от патрулирования истребителей был. В 1993-1994 гг. над Боснией противоборствующие стороны самолеты не использовали (по крайне мере, масштабно), в то же время широко применятти вертолеты, в основном для транспортировки людей и грузов. Вокруг использования в Боснии миротворческого контингента ООН и самолетов 5-го тактического авиационного командования НАТО в столицах ведущих государств мира велись ожесточенные политические баталии. Подразделения UNPROFOR периодически подвергались обстрелам и провокациям, дать адекватный ответ на них они не имели возможности. Тогда возобладало мнение о необходимости теснейшей координации действий самолетов НАТО и сил ООН, иначе говоря - именно авиация должна была давать «адекватные ответы» на провокации, нанося бомбо-штурмовые удары по местам, из которых велся обстрел, В июне 1993 г. удалось добиться соглашения, по которому авиация получила право действовать по наземным целям в интересах контингента UNPROFOR. Теперь в небе Боснии ежедневно висели истребители-бомбардировщики НАТО, вооруженные как ракетами «воздух-воздух», так и оружием класса «воздух - поверхность». Номинально на применение самолетами оружия по «земле» требовалась санкция Генерального секретаря ООН. Всего лишь через месяц, в июле, воздушная мощь НАТО в Боснии стала аргументом, заставившим сербов отвести части боснийской сербской армии из окрестностей Сараево. Мираж F. 1 ВВС Франции над Боснией, 1994 г Под фюзеляжем самолета подвешен контейнер с аппаратурой родиотехнической разведки Томсон-CSF AST АС Осенью самолеты НАТО стали вести себя более агрессивно, совершая пролеты на предельно малых высотах над районами дислокации отрядов, которые международное сообщество считало враждебными. Почему-то почти во всех случаях «врагами» являлись сербы. Чаще всего демонстрировали силу увешанные бомбами и ракетами по полной программе американские штурмовики А-10А и британские «Ягуары». К концу 1993 г. стало совершенно ясно - усилия международного сообщества по «обузданию» конфликта в Боснии успеха не принесли, Все мирные планы последовательно отвергались противоборствующими сторонами. Минометный обстрел Сараево в феврале 1994 г. унес жизни 68 мирных жителей, после чего лидеры стран Запада заняли более жесткую позицию по отношению к болканской войне. Проводником жесткого курса стал новый командующий силами ООН в Сараево генерал-лейтенант британской армии Майкл Роуз. Имея за плечами воздушную мощь НАТО, он предъявил враждующим сторонам ультиматум: отвести все тяжелое вооружении на расстояние 20 миль от городской черты столицы Боснии или же передать его под контроль ООН. В последний момент, уже после прибытия в Сараево российского контингента сил ООН, сербы вернули свои орудия на прежние позиции. Эти действия сербов привели к многочисленным инцидентам, произошедшим в последующие годы в окрестностях Сараево. В течения лета Роуз дважды привлекал самолеты НАТО для нанесения ударов по неподконтрольной ООН сербской военной техники в районе боснийской столицы, Когда сербы возобновили обстрелы Сараево, в Авиано дежурила переброшенная с базы ВВС США в Германии (Рамштейн) 526-й эскадрилья «Блэк Найтс» 86-го тактического истребительного авиакрыла; эскадрилья имела на вооружении самолеты F-16 блок 40, Самолеты эскадрильи приземлились в Италии 5 февраля 1994 г. Вскоре летчики этой эскадрильи сыграли ключевую роль в перехвате сербских штурмовиков. После короткого боя с сербскими самолетами капитан Боб «Уилбур» Райт оал самым результативным в ВВС США пилотом «Файтинг Фал к она». Некоторое время ВВС США не предавало гласности фамилию летчика, поскольку он продолжал летать над Балканами в рамках операции «Дени Флайт». «Автор» побед в воздушном бою стал известен только через несколько месяцев, когда Райт лолучип специальный приз фирмы Локхид «выдающемуся летчику». 28 февраля 1994 гг в 5ч 30 мин. самолет Е-ЗА обнаружил шесть воздушных целей, которые взлетели с аэродрома Удбина в Сербской Крайне и взяли курс на центральные районы Боснии. Цели были идентифицированы как самолеты SOKO G-2 «Гапеб». В составе боевого воздушного патруля в это время находилась пара истребителей F-16 из 526-й .эскадрильи: ведущий - капитан Боб Райт, ведомый - капитан Скотт ОТрейди, Позывные летчиков - «Блэк 03» и «Блэк 04». Оператор наведения самолета Е-ЗА выдал летчикам F-16 необходимую для перехвата информацию. Радист АВАКСа несколько раз передал сербам на международной частоте требование совершить посадку или покинуть запрещенную для полетов зону, предупредив, что в противном случае самолеты будут сбиты. Сербы не ответили. В 17 ч 42 мин Райт и ОТрейди визуально обнаружили сербские самолеты и также подали им предупредительные сигналы. Пилоты «Галебов» предупреждения проигнорировали. Через несколько минут Райт лично наблюдал, как «Галебы» нанесли удар по мусульманскому оружейному заводу в городе Нови Травник, Ведущий пары американских истребителей запросил оперативный центр НАТО в Венеции разрешения на применение оружия. Оперативный центр в Венеции разрешил Ройту и О'Трейди атаку с реальным пуском ракет по настоящей воздушной цели. Между тем Галебы со снижением уходили в северном направлении, где горный рельеф делал невозможным сопровождение сербских самолетов любыми НАТОвскими РЛС. Райт сел на хвост сербам, В 17 ч 45 мин он выпустил первую ракету AIM-120. Полуактивная радиолокационная головка самонаведения новейшей американской ракеты «воздух-воздух» среднего радиуса действия легко захватила цель. Первый «Галеб» был сбит. Оставшиеся штурмовики перешли в пикирование в надежде оторваться от американцев. Райт преследовал их, сблизившись но кратчайшую дистанцию. Американец выпустил сразу два «Сайдуиндера». Янки едва успел отвернуть от огненного шара, возникшего в воздухе на месте сербского самолета. Летчики F-16 не наблюдали ни одного парашюта. Запас горючего в баках истребителя Райта приближался к аварийному остатку, тем не менее командир пары решил дать шанс отличиться своему ведомому. ОТрейди барражировал над местом боя на большой высоте, прикрывая атакующий истребитель, По команде ведущего ОТрейди спикировал вниз. Выпущенный Грейди «Сайдуиндер» прошел мимо цели. Повторить заход возможности не имелось. «Горючее -ноль», - выдал в эфир Райт, Пару F-16 операторы АВАКСа оперативно вывели в точку рандеву с самолетом-заправщиком КС-135R. Параллельно на уцелевшие «Галебы» навели другую пару F-16 с позывными «Найг 25» и «Найт 26» (Knight, рыцарь). В 17 ч 50 мин «Нойт 25» вышел в атаку, У него был хороший шанс угостить серба «Сайдуиндером», и «рыцарь» его не упустил. Лишь два «Галеба» смогли уйти из воздушного пространства запрещенной для полетов зоны. Преследовать их американцы не стали во избежание политических осложнений. Оба серба благополучно сели на аэродроме Удбина. За несколько минут новость о первых в истории НАТО воздушных победах облетела весь мир. Райт и его товарищи дали массу интервью огромному количеству корреспондентов из различных средств массовой информации. Летчики не раскрывали своих имен, а пользовались позывными - «Блэк 03», «Блэк 04», «Найт 25», «Найт 26». Вертолеты боснийских сербов действовали намного чаще и гораздо успешнее, чем авиация. Полеты в условиях гор на предельно мапых высотах делали обнаружение вертолетов НАТОвскими АВАКСами невозможным делом. «Газели» зачастую базировались на полевых площадках, расположенных всего в 3 - 4 км от линии фронта. Противник боснийских сербов практически не имел бронетехники, поэтому вооруженные ПТУР «Малютка» вертолеты «Газель/Лама» наносили удары по полевым укреплениям, автотранспорту. Целеуказание вертолетам выдавали передовые авианаводчики, но достаточно часто вертолетчики сами искали и уничтожали цели, при этом использовалась тактика засад, когда вертолеты «подсаживались» на территории, контролируемой боснийцами или хорватами. Высокий уровень подготовки пилотов и правильно выбранная тактика свели потери до минимума: за все время достаточно интенсивного боевого использования вертолетов была потерна всего одна «Газель» - сбита из стрелкового оружия при выполнении разведывательного задания. Жесткая позиция ООН и НАТО способствовала принятию мирного плана для Боснии. Мирный план международного сообщества руководство Республики Сербской отвергло. В апреле командующий вооруженными силами республики генерал Радко Младич отдал своим войскам приказ начать наступательную операцию против мусульманского анклава Горажде, расположенного в восточной Боснии, На территории анклава находилась группа передовых авианаводчиков из Великобритании (в группу входило восемь человек, которые официально «проходили» как наблюдатели сил ООН) и пять офицеров связи ООН. Других сил ООН или НАТО в Горажде не имелось. Британцы в скором времени попали под огонь сербов. Вечером 10-го апреля патрулировавшая над Боснией пара F-16 из 512-й истребительной эскадрильи ВВС США получила просьбу о помощи, которая поступила от группы авианаводчиков британского спецназа (SAS, Special Air Service). Англичане попали под обстрел двух сербских танков. Наведение американских истребителей-бомбардировщиков осуществлялось с самолета-воздушного командного пункта ЕС-1 ЗОЕ. Низкая облачность не позволила летчикам визуально обнаружить танки, тогда группа 5AS навела самолеты на запасную цель - артиллерийский командный пункт сербов. F-16 сбросили на КП четыре 500-фунтовые фугасные бомбы Мк.82 только с восьмого захода - летчики никак не могли из-за плохой видимости обнаружить цель. С момента запроса авиационной поддержки до нанесения удара прошло более часа, час ушел но получение «второго ключа» - санкции ООН. Атаки сербов продолжились и на следующий день. 11 апреля в 12 ч 24 мин удар по войскам Младича нанесли два истребителя-бомбардировщика F/A-18A из эскадрильи VMFA-(AW)-251 корпуса морской пехоты США. «Хорнеты» сбросили бомбы Мк.82 на три бронетранспортера сербской боснийской армии. Казалось, что удары американской авиации охладили пыл сербов, но через несколько дней давление на Горажде возобновилось. Французский штурмовик «Супер Этандар IV», совершавший разведывательный полет, получил попадание ракетой ПЗРК «Стрела». Поражающие элементы ракеты изрешетили все хвостовое оперение самолета, тем не менее штурмовик вернулся на базу. Британскому СВВП «Си Харриер» FRS. 1 повезло меньше - он был сбит «Стрелой» во время второго захода на штурмовку сербских позиций. Летчик удачно катапультировался и приземлился на территории, контролируемой боснийцами. Пилота и группу SAS эвакуировал из Горажде вертолет «Супер Пума» армейской авиации Франции. Атаки сербов на Горажде привели к тому, что НАТО установило вокруг анклава зону, «свободную от тяжелого вооружения». Младичу не оставалось выбора кроме как выполнить требования ультиматума. В Горажде появились миротворцы ООН. Положение в Боснии стабилизировалось, военные действия постепенно утихли. Осенью 1994 г. тяжелые бои развернулись на северо-западе Боснии в районе города Бихач. Обострение обстановки спровоцировали отнюдь не сербы. В конце октября - начале ноябре в наступление перешли войска правительственной армии Боснии - мусульмане. Более того, боснийцы запросили авиационной поддержки у НАТО и нашли полное понимание-Удары по сербской артиллерии в районе Бихоча не состоялись только потому, что летчики не сумели обнаружить хорошо замаскированные позиции сербских пушек. За короткий промежуток времени мусульмане отбили у сербов территорию площадью порядка 500 кв.км. Сербские части отходили в северо-восточном направлении. НАТО и ООН молчали, не делая никаких попыток остановить «эскалацию агрессии». До поры, до времени… 8 ноября войска Младича с танками в авангарде при поддержке артиллерии перешли в контрнаступление. С воздуха боснийских сербов поддерживали самолеты ВВС республики Сербска Краина, которые базировались на аэродроме Удбина, ПВО наступавших войск обеспечивали развернутые под Бихачем 16 зенитно-ракетных комплексов С-75. Кроме того, боснийские сербы имели собственные самолеты, которые базировались в Бане-Луке. В начале ноября 1994 г. в Удбине находились четыре ударных реактивных самолета J-22 «Орао», четыре G-4 «Супер Галеб», шесть J-21 «Ястреб», один вертолет Ми-8 и четыре-пять вертолетов SA-341 «Газель». Кроме того имелось несколько учебных поршневых самолетов J-20 «Крагуй», которые использовались как легкие штурмовики. Время полета от Удбины до Бихач а составляло всего несколько минут. Первый удар по боснийцам сербская авиация нанесла 9 ноября. С 9 по 19 ноября истребители-бомбардировщики «Орао» совершили не менее трех налетов. Самолеты наносили удары свободно падающими бомбами, баками с напалмом, американскими управляемыми ракетами AGM-65 «Мэйврик» (YP «Мэйврик» были закуплены в США еще при Тито). Налеты нанесли ощутимый ущерб мусульманам, но привели и к жертвам среди мирного населения. В ходе последнего налета один «Орао» был потерян, до сих пор неясно, был самолет сбит или это была «обычная» авиакатастрофа (в некоторых источниках говорится об «ошибке летчика» -самолет упал на здание в городе Газин). Воздушные патрули НАТО неоднократно пытались перехватить сербские самолеты, но для этого пилотам «Файтинг Фалконов» просто не хватало времени. В момент, когда истребители НАТО выходили в район Бихача, «Орао» уже находились в безопасности на аэродроме Удбина. В воздушное пространство Сербской Краины самолеты НАТО пока не вторгались. Каждый взлет с авиабазы Удбина фиксировали наблюдатели ООН из чешского батальона, пост которых находился на горе вблизи аэродрома. Секретариат ООН в Нью-Йорке вдруг проснулся и выразил озабоченность «эскалацией конфликта». В сжатый срок ООН расширило пресловутою зону так, чтобы в нее попало воздушное пространство над Удбиной. Международное сообщество не признавало республики Сербской Краины, поэтому вежливый запрос о расширении зоны был направлен в столицу Хорватии. В Загребе упираться не стали. Хорваты легко согласились на расширение воздушных операций на Балканах, совершенно справедливо полагая, что это расширение сыграет им только на руку. Туджман надеялся руками НАТО расправиться с Сербской Краиной. Командующий UNPROFOR французский генерал-лейтенант Бертран де Лапресль разрешил «ограниченный» авианалет на Удбину. Планирование удара велось на дислоцированном на авиабазе Даль Молин (район Венеции) Центре воздушных операций 5го авиационного тактического командования НАТО. Руководил операцией командующий ВВС НАТО в Южной Европе генерал-майор ВВС США Хэл Хорнбург. За плечами Хорнбурга было командование авиакрылом истребителей-бомбардировщиков F-15E во время «Бури в Пустыне». К операции привлекались самолеты с восьми итальянских авиабаз. Первыми в 11 ч 30 мин 2) ноября поднялись в воздух самолеты-заправщики KC-135R из 319-го и 100-го заправочных авиакрыльев ВВС США, K0135FR французских ВВС и «Тристар» из 216-й эскадрильи RAF. Воздушные танкеры вышли в намеченные районы барражирования над Адриатическим морем. Ударные самолеты пошли на взлет в 13 ч 00 мин. Истребитель бомбардировщик J-22 Орао ВВС Республики Сербской, Самолет несет контейнер с мелкими бомбами BL-755 контейнер с напалмом, бетонобойную бомбу Матра Дюрандаль УР воздух-поверхность AGM65B Мэйврик. В рейде приняли участие более 30 боевых самолетов: четыре британских «Ягуара» (авиабаза Джиойя дель Колли), два «Ягуара» ВВС Франции (авиабаза Истрана), два «Миража-2000N-K2 (авиабаза Червия), четыре голландских F-16A (авиабаза Виллафранка), шесть «Хорнетов» F/A-18D корпуса морской пехоты США (авиабаза Авиано), шесть F-15E из 492-й эскадрильи ВВС США (авиабаза Авиано}, десять F-16C из 555-й эскадрильи ВВС США (авиабаза Авиано) и один EF-111А из 492-й эскадрильи РЭБ ВВС США (авиабаза Авиано). Планировалось, что в налете примут участие истребители-бомбардировщики F-16C ВВС Турции, но аэродром Чеди, где они базировались, был закрыт плотной и низкой облачностью. Координация удара осуществлялась с борта самолета ЕС-130Е 42-й эскадрильи управления ВВС США. Мониторинг воздушной обстановки вели самолеты Е-ЗА «Сентри» ВВС США и E-3D королевских ВВС Великобритании. На случай возможных потерь в распоряжении командования операцией имелась поисково-спасательная группа, которая должна была вытаскивать сбитых летчиков. В группу входили: штурмовики А-10А из 81-й эскадрильи ВВС США, самолеты НС-130 и вертолеты MH-53J сил специальных операций ВВС США и французские «Супер Пумы». Первая волна ударных самолетов обрушилась на позиции ЗРК и зенитной артиллерии, прикрывавшей сербский аэродром. Два «Хорнета» из эскадрильи VMFA(AW)-332 с дистанции 21 км выпустили противорадиолокационные управляемые ракеты AGM-88 HARM по РЛС зенитно-ракетного комплекса, следом еще два F-18A/D с дистанции 13 км отстрелялись УР «Мэйврик» непосредственно по позициям зенитно-ракетных комплексов. Точные результаты ракетной атаки остались неизвестны, но известно об уничтожении одной тронспортно-погрузочной машины и антенны РЛС обнаружения воздушных целей. После атаки «Хорнеты» остались в районе Удбины, чтобы при необходимости добить РЛС оставшимися ракетами HARM. Французские «Ягуары» и американские «Страйк Иглы» обработали взлетно-посадочную полосу и рулежные дорожки бомбами с лазерным наведением. Британские «Ягуары», голландские F-16, и французские «Миражи-2000» отбомбились по этим же цепям обычными бомбами. Завершили бомбовый удар по ВПП и сгреби тел и-бомбардировщики F-16С ВВС США. Последующая фотосъемка показала, что экипажи F-15E уложили бомбы GBU-87 прямо по оси взлетно-посадочной полосы. Постановщик помех EF-111А не позволил во время налета нормально работать ни одному сербскому радару. Экипажи отмечали пуски ракет ПЗРК и слабый огонь малокалиберной зенитной артиллерии. Подобная реакция сербов предусматривалась на стадии планирования операции, поэтому все удары наносились со средних высот, в то время как ПЗРК и МЗА способны поражать только воздушные цели, летящие ниже 3000 м. Самолеты НАТО «доставили» в Удбину порядка 80 средств поражения -бомб и ракет. Командование НАТО заявило, что каждая бомба или ракета точно поразила отведенную цель. Действительно, телевизионные кадры разведывательной съемки и фотографии показывали значительные разрушения ВПП, рулежных дорожек, аэродромных строений, однако впоследствии выяснилось, что ни один самолет ВВС Сербской Краины не получил даже повреждений! Ударом по Удбине командование НАТО выпустило джинна из бутылки, давно известно: трудно сделать лишь первый шаг. Именно такой шаг был сделан 21 ноября 1994 г. Столь массированного налета Европа не знала со времен окончания Второй мировой войны. Через день после рейда на Удбину рутина разведывательного полета для пилотов двух «Си Харриеров» из 800-й эскадрильи флота Ее Величества (авианесущий крейсер «Инвинсибл») была прервана пуском пары ракет комплекса С-75 с позиции в районе О коты (район Бихача). Оба самолета получили повреждения от близкого к ним подрыва боевых частей ракет, однако сумели вернуться на корабль. Для фотосъемки обнаруженных и, возможно, других позиций ЗРК в окрестностях Бихача командование 5-го тактического авиационного командования выделило восемь самолетов-разведчиков: британские «Ягуары», французские «Мираж» F. 1CR и голландские F-16А, Для охраны разведчиков привлекались четверка истребителей-бомбардировщиков F-15E, четверка истребителей-бомбардировщиков F/A-18D несколько вооруженных противорадиолокационными ракетами HARM самолетов РЭБ ЕА-6В, а также два французских «Ягуара». В воздухе висел постановщик помех EF-111А. Так же как и при налете на Удбину, в готовности №1 находились поисково-спасательные силы, отведенные места воздушного пространства заняли самолеты-за правщик и и самолеты ДРЛОиУ. Самолеты появились в районе Бихача примерно в 9 ч 20 мин утра 23 ноября, экипажи моментально засекли, что их облучает РЛС комплекса С-75. Две ракеты HARM отправились на поиски радара, и, судя по прекращению излучения, они его нашли, К полудню все самолеты НАТО благополучно вернулись на свои базы. Штаб мог приступить к изучению аэрофотоснимков. Дешифровка показала, что ЗРК в районе Бихача не уничтожен. Вечером того же дня две пусковые установки комплекса С-75 вывели из строя бомбами с лазерным наведением истребители-бомбардировщики F-15Е, одновременно по РЛС комплекса выпустили еще один или два HARM'а. Сербы гневно отреагировали на налеты НАТОвской авиации, В районе Удбины в плен были взяты два солдата из чешского контингента сил ООН, впрочем, их быстро освободили сами сербы - чехи тоже как-никак славяне. В самой же Боснии подразделения Младича блокировали силы ООН, На главной базе ВВС сербской Боснии Баня-Лука троих военных наблюдателей ООН держали на взлетно-посадочной полосе в качестве живого щита от вероятных налетов авиации Североатлантического альянса, В районе Сараево активизировались сербские зенитно-ракетные комплексы, потенциальными целями которых являлись самолеты, доставлявшие гуманитарную помощь в столицу Боснии. Под Бихочем вечером 25 ноября возобновились боевые действия без оглядки на запретную для тяжелого вооружения зону. Четыре танка продвигались к центру города. Генерал Майкл Роуз передал по факсу сербам, что удар по танкам последует без дополнительных предупреждений. В воздух поднялись 30 самолетов, ударная группа включала восемь «Хорнетов» и восемь «Страйк Иглов». Ночная тьма скрыла танки, поэтому генерал Роуз запретил атаку. На обратном пути от Бихач а в Италии летчики отметили три пуска ракет по своим самолетам. На следующий день два истребителя «Торнадо» F.Mk.3 британских ВВС обстреляла над центральной Боснией батарея ЗРК С-75. Ни одна ракета в цель не попала. Обстрел сербами британских «Торнадо» стал поводом для настоящей эскалации конфликта со стороны НАТО. В Адриатическое море срочно был направлен десантный вертолетоносец «Нассау» 22-й экспедиционной десантной группы морской пехоты США. На борту корабля имелись вертолеты СН-53, СН-46, UH-1N и AH-1W. На хорватском острове Брач разворачивался подконтрольный ЦРУ США 750-й отряд разведывательных ДПЛА, Для ретрансляции команд управления на ДПЛА и приема информации с беспилотников ЦРУ использовало одни из самых секретных американских самолетов - малозаметные ультралайты Швейцер RG-8A, Босния стояла на пороге полномасштабной воздушной агрессии со стороны НАТО, бои между сербами и мусульманами становились все ожесточеннее. Дипломаты всего мира на этом фоне объединили свои усилия в достижении хотя бы временного перемирия. В последнюю неделю ноября в Сараево прибыл Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали. К этому времени жизнь в аэропорту столицы Боснии замерла -воздушный мост рухнул под угрозой обстрела зенитно-ракетными комплексами сербов. Сербы гарантировали беспрепятственные посадку и взлет ооновского Як-40 с Генеральным секретарем на борту. В свою очередь НАТО, по просьбе ООН, убрало из воздушного пространства Боснии все свои самолеты. Традиционно над Венгрией и Адриатикой кружили АВАКСы, но самолеты боевого воздушного патруля держались у южных границ Боснии, не входя в ее воздушное пространство. Авиация НАТО вернулась в небо Боснии 4 декабря, о 13 числа сербы в ответ уничтожили в Бихоче бронетранспортер бангладешского контингента сил ООН. Раненые и тела убитых были эвакуированы из Бихача вертолетами. 15 декабря уже боснийцы (не сербы) подстрелили в окрестностях Сараево ооновский «Си Кинг». Вертолет получил попадания в топливный бак и лопасти несущего винта, однако летчики сумели дотянуть на раненой машине до вертолетной площадки в Киселяке. В тот же день над Адриатическим морем разбился «Си Харриер» FRS Mk. 1, катапультировавшегося летчика выловил из моря поисково-спасательный вертолет с легкого авианосца ВМС Испании «Принц Астурийский», Через два дня «Супер Этандар» из состава палубного авиакрыла французского авианосца «Фош» получил попадание ракеты ПЗРК «Игла» над центральной Боснией. Летчик смог вернуться на итальянскую авиабазу Джиойя дель Колли. Очередной высокий гость, экс-президент США Джимми Картер, прибыл на Як-40 в аэропорт Сараево 18 декабря. Мирный процесс двинулся вперед медленно, как плохо смазанная телега. Тем не менее с 20 декабря вновь начал действовать гуманитарный воздушный мост. 20 декабря сараевский аэропорт принял 14 транспортных «бортов». Очередной перерыв в полетах наступил очень скоро - 1 января 1995 белорусский Ил-76 развернулся при посадке прямо на взлетно-посадочной полосе и протаранил блок-пост миротворцев. Инцидент не повлек за собой человеческих жертв, однако на три дня аэропорт пришлось закрыть на «зачистку» полосы от Ил-76 и последствий его грациозного разворота. 7 января Сараево опять перестало принимать самолеты, после того как две машины получили прямые попадания от огня стрелкового оружия. Тем не менее 8 января были выполнены все 17 запланированных посадок. Весна 1995 г. не принесла мира на землю Боснии. Численность миротворческих сил ООН и авиационной группировки НАТО на Балканах росла. Новый командующий сипами ООН в Боснии генерал-лейтенант Руперт Смит дважды отдавал приказы нанести авиационные удары по позициям артиллерии сербов в окрестностях Сараево. 25 мая американские F-16 и испанские EF-18A нанесли удар бомбами с лазерным наведением по сербским складам боеприпасов южнее Пале. На следующий день «Файтинг Фолконы» повторили удар по складам в Пале. В этот период над западной Боснией был сбит F-16C капитана Скотта ОТрэди. В июле по позициям сербов в окрестностях Сребреницы нанесли удар голландские F-16A. Атака самолетов Королевских ВВС Нидерландов не помогла - сербы вошли в город. Падение Сребреницы привело к созыву в Лондоне в июле-месяце конференции, на которой рассматривались уже не проблемы мирного урегулирования конфликта, а план широкомасштабного воздушного наступления на боснийских сербов в случае возобновления Младичем наступательных операций. В августе 1995 г. у сербов открылся «второй фронт». Окрепшая хорватская армия очистила от сербов почти всю территорию республики в границах 1991 г. В операции «Шторм» хорваты использовали вертолеты Ми-8 для высадки групп спецназа в тыл противника, а истреби тел и-бомбардировщики наносили удары по войскам Сербской Краины. Силы ПВО Хорватии сбили два самолета ВВС Србской Краины. В начале августа большая часть самолетов и вертолетов из Удбины была переброшена в Баня-Луку - вскоре Удбину захватили хорваты. Очередной масштабный удар авиации НАТО по боснийским сербам был спровоцирован 28 августа 1995 г. очередным минометным обстрелом Сараево, в результате которого погибло 37 мирных жителей. Через несколько часов после обстрела столицы Боснии НАТО и ООН завершили подготовку серии карательных а в иа налетов. Эти удары изменили расстановку сил на Болканах самым драматическим образом. Вечером 28 августа небольшой гарнизон британцев получил приказ в целях безопасности покинуть Горажде. Часы начали отсвет времени до взлета самолетов. В течение 28 августа Центр воздушных операций в Венеции занимался подготовкой и планированием удара армады из более чем 350 самолетов. Ударные самолеты и самолеты-заправщики слетались в Италию со всей Европы, Взлет был намечен на раннее утро 30 ноября. Действия авиации координировались со штабом миротворческого контингента сил ООН в Сараево. 29 августа руководство воздушной операцией возглавил прибывший в Венецию генерал-лейтенант ВВС США Майкл Район. Проработать план детально не оставалось времени - приближался час «Ч». Линии связи между Венецией и авиабазами в Италии, Франции, Германии и Великобритании, а также с авианосцами в акватории Адриатического моря не успевали перекачивать весь объем информации. Организационно армада самолетов делилось на несколько ударных групп, с которыми взаимодействовали самолеты ДРЛОиУн самолеты-заправщики, самолеты-разведчики и постановщики помех, В каждой группе имелись машины и с бомбовым, и с ракетным вооружением. Все группы имели многонациональный состав. Управление самолетами в воздухе осуществлялось в реальном масштабе времени через летающий воздушный командный пункт ЕС-130Н из Венеции и Сараево. Помимо поражения заранее выделенных целей, предусматривалась работа «по вызову» передовых а ви а наводчиков, находившихся а боевых порядках боснийцев. Первые задействованные в операции «Дилиберейт Форс» самолеты НАТО поднялись в воздух вечером 29 ноября. В районы барражирования, расположенные над Адриатическим морем а районе Сплита, вышли запров-щики KC-135R «Стратотанкер» и КС-10 «Икстендер». В первой волне шла ударная группа из 14 самолетов, перед которыми стояла задача подавить систему ПВО сербов, и три истребителя-бом-бардировщика. Самолеты SEAD (Suppression of Enemy Air Defence - подавление ПВО противника) имели на внешней подвеске п рот и во радиолокационные ракеты AGM-88 HARM, бомбы «Пэйвуэй» с лазерным наведением, В состав группы подавления ПВО были включены истребители-бомбардировщики F/A-18 «Хорнет», F-16 «Файтинг Фал-кон» и самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер». Налет на 15 целей системы ПВО (командные пункты, узлы связи, РЛС, пусковые установки ЗРК) в восточной Боснии получил кодовое наименование операция «Dead-Еуе South East» (смертельный взгляд на юго-восток). Непосредственно перед нанесением удара противорадиолокационными ракетами HARM было запущено большое количество ложных целей AGM-141, которые должны были активизировать работу сербских радаров. Сербы на уловку не поддались, Объекты ударов располагались на широком фронте - от Невеслае под Мостаром до Бялины в окрестностях Тузлы. Первые бомбы упали на позиции ЗРК С-75 севернее Сараево в 2 часа ночи 30 августа. Прямые попадания получил бункер командного пункта ПВО боснийских сербов, расположенный на горе Яхорина восточнее Сараево, после чего нарушилось управление огнем ЗРК и зенитной артиллерии. Работу расчетов ЗРК затрудняли помехи, которые ставили самолеты EF-111A и ЕС-1 ЗОН. Постоянный мониторинг работы радиотехнических систем сербов в реальном масштабе времени вел летавший над Адриатикой самолет радиоэлектронной разведки RC-135. Помимо самолетов SEAD в налете принимали участие «чистые» истребители бомбардировщики, которые в случае необходимости должны были подавить сербскую артиллерию, однако такой необходимости не возникло, как не возникло и необходимости задействовать в боевых условиях поисково-спасательные силы ~ вертолеты MH-53J и самолеты НС-130. Через один час сорок минут после окончания налетов в рамках операции «Dead-Еуе South East» авиация НАТО нанесла первый из пяти ударов по складам боеприпасов, узлам связи, тыловым объектам боснийских сербов в районе Сараево. Налеты получили кодовые обозначения «Альфа», «Браво», «Чарли», «Дельта» и «Эхо». Удары наносились бомбами с лазерным наведением, временной промежуток между налетами составлял 20-30 мин. В налете «Альфа» принимали участие 10 ударных самолетов и четыре самолета SEAD. Удар авиации сипы ООН подкрепили артиллерийским налетом, выпустив более 600 снарядов по позициям сербских пушек и танков. После третьего налета самолетов НАТО над объектами ударов появились два разведчика. Через пять чаша после налета «Чарли» на цели в районе столицы Сербской Боснии Пале вышли 12 истребителей бомбардировщиков - начался налет «Дельта». Над Пале французский «Мираж-2000-2» из эскадрильи ЕС2/3 «Шампань» получил прямое попадание ракетой ПЗРК «Стрела», Оба члена экипажа «Миража» катапультировались и попали в плен, несмотря на несколько попыток поисково-спасательных вертолетов ВВС США и Франции вытащить их с контролируемой сербами территории. Два раза вертолеты не могли даже приблизиться к предполагаемому месту приземления летчиков из-за ураганного огня с земли, третий вылет на спасение сбитого экипажа провалился по причине плохих метеоусловий. Французов освободили в декабре 1995 г. после заключения Дейтонских соглашений. Истребители бомбардировщики SOKO J-21 Ястреб ВВС Республики Сербской Истребитель-бомбардировщик J-21 «Ястреб» выруливает но старт. На борту в носовой части фюзеляжа самолета изображена голова рыси (эмблема эскалрильи Рыси Врбасы) Бомбардировочная кампания НАТО продолжалась. Вечером 30 ноября в результате налета «Дельта» в воздух взлетели еще несколько складов боеприпасов. Утром 1 декабря над Сараево появились две группы самолетов SEAD (12 и 25 самолетов; «Хорнеты» ВМС и корпуса морской пехоты США и ВВС Испании, «Проулеры» ВМС США), которые должны были нанести удары по любым объектам, хоть как-то напоминающим ЗРК или РЛС. Таковых объектов обнаружено не было, вылет превратился в патрулирование, своего рода демонстрацию силу. Вечером в небе Сараево мускулами играли еще две группы SEAD (19 и шесть самолетов). ПВО боснийских сербов не подавола признаков жизни, что вовсе не обозначало тотального успеха НАТО - просто сербы не включали РЛС. Авиация НАТО совершала постоянные вылеты на непосредственную авиационную поддержку контингента сил ООН в районе Сараево. 30 ноября на боевое патрулирование между 4 ч 30 мин утра и 24 ч 00 мин вылетало 60 самолетов. Днем пары американских штурмовиков А-10А и голландских истребителей-бомбардировщиков F-16 выпустили по танкам и артиллерийским позициям сербов несколько управляемых ракет AGM-65 «Мэйврик» с лазерным наведением. Целеуказание ударным самолетам выдавали группы передовых авианаводчиков сил ООН. Ночью в небе Сараево появились «Ганшины» - самолеты АС-1 ЗОН «Спектр» сил специальных операций ВВС США. За ночь «линкоры спецназа» израсходовали около 10 000 снарядов к бортовым орудиям калибра 30-, 40- и 105-мм, Между 18 ч 30 мин и 19 ч 35 мин 30 ноября детальную фотосъемку результатов налета провели голландские F-16, оснащенные разведывательными контейнерами TARPS, «Томкэты» палубной авиации ВМС США, французские «Миражи F. 1 CR» и британские «Харриеры» GR.7. Не дожидаясь обработки данных воздушной разведки, свой груз на сербов обрушили два истребителя-бомбардировщика и три самолета SEAD, это был налет «Эхо», Между тем в Венеции велось планирование пяти налетов, которые штаб надеялся организовать с рассветом 1 декабря. Объекты ударов вновь располагались в районах Сараево и Пале, Утром 1 сентября НАТО объявило о прекращении авианалетов на 48 часов, за этот срок сербам предлагалось отвести из района Сараево всю тяжелую технику. Ударные самолеты оставались в состоянии полной боевой готовности на итальянских аэродромах. Обнаружив сербские танки, командование сил ООН и НАТО пришло к выводу, что сербы не собираются отводить свою технику на пределы 20-км зоны. Авиация получила приказ возобновить удары. В течение 5 сентября четыре группы самолетов нанесли удары по сербам в предместьях Сараево, наиболее ожесточенному налету подверглись крупный склад боеприпасов в Хадичи и военный городок в Луковице. Мощные взрывы от вторичной детонации боеприпасов наглядно продемонстрировали, что бомбы с лазерным наведением попали не в пустые места. Примерно 20 самолетов бомбили позиции армии боснийских сербов. Только появление к вечеру над Сараево мощного облачного фронта предотвратило дальнейшее разрушение военной машины сербов. В этот день авиация НАТО наносила удары не только в районе Сараево, но и в восточной Боснии: по командным пунктам на горе Яхорина, узлу связи под Тузлой, складам боеприпасов в Вышеграде и запасному командному пункту боснийской сербской армии в Хомс-Пясаке. Из-за плохой погоды многие самолеты вернулись но итальянские базы, вообще не сбросив ни одной бомбы и не выпустив ни одной ракеты. Ударные группы страховали порядка 50 самолетов, выделенных для подавления системы ПВО. 6 сентября авиация нанесла удары по узлам связи и тяжело повредила автодорожный мост в Фока. Облачность вновь закрывали цели, однако к вечеру погода улучшилась. В последующие пять дней авиация выполняла по пять рейдов на объекты в Восточной Боснии в сутки. Удары наносились, прежде всего, по складам боеприпасов и мостам, атакам подверглось 12 мостов. Несколько дней налетов не заставили Младича снять осаду Сараево, Тогда в Венеции решили расширить список подлежащих уничтожению объектов, включив в него позиции ЗРК на северо-западе Боснии, вокруг города Баня-Лука 9 сентября начались так называемые «рейды SAED». В первом налете вслед за ложными целями AGM-141 было выпущено 33 противорадиолокационных ракеты HARM. Уловка с ложными целями в очередной раз не сработала. Единственным успехом рейда стало уничтожение одной РЛС обнаружения воздушных целей. Удары авиации дополнил пуск вечером 10 сентября крылатых ракет «Томогавк» наземного базирования по РЛС на горе Лиспа и расположенному севернее Бяни-Луки узлу связи. Прежде чем состоялись пуски крылатых ракет, французские «Ягуары» и британские «Харриеры» разбомбили телевизионную вышку в Тузле. Вышке выполняло роль ретранслятора радиопереговоров между штаб-квартирой Младича и фронтовыми командными пунктами. Пиковой точкой воздушной кампании стал налет 70 самолетов на объекты, расположенные в Восточной Боснии, Казалось, что к 12 сентября все намеченные цели уничтожены, однако в этот день артиллерия боснийских сербов обстреляла силы ООН в районе Тузлы. НАТО получило повод возобновить налеты, уничтожить крупный склад боеприпасов в Дободже. Авиация совершила на этот объект четыре налета, В результате прямого попадания бомбы взорвался склад артиллерийских снарядов, облако от взрыва поднялось на высоту нескольких сотен метров. Четыре налета были запланированы на 13 сентября, однако из-за плохой погоды на земле осталось около 40% самолетов, выделенных для участия в них. Последний налет в кампании авиация НАТО выполнила по тан ко ремонтной мастерской и складу боеприпасов в окрестностях Сараево вечером 13 сентября. Практически одновременно с окончанием последнего налета на боснийских сербов в Белграде появился специальный посланник ООН Ричард Холбрук в надежде повлиять на Милошевича, чтобы последний убедил Младича снять осаду Сараево, Стремительное наступление хорватов в районе Баня-Луки, Тузлы и Дободжи, которое велось под прикрытием авиации НАТО, заставило Младича принять давно требуемое от него решение, Милошевич также надавил на Младича. Младич согласился на перемирие, отвод тяжелой техники от Сараево и дал согласие на беспрепятственный проход в столицу Боснии автоколонн с гуманитарной помощью. В свою очередь, НАТО прекращало авиаудары, позволяя Младичу сконцентрировать свои силы на северо-западе против мусульман и хорватов. Сербам дали срок на отвод боевой техники от Сараево до 22,00 16 сентября. Рубеж отвода прежний -20 км. Срок пришлось продлить на 72 часа из-за нехватки горючего для танков и артиллерийских тягачей. Оперативный центр в Венеции внимательной следил за выводом сербской техники с помощью разведывательных БПЛА «Предэйтар». Следом за отводом сербской техники из окрестностей Сараево, возобновились полеты транспортных бортов с гуманитарной помощью. Ближе к концу сентября столицы Боснии достигли первые автоколонны, однако необходимость в воздушном мосте сохранялась еще более трех месяцев. Открытие аэропорта Сараево стало первым видимым успешным результатом операции «Делиберейт Форс»; налеты авиации НАТО оказали сильное моральное воздействие на настроения среди военнослужащих армии боснийских сербов. В операции были задействованы самолеты из ВВС девяти стран, которые совершили 3515 вылетов и выполнили порядка 750 атак по 56 стационарным целям, по оценкам НАТО 81% целей получили повреждения или были полностью уничтожены. Успех операции «Дилиберейт Форс» был частичным: положения ультиматума сербы выполнили, но этническая война в Боснии продолжалась. Части армии боснийских сербов отчаянно обороняли Баня-Луку. В этих условиях самолеты НАТО продолжили патрулирование воздушного пространства Боснии 4 октября летчики американских «Проулеров» доложили об облучении их самолетов сербской РЛС, после чего выпустили по радару три ракеты HARM. Последний налет авиация НАТО предприняла 9 октября 1995 г, как ответ на обстрел сербскими пушками с горы Зип базы сил ООН в Тузле. Голландские и американские авианаводчики навели на позиции артиллерии истребители-бомбардировщики F-16 из 510-й эскадрильи ВВС США. Холбрук завершил свою миссию в начале октября, а 20 числа вступило в силу перемирие между сербами, хорватами и боснийцами. Через месяц были подписаны Дейтонские соглашения, положившие конец войне и открывшие сухопутным войскам НАТО дорогу на Балканы. 20 декабря 1996 г. считается днем создания сил IFOR, 5-е тактическое авиационное командование стало воздушной компонентой IFOR. Самолеты НАТО продолжали патрулировать воздушное пространство Боснии в целях предотвращения возможного проявления активности авиации недавних противников. Самолеты НАТО следили за соблюдением Дейтонских соглашений и были готовы оказать при необходимости поддержку контингенту IFOR. За время войны в Боснии ВВС Республики Сербской выполнили 17 300 вылетов (боевых и небоевых). Вертолеты перевезли 15 880 пассажиров, 4029 раненых и 910 т грузов. На боевой работе вертолетов введение « No-fly zone» практически не отразилось. Боевые потери составили пять истребителей-бомбардировщиков «Орао» (только три потери боевые), шесть «Ястребов» (пять сбиты, один столкнулся с горой в полете на сверхмалой высоте при выполнении боевого задания), три вертолета -два Ми-8 и «Газель». Еще несколько вертолетов получили повреждения от огня МЗА и пулеметов. Силы ПВО Сербской Краины сбили три самолета НАТО («Си Харриер» авиации ВМС Великобритании, F-16C ВВС США и «Мираж-2000К1» ВВС Франции), пять беспилотных летательных аппаратов, два истребителя МиГ-21 ВВС Хорватии, украинский Ан-26 (самолет пытался доставить оружие боснийцам в районе Бихача), боснийский вертолет Ми-17. Одна страна, две армии После окончания Боснийской войны и подписания в конце 1995 г. Дей-тонских мирных соглашений на территории Боснии и Герцеговины образовались две местные армии; вооруженные силы Боснийской и Хорватской федерации (Vojske Federalije) и вооруженные сипы Республики Сербской (Vojska Republika Srpska). Согласно соглашениям все полеты были запрещены, за исключением перелетов вертолетов с площадок, на которых их застало новость о прекращении войны, в места постоянной дислокации. Для выполнения тренировочных полетов разработали специальную процедуру. Время, маршрут и профиль каждого полета предварительно проходил согласование в штабе SFOR минимум за 72 ч до запланированного времени взлета. Первый учебный полет самолета ВВС Республики Сербской после окончания военных действий состоялся 25 апреля 1996 г. Численность боевой компоненты ВВС боснийских сербов была ограничена 21 самолетом и семью противотанковыми вертолетами. На момент окончания войны в ВВС имелось 23 истребителя-бомбардировщика. С двух машин под контролем офицеров SFOR были демонтированы пилоны, предназначенные для подвески вооружения, а самолеты переклассифицировали в учебно-тренировочные. С «дополнительных» «Газелей/Гам» сняли пилоны и лазерные дальномеры-целеуказатели. Из-за ограничений, наложенных SFOR, и недостатка финансирования реактивные самолеты в воздух практически не поднимались. В 1997 г. посол США в Сараево Чарлз Кроуфорд сообщил, что общий налет всех реактивных самолетов ВВС Республики Сербской составил всего 2 часа. Первые крупные учения вооруженных сил Республики Сербской, к которым привлекались ВВС, прошли 28 октября 1998 г, на полигоне Маняеца, В учениях «Sadejstvo» («Содействие») приняли участие сухопутные войска численностью до бригады, включая танки Т-55 и БМП М-90, Авиация была представлена двумя самолетами SOKO J-22 «Орао» и двумя самолетами J-21 «Ястреб». На учениях присутствовали представители ОБСЕ. По их словам, самолеты не несли практических авиабомб (их использование на учениях запрещено действующими по отношению к Республике Сербской соглашениями), однако проход истребителей-бомбардировщиков на малой высоте выглядел впечатляюще. В мае 1998 г. 92-я авиационная бригада стала именоваться «892-й», а войска в целом - «Ratno vazduhoplovstvo protiwazdushna odbrana». Полученные Боснией из США вертолеты UH-1H используются, в том числе, и в качестве поисково-спасательных На протяжении всей воздушной кампании НАТО против Югославии в 1999 г. в воздух не поднялся ни один из летательных аппаратов этих ВВС, а накануне войны «союзники» предприняли ряд мер, направленных на недопущение «дезертирства» ветеранов воздушной войны над Боснией из числа лиц сербской национальности в Югославию. Кооперация между ВВС Республики Сербской и ВВС Югославии была самой тесной. Тесной настолько, что впору говорить о единых ВВС. До 28 февраля 2002 г. все офицеры и сержанты ВВС Республики Сербской одновременно проходили службу в 30-м Центре личного состава вооруженных сип Югославии! Подготовка офицерского состава велась в Военной академии вооруженных сил Югославии в Белграде. Достаточно тесные связи поддерживались с ВВС Греции и минимальные - с ВВС Боснии и Герцеговины. К серьезным изменениям во внешнеполитической ориентации ВВС боснийских сербов привел ряд скандалов, имевших место в 2002 Г. В мае инспектора SFOR обнаружили, что средства радиотехнической разведки вооруженных сил Республики Сербской вели прослушивание переговоров иностранных вооруженных подразделений, а в октябре разразился скандал, связанный с нелегальным ремонтом двигателей для истребителей МиГ-21 и МиГ-23 ВВС Ирака. Командование ВВС после этих скандалов заменили. Новое руководство под давлением Вашингтона взяло курс на интеграцию ВВС боснийских сербов в ВВС Боснии и Герцеговины, точнее -на их ликвидацию. В целом руководство сербских ВВС ничего не имело против интеграции на стратегическом уровне, но хотело оставить за собой «тактическую автономию». В 2003 г. на вооружении 1-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 892-й авиационной бригады состояло шесть самолетов J-22 «Орао» и 12 J-21 «Ястреб» (включая три спарки NJ-21). Подготовка летчиков затруднялась из-за потери в летном происшествии 14 августа 1997 г. единственной уцелевшей после войны спарки NJ-22. Пилоты «Орао» тренировались на единственном в ВВС G-4 «Супер Галеб». «Супер Галеб» - самолет необычной судьбы. В годы войны его «сбили» хорваты. В июле 1992 г. хорватское телевидение показало «картинку», на которой группа хорватских солдат позировала с куском законцовки киля «Супер Галеба», на котором отчетливо был виден серийный номер - «23725». Самолет, естественно, объявили сбитым На самом деле сербский летчик пронесся под линией электропередачи… и провод срезал за концовку киля!. В конце концов, к «Супер Галебу» на базе приделали новую законцовку киля с новым серийным номером - «23685». В ноябре 1994 г. спарку опять «сбили», на этот раз - «Стингером», но самолет снова вернулся на базу. Киль пришлось менять уже полностью, зато номер написали правильный - «23725». На вооружении 2-й смешанной вертолетной эскадрильи состояло семь противотанковых вертолетов HN-42M «Гама», 23 многоцелевых вертолета «Газель» и восемь пригодных к полетам Ми-8, а также три легких самолета Utva-75. Средний налет летчика-истребителя составил в 2002 г. 37 ч, пилота-вертолетчика - порядка 50 ч. К 2005 г. ВВС и ПВО Республики Сербской расформировали. Взамен был сформирован 1-й авиационный и противовоздушный полк. Авиационная компонента полка состояла из двух эскадрилий - истребительно-бомбардировочной (17 самолетов: семь J-22, девять «Ястребов», один G-4 «Супер Галеб»| и смешанной вертолетной (семь противотанковых вертолетов HN-45M «Гама», 15 многоцелевых «Газель», 11 транспортных Ми-8Т). Для ВВС Боснийско-Хорватской федерации Дейтонскими соглашениями ограничения были установлены силы на уровне 14 боевых вертолетов и 41 многоцелевых вертолетов. За основу формирования ВВС был принят «базовый» принцип - основной единицей являлась вертолетная база. Всего сформировали четыре такие базы: 1-я - в районе Сараево, 2-я - в Моста ре, 3-я - в Бихаче и 4-я - в Тузле. В 1995 г, в неназванной стране (ряд источников указывает на Германию) было закуплено пять боевых вертолетов Ми-24, которые доставили в Турцию, где боснийские экипажи начали осваивать новую для себя матчасть, однако далее дело не пошло. По одной версии - по причине скудости финансовых потоков из Сараево, по другой (более вероятной) - из-за решительного противодействия SFOR. В Боснию вертолеты Ми-24 не прибыли. Основу вертолетного парка составляли вертолеты Ми-8. Подготовка пилотов велась частично в Боснии, частично за рубежом. Так, в 1998 г. состоялись торжества по принятию в ВВС 31 молодого вертолетчика, половина этих пилотов проходила курс обучения в Пакистане, половина - в Бихаче. Для обучения курсантов Бихаче имелся единственный учебный вертолет Ми-34, закупленный или в 1994, или в 1995 г,г. В 1998 - 1999 г.г. из США поступило 15 снятых с вооружения авиации американской армии вертолетов UH-1Н. Здесь будет уместно сделать небольшое отступление. Году в 1997 г. автор этих строк встретил любопытную заметку в одном из американских авиационных журналов. Армия США продавала всем желающим, включая частных лиц, вертолеты UH-1H по цене 1 долл. (ОДИН ДОЛЛАР!). Желающих не нашлось, все потому, что все машины обладали минимальным остаточным ресурсом, а их сертификация по гражданским нормам летной годности требовала не одного десятка тысяч долларов, в частности необходимо было поменять все роди освязное и радионавигационное оборудование. Овчинка выделки не стоила. Зато в конце 90-х годов многие союзные Штатам государства получили «ценные подарки». К примеру - Мексика, которая через пару лет «подарок» вернула с большим скандалом. Отремонтированным вертолет Ми-8МТВ-1 ВВС Боснии и Герцеговины Отремонтированный вертолет Газель» ВВС Боснии и Герцеговины На бумаге передача «Ирокезов» Боснии подавалась как часть помощи на общую сумму в 100 млн, долл, призванной установить баланс между вооруженными силами Федерации Боснии и Герцеговины с Республикой Сербской. Так и хочется задать вопрос: «А каков был «откат»?» Подготовку 25 летчиков и 29 техников для «Ирокезов» из числа боснийцев спонсировало правительство Германии. Летчики и техники в течение одного года обучались в Училище армейской авиации, дислоцированном в Бюккебурге. Еще десять пилотов прошли курс обучения в академии ВВС Турции в Стамбуле и один - в Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс Самолетный парк ВВС был ограничен тремя легкомоторными VTC Utva-75, которые со временем получили гражданскую регистрацию. Единственный транспортный самолет CASA-212 после окончания войны был передан гражданской авиакомпании «Эйр Босна». К началу операции «Союзническая сила» в составе ВВС Боснийско-Хорватской федерации имелось девять вертолетов Ми-8/Ми-8МТВ-1 и один Ми-17. Из восьми Ми-8 шесть принадлежало боснийцам и два - хорватам. Вертолет Ми-17 предназначался для использования в качестве санитарного, еще один Ми-8МТВ-1 был оборудован для VIP-перевозок. Все 15 вертолетов «Ирокез» базировались на авиабазе Раджловач (Сараево), вертолеты Ми-8 рассеяны по полевым аэродромам. В 2001 г. начался процесс реорганизации ВВС. Название сменилось с «Ratno zrakoplovstvo i protuzracna оЬгапа» на «Zracne Snage»; базы «военного времени» в Тузле и Бихаче закрыли. Авиационная компонента была сведена в две группы. 1-я авиационная группа дислоцировалась в Радж-ловаче, 2-я - в Мостаре. Ни один вертолет не имел стационарного вооружения или пилонов для подвески вооружения. Главными задачами были определены: перевозки людей и грузов, спасательные операции, ведение разведки, тушение лесных пожаров, VIP-перевозки. У полиции Боснии имеется один вертолет Белл 206В, переданный в 1999 г. Турцией. На конец 2004 г. в составе ВВС Федерации Бойснийцев и Хорватов имелось 15 вертолетов UH-1H, четыре Ми-8МТВ-1, один Ми-17 и один Ми-34. Средний годовой налет на одного летчика составлял порядка 30 ч. Все вертолеты Ми-8 были сильно изношены и нуждались в ремонте. Одно государство, одна армия Под давлением Запада в мае 2005 г. было достигнуто соглашение в отношении передачи всех вооруженных сил Боснии и Герцеговины под единое командование, но этнический принцип формирования пока было решено сохранить. Так, в армии предстояло сформировать три бригады 7 боснийскую, хорватскую и сербскую, ВВС же, согласно плану, сокращалось до одной бригады в составе одной авиационной и одной вертолетной эскадрилий, нескольких отдельных подразделений. Со 2 декабря 2005 г. ответственность за контроль воздушного пространства над Боснией и Герцеговиной перешла от SFOR к EUFOR (Силы Европейского Союза). Официально ВВС Республики Сербской прекратили свое существование 18 сентября 2007 г. В конце 2007 г. был заключен контракт на сумму 4,5 млн. евро, предусматривающий ремонт пяти русских вертолетов (два Ми-8Т, два Ми-8МТВ-1 и один Ми-17) и шести «Газелей», все вертолеты ранее состояли на вооружении ВВС Республики Сербской. Вертолеты Ми-8 проходят ремонт на заводе Авиа-кон в Конотопе на Украине. В ходе ремонта вертолеты пройдут адаптацию под стандарты HATO/ICAO, приборное оборудование дорабатывается под использование очков ночного видения (только на Ми-8МТВ-1), устанавливаются приемники спутниковой навигационной системы. Первый отремонтированный Ми-8МТВ-1 был передан заказчику 8 февраля 2008 г. За ремонт «Газелей» отвечает фирма Икар из Баня-Луке. Первые три вертолета «Газель» были отремонтированы к февралю 2008 г. «Газели» перекрасили в однотонный серо-зеленый цвет, на хвостовое оперение нанесли флаги Боснии и Герцеговины, а на хвостовые балки новые регистрационные номера. В ходе ремонта на вертолеты установили приемники спутниковой навигационной системы и приемники предупреждения о радиолокационном облучении. Все ударные самолеты (семь «Орао», девять «Ястребов», один «Супер Галеб») состоят на вооружении истребительно-бомбардироеочной эскадрильи «Рыси Врбасы» (Врбаса - название реки). Будущее этой эскадрильи крайне туманно. Есть мнение, что в составе ВВС останется только вертолетная компонента. Самолеты не перекрашивались и по-прежнему несут трехцветные кокарды ВВС Республики Сербской. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|