О методах медитации

Вкратце расскажем и об основных медитативных упражнениях. Медитативные упражнения в йоге начинаются на стадии упражнения в подавлении и вызове ощущений. На этой стадии работа должна вестись в одной из основных сенсорных модальностей: зрение, слух, осязание и т. д. Необходимо добиться состояния невосприятия в каждой из этих модальностей. Невосприятие означает отсутствие восприятия реального раздражителя в условиях, когда он обычно воспринимается. Затем нужно добиться того, чтобы в каждой из этих модальностей воображаемое ощущение было настолько же реально, как и подлинное. Упражняться следует например так: поставить перед собой коробок спичек и смотря на него добиться видения темноты вместо этого коробка. Включив музыку, добиться восприятия тишины вместо музыки. И т. п. Затем нужно добиться видения цветного фона, восприятия однородного звука на фоне тишины и т. п. в других модальностях. Объект для этого упражнения должен поначалу быть простым. Например, при работе в зрительной модальности это может быть маленький кружок. За счет небольшого размера на нем будет проще сконцентрироваться. Либо же образ может быть больше, но поначалу можно пожертвовать интенсивностью цвета.

Упражнения в концентрации заключаются в «настройке» сознания на сенсорный след внутрипсихического процесса. Примером такого процесса может быть воображение. В этом случае мы детально представляем сложный образ, например портрет Джоконды в мельчайших подробностях. При этом портрет должен стоять перед глазами «как живой» и заслонять собой реальные предметы. Подобным образом можно воспринимать образы в других модальностях. Сенсорный образ должен быть достаточно сложным и детальным. Также можно концентрироваться на процессах памяти и нижних уровнях интеллекта. В этом случае также следует концентрироваться на следах этих процессов в одной из сенсорных модальностей. Уровень подавления и вызова ощущений должен быть полностью освоен до начала практики упражнения в концентрации.

Упражнение в удержании заключаются в приобретении навыка длительного выполнения предыдущего упражнения. Основной акцент следует делать на возникающих помехах. Следует добиваться их устранения путем неустанного вызова правильного образа. Помехи могут быть как в той же сенсорной модальности, так и в других. Все они приводят к искажению образа. Например, для зрительной модальности это могут быть вспышки света, полосы, насекомые и т. д. Ум должен стать спокоен и контролируем настолько, чтобы эти искажения не возникали. Необходимо искать причины возникновения помех и устранять их. Только после этого можно приступать к сосредоточению.

И, наконец, упражнения в сосредоточении (слиянии с Абсолютом). Увы, все слишком прозаично. Выполнение упражнения в удержании в течение достаточно длительного времени с манипуляциями возникающими образами и есть сосредоточение. Например, вращение воображаемого портрета Джоконды вокруг своей оси. Модификация воображаемого звука — изменение его частоты. Соль этого упражнения заключается в умении модифицировать внутрипсихические процессы.

Сущность высшего сосредоточения в рефлекторности. То есть вся возможная полнота контроля над психическими процессами должна достигаться рефлекторно. Постоянными тренировками нужно довести навык сосредоточения до автоматизма. То есть, вращение портрета должно получаться так же легко, как чтение. Достаточно пожелать — и воображаемый звук трансформируется в нужную сторону. В этом состоянии многие процессы подчиняются воле абсолютно рефлекторно. Но для достижения рефлекторности необходимо проделать немало упражнений — тех самых вращений образа, модификаций звука и т. п. Тут работает тот же принцип, что в спорте — мили делают чемпионов. Нужно пробовать различные подходы и наблюдать их результаты. Как говорит один из древних источников по йоге: «Ключ к успеху заключается в практике, ибо как без нее преуспеть».







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх