Пр. 12412- 8 (36) ед.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

– стандартное 420

– полное . 475

Главные размеренна, м:

– длина наибольшая (по KBJI) . 56,1 (49,5)

– ширина наибольшая 10,2 (8,74)

– осадка при полном водоизмещении 16* . 2,2

Экипаж, чел. (в том числе офицеров) 36 (5)

Автономность по запасам провизии, сут 10

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип ДД

(суммарная мощность, л. с.) . 2 х М-507 (20 000)

– количество х тип движителеи 2 х ВФШ

– количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт) . 1 х ДГ

(200) + 1 х ДГ (100)

Скорость хода, уз:

– полная . более 32

– экономическая . 14

Дальность плавания ходом 14 уз, мили . 1600

Вооружение:

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Стрела-3»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (ПЗРК)

– боезапас . 16 ЗР

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 x 1 – 76/60 (АК-176М)

– боезапас . 208 выстрелов

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1x1- 30-мм (АК-630М)

– боезапас . 2000 выстрелов

– СУАО «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) . 4 x 1 – 400-мм

(палубные неповоротные)

– боезапас . 4 торпеды СЭТ-40

– количество РВУ х стволов (тип РВУ) . 2x5 – 123-мм (РБУ-1200М)

– боезапас . 40 РГБ-12

– количество кормовых бомбосбрасывателей . 2

– боезапас . 12 ГБ ББ-1

– СУО «Гром»

Радиоэлектронное:

– PJIC обнаружения НЦ и ВЦ Рейд» (МР-220)

– PJIC навигационная . «Кивач-2»

– комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2»

– количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 2 х 16 – 82мм

(ПК-16)

– ГАК . «Бронза» 17*


16* Без обтекателя ГАС.

17* С подкильной и опускаемо-буксируемой антеннами.



Схема наружного вида МПК пр. 12412:


1 – ангар рабочего тела и ПОУ опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 2 – бомбосбрасыватель с шестью глубинными бомбами ББ-1; 3 – ПУ СППП ПК-16; 4 – ПУ ПЗРК «Стрела-3»; 5 – спасательные плотики ПСН-6; 6 – 30-мм АУ АК-630М; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС «Рейд»; 9 – приемная антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 10 – АП радиопеленгатора; 11 – передающая антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 12 – моторный катер; 13 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 14 – ходовой мостик; 15 – 45-см прожектор; 16 – АП РЛС «Кивач-2»; 17 – ходовая рубка; 18 – РБУ-1200М; 19 – 76-мм АУ АК-176; 20 – противодиверсионный гранатомет МРГ-1; 21 – подкильная антенна ГАК «Бронза»; 22 -400-мм ТА; 23 – шахта опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»!


Малые противолодочные корабли пр. 12412 (шифр «Молния-2») разработаны ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина на базе ракетного катера пр. 1241 («Молния»). Отличаются от него составом вооружения, энергетической установкой, обводами корпуса и формой надстроек. Они предназначены для борьбы с подводными лодками в закрытых морях (Балтийском и Черном) и охраны водного района. Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки выполнены из легких сплавов. На некоторых кораблях, для действий на мелководье, устанавливалась вертолетная ГАС «Ока». Контейнер с лебедкой и рабочим телом размещается за надстройкой с правого борта у среза ПУ ПЗРК. Всего в период с 1980 по 1988 гг. на Ярославском ССЗ и во Владивостокском ССЗ для отечественных заказчиков (ВМФ и МЧПВ) было построено 36 МПК пр. 12412 различных модификаций. Причем из них не менее 20 единиц вошло в состав МЧ ПВ КГБ СССР. Кроме того, восемь катеров, строившихся по пр. 1241ПЭ (с PЛC «Позитив-Э» вместо РЛС «Рейд» и без комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»), предназначались для иностранных заказчиков. Однако только пять из них были проданы за границу. Один катер не достроили, а два оставшихся – передали МЧ ФПС РФ.

МПК-3* (зав. № 902, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 28.02.1988 г.; 21.12.1988 г.; 29.09.1989 г.

Первоначально строился по заказу МЧ ПВ КГБ СССР, но в январе 1989 г. корабль передали ВМФ СССР. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1989 г. корабль исключили из боевого состава флота, в январе 1990 г. его передали правительству Кубы и присвоили литерное обозначение № 321.

МПК 211* (зав. № 901, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

13.03.1987 г.; 20.04.1988 г.; 28.06.1989 г.

Входил в состав ЧФ. 1.04.1989 г. (на стадии приемных испытаний) корабль исключили из боевого состава флота, а в декабре 1989 г. передали правительству Индии и переименовали в Abhay.

МПК-218* (зав. № 903, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

22.12.1988 г.; 9.01.1990 г.; 28.09.1990 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в июле 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Akshay.

МПК-206* (зав. № 904, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 22.12.1988 г.; 9.01.1990 г.; 28.09.1990 г.

Входил в состав ЧФ. 19.06.1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в сентябре 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Ajay.

МПК-208* (зав. № 905, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

11.08.1989 г.; 20.07.1990 г.; 28.12.1990 г.

Входил в состав ЧФ. 11.02.1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в декабре 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Agray.

МПК-140 (зав. № 501) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 14.10.1977 г.; 5.02.1979 г.; 31.12.1979 г.

Входил в состав БФ. 31.07.1996 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В конце 1996 г. его разобрали на металл.

МПК-144 18* (зав. № 502, с 2000 г. – Владимирец) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 6.03.1978 г.; 23.01.1980 г.; 4.11.1980 г.

Входит в состав ЛенВМБ. С 21.10 по 21.12.1987 г. на СРЗ № 7 в Таллинне корабль прошел средний ремонт.

Комсомолец Башкирии (зав. № 503, до 27.07.1982 г. и с 15.02.1992 г. – МПК-60) Ярославский ССЗ: 22.12.1978 г. (г. Ярославль); 10.06.1980 г.; 31.12.1980 г. Входит в состав ЛенВМБ.

МПК-76 (зав. № 505) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 22.04.1980 г.;

8.06.1981 г.; 29.12.1981 г. Входит в состав ЛенВМБ.

МПК-93 (зав. № 507) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 5.05.1981 г.;

6.07.1982 г.; 25.12.1982 г.

Входил в состав ЧФ. 1.08.1997 г. корабль передали правительству Украины, переименовали в Ужгород (борт. № U-207) и переклассифицировали в корвет.

МПК-146 (зав. № 509) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 29.05.1982 г.; 12.06.1983 г.; 24.12.1983 г.

Входил в состав ЧФ. 1.03.1989 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в июне 1989 г. его передали правительству Болгарии и переименовали в Решителен.

МПК-116 (зав. № 512) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 20.10.1983 г.; 26.01.1985 г.; 9.09.1985 г.

Входил в состав ЧФ. 1.08.1997 г. корабль передали правительству Украины, переименовали в Хмельницькій (борт. № U-208) и переклассифицировали в корвет.

МПК-214 (зав. № 513) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 21.04.1984 г.; 17.06.1985 г.; 18.12.1985 г.

Входил в состав ЧФ. 4.02.1992 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в апреле 1992 г. его передали правительству Болгарии и переименовали в Бодьр.

МПК-291 (зав. № 906, пр. 1241ПЭ). ОАО «Ярославский ССЗ» (г. Ярославль):

16.05.1990 г.; 23.04.1991 г.; 27.11.1991 г.

Строился по заказу правительства Ирака, но из-за экономических санкций ООН 25.02.1994 г. был передан в распоряжение МЧ ФПС РФ (см. ПСКР пр. 1241ПЭ).

МПК-292 (зав. № 907, пр. 1241ПЭ). ОАО «Ярославский ССЗ» (г. Ярославль): 16.05.1990 г.; 23.04.1991 г.; 27.11.1991 г.

Строился по заказу правительства Ирака, но из-за экономических санкций ООН 17.05.1994 г. был передан в распоряжение МЧ ФПС РФ (см. ПСКР пр. 1241ПЭ).

МПК-293 (зав. № 908, строился по заказу правительства Ирана по пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 5.1991 г.; – ; -.

Строился для правительства Ирака, но из-за экономических санкций ООН, 4.02.1992 г. заказ аннулировали. Корпус корабля на стапеле разобрали на металл.


* Здесь и далее по тексту звездочка обозначает, что данные корабли были выведены из боевого состава флота до декабря 1991 г.

18* По другим данным МПК-220.



Схема наружного вида МПК пр. 12412 ранней постройки (вверху), МПК-214 и МПК-146 (внизу):


1 – ангар рабочего тела и ПОУ опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 2 – бомбосбрасыватель с шестью глубинными бомбами ББ-1; 3 – ПУ СППП ПК-16; 4 – ПУ ПЗРК «Стрела-3»; 5 – спасательные плотики ПСН-6; 6 – 30-мм АУ АК-630М; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС «Рейд»; 9 – АП радиопеленгатора; 10 – моторный катер; 11 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 12 – АП РЛС «Кивач-2»; 13 – ходовой мостик; 14 – 45-см прожектор; 15 – ходовая рубка; 16 – РБУ-1200М; 17 – 76-мм АУ АК-176; 18 – противодиверсионный гранатомет МРГ-1; 19 – 400-мм ТА; 20 – шахта опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 21 – приемная антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2» 19*; 22 – передающая антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 23 – обтекатель подкильной антенны ГАК «Бронза».

19* По некоторым данным на МПК-214 и МПК-146 комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2» не устанавливался.


Примечания:



Пр. 12412- 8 (36) ед.

Основные тактико-технические элементы

Водоизмещение, т:

– стандартное 420

– полное . 475

Главные размеренна, м:

– длина наибольшая (по KBJI) . 56,1 (49,5)

– ширина наибольшая 10,2 (8,74)

– осадка при полном водоизмещении 16* . 2,2

Экипаж, чел. (в том числе офицеров) 36 (5)

Автономность по запасам провизии, сут 10

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип ДД

(суммарная мощность, л. с.) . 2 х М-507 (20 000)

– количество х тип движителеи 2 х ВФШ

– количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт) . 1 х ДГ

(200) + 1 х ДГ (100)

Скорость хода, уз:

– полная . более 32

– экономическая . 14

Дальность плавания ходом 14 уз, мили . 1600

Вооружение:

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Стрела-3»

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (ПЗРК)

– боезапас . 16 ЗР

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 x 1 – 76/60 (АК-176М)

– боезапас . 208 выстрелов

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1x1- 30-мм (АК-630М)

– боезапас . 2000 выстрелов

– СУАО «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) . 4 x 1 – 400-мм

(палубные неповоротные)

– боезапас . 4 торпеды СЭТ-40

– количество РВУ х стволов (тип РВУ) . 2x5 – 123-мм (РБУ-1200М)

– боезапас . 40 РГБ-12

– количество кормовых бомбосбрасывателей . 2

– боезапас . 12 ГБ ББ-1

– СУО «Гром»

Радиоэлектронное:

– PJIC обнаружения НЦ и ВЦ Рейд» (МР-220)

– PJIC навигационная . «Кивач-2»

– комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2»

– количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 2 х 16 – 82мм

(ПК-16)

– ГАК . «Бронза» 17*


16* Без обтекателя ГАС.

17* С подкильной и опускаемо-буксируемой антеннами.



Схема наружного вида МПК пр. 12412:


1 – ангар рабочего тела и ПОУ опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 2 – бомбосбрасыватель с шестью глубинными бомбами ББ-1; 3 – ПУ СППП ПК-16; 4 – ПУ ПЗРК «Стрела-3»; 5 – спасательные плотики ПСН-6; 6 – 30-мм АУ АК-630М; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС «Рейд»; 9 – приемная антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 10 – АП радиопеленгатора; 11 – передающая антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 12 – моторный катер; 13 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 14 – ходовой мостик; 15 – 45-см прожектор; 16 – АП РЛС «Кивач-2»; 17 – ходовая рубка; 18 – РБУ-1200М; 19 – 76-мм АУ АК-176; 20 – противодиверсионный гранатомет МРГ-1; 21 – подкильная антенна ГАК «Бронза»; 22 -400-мм ТА; 23 – шахта опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»!


Малые противолодочные корабли пр. 12412 (шифр «Молния-2») разработаны ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина на базе ракетного катера пр. 1241 («Молния»). Отличаются от него составом вооружения, энергетической установкой, обводами корпуса и формой надстроек. Они предназначены для борьбы с подводными лодками в закрытых морях (Балтийском и Черном) и охраны водного района. Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки выполнены из легких сплавов. На некоторых кораблях, для действий на мелководье, устанавливалась вертолетная ГАС «Ока». Контейнер с лебедкой и рабочим телом размещается за надстройкой с правого борта у среза ПУ ПЗРК. Всего в период с 1980 по 1988 гг. на Ярославском ССЗ и во Владивостокском ССЗ для отечественных заказчиков (ВМФ и МЧПВ) было построено 36 МПК пр. 12412 различных модификаций. Причем из них не менее 20 единиц вошло в состав МЧ ПВ КГБ СССР. Кроме того, восемь катеров, строившихся по пр. 1241ПЭ (с PЛC «Позитив-Э» вместо РЛС «Рейд» и без комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»), предназначались для иностранных заказчиков. Однако только пять из них были проданы за границу. Один катер не достроили, а два оставшихся – передали МЧ ФПС РФ.

МПК-3* (зав. № 902, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 28.02.1988 г.; 21.12.1988 г.; 29.09.1989 г.

Первоначально строился по заказу МЧ ПВ КГБ СССР, но в январе 1989 г. корабль передали ВМФ СССР. Входил в состав ЧФ. В ноябре 1989 г. корабль исключили из боевого состава флота, в январе 1990 г. его передали правительству Кубы и присвоили литерное обозначение № 321.

МПК 211* (зав. № 901, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

13.03.1987 г.; 20.04.1988 г.; 28.06.1989 г.

Входил в состав ЧФ. 1.04.1989 г. (на стадии приемных испытаний) корабль исключили из боевого состава флота, а в декабре 1989 г. передали правительству Индии и переименовали в Abhay.

МПК-218* (зав. № 903, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

22.12.1988 г.; 9.01.1990 г.; 28.09.1990 г.

Входил в состав ЧФ. В апреле 1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в июле 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Akshay.

МПК-206* (зав. № 904, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 22.12.1988 г.; 9.01.1990 г.; 28.09.1990 г.

Входил в состав ЧФ. 19.06.1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в сентябре 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Ajay.

МПК-208* (зав. № 905, пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль):

11.08.1989 г.; 20.07.1990 г.; 28.12.1990 г.

Входил в состав ЧФ. 11.02.1991 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в декабре 1991 г. его передали правительству Индии и переименовали в Agray.

МПК-140 (зав. № 501) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 14.10.1977 г.; 5.02.1979 г.; 31.12.1979 г.

Входил в состав БФ. 31.07.1996 г. корабль, из-за износа материальной части и отсутствия средств для проведения ремонта, исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации. В конце 1996 г. его разобрали на металл.

МПК-144 18* (зав. № 502, с 2000 г. – Владимирец) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 6.03.1978 г.; 23.01.1980 г.; 4.11.1980 г.

Входит в состав ЛенВМБ. С 21.10 по 21.12.1987 г. на СРЗ № 7 в Таллинне корабль прошел средний ремонт.

Комсомолец Башкирии (зав. № 503, до 27.07.1982 г. и с 15.02.1992 г. – МПК-60) Ярославский ССЗ: 22.12.1978 г. (г. Ярославль); 10.06.1980 г.; 31.12.1980 г. Входит в состав ЛенВМБ.

МПК-76 (зав. № 505) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 22.04.1980 г.;

8.06.1981 г.; 29.12.1981 г. Входит в состав ЛенВМБ.

МПК-93 (зав. № 507) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 5.05.1981 г.;

6.07.1982 г.; 25.12.1982 г.

Входил в состав ЧФ. 1.08.1997 г. корабль передали правительству Украины, переименовали в Ужгород (борт. № U-207) и переклассифицировали в корвет.

МПК-146 (зав. № 509) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 29.05.1982 г.; 12.06.1983 г.; 24.12.1983 г.

Входил в состав ЧФ. 1.03.1989 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в июне 1989 г. его передали правительству Болгарии и переименовали в Решителен.

МПК-116 (зав. № 512) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 20.10.1983 г.; 26.01.1985 г.; 9.09.1985 г.

Входил в состав ЧФ. 1.08.1997 г. корабль передали правительству Украины, переименовали в Хмельницькій (борт. № U-208) и переклассифицировали в корвет.

МПК-214 (зав. № 513) Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 21.04.1984 г.; 17.06.1985 г.; 18.12.1985 г.

Входил в состав ЧФ. 4.02.1992 г. корабль исключили из боевого состава флота, а в апреле 1992 г. его передали правительству Болгарии и переименовали в Бодьр.

МПК-291 (зав. № 906, пр. 1241ПЭ). ОАО «Ярославский ССЗ» (г. Ярославль):

16.05.1990 г.; 23.04.1991 г.; 27.11.1991 г.

Строился по заказу правительства Ирака, но из-за экономических санкций ООН 25.02.1994 г. был передан в распоряжение МЧ ФПС РФ (см. ПСКР пр. 1241ПЭ).

МПК-292 (зав. № 907, пр. 1241ПЭ). ОАО «Ярославский ССЗ» (г. Ярославль): 16.05.1990 г.; 23.04.1991 г.; 27.11.1991 г.

Строился по заказу правительства Ирака, но из-за экономических санкций ООН 17.05.1994 г. был передан в распоряжение МЧ ФПС РФ (см. ПСКР пр. 1241ПЭ).

МПК-293 (зав. № 908, строился по заказу правительства Ирана по пр. 1241ПЭ). Ярославский ССЗ (г. Ярославль): 5.1991 г.; – ; -.

Строился для правительства Ирака, но из-за экономических санкций ООН, 4.02.1992 г. заказ аннулировали. Корпус корабля на стапеле разобрали на металл.


* Здесь и далее по тексту звездочка обозначает, что данные корабли были выведены из боевого состава флота до декабря 1991 г.

18* По другим данным МПК-220.



Схема наружного вида МПК пр. 12412 ранней постройки (вверху), МПК-214 и МПК-146 (внизу):


1 – ангар рабочего тела и ПОУ опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 2 – бомбосбрасыватель с шестью глубинными бомбами ББ-1; 3 – ПУ СППП ПК-16; 4 – ПУ ПЗРК «Стрела-3»; 5 – спасательные плотики ПСН-6; 6 – 30-мм АУ АК-630М; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС «Рейд»; 9 – АП радиопеленгатора; 10 – моторный катер; 11 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 12 – АП РЛС «Кивач-2»; 13 – ходовой мостик; 14 – 45-см прожектор; 15 – ходовая рубка; 16 – РБУ-1200М; 17 – 76-мм АУ АК-176; 18 – противодиверсионный гранатомет МРГ-1; 19 – 400-мм ТА; 20 – шахта опускаемо-буксируемой антенны ГАК «Бронза»; 21 – приемная антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2» 19*; 22 – передающая антенна комплекса средств РЭБ «Вымпел-Р2»; 23 – обтекатель подкильной антенны ГАК «Бронза».

19* По некоторым данным на МПК-214 и МПК-146 комплекс средств РЭБ «Вымпел-Р2» не устанавливался.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх