|
||||
|
YB-40 - ЗАЩИТНИК "ЛЕТАЮЩИХ КРЕПОСТЕЙ" ![]() С января 1943 г. соединения американских "Летающих крепостей", размещенные в Англии, начали регулярные налеты на цели в Германии. Американцы летали днем, в плотном строю большими группами, полагаясь на хорошие высотные характеристики своих самолетов и их мощное вооружение. Американским истребители тогда еще не хватало дальности, чтобы провожать бомбардировщики по всему маршруту. Но хорошо организованная противовоздушная оборона рейха начала наносить противнику большие потери. "Крепости" теряли до 10% машин за вылет. Средний срок фронтовой жизни В-17 в Европе тогда составлял всего 21 боевой вылет. Особенно досаждали немецкие истребители. В результате командования американского воздушного корпуса пришлось вспомнить о недавнем предложении фирмы "Боинг" создать на базе В-17 эскортный самолет. Отличие в концепции от нашего ЦКБ-54 и японского G6M1 заключалось в том, что самолет сохранял бомбардировочное вооружение, хотя и в усеченном виде, а взамен получал усиленное вооружение стрелковое. Так что от "чистых" истребителей этот самолет стоял еще дальше, чем его советский и японский "коллеги". Первые работы по эскортному варианту В-17 были выполнены еще в 1941 г. В июне 1942 г. один серийный B-17F (№41-24341) был переделан в опытный образец ХВ-40. Турель "Бендикс" на нем являлась макетом. Переделка выполнялась в модификационном центре в Чейенне. После кратких испытаний 2 августа самолет передали фирме "Локхид-Вега" в Бар-бенке. Там макет заменили на настоящую турель, добавили верхнюю башню Мартин 250 СЕ4 у радиста, спаренные боковые установки USMC и подфюзеляжную полуубираемую установку "Бригте" (вместо стандартной "Сперри"). Бронезащиту усилили дополнительными стальными листами, прикрывавшими экипаж и двигатели. Экипаж увеличили на одного человека - подносчика патронов, поскольку 4600 патронов хранилось не у самих огневых точек, а в специальных рундуках. В результате вес самолета возрос настолько, что даже без бомб опытный ХВ-40 отставал от B-17F, который должен был охранять. ХВ-40 имел полетный вес 28 800 кг против 25 270 у базового B-17F. При этом в нагрузку последнего включались 2700 кг бомб, а "эскортный бомбардировщик" мог практически нести бомбы только в перегрузку. Максимальная скорость ХВ-40 не превышала 470 км/ч (у B-17F - 510 км/ ч). Дальность соответственно 4600 км и 3800 км. 19 ноября 1942 г. ХВ-40 приступил к испытаниям на авиабазе Эглин во Флориде. Той же осенью заказали шесть, а затем еще 13 модифицированных B-17F как YB-40. Поставка партии планировалась на апрель 1943 г. Переделка серии производилась заводом фирмы "Дуглас эйркрафт" в Талсе. В марте-апреле 1943 г. экипажи 13 самолетов YB-40 прошли подготовку на базе Тонтбрук во Флориде. 28 апреля самолеты прибыли в Великобританию. Их ввела в бой с мая 1943 г. 92-я бомбардировочная группа, летавшая из Алконбюри в Англии. 29 мая они совершили первый боевой вылет на Сен-Назер. В мае-июле всего YB-40 совершили 14 вылетов. Доля сбитых истребителей противника от огня "эскортников" возросла всего на 10% по сравнению с охраняемыми ими обычными "крепостями". Большую часть YB-40 вернули в США, в августе их уже сняли с вооружения и использовали как учебно-тренировочные под обозначением ТВ-40. Существовали проекты дальнейшего совершенствования YB-40. Спереди и сзади хотели поставить счетверенные установки крупнокалиберных пулеметов. Один из последних вариантов предусматривал вооружение из более чем 30 стволов калибром от 12,7 до 40 мм! ![]() Но все они не были реализованы. "На память" от YB-40 у серийных "Крепостей" осталась лишь носовая турель-"бо-рода", внедренная с серии B-17F-75-DL и ставшая затем характерной чертой всех машин модификации G. После появления в строю 8-х и 15-х ВВС (воздушных армий) истребителей Р-47 "Тандерболт", а затем Р-38 "Лай-тнинг" и Р-51 "Мустанг" американцы начали прикрывать ими тяжелые бомбардировщики на всем пути следования к цели и от нее. В этих условиях необходимость дальнейшего усиления собственного вооружения B-17G исчезла, более того, его стали считать избыточным и на последних сериях (105-ВО, 75-DL, 85-VE) пулемет у радиста сняли. Кстати сказать, "Летающая крепость" по официальной американской статистике занимает первое место среди бомбардировщиков Второй мировой войны по эффективности своего вооружения - в среднем 23 сбитых истребителя противника на 1000 боевых вылетов. Несколько раньше, чем ХВ-40, самолет сопровождения на базе тяжелого бомбардировщика пыталась создать фирма "Консолидейтед-Валти эйркрафт". Ее "эскортный бомбардировщик" ХВ-41 являлся переделкой серийного В-24D. По сравнению с прототипом вооружение усилили турелью-"бородой" под носом фюзеляжа и еще одной башней сверху. Всего получилось семь огневых точек с 14 крупнокалиберными пулеметами. Опытный образец ХВ-41 испытали в 1942 г., но падение летных данных оказалось столь катастрофическим, что испытания прекратили. Скорость ХВ-41 не превышала 465 км/ч (у B-24D - 488 км/ч). Ничего удивительного: без бомб "эскортный бомбардировщик" весил 28 712 кг, в то время как базовый B-24D с 2200 кг бомб - 27 216 кг! Поскольку мотоустановка осталась прежней, все показатели значительно ухудшились. Понизился практический потолок, а предельная дальность полета уменьшилась с 7400 км до 5000 км. Это делает вполне понятным признание работы бесперспективной, что и привело к отказу от ее продолжения. Вопрос о создании вариантов самолетов сопровождения на основе американских дальних бомбардировщиков следующего поколения - Боинг В-29 и Консолидейтед В-32 даже не ставился. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|