К иллюстрациям (примечания издателя)

Иногда случается так, что форма явления не вполне соответствует его содержанию. В красивой упаковке подчас подается что-то совершенно неудобоваримое. В случае же с двухтомником Боба Клейна все получилось как раз наоборот. В Америке эти интереснейшие, глубокие и захватывающие книги были изданы в неудобном формате, в неприметной серенькой бумажной обложке и совершенно без иллюстраций и художественного оформления.

Работая над русским переводом этих книг, мы постарались не только по возможности точно передать содержание текста и дух автора, но и придать книгам более привлекательную форму, которой они, безусловно, заслуживают.

Поскольку Тайцзи-цюань — учение китайское, а в авторской трактовке этого учения особое место уделяется понятию из шаманской практики — так называемым «животным силы», мы сочли уместным украсить книги Клейна рисунками «животных силы» китайской магической традиции. Иллюстрации для нашего издания выполнил днепропетровский художник Николай Корольков.



Стр. 29: Инь и Ян. Два первоэлемента китайской философии связываются соответственно с женским и мужским началом, а в предметной символике — с луной и солнцем и с четой «фениксов» Фэнхуан. Кроме того, с Ян-солнцем связаны образы трехногого петуха или ворона, а с Инь-луной — жабы или зайца. Лунный заяц Ту обычно изображается толкущим в ступке чудесный гриб, дарующий бессмертие. (Интересно, что заяц был связан с луной и в мифологии ацтеков.)


Стр. 42: Цилинь («единорог»). Очень популярный образ в китайской алхимии и в боевых искусствах. Его имя можно встретить в названиях стоек, отдельных движений и целых комплексов-таолу. Цилинь — животное в высшей степени мистическое, загадочное, неуловимое. Он покрыт зеркальной чешуей. В боевых искусствах часто ассоциируется с поворотом на 180 градусов (см., например, 26-е движение второй Формы чэньского Тайцзи-цюаня).

Во всех мистических традициях определенные животные силы связаны со сторонами света (направлениями, «ветрами») и космогоническими стихиями (элементами). Есть такие животные и в даосской традиции, и некоторых из них («дракона», тигра, змею) можно встретить в классических названиях движений Тайцзи-цюаня.


Стр. 131: Цин Лун (зеленый или синий «дракон»). Магическое животное востока и стихии дерева. Порывист, необуздан, своенравен. В отличие от своего европейского собрата, Луп (китайский «дракон») не любит годами лежать на кучах захваченного золота и пожирать красавиц. Он предпочитает резвиться то в облаках, то в глубинах вод рек и морей. Да и по внешности Лун мало чем напоминает ящера с кожистыми крыльями (а часто и с тремя головами). У Луна туловище змеи, ноги барса, чешуя карпа, рога оленя и т. д. — то есть он от всех животных взял понемногу и в результате не похож ни на одно из них.



Стр. 155: Бай Ху (белый тигр). Магическое животное запада и стихии металла.


Стр. 177: Чжу Цяо (красная птица). Магическое животное юга и стихии огня.


Стр. 210: Сюань У (черепаха и змея). Магические животные центра и земли (змея) и севера и воды (черепаха). Обычно изображаются вместе. Считается, что во «внутренних» боевых искусствах Тайцзи-цюань начинается с земли (укоренение, заземление, устойчивость), а сущность его — вода (плавность, мягкость, текучесть, непрерывность). Тайцзи-цюань связан с центром и ориентирован на север. Начинать выполнение Формы рекомендуется стоя лицом к северу (кстати, в китайской космологии Тайцзи — это Полярная звезда, север для людей и центр вселенной, а в китайской йоге — Даньтянь, центр тела). Закончив выполнение Формы (в стиле Чэнь — обеих Форм), нужно оказаться на исходном месте (вернуться в центр). Так что Сюань У более, чем какие-либо другие животные, могут претендовать на то, чтобы быть символами Тайцзи-цюаня. Слово сюань означает «иссиня-черный», а также «колдовской, шаманский», «относящийся к даосской магии». У означает «военный, вооруженный, воинственный, храбрый, резкий, сильный и т. д.». Поэтому Сюань У можно перевести как «черный воин», а можно как «магия и воинская сила», что тоже хорошо передает сущность искусства Тайцзи. Изображение Сюань У мы использовали и в оформлении первой книги Боба Клейна.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх