АВИАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК В БОЮ И ОПЕРАЦИИ


(Опыт. Динамика развития. Рекомендации)

Главнокомандующий ВВС генерал-полковник авиации A.M.КОРНУ КОВ


Российская авиация вошла в войны XX столетия как новый, мощный фактор наступления - самого решительного вида военных действий.

Одной из основных задач Военно-воздушных сил (ВВС) была, есть и будет авиационная поддержка Сухопутных войск, а также Военно-морского флота на приморских направлениях.

Убедительным подтверждением этого является опыт войн. Так, например, авиационная поддержка объединений, соединений (частей) Сухопутных войск (СВ) в годы Великой Отечественной войны - самой жестокой, самой продолжительной и самой решительной по целям войны XX столетия - по количеству самолето-вылетов (с/в), затраченных на ее выполнение, занимает первое место в спектре других основных задач, решаемых ВВС СА в годы войны. На выполнение задач авиационной поддержки войск (А.п.в.) фронтовая авиация (ФА) затратила 46,52% (1.351.372 с/ в), а дальняя авиация (ДА) - 40,4% (888.901 с/в) от общего количества самолето-вылетов, выполненных, соответственно, ФА и ДА.

Из приведенных данных следует, что каждый второй боевой вылет ФА в годы войны "отдавала" Сухопутным войскам. Расчищая путь пехоте и танкам, авиация помогала им быстро прорывать оборону, стремительно преследовать противника, окружать и уничтожать его группировки, форсировать реки, захватывать и удерживать плацдармы.

Усиление устойчивости обороны, нанесение наступающему противнику максимальных потерь в живой силе и боевой технике, особенно его группировкам на направлении главного удара -основная задача авиации в процессе А.п.в. в оборонительных операциях (сражениях) объединении (соединений) наших СВ в ВОВ.

"Необходимо отдать должное … летчикам 16-й воздушной армии и авиации дальнего действия, которые, не считаясь ни с какими жертвами, оказали бесценную помощь 62-й и 64-й армиям Юго-восточного фронта в удержании Сталинграда…" - так оценил значимость А.п.в. в Сталинградской оборонительной операции Маршал Советского Союза Жуков Г.К.

Эффективная авиационная поддержка - одно из основных необходимых условий для успеха Сухопутных войск во всех видах военных действий: обороне и наступлении (контрнаступлении). Это объективная закономерность ведения военных действий в современных условиях и на обозримую перспективу. Нельзя сухопутные войска одержать победу, не имея действенной поддержки с воздуха.

Авиационная поддержка Сухопутных войск - одна из основных задач военной авиации воюющих сторон не только в крупномасштабных, но и в локальных войнах. Это подтверждается опытом локальных войн второй половины XX столетия (Корея, Вьетнам, Ближний Восток, Афганистан и др.). Так, например, за период войны в Афганистане (1979-1989 г.г.) ВВС СА совершили 1.012.269 с/в, в т.ч. на авиационную поддержку СВ 233.915 с/в, что составляет 23% от общего количества самолето-вылетов, выполненных советской авиацией за войну в Афганистане.

Важное место отводится А.п.в. СВ и в военном искусстве других стран. Например, согласно Уставу ВВС США AFM 1-1 - Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США - непосредственная авиационная поддержка

(НАП) - одна из главных (типовая - по терминологии Устава) задача ВВС США. По взглядам военного командования США НАП должна быть настолько эффективной, чтобы исключить потери своих войск. Такова большая цена НАП СВ по мнению военного ведомства США.

У военного руководства европейских стран-участниц НАТО взгляды на большую значимость А.п.в. в бою (операции) СВ практически не отличаются от взглядов военного руководства США.

В чем же суть понятия Авиационная поддержка войск?*

Его можно сформулировать так.

Авиационная поддержка - это огневое поражение с воздуха войск и боевой техники противника на всю глубину их оперативного построения в наступлении (обороне) в интересах создания благоприятных условий для эффективного выполнения боевых задач подразделениями, частями и соединениями Сухопутных войск с минимальными боевыми потерями живой силы и боевой техники. Авиационная поддержка войск - основная часть комплексного огневого поражения противника.

Содержание и показатели авиационной поддержки войск - (как процесса боевых действий авиации) - НЕПОСТОЯННЫ. Они зависят от большого количества взаимосвязанных факторов (условий), которые, к сожалению, до настоящего времени в обобщенном виде не нашли отражения в военной литературе.

К основным из них, по-нашему мнению, относятся:

- вид военных действий наших СВ и СВ противника - оборона, наступление (контрнаступление);

- оргструктура и боевой состав ВВС; уровень их боевой готовности;

- летный ресурс (по родам авиации), выделенный на авиационную поддержку СВ;

- качество и возможности авиационной техники (AT) по поражению объектов противника на суше (море);

- качество неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения и возможные условия их применения с целью нанесения ударов по подвижным, неподвижным, площадным, точечным объектам противника в различных условиях освещенности и погоды;

- уровень подготовки летного состава авиачастей к ведению боевых действий днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях (ПМУ, СМУ);

- состав и возможности наземных огневых средств СВ по дальности и поражению, прежде всего артиллерии (А) и ракетных войск (РВ), объектов противника, особенно подвижных, в т.ч. резервов и авиации на аэродромах (площадках);

- время суток, метеоусловия, характер местности в полосе действий объединений (соединения) СВ;

- степень практического решения вопросов взаимодействия в тактическом и оперативном плане между авиацией (ФА, АА, ДА), артиллерией, ракетными войсками (кораблями флота на приморских направлениях) в организации и осуществлении комплексного огневого поражения войск и боевой техники противника в различных видах военных действий (оборона, наступление (контрнаступление) ;

- состояние, техническая оснащенность, особенно степень автоматизации, системы управления соединениями, частями, подразделениями ФА и АА, привлекаемыми в А.п.в.

Влияние этих факторов на эффективность А.п.в. в разных условиях боевой обстановки будет неодинаковым, но их всесторонняя оценка при принятии решения на А.п.в. обязательна.

Предложенная система факторов (условий) - первая попытка "закладки фундамента" в основы теории А.п.в., практическая значимость которой для СВ неоспорима.

Особое внимание следует обратить на то, что эффективность решения задач А.п.в. в современных условиях и на ближайшую перспективу во многом будет зависеть от состояния господства в воздухе (стратегического, оперативного, тактического): сторона, владеющая господством в воздухе, располагает большими возможностями осуществлять А.п.в. наиболее эффективно, с минимальными потерями своей авиации (самолетов, вертолетов), а также войск от авиации противника.

На основании обобщения и анализа опыта ВОВ, учений ВС б.СССР, ВС РФ с учетом преобразования ВВС и ВПВО в один вид ВС - ВВС - в таблице показана динамика изменения содержания и показателей А.п.в. за более чем 50-летний период в зависимости от факторов, ее определяющих. Кстати, показатели А.п.в. в обобщенном виде, представленные в табл., сформулированы и ориентировочно оценены впервые.

Дадим краткий анализ результатов обобщения динамики развития А.п.в. с 1941 г. по 1998 г. и изложим свое видение А.п.в. в новой оргструктуре Военно-воздушных сил с учетом реформирования Сухопутных войск ВС России.

Развитие теории и практики А.п.в., ее эффективность - результат взаимосвязанного воздействия выше сформулированных факторов (условий). Их проявление в реальной боевой обстановке, в обстановке, создаваемой по замыслам учений, предметно подтверждено, отражено данными практики, опыта.

С началом Великой Отечественной войны и до мая 1942 г. эффективность А.п.в. была низкой, и одним из важных следствий этого явились высокие потери наших войск, в т.ч. и от немецко-фашистской авиации, завоевавшей к 18 июля 1941 г. стратегическое господство на советско-германском фронте. Это объясняется влиянием многих факторов

(условий), основные из которых изложены в табл.1.

Раскроем их содержание поподробнее.

К А.п.в. привлекались самолеты второго предвоенного поколения: они имели несовершенные прицелы и слабое вооружение, а главное - не предназначены для решения задач А.п.в. Это были прежде всего самолеты-истребители (И-15, И-16, И-153); самолеты-разведчики Р-5; тяжелые, тихоходные, слабо маневренные бомбардировщики ТБ-3.

Самолетов Ил-2 было чрезвычайно мало - 3% от общего состава ВВС КА. Фронтовая бомбардировочная авиация в основном была вооружена самолетами СБ; самолетов нового поколения ФБА - Пе-2 - было мало. К тому же новые фронтовые бомбардировщики имели бомбовую нагрузку лишь в 640 кг.

Эффективность А.п.в. снижалась отсутствием радиостанций, что не позволяло надежно управлять авиачастями, подразделениями и отдельными экипажами в воздухе, не давало осуществлять целеуказание с земли. В результате - объекты для нанесения ударов авиации назначались на удалении не ближе 10 км от линии боевого соприкосновения (ЛБС) с противником, что не могло удовлетворять командование СВ в то время. Тактическое взаимодействие между авиацией, привлекаемой к А.п.в., и артиллерией было отработано слабо, в общих чертах.

Эффективность А.п.в. снижалась из-за отсутствия надлежащих авиационных средств поражения (АСП), в первую очередь для уничтожения бронированной техники. Применение для этой цели ФАБ не давало должного результата.

Низкие транспортные возможности авиационного тыла не позволяли своевременно реагировать на резкие изменения сложной боевой обстановки и часто наличие АСП на складах не обеспечивало оптимального боекомплекта боевых самолетов различных родов авиации, привлекаемых к выполнению задач А.п.в..

Определяющее же влияние на эффективность А.п.в. оказали в рассматриваемый период ВОВ особенности существовавшей в то время оргструктуры ВВС КА, сущность которой заключалась в расчленении фронтовой авиации по ВВС военных округов (с началом войны - фронтов), ВВС общевойсковых армий и армейским корпусам. На практике был осуществлен принцип децентрализованного, непосредственного управления объединениями, соединениями, частями ВВС общевойсковыми командующими (командирами). Командующий ВВС КА был отстранен от непосредственного управления объединениями (соединениями) ФА.

Сосредоточение значительных сил ФА в OA (около 50%) привело в первый год войны к распылению и без того сократившихся сил авиации, исключило централизованное управление и массированное ее применение на стратегических направлениях по замыслам и планам командования ВВС КА. ВВС КА были "заключены" в рамки, не позволяющие им реализовать в полном объеме имеющиеся возможности. Это положение усугублялось завоеванием и удержанием стратегического господства в воздухе немецко-фашистской авиацией.



Подтверждением сказанному служит выдержка из директивы Командующего ВВС КА от 25.1.1942 г. генерал-полковника авиации П.Ф.Жигарева. Он указывал: "Использование авиации фронтов, учитывая ее ограниченное количество, в настоящее время осуществляется неправильно. Командующие Военно-воздушными силами фронтов вместо целеустремленного массированного использования авиации на главных направлениях против основных объектов и группировок противника … распыляют усилия авиации между армиями".

Все ранее изложенное - свидетельство и того, что между теорией и практикой оперативно-стратегичекого применения ВВС КА в войне существовал большой разрыв, особенно по двум коренным проблемам: завоевание и удержание господства в воздухе и авиационная поддержка войск. Этот разрыв наметился и в современных условиях. Достаточно сослаться на то, что в разнообразной периодической военной печати в последние годы вопросы организации и выполнения А.п.в. не поднимаются, хотя их значимость резко возросла. Последствия этого могут быть более тяжелыми, чем это было в первый год Великой Отечественной войны, о бесценном опыте которой забывать преступно.

В первый год ВОВ А.п.в. была повседневной в оборонительных сражениях и операциях Сухопутных войск. Она выражалась в основном в форме авиационной поддержки обороняющихся войск. К ней привлекались все рода авиации (БА, И А, ША), расходуя 50 и более процентов летного ресурса, выделяемого фронту на оборонительную операцию. Другой формой А.п.в. было авиационное обеспечение контрударов. Это требовало расхода в среднем 25…33% летного ресурса, отпущенного на оборонительную операцию.

В ряде операций для обеспечения фронтовых контрударов привлекались соединения и части ДБА, ИА ПВО, авиации флота (на приморских направлениях) и ВВС соседних фронтов.

Так,, в контрударах на дальних и ближних подступах к Ленинграду (июль-сентябрь

1941 г.) участвовали ВВС Северо-Западного и Северного фронтов, Краснознаменного Балтийского флота;; соединения и части 7 иак ПВО и ДБА ГК.

В декабре 1941 г. начала зарождаться (в условиях стратегической обороны) А.п.в. в наступлении, проявившаяся в ходе контрнаступления Красной Армии под Москвой. Важной особенностью А.п.в. явилось то, что она осуществлялась в условиях завоевания и удержания оперативного господства в воздухе ВВС КА в результате проведения по решению Ставки ВГК 2-х воздушных операций (11… 18.10.1941 г. и 5…8.11.1941 г.) силами ВВС 4-х фронтов, соединений ДБА на главном направлении контрнаступления.

Итогом воздушных операций явилось уничтожение на аэродромах и в воздухе более 600 немецких самолетов из состава самого сильного 2 ВФ ВВС Германии, действующего в полосе группы армий "Центр".

А.п.в. в контрнаступлении под Москвой зимой 1941…1942 г.г. осуществлялось по трем периодам: авиационная подготовка атаки, авиационная поддержка атаки и авиационное сопровождение наступления войск в глубине.

Следует отметить, что наиболее эффективным периодом А.п.в. в контрнаступлении была авиационная поддержка атаки, что было особенно важным в суровых условиях зимы 1941… 1942 г.г. в Подмосковье.

Перелом в значительном повышении эффективности А.п.в. наступил в мае

1942 г. Высокая эффективность А.п.в. была очевидной и весьма ощутимой для Сухопутных войск в наступательных операциях Советской Армии в 1943-1945 г.г. Это было достигнуто, прежде всего, за счет коренного изменения оргструктуры ВВС КА и одновременно с этим решительного перехода от децентрализованного, непосредственного управления авиационными объединениями (ВВС фронтов, ВВС OA) со стороны командующих фронтов и армии к централизованному, непосредственному упнию новыми авиационными объединениями - воздушными армиями - со стороны командующего ВВС КА. В 1942 г. (с мая до конца года) в соответствии с приказом НКО СССР на базе ВВС фронтов, ВВС общевойсковых армий, корпусных эскадрилий было сформировано 13 мощных авиационных объединений - ВА - оперативно подчиняющихся командующим войсками фронтов, а непосредственно - командующему ВВС КА.

Первый приказ НКО СССР с целью коренного реформирования оргструктуры ВВС был издан 5 мая 1942 г. В нем, в частности, говорилось: "В целях наращивания ударной силы авиации и успешного применения массированных авиационных ударов - объединить авиацию Западного фронта в единую воздушную армию, присвоить ей наименование 1-й воздушной армии".

С этого времени все силы авиации во фронте были объединены в единый кулак, будучи изъятыми из состава общевойсковых армий.

Такая структура авиационного объединения позволяла централизованно управлять всеми силами фронта, широко маневрировать в его пределах, а при необходимости - часть сил направлять в полосу соседнего фронта в предельно сжатые периоды времени, не "выпрашивая" согласия командующих общевойсковыми армиями на применение армейской авиации в интересах, например, соседней армии другого фронта, т. е. высочайшая маневренность авиации могла быть реализована сполна.

Важными факторами (условиями), оказавшими влияние на значительный рост эффективности А.п.в., явились: создание крупных авиационных резервов Ставки ВГК, количественный рост ША, массированное применение ПТАБ, широкое внедрение в ВВС радиосвязи.


ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ВОЙСК С 1941 Г ПО 1998 Г.



Однородные авиационные корпуса и дивизии БА, ША и ИА находились в распоряжении Ставки ВГК, т. е. их применение было до предела централизованным.

"Перекачивая" соединения РВГК с одной ВА в другую, с полосы одного фронта в полосу другого, Ставка ВГК создавала более выгодное соотношение сил по авиации на решающих участках советско-германского фронта в условиях высокой динамики вооруженной борьбы.

Вместе с тем в рассматриваемый период ВОВ существенно улучшилось обеспечение авиачастей и соединений со стороны органов тыла, особенно в части расширения ассортимента доставляемых АСП, в необходимых количествах авиационного бензина и масел.

С лета 1943 г. советские ВВС в тесном взаимодействии с силами и средствами ПВО завоевали стратегическое господство в воздухе на всем советско-германском фронте и удерживали его до победного 9 мая 1945 г. Важнейшим следствием этого явилось то, что авиация, привлекаемая к А.п.в., получила широкую инициативу действий в воздушном пространстве, а поддерживаемые авиацией Сухопутные войска, прикрываемые войсковыми средствами ПВО, несли от ударов немецко-фашистской авиации потери, тяжесть которых была во много раз ниже тяжести потерь наших войск начального периода ВОВ.

Оборудование самолетов всех родов авиации, в т. ч. ША, позволило штурмовикам уничтожить объекты противника в 1…2 км от линии фронта, надежно опираясь при этом на четко обозначенные свои войска, профессионализм авианаводчиков и отработанное взаимодействие с артиллерией.

На смену одноместному штурмовику - основному средству А.п.в. - с 1942 г. стал поступать двухместный вариант этого самолета с оборудованным местом воздушного стрелка, защищавшего заднюю полусферу; в конце войны был принят на вооружение ВВС более совершенный Ил-10. Калибр пушек на Ил-2 увеличился с 20 мм до 23 мм, а затем и до 37 мм. В 1943 г. для штурмовиков были разработаны: специальная противотанковая бомба ПТАБ-2,5-1,5 и прицел для бомбометания на высоте с пикированием АВШ-2, сделавшие этот самолет грозным противотанковым средством. Важно и то, что летный состав ВВС КА приобрел боевой опыт, прочные навыки летного мастерства, особенно ведущие звеньев (пар) эскадрилий.

Все это вместе взятое не только привело к значительному повышению эффективности А.п.в., а, следовательно, и к увеличению темпов наступления СВ, но и к совершенствованию теории и практики А.п.в. Это выразилось прежде всего в авиационном наступлении (АН).

Его сущность заключалась в массированном, непрерывном воздействии сил авиации на противника на направлении главного удара войск фронта в тесном взаимодействии с ними.

Если в контрнаступлении под Москвой зимой 1941… 1942 г.г. авиация, поддерживая войска наступающих фронтов, действовала периодически, мелкими группами ША и БА, то в наступательных операциях 1943… 1945 г.г., действуя по плану авиационного наступления, штурмовики и бомбардировщики почти без перерыва "висели", сменяя друг друга, над полем боя на направлении главного удара и не только вели эшелонированные действия, но наносили сосредоточенные, а в ряде случаев - массированные авиационные удары. Плотность бомбового залпа во время такого удара составляла до 100 т/км2.

Если темпы наступления наших войск в тактической зоне обороны противника в 1941 г. достигали 3-5 км/сутки, то к 1945 г. они возросли до 20-30 км/сутки, т. е. увеличились в 6-7 раз. И в этом проявилась важная действенная роль А.п.в. на практике, в бою и операции Сухопутных войск.

По характеру выполняемых задач и времени действий авиации в наступательных операциях СВ в 1943-45 гг. авиационное наступление делилось на:

- авиационную подготовку атаки;

- авиационную поддержку атаки;

- авиационную поддержку войск в ходе наступления.

Авиационная подготовка (а.п.) подразделялась на предварительную и непосредственную. Предварительная а.п. проводилась в случаях, когда войскам предстояло прорывать сильно укрепленную оборону противника (Выборгская операция 1944 г., Кенигсберская операция 1945 г.). Для разрушения долговременных оборонительных сооружений и нарушения огня противника использовались бомбардировщики с мощными ФАБ (от ФАБ-250 и более). К участию в ней, помимо ФБА, привлекались ША, части АДД и морской авиации. Принцип экономии сил не позволял расходовать на предварительную а.п. более 10…15% летного ресурса, выделенного на А.п.в в целом.

Непосредственная а.п. начиналась в ночь накануне наступления силами ночной легкой бомбардировочной авиации (НЛБА) ударами самолетов По-2 по целям у переднего края. В некоторых случаях к решению задач непосредственной а.п. привлекались части АДД. Учитывая, что большинство наступательных операций СА начинались с рассветом, непосредственная а.п. завершалась на рассвете. И ее завершение совпадало с артподготовкой. На рассвете наносились самые мощные авиационные удары, в которых участвовали до 80% фронтовых бомбардировщиков и до 10…25% штурмовиков воздушной армии. Авиационная подготовка по времени обычно совпадала с артподготовкой; при этом артиллерия поражала объекты противника главным образом на первой позиции, а авиация - объекты противника на второй и третьей позициях главной полосы обороны противника. В ряде случаев в ходе непосредственной а.п. авиация наносила удары и по объектам второй полосы обороны противника.

Авиационная поддержка войск (сопровождения) в ходе наступления начиналась обычно с переходом в наступление 1-го эшелона фронта.

В ходе авиационного сопровождения авиация последовательно поражала на поле боя и в ближайшем тылу противника уцелевшие или ожившие после авиационной и артиллерийской подготовки огневые средства и узлы сопротивления, бронированную технику и живую силу, узлы связи и пункты управления противника. Задачи авиационного сопровождения выполнялись главным образом эшелонированными действиями. Массированные авиационные удары, как правило, наносились: при вводе в сражение 2-го эшелона фронта; форсировании важных водных преград; вводе в сражение подвижной группы фронта (ПГФ) или конно-механизированной группы (КМГ).

В годы ВОВ получило широкую практику целевое выделение ("прикрепление") авиасоединений для непосредственной а.п. ПГФ. Это были штурмовые авиадивизии и корпуса. Могли выделиться для этой цели и истребители.

Повышению результативности действий авианаводчиков в ходе А.п.в. способствовал ввод в действие приказом НКО с 1 февраля 1943 г. "ИНСТРУКЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ, НАВЕДЕНИЮ И ОПОВЕЩЕНИЮ АВИАЦИИ ПО РАДИО". К сожалению, в послевоенный период этот опыт утерян, к нему частично возвратились в ходе войны в Чечне.

В Великой Отечественной войне фронтовая авиация, особенно штурмовая и бомбардировочная, и в определенной степени ДБА (впоследствии АДД), в процессе АВИАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК РЕШАЛА комплекс СЛОЖНЕЙШИХ задач: расчищала путь пехоте и танкам, помогала им быстро прорывать оборону, стремительно преследовать противника, окружать и уничтожать его группировки, форсировать реки, захватывать и удерживать плацдармы.

;Без преувеличения можно сказать, что без действенной, целенаправленной А.п.в. в годы Великой Отечественной войны невозможно было бы успешное форсирование нашими доблестными войсками таких стратегически важных водных преград, как р.Днепр, Висла, Одер. Эффективная А.п.в - одно из решающих условий окружения 6-й немецко-фашистской армии под Сталинградом и последующей ликвидации 300000-й грппировки войск фашистов.

В Великую Отечественную войну "бог войны" - артиллерия - решала свои задачи в основном на удалении до 10… 15 км от линии фронта. За этой полосой -единственным высокоманевренным эффективным средством огневого поражения, способным наносить удары на всю глубину оперативного построения войск противника, оставалась авиация. Образно выражаясь, "богом" А.п.в была штурмовая авиация.

Такова практическая значимость А.п.в в самой жестокой крупномасштабной обычной войне XX столетия.

Этот бесценный опыт организации и осуществления А.п.в не только вошел в историю отечественного военного искусства, но и умело использован в армиях так называемых развитых государств Запада, в т.ч. в действующем уставе Военно-воздушных сил США AFM I-I. Основная воздушно-космическая доктрина ВВС США. В нем записано, что "непосредственная авиационная поддержка может оказать наиболее эффективную помощь в решающий момент сражения".

Как же обстояло дело с вопросами теории и практики А.п.в. в Советской Армии в послевоенный период? В сжатом виде это представлено в табл. за период более, чем 45 лет.

Обратим внимание на основные, на наш взгляд, положения теории и практики А.п.в. этого периода, придерживаясь принятой в табл. хронологии, отражающей в себе резкие изменения оргструктуры ВВС, появление нового рода авиации (войск) или ликвидации прежнего рода авиации, принятие на вооружение новой AT, новых АСП, новых средств вооруженной борьбы и прежде всего ядерного оружия.

В период 1946… 1953 г.г. вопросы теории и практики А.п.в. на учениях, в разработках военных академий получают дальнейшее развитие с учетом перевооружения ВВС на реактивные самолеты (Ил-28 и др.), поступления в авиачасти самолетов-штурмовиков Ил-10, совершенствования системы управления авиацией в ходе А.п.в., прихода к руководству авиачастями, соединениями, объединениями офицеров, имеющих боевой опыт в вопросах А.п.в. Все это способствовало повышению эффективности А.п.в.

Резкое, коренное изменение взглядов на А.п.в. в советских ВС произошло в период 1954… 1960 г.г., когда:

а) в 1956 г. была ликвидирована ША как род авиации, выдержавший на себе основную тяжесть решения задач А.п.в. в тактической зоне противника в годы ВОВ;

б) образуется Дальняя авиация (1946 г.), ставшая фундаментом строительства отечественных СЯС;

в) в декабре 1959 г. образуются РВСН - пятый вид ВС СССР.

Политическое руководство СССР во главе с Н.С.Хрущевым делает ставку в усиливающейся "холодной войне" в основном на ядерное оружие. Такая политическая стратегия во время Карибского кризиса (1962 г.) поставила мир на грань всеуничтожающей ядерной войны между СССР и США.

В этот период все то, что было разработано в военной теории, проверено войной и практикой по вопросам А.п.в., высшее военное руководство СССР посчитало устаревшим в свете политической стратегии советского руководства.

Эта позиция подтверждается следующими положениями. Проведение А.п.в. с применением обычных средств поражения на учениях исключалось.

А.п.в. рассматривается как составная часть ядерного поражения войск противника.

Сил авиации для проведения даже подобной А.п.в. в ВВС СА не было: ША была ликвидирована; ИБА только создавалась; в ФБА было мало новых реактивных бомбардировщиков Ил-28. Важно подчеркнуть и то, что в начале и до середины 1960-х годов силы ВВС СА преднамеренно ослабляются в соответствии решениям Политбюро КПСС отдать "под нож" бомбардировочную авиацию вкупе с современными по тому времени надводными кораблями.

И только в 70-е годы огневое поражение по решению высшего военного руководства СССР было отделено от ядерного поражения.

Вопросы теории и практики А.п.в. на учениях и в военных академиях вновь приобретают актуальность с учетом опыта ВОВ. Структура А.п.в. в этот период на учениях отрабатывалась по таким составным частям: авиационное обеспечение выдвижения войск (новый элемент А.п.в., ранее не отрабатывался); авиационная подготовка атаки; авиационная поддержка атаки; авиационное сопровождение войск в глубине.

В оборонительных операциях* важное внимание уделялось поискам путей повышения эффективности авиационной контрподготовки. На решение задач А.п.в. привлекалось по замыслу учений до 70% сил В А ФА. Эффективность А.п.в. повышается за счет внедрения в боевые комплекты АСП в авиачастях БА и ИБА высокоточного оружия. ВТО уверенно "вступает" в теорию и практику А.п.в^ Так, расход АСП для; подавления ротного| опорного пункта с применением авиационного ВТО снижаете ся в 10…15 раз по сра вне-нию с п р и -менением неуправляемых АСП. Эффективность А.п.в. возрастает и за счет внедрения в систему управления ВВС АСУ. Повышению эффективности А.п.в. способствовало и то, что в 1997 г. в составе ВВС на базе вспомогательной авиации создается армейская авиация, основой которой становятся боевые вертолеты типа Ми-24.

А.п.в. уверенно приобретает статус составной части комплексного огневого поражения (КОП) противника, в котором, кроме самолетов истребителей-бомбардировщиков, участвуют и артиллерия, и боевые вертолеты, а на приморских направлениях - корабли флота. Важным средством А.п.в. в этот период на учениях становятся ракетные войска военного округа (фронта), применяющие ракеты с ОБЧ (типа "Точка", "Ока" и др.).

В теории и практике А.п.в., особенно на учениях, возрастает значимость поисков оптимального решения вопросов взаимодействия между ИБА, БА, РВ и А фронта и армейской авиацией - новой составной частью ВВС. Все это укрепляло уверенность в дальнейшем творческом развитии теории и практики А.п.в.

Однако, очередная непродуманная, а, следовательно, и в определенной мере вредная реорганизация ВВС СА, начатая в январе 1980 г., привела к необоснованному пересмотру и т.н. "уточнению" ряда проверенных практикой положений теории и практики А.п.в.*




Главным в "революционном реформировании" ВВС СА явилось то, что воздушные армии фронтового назначения (ВА ФН) были реорганизованы в ВВС военных округов (ВВС ВО), а это, как следствие, привело к системе управления авиационными объединениями периода до мая 1942 года. Наступила опять пора децентрализованного управления авиаобъединениями, отвергнутая Великой Отечественной войной в мае 1942 года.

И это было сделано вопреки 38-летнему отечественному опыту, включая годы войны, подтвердившему оперативно-стратегические достоинства централизованного управления авиационными объединенями со стороны ГК ВВС. И это было сделано вопреки зарубежному опыту, жадно впитавшему наш опыт Великой Отечественной войны.

При такой системе управления бывшими ВА (ФН) дело дошло до того, что ГК ВВС должен был попросить разрешения на проверку ВВС округа по специальным вопросам (например, проверка уровня техники пилотирования) у ко-манующего войсками военного округа.

По форме организация А.п.в. как бы переместилась вспять, а именно - к первому году ВОВ. Вместе с этим, ее содержание в основном оставалось таким, каким оно было до января 1980 г.

Такое противоречие между формой и содержанием в целом оказало отрицательное воздействие на разработку теории и практики А.п.в. как в войсках, так и в военных академиях, особенно в ведущей командной военной академии ВВС - ВВА им. Ю.А.Гагарина. И эта двойственность продолжалась 8 лет, до лета 1988 года. Проиграли и Сухопутные войска, и Военно-воздушные силы.

Вместе с этим, имели место и факторы, объективно положительно влияющие на теорию и практику А.п.в.

Так, в феврале 1980 г. начала возрождаться ША: в ЗакВО был сформирован один авиаполк на самолетах Су-25. И это случилось более, чем через четверть века после ликвидации ША.

Возможности А.п.в. расширились за счет создания ВА ВГК (ОН), которые непосредственно подчинялись командующему авиацией на ТВД. ВВС военных округов разделяются на две части: фронтовой комплект и армейский комплект.

Все это вместе взятое усложнило планирование А.п.в., потребовало большего времени на организацию А.п.в., особенно на организацию взаимодействия, учитывая многоступенчатость организации управления в ВВС.

В 1980…1988 г.г. управление авиационными объединениями было построено по чрезмерно сложной иерархии, основными звеньями которой являлись: командующий войсками ВО; командующий авиацией на ТВД; главнокомандующий ВВС; командующие авиационными объединениями (ВВС ВО; ВА ВГК (СН)). Главнокомандующий ВВС и главный штаб ВВС в период 1980… 1988 г.г. по существу были искусственно отторгнуты от вопросов планирования, организации и выполнения А.п.в., неся одновременно с этим ответственность за уровень летной подготовки авиачастей ВВС военных округов к выполнению задач А.п.в.

Таким образом, налицо парадокс, порожденный несоответствием "новой" оргструктуры ВВС СА их оперативно-стратегическим свойствам. Тяжелые уроки такого парадокса, в особенности выполнения задач А.п.в. с началом ВОВ и до мая 1942 г., к сожалению, были напрочь забыты авторами "реформы" ВВС.

Однако будет справедливым, объективным подчеркнуть и то, что и в такой обстановке эффективность одиночных и групповых авиационных ударов при выполнении задач А.п.в. имела устойчивую тенденцию к повышению.

Это объясняется прежде всего тем, что на вооружение ВВС поступала новая AT (Су-24, Су-25, МиГ-27) и новые АСП (РБК-250 с ПТАБ-2,5; РБК-500 с ПТАБ-10-5; КМГ-У с АО-2,5 и ШОАБ-0,5) и особенно ВТО класса "воздух-поверхность". Рост эффективности А.п.в. во многом сдерживался децентрализацией управления авиационными объединенями, распылением сил АА (т.н. армейского комплекта) между OA (ТА), передачей ее в их "собственность".

Решением Совета Обороны СССР летом 1988 г. "новая" оргструктура ВВС СА была упразднена и по существу возвращена к оргструктуре ВВС до января 1980 г: ВВС ВО были переформированы в ВА с их непосредственным подчинением ГК ВВС и оперативным подчинением командующим войсками военных округов; было восстановлено командование ДА на базе 37 ВА ВГК (СН).

Сделан новый шаг в изменении оргструктуры ВВС: согласно приказу МО СССР армейская авиация в 1990 году из состава ВВС была передана в состав Сухопутных войск, имея командование АА СВ и став родом Сухопутных войск. Произошел еще один парадокс: род авиации превратился в род сухопутных войск.

Положения А.п.в., разработанные в отечественном военном искусстве, получили подтверждения горьким опытом войны в Афганистане, где почти один из 4-х боевых вылетов советской авиации приходился на А.п.в. советских войск. Главную роль в ней играли самолеты-штурмовики Су-25 и боевые вертолеты.

(Окончание следует)

* "Реформирование" ВВС коснулось и категорического изъятия деления ВВС на виды авиации: ФА, ДА, ВТ А, хотя это деление без слова "вид" существует и по сей день.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх