ВНИМАНИЕ, "КОБРА"!


(Боевой конь воздушной кавалерии)

Михаил Никольский


История семейства вертолетов Белл АН-1 насчитывает уже 30 лет. АН-1 -первый в мире вертолет, специально предназначенный для огневой поддержки сухопутных войск и эскортирования транспортных вертолетов. Специалисты фирмы Белл проектировали боевую машину не на пустом месте. Концепция вооруженного вертолета разрабатывалась на фирме достаточно давно. В 1950-х годах на вертолет ОН-13 (военная модификация вертолета Белл 47) была установлена базука. Планировалось в ходе огневых испытаний произвести три выстрела по наземной цели. Первый же выстрел поразил мишень, остальные два производить не стали. Военным была продемонстрирована потенциальная способность вертолетов бороться с техникой и живой силой противника на поле боя. По неизвестным причинам продолжения эти испытания не получили, а вертолет ОН-13 широко применялся во время войны в Корее для спасения сбитых летчиков и заслужил прозвище "Ангел милосердия". *

Эффективное использование вертолетов в Корее породило во всем мире настоящий вертолетный бум. Изменились и взгляды военных на роль винтокрылых машин в вооруженных силах. Количество закупаемых вертолетов резко возросло, но область их применения почти не изменилась: транспортировка солдат и грузов, поисково-спасательные операции и эвакуация раненых. С учетом опыта войны в Корее, опираясь на конструкцию удачного вертолета "модель 47", на фирме Белл разработали вертолет UH-1 - знаменитый "Хью", которому суждено было стать "отцом" первого вертолета-штурмовика. Конструкторы предусмотрели возможность атак наземных целей новым вертолетом. Небольшие пилоны, размещенные в нижней части фюзеляжа, позволяли подвешивать блоки НАР или контейнеры с 7,62-мм пулеметами, в проеме сдвижной боковой двери можно было устанавливать пулеметную турель. Проводились опыты по применению с вертолета UH-1 ПТУР SS-11. Вооруженная модель "Хью" - UH-1C получилась довольно удачной. Но все-таки это была не более чем переделка транспортной машины. Летчик имел ограниченный обзор, грузовая кабина была явно лишней, да и летные характеристики оставляли желать лучшего. Фирма на свой страх и риск, не располагая поддержкой военных, начала работы по созданию специализированного вертолета огневой поддержки.

Решая вопросы компоновки принципиально нового вертолета, разработчики, что называется, попали в яблочко. Основные конструктивно-компоновочные решения проверялись на полноразмерном макете боевого вертолета, получившем название "Уорриер". Два члена экипажа располагались тандемом, стрелок на переднем сиденье, летчик на заднем. Узкий фюзеляж большого удлинения, стрелковое воружение на подвижной турели в передней части фюзеляжа, крылья небольшого размаха, -все эти конструкционные решения на долгие годы вперед определили облик боевых вертолетов во многих странах. Более того, - считались чуть ли не аксиомой при создании новых машин, и лишь появление российского Ка-50 в 80-е годы видоизменило внешний вид боевого вертолета. Вряд ли в истории авиации можно найти пример, когда облик боевого летательного аппарата был бы найден сразу и столь удачно. Чтобы пройти долгий и мучительный путь от летающих этажерок времен первой мировой войны к предельно вылизанным "Спитфайрам" и "Сверхкрепостям" второй мировой, которые стали своего рода венцом развития поршневых истребителей и бомбардировщиков, понадобилось почти тридцать лет. Первые реактивные "Метеоры" и МиГи-9 также мало напоминают современные Су-27. В то же время, между первым экспериментальным боевым вертолетом "Сиукс Скаут" и новейшим европейским РАН-2 "Тигр" явно прослеживается родственная связь.

После создания модели "Уорриера" было принято решение строить демонстрационный вертолет для летных испытаний. Для экономии времени при его разработке использовались динамические системы вертолета Белл 47. Вертолет модель 207 "Сиукс Скаут" проходил совместные с армией США летные испытания в Форт-Беннинге в апреле 1963 г. Испытания прошли успешно, хотя военные отметили слабость вооружения (2x7,62 мм пулемета на подвижной турели) и необходимость установки газотурбинного двигателя вместо поршневого. Все же главное было сделано - вертолет-штурмовик отвоевал себе место в небе. Армия США объявила конкурс на разработку усовершенствованной системы огневой поддержки AAFSS. Надо сказать, что у "Сиукс Скаут" победить в этом конкурсе шансов не было никаких, и не только потому, что он был экспериментальным вертолетом. Военные хотели получить тяжелую машину с очень высокой максимальной скоростью полета, способную применять самое разнообразное вооружение. Фаворитом этой программы стал винтокрыл фирмы Локхид YAH-56 "Шайен". А пока шли научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по "Шайену", задачи по огневой поддержке сухопутных войск возложили на вооруженный "Хью" - UH-1C.

Умные головы из фирмы Белл позволили себе усомниться в правильности такого решения. "Шайен" был очень сложным изделием с большой степенью технического риска, и на скорое поступление его в войска рассчитывать не приходилось, a UH-1C и по огневой мощи, и по летным характеристикам явно не дотягивал до полноценного боевого вертолета. Напрашивался вывод: делать промежуточный вариант, максимально используя хорошо отработанные узлы и системы "Хью". Жизнь показала правильность такого подхода.

Первые прикидки по "промежуточному" боевому вертолету были готовы в августе 1963 г. В начале же августа произошло событие, послужившее толчком к широкомасштабным боевым действиям во Вьетнаме с участием американской армии. 2 августа в Тонкинском заливе северовьетнамские торпедные катера атаковали эсминцы флота США "Мэддокс" и "Тернер Джой".

Возможно, янки и сами спровоцировали нападение, - туман вокруг Тонкинского инцидента на развеялся до сих пор. Вскоре американские войска появились в Южном Вьетнаме. Ставка была сделана на применение авиации, но повоевать пришлось и пехоте. Партизанская война в Южном Вьетнаме, поддерживаемая ДРВ, шла уже не первый год, а с появлением американцев разгорелась с новой силой. На борьбу с вьет-конговцами были брошены вновь сформированные аэромобильные части армии США. В джунглях развернулась настоящая вертолетная война. Основную нагрузку несли различные модификации "Хью". Вертолеты высаживали десанты, вели разведку, перевозили грузы, поддерживали огнем свои войска. Тут-то и проявились недостатки UH-1C как платформы для размещения оружия. В Пентагоне выводы сделали быстро: уже в декабре 1964 г. с фирмой Белл был заключен контракт стоимостью в 1 миллион долларов на разработку в течение шести месяцев боевого вертолета с массой пустого 3270 кг и максимальной скоростью 370 км/ ч.

Теперь стороны во взглядах на важность промежуточного боевого вертолета поменялись ролями: военным он нужен был как можно скорее, а руководство фирмы Белл не рассталось с иллюзиями выйти победителем в конкурсе на вертолет AAFSS. Проект тяжелого боевого вертолета D-262 имел наивысший приоритет до марта 1965 г. То ли военные переубедили руководство фирмы, то ли оно под давлением внешних факторов (вьетнамский опыт применения вертолетов, явное предпочтение Пентагоном локхидовского монстра "Шайена") пересмотрело свои взгляды, но с весны 1965 г. был дан зеленый свет работам по "модели 209" - промежуточному боевому вертолету. Работы велись очень интенсивно и почти не отставали от запланированных сроков. Если считать началом полномасштабной разработки "209-го" март, то до выкатки первого опытного вертолета 1 сентября прошло всего шесть месяцев, как и оговаривалось контрактом с армией США! 7 сентября шеф-пилот фирмы Белл Билл Куинлэн впервые поднял вертолет в воздух. Первоначально новый вертолет получил обозначение UH-1H - очередная модификация "Хью", но вскоре командование армии США выделило новый класс вертолетов - ударные (attac), и UH-1Н согласно новой классификации стал официально именоваться AH-1G (Attac Helicopter - 1 Gunship), неофицально же ганшип получил имя "Хью Кобра".


Полнбразмерный макет вертолета "Уорриер"


(hihimnhiti вертолет "( муке Скаут"


Первый опытный вертолет Кобра" с убираемым лыжным шасси


Столь короткий срок разработки "Кобры" объясняется максимально возможным использованием проверенных конструкционных решений хорошо освоенного в производстве и эксплуатации вертолета UH-1. Внешне АН-1 G радикально отличается от своего прародителя UH-1B, тем не менее 80 % конструкции и систем у них одинаковые или с небольшими изменениями. Двигательная установка, трансмиссия, хвостовая балка достались ганшипу без изменений. Минимальные изменения претерпел несущий винт: на концевых частях лопастей применили более скоростные профили и убрали стабилизирующие стержни, характерные для ранних моделей белловских вертолетов. Сама же конструкция полужесткого двухлопастного винта, имеющего втулку с общим горизонтальным шарниром и осевыми шарнирами типа "дверная петля", не изменилась. Зато передняя часть фюзеляжа была спроектирвана заново. При ее разработке в полной мере был учтен опыт создания "Уорри-ера" и "Сиукс Скаута". Стрелка и летчика расположили друг за другом в узкой кабине с прекрасным обзором. В результате ширина фюзеляжа уменьшилась с 2,4 м у "Хью" до 90 см у "Кобры", а эквивалентная площадь вредной пластинки составила всего 0,6 м. Уменьшение лобового сопротивления позволило при том же двигателе, что и у "Хью", достичь большей максимальной скорости, несмотря на то, что масса пустого вертолета возросла.

По замыслу конструкторов, управлять вертолетом можно было и с места летчика, и с места стрелка. Такое решение породило определенные проблемы, поскольку в передней кабине основное место занимали прицел и органы управления вооружением.


Основной конкурент "Кобры" - Локхид АН-56 "Шайен"


Пришлось центральный рычаг циклического шага заменить на расположенную справа короткую боковую рукоятку. На опытном и первых серийных вертолетах использовались прицелы на пантографах, затем почетное место в центре кабины занял громоздкий гиростаби-лизированный монокулярный оптический прицел. В ходе переучивания летчики быстро осваивались с новшеством в виде боковой рукоятки и особых неудобств не испытывали, тем более, что управлять вертолетом из передней кабины случалось нечасто. Система управления необратимая бустерная, с двухкратным резервированием. В средней части фюзеляжа установлены крылья малого удлинения, которые создают дополнительную подъемную силу. Каждое крыло оснащено одним узлом подвески сменного вооружения; собственно, ради размещения вооружения крылья и установлены, а создание подъемной силы - лишь второстепенная функция. На опытной "Кобре" было установлено убираемое лыжное шасси (случай чрезвычайно редкий, если не единственный, в истории вертолетост-роения). Летные испытания опытного вертолета показали, что уборка шасси лишь незначительно улучшает летные характеристики, зато усложняет конструкцию и тянет за собой лишний вес. На последующих "Кобрах" устанавливалось обычное, неубираемое лыжное шасси, такое же, как у "Хью". Турбовальный двигатель Лайкоминг T53-L13 развивал максимальную мощность 1400 л.с, но полностью передать его мощность на несущий винт было невозможно, поскольку трансмиссия обеспечивала передачу только 1100 л. с. Для уменьшения инфракрасного излучения выхлопное сопло заключили в кожух, охлаждающийся забираемым через боковые створки воздухом, который смешивался затем с горячими газами, истекающими из сопла. На входе двух боковых воздухозаборников двигателя установлены фильтры твердых частиц.

Основным, штатным вооружением опытной "Кобры" был шестиствольный пулемет "Миниган" винтовочного калибра на подфюзеляжной турели. Размещение стрелковой точки было удачным, а вот с точки зрения веса секундного залпа это был шаг назад по сравнению с UH-1C, который в боевой конфигурации вооружался двумя пулеметами (в том числе и крупнокалиберными) и одним 40-мм автоматическим гранатометом. Правда, стрелковая точка АН-1 имела большие углы обстрела, но одного пулемета было явно недостаточно. Это было ясно еще до первого полета вертолета, и фирма Эмерсон Электрик, опираясь на турель ТАТ-102А, установленную на опытном вертолете, начала разработку унифицированной турели ХМ-28. Было создано три варианта турели, отличающихся составом вооружения:

- турель с двумя шестиствольными 7,62-мм пулеметами;

- турель с двумя 40-мм автоматическими гранатометами;

- комбинированная турель с одним шестиствольным пулеметом и одним 40-мм гранатометом.

Боезапас составлял 4000 патронов к каждому пулемету и 321 гранату к гранатомету. Углы обстрела турели были 230° по азимуту и +21° и -50° по углу места. Электронная система вычисляла углы прицеливания с поправкой на параллакс и автоматически отслеживала перемещение вертолета относительно цели.

Вертолет "Хью Кобра" создавался применительно для действий в Юго-Восточной Азии. Вооруженные силы государств этого региона (и уж конечно, основные противники американцев -вьетконговцы) в то время имели довольно незначительное количество бронетанковой техники, поэтому создатели вертолета не стали особо мудрить с подвесным вооружением, да и время поджимало: новый вертолет с нетерпением ждали во Вьетнаме. На опытном вертолете на крыльях было всего по одному узлу подвески, на серийных машинах их стало по два. Подвесное вооружение включало НАР двух типов, контейнеры ХМ-18 с 7.62-мм пулеметами, контейнеры с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13 (в каждом контейнере по одному гранатомету с боезапасом 300 гранат), кассеты с минами ХМ-3, дымовые авиационные приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264 л. Для применения во Вьетнаме было предложено три типовых варианта боевой нагрузки на внешней подвеске:

легкий - 2 блока НАР ХМ-157 с 7 ракетами калибра 70 мм каждый на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62 мм пулеметом (боезапас 1500 патронов) на внутренних (в этом варианте загрузки вес полностью заправленного топливом и снаряженного боеприпасами вертолета был меньше максимального взлетного);

средний - 4 блока НАР ХМ-159 по 19 ракет калибра 70 мм в каждом;

тяжелый - 2 блока НАР ХМ-159 на наружных узлах подвески и 2 кон тейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом (боезапас 3000 патронов) на внутренних пилонах (в этом случае вертолет заправлялся топливом не полностью).

Стрелок с переднего кресла управлял огнем подвижного вооружения, размещенного на турели, летчик применял оружие, подвешенное на крыльевых пилонах. Система управления оружием позволяла задавать количество одновременно выпускаемых пар ракет из левых и правых блоков в залпе и интервал между залпами. НАР выпускались только симметрично из блоков, подвешенных под левым и правым крыльями, поскольку ассимметричный пуск ракет приводил к появлению возмущающего момента и затруднял управление вертолетом. В случае необходимости летчик мог управлять огнем вооружения, установленного на турели, которая в этом случае жестко фиксировалась относительно продольной оси вертолета, а стрелок - осуществлять пуск НАР.

Жизненно важные части вертолета (трансмиссия, компрессор двигателя, кабина экипажа) были прикрыты бро-неплитами общим весом 122 кг. Броня была разработана специально для боевого вертолета фирмой Филко. Бро-неплита состояла из двух механически скрепленных листов, изготовленных из композиционных материалов (КМ) на основе карбида бора, и весила в два раза меньше, чем обычные, применяемые ранее гомогенизированные бронеп-литы такой же толщины. Впоследствии, когда "Кобра" стала известной во всем мире, многие эксперты с недоумением отмечали отсутствие бронестекол кабины экипажа. Отсутствие "стеклянной" брони на первом боевом вертолете можно объяснить недостатком статистического материала по зонам поражения вертолета при обстреле с земли. Посчитали, что достаточно прикрыть пилотов боковыми бронеплитами и выдвижными, до уровня плеч, бронещит-ками. Вьетнамский опыт показал ошибочность такого взгляда и на последующих вариантах "Хью Кобры" появились бронестекла. Топливные баки про-тектированные, устойчивые к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Все же главной защитой вертолета считались его малые геометрические размеры. При взгляде на него снизу, с позиции вражеского стрелка, площадь плановой проекции была такой же, как у английского предвоенного бипланчика Де Хэ-виленд "Тайгер Мот".





Другие конкуренты "Кобры" (сверху вниз): НН-2С, S-67 и СН-46А


Не стоит думать, что умные головы, догадавшиеся сделать промежуточный боевой вертолет, нашлись только на фирме Белл. Согласно "основному закону" капитализма - спрос порождает предложение. США все глубже увязали в джунглях Вьетнама, количество военной техники и снаряжения, переправляемого через океан, возрастало, но так необходимых ганшипов среди гор военного имущества, предназначенного для отправки во Вьетнам, не было. Итак, спрос был: военные звонили во все колокола с требованиями о поставках боевых вертолетов. И они были услышаны. На призыв откликнулись все основные производители вертолетов.

Фирма Пясецкий предложила вертолет 16Н-1А "Пасфайндер" - довольно необычный летательный аппарат с несущим винтом, как у обычного вертолета, и толкающим - в кольцевом обтекателе на конце хвостовой балки (впрочем, в те годы эта схема была модной, по похожей строился и "Шайен"), Боинг-Вертол - модификацию "Чинука", Каман - вооруженный вариант морского поисково-спасательного вертолета UH-2 "Сиспрайт", Сикорский предложил S-61 - боевой вариант транспортного вертолета. Так что будущий успех "Кобры" было отнюдь не предопределенным.

Справедливости ради надо отметить, что конкуренты подобрались не самые опасные. Трудно представить в роли маневренного и стремительного ганши-па чемоданообразный "Чинук". Возможно, неплох был "Сиспрайт", но "Сиспрайт" - изначально морской вертолет, а в США традиционно армия и флот живут как кошка с собакой (неслучайно крайне мало образцов авиационной техники состоят на вооружении и ВВС, и ВМС США). Интересно отметить, что инженеры Камана пошли тем же путем, что и их коллеги с фирмы Белл. Флот выдал фирме Каман задание на разработку вооруженного спасательного вертолета. Разработчики, взяв за основу прижившийся в ВМС UH-2A/B, установили на него подфюзеляжную турель ТАТ-102 - такую же, как и на опытной "Кобре", второго летчика заменили стрелком, и в результате получился боевой вертолет НН-2С. Но не было в новом изделии изюминки, позволившей "Кобре" стать первой. НН-2С был добротно сделанной модификацией, подобной вертолету UH-1C, а никак не "Кобре". Инженерам Камана не хватило технической дерзости разработчиков "Кобры", столь радикально изменивших внешний вид машины. Они сделали то, что просили военные и сделали неплохо, но заглянуть несколько далее пунктов технического задания не смогли. А ведь в Белл "Кобру" делали на свой страх и риск, а не по заказу. "Пасфайндер" был довольно экзотичен, сразу бросался в глаза высокий технический риск машины. S-61 был также не самых маленьких размеров; достаточно сказать, что в миру вертолет под фирменным обозначением S-61 более известен как "Си Кинг". У "Кобры", помимо (тогда совсем не очевидных) достоинств главным союзником было время. Старый добрый "Хью" был хорошо освоен войсками, достаточно успешно эксплуатировался в непростых вьетнамских условиях и, самое главное, был любим летчиками. В случае принятия на вооружение вертолета AH-1G армейцам не пришлось бы создавать систему снабжения нового вертолета, срок летных испытаний и процесса освоения "Кобры" в строевых частях значительно уменьшался, уменьшалась и степень риска при полетах на новом вертолете. Горячим сторонником скорейшего принятия на вооружение боевого вертолета фирмы Белл был командующий американскими войсками во Вьетнаме генерал Уэстморленд.

(Продолжение следует)


АН - 1W «Super Соbга»

корпуса морской пехоты США.


АН - 1S «Соbга»

японских сил самообороны.



This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org14.04.2010





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх