|
||||
|
F-111 Михаил НИКОЛЬСКИЙ Продолжение. Начало в 'АиК' №№ 11,12/03, 1-4/04 «БУРЯ В ПУСТЫНЕ» Истребители-бомбардировщики F-111E из 77-й эскадрильи 20-го авиакрыла были переброшены с авиабазы Аппер-Хейфорд на турецкую базу Инд- жирлик в первых числах августа 1990 г. Отсюда они наносили удары по северным районам Ирака. Практически одновременно самолеты F-111F из «братской» 493-й эскадрильи перелетели из Лейкинхирта в Сарагосу. Интересно, что переброска двух эскадрилий «полустратегических» самолетов на передовые аэродромы НАТО мотивировалась обычными учениями Северо-Атлантического блока. В Саудовской Аравии первые 20 самолетов F-111F из 492-й и 493-й эскадрилий 48-го тактического авиакрыла появились 25 августа. Истребители-бомбардировщики выполнили беспосадочный перелет с несколькими дозаправками в воздухе по маршруту авиабаза Лейкинхирт – авиабаза Тайф. Вот этот перелет уж точно можно считать учениями: самолеты летели с боевой нагрузкой – каждый нес по четыре 2000-фунтовые корректируемые бомбы GBU-15 и по две УР «Сайдуиндер», некоторые машины дополнительно были оснащены подкрыльевыми контейнерами для отстрела ИК ловушек и дипольных отражателей, в задней части фюзеляжа крепились контейнеры AN/ALQ-131 с аппаратурой РЭБ. Еще двадцать F-111F перелетели в Саудовскую Аравию 2 сентября. Перелет выполнялся с подвешенными корректируемыми авиабомбами и ракетами «Сайдуиндер». На аэродроме Тайф также базировались самолеты РЭБ EF-111 F. «Саудовские» F-111 вели разведку района предстоящей военной операции многонациональных сил совместно с самолетами-разведчиками U-2R. Разведку собственно вели печально знаменитые U-2. Информация по линии передачи данных прямо в полете «сбрасывалась» на F-1 1 1, который выполнял функции ретранслятора сигнала. В ходе операции «Буря в Пустыне» самолеты наносили удары по наземным целям обычными бомбами и бомбами GBU-15 и «Пэйвуэй» с лазерным наведением Авиация многонациональных сил действовала, в основном, со средних высот, F-111 исключением не являлись. Всего «муравьеды» выполнили более 4000 боевых вылетов. Объектами ударов являлись нефтеперекачивающие станции, командные пункты и радиолокационные станции иракской ПВО. Согласно сообщениям «по горячим следам», самолеты F-111F уничтожили порядка 1500 единиц иракской бронетехники, затем цифру уменьшили до 1000, а на рубеже веков в США появилась информация о завышении эффективности действия авиации в период войны в Заливе примерно на 70%. Экипажи F-111F успешно применяли корректируемые авиабомбы GBU-28 с телевизионным наведением на цель. Кадры, передаваемые оптическими головками сброшенных с F-111 корректируемых бомб, обошли телеэкраны всего мира. Помимо телевизионных использовались обычные бомбы и бомбы GBU-15 и «Пэйвуэй» с лазерным наведением. В ходе войны неоднократно отмечались попытки иракских истребителей атаковать EF-111А. Вероятно, самолеты РЭБ считались для летчиков МиГов ВВС Ирака целями наивысшего приоритета. Американские постановщики помех ослепили ПВО противника – пилоты самолетов союзников отмечали, что зенитные ракеты запускались по баллистическим траекториям, иначе говоря – не работали РЛС наведения зенитно-ракетных комплексов. Тем не менее один EF-111A был сбит, вероятно – огнем зенитной артиллерии. ПОСЛЕДНЕЕ АВИАКРЫЛО F-111 К середине 1993 г. все самолеты F-111 ВВС США были собраны на авиабазе Кэннон, шт. Нью-Мексика. В состав 27-го тактического истребительного авиакрыла вошли четыре эскадрильи – 428-я, 522-я, 523-я и 524-я. На вооружении 428-й эскадрильи состояли бывшие бомбардировщики FB-111 – самолеты F-111G. На вооружении остальных – самолеты F-111D. В 1992 г. в Кэн- нон из Великобритании перебазировали самолеты РЭБ EF-111A, F-111E и F-111F. Всего в 1992 г. в Кэнноне базировалось более 90 F-111E/F, старые машины модификаций «G» и «D» были сняты с вооружения. F-111 из состава 27-го крыла тактических истребителей ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖЕЙ Подготовка летных экипажей для 27-го тактического истребительного авиакрыла велась в 428-й истребительной эскадрильи (428th Fighter Sguadron «Buccaneers»). 428-я эскадрилья стала фактическим центром подготовки летного состава для F-111 в апреле 1991 г. Эскадрилья первой опробовала в бою самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, но в 1975 г. на смену F-111 пришли «Фантомы», а 1980 г. – F-16A. Очередная замена материальной части была произведена в июне 1990 г.: эскадрилья получила F-111 G, в 1992 г. – F-111E. Курс подготовки был рассчитан на шесть месяцев. К полетам курсанты допускались после прослушивания теоретического курса и занятий на тренажерах. Летная подготовка делилась на четыре этапа. На первом курсант получал навыки управления истребителем-бомбардировщиком F-111. Целью второго и третьего этапа являлось обучение курсанта боевому применению самолета днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. На последнем, четвертом, этапе курсанты учились действовать в составе группы самолетов. Весь курс летной подготовки был рассчитан на 35 ч. В случае успешного завершения обучения летчики получали назначение в одну из трех эскадрилий (522-ю, 523-ю или 524-ю) 27-го тактического авиакрыла. БОЕВЫЕ ЭСКАДРИЛЬИ На вооружение 522-й эскадрильи (522th Fighter Sguadron «Fireballs») самолеты F-111E поступили в 1971 г., сменив заслуженные «Супер Сейб- ры». Через год, в мае 1972 г., эскадрилья получила первые F-111D. К ноябрю того же года процесс перевооружения на модель «D» был полностью завершен. Эскадрилья первой в ВВС США среди вооруженных самолетами F-1 1 1 подразделений отработала переброску на Европейский театр военных действий в сентябре 1978 г. звено F-111 принимало участие в маневрах, в течение трех недель базируясь на норвежском аэродроме Гардермуэн. В мае- июне 1980 г. за океан перебросили уже всю 522-ю эскадрилью. Подразделение в ходе учений «Коронет Хам- мер» действовало со знаменитого на весь мир британского испытательного центра в Боскомб-Даун. В 1 983 г. личный состав подразделения опробовал себя и самолеты в крайних климатических зонах планеты, от Арктики (авиабаза Элмендорф, Аляска, учения «Брайм Форст») до Сахары (Египет, учения «Брайт Стар»). Звено F-111 посетило и ставший уже знакомым Боскомб-Даун (учения «Коронет Арчер»). С конца 80-х годов эскадрилья специализировалась на отработке нанесения ударов по наземным целям с предельно малых высот на высоких скоростях полета. В июне 1991 г. летчики подразделения первыми освоили использование с F-111 в темное время суток корректируемых авиабомб GBU-24. В 1992 г. эскадрилья сменила F-111D на F-111F. Переход с «Супер Сейбров» на F-111D 523-я эскадрилья (523th Fighter Sguadron «Crusaders») начала в 1973 г. В марте 1981 г. подразделение временно для участия в учениях «Тим Спирит» перебросили с авиабазы Кэннон в Южную Корею. «Командировки» в Корею стали привычными – эскадрилья отправлялась туда на месячные «туры» в 1983, 1985, 1987 и 1990 гг. Эскадрилья постоянно принимала участие в маневрах «Рэд Флэг» и «Коппер Флэг». В 1992 г. самолеты модификации «D» были заменены на F-111F. Процесс перехода на F-111 в 524-й эскадрилье (523th Fighter Sguadron «Hounds») занял три года, с 1969 по 1972 г. Подразделение получило самолеты трех модификаций – «А», «Е» и «D». В 1992 г. на вооружение эскадрильи поступили F-111F. В свое время самолет F-111 – «Летающий «Идсил» Макнамары» («Edsel» – американский автомобиль 50-х голов, имевший репутацию злосчастной машины) – «скушал» не одну авиационную программу, теперь его самого съел F-22. Дабы высвободить средства для финансирования работ по перспективному истребителю, в 1995 г. было принято решение о снятии с вооружения USAF всех самолетов F-111 до 30 сентября 1996 г. Первые шесть F-111E из 428-й эскадрильи покинули Кэннон 11 октября 1995 г. Последний F-111F – 29 июля 1996 г. 524-я эскадрилья сдала последний боеспособный в ВВС США самолет. Представление макета F-111 министру обороны Австралии АВСТРАЛИЙСКИЕ F-111 К началу 60-х годов дневные бомбардировщики «Канберра», состоявшие на вооружении Австралии, считались устаревшими. Австралия искала им замену. В те годы правительство страны строило амбициозные политические планы: Австралия стремилась в клуб ведущих держав мира. По мнению политического руководства, вхождению в сей клуб могло сильно подсобить ядерное оружие. Поэтому в требованиях к «заменителю» «Канберры» оговаривались не только круглосуточ- ность боевого применения, большой радиус действия, но и возможность доставки к месту назначения «специзделия». Самого «специзделия» у Австралии, кстати, не имелось. В силу особых отношений Австралии с Британией выбор казался очевидным – один из трех V-бомберов. Начальник штаба ВВС зеленого континента маршал авиации Фредерик Шерджер склонялся в пользу «Вулкана», не исключая возможности закупки другой британской машины – TSR-2. На рубеже 50-60-х шли дискуссии о вероятном приемнике «Канберры». В 1962-63 г. споры перешли в практическую плоскость: штаб ВВС издал требования к бомбардировщику, известные как ASR-36 (Air Staff Requirement, требования штаба ВВС). Согласно требованиям самолет должен был быть не только ядерным бомбардировщиком, но и разведчиком. В июне 1963 г. специальная комиссия под руководством нового начальника штаба ВВС маршала авиации Вэлсто- уна Хэнкока рассмотрела данные самолетов Дассо «Мираж IV», ВАС TSR-2, Макдоннел F-4C «Фантом II», Норт Америкэн RA-5 «Виджилент» и Дженерал Дайнемикс TFX. Хэнкок склонялся к самолету TFX, однако австралийца удерживал от окончательного «Да» один небольшой нюанс – самолет существовал лишь на бумаге. То же самое, кстати, относилось к TSR-2. Из «живых» требованиям ASR-36 в наибольшей степени удовлетворял «Виджилент». 24 августа министр авиации Дэвид Фэйрбэйрн объявил о намерении Австралии закупить 36 самолетов RA-5 «Виджилент». Видимо, менеджеры фирмы Дженерал Дайнемикс очень внимательно следили за австралийским конкурсом. В октябре 1963 г. министр обороны США Роберт «TFX» Макнамара пригласил к себе в гости министра обороны Австралии Этола Тоунли. Тоунли вернулся из Штатов 'очень довольным и без консультации с представителями RAAF (Королевские ВВС Австралии) отыграл назад: объявил о закупке Австралией 18 самолетов TFX в ударном варианте и шести – в разведывательном с началом поставок в июле 1968 г. Ну и зачем нужен был конкурс? Посидели два министра за рюмкой чая, поговорили… Умные люди договорятся всегда с пользой для дела и для себя. Более того, министр обнародовал еще и «промежуточный» вариант – лизинг 24 бомбардировщиков B-47/RB-47 «Стратоджет». Поражает оперативность действий министра обороны. Менее чем за один месяц он сумел не только позволить Макнамаре всучить любимую игрушку австралийским ВВС, но и организовать одобрение кабинетом министров страны закупки несуществующих в природе самолетов. Решение официально было принято 23 октября 1963 г. Пять недель после принятия решения в австралийских газетах бушевали страсти. Можно представить, в какой прострации находились офицеры штаба RAAF. На нынешнем российском политическом слэнге можно сказать: «Начальника штаба ВВС подставили». Выставили на посмешище перед всем миром. Можно долго спорить по поводу, что для Австралии лучше – Р-111 или «Виджилент», но ТАК решения не принимаются, точнее – не должны приниматься. Выбор Австралии в пользу TFX – еще один пример волюнтаризма в непростой истории непростого самолета. О профессионализме министра Тоунли в вопросах авиации в определенной мере может служить намерение взять в лизинг «Стратоджеты». В 20-х числах октября (какова оперативность!) три В-47 из USAF совершили турне по австралийским авиабазам. Личный состав RAAF пришел в ужас от размеров самолетов и сложности их технического обслуживания. В вопросе лизинга «Стратоджетов» штаб ВВС проявил твердость, переходящую в упрям – ство. Опознавательные знаки страны кенгуру на фюзеляжах и крыльях В-47 не появились. Опасения штабных офицеров TFX оправдал. Уже после первых полетов прототипа F-111 выяснилось, что самолет не отвечает требованиям ASR-36 по дальности. Надо сказать, на фирме Дженерал Дайнемикс оперативно отреагировали на справедливую критику. Для Австралии предложили несколько измененный вариант с крылом увеличенного размаха, что позволило увеличить дальность полета на 5%. Катастрофы опытных F-111 оптимизма австралийцам не добавили. Все более очевидным становился срыв сроков поставок самолетов – в местных газетах стоял вой. При всем при том, от сделки политики отказываться не собирались. Справедливости ради необходимо отметить, что примерно в это же время в американской прессе критика программы F-111 была во сто крат большей. Поистине по-государственному повели себя в непростой ситуации представители австралийских ВВС. Невзирая на давление со стороны собственного правительства и на усилия американцев, они отказались принимать самолет на вооружение до тех пор, пока не будут решены проблемы, связанные с безопасностью полетов. 8 мая 1968 г. министр обороны Австралии заявил в парламенте своей страны, что на вооружение ВВС не поступит ни один из 24 заказанных F-111 до тех пор, пока не будут получены гарантии полной безопасности самолета. Начало поставок отодвинули на июнь 1969 г. В феврале 1969 г. на F-111 в ходе статических испытаний при неполной нагрузке разрушилось крыло. Австралия направила на фирму Дженерал Дайнемикс представителей, способных разобраться в причинах недостаточной прочности конструкции крыла. Ни о каких поставках в июне речи уже не шло. Очередное нерасчетное разрушение крыла произошло на статических испытаниях в декабре. Австралийские F-111 на учениях "Рэд флзг" в США Ангар – необходимое условие сохранения F-111 в тропическом климате F-111 с контейнером "Пейв Тэк" – стандартным оснащением австралийских машин Австралийский F-111 с ракетами "Гарпун" и управляемыми бомбами Между тем Австралия фактически осталась без бомбардировщиков. В 1970 г. министр обороны Малькольм Фрейзер анонсировал как промежуточное решение лизинг в США 24 «Фантомов». Уже изготовленные по австралийскому заказу самолеты F-1110 были отправлены на долговременное хранение на базу ВВС США Карсу- элл. Там им предстояло ожидать решения проблемы прочности крыла. В сентябре-октябре 1970 г. «Фантомы» прибыли в Австралию. В 82-й эскадрильи долгожданную замену «Канберр» приняли с радостью. Самолет пришелся по душе летчикам и техникам. Тем временем американцы постепенно решали проблемы М П . В 1972 г. правительство Австралии реактивировало программу закупок «муравьедов», предварительно потребовав от американцев провести доработку самолетов. В начале 1973 г. часть личного состава 82-й эскадрильи RAAF была направлена в США для переучивания на М П . Формально первый F-ШС австралийцы получили аж 6 сентября 1968 г. – тогда на авиабазе Эдвардсм состоялась церемония передачи самолета. Самолет немного полетал, после чего его сдали на хранение. Фактически первый «боевой» F-111C ВВС Австралии был передан 15 марта 1973 г. 1 июня 1973 г. на австралийской авиабазе Эмберли приземлилась шестерка бомбардировщиков с изменяемой стреловидностью крыла. Три тысячи человек наблюдали за скоростным проходом самолетов над полосой и последующей посадкой F-111, первой посадкой австралийских самолетов с изменяемой стреловидностью на австралийской земле. Самолеты поступили на вооружение 6-й эскадрильи ВВС Австралии. Уже 6 июня F-111C произвели учебное бомбометание на полигоне Суамариз. В начале декабря завершилась поставка всей партии. Самолеты поступили на вооружение 1-й и 6-й эскадрилий 82-го авиакрыла RAAF. Вообще, первым на Зеленом континенте появился вовсе не F-111C В октябре 1971 г. авиабазу RAAF Эмберли посетил с дружественным визитом F-111 ВВС США. ВВС Австралии наконец-то получили дальние всепогодные ударные самолеты, которые, тем не менее, не в полной мере отвечали требованиям. Фактически F-111C не могли выполнять весь спектр возлагаемых на них задач по причине «бедного» ассортимента вооружения: бортовая пушка «Вулкан» и свободнопадающие фугасные бомбы. Между тем от самолета требовалась возможность поражения морских и точечных наземных целей, то есть самолет должен был обладать возможностью использовать управляемое оружие: корректируемые бомбы и противокорабельные ракеты. Десять лет ВВС Австралии ждали всепогодного самолета, еще десять лет пришлось ждать, чтобы самолет стал «всеудар- ным». В 1980 г. в США было закуплено десять контейнеров AN/AVQ-26 «Пэйв Тэк», четыре года ушло на доработку бортовых систем самолетов под эти контейнеры. Таким образом, только в середине 80-х годов F-1 11С стал в более или менее полной мере удовлетворять изначальным требованиям ВВС Австралии. Контейнеры на австралийских Р-111 устанавливались точно так же, как на самолетах ВВС США. Первый F-ШС дорабатывался в США на заводе фирмы Дженерал Дайне- микс, остальные – в Австралии. Теперь в ассортимент вооружения можно было включить корректируемые бомбы GBU-10/12 и GBU-15. В случае использования бомб GBU-15 между двигателями дополнительно подвешивался контейнер с аппаратурой передачи данных AN/AXQ-14. Любимый аттракцион пилотов австралийских F-111 на авиационных праздниках – слив топлива в горячую струю выхлопа Испытания самолета на предмет совместимости с ПКР AGM- 84 «Гарпун» проводились в 1982 г. в испытательном центре авиации ВМС США Чайна Лэйк. Испытания прошли успешно и Австралия закупила партию ракет AGM-84A блок 1С, а затем более совершенных AGM-84D. С середины 80-х годов летчики австралийских F-1 1 1 стали практиковать полеты с подвешенными для самообороны УР «Сайдуиндер». На вооруженных ракетами воздух-воздух «муравьедов» в качестве дополнительной возлагалась задача перехвата маломаневренных воздушных целей за пределами радиуса действия истребителей «Хорнет» и «Мираж» III. Предпринимались попытки вооружить F-111С противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM, но по экономическим причинам «Уайлд Уизл» у австралийцев так и не появился. В начале 90-х годов на австралийских F-111 полностью заменили аналоговое БРЭО цифровым. Модернизацию проводила американская фирма Рокуэлл Интернэшнл. «Ахиллесовой пятой» австралийских рейдеров является отсутствие современного бортового комплекса обороны, что не позволяет в настоящее время использовать F-111C для прорыва серьезной ПВО. Эскадрильи RAAF получили ударные самолеты в «чистом» виде, в то время как согласно изначальным требованиям нужны были еще и разведчики. Программу разработки и производства RF-111 в Штатах аннулировали в 1970 г. В декабре 1974 г. австралийцы предложили фирме Дженерал Дайнемикс на основе RF-111A сделать RF-111C. Прототип выполнил первый полет с аэродрома ФортУорт в декабре 1978 г. Через три месяца этот самолет приземлился в Эмберли. Разведывательное оборудование размещалось в отсеке вооружения и включало две видеокамеры, инфракрасный сканер, две панорамные фотокамеры (одна для малых высот, вторая – для больших) и две фотокамеры обычного типа. В 1980 г. четыре самолета RF-111C поступили на вооружение разведывательного звена 6-й эскадрильи. В 1992 г. самолеты передали в 1-ю эскадрилью. ВВС Австралии в летных происшествиях потеряли четыре самолета F-ШС, в том числе – два в ходе визита в Новую Зеландию. Первый самолет разбился в апреле 1977 г. Данные о потерях весьма противоречивы. Так, согласно журналу «Интернэшнл Эйр Пауэр» первый F-111 австралийцы потеряли в апреле 1977 г., еще три самолета по разным причинам пришлось списать к 1980 г. В то же время в «Эйр Интернешнл» приводятся сведения о катастрофе в Новой Зеландии. Как бы то ни было, но часть самолетов навсегда вышла из строя, им требовалась замена. Подписанный в 1963 г. контракт предусматривал поставку из США дополнительного количества F-111C по фиксированной цене, цене 1963 г. В 1 980 г. встал вопрос о восполнении потерь. Фирма Дженерал Дайнемикс предложила австралийцам десять самолетов раннего выпуска, конкретно – предсерийные машины. Эти F-111 имели массу отличий от австралийских F-111C. В конечном итоге договорились о поставках четырех F-111A, отобранных из строевого подразделения ВВС США – 366-го тактического истребительного авиакрыла. Самолеты прибыли в Эмберли в мае, июле и августе 1982 г. Они поступили на вооружение 6-й эскадрильи RAAF. Позже самолеты модернизировали, максимально приблизив к «австралийскому» стандарту: установили крыло большего размаха и более прочные опоры шасси. После доработки самолеты стали официально именоваться F-111 А[С], в просторечии – F-111С. Прочность крыла стала постоянной головной болью австралийцев, так или иначе связанных с эксплуатацией F-111. Дело даже не в конструкционных пороках. В ВВС США F-111 отводилась роль «прорывателей ПВО», самолеты должны были совершать полеты со сложенным крылом на большой скорости. В ВВС Австралии F-1 1 1 большую часть полетного времени «парили» с расправленными крыльями или же с крыльями, установленными на умеренный угол стреловидности. Нагрузки, особенно изгибающие, на крыло в этом случае резко возрастали, а значит – снижался ресурс. Заклейка трещин на F-111 стала рутинной работой. В середине 80-х годов критики F-1 11 вновь подняли голову. Даже официальные лица министерства обороны Австралии стали поговаривать о необходимости снятия самолетов с вооружения – слишком много оттягивают на себя денег. В то же время мнение ВВС в отношении «муравьедов» изменилось кардинально – штабу RAAF очень не хотелось терять «длинные руки». Лучшим средством убеждения военные сочли демонстрацию возможностей самолета, демонстрацию отчасти провокационную. Оснащенный контейнером «Пэйв Тэк» самолет взлетел с авиабазы Эмберли и взял курс на Канберру. Самолет облетел здание министерства обороны, а через пару часов чиновники местного Пентагона получили видеозапись своих кабинетов, сделанную с F-111 через оконные стекла. Эффект получился потрясающий! Тем более что представители ВВС намекнули, что вообще-то они показали не разведку, а нанесение точечного удара. Критика самолета сошла на нет. В октябре 1992 г. министр обороны Роберт Бэй объявил о наращивании парка самолетов F-111 в составе RAAF путем закупки в США снятых с вооружения 27-го тактического истребительного авиакрыла USAF 8 самолетов F-111G. Модификация «G» была выбрана по причине наибольшей общности с F-11 1 С (крыло, шасси, бортовая электроника). Перед поставкой самолетов в Австралию, они прошли в Штатах модернизацию, которая коснулась в основном бортового электронного оборудования. Сделка едва не сорвалась по причине резкого протеста со стороны извечного соперника Австралии Индонезии. Посол Индонезии в Канберре заявил официальный протест, в котором говорилось об изменении стратегической ситуации в регионе после получения Австралией дополнительного количества F-111. Не первый и не последний раз F-111 осложнил и без того не простые отношения между двумя государствами Тихого океана. Пятнадцать самолетов прибыли в Эмберли в 1993-1994 г. г. Интересный факт: первый F-111G посадил в Эмберли командир эскадрильи Ричард Оуэн, сын штурмана самого первого совершившего посадку на этой же базе F-1110. Самолеты эксплуатировались на ротационной основе, часть поддерживалась в пригодном к полетам состоянии, часть – находилась на хранении. Один F-111G был потерян в 1999 г., два самолета используются как источники запасных частей. Снятие с вооружения ВВС США самолетов F-111 привело к высвобождению обладающих изрядным остаточным ресурсом двигателей TF30-P-109, более мощных, чем стоявшие на австралийских машинах TF30-P-105. Соблазн поставить «109-е» двигатели был велик. Проблема оказалась достаточно сложной: TF30-P-109 имеют большую массу, большую рабочую температуру газов и больший расход воздуха, чем TF30-P-105. Испытания модернизированного под двигатели TF30-P-109 самолета F-111C проводились в 1998-1999 г.г. В Австралии эти движки получили обозначение TF30-P-109RA (RA – Royal Australian [Air Force]). С интересной проблемой столкнулись австралийцы при установке 109-х движков на F-111G. Двигатели пришлось устанавливать под углом +3 град к продольной оси. При гонке движков на форсаже струя раскаленных газов расплавила асфальт на стоянке аэродрома Эмберли. Пришлось на всем аэродроме менять асфальтовое покрытие на бетонное. Двигатели TF30-P-107 на F-111G в полном объеме не менялись. На некоторых машинах поставили гибрид из собственно двигателя TF30-P-107 и форсажной камеры от TF30-P-109, эти движки получили обозначение TF30-P-108. В будущем не исключается полная замена TF30-P-107 «гибридами». Предполагалось, что на вооружении RAAF самолеты F-111 останутся, по меньшей мере, до 2020 г., однако осенью 2003 г. появилась информация о возможном снятии самолетов с вооружения в 2015 или даже 2010 гг. Первоначальной программой сохранения парка до 2020 г. предусматривалась закупка как минимум десяти самолетов: одного F-111A, двух F-111F, трех F-1 11G и четырех EF-ША. Причем эти машины не планируется вводить в боевой состав, они станут «австралийскими», но будут храниться на «складе» американских ВВС в Дэвис-Монтане в качестве источника запасных частей для летающих самолетов. Преемник австралийским F-111 пока окончательно не выбран. Называют F/A-18E/F, F-22A, F-35A, долгое время наиболее вероятным считался F-15E, как наиболее близкий по назначению. В конце июня 2002 г. министр обороны Роберт Хилл анонсировал вступление Австралии в программу JSF, это означает, что скорее всего на смену F-111 где-то в 2012 г. придут F-35. Австралия – страна довольно мирная. После окончания Второй мировой австралийцы принимали участие в войнах скорее символическое – Корея, Вьетнам. Короче – флаг демонстрировали. Не удивительно, что боевая карьера F-111 с кенгуру на фюзеляжах ограничилась одним эпизодом. В августе 1998 г. самолеты были переброшены на передовую базу Тиндал, Северные Территории. Отсюда самолеты летали на разведку Восточного Тимора. Полеты выполнялись в интересах сил ООН по поддержанию мира в этой «горячей точке». Командующий ВВС Восточной Индонезии маршал Сантосо грозился сбивать любые самолеты-разведчики над Восточным Тимором. Дальше угроз, впрочем, дело не пошло. Вывод индонезийских войск из Восточного Тимора начался 30 октября 1999 г. Разведывательные полеты в зоне конфликта официально прекратились через шесть дней. В «неофициальном» порядке полеты продолжались, последний был выполнен 9 декабря 1999 г. Пока события 1998-1999 гг. являются единственными в боевой карьере австралийских F-111. Возможно, карьера продолжится – ситуация в Восточном Тиморе остается напряженной. НЕУДАЧА В БРИТАНИИ США и Великобритания достигли соглашения о поставке 50 истребителей-бомбардировщиков F-111К, 46 самолетов должны были быть поставлены в варианте бомбардировщика/разведчика, 4 в учебно-боевом варианте. Контрактная стоимость одного самолета была определена в 5,95 млн. долл. за самолет, однако цена одной машины в результате выросла до 7,4 млн. долл., выросла не в последнюю очередь по причине необходимости внесения изменений в базовый вариант F-111A. ВВС Ее Величества потребовали оснастить самолет штангами системы дозаправки в воздухе принятого в RAF стандарта, заменить ряд бортовых систем электроникой, разработанной для самолета TSR.2, доработать систему управления оружием под вооружение британского производства и предусмотреть возможность быстрой установки на самолет разведывательного оборудования. Экипаж F-111A состоял из двух летчиков, F-111K – из летчика и штурмана. В США с берегов туманного Альбиона была направлена команда специалистов: 31 человек трудился в Форт-Уорте и девять в Райт- Паттерсоне. Первый полет F-111K планировался на 1968 г. Казалось, механизм предпродажной подготовки запущен и пути назад нет. На самом деле в Великобритании F-111K встретил оппозицию, не менее серьезную, чем F-111B в ВМС США. Белый Дом пошел на ряд серьезных уступок, лишь бы Британия купила F-111. Англичанам был предложен кредит сроком на 12 лет под закупку самолетов и обещание приобрести в Великобритании до 1977 г. военной техники на сумму 325 млн. долл., включая тральщики и ТРД «Спей». Последними планировалось оснастить часть парка штурмовиков A-7D ВВС США. Тем не менее сделка сорвалась, но F-111 сыграл в судьбе авиастроительной промышленности Англии роковую роль. В расчете на поступление заокеанской техники были прекращены работы по доводке TSR.2 – последнего британского ударного самолета с «нормальными» взлетом и посадкой. Американский самолет не только «убил» TSR.2, его влияние на политику Британии в области закупки вооружений оказалось куда существеннее и еще ждет своего исследователя. В частности, пришлось свернуть совместную с Францией программу закупки для RAF бомбардировщиков «Мираж 4» с двигателями «Спей», отказаться от постройки атомного авианосца, а в конечном итоге – вообще от постройки «нормальных» авианосцев почти на 40 лет (в настоящее время в Великобритании вновь заговорили о возможности ввода в боевой состав флота авианосца – носителя самолетов с обычными взлетом и посадкой). Решение о закупке F-111 принимало правительство лейбористов, консервативный парламент от такого решения пришел в ужас (horror). В правительство была направлена солидная бумага с подетальным перечнем негативных последствий принятого решения: – дальнейший спад британской аэрокосмической промышленности; – усиление политической и экономической зависимости Великобритании от США; – тяжело отразится на англо-фран- цузком сотрудничестве в области авиации; – по крайне мере на несколько лет придется приостановить программу развития ВМС, в частности отказаться от строительства авианосцев. Отказ от постройки авианосцев приведет к радикальному изменению политики Великобритании, известной как «К востоку от Суэца», и выводу британских войск из Адена. Решение о закупке 50 самолетов F-111 было официально принято в феврале 1966 г., даже несмотря на решительные протесты Первого лорда Адмиралтейства и видного лейбориста, занимавшего пост министра ВМС. В перспективе предполагалось увеличение заказа до 100 самолетов. Контракт выполнен не был, англичане справедливо усомнились в технической надежности заокеанского «чуда». F-111 так никогда и не появились в составе RAF, но зато все негативные последствия принятого лейбористами решения имели место быть. Не помог даже рекламный полет на F-1 1 1 Государственного министра Великобритании Стунхоуза, который состоялся 14 октября 1967 г. в США. Самолет взлетел с авиабазы Форт-Уорт. Управлял машиной «фирменный» летчик-испытатель Филип Истричер, он дал «пору- лить» и англичанину. Министр «прокатился» на скорости в 1,5 Маха и остался очень доволен. Два предусмотренных контрактом прототипа F-111K были изготовлены в 1968 г., уже после того, как в январе того же года сделка сорвалась. Они использовались в различных американских испытательных программах под обозначением YF-111A. САМОЛЕТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОИНЫ Виктор Бакурский, Владимир Котельников, Михаил Никольский, Андрей Фирсов P-47D-2 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|