|
||||
|
«Метис-М» Известная поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло» применительно к технике зачастую имеет и обратный смысл – выдающиеся достижения инженерно-конструкторской мысли, обеспечивающие достижение рекордных значений критериев качества, порой не имеют должного запаса для последующей модернизации. Так, обладавший исключительно высоким массовым совершенством танк Т-64 еще до распада СССР был снят с производства и заменен дизельным вариантом Т-80 по предельно простой причине – его уникально легкая ходовая часть уже не могла нести вес все наращиваемой брони и вновь вводимых систем танка. ПТРК «Метис-М» Для большинства состоящих на вооружении и в производстве советских ПТУР восьмидесятых годов задача повышения бронепробиваемости могла быть решена путем модернизации, связанной, в основном, с доработкой боевых частей и взаимодействующих с ними элементов ракеты. Среди достаточно современных по тому времени противотанковых ракет наибольшее беспокойство вызывал «Метис». Конструкторам тульского КБП удалось создать ПТУР второго поколения рекордно малой массы, но в результате этого резервы по дальнейшему повышению боевых возможностей оказались минимальными. Поэтому модернизация комплекса «Метис» в части ракеты напоминала разработку Ту-22М как модернизации Ту-22 – кроме наименования, новый образец практически ничего не унаследовал от своего предшественника. Впрочем, это не означало создания нового комплекса – сама идеология исходного «Метиса» предусматривала предельное упрощение и удешевление ракеты за счет некоторого усложнения наземных средств многоразового применения. Поэтому концепция модернизации предусматривала максимальную преемственность по наземным средствам, обеспечение возможности применения с пусковой установки как штатной ракеты «Метис» 9М115, так и модернизированной – «Метис-М» 9М131. Впрочем, и в наземном оборудовании учли новые требования времени, предусмотрев применение тепловизионного прицела 1ПН86БВИ «Мулат-115» массой 5,5 кгс дальностью обнаружения бронеобъектовдо 3,2 км, что обеспечило пуск ракет в ночных условиях на максимальную дальность. Хотя практически все элементы ракеты «Метис-М» конструктивно представляли собой новые изделия, общая конструктивная схема представляла собой увеличенный в размерах исходный образец ракеты [12]. Исключение представляла собой тандемная боевая часть с вновь вводимым предзарядом (1). Как и в ракетах комплекса «Свирь», основная боевая часть ракеты 9М131 располагалась позади маршевого двигателя. С учетом перспектив роста защищенности танков конструкторы решительно увеличили размерность основной боевой части (3), перейдя от калибра ракеты 93 мм на 130 мм. Воздушно-динамический привод полуоткрытого типа (2) сменил ранее применявшийся открытый. Увеличение диаметра ракеты позволило заменить коробчатые аэродинамические рули на расположенные в одной плоскости монопланные (3). Основные технические решения по маршевой двигательной установке (4), раскрываемым крыльям гибкой конструкции (7), стартовомудвигателю (10), катушке проводов (9) соответствовали прототипу с учетом увеличения размерности. Также, как и в исходном «Метисе», принятые технические решения, в частности размещение трассера (8) на законцовке одной из трех консолей крыла, позволил отказаться от использования гироприборов, бортовых батарей и электронных блоков. Переноска ПТРК «Метис-М» Пусковое устройство комплекса «Метис-М» Разработчики комплекса исходили также из того, что в системе вооружения более дальней перспективы «Метис-М» и новый комплекс «Корнет» сменят ранее созданные «Метис», «Фагот» и «Конкурс». Поэтому для ПТРК«Метис-М» было реализовано также и полуторакратное увеличение максимальной дальности с доведением до 1,5 км при величине минимальной дальности 80 м. Однако основным преимуществом ракеты 9М131 над ее предшественницей – 9М115 – стала возможность поражения целей с толщиной брони до 900 мм. Разумеется, столь существенное улучшение тактико- технических характеристик было достигнуто за счет роста масс и габаритов. Длина контейнера составила 980 мм. Один боец мог переносить только два транспортно-пусковых контейнера с новыми ракетами во вьюке № 2 массой 28 кг вместо трех с ракетами первоначального образца. Масса вьюка № 1 с пусковой установкой и ракетой с ТПК составляла 2 5,1 кг. При замене ТПК с ракетой на тепловизор масса вьюка снижалась до 18,5 кг. Развертывание комплекса в боевое положение осуществлялось за 10…20 с, боевая скорострельность достигала 3 выстр./мин. Эксплуатация комплекса обеспечивалась применением контрольно-проверочной аппаратуры9В12М и 9В81М. Компоновка ракеты 9М115 комплекса «Метис-М» ПТРК «Метис-М» на автомобили повышенной проходимости Наряду с основным назначением – применением в качестве носимого комплекса, «Метис-М» рассматривается и как управляемое вооружение для боевых машин десанта, а также в ряде других случаев осуществления модернизационных работ, когда использование комплекса «Корнет» с принципиально новой системой управления по лазерному лучу представляется нецелесообразным. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|