|
||||
|
РОССИЯ Ту-16 ОКБ им. Л. Н. ТУПОЛЕВА Бомбардировщик Экипаж 6 чел. Модификации. Ту-16А (1954 г.) - бомбардировщик с ядерным вооружением; Ту-16К (1954 г.), Ту-16К-Ю (1958 г.), Ту-16К-11-16 (1962 г.), Ту-16К-26, Ту-16К-Ю-26 -самолеты с ракетно- бомбовым вооружением; Ту-16КРМ - самолет-носитель беспилотных мишеней; Ту-16Т - торпедоносец; Ту-16Р (1955 г.) -разведчик; Ту-16РМ - разведчик-целеуказатель (для ВМС); Ту-16П, Ту-16Е -самолеты РЭП; Ту-16-3 (1955 г.)- самолет-заправщик (крыльевой метод дозаправки); Ту-16Н (1963 г.) - самолет-заправщик методом шланг-конус; Ту-16С (1965 г.) - морской поисково-спасательный самолет; Ту-104Г - почтовый самолет; Ту-16 «Циклон» - разведчик погоды. На базе Ту-16 создавались летающие лаборатории различного назначения для отработки двигателей, вооружения и бортового оборудования. Размеры. Размах крыла 33,00 м; длина самолета 34,80 м; высота самолета 10,36 м; площадь крыла 164,65 м2 . Двигатели. ТРД АМ-ЗА (2x85,8 кН/2Х Х8750 кгс), РД-3М (2X93,1 кН/2Х9500 кгс) или РД-3М-500 (2X93,1 КН/2Х9500 кгс). Массы и нагрузки, кг: нормальная взлетная 72 000 (Ту-16), 76 000 (Ту-16К); пустого самолета 37 200; максимальная взлетная 79 000; максимальная посадочная 55 000 (при посадке на грунтовую ВПП 48 000); топлива и масла 36 000. Летные данные. Максимальная скорость на высоте 1050 км/ч; практический потолок 12 800 м; практическая дальность полета с двумя УР на подкрыльевых узлах подвески 3900 км; практическая дальность полета с боевой нагрузкой 3000 кг - 5800 км; перегоночная дальность 7200 км; длина разбега 1850-2600 м; длина пробега 1580-1670 м (с тормозным парашютом 1120-1270 м); максимальная эксплуатационная перегрузка 2, Конструктивные особенности. Первый в России серийный тяжелый бомбардировщик со стреловидным крылом. Оборудование. Ту-16, Ту-16А -РЛС РБП-4, оптические бомбардировочные прицелы ОПБ-11р и ОПБ-16, сопряженные с РЛС; Ту-16КС -РЛС наведения ПКР «Кобальт-М» (установлена в задней части фюзеляжа и в нерабочем положении убирается внутрь); Ту-16К-10 - РЛС ЕН (в состав экипажа введен оператор управления РЛС и ракетой). Различные модификации самолета Ту-16 оснащались радиостанциями Р-807, Р-808, радиокомпасом АРК-5 или АРК-15, автопилотом АП-6Е, радиовысотомерами РВ-2, РВ-5, РВ-17, РВ-18, РСБН «Чайка». Для управления огнем оборонительного вооружения используется РЛС ПРС-1 «Аргон». Ту-16РЦ оснащен системой целеуказания, позволяющей управлять полетом КР, запускаемых с ПЛ и надводных кораблей, на загори- зонтную дальность. Ту-16С (переоборудованы из Гу-16Т) могли нести спасательный катер «Фрегат» с радиоуправлением при помощи системы «Рея». Часть самолетов оснащена крыльевой системой дозаправки в полете (Ту-16-3 способен передавать в воздухе до 19 000 кг топлива). Ту-16Н оборудован для заправки методом шланг-конус самолета Ту-22 (способен передавать в полете до 15 ООО кг топлива). Вооружение. В отсеке вооружения может размещаться бомбовая нагрузка массой до 9000 кг (в том числе бомба ФАБ-9000 калибром 9000 кг). Ракетное вооружение Ту-16К включало две противокорабельные УР класса воздух-поверхность КС-1 (дальность пуска до 90 км); Ту-16К-Ю - УР К-ЮС (дальность пуска до 250 км) на подфюзеляжном узле подвески в полуутопленном положении; Ту-16К-11-16 - УР КСР-2 и КСР-11 (с активной или пассивной радиолокационной системой самонаведения) на подкрыльевых узлах внешней подвески; Ту-16К-26 - две УР КСР-5 (дальность 300 км, М = 3,0) с активным или пассивным радиолокационным наведением. Оборонительное вооружение - семь пушек АМ-23 (23 мм, три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части). Средства РЭБ предназначены для оповещения экипажа о радиолокационном облучении и постановки активных и пассивных помех в широком диапазоне частот. Состояние. Снят с вооружения ВВС и ВМС России в 1994 г. Состоит на вооружении ВВС Египта, Ирака и КНР (Н-6). Дополнительные сведения. Работы по формированию облика тяжелого реактивного бомбардировщика, предназначенного для замены самолета Ту-4, начались в 1948 г. В 1950 г. ОКБ приступило к техническому проектированию самолета «88». В конструкции нового бомбардировщика раньше, чем на аналогичных самолетах США и Великобритании, было частично реализовано «правило площадей» (в ОКБ им. А. Н. Туполева его называли «правилом головастика»). Первый полет самолета «88» состоялся 27 апреля 1952 (командир экипажа Н. С Рыбко). В ходе испытаний была достигнута скорость 1012 км/ч, однако превышение по массе привело к уменьшению запаса топлива и снижению дальности полета по сравнению с рас четной. Конструкция серийного самолета Ту-16 была облегчена (с одновременным введением ограничений по скорости на высотах менее 6600 м). Самолет строился серийно на заводах в Куйбышеве, Казани и Воронеже, выпуск в России прекращен в 1963 г., построено около 1500 самолетов Ту-16 различных модификаций. Опыты по дозаправке топливом в полете крыльевым методом с использованием самолетов Ту-16 начались в 1955 г. (в конце 1940-х годов для отработки метода использовались самолеты Ту-2, в дальнейшем в самолеты-заправщики была переоборудована часть бомбардировщиков Ту-4). Опыты по дозаправке в полете методом шланг- конус бомбардировщика Ту-22 с самолета Ту-16Н были начаты в 1963 г. С 1968 г. выпускается в КНР по советской лицензии под обозначением Н-6. На базе самолета Ту-16 созданы пассажирский самолет Ту-104 (строился серийно) и Ту-110 (опытный, построено три самолета), а также военно-транспортный самолет Ту-107 с грузовой рампой (опытный). В 1961 г. 25 самолетов Ту-16 с советскими экипажами были предоставлены Индонезии и приняли участие в индонезийско-голландском вооруженном конфликте. В составе ВВС Египта применялся в боевых действиях в 1973 г. (потеряно два самолета). Использовался Ираком на начальном этапе Ирано-иракской войны. Применялся советскими ВВС в ходе боевых действий в Афганистане, |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|