О медитации в системе раджа-йоги

Медитативные упражнения являются сердцем раджа-йоги и йоги в целом. Что же представляют собой эти почти магические действия, направленные на трансформацию человеческого разума?

К медитативным упражнениям раджа йоги относятся:

— упражнения в подавлении и вызове ощущений

— упражнения в концентрации

— упражнения в удержании

— упражнения в сосредоточении

Начальным этапом этой, если можно так выразиться, психической культуры, являются упражнения в подавлении и вызове ощущений. Например, способность не видеть объект, расположенный прямо у нас перед носом. Или ощущать холод в погруженной в теплую воду руке. Или не слышать громко звучащую музыку. В этом упражнении главное — научиться преодолевать автоматизм психических процессов. Психические механизмы в норме настроены так, что сознание человека воспринимает модели того, на что реагируют органы чувств. Воспринимает совершенно автоматически. Так вот, первым этапом на пути к состоянию сосредоточения будет разрушение этого автоматизма. Практикующему нужно научиться не воспринимать модели объектов, на которые реагируют органы чувств. Вторым этапом освоения этого упражнения является способность проецировать в сознание ощущения, совершенно не связанные с реакциями органов чувств на внешние объекты, пусть даже в форме нечетких и неустойчивых образов. Критерием освоения упражнения является способность не воспринимать ощущения, связанные с объектом, а воображаемые ощущения доводить до силы реальных ощущений. Одна из способностей, связанных с освоением этого упражнения, является способность вызова состояния пустоты. То есть состояния, при котором полностью подавлена деятельность одного\нескольких\всех чувственных анализаторов. Это и есть высший уровень реализации в доктрине одного из учителей Будды Гаутамы — Арады. На время, пока деятельность анализаторов подавлена, практикующий не подвластен неприятным ощущениям, вызываемым действием этих анализаторов. Тем не менее, это состояние не имеет устойчивого характера. Рано или поздно, анализаторы включаются и практикующий снова становится подвластным страданию. Вся возможная степень контроля над внутрипсихическими процессами еще не достигнута. Но на начальном этапе освоения раджа-йоги— ощущения, ощущения, и еще раз ощущения.

Важность этого упражнения обусловлена также тем, что ощущения, поступающие в сознание от органов чувств очень сильны. И сознание в силу своего устройства склонно фокусироваться именно на них. При этом гораздо более слабые следы других психических процессов, протекающих в подсознании, остаются заглушенными этими чувственными ощущениями. В состоянии концентрации на пустоте, когда деятельность чувственных анализаторов подавлена, сознание становится способным воспринимать следы этих тонких психических процессов и реагировать на них. Наиболее важными тонкими процессами подсознания являются воображение и память. Всем известно, что воображать образ любимого человека гораздо легче с закрытыми глазами, когда сила зрения приглушена (хотя восприятие темноты остается). Кроме названных выше, в подсознании имеются и другие процессы, например неосознаваемая часть процессов мышления.

Для повышения четкости и глубины детализации психических образов, порождаемых подсознанием, существует упражнение в концентрации. Упражнение заключается в удержании в сознании проявления какого- либо внутрипсихического процесса с высокой степенью четкости и детализации в одной из, либо сразу в нескольких, сенсорных модальностях. Одним из вариантов этого упражнения является вызов в сознании устойчивого образа (структурированной комбинации ощущений, более сильных, чем реальный раздражитель) с высокой степенью четкости и детализации. Ключевым моментом является то, что образ должен быть одновременно сильнее реального раздражителя и в то же время четким и детализированным. Например, представление портрета любимого человека на фоне стены. При этом сознание должно воспринимать портрет вместо обоев, и этот портрет должен быть портретом именно того человека. По сути, эта ступень является продолжением упражнения в подавлении и вызове ощущений. На этом этапе важно добиться четкости и детализации восприятия следов психических процессов. Требования к навыкам практикующего возрастают. Поток информации от подсознания к сознанию должен обладать на порядок большей плотностью, чем в предыдущем упражнении. Если в предыдущем упражнении во главе угла стояла сила и грубая наполненность (без контроля над содержимым) потоков, переносящих информацию, то в этом упражнении уже важна и информационная составляющая этих потоков. При освоении упражнения в концентрации практикующий становится способен буквально «грезить с открытыми глазами», приобретается особого рода чувствительность к тонкому в психике.

Следующей стадией является упражнение в удержании. Это есть навык выполнения предыдущего упражнения в течение более чем 12 секунд. Например, удержание четкого образа в течение длительного времени. На этом этапе главная задача — приобретение навыка сохранения устойчивости образа, ментальное преодоление возникающих помех. Поток информации между подсознанием и сознанием должен стать устойчивым и надежным. Это важно при выполнении более продвинутых упражнений.

Самым продвинутым из упражнений йоги является упражнение в сосредоточении. Это упражнение бывает двух видов: высшее (нирвикальпа) и низшее (савикальпа).

Низшее сосредоточение есть навык выполнения предыдущего упражнения более чем 144 секунд с выполнением ментальных операций с объектом сосредоточения, например — смещение образа и его поворот. Ключевым навыком на этом этапе является умение отслеживать внутрипсихический процесс во всей доступной сознанию полноте и влиять на него. На этом этапе практики манипулирование процессом и настройка на него осуществляется путем сознательных усилий, отнимает немало времени. Манипулирование не является устойчивым.

Высшее сосредоточение, есть навык рефлекторного выполнения низшего сосредоточения на различные объекты. Критерием освоения является последовательное выполнение низшего сосредоточения над 12 объектами по 144 секунды в каждом периоде с рефлекторным переходом по 1 секунде. Рефлекторный характер сосредоточения означает, что практикующий может настроиться на внутрипсихический процесс и контролировать его без сознательных усилий. Так же автоматически, как мы пишем, читаем, ходим. Достижение такого состояния и есть цель йоги.

Необходимо понимать, что хотя высшее сосредоточение является целью системы йоги, но и оно в свою очередь является лишь инструментом формирования желаемой структуры психики. Достигший этой стадии йоги адепт получает в свои руки могучее средство трансформации своей психики. Он становится ее скульптором, лепящим из могучей скалы психических процессов то, что угодно его сознанию. Подлинным хозяином самого себя. Героем, не знающим боли и страха. И просто талантливым, всесторонне развитым человеком.

Состояние, в котором все психические процессы гармонизированы и уравновешены достижимо путем практики нирвикальпа самадхи. При этом состояние это по сути уже не является упражнением, ибо упражняться более не в чем — цель достигнута. В этом состоянии нужно лишь поддерживать оптимальное для себя состояние психики.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх