"91" (Ту-91)


Пикирующий бомбардировщик-торпедоносец, штурмовик, опытный


Противолодочный вариант самолета "91", модель.


В начале 50-х годов в СССР в плане создания боевых самолетов авианосного базирования, для планировавшихся к постройке отечественных авианосцев легкого и среднего класса, КБ начало работы по палубным самолетам. В 1950 г в бригаде Б.М.Кондорского рассматривался проект двухдвигательного торпедоносца-бомбардировщика "509", близкий по основным конструктивным решениям к самолетам "81" и "82". Эти работы не вышли из стадии аванпроекта. Следующей работой туполевцев по самолетам палубной тематики стал проект торпедоносца-бомбардировщика, штурмовика, получивший по КБ обозначение самолет "91".

Ведущим конструктором по проекту А.Н.Туполев назначил В.А. Чижевского, в прошлом одного из руководителей Бюро особых конструкций (БОК). Ведущим инженером по машине назначили В.И.Богданова, по силовой установке - А.М.Шумова, по системам оборудования - М.Г.Пинегина, по вооружению Д.А.Горского. На начальном этапе проектирования работы по машине консультировал П.О.Сухой, имевший большой опыт создания самолетов штурмовой авиации.

К весне 1953 года, к тому моменту, когда проектирование самолета "91" шло полным ходом, наметился очередной спад интереса военно-политического руководства страны к строительству авианосцев и командование Авиации ВМФ меняет свои требования к проекту. Теперь речь шла о создании самолета того же тактического назначения, но сухопутного базирования.

29 апреля 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 1138-470 о постройке пикирующего бомбардировщика-торпедоносца самолета "91" с одним ТВД ТВ-2М. В июне флот выдал КБ ТТТ на разработку и постройку машины. Самолет "91" предназначался для бомбометания с пикирования по кораблям, наземным объектам, торпедометания и штурмовых ударов. Самолет должен был эксплуатироваться с грунтовых и бетонированных аэродромов с ограниченными размерами.

Согласно подготовленного КБ эскизного проекта самолет "91" представлял собою цельнометаллический низкоплан с одним ТВД, нормальным хвостовым оперением и трехколесным шасси с носовым колесом. К особенностям компоновки самолета можно отнести размещение ТВД типа ТВ-2М (первоначально стоял ТВ-2Ф - 6250 э.л.с, в дальнейшем предполагалось довести максимальную мощность до 7000-7650 э.л.с) позади кабины экипажа. Редуктор, стоявший в носовой части фюзеляжа, приводился во вращение с помощью длинного вала, проходившего через кабину экипажа между рабочими местами летчика и штурмана. Редуктор приводил в движение два соосных трехлопастных

винта противоположного вращения. Интересно была выполнена конструкция основных стоек шасси: при уборке стойки не только поворачивались вбок, убираясь в центральную часть крыла, но и поджимались, при этом занимая в убранном положении минимум места. Самолет обладал разнообразным и эффективным ударным и оборонительным вооружением, включавшим торпеды, бомбы, мины, НУРС в специальных контейнерах с выдвижными установками, две пушки в консолях крыла и одну в дистанционной кормовой установке. Штурмовой удар одного самолета "91" соответствовал бортовому залпу главного калибра тяжелого крейсера. Для защиты экипажа, при действиях по наземным целям с малой высоты, машина имела продуманную конструкцию бро-незащиты: передняя часть фюзеляжа, где находилась кабина экипажа, представляла бронекорпус. Сочетание стальной, алюминиевой брони и бронестекол в сочетании с рациональным размещением бронеплит и включение их в конструкцию позволили обеспечить необходимую защиту при сравнительно небольшой массе брони.


Опытный самолет "91", заводские испытания


Опытный самолет "91", совместные испытания



Работы по самолету "91", несмотря на необычность задания для КБ и множество оригинальных конструктивных решений, шли без особых затруднений. В сентябре 1953 года прошла макетная комиссия, а в апреле 1954 года постройка самолета "91" в опытном производстве была закончена. После всех отладок и наземных проверок, 2 сентября 1954 года экипаж в составе летчика-испытателя Д.В.Зюзина и штурмана-испытателя К.И.Малхасяна совершает на опытной машине первый полет. Первый этап заводских испытаний продолжается до 21 января 1955 года. Самолет получает положительную оценку, показав хорошие летно-тактические данные. С конца января по конец апреля самолет проходит совместные испытания, которые подтвердили высокие данные машины. Самолет рекомендуется к серийной постройке. Одновременно шли отработки систем ракетного вооружения, шла доводка силовой установки.

Летом 1955 года самолет "91" проходит на Черном море испытания на боевое применение. По отзывам летного и инженерного состава, машина удалась и была нужна флоту. Однако дальнейшая судьба самолета не сложилась. В основном по чисто субъективным причинам (неприятие самолета Н.С.Хрущевым), самолет был снят с разработки и все работы по нему были прекращены. В результате страна лишилась прекрасной боевой машины для непосредственной поддержки сухопутных войск и флота, имевшей уникальные летно-тактические данные. Подобная судьба тогда постигла и другой отечественный реактивный штурмовик Ил-40, работы по которому проходили приблизительно в этот же период.

Пока шли испытания самолета, КБ готовилось к передаче "91-ой" машины в серию на тбилисский завод № 31: был подготовлен комплект документации для серии, частично закончен второй летный экземпляр самолета, который должен был стать эталоном для серии и в котором были учтены результаты испытаний (расширена кабина, дополнен и изменен состав оборудования и т.д), проведены изменения, связанные с учетом требований производства конкретного серийного завода. Одновременно началось проектирование модификаций исходного самолета: самолета ПЛО, учебно-тренировочного самолета и самолета РЭП. Но все эти проекты были закрыты вместе с работами по основному варианту.

Опыт локальных войн послевоенного периода на Ближнем Востоке, во Вьетнаме и в других горячих точках планеты заставил военных вернуться к концепции хорошо защищенного, мощно вооруженного дозвукового самолета непосредственной поддержки. Это было сделано в 70-е - 80-е годы, когда появились советские самолеты штурмовики Су-25 и Ил-102, а также американские А-10 и А-9, в выработке концепции которых во многом были использованы и развиты идеи, заложенные в самолет "91" и Ил-40.

Основные данные опытного самолета "91" ТВ-2Ф

- длина самолета - 15,955 м;

- размах крыла - 16,4 м;

- высота самолета - 5,06 м;

- площадь крыла - 47,47 м2;

- нормальная взлетная масса - 12850-13250 кг;

- минно-торпедная и бомбовая нагрузка - 1040-1500 кг;

- максимальная скорость на высоте 8000 м без подвесок - 800 км/ч;

- практический потолок - 11600 м;

- практическая дальность полета - 2190-2350 км;

- пушечное вооружение - 3 х АМ-23;

- ракетное

вооружение - 8 х ТРС-212 или 36 х ТРС-132, или 120 х ТРС-85;

- экипаж - 2 чел.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх