|
||||
|
Супермарин "Спитфайр" Часть 3 (Начало в № 1-2/2005 г.) «Спитфайр» Мк. I против bf 109Е 22 ноября 1939 г. ВВС Франции получили «презент» в виде истребителя Bf 109Е-3 (заводской номер 1304, бортовой – «14» белого цвета, машина принадлежала 1/JG-76), который совершил вынужденную посадку в районе населенного пункта Уерц, департамент Бос-Рейн. Сначала самолет облетали французы, а в мае 1940 г. истребитель передали англичанам. Машину доставили в Фарнборо для дальнейших испытаний. На одном из этапов испытаний был проведен учебный воздушный бой между Bf 109Е и истребителем «Спитфайр» Mk. I. Ниже приведены выдержки из отчета об этом бое: «Испытания начались одновременным взлетом обоих истребителей. «Спитфайр» на взлете несколько отстал от Bf 109Е-3; число оборотов мотора «Спитфайра» составляло 3000 об/мин. После взлета летчик «Спитфайра» уменьшил число оборотов до 2650 об/ мин, после чего продемонстрировал лучшую по сравнению с Bf 109Е-3 скороподъемность. На высоте 4000 футов «Спитфайр» находился выше Bf 109Е-3 но 1000 футов. После этого английский истребитель зашел в хвост противнику и оставался в удобной для открытия огня позиции, несмотря на все попытки летчика Bf 109Е оторваться. Затем летчик «Спитфайра» позволил пилоту Bf 109Е зайти в хвост своему истребителю, после чего легко оторвался от противника. «Спитфайр» продемонстрировал прекрасную маневренность и способность выполнять вираж на предельно малых скоростях в диапазоне 100-140 миль/ч. Используя малую скорость и меньший радиус виража «Спитфайр» легко зашел в хвост Bf 109Е. Еще одним эффективным маневром уклонения «Спитфайра» от атаки со стороны Bf 109Е является нисходящая спираль на скорости 120 миль/ч при числе оборотов мотора 2650 об/мин. На данном режиме «Спитфайр» также легко заходит в хвост Bf 109Е. Скоростные испытания показали, что скорость горизонтального полета у «Спитфайра» выше, он также быстрее разгоняется. На пикировании «Спитфайр» превосходит истребитель противника». Согласно приведенным данным создается впечатление, что «Спитфайр» превосходит Bf 109Е почти по всем пунктам. Впрочем, это касалось лишь той тактики ведения воздушного боя, к которой были готовы британские пилоты. Англичане полагали, что немецкие летчики будут вести бои со «Спитфайрами» по классическим правилам – на виражах и на малых скоростях, пытаясь зайти в хвост. Немцы же применили иную тактику – ту, что они использовали в Испании для борьбы с маневренными советскими истребителями. «Мессершмитты» ходили на большой высоте и выжидали удобный момент для стремительной атаки сверху. После каждой атаки немцы, стараясь не ввязываться в маневренный бой, вновь уходили на высоту. При такой тактике превосходство «Спитфайра» в маневренности на малых высотах не играло особой роли. В испытательном центре люфтваффе, располагавшемся в Рехлине, также проводились сравнительные испытания Bf 109 и трофейного «Спитфайра» Мк.1. Выводы по результатам испытаний немцы сделали диаметрально противоположные. Одним из летчиков, облетавших и «Спитфайр», и «Харрикейн» был Вернер Мёльдерс. Он писал: «Было очень интересно полетать в Рехлине на «Спитфайре» и «Харрикейне». Самолеты обоих типов значительно проще по технике пилотирования, чем наши истребители. На них значительно легче выполнять взлет и посадку. «Харрикейн» имеет лучшую маневренность в горизонтальной плоскости, однако в остальном его характеристики уступают характеристикам Bf 109. Управление английским самолетом требует больших усилий. «Спитфайр», по сравнению с «Харрикейном», выглядит самолетом другого класса. Он прекрасно управляется, а его характеристики сравнимы с характеристиками Bf 109 Однако с точки зрения самолета-истребителя, концепция «Спитфайра» выглядит ошибочной Резкое отклонение ручки от себя может привести к перебою в работе двигателя. Использование в полной мере характеристик самолета в воздушном бою сильно ограничено наличием всего двух положений установки шага лопастей винта». Снаряжение патронных ящиков "Спитфайра" Первая опубликованная компоновка "Спитфайра" (ноябрь 1938 г.) и схема мотора "Мерлин" Противоположные результаты сравнительных испытаний по обе стороны пинии фронта вполне обьяснимы. Каждая сторона старалась подать свою технику в наиболее выгодном свете по соображениям «политкорректности». В период битвы за Британию воздушные бои проходили на высотах от 4 000 до 7 000 метров, поскольку именно на этих высотах летали бомбардировщики. В этом диапазоне высот характеристики «Спитфайра» 1/11 и Bf 109Е были примерно равны. На первый план выходила в данном случае тактика боевого применения, а не небольшие различия в летных донных Боевое управление С точки зрения построения боевых порядков истребителей, RAF уступали люфтваффе, но боевой порядок – всего лишь один из аспектов тактики действия истребителей Другим, причем куда более существенным, является управление боевыми действиями. В отношении управления RAF по всем параметрам превосходили люфтваффе. В момент, когда группа немецких истребителей пересекала береговую черту Англии, пилоты «Мессершмиттов» знали о ситуации в воздухе лишь то, что им сообщили на предполетном инструктаже, плюс информация, почерпнутая из радиопереговоров Группы истребителей не имели связи друг с другом и не могли координировать в воздухе свои действия. В RAF ситуация отличалась кардинальным образом Благодаря наземной службе наведения истребителей, созданной Даудингом, командиры подразделений истребителей могли корректировать свои планы в соответствии с изменением обстановки Командир имел возможность собрать все наличные силы в любое время и в любом месте. Прекрасным примером функционировония системы являются события, произошедшие в День битвы за Британию – 15 сентября 1940 г. Ниже приведены данные по наличию истребителей «Спитфайр» 1/11 на вечер 14 сентября 1940 г. А на следующий день, 15 сентября, состоялось решающее сражение битвы за Британию. В скобках указаны небоеспособные самолеты. Группа № 10, штаб-квартира Бокс, графство Уилтшир Сектор Миддл Уаллоп эскадрилья № 609 15(3) Миддл-Уоллоп эскадрилья № 152 17(2) Уармуелл Сектор Семт-Эваль эскадрилья № 234 16 (1) всего в группе 48 (6) Группа № 11, штаб-квартира Аксбридж, графство Миддлсекс Сектор Биггин-Хилл эскадрилья № 72 10 (7) Биггин-Хилл эскадрилья №92 16 (I) Биггин-Хилл эскадрилья № 66 14 (2) Биггин-Хилл Сектор Хорнчарч эскадрилья № 603 14 5) Хорнчарч эскадрилья № 41 12 6) Рочфорд эскадрилья № 222 11 3) Рочфорд Сектор Тэнгмир эскадрилья № 602 15 (4) Уестхэмп- нетт всего в группе 92 (28) Группа № 12, штаб-квартира Уэтнэял, графство Ноттингемшир Сектор Даксфорд эскадрилья № 19 14 (0) Фоулмир Сектор Колтинсхэлл эскадрилья № 74 14(8) Колтинсхэлл Сектор Уиттеринг эскадрилья № 266 14(5) Уиттеринг Сектор Дигби эскадрилья № 611 16(1) Дигби Сектор Киртон-ин-Линдси эскадрилья № 616 14 (4) Киртон- ин-Линдси эскадрилья № 64 7(3) Ликонфильд 6(3) Рингуэй всего в группе 86 (24) Группа № 13, штаб-квартира Ньюкэстл, Норткамберлеид Сектор Кэттерик эскадрилья № 54 15 (2) Кэттерик Сектор Асуорт эскадрилья № 610 14(5) Экклингтон Сектор Тарнхоус эскадрилья № 65 15 (5) Тарнхоус всего в группе 44 (12) «Спитфайры» в ремонтных подразделениях: готовы к немедленному использованию 47 готовы к использованию в течение четырех дней 10 «Спитфайры» в тренировочных подразделениях 26 (24) Выпуск истребителей «Спитфайр» в неделю, предшествующую 14 сентября 38 Бой 15 сентября начался в зоне ответственности 11-й группы. Командир группы, вице-маршал авиации Кейт Пэрк руководил действиями истребителей из оперативной штаб-квартиры, расположенной в Аксбридже, к западу от Лондона. Действия вице- маршала можно проследить по приведенной ниже таблице. Тактика действий 11-й группы, продемонстрированная 15 сентября, типична для этой фазы битвы за Британию. В некоторых публикациях утверждается, что эскадрильи 11-й группы вводились в сражение поодиночке, в то время как истребители 12-й группы действовали более крупными подразделениями. Восстановленный порядок ввода сил 11-й группы говорит о том, что вечером 15 сентября воздушное сражение представляло собой гораздо более пеструю, чем принято думать, картину. Десять эскадрилий «Харрикейнов» вводились в бой парами, еще четыре – поодиночке, три эскадрильи «Спитфайров» бросили в сражение как единое авиакрыло, две действовали в паре и две – поодиночке. Боевое расписание истребительного командования, 15 сентября 1940 г. Время взлета Сектор Боевое задание 14.00 Хорнчарч эскадрильи №№ 222 и 601 (20 «Спитфайров») патрулируют над Ширнессом на высоте 20 000 фт 14.00 Дибдин эскадрильи №№ 17 и 257 (20 «Харрикейнов» патрулируют над Чилмсфордом на 15 000 фт 14 00 Кинли эскадрильи №№ 501 и 605 (17 «Харрикейнов» патрулируют над Кинли на 5 000 фт 14.00 Дибдин эскадрильи №№ 17 и 73 (21 «Харрикейн») патрулируют над Чилмсфордом на 15 000 фт 14.00 Норе Уилд эскадрильи №№ 249 и 504 (21 «Харрикейн» патрулируют над Харнчарчем но 15 000 фт 14.05 Биггин Хилл эскадрильи №№ 41 и 92 (20 «Спитфайров» патрулируют над Харнчарчем но 20 000 фт 14.10 Нортхолт эскадрильи № 19канадская) и 294 (21 «Хариикейн») патрулируют над Нортхолтом 14.10 Норе Уилд эскадрилья № 46 (9 «Харрикейнов») патрулирует над доками Лондона 14.10 Биггин Хилл эскадрильи №№ 66 и 72 (20 «Спитфайров» патрулируют над Биггин Хиллом на 20 000 фт 14.15 Дибдин эскадрилья №73 (16 «Харрикейнов») патрулирует над Мэйдстоуном на 15 000 фт 14.15 Кинли эскадрилья №253 (9 «Харрикейнов») патрулирует над Кинли на 15 000 фт 14.15 Тэнгмир эскадрильи №№ 213 и 607 (23 «Харрикейн» патрулируют над Кинли/Бигтин Хилл на 15 000 фт 14.15 Миддл Уаллоп эскадрилья № 238 (12 «Харрикейнов») 10-я группа патрулирует район Кенли 14.15 Дюксфорд эскадрильи №№ 19 и 611 (20 «Спитфайров» 12-я группа №№ 302, 310 (27 «Харрикейнов» патрулируют над Хорнчарчем на 25 000 фт 14.20 Нортхолт эскадрилья № 303 (9 «Харрикейнов») патрулирует над Нортхолтом на 20 000 фт 14.20 Тэнгмир эскадрилья №602 (12 «Спитфайров») патрулирует над Кинли/Бигтин Хилл но 20 000 фт 14.28 Миддл Уаллоп эскадрилья № 609 (13 «Спитфайров») 10-я группа патрулирует над Бpylcлэндc/Kинл^ на 15 000 фт Данная таблица разоблачает или, по крайней мере, ставит под сомнение широко распространенное заблуждение о совместных действиях эскадрилий «Спитфайров» и «Харрикейнов», при которых «Спитфайры» связывали боем «Мессершмитты», а «Харрикейны» атаковали бомбардировщики. Как видно из таблицы, эскадрильи действовали только группами однотипных истребителей. Донная тактика позволяла в полной мере реализовать преимущества «Спитфайров» в скорости, им не приходилось подстраиваться под более тихоходные «Харрикейны». Обслуживание "Спитфайра" I из 602-й эскадрильи Трофейный "стодевятый" еще с французским триколором на руле направления Два звена "Спитфайров" Наиболее эффективным немецким истребителем был Bf 109Е, но при сопровождении бомбардировщиков на Лондон все ограничивалось крайне малым радиусом действия «Мессершмиттов». Вице-маршал Пэрк считал малый радиус действия немецких истребителей их ахиллесовой пятой, и не преминул этим воспользоваться. Появление немецких самолетов в поле зрения радаров немедленно отражалось на специальных планшетах в помещениях штаба Истребительного командования. Первой реакцей на налет стал взлет единственного «Спитфайра» с передового аэродрома Хаукинг, расположенного в окрестностях Фолкистоуна. Флэг-офицер Алан Райт (11 личных, 3 групповые победы, 2 «возможно уничтоженных» и вероятно сбитых самолета) из 92-й эскадрильи набрал высоту над Дуврским проливом, чтобы уточнить силы и состав группы самолетов люфтваффе. Когда примерно в 14.00 немецкие самолеты пересекли береговую черту Франции, Пэрк начал постановку задач своим истребителям. Двум эскадрильям «Спитфайров» (222-й и 603-й) предстояло патрулировать над Ширнессом на высоте 20 ООО футов. Одновременно с ними взлетела шестерка «Харрикейнов», которой парами следовало прикрывать на средних высотах Чилмсфорд, Кинли и Хорнчарч. После определения объекта налета парам «Харрикейнов» надлежало вновь собраться в шестерку в угрожаемом районе. Между 14,05 и 14,15 в воздух были подняты еще четыре эскадрильи «Спитфайров». Самолеты 41-й и 92-й эскадрилий направились к Хор- нчарчу, где набрали высоту 20 000 футов; 66-я и 72-я эскадрильи направились прикрывать Биггин Хилл на той же самой высоте. Две пары «Харрикейнов» патрулировали над Нортхол- том и Кинли, одна пара – над Мэйд- стоуном и над лондонскими доками. Истребители набрали высоту как раз к тому моменту, когда авангард немецких самолетов пересек побережье Англии в районе Дангинесса и развернулся курсом на Лондон. Налет выполняли самолеты трех групп Do 17Z (две группы из KG-2 и одна – из KG-3) и двух групп Не-111Н (из KG-26 и KG-53), всего – 114 бомбардировщиков. Строй бомбардировщиков занимал пространство размерами шесть миль шириной и три мили длиной. Объектами налета стали портовые сооружения и гавани портов Суррей коммерческий, Вест-Индский, Ройял Виктория и доки Ройял Альберт. Бомбардировщики прикрывало 360 истребителей Bf 109Е из JG-3,- 27,-51,-52,-53 и JG-77. Каждую группу ударных самолетов эскортировала истребительная группа, пять ягдгешвадеров осуществляли дальнее прикрытие. Еще пять групп вели свободную охоту, перед ними стояла задача перехватывать английские истребители еще до выхода последних на рубежи атак главных сил. Согласно плану Пэрка сражение предстояло провести в три этапа. Сразу же по пересечении противником береговой черты Англии, немцев проверили на прочность три эскадрильи «Спитфайров» (41-я, 92-я и 222-я). Атаковать должны были четыре эскадрильи, но 603-я эскадрилья взлетела позже, и не смогла вовремя выйти в точку сбора. Эскорт Мессершмиттов блокировал атаки англичан, однако пилоты Bf 109 вынуждены были летать на максимальных режимах работы двигателей, на которых расход топлива существенно превышал расход топлива в крейсерском полете. Пэрк заставил немцев жечь топливо ударными темпами. Второй этап последовал непосредственно за первым. На немецкие самолеты над Мэйдстоуном обрушились две эскадрильи «Харрикейнов», а через несколько минут к ним присоединились «Харрикейны» еще из двух эскадрилий. В третьей, завершающей, фазе сражения Пэрк задействовал 23 истребительных эскадрильи – все оставшиеся в его распоряжении силы. В этот день система управления истребительной авиацией RAF функционировала образцово. В сражении было задействовано 30 эскадрилий «Спитфайров» и «Харрикейнов» из трех групп. Исход сражения решался непосредственно над Лондоном, где Bf 109Е действовали на пределе своего радиуса. Из 114 бомбардировщиков был сбит 21 самолет (18%), большое количество бомбардировщиков получило повреждения, было сбито и некоторое количество истребителей прикрытия. Истребительное командование лишилось пяти «Спитфайров» и 13 «Харрикейнов». Воспоминания пилотов Пайлот-офицер «Батч» Бэйкер служил в 41-й эскадрилье, и принимал участие в отражении налета 15 сентября. К концу 1940 г. на его счету значились четыре личные и две групповые победы, а также пять поврежденных самолетов противника. Вместе с коллегами из 92-й и 222-й эскадрилий Бэйкер наносил первый удар по армаде немецких самолетов. Бэйкер попытался атаковать «Мессершмитт», летевший выше него, но пока он ловил противника в сетку прицела, задирая нос своего истребителя, «Спитфайр» потерял скорость. Самолет задрожал, и свалился на крыло, после чего перешел в нисходящую спираль. Бэйкер вспоминал: «Я остановил вращение. После того как мне удалось восстановить управление, прямо перед собой я увидел «Хейнкели». Первой реакцией было причинить им кок можно больше повреждений – столько, сколько смогу. Я летел над строем бомбардировщиков и нажимал на гашетку всякий раз, когда очередной «Хейнкель» оказывался в прицеле. Я не опасался эскорта ~ Мессершмитты находились слишком высоко, чтобы помешать мне. Я видел, как пули пулеметов моего самолета прошили нос замыкающего строй бомбардировщика, и спикировал под него». Горящий Do 17 на земле "Спитфайры" I из состава 19-й эскадрильи После выхода из атаки Бэйкер вновь набрал высоту и стал искать вражеские истребители. Вместо них он обнаружил «Хейнкель», оторвавшийся от группы. Самолет летел курсом на Францию. Бомбардировщик атаковали два «Харрикейна», Бэйкер присоединился к ним, и выпустил по немцу остаток боекомплекта. Из правого двигателя Не-111Н-4 потянулся шлейф дыма, самолет начал быстро терять высоту. Бомбардировщик произвел вынужденную посадку в районе Фоулнесса, его экипаж попал в плен. Самолет принадлежал 1./KG-26. На счет Бэй- кера записали один поврежденный бомбардировщик и один предположительно сбитый. Летчик 66-й эскадрильи Боб Окспринг взлетел с аэродрома Грэйвсенд. Пилоты эскадрильи до этого уже получили жестокий урок, и знали насколько уязвимо звено истребителей от атакующих сверху «Мессершмиттов». Эскадрилья «Спитфайров» набирала высоту на скорости 380 км/ч, когда Bf 109 спикировали на них со скоростью свыше 600 км/ч. Англичане практически не имели шансов уклониться от удара. Единственный шанс уцелеть в сложившийся ситуации – «шуровать рулями». Окспринг рассказывает: «Мы сразу обнаружили, что нас навели прямо на строй самолетов противника. Мы даже не успели набрать высоту, и представляли собой отличную цель для вражеских истребителей. Несколько наших самолетов было сбито. Нам пришлось пренебречь командами службы наведения и отклониться на запад от рекомендованного курса. Мы смогли набрать еще 10 000 футов высоты в районе стадиона Уэмбли, прежде чем вновь встретились с противником». Эскадрилья, в которой служил Боб Окспринг была одной из многих, вступивших в бой с противником над восточными пригородами Лондона. Этой эскадрильей командовал Руперт Лейх (1,5 победы), пилот еще предвоенной выучки. Он повел девять своих «Спитфайров» в атаку на 24 бомбардировщика Не-1 11 Н из KG-53. Сам Окспринг и еще один летчик держались в стороне, прикрывая боевых товарищей от возможных атак истребителей противника. Вновь предоставим слово Окспрингу: «Пока другие атаковали бомбардировщики, я заметил несколько Bf 109Е, летевших выше, и стал в вираж, прикрывая своих товарищей от возможной атаки. На случай возможного боя я забирался как можно выше, в то же время стараясь не сильно потерять в скорости – я не имел перед противником преимущества в скороподъемности». Лейх выстроил «Спитфайры» в линию, и перешел в пологое пикирование, чтобы набрать скорость. Англичане атоковали «Хейнкели» снизу после просадки на выводе из пикирования. «Спитфайр» за «Спитфайром» выпускали по цели короткие очереди с предельно малой дистанции. Все это время Боб Окспринг внимательно следил за «Мессершмиттами». Последние увлеклись атакой на группу других английских истребителей: «Они не видели нашей атаки, так что я смог присоединиться к своей эскадрильи, и атаковал бомбардировщик со стороны солнца. Имея пулеметы калибра 7,7 мм сложно определить, насколько серьезные повреждения удалось нанести самолету противника, если он не упал или не загорелся. Хейнкель, который я обстрелял, отделился от строя. Я пикировал с высокой скоростью и проскочил сквозь строй бомбардировщиков». После боя на счет Окспринга запишут один поврежденный Не-111. В это же время бомбардировщиков KG- 53 атаковали «Спитфайры» 72-й эскадрильи и две эскадрильи «Харрикейнов». Один Не-111 был сбит, два получили тяжелые повреждения и вышли из боя. Поврежденные машины добили другие истребители RAF. О битве за Британию написаны книги и сняты фильмы, в них истребители противоборствующих сторон преследуют друг друга по всему небу, а сражение распадается на ряд отдельных схваток. На самом деле все было далеко не так. Фактически, в крупномасштабном воздушном сражении бои истребителей один на один продолжались не более двадцати секунд. Скоротечные схватки требовали от летчиков высокого летного мастерства и были крайне рискованными для обоих противников. Всегда существовала вероятность встретить более опытного пилота или даже аса. Кроме того, летчик, чересчур увлекшийся поединком, становился уязвимым для неожиданной атаки со стороны внезапно появившегося другого противника. Тщательное изучение рапортов о воздушных боях, проведенных 15 сентября, позволило сделать довольно неожиданный вывод: в этот день состоялся всего один бой, который можно классифицировать как «истребитель против истребителя». Сержант Брайан Лэйн (шесть личных и одна групповая победы, две неподтвержденных, одна вероятная) из 19-й эскадрильи 12-й группы вместе со своими товарищами устремился но перехват бомбардировщиков, шедших курсом на Лондон. Прежде чем эскадрилья нагнала ударные самолеты, ее атаковали «Мессершмитты». Лэйн сумел атаковать один Bf 109. В классическом издании военного времени «Spitfire Pilot» он писал: «Он увидел, как я развернулся ему навстречу и, отклонив рули до предела, попытался скольжением уйти под меня. Удерживая самолет на грани сваливания, я сумел зайти противнику в хвост и выпустил короткую очередь, раньше, чем Мессершмитт вышел из прицела моего истребителя. Немецкий летчик прекрасно разбирался в тонкостях пилотирования Bf 109-я никогда не видел такого пилотажа. Меня не покидало ощущение, что у «Мессершмитта» в любой момент могут отвалиться крылья. Однако он даже не свалился в штопор, наш танец продолжался. Звено "Спитфайров"проходит над аэродромом в предрасветной дымке Я опять поймал противника в прицел. Дважды я открывал огонь, однако вряд ли попал, зато он пробил хвост моего «Спитфайра». Вскоре я сумел занять выгодное положение и посылал пулю за пулей в хвост «Мессершмитта». Противник заложил такой крутой вираж, что я разглядел хищное выражение лица летчика. Выпущенные предкрылки говорили о том, что Bf 109 находится на грани сваливания. Неожиданно «Мессершмитт» прекратил разворот и дал преимущество моему «Спитфайру». Немец перешел в правый вираж и должен был пройти прямо передо мной. Я не мог понять на что надеялся противник, и не видел смысла в этом маневре. Может быть, он надеялся, что я последую за ним, ведь из-за особенностей системы подачи топливо в перевернутом полете «Мессершмитт» имел преимущество перед «Спитфайром». Все ровно, момент для такого маневра немец выбрал неподходящий. В течении нескольких секунд, пока Bf 109 находился в перевернутом положении, я успел всадить в него хорошую очередь. Немецкий самолет нехотя перешел в пикирование и скрылся в облаках – судя по всему, он потерял управление». Лэйну засчитали «Мессершмитт» как «вероятно сбитый», однако германские источники потерю не подтверждают. 15 сентября ни один Bf 109 не был сбит в окрестностях Дэртфор- да, где Лэйн вел воздушный бой. Воздушные бои на горизонталях заканчивались чаще всего безрезультатно. Тем временем, сбросив бомбы на лондонский район Ист-Хэм, «Хейнкели» 26-й эскадры легли на обратный курс. Между Лондоном и Кентом строй бомбардировщиков атаковали «Спитфайры» из 603-й эскадрильи. Немецкий летчик лейтенант Родерик Кескотти тогда пилотировал один из Не-111: «Несколько Томми самоубийственно проскочили через завесу наших истребителей и быстро сблизились с бомбардировщиками. Они атаковали спереди справа, от «Спитфайров» потянулись трассирующие очереди. В этот момент но сцене появились «Мессершмитты». Они навалились на англичан с тыла, и мы увидели разрывы снарядов на хвосте одного «Спит- тфайра». Тем не менее, Томми продолжили атаку, сближаясь с нами. Пули, выпущенные англичанами, стучали по нашим самолетам. Мы не могли отвечать огнем на огонь из-за опасения попасть в «Мессершмитты». Я держал левую руку у лица, прикрываясь от осколков плексигласа, летавших по всей кабине, а самолетом управлял только правой рукой. От восьми пулеметов вражеского истребителя меня отделяло лишь остекление фонаря кабины. В последний момент англичанин, идущий прямо мне в лоб, взял ручку на себя, и «Спитфайр» промчался выше, едва не чиркнув брюхом по фюзеляжу «Хейнкеля». Затем английский истребитель начал валиться назад, как будто он потерял управление, из самолета повалил черный дым. Рядом с нами, занимая выгодное положение для новой атаки, заложил вираж «Мессершмитт». Вой продолжался всего несколько секунд, но этих секунд хватило Томми, чтобы продемонстрировать готовность храбро защищать свою страну». Бомбардировщик получил повреждения, однако Кескотти смог удержать самолет в строю, и привести его на базу. Почти наверняка храбрецом, о котором вспоминал летчик «Хейнкеля», был флэг-оффицер Питер Пис из 603-й эскадрильи. Его сбили именно в это время в этом районе. Пис оставался в кабине, когда его «Спитфайр» врезался в землю недалеко от Мэйд- стоуна. Артур Питер Пис был сыном сэра Ричарда Писа Ричмондского. Питер учился в Итоне и Кэмбридже, с началом войны вступил добровольцем в RAF, в 1940 г. получил назначение в 603-ю эскадрилью. До своей гибели он успел сбить один самолет противника, еще одну победу ему защитали как вероятную. "Big Wing" в бою Противоречивое отношение к итогам деятельности знаменитой 12-й группы («Big Wing») в период битвы за Британию возникло еще в 1940 г.; группой тогда командовал Дуглас Бадер (20 личных и четыре групповые победы, еще шесть личных побед и одна групповая ему были защитаны как предположительные). «Большое крыло» включало пять эскадрилий: три, вооруженные «Харрикейнами» и две – «Спитфайрами». Планировалось, что «Спитфайры» будут сковывать боем немецкие истребители и позволят «Харрикейнам» атаковать бомбардировщики. На практике подобный план оказался практически невыполнимым. Полным составом крыло вело бой с противником всего три раза: дважды – 15 сентября и один раз – 18 сентября. В одной из схваток, имевших место 15 сентября, самолеты 12-й группы вообще не сумели прорваться через эскорт истребителей к бомбардировщикам; «Харрикейны» и «Спитфайры» сумели перехватить противника только после того, как разбились на мелкие группы. Результаты каждого воздушного боя, в котором принимало участие значительное количество самолетов, почти всегда сильно завышались. Так, летчики 12-й группы заявили, что в вышеупомянутой схватке они сбили 26 самолетов противника, в том числе 17 бомбардировщиков. Согласно немецким документом в тот промежуток времени был потерян 21 самолет над всей Англией! Общипанные перья "орлов" из люфтваффе Детальный анализ немецких потерь показывает – 12 из 21 победы записали на свой счет истребители, не принадлежащие 12-й группе (девять – на счету «Спитфайров» 1 1 -й группы, еще один сбил пилот «Спитфайра» из 11-й группы совместно с зенитчиками. И лишь один германский самолет оказался на счету двух английских истребителей – одного из 11-й и второго – из 12-й группы). Таким образом истребители 12-й группы смогли сбить только один, а не 17 бомбардировщиков. Да и эта победа была разделена с соседним авиакрылом. Каждая акция «Большого крыла» сопровождалась массовыми приписками, которые впоследсвии послужили основой для легенды об эффективности «разделения труда» между «Спитфайрами» и «Харрикейнами». Очевидно, что крыло из пяти эскадрилий оказалось в бою чересчур неповоротливым и трудно управляемым. В отношении сбитых самолетов эффективность «Big Wing» в пересчете на одно подразделение также оказалась ниже, чем у групп, состоявших из двух эскадрилий. В то же время ввод в бой 12-й группы имел и положительный эффект – моральный. Боевой дух пилотов люфтваффе после столкновений с «Big Wing» упал. До 15 сентября немцы могли полагать, что силы Истребительного командования близки к истощению. Над Лондоном бомбардировщики встречала группа из примерно 50 английских истребителей, на маршрутах подхода и отхода рейдеры атакам не уже подвергались. Но 15 сентября «Big Wing» наглядно показало, что Истребительному командованию еще далеко до разгрома. Как это ни покажется странным, но бой 15 сентября продемонстрировал, что «Харрикейн», по сравнению со «Спитфайром», имел более прочную конструкцию планера и лучше «держал» попадания пуль и снарядов. «Спитфайр», в свою очередь, обладал лучшими летными характеристиками и меньшими геометрическими размерами, но был менее устойчив к воздействию стрелкового оружия. Тем не менее, анализ потерь истребителей обоих типов показывает, что соотнесенные к одинаковому количеству воздушных боев, потери «Спитфайров» были в два раза меньше потерь «Харрикейнов». В то же время разбор воздушного сражения 15 сентября не выявил однозначной картины. Данные о потерях и повреждениях самолетов с обоих сторон по сей день остаются крайне запутанными. Потери немецкой авиации завышены, тип сбитых или поврежденных самолетов определялся ошибочно. Все же можно, в целом, считать, что пропорция по сбитым «Харрикейнам» и «Спитфайрам», равно как и по победам, одержанным истребителями этих типов, сохранилась примерно на уровне 2:1 в пользу «Спитфайра». Новая тактика С окончанием битвы за Британию накал воздушных боев ослаб настолько, что Истребительное командование смогло отвести эскадрильи из зоны боевых действий на отдых, пополнение и переформирование. Большинство подразделений к этому времени продолжали использовать старую тактику, хотя отдельные командиры внесли в нее на свой страх и риск некоторые изменения. Командир 74-й эскадрильи «Сэйлор» Мэлэн разработал новое построение боевых порядков истребителей. Вместо деления 12 самолетов эскадрильи на четыре звена по три машины в каждом, он предложил делить эскадрилью на три звена по четыре самолета. В свою очередь звено разбивалось на две пары по аналогии с Rotte люфтваффе. Мэлэн совершенно справедливо полагал, что три самолета не могут действовать как одно целое. Новый боевой порядок эскадрильи представлял собой три колонны по четыре самолета, при этом среднее звено несколько выдвигалось вперед, а вместо тесного боевого порядка предлагалось широкое рассредоточение звеньев по фронту и в глубину. По всем трем критериям эффективности боевого порядка – маневрированию строем, прикрытие «слепых» зон и взаимной поддержки – построение Мэлэна было лучше прежнего боевого порядка, использовавшегося Истребительным командованием. Строй кильватера облегчал летчикам выдерживание своего места, позволяя больше внимания уделять поиску противника. Преимущества строя Мэлэна быстро оценили. С началом в 1941 г. наступательных операций, этот боевой порядок был принят в качестве основного. Переход к наступлению В конце 1940 г. командующим истребительной авиацией стал сэр Шолто Дуглас. Он считал, что действия дневных истребителей должны быть более наступательными. Он приказал изучить возможность действий своих эскадрилий над Францией. В декабре флайт-лейтенант Дж.С. Манго-Пэрк на своем «Спитфайре» сбил в воздушном бою очередной самолет. Эта победа была занесена на официальный счет RAF как 600-я с начала войны. Изменение взгляда на применение истребителей проявилось 20 декабря, когда флайт-лейтенант Джордж Кристи и пайлот-офицер «Боугл» Боди из 66-й эскадрильи (на счету обоих было по пять побед) нанесли удар по аэродрому Ле Тоуке. Истребители не встретили противодействия, и благополучно вернулись на свою базу. Это было первое появление «Спитфайров» над Францией со времен Дюнкерка. 9 января 1941 г. уже три эскадрильи «Ситфайров» Мк. I (65-я, 145-я и 610-я) на большой высоте пролетели над северной Францией. Снова немцы никак не отреагировали на появление английских истребителей. Люфтваффе просто проигнорировало их появление (точно так же Истребительное командование игнорировало появление «Мессершмиттов» без бомбардировщиков во время битвы за Англию). 10 января RAF предприняли более амбициозную попытку вызвать на бой немецких истребителей. В операции, получившей название «Цирк», задействовали шесть «Бленхеймов», которые должны были разбомбить склад боеприпасов в окрестностях Кале. Кроме бомбардировщиков к участию в операции привлекли семь эскадрилий «Спитфайров» и четыре эскадрильи «Харрикейнов», всего 103 истребителя. «Харрикейны» осуществляли непосредственное сопровождение бомбардировщиков, и вместе с ними наносили удары по наземным целям. Удары по наземным объектам осуществляли также «Спитфайры» Мк.1 из 610-й эскадрильи. Три эскадрильи «Спитфайров» Мк.II (41-я, 64-я, 611-я) обеспечивали прикрытие ударных самолетов от атак сверху, еще три (66-я, 74-я, 92-я) – охраняли их на выходе из атаки. Spitfire Supermarine Type 300 первый опытный экземпляр (К5054) Апрель 1936 г. Spitfire I первых серий с двухлопастным винтом и плоской крышкой фонаря кабины Spitfire IB Spitfire IIA (Supermarine Type 329) Spitfire IIB (Supermarine Type 329) Spitfire IIA (LR) с подвесным баком емкостью 30 галлонов (136 л) "Спитфайр" демонстрирует проход на бреющем – подготовка к операции "Цирк" Бомбардировщики отбомбились без потерь, и беспрепятственно легли на обратный курс. В последовавшем за бомбежкой воздушном бое между английскими и немецкими истребителями, летчики люфтваффе дрались успешнее: один «Харрикейн» был сбит (пилот приземлился в море, его спасли), один «Спитфайр» получил тяжелые повреждения и сел на вынужденную в районе Дитлинга, еще два поврежденных «Спитфайра» сумели дотянуть до своих аэродромов. Германские истребители потерь не понесли. Операция «Цирк» стала образцом для действий в последовавшей за ней наступательной кампании. Менялось лишь количество задействованных самолетов и пропорция между «Спитфайрами» и «Харрикейнами». Так в операции «Цирк 5» – ударе 26 февраля по портовым сооружениям Кале – принимали участие 12 «Бленхеймов», ближнее прикрытие осуществляли две эскадрильи «Харрикейнов» и 303-я эскадрилья «Спитфайров» Мк.1. От атак сверху ударную группу охраняли «Спитфайры» Mk. II из 74-й эскадрильи, а над ними в воздухе «висели» «Спитфайры» Mk. II из 609-й эскадрильи и «Спитфайры» Mk. VB из 92-й эскадрильи. Впечатляющие силы истребителей прикрытия удержали люфтваффе от противодействия. Английские самолеты без потерь вернулись на свои базы. В этот же день над Дувром и мысом Криз-Ноус на большой высоте произошел воздушный бой между «Спитфайрами» из 54-й и 64-й эскадрилий и немецкими истребителями. «Мессершмитты» сбили один «Спитфайр» из 54-й эскадрильи. «Цирк 5» стал одной из последних операций, в которой принимали участие «Харрикейны», и одной из первых, в которой были задействованы «Спитфайры» Mk. V. «Спитфайры» новой модификации значительно превосходили предшественников в отношении летных характеристик. Впрочем, об этих самолетах будет рассказано в следующем номере. (Продолжение следует) Истребитель «Спитфайр» Прототип истребителя «Спитфайр» Истребитель «Спитфайр» Мк.1 из 19-й авиаэскадрильи RAF, октябрь 1938 г. «Спитфайр» Мк.1 из состава 72-й эскадрильи RAF, 1939 г. Истребитель «Спитфайр» Mk.IA капитана Коули. 1940 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|