|
||||
|
РОССИЯ Як-38 ОКБ им. А. С. ЯКОВЛЕВА Палубный истребитель с вертикальным взлетом и посадкой Экипаж 1 чел. Модификации. Як-36М (1970 г.)-опытный самолет; Як-38 (серия -с 1974 г.), Як-38М (1983 г.)-палубные истребители; Як-38У - двухместный учебно-тренировочный истребитель. Размеры. Размах крыла 7,32 м; размах крыла в сложенном положении 4,88 м; длина самолета 15,50 м (Як-38У-17,68 м); высота самолета 4,37 м; площадь крыла 18,5 м2 . Двигатели. Подъемно-маршевый ТРД Р27-В-300 (1X59,8 кН/1 Х6100 кгс) или Р28-В-300 (Як-38М, 1X66,7 кН/1Хб800 кгс), разработанные в ОКБ «Союз»; подъемные ТРД РД36-35ФВР (2Х Х29,9 кН/2Х3050 кгс) или РД38 (2X31,9 кН/2Х 3250 кгс), созданные в Рыбинске. Массы и нагрузки, кг: пустого 7484 (Як-38У- 8390); нормальная взлетная 10 300 (Як-38М - 11 300); максимальная взлетная 11 300 (Як-38М - 11 700). Летные данные (Як-38М). Максимальная скорость 1050 км/ч (М = 0,95); максимальная скорость у земли 978 км/ч; практический потолок 12 000 м; максимальная дальность полета 680 км; нормальная дальность 680 км; нормальная дальность полета при вертикальном взлете 500 км; боевой радиус действия 250 км; боевой радиус действия (с двумя УР Р-60М и двумя ПТБ) при патрулировании в зоне в течение 75 мин-185 км; максимальная продолжительность полета 1,5 ч. Конструктивные особенности. СВВП с двумя подъемными двигателями, расположенными в передней части фюзеляжа вертикально, и подъемно- маршевым ТРД с двумя поворотными на 90° соплами. Имеются газовые рули. Оборудование. Дублированный автопилот, радионавигационные системы, системы радиосвязи и радиопомех, система радиоопознавания СРО-2, кол- лиматорный прицел. Самолет оборудован катапультным креслом К-36, обеспечивающим автоматическое катапультирование на взлетно-посадоч- ных режимах. Вооружение. УР воздух-воздух ближнего боя Р-60 и Р-60М, УР воздух-поверхность Х-23 и Х-25, НАР, до шести бомб калибром 100 кг, пушечные контейнеры УПИ-23 (23 мм), глубинные бомбы на четырех узлах внешней подвески. Максимальная масса боевой нагрузки (при взлете с пробегом) 2000 кг. Состояние. Состоял на вооружении ВМС России. Базировался на авианесущих крейсерах «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (на каждом корабле обычно размещалось до 12 самолетов Як-38 или Як-38М и один Як-38У). Предполагалось размещение самолета на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», контейнеровозах и судах с горизонтальным способом погрузки, а также на сухопутных площадках и специальных быстроустанавливаемых мобильных платформах. Серийный выпуск прекращен, с вооружения снят. Дополнительные сведения. СВВП предназначен для обороны района патрулирования ПЛ от противолодочных самолетов и вертолетов противника, а также для поражения надводных и наземных целей, не имеющих мощной ПВО. Созданию самолета Як-38 предшествовали работы над СВВП Як-36 (1963г.), ТРД РД27-300 (2x53,0 кН/2Х 5400 кгс), взлетная масса 8900 кг, максимальная скорость 1010 км/ч, практический потолок 12 000 м, максимальная дальность полета 370 км, вооружение - НАР и бомбы на двух узлах внешней подвески (построено несколько опытных самолетов). Первый полет Як-36М состоялся в 1970 г. Серийный выпуск Як-38 осуществлялся на Саратовском авиационном заводе с 1974 г. (построен 231 самолет). В 1983 г. был создан самолет Як-38М, снабженный двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением. Велись работы по созданию многоцелевого самолета Як-39, способного использоваться в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, емкость топливных баков, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованное БРЭО и вооружение (в частности, УР «Вихрь»). Проект реализован не был. Первоначально Як-38 осуществлял лишь вертикальный взлет и посадку на палубу, в дальнейшем были освоены полеты с коротким разбегом и пробегом. В 1980 г. несколько самолетов Як-38 было направлено в Афганистан, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья (в ходе боевых действий Як-38 потерь не понесли). В ходе 15-летней эксплуатации потеряно 36 самолетов, в 31 случае летчики успешно катапультировались (в 18 случаях катапультирование выполнялось автоматически). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|