|
||||
|
Глава 3 ЛЮДИ-ЗВЕРИ Люди легко разделяют свой мир и мир дикой природы. Кажется, что это естественно в силу нашего физического и интеллектуального развития. Однако как объяснить, что попавший в среду животных человек, изолированный от социума и культуры, развивается по правилам приютивших его животных? Почему они навсегда лишены возможности стать людьми, а вместо этого ведут себя как животные, даже не в силах осознать собственное «Я»? Что же такое тогда душа? В этой главе мы разберемся со всеми загадками «феномена Маугли» на основе самых верных теорий и исследовательских данных. А также узнаем истории людей, которым пришлось усвоить до самых глубин сознания и подсознания повадки совсем не волков или собак, как часто бывает, а обезьян, куриц и свиней. Кто он, человекозверь? Известно, что, когда Киплинг придумывал Маугли, он основывался на реальных фактах, происходивших в Индии. Как часто бывает с творчеством, герой джунглей лишь совсем отдаленно напоминает реальную ситуацию с такими людьми. Автор лишь воспользовался мотивом рассказа. На самом деле Маугли не мог быть столь человечным. Это просто невозможно и очевидно ввиду многих факторов, о коих речь пойдет далее. Все любят этого героя и до сих пор питают некую долю романтики к подобным приключениям. Но в жизни все по-другому, гораздо жестче и печальнее. Это даже не люди, выросшие в лесу со зверями, и не люди-звери. Самое точное название — просто звери. Миф о разумности таких существ развенчивает простой факт: человек в состоянии научиться говорить лишь до шести лет. Если он до этого срока не овладеет речью, то уже никогда не сможет говорить. Получается, если ребенок попал в лес к животным в возрасте до четырех лет, то в будущем он будет немой, потому что разговорной практики не будет и даже имеющиеся способности говорить вскоре заглохнут. У ребенка, попавшего в лес в возрасте одного-двух лет, ситуация еще более плачевная. Следует понимать, что когда речь идет о высоковербальных способах коммуникации, то они играют ключевую роль в развитии человека. Ни для кого не секрет, что даже простые немые, выросшие среди разумного общества, значительно отстают в своем интеллектуальном развитии. Что уж говорить о тех, кто вынужден во всем брать пример со зверей? Поэтому Маугли в реальности никогда бы не смог разговаривать с людьми. Тем более что он начал с ними общаться уже во взрослом возрасте, когда любые существующие ранее человеческие навыки давно бы безвозвратно атрофировались. Отсутствие речи играет ключевую роль в их реабилитации после поимки, потому что именно она позволяет людям вернуться в наш мир. Выросшие среди девственного леса и диких зверей напрочь лишены типичного для нас интеллекта и логического мышления. Мы привыкли думать, что человек великое существо, но, как ни крути, его развитие определяется исключительно обучением и воспитанием. При отсутствии этого «великий» человек не будет отличаться по своим способностям и возможностям от лесных зверей. Как ни прискорбно отметить, но выросший в лесу человек по своему развитию и способностям совсем не отличается, например, от гориллы. Многие спорят о происхождении человека — вот лишний повод призадуматься. От приматов люди-звери не отличаются не только по своему развитию, но и по поведению, если оно не было скопировано с других животных. Они очень пугливы и часто это компенсируют агрессией. Они не любят или вообще не умеют ходить на ногах, но зато чудесно и быстро носятся на четырех конечностях. Они хорошо лазают по деревьям и копают руками ямы. Воду они не пьют, а лакают. Едят необработанную сырую пищу, разрывая ее зубами. Их можно приманить вкусным запахом. Самое главное — они боятся человека. Также они почти всегда боятся тех, кого боялись приютившие их животные. В общем, все их поведение, навыки, способности, возможности и все другие качества они перенимают от животных. Если это стая волков, то они будут вести себя как волки, имея те же повадки, вплоть до желания помечать территорию и по запаху ее распознавать. То есть они берут пример с тех, кто рядом, даже если это кошка или копытное животное. Получается, что ребенок — сырой материал, из которого можно получить в итоге любое существо, для чего его нужно лишь поместить в соответствующую среду. Стоит еще раз заострить внимание на вопросе влияния социума на человека, так как это не только объясняет все характеристики людей-зверей, но дает повод к размышлению относительно всего человечества, поскольку его развитие и устройство распространены на земле крайне неравномерно. Человек становится животным в среде животных, и человек становится человеком в среде человеческой. Угодив под опеку каких-либо зверей, он полностью перенимает их жизненное устройство вне зависимости от логики, потому что у ребенка ее нет и ему гены говорят учиться у ближних. Вот и получается, что, попав изначально в семью европейца, он развивается иным путем, нежели если бы родился на Востоке или в Африке. Исходя из этого человеку ничего не остается, как перенимать развитие и культуру, которая вокруг него и которую практически невозможно потом выкорчевать из сознания, даже если она противоречит разуму. Многие люди на нашей планете совсем не так развиты, как образованное население Европы, а в некоторых уголках они больше похожи на зверей, и их детям ничего не остается, как стать такими же. Вывод: детям всегда нужен хороший пример и обучение. Когда люди пытались очеловечить обезьян, проводилось множество экспериментов. Те из них, что были проведены в сочетании человеческих и обезьяньих детенышей, говорят о том, что они первые месяцы жизни развиваются одинаково и человек даже может в чем-то уступать, но в один момент из-за отсутствия речи развитие обезьян останавливается. Если не разделить их, то и у ребенка развитие точно так же тормозится, поскольку они растут в одной группе. Это еще одно доказательство, что человек — своеобразный чистый лист бумаги, на котором можно написать любую картину. Если ее рисует лес, то она будет нам совершенно чужда. Что касается физического развития, то выросшие в природе люди, бесспорно, обладают куда более выносливым и живучим организмом с мощным иммунитетом и адаптацией к агрессивной окружающей среде. Вырасти очень сильными и могучими им мешает только отсутствие полноценной пищи в необходимых количествах. Вся их жизнь становится посвящена лишь ее добыче, но ее все равно в любых условиях всегда не хватает. Из-за необработанности и недоступности она зачастую причина серьезных заболеваний. Наблюдать людей-зверей человечеству приходилось множество раз, и описанные ранее закономерности были давно выявлены. Самое интересное, что когда такой человек попадает в руки цивилизации, он никогда по своей воле с ней не сближается. Даже совсем наоборот. Когда их где-то случайно встречают и ловят, то их, словно запуганных зверей, часто сперва закрывают в изолированных помещениях. Пока эти люди ведут себя как животные, им нужны соответствующие условия, ведь они могут нанести вред не только себе, но и окружающим. Однако стоит большой вопрос относительно целесообразности возвращения таких существ в нашу цивилизацию. Во-первых, они никогда не смогут в ней адаптироваться, если прожили слишком много лет наедине с природой. Даже если этот срок был всего несколько лет, но в детстве, то все равно их уже невозможно будет приблизить к нам ввиду неосуществимости наверстать упущенное возрастное развитие. По большому счету, когда они жили в лесу, то были по-своему счастливы и находились в привычной им обстановке. Когда же их возвращают обратно, то все кардинально меняется. Они попадают в неизвестное место с неизвестными существами, полностью теряют ориентацию в пространстве и не способны адекватно оценивать происходящее. Через несколько лет у них начинают наблюдаться некие сдвиги в положительную сторону, но все равно всегда они скучают по лесу и не ощущают себя в своей стихии. Поэтому не совсем понятно, зачем их возвращать? Полноценный человек из них все равно не получится. Разве что очередной вечный пациент неврологического учреждения. Единственный вариант существования правдоподобного Маугли возможен только в том случае, если ребенок попадет в дикий мир уже со сформировавшимися знаниями о социальной структуре и культуре человечества. Даже если он проведет много времени в изоляции, у него будет шанс вернуться к нормальной жизни, хотя и медленными темпами и не до конца. К примеру, подобный эпизод недавно произошел в Индии в штате Орисса. Крестьяне в лесу под деревом обнаружили и поймали странную обезьяну, несмотря на все ее попытки убежать. Оказалось, что это был юноша в расцвете сил — Судам, 23 лет от роду. Позже выяснилось, что он потерялся во время сбора хвороста в возрасте 11 лет, то есть когда уже имел сформированное представление о мире и мышлении. Родственники его считали погибшим, но, когда сообщение о нем появилось в средствах массовой информации, узнали и вернули домой. Правда, Судам узнал деревню и только свою бабушку, которую, видимо, горячо любил и часто вспоминал. Несмотря на плачевное состояние — он не может говорить и пользоваться бытовыми вещами — есть надежда на выздоровление, и когда-нибудь он расскажет о своих злоключениях. Меня все время удивляет, как в такой перенаселенной стране, как Индия, возможно даже теоретически затеряться? Если говорить о причинах попадания детей в лесную среду, то тут существует масса вариантов. Чаще всего их случайно теряют или они убегают в лес, где не находят обратную дорогу. Реже встречаются случаи, когда их специально относят в лес, и это характерно лишь для беднейших стран. Иногда детей забывали в лесу по беспечности родителей или смотрящих. Однако беспечность, нервность, бедность и злость родителей часто заставляют детей умышленно бежать в непознанную природу, где их никто не будет обижать. Такие происшествия типичны для России с ее огромной проблемой пьющих семей, дети бегут на улицу и реже в лес, правда, и там, и там в итоге почти всегда получаются звери. Существует мнение, что детей изначально по-настоящему тянет в лес. Вероятно, это обусловлено некими врожденными инстинктами, ведь как-никак по природе мы должны именно там жить и дикий мир наш дом. Количество Маугли колеблется в тех или иных странах в зависимости от ее уровня развития, ценности детей и заботливости о каждом человеке в отдельности. К примеру, на европейском континенте ввиду его густой заселенности и относительного внимания к каждому человеку уже многие столетия таких случаев было буквально несколько, и все они были в мягкой форме, когда дети не успевали сильно одичать. А вот где-нибудь в Азии, Африке и Южной Америке, где огромные территории, часто сочетающиеся с невысоким уровнем жизни, подобное происходит со стабильной регулярностью до сих пор. Конечно, следует отметить, что в последние 50—100 лет такие происшествия стали стремительно сокращаться из-за улучшения уровня жизни и заселения Земли. Предположительно, еще тысячу лет назад диких людей было в сотни раз больше, чем сейчас. Остается надеяться, что когда-нибудь эта цифра окончательно приблизится к нулю. Несмотря на то что дикие люди никогда окончательно не вернутся обратно в цивилизацию, их все равно спасают. Ведь все до конца жизни им будет чуждо, одно не вызывает сомнения — в природе они проживут не больше 25–30 лет. Это максимальная продолжительность жизни пару тысяч лет назад. Тогда не было ни медицины, ни развитой науки. В дикой природе все и сейчас на этом уровне. Они в ней подвержены болезням и вирусам, так часто встречающимся среди животных, что подхватить их не представляется трудным. В общем, в том, что животные способны приближать и воспитывать людей, нет ничего удивительного. Нас поражает факт, что именно человек попадает в эту ситуацию, а вот то, что один вид может воспитывать детеныша другого, встречается в природе совсем не редко. Я предлагаю проверить на тесте свою устойчивость к одичанию, если с вами случится что-то из ряда вон выходящее. Тест: устойчивость к одичанию в нетипичных условиях Точность 90 %. Многие бесконечно удивляются случаям превращения людей в зверей, что часто происходит в природе с участием или без участия животных. Многие считают, что это может случиться лишь с ненормальными или только с детьми. Однако практика показывает, что это не так. Пройдя этот тест, вы поймете, что произойдет, если вы вдруг надолго окажетесь в лесу или в обществе одних лишь животных. 1. Вам больше 10 лет. Да (+1). 2. Вам больше 20 лет. Да (+1). 3. Вы относитесь к людям, уделяющим больше внимания раздумыванию, а не разговорам. Да (+1). 4. Вы любите или сносно относитесь к людям и окружающему миру. Во всяком случае, вы не относитесь к тем, кто его ненавидит. Да (+1). 5. У вас не истеричный, а спокойный характер. Вы уравновешены. Да (+1). 6. У вас среднеспециальное или высшее образование. Вы интересуетесь логическими задачами или играми. Вы любите читать. Да (+1). 7. В жизни вы независимый человек, старающийся всегда иметь свою позицию и действовать исходя из собственных, а не навязанных убеждений. Да (+1). 8. У вас не было и нет психических заболеваний. Да (+1). 9. Вы относите себя к людям, чей взгляд на жизнь сформировался и внутренние законы устоялись. Да (+1). 10. Вы не считаете себя внушаемым человеком. Да (+1). Результат: 0—2 — Попав в дикую среду, пройдет не так уж много времени, прежде чем вы полностью сольетесь с ней в бессознательном экстазе. У вас не только предрасположенность к одичанию в дикой среде, но есть шанс, что это будет проходить быстро и основательно. Если вам меньше двадцати лет, то уже через год-два в лесу без человеческого общения вы станете настоящим дикарем. Если вам немного больше лет, к примеру, около 40, то, чтобы стать дикарем, понадобится около пяти-восьми лет. Если же вам от 60 лет, то в лесу вы долго вряд ли вообще проживете. Если и проживете несколько лет, то уже через год скорее всего будете совершенно невменяемы. Возможно, причина в том, что вам не хватает устойчивости в характере. Из всех результатов вы попали в группу, куда могут угодить неспособные сохранить разум в свободной природе. 3—5 — Могу успокоить — одичание по большей части вам уже не грозит в отличие от предыдущей группы. Во всяком случае, попав в дикую среду, оторвавшись от людей и цивилизации, пройдет достаточно много времени перед тем, как вы потеряете себя, если похожее вообще произойдет с такими, как вы. В юном возрасте в худшем случае на это уйдет не менее четырех лет. Если у вас средний возраст, то вы одичаете в лесу не ранее, чем через 20 лет. А если вам за 60 лет, то одичание не произойдет ранее первых двух-пяти лет. В общем, вы можете об этом не заботиться. 6—8 — Попав в дикую природу, у вас почти нет шансов когда-нибудь в ней одичать. У вас слишком устойчивая для подобных событий психика и уравновешенность. Чтобы сойти с ума, в самом быстром варианте, вам в отчужденности от всего мира нужно прожить как минимум столько, сколько вы уже прожили вообще. Но это почти невозможно, поскольку вы создадите свою маленькую цивилизацию, как Робинзон Крузо. 9—10 — У вас нет шансов одичать ни при каких обстоятельствах, если только не сойдете с ума или не переживете сильнейший стресс. Да и это маловероятно, ведь ваш разум очень развит, а психика крайне устойчива. Очень сложно предположить, что вы каким-то образом попадете в зону капитального отчуждения, в совершенно дикую природу. Вы или быстро из нее выберетесь, либо создадите свой маленький мир по образу и подобию того, что видите перед глазами. Люди-волки В учебниках начальной истории нам рассказывают о Ромуле и Реме, будущих основателях всемогущего и прекрасного до сих пор Рима, вскормленных волчицей. А в летописях от 1341 года упоминается о найденном среди волков отроке, быстро умершем в «цивилизации» и не питавшемся привычной нам пищей. Неизвестно, с чего именно начались предания об оборотнях, но есть основания предположить, что в этом виноват простой факт: волки очень часто приближают к себе детенышей человека и их воспитывают. Естественно, отобранный у волчьего семейства и несколько лет проживший с ними человек по своим повадкам похож больше на волка, чем на типичного представителя цивилизации, сохраняя при этом все его анатомические признаки. Поскольку это начало происходить давно (если вообще не происходило всегда), то суеверные люди вполне могли придавать им самые фантастические объяснения. Почему именно волки приближают к себе людей чаще других животных, уступая в этом только собакам? Даже Киплинг поселил среди них того же Маугли. Во-первых, их численность наибольшая среди крупных социальных млекопитающих и они встречаются на большей части нашей планеты. Сама же социальность их жизни играет немалую роль. Известно, стаи волков представляют собой наиболее организованную социальную структуру, лидерство в них принадлежит одному самцу и одной самке, как бы совместно руководящим своими полами. Самки часто сообща воспитывают щенят и чувствуют к ним материнскую любовь. Именно этот фактор вкупе с их распространенностью играет ключевую роль в формировании людей-зверей. Когда маленький ребенок попадает в поле зрения волков, то у него остается всего два варианта развития событий: его либо съедят, либо возьмут к себе. То, что они пройдут мимо, видится маловероятным. Можно уверенно предположить, что те, кому потом приходится «озвереть», должны считать себя счастливчиками, поскольку других сбалансированная природа должна уничтожать. Стечения многих обстоятельств позволяют лишь одному ребенку из многих, попавших в дикую среду, выжить таким образом. Естественно, на то или иное развитие имеются свои причины. Во время зимы и голода его съедят. Летом или весной волки относительно сыты и в их логове находятся волчата. Вполне вероятно, что у самки проявится изощренная форма инстинкта, и она может взять опеку над маленьким человечком так же, как над детенышем своей сестры из клана. Но наибольшая вероятность усыновления другого вида возникает в момент, когда самка трагически теряет свой помет. У нее остается нереализованным материнский инстинкт, и физиология требует сосущего молоко. Совсем не случайно все детеныши выглядят умилительно. Природа естественным отбором создала механизм, когда новым поколениям в самом ущербном и опасном возрасте специально придается красивый облик. Это значительно повышает шансы на выживаемость, поскольку такие признаки практически одинаковы для многих животных, у их представителей могут возникнуть ложные ассоциации. К примеру, посмотрим на себя. Опустим вероятность нашего божественного происхождения, поскольку тогда мы вообще ни о чем таком рассуждать не сможем, а обратим внимание, как мы реагируем на щенят, котят, медвежат, цыплят и т. д. Практически все животные в первые этапы жизни вызывают у нас умиление. Это часто проявляется в отношении совсем «отвратительных» животных, например, даже змей и лягушек. Представьте популяцию хотя бы тех же кошек и собак, если бы мы к взрослым и юным особям относились одинаково. В этом случае в наших домах было бы на порядок меньше любимцев, чаще всего мы их покупаем или берем только из-за умиления, когда они еще совсем крошечные и глупые. Нужно полагать, что похожее умиление свойственно не только людям, ведь не для нас же одних был придуман такой хитрый ход. По этой части особенных исследований неизвестно, но можно предположить, что такой фактор существенным образом играет роль в феномене приручения детей зверьми и, в частности, волками. Что касается общих деталей внешнего облика и поведения детенышей, вызывающих самые прекрасные чувства в душах людей, то они универсальны для определенных видов. У большинства теплокровных млекопитающих это: непропорционально большая голова, глупый и почти смешной взгляд, неуверенное поведение, пугливость, доверчивость, одутловато-пухловатые формы, высокие вербальные звуки. Вероятно, сам факт беспомощности играет ключевую роль. Даже взрослая слишком глупая и немощная особь, в том числе человеческая, способна вызывать жалость и сочувствие, что только усиливается по отношению к совсем малым существам. Воспитанный в семействе волков ребенок имеет свои особенности в отличие от себе подобных. Главным обстоятельством тут служит хищная природа «серых братьев». Попав в новую семью, ему тут же навязывают свои правила, без которых выжить нереально. В жизни растущих детенышей это проявляется в агрессивных играх и полном подчинении старшим самцам. Когда он не в конуре, то здесь их учат остерегаться опасности и охотиться на все, что можно съесть. Ребенок в подобных условиях способен перенять не только поведенческие черты и впитать их до самой подкорки, но и навыки волков. Если он видит, что все вокруг него ходят на четырех конечностях, то если ранее он умел большее, все равно будет передвигаться таким же образом, причем с практикой у него это начнет получаться очень ловко. Если он видит, что все лакают воду, то будет делать это таким же образом. Если пищу едят сырую, разрывая ее клыками и когтями, то он будет это повторять. Даже такие физиологически необходимые навыки, как справление нужды и сексуальные игры, станет повторять в точности. Мало того, выросший в семье волков человек перенимает от них природные особенности поведения, обусловленные исключительными возможностями. К примеру, это относится к обонянию, идеальному и едва ли не лучшему у волков. Их картина мира представляет из себя наложение зрительных картинок, аудиальных и обонятельных в равной степени, нежели у нас. Опять же, ребенок будет вынужден пользоваться тем же методом ориентации в пространстве, что у него будет получаться хуже, но ведь он этого не способен понять и просто примется повторять то, что видит. Самая известная история, связанная с волками, берет свое начало воскресным утром 1920 года в нескольких километрах от индийского селения Годамури, что недалеко от границы с Непалом. В этот удивительный день, вошедший во все возможные источники о непознанном, англиканский преподобный Дж. Э.Л. Сингх с помощниками решил развеять миф о неком ребенке-призраке или маленьком бесе, живущем под старым термитником. Сингху надоела чепуха, которую несли по этому поводу местные жители, и он решил отыскать правду, заодно храбрым поступком увеличить паству. После небольших усилий термитник начал рушиться, и сначала из него выбежали два волка, поспешно удрав в джунгли, сверкая задними лапами. Затем появилась волчица, не желавшая покидать место, явно что-то оберегая, ее пришлось убить, поскольку ее поведение было агрессивным. Но то, что нашли в огромном вонючем логове, поразило и поражает всех до сих пор. Там оказались два маленьких волчонка и еще два существа. Первым делом все решили, что это и есть те самые бесы, но, присмотревшись, поняли, что это человеческие дети. Но поведение странных голых девочек было крайне необычным. Они, как и волки, рычали, беспомощно ползали и делали неудачные попытки броситься на людей. Преподобный Сингх забрал «зверей» в свой приют в городе Миднапур. Старшей было не менее 8 лет, и ее назвали Камалой, другой, совсем маленькой, года два на вид, дали имя Амала. Опираясь на возрастные факты, современные ученые долгое время ломали головы, как могла взрослая девочка одичать максимум за полтора года, если они попали к волкам одновременно. Объяснить настоящее можно либо тем, что они попали в эту ситуацию в разное время, то есть волки подбирали девочек дважды; либо младшей было гораздо больше лет, но из-за плохого питания и развития она выглядела на два года. Старшей могло быть гораздо больше лет. Либо они действительно находились в возрасте двух и восьми лет, но у старшей случился столь сильный стресс, что она потеряла рассудок совсем за короткий срок. Последняя версия не совсем подтверждается, поскольку ее реабилитация была столь трудна, что не представляется возможным учить до конца жизни тому, что не использовалось в навыках только год или чуть больше. В приюте девочки были столь неадекватны, что их для безопасности пришлось сначала поместить в клетку. Они не могли ходить и говорить, ели лишь сырое мясо и справляли физиологические потребности совсем не по-человечески. Новая обстановка или просто случайность погубила младшую, Амалу. Она умерла от непознанной на то время инфекции. Старшая оказалась живучей, у нее было много времени научиться премудростям цивилизации и отказаться от звериных повадок, но до конца это так и не произошло. Ее развитие происходило в следующем хронологическом порядке: через полгода — протянула руку за едой; через полтора года — начала ходить и пользоваться посудой; через два года — впервые заплакала о смерти Амалы; через шесть лет — освоила сотню слов и стала узнавать личные предметы; через девять лет после поимки — впервые назвала по имени человека (медсестру). В 1929 году история девочек оборвалась окончательно: Камала умерла. Был случай воспитания человека волками и в СССР. В 1957 году в Туркменистане под городом Ташауз нашли мальчика, который целых пять лет, почти с рождения, прожил в стае волков. Звали его Джумой Джумаевым. Его сразу же поместили в психиатрическую лечебницу, потому что налицо бы «синдром Маугли», по-научному — олигофрения. Олигофрения — термин, произошедший от новолатинского oligophrenia — малоумие. Заболевание характеризуется психическим недоразвитием, считается, что причиной могут стать болезни матери при беременности, например сифилис, сахарный диабет и заболевания щитовидной железы. Кроме того, к этому может привести асфиксия при родах или наследственность. Существует три степени заболевания: идиотия — самая сложная форма, имбицильность — средняя степень, дебильность — легкая степень. Выражается олигофрения в припадках, нарушении движений, чувствительности и статики, к чему иногда прибавляются пороки физического развития. При легких стадиях болезни люди могут быть адаптированы к социальной жизни, а в сложных формах находятся лишь под постоянным присмотром врачей в специальных клиниках. В лечебнице его начали интенсивно лечить, начав с того, что срезали огромные мозоли с ладоней и коленок. Затем научили ходить, а говорить он начал только в 10 лет, когда произнес первое слово. В 15 лет он стал относительно разумным и смог рассказать свою историю о том, как жил в стае волков. Этому Маугли особенно не повезло, и он так и остался на всю жизнь полуволком-получеловеком. Прожил он около сорока лет или больше (точные источники затерялись), но все это время приходится на психлечебницы. Ему даже паспорта так и не выдала советская власть, уж не говоря о пенсии по инвалидности. Люди-собаки Собаки всегда были самыми близкими животными, понимающими нас лучше других. Не зря говорится, что настоящую пожизненную любовь возможно купить только на птичьем рынке, часто за небольшие деньги. Она будет любить тебя, радуясь любому движению, голосу, встречая и провожая тебя, вылизывая и принося тапки. В этой связи не выглядит чем-то удивительным, что именно псы чаще всего «усыновляют» блудных детей цивилизации. Их доброта и отзывчивость этому только способствуют. Слишком часто их общество оказывается куда теплее и добрее, чем современная действительность. Из всех историй на эту тему российской публике наиболее знакома нелегкая жизнь Рамзии Тукматуллиной. Благо ее растиражировали все возможные каналы и передачи, спекулирующие человеческим горем. Во всем, безусловно, виновата асоциальная мать Рамзии. Типичная деревенская алкоголичка совсем забросила свою дочь, предоставив ей шанс воспитываться самостоятельно. Вывел девочку «в свет» местный участковый Руслан Хабибуллин, сообщив о вопиющей картине в райцентр. Похоже, Рамзия в один момент просто разочаровалась в людях и нашла общий язык в среде собак. Несмотря на возраст (10–13 лет на тот момент), она частично переняла их повадки и едва ли могла общаться с людьми. Однако это не было полноценным отчуждением, и на данный момент уже взрослеющая девушка в хороших условиях совсем освободилась от дурных повадок и думает о типичных для такого возраста вещах. Нечто подобное произошло с Оксаной Малой, проживающей в Украине, ее история рассказывалась в программе «Необъяснимо, но факт». Случай еще более вопиющий. Достаточно сказать, что она жила в будке с собакой. Все рассуждают о зверских повадках, но часто кажется, что наш мир мало чем отличается от одичания в лесу. Иногда он гораздо хуже. Стоит ли испытывать лишь жалость к детям-Маугли, а не к тем, кто растет среди нас? Живет Оксана в одесском интернате для девочек с дефектами психофизического развития. Туда она попала более десяти лет назад из детдома, где оказалась в семь лет, сразу после того как ее забрали у ненормальной мамаши, впоследствии исчезнувшей. Родившись в 1983 году и поступив в подростковом возрасте в больницу, она повергла в ужас всех ее работников, поскольку никто ничего подобного ранее не видел. Несмотря на то что речь она понимала, говорить отказывалась. Ходила она только на четырех конечностях, как это практически всегда бывает с такими детьми. Воспитанная собакой, она рычала, скалилась, могла покусать и даже физиологические нужды исполняла как псы. Столовыми приборами пользоваться отказывалась и лакала из тарелки. Ухо она чесала ногой, закидывая ногу, как гимнастка. Больше всего она любила общаться с собаками и с удовольствием гуляла в их обществе. Как она стала девочкой-собакой, никому точно не ясно. Родившись совершенно здоровой, она оказалась в пьющей семье и с другими детьми всегда была в грязи. Говорят, что родители в один момент ее сами посадили на цепь, чтобы не мешала, или ее приютила ласковая сучка, у которой утопили щенков. В любом случае девочке не хватало доброты и внимания, а собаки могли этот недостаток компенсировать. Ее развитие было на уровне младенца, когда пришла пора идти в школу. В Невинномысске совсем недавно обнаружили мальчика четырех лет с красивым именем Артур Зверев (говорящая фамилия), воспитанного стаей собак. Это случилось, как всегда бывает, по вине родителей. Его 45-летняя мама и совсем старый дедушка, будучи бомжами, жили в заброшенном доме в дачном кооперативе. Мамаша злоупотребляла алкоголем, и не только. Питалась семья исключительно на помойках, что находились в округе. Никто из людей воспитанием ребенка не занимался. Зато им занимались собаки, в среде которых он проводил все свободное время. Они-то и научили его идеально передвигаться на четвереньках, и, когда его положили в больницу, врачи едва могли его догнать, когда он от них удирал. Ни говорить, ни чего бы то ни было еще он не умеет. Безответственная мать даже не удосужилась зарегистрировать ребенка при рождении. Возможно, она это сделала, чтобы его не отобрали органы опеки, как предыдущих семь детей, но как-то слабо верится, что ее животный ум способен на подобную хитрость. В итоге ребенка будто и не было в природе. Скорее всего, Артур родился там, где его нашли, а если бы он умер или погиб, то никто и не кинулся бы его искать. Радует, что на такую мать завели уголовное дело, но что это даст ребенку, вынужденному по ее вине до конца своих дней иметь нарушения в развитии, что обязательно отразится на том, кем он станет в будущем? Романтики тут не бывает. Люди-кошки Мы обожаем наших домашних любимцев, горячо любя их и ухаживая за ними. Они нам отвечают лаской, особенно кошки, ведь собаки любят беззаветно. Трудно свыкнуться с тем, что они способны нас воспитывать так же, как и мы их. Живущие рядом существа неизбежным образом перенимают привычки и повадки друг друга, хотя и в разных степенях. Ведь это одно из проявлений законов выживания в сложном мире. Но чтобы полностью человек был отдан на попечение кошки, все равно представить сложно. Пару лет назад у нас в стране произошла история, поражающая своей нереальностью и жестокостью некоторых ее участников. Все случилось в деревне Горицы, недалеко от города Шуи Ивановской области. Мальчик четырех лет, Антон Адамов, рос в неблагополучной семье с мамой и бабушкой. Почему-то ни та ни другая не проявляли интереса к существованию и воспитанию ребенка, будто он с неба к ним свалился или его принесла из капусты домашняя кошка. Мало того, чтобы ребенок не докучал своими надобностями, его практически всегда держали взаперти в холодном чулане, где Антон, собственно говоря, просто чудом выжил. Иногда ему подкидывали кое-какую пищу, но чаще и это забывали. Кошка Настя, неизвестно по каким причинам, фактически взяла опеку над ребенком. Странно, что и она вообще жила в этом доме, но, как известно, животные не особо разборчивы в хозяевах. Может быть, у нее забрали котят и она перевела свои инстинкты на мальчика. Или они жили рядом, а несчастному Антону ничего не оставалось, как перенимать ее привычки. Обнаружил вопиющее нарушение прав ребенка местный участковый, лейтенант Евдокимов, который, нужно полагать, был частым гостем в доме. Однажды во время очередной поучительной беседы с хозяевами он увидел, как на просторы развалившейся хаты выполз совершенно грязный ребенок, а за ним кошка. А дальше мальчик повторял все, что делала кошка. Его вид говорил о том, что ему одежду не меняли много месяцев, в огромных колготках скопилось все переработанное организмом за неизвестный срок. Милиционер был изумлен. Самое гнусное — безразличие людей. Все соседи и родственники знали о происходящем, но вроде как «ничего особенного» не происходило. Люди, почему вы такие жестокие? Может быть, вы знаете о подобных случаях, что сейчас могут иметь место рядом с вами. Если так, то сделайте все возможное, чтобы это прекратилось, и не молчите, не проходите мимо, если не хотите пострадать от того, кто вырастет. Антона вскоре отправили в детский дом под руководством Ирины Кочиной. Она же рассказала о нем больше всего. Изначально мальчик был сильно измучен образом жизни и отвратительным питанием. Много месяцев отказывался ходить и ползал, как кошка, даже имитируя когти на лапах. Долго не подпускал к себе никого и всегда шипел и мяукал. Добрые воспитатели все-таки приручили мальчугана с помощью различных добрых уловок. Когда же он стал поддаваться контакту, то на ласки долгое время реагировал так, как это делают кошки — изгибая спину и перекатываясь по полу. Он не хотел одеваться, сидеть за столом и спать в кровати. Даже предпочтения в еде и способе ее вкушать долго были чисто кошачьими. Воспитатели наблюдали, как он во дворе собирал и ел осоку, которой кошки прочищают желудок, причем это было как раз в тот момент, когда у него были проблемы из-за несварения новой и непривычной пищи. Антону повезло, что его нашли в этом возрасте. Если бы он еще так прожил пару лет, то уже никогда бы не стал полноценным человеком, не сумев адаптироваться к нормальной человеческой жизни и мышлению. Но удача оказалась на его стороне, и он очень быстро начал усваивать нормы новой жизни и уже через год почти догнал своих сверстников, при этом ничем не отличаясь от них внешне. Мало того, ему при рождении досталось отменное здоровье. В Индии в начале XX века британский чиновник Стюарт Бейкер в одной из деревушек увидел странную картину: малыш бегал на четвереньках и все обнюхивал, словно зверь. Это было одним из первых описаний случаев воспитания людей большими хищными кошками. Поинтересовавшись, англичанин узнал, что в два года его похитила самка леопарда, потерявшая незадолго до этого своего детеныша. Она его выкормила и поставила на ноги, как настоящая Багира, но воспитала не на человеческий лад. В итоге, когда через три года их нашли, кошку убили, а ребенка вернули в семью. Никто из малообразованных индусов в далеких селениях и сейчас бы не додумался, что ребенку нужно лечение, а что уж говорить про те времена, когда это вообще практически не было развито? Так и остался он на всю жизнь леопардом по духу и почти не впитал человеческие навыки, ведь время уже было упущено. Однако в понимании языка животных у людей-Маугли есть некоторые преимущества над простыми людьми. Нина Васильева — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной этологии и биокоммуникации. — Люди-Маугли, безусловно, научились понимать язык животных, язык звуков, язык поз. Поднятые уши у приемной мамы для них сигнал о том, что что-то происходит, что надо быть настороже и т. д. Также Н. Васильева говорит о том, что животные в природе крайне чувствительны в некоторых аспектах к окружающей среде, причем значительно восприимчивее нас. Что позволяет им лучше понимать происходящее и пребывать в курсе надвигающихся событий, о чем мы лишь узнаем по метеосводкам или из срочных выпусков новостей из-за каких-либо катаклизмов. И единственный способ для человека понять скрытые знаки природы заключается в понимании языка животных. Люди-обезьяны В отличие от других одичавших детей, у «обезьян» существует огромное преимущество. Дело в том, что обезьяны нам безусловно родственны. Их повадки и развитие разума хоть как-то приближены к нам в отличие от волков, кошек и медведей. Именно по настоящей причине эти несчастные поддаются большему интегрированию в социум, чем выросшие в обществе неприматов. В начале третьего тысячелетия в Нигерии в лесу Фалгоре нашли удивительного Маугли. Мальчика по имени Белло, как назвали обнаружившие его охотники, бросили на произвол судьбы родители из кочевого народа фула, что совсем не редкость для беднейших стран мира. Особенно подобное практикует именно эта народность, где предпочитают избавиться от нездорового ребенка. Бросили они его из-за значительных физических и умственных врожденных дефектов. По каким-то причинам он смог прибиться к стае шимпанзе. Нашли его в возрасте примерно четырех лет, что оставляет шансы на возможное из-за болезни развитие. Получается, что он провел среди шимпанзе как минимум три года. И немаловажную роль в его выживании сыграли обезьяны. Он не просто жил среди них, они его выходили, вероятно, приняв за своего, иначе ребенок не смог бы выжить. Мальчика поместили в специальное учреждение для несовершеннолетних инвалидов. Работы у врачей и воспитателей будет много: он не говорит, не умеет ходить по-человечески, рычит, не умеет правильно есть, пить и многое другое. Похожий случай произошел в 1991 году в Уганде, где нашли истощенного и болезненного четырехлетнего мальчика. На его защиту из леса выскочила целая стая мартышек, попытавшихся отбить дитя, видимо, считая его своим. Поскольку малыш, Джон Себунья, был еще мал, его смогли перевоспитать и научили говорить. История интересна тем, что мальчик через много лет смог рассказать свои приключения. Оказалось, что ребенок сбежал в лес, не выдержав зрелища избиения матери отцом. Там он примкнул к стае мартышек. Тогда ему было около трех лет. Не сказать, что его особо приняли, поскольку малыш принадлежал к низшей касте и не мог близко к ним приближаться. Но за год он научился общаться с новыми братьями по разуму, что впоследствии было доказано на эксперименте в зоопарке города Энтеббе, куда мальчика отвез корреспондент Би-би-си. Еще одного мальчика-обезьяну как-то нашли на Цейлоне. Там он играл и жил с обезьянами. Однако в данном случае речь идет о том, что мальчик 12 лет изначально был психически ненормальным, а не сформировался под давлением среды. Возможно, именно по этой причине его когда-то оставили родители. Как бы там ни было, Тиса, как его назвали, не умея говорить, вполне сносно объяснялся по-обезьяньи с помощью фырканий и жестов. Он перенял у них привычку сидеть в характерной позе и разучился стоять. Медведи, курицы и свиньи Многие считают выдумкой историю, когда в 2001 году в иранской провинции Лурестан грудного ребенка потеряли в лесу и спустя три дня нашли в берлоге. Его усыновила медведица, не забывая кормить из вымени, что тому весьма нравилось. Тем не менее это не выглядит чем-то странным, когда на глаза попадаются бесспорные факты из далекого прошлого и настоящего. Чего только стоит найденный в 1996 году в одной из провинций Китая мальчик, покрытый шерстью. Поймал его охотник Куан Вай, ребенок живет у него до сих пор, вместе с другими детьми и женой. Его назвали «мальчиком-пандой», потому что поймали среди бамбуковых медведей — панд. Поведение ребенка было во многом скопировано с «друзей». К примеру, он ел побеги и листья бамбука; не мог ходить; вместо умывания вылизывался; чесался и рычал как животное. Возраст его не превышал трех лет. Что касается внешнего вида мальчика, то причина в генетической аномалии — он был полностью покрыт волосами. Видимо, по этой причине его бросили родители в лесу еще в раннем возрасте. Неудивительно, что пандам он мог показаться родственником. Поскольку ребенок был слишком мал, чтобы его развитие застопорилось, в отличие от других Маугли он быстро адаптировался к новому миру и уже через месяц начал бегать, привязавшись к новым родителям. Естественно, мальчик научился и всему остальному. Как этому ни удивляйся, но сей странный малец не был первым, кто вырос в похожей компании. Два случая зафиксировано в 1892 году и в 1923 году. Честно сказать, трудно даже предположить, что таковое возможно, но человека могут воспитывать не только такие разумные существа, как собаки и медведи, но и совершенно примитивные в интеллектуальном смысле птицы, в частности куры. Спрашивается: что он может у них перенять? Воистину, всегда говори человеку, что он петух, и он вскоре закукарекает. То, что человек способен перенимать навыки даже таких животных, выглядит ужасно, но о многом говорит. К примеру, именно люди перенимают чужие повадки. У животных обычно уже существует устоявшаяся связь между собой со стабильными установками. Потеряв ориентир, человек цепляется даже за самые невероятные правила. В этом нет ничего удивительного. К примеру, ручные животные совершенно не похожи на диких сородичей, так же, как нормальный человек на одичавшего, озверевшего. Они могут вести себя совершенно как разные существа. Это легко проследить на домашних кошках. Их не стоит сравнивать с дворовыми, кои практически ручные, а вот редкие виды диких воистину принадлежат к другой касте. Причем речь идет не о крупных хищниках, а только о тех, кто внешне похож на наших любимцев. Даже в зоопарке звери совсем не схожи с дикими сородичами. Встретившись на воле, они друг друга едва ли поймут и тем более не смогут скооперироваться. Как и попавший в дикую среду человек, животное из зоопарка едва ли сможет выжить в жестких условиях. Что касается кур, то «забавный» случай имел место на острове Фиджи. Бедного мальчика после смерти родителей дед запер в курятнике и якобы там забыл. В данной ситуации разуму ничего не оставалось, как только приспособиться к новым условиям. Сомнения, правда, добавляет то, что когда он сбежал, то самостоятельно направился в больницу. Как же до этого мог додуматься тот, кого там же привязали к кровати, посчитав бесноватым? Мало того, практически прикрученный к койке человек прожил так более 20 лет, поскольку врачи не знали, как его лечить. Долгое время он умел лишь кудахтать, прыгать на ногах, расставив в наклоне руки в стороны, и клевать. Будто бы сейчас за этот случай взялись различные люди. Информагентство уверяет, что среди них некая Элизабет Клейтон, рассказавшая о поведении мужчины. Можно оставить историю на совести репортеров, но она не первая. До этого одна женщина в Португалии с рождения провела среди кур 10 лет, и понятно, что из нее выросло вкупе с врожденным психическим заболеванием. Видимо, что и в первом случае имеет место некая форма психического заболевания. В рядовых психиатрических лечебницах содержатся целые армии людей-зверей, правда, все они больные, а не одичавшие. Мы часто смеемся друг над другом, предупреждая, что можно захрюкать, если тебя будут долго обзывать свиньей, однако мало кто знает, что для кого-то этот смех совсем не веселый. Китаянка Ван Сяньфэн с юного возраста (от трех до пяти лет) жила больше среди свиней, чем с людьми. В итоге, когда в девять лет ее нашли, она, воспитанная по всем правилам хорошего тона хрюшек, изрядно повеселила весь мир публичным хрюканьем. Девочка оказалась обучаемой, несмотря на интеллект трехлетнего ребенка, и через несколько лет перестала всех пугать странными звуками, заговорила и начала есть палочками. Похожая история случилась опять же с девушкой из германского Зальцбурга, выросшей в хлеву со свиньями, переняв их повадки. Из-за низкого потолка ей приходилось почти все время сидеть, от чего ноги искривились. Изоляция от цивилизации Весьма часто люди становятся зверьми сами по себе и не перенимают навыков других животных, потому что не были ими усыновлены. Ситуация интересна тем, что мы можем наблюдать, что же в действительности представляет из себя человек, если он будет развиваться независимо от какого-либо социума. Нужно отметить, что картина вырисовывается не самая чудесная. Оказывается, великий и всемогущий человек в гордом одиночестве, в отличие даже от одинокого животного, вырастает чуть ли не глупее тех же зверей. На это влияет лишь проведенное в такой среде время. Не было в истории случая, когда это произошло с новорожденным, но если бы это случилось, то он был бы совершенно безумен. Подобных историй множество. Возможно, развивающихся вне зависимости от кого-либо и чего-либо людей гораздо больше, чем воспитанных всеми животными, вместе взятыми, ведь для этого нужно гораздо меньше условий. Их создать не представляется трудным. Достаточно посадить человека в изолированную комнату или отправить его в глухой лес. В таком ракурсе одичания самым известным примером служит история Каспера Хаузера, берущая начало в 1828 году в том самом Нюрнберге, где более чем через век судили самых страшных и реальных «людей-зверей», погубивших десятки миллионов жизней. В те далекие времена на улице неизвестно откуда взялся странный молодой человек 16 лет от роду, от сильного изнеможения державшийся за стены. Его обнаружили два очень нетрезвых сапожника, которым он и вручил письмо, не в силах что-либо ответить на их расспросы. Послание было адресовано некоему капитану кавалерии, и юнца повели к нему. Позже выяснилось, что кто-то отправил подкинутого ему давным-давно мальчика к капитану, потому что он хотел стать кавалеристом. Отмечалось, что юноша ничего не знает и ничего не умеет и, если он не нужен капитану, его можно убить. Также прилагалась записка вроде бы от тех, кто подбросил мальчика этому человеку, но оба послания были написаны одной рукой. Откуда он взялся, так и не удалось до конца точно выяснить. История больше напоминает некий приключенческий роман в духе «Графа Монте-Кристо». Он всю жизнь прожил в закрытой темной лачуге. Некто неизвестный всегда за ним ухаживал во время его сна, подливая ему в воду снотворное. Уход сводился к смене одежды и мытью. Лицо этого человека он видел лишь однажды, да и то в маске. По прошествии множества лет, когда Каспер адаптировался к социуму и научился с ним общаться и смог что-то рассказать, его якобы убил тот же человек в маске. В словаре Брокгауза существует история, гласящая, что юноша был сыном и наследником герцога Баденского. Его убила герцогиня, замышлявшая интригу против своего мужа. История столь удивительна, что у многих не раз закрадывалось сомнение в ее подлинности. Так или иначе, это до конца проверить нельзя, в итоге мальчика назвали Каспером Хаузером. Он долго ничего не ел, кроме воды и хлеба. Не мог смотреть на дневной свет. Обладал удивительно острым ночным зрением, обонянием и слухом. Мальчик почти не разговаривал, но мог написать на бумаге свое имя и с трудом сказать, что хочет быть кавалеристом, что выглядит странным. Потом выяснилось, что этим двум вещам его научил человек в маске. Каспера сначала приняли за обманщика, но затем его осматривали десятки профессиональных людей: полицейские, ученые, врачи, педагоги и многие другие. Выяснилось, что он действительно вырос в изоляции. Особо за него ратовал бургомистр Биндер, уверенный в благородном происхождении мальчика, и даже дал в газету объявление с просьбой откликнуться тех, кто потерял с 1810 по 1814 год новорожденного. Вся Европа захлестнулась переживанием о судьбе Каспера, и один из известнейших криминалистов того времени, Фейербах, провел собственное полноценное расследование, которое привело к следующим фактам: мальчик действительно был долгое время заперт; родился в промежуток с 1811 по 1813 год. Вероятно, что он сын герцогини Стефании Баденской, потерявшей как раз в это время ребенка, и был объявлен умершим как раз почти в дни, упоминаемые в дате его рождения в сопроводительной записке. В итоге, пережив несколько покушений, он все-таки был убит. Если Каспер был сыном Стефании, то являлся двоюродным племянником Наполеона. Что касается его реабилитации, то она прошла относительно успешно, ведь он был полностью отчужден от цивилизации, поэтому учеба ему давалась легко, и он даже играл на клавесине. В отличие от Каспера, история Виктора из Аверона куда более драматическая в смысле одичания человека. Если первый жил в цивилизации, хоть и в полной изоляции, то второй просто жил в лесу. В течение двух или трех лет странный девятилетний мальчишка появлялся на глаза в разных районах юга Франции, но его никак не могли изловить, чему мешала в том числе суеверная боязнь местных жителей. Но в 1800 году его поймала группа крестьян вблизи Ла-Басина. На вид мальчику было не больше 10 лет. На нем не было одежды. Волосы были сильно запутаны. По всему телу имелись шрамы и ужасные болячки. Он был сильно запуган. Виктора поместили в больницу, где его исследовал естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер. Выяснилось, что мальчик не видит своего отражения в зеркале. Вернее, не способен понять, что его видит. Засыпал и просыпался исключительно с наступлением заката и рассвета. Он очень сильно любил любоваться луной. Не умел говорить, и больше его звуки напоминали хрюканье. Мало того, Виктор не видел разницы между музыкой, речью и всеми другим звуками. Он совершенно был неспособен сосредоточиться, в чем, скорее всего, виновато отсутствие внутреннего диалога. Но он обладал и преимуществами — например, имел исключительный слух и не чувствовал разницу температур. У него, похоже, не существовало понятия дискомфорта, Виктор мог спать где угодно и как угодно, питался натуральной пищей, добываемой в лесу. Когда Виктора отправили в Париж, там известный доктор Пинель его признал дебилом, чем и объяснил все отклонения. Но это опроверг молодой врач Жан Марк Итар, взявший опеку над мальчиком в Имперском институте глухонемых. Молодой врач стал первопроходцем в реабилитации таких детей. Не сказать, что он смог его вернуть в цивилизацию, но по крайней мере доказал, что тот не дебил, а отставание в развитии объясняется условиями жизни в лесу. Виктор не научился говорить, но очень ему нравилось делать любую работу, что приносило ему крайнее удовольствие (особенно колка дров). Умер он почти в 40 лет, что совсем не мало для тех времен, когда средняя продолжительность жизни приблизительно такой и была. Подобный факт его существенно отличает от других «диких детенышей», в основной своей массе быстро погибавших среди людей. К моменту написания этих строк самый последний случай приключился с поимкой девочки джунглей, получившей широкую информационную огласку. Это произошло на стыке 2006 и 2007 годов в Камбодже. Невероятно, но девушка пробыла в лесу по меньшей мере почти два десятка лет. Когда ее нашли, один из местных жителей по имени Сал Лоу из провинции Раттанакири заявил, что это его дочь, пропавшая в восьмилетнем возрасте, когда семья в 1988 году перегоняла буйволов по джунглям. Он ее узнал по шраму на руке, такому же, как был у его дочери. Нашли обнаженную «королеву джунглей», когда у одного из жителей стала пропадать еда из амбара. Тот решил изловить вора, но поймал совершенно голую девушку. Ходила она, как обезьяна, сильно согнувшись, и поедала зерна с земли. Она не умеет разговаривать и пользоваться бытовыми вещами. Что ее ждет в будущем, неизвестно. Еще больше проблем создают зеваки, собирающиеся со всей страны, хотя она очень сильно боится людей. Еще одна история из недавнего прошлого. Случилось это в Калифорнии в ноябре 1970 года, когда работники социальной службы обнаружили 13-летнюю девочку в маленьком сарае. Позже выяснили, что Джени провела в нем всю свою жизнь. Естественно, без должного психического и физического воспитания девочка полностью деградировала, имея сильнейшее ослабление организма и отсутствие логического мышления. Группа храбрых ученых из известнейшего Калифорнийского университета взяла ее под опеку. Работу по реабилитации возглавил психолог Дэвид Риглер. Спустя более двадцати лет, когда обнародовали результаты их деятельности, выяснилось, что многого они не достигли. Время для развития было упущено, и девочка так и осталась зверьком без намеков на осознанность. Сверхвозможности «диких» людей Поскольку найденные в дикой среде люди жили по совсем иным законам и правилам, чем мы с вами, их способности соответствующим образом отличаются от наших. Ни для кого не секрет, что человек, стремясь покорить весь мир, создал себе наиболее комфортные условия, в которых выживает и долго с успехом живет даже от рождения очень ущербный человек. В таких обстоятельствах у нас просто отпала необходимость во многих потенциально существующих способностях. Некоторые из них поддаются тренировке, но любому тренеру известно, что основа выдающихся результатов в любом спорте закладывается с самых юных лет. Вот и получается, что попавший в критическую и опасную обстановку дикой природы человек с самых юных лет постигает то, что нам кажется невозможным. Организм на постоянное использование навыков в раннем возрасте крайне отзывчив и развивается на основе подобных условий. Это одна из причин, почему вытащенные из дикой среды люди не могут до конца адаптироваться к нашему миру. Чтобы жить в нем, нужны совсем иные способности и навыки, чем для жизни на свободе, хотя изначально мы совершенно равны. Для них, если бы у них было осознание и понимание «Я», казалось бы чистой фантастикой наше умение обращаться с логикой и говорливым языком. Еще больше бы их удивили наши общие технологические достижения. Нас же в них удивляет совсем иное — развитые чувства и способности. Например, Виктор из Авейрона, как те же «волчицы» Амала и Камала, едва ли понимал разницу между холодом и кипятком. Вернее, он ее вообще не понимал и даже не осязал, как это может показаться. Он мог взять из костра уголек и долго держать его в руках или вытаскивать пищу прямо из кипящего котелка. Самое интересное, что у него не оставалось никаких ожогов. В чем причина? Вероятно, дело в огрубевшей коже, пониженной чувствительности и отсутствии понятия «горячо», ведь в природе раскаленный предмет найти и потрогать практически не представляется возможным, если только не на вулкане. Эта толстокожесть тем более удивительна, чем больше понимаешь, как дело обстоит в современном мире, где в крупных городах значительная доля даже мужского населения думает лишь о красивых тряпках и качественной косметике. Печально, но с грубостью его кожи решил бороться и педагог Жан Итар, хитрыми методами приучивший Виктора к одежде и холоду, которых он ранее не знал. Также сильно у него было развито зрение. В темноте он совершенно не чувствовал себя ущербным и спокойно ориентировался в то время, когда изнеженные представители цивилизации лишь старались держаться за стены. Зрение хорошо развито у всех диких детей, и этому существует объяснение: в природе в темноте жизнь не утихает и борьба за выживание может только усугубляться. Амала и Камала тоже идеально ориентировались в темноте. Но самое необычное зрение получил Каспар Хаузер — он мог с 40 метров в темноте увидеть попавшую в паутину муху. Когда он научился распознавать цифры, то мог в темноте увидеть номер дома с расстояния почти в 100 метров. Нам это удивительно в первую очередь потому, что мы не ведем активную жизнь в темноте. У нас всегда есть для таких случаев лампа, и наше ночное зрение совсем не развито. По нынешним меркам Каспар вообще был экстрасенсом. Уму непостижимо, но он идеально слышал разговоры людей за сотни метров, да еще и с преградами в виде домов. От его внимания не уходил ни один даже малейший звук и шорох. Что касается обоняния, то оно в несколько раз превосходило наши возможности не только у Каспара, но и у всех одичавших людей, ведь это важный инструмент коммуникации с окружающим миром в дикой среде. Естественно, что при тренировке или во время постоянного использования нюх развивается. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|