РОССИЯ Ту-144 ОКБ им. А. Н. ТУПОЛЕВА


Сверхзвуковой пассажирский самолет Экипаж 3 чел.

Модификации. Ту-144Д - вариант с двигателями П. А. Колесова. Построенные пассажирские Ту-144 переоборудованы в летающие лаборатории, в том числе для исследования верхних слоев атмосферы, озонового слоя планеты, звукового удара, воздействия теплового поля на различные конструкционные материалы, изучения аэродинамики, проверки летных характеристик, исследования ла- минаризации пограничного слоя, аномальных явлений в атмосфере. На одном из самолетов отрабатывали посадку экипажи многоразового космического корабля «Буран».




Предпринималась так и не реализованная попытка на базе Ту-144 с минимальными модификациями разработать самолет сопровождения дальней морской ракетоносной авиации, оборудованный РЛС «Заслон» и средствами РЭБ, а также вооруженный ракетами класса воздух-воздух Р-33. На основе Ту-144 выдвигался проект стратегического бомбардировщика, однако в дальнейшем вместо него было решено разработать полностью оригинальный самолет Ту-160.

Размеры. Размах крыла 28 м; длина самолета 65,70 м; высота самолета 12,5 м; площадь несущей поверхности 507 м2 ; диаметр фюзеляжа 3,3 м; стреловидность базового крыла 57°.

Число мест. Пассажиров 100 (Ту-144Д-150, на опытных самолетах - 98-120).

Двигатели. ТРДДФ НК-144А конструкции Н. Д. Кузнецова (4X196,1 кН, 4X20 000 кгс с ф. к., 4X147,1 кН, 4X15 000 кгс без ф. к.) с реверсивными устройствами. Ту-144Д оснащен ТРДДФ РД-36-51 конструкции П. А. Колесова (4Х X215,75 кН, 4X22 000 кгс).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 195 000 (Ту-144Д -207 000); максиманльная посадочная 120 000; пустого самолета 91 800; коммерческая нагрузка 10 000 (Ту- 144Д - 11 000-13 000); полный запас топлива 98 000.

Летные данные. Сверхзвуковая крейсерская скорость 2000-2350 км/ч; скорость захода на посадку 290 км/ч; посадочная скорость 270 км/ч; практический потолок 20 000 м; потребная длина ВПП 3600 м (Ту-144Д - 3070 м); практическая дальность полета с максимальной нагрузкой: при сверхзвуковой скорости 3240 км (Ту-144Д - 6200- 6700 км), при дозвуковой скорости 4300 км.

Конструктивные особенности. Самолет схемы «бесхвостка» с тонким неплоским треугольным крылом малого удлинения и переменной стреловидности, имеющим корневые наплывы. Фюзеляж большого удлинения с отклоняемой на взлете и посадке носовой частью. Двигатели расположены под наплывами крыла. Серийные самолеты значительно отличаются от опытных и имеют крыло другой формы, увеличенные размах крыла и длину, убирающееся щелевое ПГО, выдвигающееся на взлете и посадке, модифицированное основное шасси.

Оборудование. Пилотажно-навигационное оборудование, выполненное (впервые на отечественном пассажирском самолете) с использованием цифровой вычислительной техники, и автоматическая система управления обеспечивали полет по заданной программе в сложных метеоусловиях, точную навигацию на сверхзвуке и автоматизированную посадку. Были применены система оптимизации режимов полета, система перекачки топлива для компенсации смещения центровки самолета при переходе на сверхзвуковой полет.

Состояние. Эксплуатация Ту-144 на авиалиниях прекращена в мае 1978 г., но построенные самолеты и в последующем широко использовались в качестве летающих лабораторий. В 1992 г. в строю оставались две такие лаборатории, которые периодически летают.

Дополнительные сведения. Разработка самолета началась в 1964 г., опытный образец с двигателями Н. Д. Кузнецова впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 г. и впервые преодолел звуковой барьер в июне 1969 г., а 15 июня 1970 г. достиг скорости 2443 км/ч. Первый предсерийный самолет совершил первый полет 1 июля 1971 г. Первый испытательный полет самолета Ту-144Д состоялся 30 ноября 1974 г.

Ту-144 первым из отечественных самолетов был сертифицирован для пассажирских перевозок и получил сертификат летной годности под номером один. Эксплуатационные испытания самолета с двигателями Н. Д. Кузнецова на трассе Москва- Алма-Ата (с перевозкой грузов и почты) начались 26 декабря 1975 г., а регулярные пассажирские перевозки (на этой же авиалинии) - 1 ноября

1977 г. Были также совершены пробные рейсы Ту-144Д по маршруту Москва-Хабаровск. Воронежский авиазавод, строивший Ту-144, всего выпустил 14 летных самолетов. Оборудование пассажирских салонов поставлялось из ГДР.

3 июня 1973 г. произошла катастрофа Ту-144 во время демонстрационного полета на авиасалоне в Бурже (Франция), а после катастрофы Ту-144Д в испытательном полете, происшедшей 23 мая

1978 г., Ту-144 был снят Аэрофлотом с эксплуатации. Однако опытные самолеты и летающие лаборатории продолжали летать, и в 1981 г. даже ставился вопрос о возобновлении пассажирских пере

возок. С 1993 г. два самолета переоборудуются под летающие лаборатории в рамках работ по СПС второго поколения.

На Ту-144 установлено 13 мировых рекордов скорости и высоты полета с грузом от 5 до 30 т.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх