|
||||
|
4. ТОПЛИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТВЕРДОЕ, ЖИДКОЕ И ГАЗООБРАЗНОЕ ТОПЛИВО 4.1. Общие положения 4.1.1. Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. 4.1.2. При поступлении в организацию, расходовании на производство и хранении на складах и в резервуарах организовывается учет всего топлива по количеству и качеству, при котором обеспечивается: взвешивание всего твердого топлива, поставляемого по железной дороге и автомобильным транспортом, или обмер либо определение его количества по осадке судов при поступлении водным транспортом; взвешивание всего поставляемого жидкого топлива или его обмер; определение количества всего сжигаемого газообразного топлива по приборам; инвентаризация твердого и жидкого топлива; периодический контроль качества топлива; обмер древесного топлива; предъявление претензий поставщикам при обнаружении недостачи или ненадлежащего качества топлива. 4.1.3. Качество всех видов поставляемого для котельных топлива должно соответствовать государственным стандартам и техническим условиям на поставку. В документах на поставку топлива указываются: для твердого топлива – марка, низшая теплота сгорания, группа по зольности, предельное значение зольности и влажности, содержание летучих, класс по крупности, отсутствие в топливе посторонних включений, кроме того, для кузнецких углей – группа окисленности, а для торфа – минимальное значение влажности; для жидкого топлива – марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги; для газообразного топлива – низшая теплота сгорания, плотность газа и предельное содержание влаги, конденсата, механических примесей и серы. 4.1.4. Для контроля количества поступившего на склад и израсходованного котельной топлива не реже 1 раза в квартал проводится его инвентаризация. 4.1.5. Для предупреждения снижения качества твердого топлива при его длительном хранении необходимо систематически менять его запасы за счет сжигания и закладки свежего топлива. 4.2. Хранение и подготовка топлива Твердое топливо 4.2.1. Размеры территории складов твердого топлива устанавливаются достаточными для обеспечения раздельного хранения топлива в штабелях. 4.2.2. Склады твердого топлива оснащаются оборудованием для разгрузки топлива, укладки его в штабеля, погрузки, взвешивания, обеспечения условий хранения топлива (послойные уплотнения, контрольные измерения температуры в штабелях и т. д.), выполнения работ по отбору и разделке проб для химического анализа, а также по определению содержания в топливе породы и мелочи. 4.2.3. Выгрузка топлива из вагонов, укладка его в штабеля (для самовозгорающихся углей – послойное уплотнение) и подача топлива в котельные производятся механизированным способом. 4.2.4. Механизмы и оборудование топливных складов необходимо содержать в рабочем состоянии, обеспечивающем их номинальную производительность. 4.2.5. Работа грузоподъемных кранов, бульдозеров и других машин и механизмов топливных складов при наличии трещин в ответственных местах металлоконструкций, при неисправных тормозах, противоугонных устройствах, концевых выключателях и ограничителях перекосов не допускается. 4.2.6. Резервные механизмы и оборудование (конвейеры, дробилки и др.) должны работать поочередно. 4.2.7. Устройства для подготовки и транспортировки твердого топлива должны обеспечивать подачу в котельную дробленого и очищенного от посторонних предметов топлива. 4.2.8. Работа оборудования и устройств топливоподачи при отсутствии или неисправном состоянии ограждающих и тормозных устройств не допускается. 4.2.9. Машины и механизмы, оборудование и приспособления топливных складов и топливоподачи допускаются к эксплуатации после освидетельствования и испытания, которые проводятся при участии лиц, ответственных за эксплуатацию и надзор за машинами и механизмами, не реже 1 раза в год независимо от времени их работы. Техническое и ремонтное обслуживание машин и механизмов топливных складов и топливоподачи производится по графикам, утвержденным техническим руководителем организации. Объем и порядок технического обслуживания определяются в соответствии с типовой и местной инструкциями по эксплуатации. 4.2.10. С целью предотвращения повышения влажности топлива при хранении его на складе для устройства складов необходимо выбирать незатапливаемые площадки с глубиной залегания грунтовых вод не менее чем на 0,5 м от поверхности площадки, при этом должен быть осуществлен отвод воды от площадок, на которых размещаются штабеля угля. 4.2.11. Для предупреждения самовозгорания каменного угля не допускается: смешивать угли разных марок; формировать штабеля во время дождя, при высоких температурах наружного воздуха или при наличии повышенной температуры внутри отвала угля; устраивать в штабелях вентиляционные каналы или пустоты при укладке в штабеля; засорять штабеля каменноугольного топлива мусором, опилками, торфом и другими легковоспламеняющимися материалами; заваливать каменноугольным топливом деревянные столбы электрических и телефонных линий и другие древесные конструкции. 4.2.12. В помещениях топливоподачи необходимо организовать систематический контроль загазованности воздуха в местах возможного скопления газа. 4.2.13. Все виды угля и сланца подвергаются дроблению на куски размером до 25 мм. При этом остаток на сите 25 мм не должен превышать 5 %. 4.2.14. Перед подачей топлива в дробилки и мельницы осуществляется механизированное удаление из него металла, щепы и мусора. На работающем конвейере металлоуловители и щепоуловители должны быть постоянно включены и сблокированы с ним. 4.2.15. На тракте топливоподачи обеспечивается равномерный по ширине поток топлива, поступающего на конвейеры, грохоты, дробилки, щепо– и корнеуловители. Принимаются меры, исключающие замазывание влажным топливом грохотов, дробилок (обогрев, вибрирование и др.). Устройства, устраняющие зависание топлива в бункерах и течках (устройства обогрева стенок, вибраторы и др.), находятся в постоянной готовности к работе. 4.2.16. На конструкциях здания внутри помещений и на оборудовании системы топливоподачи не допускается скопление пыли. Механизмы топливоподачи тщательно уплотняются и оборудуются устройствами, обеспечивающими чистоту воздуха в помещении в соответствии с санитарными нормами и правилами. Уборка помещений и оборудования должна быть механизированной (смывом водой или пылесосами) и проводиться по утвержденному графику. В помещениях необходимо вести контроль за состоянием дверей, окон, исключающий возникновение сквозняков и завихрений пыли. 4.2.17. Соединять концы и ремонтировать конвейерные ленты необходимо путем склейки и вулканизации. При соединении и ремонте конвейерных лент применение металлических деталей не допускается. 4.2.18. При использовании влажного топлива бункеры периодически (по графику), но не реже 1 раза в 10 дней, полностью опорожняются от налипшего топлива для осмотра и чистки при соблюдении требований правил техники безопасности. При переходе котельной на длительное сжигание газа или мазута бункеры опорожняются. 4.2.19. Внутренние стенки железобетонных бункеров должны быть зажелезненными и тщательно заглаженными. На внутренней поверхности бункеров и течек не должно быть выступающих частей (деталей, конструкций и др.). Внутренние углы бункеров, образуемые его стенками, должны перекрываться плоскостями или закругляться; гарнитура шиберов и отключающих устройств не должна выступать внутрь и сужать сечение выходного отверстия бункера или течки. 4.2.20. Капитальный ремонт механизмов топливных складов и топливоподачи производится по графику, но не реже 1 раза в 3 года, а текущие ремонты – по графику. Жидкое топливо 4.2.21. Все сливное оборудование, насосы и трубопроводы заземляются для отвода статического электричества, возникающего при перекачке мазута, и для защиты от воздействия молний. Защита выполняется в соответствии с руководящими указаниями по проектированию и устройству молниезащиты. 4.2.22. Площадки для сливного оборудования должны быть забетонированы и иметь канавы для отвода в ловушки пролитого мазута. Сливные лотки и съемные рукава необходимо содержать в исправном состоянии и чистоте; по окончании работы они убираются в места, защищенные от солнца и атмосферных осадков. Ливневые и талые воды сбрасывать с территории мазутного хозяйства в канализацию без предварительной очистки не допускается. Содержание нефтепродуктов в водах, сбрасываемых в водоемы общего пользования, систематически контролируется в соответствии с правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. 4.2.23. При сливе мазута в паропроводах приемосливного устройства необходимо обеспечить следующие параметры пара: давление 0,8–1,3 МПа (8-13 кгс/см2) с температурой не выше 250 °C. На мазутосливе (в цистернах, лотках, приемных емкостях и хранилищах) мазут подогревается до температуры: для мазута марки М40 – 40–60 °C, марки М100 – 60–80 °C, марки М200 – 70–90 °C. Для сернистых мазутов марок М40 и М100 температура разогрева должна быть в пределах 70–80 °C. Меньшие значения температур принимаются при перекачке топлива винтовыми и шестеренчатыми насосами, большие – центробежными насосами; для поршневых насосов принимаются средние значения температур. При использовании смеси мазута разных марок температура разогрева принимается по наиболее тяжелому мазуту. Максимальная температура мазута в приемных емкостях и резервуарах должна быть на 15 °C ниже температуры вспышки топлива, но не выше 90 °C. 4.2.24. Обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей специализированной организацией с устранением выявленных дефектов производится по графику, но не реже 1 раза в 5 лет. 4.2.25. Остатки жидкого топлива, удаляемые при очистке резервуаров, лотков, приемных емкостей, фильтров, мазутоподогревателей и других устройств, сжигаются в топках котлов или специально отведенных местах. Для уменьшения отложений и облегчения очистки котлов и резервуаров к мазуту необходимо добавлять специальные жидкие присадки. 4.2.26. Подогрев паром мазута, кроме сернистого, допускается в случае, если цистерны не имеют необходимых устройств для подогрева поверхностным способом. 4.2.27. Мазут принимается согласно сертификату качества, в котором указываются его качественные показатели. При приемке мазута отбираются пробы для проверки содержания воды и примесей на соответствие стандарту, согласно паспортным данным. Данные по температуре, способу и продолжительности приемки, о количестве и качестве мазута заносятся в журнал. 4.2.28. Мазут хранится в металлических или железобетонных резервуарах. Крышки люков в резервуарах должны быть всегда плотно закрыты на болты с прокладками. Оборудование железобетонных и металлических резервуаров, а также другие устройства топливного хозяйства поддерживаются в состоянии, отвечающем требованиям строительных норм и правил по противопожарным нормам на складах нефти и нефтепродуктов. Слив топлива в резервуары осуществляется под уровень мазута. 4.2.29. Надземные баки-резервуары хранения мазута обваловываются для предотвращения растекания мазута. Объем обвалования должен быть равен объему наибольшего резервуара. 4.2.30. На все приемные емкости и резервуары дня хранения жидкого топлива должны быть составлены градуировочные таблицы, которые обновляются после каждого Капитального ремонта, реконструкции резервуара, при изменении его формы и объема, после перемещения на новое место. Градуировочные таблицы утверждаются техническим руководителем организации. 4.2.31. У разгружающихся цистерн не должно быть посторонних лиц. В работе по разгрузке топлива участвуют не менее двух человек. Шланг в резервуар опускается так, чтобы не было падающей струи жидкого топлива. При работе на сливном пункте жидкого топлива применяется инструмент, не дающий искры при ударе. Заполнять резервуары и чистить их необходимо только в светлое время суток. 4.2.32. По утвержденному графику проводятся: наружный осмотр мазутопроводов и арматуры – не реже 1 раза в год; выборочная ревизия арматуры – не реже 1 раза в 4 года; проверка паспортов на мазутопроводы и паровые спутники. 4.2.33. Вязкость мазута, подаваемого в котельную, не должна превышать: для механических и паромеханических форсунок – 2,5° ВУ (16 мм2/с), для паровых и ротационных форсунок – 6° ВУ (44 мм2/с). 4.2.34. Фильтры топлива очищаются (паровой продувкой вручную или химическим способом) при повышении их сопротивления на 50 % по сравнению с начальным (в чистом состоянии) при расчетной нагрузке. Обжиг фильтрующей сетки при очистке не допускается. Мазутоподогреватели очищаются при снижении их тепловой мощности на 30 % номинальной, но не реже 1 раза в год. 4.2.35. Резервные насосы, подогреватели и фильтры топлива должны содержаться в исправном состоянии и в постоянной готовности к работе. Проверка включения резервного насоса от действия устройств автоматического ввода резерва проводится по утвержденному графику, но не реже 1 раза в месяц. 4.2.36. При выводе в ремонт трубопроводов или оборудования они надежно отключаются от работающих, дренируются и пропариваются. На отключенных участках топливопроводов паровые или другие «спутники» отключаются. 4.2.37. Перед включением резервуара с мазутом в работу после длительного хранения в нем топлива из придонного слоя (0,5 м) отбирается проба мазута для анализа на влажность и принимаются меры, предотвращающие попадание отстоявшейся воды и мазута большой обводненности в котельную. 4.2.38. Задвижки и вентили открываются руками. Применять рычаги и ударный инструмент для их открывания не допускается. 4.2.39. Резервуары необходимо освобождать от паров топлива путем естественного проветривания, при этом паропровод и проволока парового рукава во время пропаривания резервуара заземляются. 4.2.40. В напорных мазутопроводах котельных, оборудованных механическими форсунками, поддерживается постоянное давление согласно проекту с отклонением не более 0,1 МПа (1кгс/см2). 4.2.41. Текущий и капитальный ремонты насосов жидкого топлива производятся по утвержденному графику и в сроки, соответствующие требованиям завода-изготовителя. 4.2.42. По утвержденному графику, но не реже 1 раза в неделю, проверяются действие сигнализации предельного повышения давления и повышения температуры и понижения давления топлива, подаваемого в котельную на сжигание, правильность показаний выведенных на щит управления дистанционных уровнемеров и приборов измерения температуры топлива в резервуарах и приемных емкостях. Контроль температуры мазута в резервуарах может осуществляться при помощи ртутных термометров, устанавливаемых на всасывающем патрубке топливных насосов. 4.2.43. Применение топлива, не предусмотренного проектом, в теплогенерирующих энергоустановках не допускается. Газ 4.2.44. При эксплуатации газового хозяйства обеспечивается: бесперебойная подача к горелочным устройствам газа требуемого давления, очищенного от посторонних примесей и конденсата, в количестве, соответствующем нагрузке котлов; контроль количества и качества поступающего газа; безопасная работа оборудования, а также безопасное проведение его технического обслуживания и ремонта; своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт оборудования; надзор за техническим состоянием оборудования и его безопасной эксплуатацией. 4.2.45. У лица, ответственного за газовое хозяйство, постоянно хранится следующая документация: приказ о назначении лица, ответственного за газовое хозяйство; акт о приемке оборудования газового хозяйства; технологические схемы газопроводов с указанием газоопасных колодцев и камер; инструкции и эксплуатационная документация по безопасному пользованию газом; планы ликвидации возможных аварий; документы об обучении и проверке знаний персонала. 4.2.46. На каждый газопровод и оборудование газорегуляторных пунктов составляется паспорт с основными данными, характеризующими газопровод, оборудование, контрольно-измерительные приборы и помещение газорегуляторных пунктов. В паспорт также заносятся сведения о ремонте газопроводов и оборудования газорегуляторных пунктов. 4.2.47. Колебание давления газа в газопроводе котельной не должно превышать величин, указанных в местной инструкции, но не выше 10 % рабочего давления. По графику, но не реже 1 раза в месяц, проверяется действие сигнализации максимального и минимального давлений газа в газопроводе котельной после автоматических регуляторов давления. 4.2.48. Газ по обводной линии (байпасу) допускается подавать только в течение времени, необходимого для ремонта оборудования и арматуры, в период снижения давления газа перед газорегуляторными пунктами или газорегуляторными установками до величины, не обеспечивающей надежную работу регулятора давления. 4.2.49. Газопроводы при заполнении газом должны быть продуты до вытеснения всего воздуха. Окончание продувки определяется анализом или сжиганием отбираемых проб, при этом содержание кислорода в газе не должно превышать 1 %, а сгорание газа должно происходить спокойно, без хлопков. Выпуск газовоздушной смеси при продувках газопроводов осуществляется в места, где исключена возможность попадания ее в здания, а также воспламенения от какого-либо источника огня. Газопроводы при освобождении от газа продуваются воздухом до вытеснения всего газа. Окончание продувки определяется анализом, при этом остаточное содержание газа в продувочном воздухе должно быть не более 1/5 нижнего предела воспламенения газа. 4.2.50. Обход трассы подземных газопроводов, находящихся на территории котельной, проводится по графику, но не реже 1 раза в 2 дня. При этом проверяются на загазованность колодцы газопровода, а также расположенные на расстоянии до 15 м в обе стороны от газопровода другие колодцы (телефонные, водопроводные, теплофикационные), коллекторы, подвалы зданий и другие помещения, в которых возможно скопление газа. При обнаружении газа в каком-либо из указанных сооружений дополнительно осматриваются колодцы, подвалы и другие подземные сооружения в радиусе 50 м от газопровода. Одновременно с проветриванием сооружений и подвалов выявляются и устраняются утечки газа. 4.2.51. Для обслуживания подземных газопроводов обходчикам выдаются маршрутные карты с присвоенными им номерами. В каждой из них указываются схема трассы газопроводов и ее длина, а также колодцы подземных коммуникаций и подвалы зданий, расположенные на расстоянии до 15 м в обе стороны от газопроводов. 4.2.52. Наличие газа в подвалах, коллекторах, колодцах и других подземных сооружениях проверяется газоанализатором во взрывозащищенном исполнении. Анализ проб воздуха в подвалах зданий может производиться непосредственно в подвале газоанализаторами взрывозащищенного исполнения, а при отсутствии их – путем отбора пробы воздуха из подвала и анализа ее вне здания. Отбор проб воздуха из коллекторов, колодцев, подвалов и других подземных сооружений производится извне. 4.2.53. Проверка плотности подземных газопроводов и состояния их изоляции организуется в зависимости от условий эксплуатации газопроводов по графику, но не реже 1 раза в 5 лет, с помощью приборов без вскрытия грунта. Результаты проверки заносятся в паспорт газопроводов и учитываются при назначении видов и сроков их ремонта. 4.2.54. Осмотр всех газопроводов котельной проводится 1 раз в смену, а проверка плотности соединений газопровода и арматуры, установленной на нем, – 1 раз в сутки по внешним признакам утечки газа (по запаху, звуку) с использованием мыльной эмульсии. Применение открытого огня для обнаружения утечки газа не допускается. 4.2.55. Внешний и внутренний осмотры помещений газорегуляторных пунктов с отбором и анализом проб воздуха на загазованность на уровне 0,25 м от пола и 0,4–0,7 м от потолка проводятся ежесуточно. 4.2.56. Техническое обслуживание газового оборудования организовывается по графику, но не реже 1 раза в месяц. Плановый ремонт проводится не реже 1 раза в год с разборкой регуляторов давления, предохранительных клапанов, фильтров, если в паспорте завода-изготовителя не указаны другие сроки. Корпус фильтра после выемки фильтрующей кассеты тщательно очищается. Разборка и очистка кассеты проводятся вне помещений. Очистка фильтра осуществляется также при достижении допустимого значения перепада давления, которое указывается в местных инструкциях. 4.2.57. Проверка настройки и действия предохранительных устройств (запорных и сбросных), а также приборов авторегулирования проводится перед пуском газа, после длительного (более 2 месяцев) останова оборудования, а также при эксплуатации не реже 1 раза в 2 месяца, если в инструкции завода-изготовителя не указаны другие сроки. 4.2.58. Газопроводы должны регулярно (по графику) дренироваться через специальные штуцера, устанавливаемые в нижних точках газопровода. Конденсат собирается в передвижные емкости и утилизируется. Сброс удаленной из газопровода жидкости в канализацию не допускается. 4.3. Золоулавливание и золоудаление. Золоулавливающие установки 4.3.1. В котельных, работающих на твердом топливе, системы шлакозолоудаления должны обеспечивать надежное и бесперебойное удаление золы и шлаков, безопасность обслуживающего персонала, защиту окружающей среды от запыленности и загрязнения. 4.3.2. При общем выходе золы и шлаков из котельной более 150 кг/ч для их удаления применяются механические, пневматические или гидравлические системы шлакозолоудаления. Удаление золы и шлака допускается предусматривать индивидуальным для каждого котла или общим для всей котельной, складирование золы и шлака, как правило, следует предусматривать совместно. 4.3.3. Для удаления золы и шлака из котельных с котлами, оборудованными топками ручного обслуживания, применяются монорельсовый подвесной транспорт, узкоколейные вагонетки или безрельсовые тележки с опрокидным кузовом. 4.3.4. Котельные установки, работающие на твердом топливе, как правило, оборудуются золоуловителями; обслуживающий персонал котельной осуществляет обеспечение бесперебойной работы золоулавливающей установки. 4.3.5. Степень очистки дымовых газов при номинальном режиме работы золоуловителей обеспечивается в соответствии с инструкцией завода-изготовителя или проектом. 4.3.6. Устройство и эксплуатация газоходов и золоуловителей должны обеспечить равномерное распределение газов между отдельными секциями золоуловителя и внутри каждой секции. 4.3.7. Отключающие устройства обводных газоходов у золоуловителей должны быть плотными. 4.3.8. Для предотвращения конденсации водяных паров на стенках золоулавливающих аппаратов и газоходов необходимо строго следить за состоянием изоляции наружной поверхности золоулавливающих аппаратов и отводящих газоходов. 4.3.9. Для предотвращения присосов воздуха в золоуловителях золосмывные аппараты обеспечиваются гидравлическими затворами. 4.3.10. Для предупреждения образования в золоуловителе сквозных отверстий при сжигании многозольных топлив на все изнашивающиеся детали наносятся защитные покрытия. 4.3.11. Пол зольного помещения выполняется гладким, с уклоном к дренажным каналам. Каналы перекрываются на уровне пола. 4.3.12. Затворы шлаковых бункеров и смотровые окна-гляделки в шлаковых шахтах выполняются плотными. 4.3.13. При выгрузке шлака и золы из бункеров принимаются меры для защиты от запыления и загрязнения окружающей территории. 4.3.14. Состояние золоуловителей и их систем контролируется эксплуатационным персоналом не реже 1 раза в смену комиссией под руководством лица, ответственного за технический и технологический контроль. Контроль присосов воздуха в золоуловители котла организуется не реже 1 раза в месяц. Выявленные неплотности в корпусах золоуловителей, дефекты их внутреннего оборудования и систем устраняются, если нет необходимости останавливать оборудование, в 3-дневный срок. 4.3.15. При останове котла на 3 суток и более золоуловители осматриваются и очищаются от отложений. 4.3.16. Эксплуатационные испытания золоуловителей выполняются при вводе их в эксплуатацию из монтажа, а также после капитального ремонта или реконструкции. Для проведения эксплуатационных испытаний золоуловители оборудуются штуцерами, лючками и другими приспособлениями, а также стационарными площадками для обслуживания используемых при испытаниях приборов. 4.3.17. Капитальные и текущие ремонты золоуловителей выполняются в период капитального и текущего ремонта котла. 4.3.18. Изменение конструкции либо модернизация золоуловителей разрешается только после согласования с организацией – разработчиком золоулавливающей установки. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|