РОССИЯ М-4 ОКБ им. В. М. МЯСИЩЕВА


Стратегический бомбардировщик Экипаж 8 чел.


Модификации. М-4 (1953 г.)-серийный стратегический бомбардировщик; М-4-2 (1956 г.) - самолет-заправщик; М-4А - опытный самолет для отработки системы дозаправки в воздухе.

Размеры. Размах крыла 50,53 м; длина самолета 47,67 м; высота самолета 11,50 м; максимальный диаметр фюзеляжа 3,5 м; угол стреловидности крыла 34,5°.

Двигатели. ТРД АМ-ЗА (4x85,3 кН/4х Х8700 кгс), АМ-ЗД (4X85,8 кН/4Х8750 кгс), РД-3М-500 (4X93,1 КН/4Х9500 кгс) или РД-3М- -500А (4X102,9 кН/10 500 кгс).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 181 500 (прототип) или 184 000 (серийный М-4); пустого самолета 79 700.

Летные данные. Максимальная скорость 947 (прототип) или 930 км/ч (серийный М-4); крейсерская скорость 800 км/ч; взлетная скорость 310 км/ч; посадочная скорость 210 км/ч; практический потолок 12 150 м; практическая дальность полета (с 5000 кг бомб) 8100 км; максимальная эксплуатационная перегрузка (полетная масса 140 000 кг) 2.

Конструктивные особенности. Самолет со стреловидным крылом, велосипедным шасси, имеющим систему «вздыбливания», облегчающую взлет, и четырьмя двигателями, установленными в центроплане.

Конструкция самолета обеспечивает возможность длительного полета на малой высоте с большой скоростью.

Самолет имеет застекленную носовую часть с кабиной штурмана и экипаж из восьми человек. По сравнению с Ту-95 бомбардировщик М-4 имеет меньшую радиолокационную и акустическую заметность.

Вооружение. Шесть пушек АМ-23 (23 мм) в трех башенных установках с дистанционным управлением (боекомплект верхней и нижней установок по 1100 снарядов, кормовой - 2000 снарядов), бомбы массой до 18 000 кг.

Оборудование. Бомбардировочный радиоприцел РПБ-4 под фюзеляжем, для управления обо ронительным вооружением в хвостовой части установлен радиоприцел «Аргон».

Самолет-заправщик обеспечивает дозаправку в полете методом шланг-конус.

Установлены катапультные кресла (катапультирование производится через пять люков вниз, оба летчика и штурман последовательно катапультируются через один люк).

Состояние. Большинство бомбардировщиков было переоборудовано в самолеты-заправщики М-4-2. Сняты с вооружения.

Дополнительные сведения. Правительственное постановление о строительстве самолета (изделие «25») принято 24 марта 1951 г., первый полет первого опытного самолета М-4 - 20 января 1953 г. (командир корабля летчик-испытатель Ф. Ф. Опад- чий), начало госиспытаний 15 апреля 1954 г., начало серийного производства (в Москве, на заводе в Филях) - 1954- г., всего построено около 10 самолетов. В ходе летных испытаний выявился сильный шимми носовой колесной тележки, что приводило в ряде случаев к срыву с креплений бомбардировочного прицела. По рекомендациям Б. Келдыша был изменен демпфер передней стойки и уменьшены размеры колес.

В 1955-1957 гг. самолеты М-4 переоснащены ТРД РД-3М или РД-3М-500А (модификация АМ-ЗА), созданными под руководством П. Зубца.

Параллельно с созданием самолета М-4 велись работы над высотным бомбардировщиком М-2 (изделие «28») с ТРД ВД-5' (4X127,5 кН/4Х X13 000 кгс), установленными на пилонах, имеющим практический потолок 17 км, однако в дальнейшем предпочтение было отдано самолету 3М (М-6), имевшему близкие расчетные характеристики.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх