|
||||
|
БОЕВОЙ ПУТЬ "МРАЧНЫХ ЖНЕЦОВ" Эскадрилья VF-10 в полном составе перед своей первой боевой кампанией. Через 72 часа шестеро из них погибнут, а двое попадут в плен… Рассказ об основных палубных истребителях США периода Второй Мировой войны был бы неполным без более детального описания их боевой деятельности. Вашему вниманию предлагается журнальный вариант воспоминаний летчика Питера Мерски, воевавшего в составе эскадрильи ВМС США VF-10 "Грим Риперс" ("Мрачные жнецы"), базировавшейся на знаменитом авианосце "Энтерпрайз" и летавшей за время войны на трех типах самолетов - "Уайлдкэ-тах", "Хеллкэтах" и "Корсарах". Начало боевого пути Эскадрилья VF-10 была сформирована в июне 1942 г. на военно-морской базе Сан-Диего, штат Калифорния. Ее командиром назначили ветерана сражения в Коралловом море коммандера Джеймса Флэтли. Костяк новой эскадрильи составляли опытные летчики - младший ком-мандер Джон Тэч, лейтенанты Фриц Фаулкнер, Стэнли "Швед" Вейтаса и энсин Джон Леппла, имевшие большой боевой опыт и участвовавшие в сражении в Коралловом море. К моменту окончания формирования в эскадрилье было 32 летчика, из них 26 - необстрелянные выпускники летных школ. Вскоре эскадрилья получила наименование "Грим Риперс", эмблему для нее - смерть в виде скелета с косой - нарисовал один из ее летчиков, Джозеф Уилкс. Самолеты, на которых предстояло летать "Жнецам" - F4F-4 "Уайлдкэт" - сразу не понравились Флэтли и Тэчу, имевшим к тому времени по четыре победы на самолетах F4F-3. По словам Флэтли, "если F4F-3 еще как-то мог существовать в одном небе с "Зеро", то у увальня F4F-4 не было никаких шансов" - самолет имел худшую скорость, горизонтальную маневренность и скороподъемность, чем его предшественник. Многие морские летчики, включая адмирала Честера Нимица, были против принятия на вооружения новой модели "Уайлдкэ-та", несмотря на бодрую пропаганду этой машины в авиационной прессе. Эскадрилья была сформирована в большой спешке, но несмотря на это, Флэтли сумел подготовить ее личный состав к отправке в район боевых действий. Ежедневно летчики тренировались, теоретические занятия сменялись полетами в группе и тренировочными воздушными боями. Главный упор в подготовке делался на использование в бою немногих достоинств "Уайлдкэта" - большой скорости пикирования, хороших разгонных характеристик и мощного пулеметного вооружения. Некоторые летчики, в частности "Швед" и Леппла, летавшие на тяжелых и инертных "Донт-лессах" над Коралловым морем, отметили, что "Уайлдкэт" еще более инертен и сложен в управлении, чем в полтора раза более тяжелый пикировщик. В конце сентября 1942 г. эскадрилью, укомплектованную 18 истребителями, доставили на Гавайские острова и летчики стали проходить квалификационную практику на борту авианосца "Энтерпрайз". В этот период к "Жнецам" присоединился известный летчик, лейтенант Вильям "Киллер" Кэйн, ставший заместителем Флэтли, а также еще три пилота из эскадрильи VF-3, имевшие боевой опыт. В это время разворачивалась первая наступательная операция американцев на Тихом океане - вторжение на остров Гу-а дал канал. В боях за Соломоновы острова 31 августа 1942 г. был поврежден торпедой авианосец "Саратога", он был отправлен на ремонт. Двумя неделями позже был потоплен подводной лодкой авианосец "Уосп". Таким образом, из четырех тихоокеанских авианосцев США в короткий срок потеряли два. В районе Соломоновых островов остался лишь "Хорнет", которому противостояли ветераны сражения в Коралловом море "Дзуй-каку" и "Секаку" и три легких авианосца. 16 октября "Энтерпрайз" с эскадрильей VF-10 на борту отбыл из Пирл-Харбора на помощь "Хорнету". Первая кровь 24 октября "Энтерпрайз" соединился с "Хорнетом" в районе, где происходили бои авианосных группировок в конце августа. В это же время на Гуадалканале японцы предприняли штурм аэродрома Хендерсон Филд, на котором базировались самолеты корпуса морской пехоты США. Наземным войскам японцев оказывала поддержку палубная авиация. Командующий американским соединением адмирал Хэлси начал разработку стратегии действий против численно превосходящего противника. 25 октября американский разведчик "Каталина" обнаружил японское соединение, состоящее из двух авианосцев и кораблей эскорта, в 360 милях к югу от американцев. Немедленно были подняты в воздух американские бомбардировщики и торпедоносцы. "Жнецы" осуществляли воздушное прикрытие. Достигнув рассчетной точки, ударная группа не обнаружила противника, так как японский командующий Тюити Нагумо после контакта с "Каталиной" резко изменил курс соединения. Несколько самолетов, в том числе и один "Уайлдкэт" лейтенанта Миллера из состава VF-10, вынужденно приводнились на обратном пути из-за нехватки топлива. На следующий день летчики были спасены "Каталиной", но на обратном пути она была сбита японскими истребителями. Все, кто находился на борту, в том числе и Миллер, погибли. При возвращении "Жнецов" подстерегала еще одна неприятность - "Энтерпрайз" и "Хорнет" отклонились от заранее условленного курса и не вышли в точку рандеву со своими самолетами -неподалеку была обнаружена подводная лодка противника. Когда самолеты вернулись в условленный район, стояла ночь. Несколько "Донтлессов" освободились от бомбового груза на малой высоте и были повреждены взрывами собственных бомб. Из-за строгого режима радиомолчания летчики не знали, где искать свои авианосцы. К счастью, "Швед" Вейтаса, снизившись до высоты в 4-5 метров, включив посадочную фару, обнаружил на воде масляный след, тянувшийся за авианосцами. Летя по этому следу, американские самолеты вскоре обнаружили свое соединение. F4F-3 во время подготовки VF-10 на Гавайях. Перед отправкой на Гуадалканал в конце 1942 г с опознавательных знаков самолета уберут красный цвет, чтобы ничто не напоминало "фрикадельки" на японских самолетах. Этот F4F-4, проходящий пристрелку своих шести 12,7-мм пулеметов, окрашен уже по стандарту 1942 г: верх - серо-голубой, низ - светло-серый. Асы VF-10, воевавшие до этого в Коралловом море - слева на право: Джим Флэтли , "Швед" Вейтаса и Джэк Леппла. На следующее утро - 26 октября -американская и японская авианосные группировки обменялись ударами. Первыми в 6 часов утра вылетели "Донтлес сы" с "Энтерпрайза". Спустя 20 минут они нашли два авианосца противника -тяжелый "Секаку" и легкий "Дзуйхо" -и атаковали их. Оба авианосца были сильно повреждены. Американцы потерь не понесли. Немедленно по возвращении первой группы "Хорнет" выпустил свои пикировщики. Их сопровождали две четверки "Уайлдкэтов" из VF-10, ведомые Флэтли и Леппла. На подлете к японскому соединению группа была перехвачена девятью "Зеро" с авианосца "Дзуйхо". Молниеносно атаковав, японцы сбили три "Эвенджера". Леппла повел свою четверку на врага. В короткой "собачьей свалке" Леппла и два его ведомых были сбиты, а четвертый самолет с поврежденным двигателем ушел на свой авианосец. Впоследствии выяснилось, что Леппла погиб из-за того, что у него не раскрылся парашют, а его ведомые, энсины Роде и Мид, были взяты в плен японцами. Четверка Флэтли не смогла помочь подопечным торпедоносцам из-за низкой скорости своих машин. При преодолении огня ПВО японских авианосцев было потеряно еще два истребителя с "Хорнета". Впрочем, атака прошла успешно, американцы добились нескольких бомбовых и торпедных попаданий в "Дзуйкаку". Примерно в это же время другой летчик из VF-10, Джим Билло, был обстрелян по ошибке зенитчиками американского линкора "Саут Дакота" и его самолет был сильно поврежден. Шасси заклинило и Билло еще некоторое время осуществлял прикрытие своего авианосца от одиночных японских пикировщиков, пытавшихся нанести удар по "Эн-терпрайзу" и "Хорнету", а затем, после выработки топлива, посадил "Уайлдкэт" на воду у борта эсминца "Престон" и был спасен. Билло и "Киллер" Кэйн, также совершивший вынужденную посадку на воду у борта американского корабля, смогли вернуться на "Энтерпрайз" лишь через две недели, когда авианосец латал повреждения в Нумеа. Ударная группа самолетов с "Дзуйкаку" приближалась к "Энтерпрайзу" на большой высоте. "Уайлдкэты", находившиеся в патруле, по команде с радарного поста наведения авиации стали набирать высоту для перехвата, но тут стала сказываться плохая скороподъемность американских самолетов. Кроме того, первоначальное наведение оказалось неправильным и "Жнецам" пришлось до-ворачивать на цель. В ходе перехвата летчики VF-10 добились большого успеха -лейтенант Поллок и энсины Фейт-нер и Ледер сбили по одному "Вэлу", а лейтенант "Швед" Вейтаса записал на свой счет семь побед за один вылет, став на некоторое время лучшим американским асом с 10 подтвержденными победами. За этот полет Вейтаса был награжден Крестом ВМС. В ходе этого перехвата проявились во всей красе недостатки "Уайлдкэта" -низкая скорость и скороподъемность, трудности со сбросом ПТБ, неудачная конструкция патрубков перекачки топлива, замерзающая смазка пулеметов. Отмечался также небольшой боекомплект оружия. Японская атака достигла цели - "Хорнет" лишился хода и получил крен. Вторая японская атака в 15.15 стала для авианосца смертельной - он получил еще одну авиационную торпеду. От попыток буксировать его вскоре отказались, но экипаж продолжал борьбу за живучесть до 17.00, когда поступил приказ адмирала Хэлси оставить корабль. "Хорнет" оставался на плаву еще более суток, его добили японские эсминцы ночью с 26 на 27 октября. Поврежденный "Энтерпрайз" с заклинившим в нижнем положении носовым лифтом должен был принять на борт как собственные самолеты, так и самолеты с "Хорнета". Здесь отличились его посадочные сигнальщики Джим Дэниэлс и Робин Линдсэй. Начиная с 12.15, когда корабль начал принимать первые самолеты, они сигналили летчикам садиться с минимальными интервалами как можно ближе к кормовому срезу полетной палубы, чтобы максимально сократить пробег. Через шесть минут японская бомба, взорвавшаяся рядом с бортом авианосца, заклинила в верхнем положении лифт номер два. Рос объем повреждений. По окончании атаки, через 30 минут, был возобновлен прием самолетов. Он продолжался три часа, причем Дэниэлс и Линдсэй "сбивали" принятые машины как можно теснее друг к другу в носовой части полетной палубы, давая возможность ремонтной бригаде починить заклинивший второй лифт. Часть самолетов тут же отправлялась в ангар в интервалах между посадками с помощью уцелевшего кормового лифта. Ни один самолет не был потерян или серьезно поврежден при посадке. Сигнальщики не только помогли сохранить драгоценные самолеты, но и, фактически, уберегли единственный оставшийся на Тихом океане американский авианосец от повреждений, которые могли случиться, если бы хоть один самолет разбился или загорелся на полетной палубе. За этот подвиг Дэниэлс и Линдсэй были награждены Серебряными Звездами. Результаты этого боя, впоследствии названного сражением у Санта-Крус, были в целом в пользу американских летчиков - истребителей. Эскадрильи VF-10 и VF-72 потеряли в общей сложности 26 "Уайлдкэтов", из них VF-10 - 11, сбив при этом 48 японских самолетов. Шестеро летчиков VF-10 погибло, двое были захвачены в плен, а четверо -спасены. "Жнецы" на Гуадалканале После сражения при Санта-Крус "Энтерпрайз" был выведен из зоны боевых дейстнй и отправлен в порт Нумеа на о. Новая Каледония для завершения ремонта. Самолеты из авиагрупп "Энтерпрай-за" и "Хорнета" перелетели на сухопутные аэродромы островов Эспириту Сан-то и Новых Гебридов. В ночь 12-13 ноября 1942 г. в районе о. Гуадалканал произошел жестокий морской бой, в котором погибло или было повреждено много американских и австралийских кораблей. 13 ноября на рассвете адмирал Хэлси вывел "Энтерпрайз" в сопровождении двух линкоров и двух крейсеров в море на перехват японского соединения. Днем вблизи острова Саво патрулем из "Эвенджеров" и "Уайлдкэтов" из VF-10 был обнаружен поврежденный японский линкор "Хией". Пока "Эвенджеры" занимались им, "Жнецы" успели приземлиться на аэродроме Хен-дерсон Филд (о. Гуадалканал) и дозаправиться топливом. На обратном пути к ним присоединились "Донтлессы" корпуса морской пехоты. Совместными усилиями к вечеру "Хией" был потоплен. 13 ноября патрульная четверка "Уайлдкэтов", ведомая "Шведом" Вейтасой, сбила четырехмоторную летающую лодку "Мэйвис". В тот же день истребители из VF-10 под командованием Флэтли эскортировали "Донтлессы", целью которых был громадный конвой транспортов, везущих пехоту для вторжения на Гуадалканал. По дороге были отбиты две атаки гидропланов "Руфь" - поплавковой версии "Зеро". На подходе к цели энсин Коулсон сбил одиночный "Зеро", пытавшийся защитить транспорты. После атаки пикировщиков "Уайлдкэты" расстреляли уцелевшие транспорты из пулеметов, нанеся конвою большой урон. Лишь три транспорта достигли Гуадал-канала на следующее утро. Самолеты с "Энтерпрайза" приземлились на Хендер-сон Филд и остались там до утра следующего дня. 14 ноября "Жнецы" дважды летали на патрулирование, второй раз патруль Флэтли был поднят по тревоге - японские самолеты направлялись к аэродрому. Две четверки "Уайлдкэтов" под командованием лейтенанта Рухлоу и Флэтли атаковали 11 истребителей "Зеро", сбив шесть из них. Несколько американских машин было повреждено, двое летчиков - легко ранено. Японские пикировщики "Вэл", шедшие второй волной, повернули назад. Дэйв Поллок и "Швед" Вейтаса на "тревожных креслах" в дежурке за три дня до сражения при Санта Крус, в котором отличатся оба: Поллок собьет два японских самолета, а Вейтаса - семь. Санта Крус - японский "Накадзима"B5N2 прорывается сквозь строй американских крейсеров к авианосцу "Хорнет" После японской атаки экипаж покидает горящий "Хорнет". Позже его добьют японские корабли. Сайта Крус - авианосец "Энтерпрайз" уклоняется от японских торпед, и от резкого крена с палубы сваливается "Донтлес". Возможно, самый знаменитый сигнальщик американского флота во второй мировой войне, лейтенант Робин Линдсей с "Энтерпрайза" сажает на уже переполненную палубу оставшиеся без своего "гнезда" самолеты с "Хорнета" Самолет лейтенанта Дэйва Полл ока был сильно поврежден, и летчик вынужден был приводниться неподалеку от пляжа, занятого японцами. Его подобрала американская резиновая лодка, когда он находился в 300 метрах от врага, и доставила в безопасное место под шквальным винтовочно-пулеметным огнем. Ведомый Поллока Фейтнер кружил над плотом, прикрывая эвакуацию, уничтожил на пляже японское пулеметное гнездо и отогнал "Зеро", попытавшийся расстрелять лодку. По результатам действий в районе Гуадалканала Флэтли сделал вывод о том, что пулеметный огонь "Уайлдкэтов" эффективен при штурмовке слабозащи-щенных наземных целей, аэродромов и кораблей противника и в очередном предполетном инструктаже предписал летчикам VF-10 обстреливать наземные цели противника, самолеты на стоянках и на палубах авианосцев, так как огонь крупнокалиберных пулеметов оказался губительным для хрупких японских машин. 16 ноября "Энтерпрайз" возвратился в Нумеа для продолжения ремонта. Часть самолетов с "Хорнета" была передана морской пехоте на Хендерсон Филд. Во второй половине ноября "Швед" Вейтаса и энсин Чип Реддинг пережили небольшое приключение при перелете из Хендерсон Филд в Нумеа. Вылетев с Гуадалканала с депешами для адмирала Хэлси, летчики в условиях плохой видимости потеряли ориентировку и плутали над морем на малой высоте в надежде увидеть хоть какой-нибудь клочок суши. Когда топливо было уже на исходе, Вейтаса увидел впереди небольшой островок и летчики приземлились на небольшом пятачке посреди пальмовой рощи, достаточно ровном, чтобы не повредить хрупкое шасси "Уайлдкэтов". Они были встречены местным населением со всем радушием - видимо, аборигены уже имели печальный опыт общения с японцами. Единственным белым на островке, называемом Увеа, был французский миссионер, живший здесь уже не один десяток лет. Пока аборигены под руководством своего царька корчевали пальмы для удлиннения импровизированной взлетной полосы в роще, Вейтаса и Реддинг отобедали в обществе француза, а потом по рации, бывшей у него, связались с Нумеа. Первый вопрос к Вейтасе был - идентифицировать его личность, на что "Швед" резонно ответил, что американец с фамилией Вейтаса не требует дальнейшей идентификации своей личности. Наутро на Увеа прилетел гидросамолет "Дак" и забрал депеши для Хэлси. Вслед за ним прислали "Каталину", которая сбросила летчикам две бочки горючего. Поблагодарив радушных островитян, Вейтаса и Реддинг продолжили свой путь и вскоре были в Нумеа. 23 января 1943 г. в район Гуадалканала прибыл отремонтированный авианосец "Саратога". 28 января "Энтерпрайз" в составе авианосного соединения вместе с "Саратогой" ушел из Нумеа. Главные силы Хэлси 29 января двинулись по проходу между Соломоновыми островами на северо-запад. Вечером того же дня американская эскадра подверглась нападению торпедоносцев G4M "Бетти". Две торпеды поразили легкий крейсер "Чикаго", оторвав ему носовую оконечность. Поврежденный корабль начали буксировать в Нумеа. 30 января радар "Энтерпрайза" обнаружил группу неприятельских самолетов. Восьмерка "Жнецов" под командованием "Киллера" Кэйна была послана на перехват. Американцы обнаружили 12 торпедоносцев "Бетти", направляющихся к "Энтерпрайзу". Восемь из них были сбиты в сразу, а остальные сумели прорваться к кораблям, опередив "Уайлдкэ-ты" на несколько секунд. "Бетти" спикировали до высоты бреющего полета и атаковали поврежденный "Чикаго", находившийся неподалеку. Летчик Фейтнер из VF-10, отставший от основной группы перехватчиков из-за неполадок в двигателе, сбил в одной лобовой атаке два торпедоносца и сильно повредил третий. Но японцы все же сбросили торпеды по "Чикаго" и добили крейсер. Фейтнер погнался за японцами и уничтожил подраненную "Бетти". За свою доблестную попытку спасти "Чикаго" Фейтнер был награжден Крестом за летное отличие. В тот же день "Уайлдкэт" лейтенанта Эдвардса из VF-10 разбился при посадке. Летчик погиб. 13 февраля 1943 г. Джеймс Флэтли был переведен из VF-10. Его место занял Вильям "Киллер" Кэйн. Пополнение "Жнецов" С февраля по май 1943 г. "Энтерпрайз" отстаивался в Нумеа. Авиакрыло с него периодически задействовалось в патрулировании, а два раза, в феврале и в апреле, самолеты из VF-10 перебрасывались на Хендерсон Филд для усиления авиации на Гуадалканале. Истребители сильно поизносились, некоторые требовали капитального ремонта. В апреле у самолета Джима Билло на взлете лопнул один из цилиндров двигателя. Билло посадил "Уайлдкэт", цилиндр быстро заменили и летчик взлетел снова. Но в воздухе замененный цилиндр взорвался. Билло опять успешно совершил посадку. Его самолет отправили на берег для замены двигателя, а Билло позаимствовал истребитель у своего друга Билла Блэйра, лежавшего в лазарете с малярией. Многие опытные летчики из состава "Жнецов", в том числе "Швед" Вейтаса были переведены во вновь сформированные эскадрильи. 17 марта "Швед" нанес визит на "Энтерпрайз" на новеньком истребителе F4U-2 "Корсар". Он одним из первых флотских строевых летчиков получил этот истребитель для освоения. Весь состав VF-10 ознакомился с новым самолетом, стоявшим два дня у "острова" авианосца. Летчики ознакомились с "Корсаром", отмечая не только мощный двигатель и совершенство конструкции нового самолета по сравнению с архаичным "Уайлдкэтом", но и недостатки - в частности, плохой обзор вперед. 1 мая 1943 г. "Энтерпрайз" вышел из Нумеа в Пирл-Харбор. Летчиков авиакрыла обрадовали известием, что по прибытии на Гавайи им причитается длительный отпуск. 8 мая авиакрыло авианосца перелетело на аэродромы острова Оаху. Но тут летчиков ждало неприятное известие - оказалось, что на Гаваях они должны тренировать смену для себя. "Жнецы" откреплялись от авиакрыла "Энтерпрайза". Последовали новые назначения. Лейтенанты Килпатрик, Билло и Фейтнер были переведены в эскадрильи VF-8 и VF-18 (авианосец "Банкер Хилл"). Несколько опытных летчиков отправилось к новым местам службы вместе с ними. 28 мая эскадрилья получила на замену своим "Уайлдкэтам" новые истребители Грумман F6F "Хеллкэт". С точки зрения летчиков основным достоинством нового истребителя было наличие гидравлического привода выпуска - уборки шасси и повышенная прочность стоек. 14 июля "Энтерпрайз" со "Жнецами" на борту покинул Пирл-Харбор и направился в залив Пьюджет Саунд, штат Вашингтон, где встал на трехмесячный ремонт, модернизацию и переоснащение. В этот период времени "Жнецы" занимались тактической и боевой подготовкой на флотской авиабазе Сэнд Пойнт неподалеку от г. Сиэтл. В эскадрилью пришло пополнение, теперь ее личный состав насчитывал 45 летчиков, а на вооружении "Жнецы" имели 36 истребителей F6F-3. Командовал "Жнецами" по-прежнему "Киллер" Кэйн. В ходе подготовки эскадрилья потеряла двоих летчиков - ветеранов, разбившихся при заходе на посадку в дождь. 1 ноября "Энтерпрайз" вышел из ремонта и направился в Пирл-Харбор. До середины января 1944 г. эскадрилья занималась подготовкой на Гавайских островах. 16 января Кэйн рапортовал начальству о том, что эскадрилья готова к бою. В тот же день "Энтерпрайз" вышел в море и направился к восточным островам Маршаллового архипелага в составе тактического соединения вместе с авианосцем "Сара тога". Штурм Кваджалейна 29 января состоялся первый боевой вылет "Жнецов" в новую кампанию. Из 31 "Хеллкэта" половина должна была проштурмовать наземные укрепления и аэродром японцев в Тароа на одном из. Маршалловых островов, а половина -прикрывать подход пикировщиков к цели. При старте один из истребителей задел за воду и утонул, летчик лейтенант Тэй-бер смог выбраться из самолета. По пути к цели пропали без вести два "Хеллкэта" лейтенанта Толина и энсина Стью-арда - видимо, они столкнулись при полете в облаках. Атолл Тароа был закрыт сильной облачностью. Лишь 17 самолетов вышли на цель. Пара "Хеллкэтов" - лейтенант Дэвин и энсин Кэй завязала бой с четверкой "Зеро", прикрывавших аэродром. Два из них были сбиты, американцы потерь не понесли. На подмогу к дежурной четверке с аэродрома поднялись еще несколько самолетов. Один из них был сбит лейтенантом Дональдом Гордоном, а два - лейтенантом Рейле. По возвращении на авианосец после этого рейда Рейле весьма лестно отозвался о высокой скорости пикирования и скороподъемности "Хеллкэта" и его высокой огневой мощи. В последующие дни "Жнецы" летали на патрулирование воздушного пространства над атоллом Кваджалейн, высадка на который планировалась 31 января. Их основными заданиями было сопровождение бомбардировщиков и штурмовка. 29 января произошел бой с 12 "Зеро", четыре из них было сбито. В этом бою было потеряно три "Хеллкэта", летчиков спасли. Еще два упали в море на взлете, но жертв среди летчиков не было. В день высадки летчики VF-10 совершили 45 боевых вылетов. Бои за лагуну Трук 16 февраля "Энтерпрайз", стоявший на якоре в гавани атолла Маджуро в 200 милях от Кваджалейна, поднял свои самолеты на прикрытие десантной операции в лагуне Трук. Самолеты VF-10 лидировали группу из 72 ударных самолетов с нескольких авианосцев. Лагуна Трук была буквально забита японскими кораблями всех классов - от крейсера до транспорта. "Жнецы" начали обстреливать надводные цели. "Киллер" Кэйн и его ведомый лейтенант Берн Уд напали на четверку только что взлетевших "Зеро", с первого захода сбив два из них. На выходе из атаки Уд сбил еще одного японца, не успевшего еще убрать шасси после взлета. Минутой позже, штурмуя аэродром, Кэйн сбил два взлетавших с него перехватчика "Тодзио". Пара "Жнецов" одержала пять побед за пять минут! В этот рейд летчики VF-10 одержали 14 подтвержденных побед. Всего же за день было уничтожено более 30 японских самолетов. В ходе второго удара из четырех, состоявшихся в тот день, лидер группы "Жнецов" лейтенант Том Харман сбил два "Зеро" и "Руфь", а энсин Джин Ричмонд - один "Зеро" и "Вэл". В ходе третьего удара три летчика VF-10 сбили еще по одному самолету врага. Четвертый, вечерний, удар был нацелен на аэродромы японцев. В нем участвовало пять самолетов из VF-10. Под истребители были подвешены 454-кг бомбы. После бомбардировки "Жнецы" столкнулись с группой "Зеро", летчики которых были настроены весьма агрессивно. Три "Зеро" было сбито, два "Хеллкэта" получили в этом бою серьезные повреждения и приводнились вблизи своего авианосца. Летчики -лейтенанты Ларри Ричардсон и Вуди Хэмптон - были спасены. Результаты действий американской палубной авиации в ходе боев за Трук были великолепны - из 365 японских самолетов, оборонявших Трук, 204 было уничтожено. В операции участвовало 9 американских авианосцев с 579 самолетами. В ходе этой операции "Хеллкэт" впервые столкнулся в воздушном бою с японскими самолетами и показал свое превосходство над ними. Второй командир "жнецов" - "Киллер" Вильям Кэйн. Повязка на его голове -результат удара о прицел при приводнении "Хеллкэта" Третий командир "жнецов" Роланд Шуман После операции по захвату Трука "Энтерпрайз" под эскортом крейсера "Сан Диего" и четырех эсминцев перешел в район атолла Яилут, прибыв к месту назначения 20 февраля. "Жнецы" совершили два налета на атолл, штурмуя бомбами и пулеметным огнем береговые укрепления. Авиационного прикрытия атолл не имел. После этой однодневной вылазки авианосец 11 марта возвратился на стоянку в Нумеа. Рейд на Палау 15 марта тактическое соединение 58, в которое входил и "Энтерпрайз", вышло для прикрытия высадки морской пехоты на атолл Эмитау, но не встретив там серьезного сопротивления, командование распорядилось авианосцам и силам эскорта отправиться к Филиппинам. Эскадра под командованием вице-адмирала М. Митчера, состоявшая из 11 авианосцев, 6 линкоров, 15 крейсеров и 48 эсминцев, собралась в точке рандеву к северу от Соломоновых островов. Эскадра Митчера была слишком велика, чтобы спрятаться от японцев. 29 марта ее обнаружили "Бетти" - разведчики. Оба японских бомбардировщика были сбиты, один из них записал на свой счет "Киллер" Кэйн. Утром следующего дня авианосцы подошли к японской базе Палау и Кэйн во главе группы 13 "Хеллкэтов" полетел на расчистку воздушного пространства над ней. Летчики VF-10 проштур-мовали наземные укрепления и аэродром, но затем были атакованы группой "Зеро". В бою три японские машины были сбиты, одна серьезно повреждена. Пять "Хеллкэтов" также получили повреждения от зенитного огня и японских истребителей. Все они, тем не менее, благополучно вернулись на авианосец. На следующий день было совершено еще четыре налета на Палау, основными целями были корабли в гавани атолла. В ходе одного из них лейтенант Джон Шиннеман сбил поплавковый биплан "Дэйв". На отходе группа "Хеллкэтов" была смело атакована устаревшим истребителем Накадзима Ки-27. Бой с единственным самолетом длился целых 45 минут, в конце концов лейтенант Питер Лонг сумел сбить "летающий антиквариат". В ночь на 31 марта "Энтерпрайз" неоднократно атаковали "Бетти" - торпедоносцы. Один из них точно сбросил торпеду, которая ударила авианосец в борт, но не взорвалась. Наутро 12 "Хеллкэтов" под водительством Кэйна летали на штурмовку наземных объектов на о. Яп. Четыре самолета получили повреждения от зенитного огня. После этого авиарейда эскадра вернулась для короткого отдыха в Маджуро, чтобы затем отправиться в Новую Гвинею. Остров Новая Гвинея 21 апреля четыре авианосца 58 соединения вышли в район залива Гумбольдта. "Энтерпрайз" выпустил 12 "Хеллкэтов" из VF-10 на очистку воздушного пространства над местом предполагаемой высадки десанта. Вел группу лейтенант Шуман. На подлете к цели был сбит одиночный бомбардировщик "Сэлли". Над целью самолеты подверглись сильному зенитному обстрелу. Самолет лейтенанта Хэмптона получил повреждения, летчик приводнился по пути на свой корабль и был вскоре спасен "Кингфишером" с крейсера "Луисвилл". Высадка прошла 22 апреля с полным успехом. В ночь с 23 на 24 апреля японцы предприняли попытку ночной атаки на соединение, но встретили отпор со стороны ночных "Корсаров". Одна "Бетти" была сбита, остальные вражеские самолеты - рассеяны. По пути на базу 29 апреля был осуществлен налет на Трук. "Жнецы" штурмовали основной японский аэродром на острове Этен. Появившиеся истребители "Зеро" были отогнаны. Один из них был сбит лейтенантом Харманом. Другой сошелся с лейтенантом Робертом Канце в лобовой атаке. Оба самолета были повреждены, летчики выбросились с парашютами. Канце приводнился, забрался в надувной плотик и стал ждать спасения. Наутро следующего дня, 30 апреля, ему на выручку прилетел "Кин-гфишер" с линкора "Норт Кэролайна". Гидроплан подрулил к летчику, Канце забрался на поплавок боковой остойчивости и… перевернул самолет. Спасаемый, а также летчик и наблюдатель с "Кингфишера" очутились в воде. На счастье, неподалеку находился другой "Кин-гфишер". Его летчик, лейтенант Берне, приводнился, и убедившись, что все летчики вскарабкались на перевернутый самолет, взял его на буксир и потащил к точке рандеву с подводной лодкой - спасателем, наведенной на место падения Канце его лидером, лейтенантом Шуманом. В это время по радио поступил сигнал о том, что неподалеку приводнился подбитый "Эвенджер". "Кингфишер" Бернса принял "на борт", а точнее, на собственное крыло, еще и экипаж торпедоносца, после чего благополучно доставил семерых спасенных на подводную лодку. Но после их передачи на лодку выяснилось, что во время многочасовой буксировки гидросамолет погнул поплавок и уже не может взлететь. Пришлось и Бернсу со своим наблюдателем присоединиться к спасенным, а самолет расстреляли из лодочного орудия. За самоотверженность в ходе этой уникальной спасательной операции Берне был награжден Крестом ВМС. 58 соединение возвратилось на месячный отдых в Маджуро, а 6 июня авианосцы вышли в море и направились к Марианским островам. Обслуживающий персонал заправляет баки F6F-3 "жнецов". На палубу "Энтерпрайза" поднимается ночной истребитель F4U-2 из VF(N)-101 Ас Ричард Хэрмер, одержавший на F4U-2 пять побед в составе "жнецов" Лейтенант Дональд Гордон выбирается из своего "Хеллкэта". На "Уайлдкэте" он в составе "жнецов" одержал две победы, еще три на F6F, став асом. Бои за Марианские острова В экспедицию на Марианские острова отправилась армада из 15 авианосцев с 900 самолетами на борту. Эскадра американских кораблей, основной целью которой была атака островов японской метрополии, а также Гуама и Сайпана, насчитывала более 500 вымпелов. Американцам противостояло девять японских авианосцев, а также два самых мощных линкора в мире - "Ямато" и "Муса-си" с 460-мм артиллерией. Японские воздушные силы насчитывали 450 самолетов на авианосцах и еще 200 - на береговых базах. 13 июля японский флот вышел в море с базы в Тави-Тави (о. Борнео) и направился в Филиппинское море. Вскоре японские силы были обнаружены американскими подводными лодками, развернутыми по маршруту следования эскадры Митчера. Японские самолеты - тяжелые морские разведчики и бомбардировщики -появились над американской эскадрой 11 июня рано утром, но были быстро уничтожены "Хеллкэтами" воздушного прикрытия. Ответные удары по островам Гуам, Сайпан и Тиниан последовали незамедлительно и продолжались до вечера 14 июня. В этот день 14 "Хеллкэтов" из VF-10 под началом "Киллера" Кэйна, незадолго до этого произведенного в ком-мандеры, летала на очистку воздушного пространства над Сайпаном. В ходе боя с 12 японскими истребителями было уничтожено пять "Зеро" и один армейский Ки-43 "Оскар". "Хеллкэт" лейтенанта Лонга получил несколько попаданий в мотор и вынужден был приводниться в 15 милях от Сайпана. Вскоре его спас гидроплан "Сигалл" с крейсера "Индиа-наполис". Другой истребитель, лейтенанта Мэйсона, также приводнился, получив повреждения. В том же бою лейтенант Таддео сбил за несколько заходов тяжелый разведчик - летающую лодку "Эмили", а энсин Лестер Грэй, сбивший над Сайпаном "Оскара", на обратном пути, прикрывая подбитый самолет лейтенанта Хармана, вступил в бой с тремя "Зеро" и сбил два из них. 12 июня "Жнецы" нанесли несколько ударов по наземным целям на Сайпане. В ходе первого удара, состоявшегося еще перед рассветом, противодействие американцам пытался оказать единственный "Зеро", но он был сбит лейтенантами Шонком и Ферро. Позже, в ходе третьего удара, были сбиты бомбардировщики "Бетти" и "Лили". Удары продолжались два следующих дня, а 15 июня началась высадка наземных сил на Сайпан. В ходе воздушной поддержки два самолета VF-10 были сбиты американским же зенитным огнем. Одного летчика, младшего коммандера Ремиджа, вскоре спасли, другой - лейтенант Киршви - пропал без вести. Ближе к вечеру японцы нанесли по эскадре удар силами семи двухмоторных торпедоносцев "Сэлли". Шесть из них были уничтожены зенитным огнем с кораблей, а седьмой сбросил торпеду по "Энтерпрайзу", но авианосец уклонился от нее. В ходе этого налета многие американские корабли получили повреждения от зенитного огня своих же соседей по строю. Было довольно много пострадавших. 15 июня американские зенитчики сильно повредили самолет "Киллера" Кэйна. При вынужденной посадке он сильно ударился о прицел и провел оставшиеся дни в лазарете "Энтерпрайза". Сражение в Филиппинском море 19 июня, когда корабли Митчера находились уже в Филиппинском море, самолет - разведчик "Маринер" обнаружил японские корабли, но не смог передать координаты врага на соединение Митчера. Самолеты обеих сторон пытались обнаружить друг друга с помощью воздушных патрулей. Американцы сбили несколько японских патрульных самолетов, но местоположение императорского флота оставалось неизвестным. Эскадры разделяло более 350 миль. В этот день состоялись первые серьезные воздушные бои самолетов двух эскадр. Американские летчики заявили 35 воздушных побед, но эта цифра была подвергнута сомнению в штабе Митчера. Американская эскадра вела перехват радиопереговоров японских летчиков, из которого стали ясны намерения их командования. В 10.03 радар линкора "Алабама" засек группу японских самолетов, направлявшихся к американской эскадре. На ее перехват устремились "Хеллкэты" из восьми эскадрилий. "Жнецы" добились успеха - лейтенанты Гордон, Мэйсон, Маркс и Фармер сбили по самолету противника. Японский рейд потерпел неудачу, лишь одна бомба поразила линкор "Саут Дакота", убив 27 человек и ранив 24. Японские потери составили 42 самолета. Было потеряно три "Хеллкэта", их летчики пропали без вести. Следующий японский рейд отражали летчики эскадрильи VF-15 под руководством Джо МакКэмпбелла. Атакующие были рассеяны, много самолетов - уничтожено. "Жнецы" не принимали участия в отражении этого удара. Из 128 японских самолетов ушло лишь 23. Ущерб от атаки, основными целями которой были линкоры "Индиана", "Алабама", "Саут Дакота" и "Айова", оказался минимальным. Третья волна японцев, состоявшая из 49 самолетов, не нашла американский флот из-за неправильного целеуказания. Лишь "Зеро" эскорта, получившие правильные данные о местоположении американцев, имели столкновение с "Хеллкэтами" с авианосцев "Йорктаун" и "Хорнет", но успеха не имели и ушли, потеряв семь самолетов. Четвертый рейд, стартовавший в 11.30, снова получил неправильное целеуказание и, не найдя американский флот, японские самолеты развернулись на Гуам. Им наперехват были высланы "Жнецы". Над Гуамом завязался воздушный бой, в ходе которого американцы сбили около 20 самолетов. В тот день погиб летчик VF-10 Хэнк Клем, эскортировавший самолеты "Сигалл", спасавшие летчиков, приводнившихся в районе Гуама. Отбивая атаку "Зеро" на гидроплан, сидевший на воде, он задел за волну и разбился. Результаты воздушных боев этого дня явились ошеломляющими: японцы потеряли от 325 до 354 самолетов, из них около 240 было сбито "Хеллкэтами". Американские подводные лодки торпедировали авианосцы "Тайхо" и "Секаку", первый из них затонул. Американские потери составили 16 "Хеллкэтов". Из состава "Жнецов" погиб лишь один летчик - лейтенант Клем. "Жнецы" сбили 16 японских самолетов, из них 4 - на счету лейтенанта Рода Дileaйна. "Корсар" "жнецов" заходит на посадку F4U "рипперов" готовятся взлететь со своей новой палубы -авианосца "Интрепид", Окинава, 1945 г 20 июня в 15.40 было вновь установлено местонахождение японской эскадры. Торпедоносцы и бомбардировщики Митчера вновь вылетели на задание, их сопровождали самолеты VF-10. В 19.00 ударные самолеты начали атаку, потопив авианосец "Рюйхо", сильно повредив "Хийо", на котором начался сильный пожар, и добившись нескольких попаданий в "Дзуньо". "Жнецы", сражавшиеся в это время с "Зеро" прикрытия, сбили восемь самолетов, а лейтенант Мо Маркс прорвался сквозь зенитный огонь и обстрелял самолеты, стоявшие на палубе "Дзуньо". В результате атаки были потоплены два легких авианосца, ветеран Пирл-Харбора и сражения в Коралловом море "Секаку" получил серьезные повреждения и горел. Американцы возвращались домой в темноте, с ограниченным запасом топлива. В 20.45 Марк Митчер принял решение осветить палубы авианосцев, давая возможность самолетам сесть с первого захода. Это было трудное решение - японцы могли атаковать ярко освещенные корабли, занимающиеся приемом самолетов, с большими шансами на успех. Но в это время адмирал Одзава, командир японской эскадры, отменил решение о ночной атаке американского соединения и развернул свой флот на север, в Японию. В ходе приемки самолетов, продолжавшейся четыре часа, было потеряно 82 самолета (во время атаки на японское соединение зенитным огнем и истребителями прикрытия было сбито лишь 18 американских самолетов). Многие летчики садились на чужие авианосцы. "Киллер" Кэйн приводнился после того, как у него кончилось топливо, и опять ударился головой о прицел. Лишь 22 июня он был спасен с воды эсминцем эскорта. До 5 июля "Энтерпрайз" с силами эскорта оставался в районе Марианских островов, его самолеты летали на штурмовку каждый день. По ночам японские армейские бомбардировщики и торпедоносцы пытались атаковать авианосец, но его прикрывали ночные "Корсары", добившиеся за это время четырех побед. 15 июля "Энтерпрайз" прибыл в Пирл-Харбор. Его авиакрыло откретялось от авианосца для замены авиатехники. "Хеллкэты" заменялись на истребители F4U "Корсар". Летчики VF-10 к этому моменту имели на своем счету 99 воздушных побед, за марианско-филиппин-ский поход было потеряно три летчика -Толин, Киршви и Клем. Ни один из пикировщиков и торпедоносцев, эскортированных "Жнецами" в этом походе, не был потерян. На новом авианосце "Жнецы" получили двухмесячный отпуск после сражения в Филиппинском море. Часть летчиков с большим боевым опытом согласно правилам ротации летного состава было переведено в другие эскадрильи для обучения молодых пилотов. Командир "Жнецов" Кэйн получил назначение в Министерство обороны, его место занял опытный летчик коммандер Джон Хилэнд. Новое пополнение для VF-I0 было сформировано на авиабазе Атлантик-Сити, штат Нью Джерси. Командовал молодыми летчиками младший коммандер Вилмер Рэйви. Под его руководством летчики VF-10 освоили новую технику -самолет Чанс-Воут F4U-1D "Корсар". Обучение проходило в Новой Англии, в г. Гротон. В ходе летной подготовки погибло четверо летчиков - один из-за поломки хвостового оперения в полете, а трое неопытных летчиков врезались в землю, не справившись с управлением на малой высоте. Квалификационные серии взлетов и посадок на палубу авианосца проходили на конвойных авианосцах "Кор" и "Кард". Еще во время отдыха на Гаваях к "Жнецам" присоединились несколько летчиков корпуса морской пехоты США. Летный состав эскадрильи к концу октября насчитывал 76 офицеров с боевым опытом и 36 новичков. Авиакрыло имело 51 "Корсар". Организационно эскадрилья с сильно "раздувшимся" штатом была поделена на две - VF-10 и VBF-10, сохранившие название "Мрачные жнецы". Истребительной полуэскадрильей стал командовать лейтенант Джон Суини, а истребительно - бомбардировочной -младший коммандер Рэйви. Общее командование "Жнецами" стал осуществлять с 19 января 1945 г. младший коммандер Уолтер Кларк. Сформированная и укомплектованная материальной частью эскадрилья перелетела континент и в начале февраля прибыла на авиабазу Ливермор, штат Калифорния. 18 февраля "Жнецов" принял на борт новый авианосец "Интрепид". Через два дня корабль убыл в Пирл-Харбор. Он должен был присоединиться к силам вторжения на острова Иводзима и Окинава. В первой половине марта "Интрепид" прибыл в основную базу флота на атолле Улити и вошел в состав 38-го тактического соединения. Эскадра вышла из Улити 14 марта и утром 18 числа подошла к южной оконечности о. Кюсю. Первый вылет в тот день имел целью расчистку воздушного пространства и штурмовку аэродромов Оита и Секи. Первая цель была скрыта низкой облачностью, а в районе второй "Жнецов" встретил сильный зенитный огонь. Самолет энсина Айли был сбит при штурмовке и упал в море. На обратном пути у самолета энсина Харриса кончилось горючее, видимо, из-за прострела бака, и он вынужденно приводнился. Летчик не смог вытащить из самолета резиновый плотик и утонул вместе со своей машиной. Первый бой прошел для "Жнецов" с потерями. В тот же день "Жнецы" штурмовали другой аэродром, Чюики, на о. Кюсю. Четырнадцать вражеских самолетов было уничтожено на земле, лишь один "Корсар" получил незначительные повреждения от зенитного огня. В 13.00 "Корсары" стартовали в третий рейд на аэродром Юса. Построившись, истребители заметили группу из 50 вражеских самолетов, намеревающуюся атаковать американское соединение. Нападение было отбито силами ПВО американских кораблей, а "Корсары" проследовали к своей цели, атаковав ее и уничтожив несколько самолетов на земле. На обратном пути энсин Ялмар Хас-се сбил одиночный бомбардировщик "Джуди", направлявшийся в сторону американской эскадры. На следующий день "Жнецы" совместно с ударными самолетами трижды атаковали аэродром, авиазавод и гавань г. Курэ. Запланированный на 20 марта удар по Токио не состоялся, так как "Жнецов" привлекли для воздушного прикрытия отхода тяжело поврежденных авианосцев "Франклин" и "Уосп", возвращавшихся на Улити. 21 марта на авианосцы напали "Бетти" - торпедоносцы. При отражении налета энсины Миллс, Огилви и лейтенант Дадли сбили по одному торпедоносцу. Ветеран "Жнецов" Дик Мэйсон пропал без вести. В тот же день сильно пострадал авианосец "Энтерпрайз" - два трехдюймовых зенитных снаряда с соседнего корабля попали ему в остров, вызвав многочисленные жертвы и воспламенив топливные баки двух "Хеллкэтов", готовившихся к старту. Возник пожар, сильно повредивший корабль. Окинава "Интрепид" присоединился к оставшимся кораблям 58 соединения, в которое входило 13 ударных и 28 конвойных авианосцев. Целью адмирала Митчера были объекты на островах Окинава и Кюсю. Первые удары состоялись 23 марта. В ответ японцы выслали несколько разрозненных камикадзе, ни один из которых не достиг цели. 26 марта после очередного удара по Окинаве энсин Хассе пропал без вести, четверо летчиков, вернувшись на "Интрепид", были вынуждены приводниться и были спасены, причем один из них, энсин Крой, вынырнул на поверхность уже после того, как его "Корсар" погрузился в воду на несколько метров. 29 марта шестеро "Жнецов" столкнулись над аэродромом Камойя с семью японскими самолетами - шестеркой "Зеро" и "Райденом". В результате каждый американец вернулся с победой -все сбили по "Зеро", а энсин Хорэс Хиис сбил еще и "Райден". 31 марта, 1 и 2 апреля ночные истребители сбили три "Бетти", наблюдавшие в темноте за американским соединением. 1 апреля на Окинаве высадилась морская пехота США. В последующие дни "Жнецы" осуществляли непосредственную поддержку войск и бомбардировали объекты противника. 5 апреля в ходе одной из подобных миссий был сбит лейтенант Карл Миллер. Вечером того дня японцы предприняли попытку атаковать американцев! торпедоносцами. Ущерба атака не причинила. Ночные истребители из VF-10 добились успехов - энсин Симблз на ночном "Хеллкэте" сбил за полчаса две "Бетти". 6 апреля японцы предприняли массированную атаку с воздуха: 350 самолетов - камикадзе и 341 обычный боевой самолет пытались нанести удары по эскадре Митчера. Атаки продолжались до утра 7 апреля. 19 кораблей получили попадания камикадзе. В середине дня 6 апреля из Курэ вышел "Ямато" в сопровождении эсминцев. Корабли выполняли план японского генштаба под названием "Парящие Хризантемы" - самоубийственную атаку американского флота с малыми шансами на возвращение. Они имели топливо на поход "в один конец" и сокращенные экипажи - в частности, не имея расчетов зенитной артиллерии. 7 апреля японское соединение было обнаружено патрульными самолетами с авианосца "Эссекс". Американцы стали отслеживать движение "Ямато". В полдень, когда линкор повернул к Окинаве, его атаковало 280 торпедоносцев. Японцы отбивались из орудий главного (!) и среднего калибра, но атакующие самолеты нанесли линкору тяжелые повреждения. Четверка "Жнецов" под командованием лейтенанта Вимса. охранявшая торпедоносцы второй волны, отметила, что "Ямато" сильно кренится и потерял ход. Вимс со своими подопечными атаковал бомбами и пулеметным огнем эсминцы эскорта, в то время как его подопечные "Эвенджеры" сбрасывали торпеды по "Ямато". В 14.23 линкор затонул. 8 этот день погиб при столкновении с истребителем Кларка энсин Крой. При маневре его самолет "подставил" свой хвост под винт "Корсара" Кларка. Машина командира "Жнецов" лишилась двух лопастей винта и Кларк приводнился у борта американского эсминца. Пока Кларк находился на его борту, корабль получил попадания четырех камикадзе. В течение следующих дней, 11-16 апреля, "Жнецы" занимались обороной своих кораблей от самолетов - камикадзе, сбив около четырех десятков смертников. Они пытались прорваться к американской эскадре поодиночке, по двое, редко - большими группами по 20-30 машин. В этом сражении было потеряно четыре самолета и один летчик - лейтенант Марк Орр, столкнувшийся с вражеским бомбардировщиком во время ночного перехвата. Кампания по захвату Окинавы оказалась одной из самых кровавых за всю войну на Тихом океане. На суше войска встречали ожесточенное и прекрасно организованное сопротивление, а поддерживавшая их эскадра ежедневно подвергалась атакам камикадзе. 16 апреля три четверки "Жнецов" были высланы на патрулирование над районом развертывания цепи американских эсминцев радиолокационного дозора. Одна из них, под командованием лейтенанта Кирквуда, была направлена с одного из эсминцев на перехват группы японских истребителей - камикадзе. Каждый из летчиков сбил по одному самолету. В ходе боя четверка распалась на две пары, и после скоротечного боя ведомая пара, энсины Лерч и Хиис, получила вызов от эсминца, находившегося под атакой другой группы камикадзе. Лерч и Хиис поспешили на выручку и сбили еще два самолета из числа атаковавших корабль. Затем к ним присоединились и ведущие, Кирквуд и Куил. В последовавшей "собачьей свалке" четверка американцев записала на свой счет еще 14 самолетов! Лерч одержал семь побед, Кирквуд - шесть. Оба летчика были награждены за этот бой Крестами ВМС. Всего же за это патрулирование "Жнецы" сбили 32 самолета. Это были последние воздушные победы VF-10 во Второй мировой войне. Четвертый командир "жнецов" Вильмер Роуи, при котором эскадрилья сменила "Хеллкэты" на "Корсары" Вскоре после полудня "Интрепид" был атакован пятью камикадзе. Четыре из них были сбиты зенитным огнем, но пятый врезался в полетную палубу в районе лифта номер три. Горящие обломки и бензин попали в ангар авианосца, вызвав большой пожар, в результате которого было убито девять человек и уничтожено 20 самолетов, находившихся на обслуживании. В разгар борьбы с огнем над "Интрепидом" появились еще два "Зеро" с подвешенными под ними бомбами. Они сбросили бомбы, но промахнулись, а сами тут же были сбиты. Это было третье попадание в "Интрепид" камикадзе, с самыми серьезными последствиями. Приняв самолеты после того, как пожар был ликвидирован, поврежденный авианосец покинул эскадру и прибыл на атолл Улити 19 апреля. Там кораблю не могли дать нужный ремонт, и 3 мая он ушел в Пирл-Харбор. Разгрузившись на Гаваях, "Интрепид" ушел на ремонт в Сан-Франциско. Авианосец прошел ремонт в рекордно короткие сроки и 30 июля он вышел из Пирл-Харбора к атоллу Уэйк. VF-10 к тому времени была перевооружена самолетами F4U-4. 6 августа "Жнецы" нанесли удар по атоллу Уэйк. После капитуляции Японии 15 августа 1945 г. несколько эскадрилий ВМС и корпуса морской пехоты некоторое время находились в Китае, демонстрируя американское присутствие на бывших японских авиабазах. "Интрепид" возвратился домой лишь в начале ноября. Итоги боевой работы VF-10 За все время своей службы эскадрилья VF-10 записала на свой счет 217 подтвержденных и 23,5 возможных побед. В разное время в ней служило 23 аса - летчика с пятью или более победами на счету. Это была единственная флотская эскадрилья, сменившая во время Второй Мировой войны три типа самолетов. В настоящее время традиции "Жнецов" продолжает эскадрилья VF-101, базирующаяся на авиабазе Ошеана, штат Вирджиния. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|