|
||||
|
Приложение 3. Пример использования сложной фигуры для психотехнической работы по развитию концентрации и деконцентрации внимания, визуального делания и неделания Практически любая сложная фигура может стать объектом работы при выполнении концентрации или деконцентрации внимания, а также при тренировке в процессе развития визуального делания и неделания. Приведу пример подобной процедуры. Рассмотрим следующий рисунок. Эта фигура интересна тем, что является одновременно сложной и архетипической. Индуистские и буддистские мандалы, используемые для медитации, относятся к той же категории визуальных фигур. Окружности с вписанными в них квадратами или треугольниками привлекали внимание человека с древнейших времен. Изначально они ассоциируются со сложным порядком мироздания. При этом каждая культура наделяет фигуры этого рода собственной семантикой, за которой находится ряд архетипических переживаний. Работая с визуальным вниманием, мы должны иметь в виду, что выделение одной перцептивной модальности — только технический прием. Не следует ожидать от игр со зрительным полем впечатляющих феноменов. Это — начало, от которого внимание может отталкиваться, вовлекая в себя остальные модальности. Только по мере воспроизведения аналогичной работы с аудиальным и кинестетическим вниманием, интеграции новых переживаний в неразделимое поле опыта, человек может научиться произвольному управлению своей психоэнергетической целостностью. Тем не менее, визуальное внимание (как наиболее развитое и дифференцированное) может послужить своеобразным триггером в работе по активизации осознанности по всем модальностям восприятия. Изображенная здесь фигура является элементарной, несмотря на ее формальную сложность. В естественной природе мы имеем возможность созерцать объекты (объемы или поля), бесконечно более насыщенные и хаотичные. Читатели Кастанеды помнят, как шаманы использовали естественную среду для созерцания. В данном случае вспоминается, прежде всего, ворох сухих листьев — образец визуального хаоса, который исполняет ту же функцию, что и эта фигура. РазмерФигура должна занимать большую часть зрительного поля на том расстоянии от глаз, где ее созерцание не вызывает неудобств, — на расстоянии вытянутой руки или чуть дальше. Эти требования и определяют конкретный диаметр внешней окружности. Иначе говоря, если вы направляете внимание на центр фигуры, точки пересечения квадратов с окружностью должны находиться на периферии зрительного поля. Зрительное поле формирует скорее эллипс, чем круг, поэтому изображение данной фигуры не перекроет полностью всю область визуального восприятия. Но в этом и нет особой необходимости. Применение в практике созерцания1. Работая над концентрацией визуального внимания, мы используем либо точку в центре фигуры, либо любую из точек пересечения квадратов. Если мы намерены научиться разделять «точку взгляда» и направление сосредоточенного внимания, мы удерживаем взгляд на центральной точке, а внимание — на любой из точек пересечения квадратов между собой или точек пересечения квадратов с внешней окружностью. 2. Работая над деконцентрацией, мы фиксируем «точку взгляда» в центре фигуры, после чего стремимся распределить внимание между всеми точками пересечения квадратов с внешней окружностью. Как видите, это простая модель активизации периферийного зрения. В том случае, если у вас нет возможности заняться «походкой силы», вы можете моделировать ее важный компонент таким образом. Малая окружность, изображенная пунктиром, — это область, которую «точка взгляда» не должна покидать. Дальнейшее углубление деконцентрации внимания заключается в одновременном удержании точек пересечения квадратов между собой и всех других элементов внутри созерцаемой фигуры. Если навык визуальной деконцентрации хорошо сформировался, можно усложнить фигуру, добавив внутрь окружности наложенные и пересекающиеся треугольники, а также вписать в свободное поле еще один ряд квадратов меньшего размера. Иными словами, практикующий может бесконечно усложнять внутреннюю структуру созерцаемой фигуры до того уровня, когда все визуальное поле будет восприниматься с одинаковой ясностью — что и является пределом визуальной деконцентрации внимания. 3. Работая над развитием способности к визуальному деланию восприятия, практикующий может собрать из пересекающихся фигур произвольную конструкцию. Делание в данном случае заключается в удержании этой фигуры вниманием. Чем сложнее фигура, тем интенсивнее развивается способность к визуальному деланию. В начале практики внимание рефлекторно следует за тем зрительным гештальтом, который удобен и привычен. То есть, к самому простому — выделить один из квадратов или окружностей. Выделенный квадрат (или круг) легко становится фигурой гештальта, остальные элементы — становятся фоном. Постепенно преодолевая инерцию гештальта, практикующий должен выбирать все более замысловатые конструкции — например, выделение вниманием только тех областей, где квадраты накладываются друг на друга, тех областей, где они выходят за границы друг друга. Далее — выделение избранных областей: вверху и внизу, справа и слева, по диагонали и так далее. При этом важно, что взгляд все время прикован к области, находящейся внутри малой пунктирной окружности. Таким образом практик учится разделять внимание и направление взгляда. Максимальное развитие способности визуального делания в данной практике — это умение собирать любую, максимально удаленную от привычных шаблонов, конструкцию внутри рисунка и удерживать ее с помощью внимания неопределенно долго. 4. Развитие способности к визуальному неделанию — самый сложный аспект работы с этим или подобным ему изображением. Ибо здесь мы ставим противоположную задачу: перестать узнавать конструкции, которые навязчиво формируются в зрительном поле. Почему это сложно? Именно потому, что геометрическая организация пространства внутри фигуры слишком очевидна. Избавить от геометрии нелегко. Мы постоянно возвращаемся к тому или иному «сделанному» варианту воспринимаемого. Внимание непрерывно стремится зафиксировать некий порядок. А подлинное неделание — это открытие порядка, не имеющего отношения к геометрии и существующего вне любых «сделанных» комбинаций восприятия. Открытие перспективы в плоскости — самый простой случай визуального неделания. Важно осознавать, что подобный перцептивный эффект достигается без помощи сведения глаз. Это исключительно работа внимания. Органы зрения не принимают участия в формировании данного эффекта. Увидеть перспективу в геометрической плоскости, на которой изображены пересекающиеся линии — это способность сознания, а не оптический эффект, вызванный совмещением линий и фигур. Естественным условием возникновения визуального неделания является состояние глубокой деконцентрации внимания и остановки внутреннего диалога. Когда это условие соблюдено, практик созерцает изображение как нечто незнакомое и неузнаваемое. Именно из неузнаваемости и возникшего вдруг изумления возникает неделание визуального восприятия как такового. Это необычное состояние отличается «странностью» и, как правило, не удерживается долго. В работе с рисунком оно непродуктивно, но, когда обретенный навык переносится на естественное поле (на внешний Мир или на собственное тело), состояние неделания часто приносит множество неожиданных открытий. Практику следует учитывать эту особенность неделания — его плоды всегда удивляют, они всегда неожиданны. Если вы не чувствуете изумления, значит, вы осуществили одно из нечастых, но все же деланий. И это делание показало вам гештальт, перцептивный стереотип, шаблон. Тональ не вышел за границу стандартного описания. А подлинное неделание приостанавливает работу тоналя и включает в него новые содержания. Благодаря подлинному неделанию тональ обогащается, а осознание — усиливается. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|