• Податливость
  • Толкать мягко
  • Уроки Толкающих рук
  • Нейтрализация запугивания
  • Открытие поля чувствительности
  • Толкание и отталкивание
  • Спонтанность
  • Телесный ум любит играть
  • Двойные конусы
  • Инь-Ян
  • Обнажиться
  • Упражнения Толкающих рук
  • Сокрытие
  • Напряженные партнеры
  • Притвориться уязвимым
  • Мои ученики нормальны
  • Страхи
  • Сила — от чувствительности
  • Образность Толкающих рук
  • ГЛАВА 3. ТОЛКАЮЩИЕ РУКИ

    Толкающие руки — это игра. Это игра, в которой два человека перебрасываются энергией, причем цель каждого — вывести партнера из равновесия. Энергия, используемая в игре, — это физические импульсы, создаваемые волнами движения от ступней вверх к рукам и через руки вовне, поворачиванием тела и переносом центра тяжести с тыльной ноги на фронтальную и наоборот.

    Возможно, «толкающие» — не совсем подходящее слово, так как под толканием подразумевается мышечное напряжение рук. В этой игре руки и кисти рук используются скорее как подушки-амортизаторы, поглощающие удар. Сам импульс силы, порожденный движением тела и потоком внутренней энергии через руки, производит эффект толкания. Пытаясь вывести партнера из равновесия, вы также нейтрализуете силу партнера, который пытается вас толкнуть в это же самое время. Когда энергия вашего партнера идет на вас, вы уходите с ее пути, смещая свой вес, поворачивая тело и наклоняя его верхнюю часть. Таким образом, вы подобны воздушному шарику, парящему в воздухе, который трудно схватить, потому что он не оказывает сопротивления. Ваши ступни, тем не менее, укоренены в земле, как низ у «Ваньки-встаньки». Вы также подобны камышу, который достаточно гибок над землей, но глубоко пускает корни под землей. Самые сильные ветры не могут сломать его, поскольку оп мягок и податлив; не может ветер и вырвать его с корнем, потому что корень глубок и прочен.

    Податливость

    Игра Толкающих рук предназначена для того, чтобы давать уроки, которые кажутся нелогичными. В нашей повседневной жизни сила и управление неотделимы. Большие страны наращивают свою военную силу, чтобы управлять меньшими странами. Некоторые люди боятся влюбляться, потому что человек, которого они полюбят, будет иметь над ними силу и способность управлять ими.

    В Толкающих руках вы учитесь тому, что, чем больше управления вы передаете своему партнеру, тем меньше силы он имеет. Это — великий секрет, который, когда вы его полностью понимаете, дает вам большую личную силу и может полностью изменить вашу жизнь.

    Чтобы понять этот принцип, вы должны сперва визуализировать механику игры. Два человека стоят друг напротив друга в растянутых стойках Тайцзи (ступни в углах прямоугольника). Поза расслабленная, как и в Форме, и предплечья или кисти рук партнеров соприкасаются. Их тела наклоняются вперед и назад, вправо и влево, поворачиваются вокруг продольной оси. Когда первый партнер пытается толчком вывести второго партнера из равновесия, второй позволяет своему телу откачнуться в том направлении, в каком его толкают. Если второй будет сопротивляться толчку первого в любой точке, первый почувствует его сопротивление как отвердение и будет иметь перед собой нечто твердое, а твердое как раз гораздо легче толкать. Каждый партнер чувствует такие сопротивления или напряжения другого партнера, так как именно тогда, когда они появляются, имеется и возможность оттолкнуть партнера. В противном случае каждый партнер будет толкать нечто, ощущающееся как вареная лапша.

    Способность чувствовать каждое мельчайшее движение вашего партнера и позволять своему телу «уплывать» от него — это первое, что нужно для Толкающих рук. Ваш партнер может изменять направление и силу толкания каждую секунду и пытаться закрутить ваше тело в неудобное положение, но ваше тело должно быть достаточно текучим и гибким, чтобы уплывать от толкания. Это называется «внешней нейтрализацией». Таким способом вы передаете партнеру управление вашими движениями. Вы нейтральны, не пытаетесь манипулировать движениями. Вы реагируете на волю, на намерение вашего партнера и течете вместе с ним. Но ваш партнер не может управлять вами своей волей. Не оказывая сопротивления, вы рассеиваете его волю и управление. Оставаясь укорененным в земле, вы не теряете центрального положения. Будучи снаружи мягким и податливым, вы тверды внутри — совсем не как лист, носимый ветром. Следуя за вашим партнером и «уплывая», вы можете сохранять минимальное давление, которое существует между руками, касающимися друг друга.

    Пока вы не очень опытны в Толкающих руках, эта игра может сводить с ума. Когда вы в первый раз пробуете ее, то чувствуете себя очень сильным, потому что партнер выглядит мягким, а мягкость обычно отождествляют со слабостью. Поэтому вы толкаете и жмете в поте лица, но это не приводит ни к чему. Чем мягче ощущается ваш противник, тем увереннее вы считаете, что сможете отбросить его. Но от вас легко ускользнуть, поскольку вы используете мышечную силу — напряжение рук.

    Толкать мягко

    Когда ваша рука напряжена, она нечувствительна, как деревянная палка. Опытный игрок Толкающих рук толкает мягкими руками. Движение исходит из тела и проходит волнообразно по рукам, заставляя вспомнить о хлысте. Поскольку руки расслаблены, они могут чувствовать, как партнер уходит от толчка, и изменять направление толчка, чтобы он оставался направленным на центр тяжести партнера. Руки подобны ракетам с тепловым наведением, которые ищут сопло двигателя реактивного самолета, только в нашем случае руки ищут центр тяжести.

    Говорится, что ладони должны быть как барабанные перепонки, когда они толкают руку или тело партнера, и слушать центр партнера. Поэтому ладони и все руки должны быть расслаблены — иначе они не будут достаточно чувствительными, чтобы «вслушиваться» в партнера. Большинство толканий выполняется ладонями, но можно использовать и руки, локти и даже плечи. Когда выполняется толкание, руки должны быть достаточно расслаблены, чтобы позволить свободно проходить волне движения и внутренней энергии. Любое лишнее напряжение в руках или плечах подобно грязи, закупоривающей трубы.

    Внутренняя энергия гораздо более сильна, чем мышечная сила. Учителя часто демонстрируют отбрасывание людей на много футов расслабленным толчком почти без физического движения. Но если бы те же самые учителя применяли мускульную силу, чтобы толкнуть противника, то гораздо больше энергии тратилось бы с меньшим результатом. Это еще один «нелогичный» урок Толкающих рук. Чем больше мускульной силы вы применяете, тем слабее результат. Мышечное напряжение препятствует току внутренней энергии. Хотя определенный минимум напряжения и должен использоваться в движении и для удержания тела в стоячем положении, любое дальнейшее напряжение служит помехой для большей силы — ци.

    При эффективном толчке руки действуют как пружины. Когда первый партнер начинает толкание, пружины сжимаются. По мере того как толчок продолжается, второй партнер пружинисто отбрасывается назад. Пружины не толкают, они только образуют подушку между двумя телами. Силами толкания фактически являются импульс движения тела и ци. Вряд ли даже можно называть это толканием. Разве сам кнут бьет по цели? Человек производит волну движения в кнуте, и энергия проходит через него. Кнут — лишь пассивный проводник энергии. Точно так же и в Толкающих руках Тело производит волну энергии, которая течет через руки. Поскольку руки не напряжены, им трудно сопротивляться; они подобны приливной волне.

    Уроки Толкающих рук

    Сейчас давайте попробуем взять то, что мы рнали о Толкающих руках, и применить это к повседневной жизни. В жизни мы постоянно сталкиваемся с толканием. Окружающие нас люди отталкивают нас с дороги и пытаются вывести нас из равновесия. Люди пытаются управлять нами и выбрасывают на нас негативную эмоциональную энергию. Толкающие руки учат вас справляться с этими проблемами. Неделю за неделей тренировки по Толкающим рукам готовят ваше внимание и ваше тело автоматически реагировать на ситуации таким способом, чтобы оставаться в энергетически сильном полбжении. Когда вы оказываетесь перед угрозой конфликта, вы знаете, что его нельзя встречать «в лоб». Никогда не вмешивайтесь в движение вашего партнера (будь то движение физическое или эмоциональное); позвольте ему течь мимо вас или перенаправьте его. Если кто-то находится в склочном настроении, это не значит, что вы обязаны соответствовать этому настроению. Многие люди любят ссоры только из-за того, что им нравится энергия, порождаемая ссорами. Если отношения ума и ТУ в человеке основаны на конфликте, он может воспринимать весь мир как основанный на конфликте; покой ему будет неудобен. Мир, воспринимаемый вами, является отражением вашего внутреннего состояния.

    По каким бы причинам поведение человека ни было агрессивным, игрок Толкающих рук воспринимает его как энергию и соответственно обращается с ним. Пусть другой человек будет каким угодно напряженным, а вы оставайтесь спокойным. Склочник может оскорблять вас или отпускать невежественные замечания по вопросу, в котором вы хорошо разбираетесь. Для игрока Толкающих рук такой человек — удача, ибо он может хорошо поразвлечь.

    «Посмотри-ка, какими трюками ты пытаешься разозлить меня, — молча говорите вы. — Я польщен, что ты тратишь так много энергии, чтобы заставить меня взаимодействовать с тобой. Твое лицо сердито, ты громко кричишь. Ты изливаешь на меня свою энергию. Спасибо за эту энергию».

    Вам не нужно даже приближаться к энергетической структуре этого человека. Когда он увидит, что ему не на что опереться для толкания, он сам сдастся.

    Нейтрализация запугивания

    Игра в запугивание очень распространена в нашем обществе. Это, фактически, та же самая игра Толкающих рук. Появляется некая нависшая угроза (толчок), и ваша уверенность в себе выводится из равновесия. Начальник, отец, учитель, ребенок, супруг(а) — все они могут прокладывать себе дорогу, угрожая уволить вас, наказать вас, отчислить вас, лишить вас любви или наследства, развестись с вами и т. д. Даже смерть — это толчок. Это угроза, которая нависает над нашим обществом, как в школе — угроза отчисления, и имеет большую власть над вашим поведением.

    Когда вы выполняете «Толкающие руки» с этими угрозами, вы можете нейтрализовать их силу. Давайте возьмем крайний пример — смерть. Я попытаюсь научить вас играть в Толкающие руки со смертью и нейтрализовать ее. Я сделаю это, дав вам новую точку зрения на жизнь и смерть. Когда вы родились, вы отделились от вашего источника жизни. Сначала вы отделились от плаценты, затем вы были отделены от матери в течение долгих периодов времени, лежа в колыбели. Всем детенышам приматов, однако, нужно постоянно прикасаться к своей матери, чтобы расти без больших эмоциональных проблем.

    Затем вы отделились от земли. Под вашими ногами лежит бетон, а не земля. Ваша пища приходит из магазина, а не прямо от земли. Ваша вода приходит из крана, а не прямо из реки. Жизнь в городе видимо отделена от земли. Мы все изо дня в день видим искусственные геометрические рисунки: прямоугольные комнаты, окна и мебель, круглые часы, прямые линии улиц и т. д. Природа — это случайность. Глазам нужно видеть случайные рисунки, чтобы эмоции были здоровыми. Сосредоточьтесь на миске воздушной кукурузы, а затем — на шахматной доске и отметьте, какие разные у вас возникают ощущения. Наше внимание настолько отделено от ТУ, что мы даже не знаем, что мы чувствуем.

    В наших школах почти не преподают подлинную историю — только историю завоеваний. Л как же история труда? А история психологической эволюции человеческого ума? А история систем верований, история стилей жизни среднего человека в разных цивилизациях и т. д.? Итак, вы отделены и от подлинной человеческой истории. Наша жизнь основана на отделении. Вас учат, что ваше тело, мысли и ощущения — это «вы», в то время как то, что вы воспринимаете вашими чувствами, — это уже «другое». Итак, вы отделены и от ваших чувств.

    Но есть и другой путь. К нему ведет мост через пропасть, который называется «Тайцзи-цюаиь». Пройдите по этому мосту. И вы окажетесь па другой стороне. Там нет такой вещи, как смерть, противопоставляемая жизни. Все — живое.

    Вы едите сандвич с арахисовым маслом. Назовете ли вы его живым? А если он уже у вас во рту? Живой он тогда или нет? Жив ли он у вас в желудке? А если он уже в вашей крови, в ваших клетках? Живой ли он, когда его остатки выводятся из тела? Когда сандвич можно считать живым? «Жизнь» — это произвольное определение. Этот сандвич потенциально может превращаться в живые функционирующие клетки вашего тела. Он сделан из пшеницы, арахиса и других «живых» компонентов.

    Зимой растения находятся в спящем состоянии. Они потенциально могут расти, когда придет весна, но в спящем состоянии — живы ли они? Желудь потенциально может стать дубом. Но жив ли желудь, живо ли семя? Почва в саду потенциально может входить в состав растений, растущих в ней. Почва — живая? Наука экология учит нас, что вся наша планета — одна живая система, как и ваше, например, тело. Но, научившись отделять себя от нашего окружения, мы потеряли из виду этот факт. Вместо того чтобы быть частью живой системы, мы воспринимаем себя как изолированные объекты среди других изолированных объектов, часть из которых жива, а часть — нежива.

    Толкающие руки изменяют это. Каждый партнер следует за другим с большой чувствительностью, ощущая, что происходит внутри тела другого, своим энергетическим чувством. В конце концов становится трудно различать, где кончаетесь вы и начинается другой человек. Это ощущается как поле вихревых энергий, как будто нервные системы двух человек слились в одну. В тот миг, когда один из вас начинает изолировать себя, закрывая свою нервную систему, он становится нечувствительным и уязвимым для толкания.

    Вы не противники, а подлинные партнеры, помогающие друг другу открываться вашей окружающей среде. Когда вы стали открыты для другого человека, позволили вашей энергии течь вместе, вы можете сделать это и с вашим окружением. Вместо того чтобы считать себя изолированным объектом, вы отождествляетесь со всем потоком энергии, который вы испытываете.

    В вашей практике Толкающих рук вы усвоили, что вы обладаете величайшей силой, когда не вмешиваетесь в эти энергии. Вы должны стать очень чувствительным к законам природы, чтобы вы могли течь вместе с ними. Вы видите, что весна следует за зимой. Земля кажется мертвой, а затем она взрывается жизнью. Вы видите, что день следует за ночью. Вашему телу каждый день нужен период отдыха, как растениям он нужен каждый год. Ученик Тайцзи начинает понимать роль циклов в природе. Биологическое ощущение вашей связи с землей становится сильнее, чем чувство изоляции.

    А что такое чувство изоляции? Это чувство «я — это я, а не ты». Это сопротивление переменам, поддержание жесткого самоотождествления. Это жесткое отождествление воспринимается как сила, поскольку оно связывает вас с вашим обществом. Вы работаете на определенной должности, вы имеете определенный тип личности, определенные убеждения, вы поддерживаете определешгую политическую партию и т. д. Быть членом большого города-государства означает принимать на себя определенную роль. Эта роль, социальная личность, воспринимается как ваша связь с источником всего необходимого для вас, со структурой общества. Эта личность есть ложь, поддерживаемая при помощи различных правил, изобретенных данным обществом.

    Но когда вы начинаете отождествлять себя с природой, то осознаете потрясающий факт — факт, который противоречит учениям многих организованных религий, связанных с городами-государствами. Тело бессмертно, личность — смертна. Атомы никогда не умирают. Ваше тело может физически разложиться после «смерти», но оно просто превращается в червей, бактерий, растения и новых животных. Все умирающее жестко. Твердая ветка ломается. Жесткая личность не может оставаться жесткой вечно. Мы можем рассказывать какие угодно истории о себе и о знаменитых людях прошлого. Все наши друзья могут соглашаться с этими историями. Их можно рассказывать снова и снова, они могут совершенно не изменяться, если их записать. Но живые системы изменяются. Они находятся в состоянии динамического равновесия — сбалансированных перемен.

    Поэтому, как день переходит в ночь, так и физическое тело умирает, гниет и трансформируется в другие формы жизни. Даже целые виды и целые солнечные системы в конце концов умирают. Но сама жизнь, порядок роста и изменений, остается. Если вы сможете стать чувствительным к основным принципам природы, а не к жесткой личности эго, вы будете чувствовать себя удобно в этом циклическом процессе перемен и перестанете думать о нем плохо. Жизнь сама по себе бессмертна, хотя мы, в нашей передовой цивилизации, постоянно пытаемся уничтожить ее.

    Отождествляя себе с биологической жизнью, вы становитесь бессмертным. Вашей личностью становится больше, чем ваше тело, ею становится планета, процесс циклической жизни, целое сообщество живых созданий. Вы будете смотреть на смерть вашего тела так, как сейчас смотрите на смерть одной клетки тела. Клетка может умереть, но большее существо продолжает жить. Значит ли это, что вы не «умрете»? Нет. Вас ждет упадок, как и всех других. Но в вас изменилось что-то очень фундаментальное. Отброшено сопротивление. Смерть больше не является угрозой; ее сила нейтрализована.

    Смерть — это ночь, зима, отлив. Вы умираете, а какой-то ребенок рождается. У этого ребенка своя история. Не ваша история. Но, возможно, в этом ребенке будет несколько ваших молекул. Кто знает, от каких исторических личностей перешли эти молекулы к вам? Значительная часть вашей пищи получается при использовании искусственных удобрений, а их делают из нефти, которая образовалась из доисторических растений и животных. Очень может быть, что у вас есть молекулы динозавров. Есть структура, которая берет эти молекулы и формирует из них живое вещество. Эта энергетическая структура — это вы, ваша телесная структура, эмоциональная структура, психологическая структура и мыслительная структура. В своем чувстве отдельности вы противопоставляете эти структуры структурам других людей, показывая, как вы уникальны, как вы отдельны.

    Толкающие руки нарушают ход этой игры. Они связывают вас с силой самой жизни, Дао, чтобы показать вам вашу истинную бессмертную личность-тождественность. Не затем, чтобы подтверждать вашу жесткую историю о том, что мир существует, а чтобы продолжался поток жизни. Как часть жизни, вы никогда не умрете — будете только меняться.

    Открытие поля чувствительности

    Поначалу партнеры по Толкающим рукам соревнуются друг с другом, как настоящие противники. Для них важно, кто кого сильнее толкнет. Каждый обвиняет другого в том, что он делает что-то не так. Затрагиваются эго. Со стороны учителя в это время необходима постоянная бдительность, чтобы не допускать этого соревнования. Очень трудно добиться, чтобы ученики раскрылись. Для этого необходимо научить их избавляться от своей эмоциональной брони и становиться уязвимыми.

    Один из способов достичь этого — направить внимание ученика на тонкости потока движения. В каждый момент между игроками пульсирует много разных движений, у каждого из которых свое направление и своя сила. Любой из этих импульсов один из игроков может усилить до большой величины и отбросить партнера. Это ощущается так, как будто между двумя учениками находится длинный воздушный шар. Внезапно один из партнеров заставляет другой конец шара вздуться и отбросить другого партнера. Импульсов или потоков движения много, и оба игрока должны обращать внимание на все из них. Если на один из них ваш партнер не обратил внимания, вы можете «раздуть» этот импульс, и партнер не сможет нейтрализовать его.

    Что касается концентрации на импульсах, нельзя определить, находится ли импульс в данное время внутри одного партнера или другого. Импульсы на самом деле создаются соотношением равновесия и движения между двумя людьми. Игроки создают «поле», на котором играют в Толкающие руки, убирая барьеры между собой. Если партнеры напряжены и сопротивляются друг другу, играть вообще невозможно. Поле игры создается чувствительностью и открытостью партнеров. Если энергии не позволить свободно течь между двумя партнерами, Толкающие руки превратятся в соревнования «кто кого оттолкнет».

    После толкания учитель может попросить вас вспомнить, что происходило, вспомнить пути импульсов, которые приводили к толчку. Так до сознательного, думающего ума доводятся принципы Толкающих рук, и он настраивается на эти принципы. Это развивает гармонию ума и тела. Поле импульсов — это ТУ, поскольку импульсы рождаются из соотношения равновесия, то есть на исконной территории ТУ.

    Толкание и отталкивание

    Легко заметить, что Толкающие руки — это эффективная тренировка любви, которая подразумевает устранение барьеров между людьми. Секс — не место для выполнения механических техник. Он требует уступить потоку энергий, отказаться от чувства изоляции. Секс должен быть не чем-то таким, что вы «делаете» кому-то другому, но формой «неделания», в котором два ТУ объединяются и спонтанно играют в «поле» энергии. Только тогда может переживаться тотальная интенсивность сексуального опыта. В своих первых попытках секса вы хотите делать все «правильно», чтобы произвести впечатление на другого человека. Секс слишком часто становится лишь разновидностью испытания или соревнования, как и те отношения, частью которых он является. Это свидетельствует об отсутствии чувствительности и открытости. Два ТУ не участвуют в человеческих отношениях или в сексе, и поэтому чувства связанности не глубоки.

    Объединение ТУ переживается как отказ обоих партнеров от социальной личности и отождествление их со всем полем энергий. В Толкающих руках, когда вы толкаете своего партнера, вы вдыхаете, вдыхаете партнера в себя, очень похоже на то, как вы «вдыхаете из земли». Механика вдыхания вашего партнера следующая:

    1. Руки толкающего частично расслаблены и действуют как амортизаторы или пружины. Когда вы толкаете, вы ощущаете двусторонний канал энергии, как это было описано в предыдущей главе.

    2. Одна волна энергии выстреливает из ваших стоп через Дань-тянь в вашего партнера. Другая волна выстреливает от вашего партнера через вас в землю.

    3. Когда вы вдыхаете и толкаете, вы чувствуете, как эти волны энергии проходят через ваше тело. Это дает вам впечатление, что вы вдохнули энергию партнера. Вы должны быть открыты, без внутренних блоков, чтобы позволить этой энергии пройти через ваше тело. В этой открытости таится чувство уязвимости. Поскольку вы открыты, то есть расслаблены и не сопротивляетесь, вам кажется, что партнер может воспользоваться этим и толкнуть вас. Но что ему толкать? Если ваше тело по-настоящему расслаблено, то партнеру не на что опереться, не во что толкать. Открытость не делает вас уязвимым, пока вы можете позволять энергии партнера протекать сквозь вас.

    Итак, только когда вы открыты и уязвимы, у вас есть сила. Когда вы закрыты для энергий вокруг вас, вы слабы. Это правило действует и в человеческих отношениях. Как могут работать эти отношения, если оба человека закрыты и не хотят делиться чувствами? Оставаться открытым для энергии и при этом учиться нейтрализовать толкание (угрозу) — вот в чем заключается искусство Толкающих рук и искусство гармоничных человеческих отношений.

    Способность протекать сквозь сопротивление любимого человека и делиться любовью — это еще один результат практики Толкающих рук. Представьте себе двух влюбленных человек, которые оба чувствительны к потоку энергии внутри их тел и тел других людей. Оба связали свои энергетические структуры с энергетической структурой планеты, так что энергия окружающей среды течет через них. Кроме того, благодаря Тайцзи-цюаню они научились увеличивать свою внутреннюю энергию и устранять блоки внутри своих тел. Когда двое таких людей открывают себя друг другу, их повседневные ощущения могут достигать интенсивности оргазма.

    Крайне важно с осторожностью выбирать, кому открываться. Люди с негативной энергией, с эмоциональными проблемами могут очень сильно и негативно повлиять на вас. Если вы еще не стали «прозрачным, как стекло» для их энергий (что очень трудно), ваша энергетическая структура легко может поглощать и усваивать аспекты их энергетических структур. И тогда потребуется много труда, чтобы освободиться от этих очагов беспорядка в вашей структуре. Не менее важно и то, с кем вы занимаетесь Толкающими руками. Если вы часто занимаетесь с нехорошим человеком, то будете от этого страдать.

    Чтобы двое влюбленных счастливо избежали такой проблемы, переживания любви должны касаться не только их; кажется, что вся планета участвует в любви между ними. В главе о целительстве мы поговорим об этом подробнее.

    Спонтанность

    Нейтрализация угрозы смерти и усиление переживаний любви; что еще могут упражнения Толкающих рук? Они могут вывести ТУ наружу. То есть ТУ так укрепляется Толкающими руками, что становится доминирующим фактором в поведении человека. Последствия этой перемены в ученике Тайцзи очень значительны. ТУ не нужно времени на размышление и планирование. Он спонтанен, связан с источником знания, гораздо более обширного, чем доступное думающему уму; ТУ связан со всей землей.

    Жить только умом — это все равно что крысе находить дорогу в лабиринте. Ей приходится пробежаться по всем дорожкам, так как она не знает, какая дорожка ведет к пище. Но благодаря ТУ вы можете взглянуть на лабиринт сверху и сразу увидеть все дорожки и выбрать правильную.

    Ученики Тайцзи часто бывают ошеломлены совпадениями, которые все чаще начинают происходить в их жизни. Когда им нужно что-нибудь, оно как бы само собой появляется. Это не «совпадение» в обычном смысле этого слова. Это не случайность. Толкающие руки учат вас быть чувствительными к тонким событиям и автоматически обходиться с ними так, чтобы поддерживать их в сильном положении. В данном случае вы имеете дело с потоком движения и ци, но и в повседневном мире практика Толкающих рук учит вас вести себя таким же образом. Но, поскольку все это делается автоматически вашим ТУ, вы обычно не знаете о всех маленьких манипуляциях ТУ, изменяющих соотношения внутренних и внешних энергий в вашу пользу и изменяя ваши реакции на многочисленные каждодневные обстоятельства для вашей же выгоды. Поэтому, когда вы в итоге осознаете, что обстоятельства складываются в вашу пользу, это кажется совпадением. Представьте себе, какой бы это был внутренний покой, если бы вы осознавали, что в вас работает внутренний механизм, который постоянно поставляет вам благоприятные возможности и автоматически помогает вам избегать вредных переживаний. Когда у вас будет уверенность в том, что ваши внутренние ощущения и инстинкты позитивны и выгодны, вы сможете быть спонтанным, потому что вы будете доверять своим чувствам. Ежедневная практическая польза от занятий Тайцзи способствует тому, чтобы вы верили своим ощущениям. Когда вы спонтанны и больше не должны рассчитывать каждое движение в уме и так старательно защищать свои чувства, вы можете быть свободным и счастливым. Вы осознаете, что вы были тем стражем, который запирал ваше собственное счастье под замок, который держал взаперти вашу силу. Этот страж — само-сознание (что противоположно само-осознаванию). Что касается влюбленных, то, живя в спонтанности и чувстве, они могут ощущать потребности друг друга. Простое объятие может сделать больше, чем все интеллектуальные дискуссии на свете.

    Когда вы участвуете в дискуссии, слушаете ли вы других или только предвкушаете, что скажете следующее? Хотите ли вы узнать истину или только оказаться «правым»? Когда вы встречаетесь с кем-то, обдумываете ли вы, что делать, или просто верите в себя, в то, что вы будете действовать эффективно? Чем больше вы обдумываете, тем больше вы говорите себе: «Я не верю в себя. Я должен все распланировать, чтобы не совершить промашку».

    Чтобы быть совершенно эффективным в жизни, вы должны верить себе. Это дает вам силу. Возможно, когда вы были ребенком, родители постоянно пилили вас: «Не пролей это молоко! Ты упадешь и ударишься! Не упади с велосипеда!» Хотя они имели в виду защитить вас, фактически, они подорвали вашу уверенность в себе. Это были, воистину, колдовские заклинания, наводящие порчу. Подорвав уверенность человека в самом себе и внедрив в его ум какую-либо идею, вы можете управлять его поведением. Контролируя поведение людей, вы можете воздействовать на их здоровье и даже на их отношения с другими людьми. Эта форма межличностной манипуляции, заклинание, часто практикуется людьми, которые никогда бы не сказали про себя, что они — колдуны.

    Хорошо укорененная вера в себя необходима для того, чтобы жить эффективно и счастливо. Существует одна очень хорошая причина, чтобы верить в себя. Внутри вас находится ТУ, который подключен ко всей планете. Вас подпитывают мощные силы. Когда вы доверяете своему ТУ, тем самым вы приглашаете его в свою жизнь. И тогда вы становитесь сильным — без колебаний.

    Телесный ум любит играть

    Как же Толкающие руки достигают этого? Толкающие руки — это игра, в которую ум играть не может. Только ТУ может осознавать все эти мельчайшие импульсы движения и поддерживать равновесие тела. По мере прогресса в обучении вы становитесь достаточно чувствительными, чтобы чувствовать подходящий момент для толкания, когда равновесие вашего партнера нарушено, когда партнер нечувствителен к импульсу движения, когда он сопротивляется этому импульсу. Но ваш ум не настолько быстр, чтобы реагировать на такие моменты, ведь опи длятся доли секунды. Вы становитесь достаточно быстрым только тогда, когда отбрасываете ум и у руля становится ТУ. Но, поскольку это ТУ реагирует и выполняет толкание, вам кажется, что вы сами этого не делали, ведь вы продолжаете отождествлять себя со своим умом. Толчок как-то случился, и вы не можете понять как. Все больше и больше в игре Толкающих рук делается ТУ, пока игра полностью не становится игрой ТУ. Когда вы признаете это спонтанное и очень эффективное существо внутри вас частью себя, ТУ и ум смогут действовать одновременно.

    При выполнении Толкающих рук партнеры могут вести интеллектуальную беседу и даже обмениваться шутками. Тем временем их ТУ беседуют по-своему, невербальным образом, и тоже могут шутить. Есть специфические шутки Толкающих рук, как есть шутки интеллектуальные, хотя их и нельзя пере-ветси на язык слов. В Толкающих руках и в Тайцзи в целом — много смеются. ТУ любит играть и быть счастливым. Если на занятиях по Толкающим рукам не слышно смеха, я задаюсь вопросом о качестве обучения Толкающим рукам. ТУ любит подшучивать даже над умом.

    Приходилось ли вам произносить неосознанные каламбуры? Обычно вы так не говорите, но, очевидно, есть какая-то часть вас, которая захотела, чтобы было сказано именно так. Это — ваш ТУ. Вот почему нет особой необходимости так уж тщательно взвешивать, что вы будете говорить в ситуациях общения. Пока вы находитесь в контакте с ТУ, центром творчества, вы никогда не полезете в карман за нужным словом.

    Постепенно вы начинаете все больше верить в силу и мудрость ТУ. Вы больше не одиноки в мире. За вами — ТУ и вся земля. Кто может угрожать вам? Как можно грустить? ТУ — целитель. Он знает о бессмертии. Ум знает, что он смертен, а бессмертие — это всего лишь легенда. Но когда ТУ впервые выходит на сцепу, хлопает вас по плечу и говорит: «А вот и я!», ум осознает, что существует кое-что сильнее его, и оно действительно бессмертно.

    ТУ в самом деле ощущается как что-то, хлопающее вас по плечу. Это реально присутствующее существо, такое же сложное, как и вы, но гораздо сильнее. Чем больше вы узнаете это существо, тем больше понимаете, как оно на самом деле сложно и широко. Вы — гораздо больше чем думающий ум. Вы понимаете, что «вы» (шаблонная структура мыслей, убеждений и поведения, которая является вашей личностью) — это фикция, инструмент, творение ТУ. ТУ есть чистое творчество, а творчество нуждается в игре. Самость, эго, ум — все это игра ТУ. Когда вы ощущаете ТУ, вы ощущаете ваше фактическое, подлинное «я».

    Мы занимаемся Толкающими руками для того, чтобы открыть этот великий факт ученику.

    Но Толкающие руки — игра, в некотором смысле, и тяжелая. Чтобы играть в нее хорошо, вы должны отказаться от себя, от того, чтобы ваше «я» было правителем вашего существа. И надо очень хотеть играть в Толкающие руки, чтобы захотеть освободиться от «я» (то есть от запрограммированного шаблона поведения) и посмотреть в лицо реальности.

    Постепенно качества ТУ, этого спонтанного, игривого «я», встраиваются в личность ученика. В вашем внешнем поведении начинает отражаться тот факт, что ТУ встал у руля. Ваша жизнь перестает быть серией битв и проблем. Это поле, на котором ТУ может играть. ТУ дает жизни силу, мудрость, творчество. Ум обеспечивает факты.

    С ростом вашего мастерства в порождении импульсов движения вы можете посылать их не только по прямой линии, но и по спиралям самой разной конфигурации. У бейсбольного питчера имеются в запасе «крученые» и «резаные» мячи. Игрок в Толкающие руки также может придавать толчкам индивидуальность.

    Двойные конусы

    Но, чтобы научиться таким искусным манипуляциям, вы должны сначала овладеть еще одним инструментом Тайцзи — восприятием двойных конусов. Над землей различные импульсы движения создают сложную структуру. Как игрок в Толкающие руки вы воспринимаете и другую такую структуру, которая имеет место у вас под ногами, в земле. Для каждого импульса над землей есть соответствующий, уравновешивающий импульс под землей. Это зеркальное отображение верхнего импульса, которое движется в противоположном направлении. Если верхний импульс направлен вперед, нижний, уравновешивая его, направлен назад. И опять-таки я не буду говорить, что это «как бы» происходит. Это действительно так и есть. Мое восприятие двойных конусов так же ярко, так же убедительно, как и восприятие физических объектов. Без этого восприятия я был бы не способен хорошо играть в Толкающие руки. Обе структуры встречаются на уровне земли, в подошвах наших ног. От подошв они распространяются вверх-наружу и вниз-наружу, образуя два конуса, вершины которых соприкасаются у нас под ногами.

    Ваша способность воспринимать эти взаимоуравновеши-вающиеся двойные конусы в живых подробностях — это один из прорывов в вашем развитии, который делает Толкающие руки внутренней игрой. Внешние Толкающие руки озабочены в основном положением рук и тела; и внутренние Толкающие руки интересуются осознанием энергетического потока.

    Когда вы развиваете нижний конус, то приобретаете способность вбирать толчок вашего партнера не только в свои ноги, но также и в нижний конус. Фактически, нижний конус — это корень, и он может поглощать силу толчков, перенаправлять силу и возвращать ее через ваше тело и руки обратно к вашему партнеру. Он может изменять «вращение» или другие качества толчка. Если толчок закручивается в одном направлении, он поглощается нижним конусом, там закручивается по-другому и отправляется обратно. Нейтрализация толчка партнера путем его поглощения нижним конусом, корнем, называется «внутренней нейтрализацией». Изменение направления вращения кругового или спирального толчка и превращение прямого толчка в круговой или спиральный (и наоборот) — это то, что доставляет самое большое удовольствие в Толкающих руках. Вы знаете, что вы посылаете партнеру, но не знаете, что вы получите назад. Вспомните, что одновременно происходит много таких взаимодействий, и вы получите представление о сложности этой игры. Два или три импульса, полученных от партнера, можно трансформировать в один ответный импульс, а можно и вернуть в соотношении «один к одному».

    Инь-Ян

    Это был бы сумасшедший дом, если бы не фундаментальные принципы, на которых строятся Толкающие руки. Как уже говорилось, основной даосский принцип — это Инь-Ян. Его можно объяснять на многих уровнях. В космологическом плане Инь и Ян суть две творческие силы, исходящие из изначальной

    неназываемой пустоты (Дао). Эти две силы производят все отдельные «вещи» в нашей вселенной. В личностном плане агрессивность — это Ян, а пассивность — Инь. Считается, что все в мире содержит иньскую или янскую энергию или сочетание их обеих. Ночное, черное, женское, мягкое — это Инь. Дневное, белое, мужское, агрессивное — Ян. Пищевые продукты делятся на Инь и Ян в соответствии с воздействием, которое они оказывают на организм. Система Инь-Ян описывает природные циклы, а даосизм представляет собой образ жизни в гармонии с этими циклами.

    В Толкающих руках Инь и Ян часто понимаются как расслабление и напряжение. Вы стараетесь не встречать силу партнера своей собственной, но нейтрализовать напряжение. Вы всегда наступаете (вы — Ян) на иньскую сторону партнера. С янским партнером (более напряженным) вы уступчивы (вы — Инь). Вы подобны воде, обтекающей камни в ручье. Это и называется «толканием Инь-Ян».

    Есть еще одна форма толкания, которая выполняется как раз через напряжение вашего партнера. В этом случае напряжение партнера поглощается вашим корнем, и одновременно вы толкаете его. Это также основано на принципе Инь-Ян, в том смысле, что задействуется цикл, или круг, энергии. Энергия течет от вашего партнера через вас в ваш корень и одновременно от вас в партнера. Это называется «толчок-волна» и ощущается как мягкая, мощная, неудержимая волна энергии, которая все время следует за партнером и увеличивает свою силу.

    Конечно, редко встречается толчок чистого типа. Даже непосредственно при выполнении толчка толкающий остается чувствительным и регулирует баланс двух типов толкания каждую секунду (или долю секунды). Научиться перенаправлять толкание вашего партнера и использовать его собственную энергию для того, чтобы свалить его с ног, полезно не только для самозащиты, но и для целительскюс целей. Опытный игрок в Толкающие руки использует как можно меньше своей собственной энергии. Когда вас толкают, вы закручиваете эту силу по кругу и возвращаете ее партнеру. Вы чувствуете центр вращения партнера и знаете, куда вернуть толчок, чтобы вывести его из равновесия.

    Но вы сами старайтесь быть нейтральным проводником энергии партнера. Когда вы учитесь целительству (обычно этому учатся параллельно с Толкающими руками), вы действуете как канал передачи энергии планеты, направляя эту энергию пациенту. Об этом мы еще поговорим в главе о целительстве.

    Когда вы можете быть пассивным и при этом управлять мощными силами, в вашем мировоззрении происходят большие перемены. Развивается глубокое чувство защищенности и покоя, доверие к миру. Вы также признаете, что силы природы являются источником вашего благополучия. Имеющие опыт внутренних Толкающих рук становятся экологистами — по крайней мере, в смысле понимания того, как важно прекратить разрушение природной окружающей среды.

    Толкающие руки — это практическое упражнение. Они превращают прекрасную даосскую философию в практический способ жизни. «Течь вместе с природными циклами» звучит очень хорошо, но как это делать? Очень часто я встречал людей, которых «волнует духовность». Для них «духовность» — это просто еще одна тема для интеллектуальной беседы. Возможно, они действуют определенным способом, который они полагают духовным. Они могут выглядеть воплощением доброты и света, но глубоко внутри у них ничего не меняется. Их боль все еще подавляется. Они все еще не являются самими собой и, вместо того чтобы жить творчески, играют роль, которая принята в их группе. Ничто не высвободилось; только принята новая роль.

    Обнажиться

    Когда вы выполняете Толкающие руки, доброта и свет не помогут вам. Вы должны отказаться от напряжения, от травматизированного и запрограммированного мышления и научиться сосредоточиваться, центрироваться и укореняться. Толкающие руки не оставляют вам ничего, что можно было бы спрятать за пазухой. Вы полностью обнажены. Все ваше эмоциональное состояние видно в ваших движениях. Значительная часть этого упражнения, как и Формы, состоит в искоренении внешних движений, вызванных структурами напряжения.

    Во-первых, существует привычка напрягаться, когда вас толкают; другими словами, сопротивляться силе. Во-вторых, существует привычка драматизировать — совершать преувеличенные движения. Когда ваша рука касается плеча партнера, она может сжиматься, как бы предупреждая: «Я собираюсь толкнуть твое плечо». В этом случае, ваши мысли, ваши намерения отражаются в движении. Когда партнер чувствует сжатие вашей руки, он знает, что происходит.

    Эта тенденция частей тела, особенно кистей рук, объявлять о своих намерениях называется «телеграфированием» и является результатом того, что ум управляет телом. Подобно тому как вы стараетесь передать управление партнеру, чтобы получить силу, старайтесь также, чтобы ум отказался от управления телом — тогда весь организм получит силу. Изучение Толкающих рук помогает уму уступить руководство, потому что вы узнаете, насколько это полезно.

    Только когда ТУ выполняет Толкающие руки и никакого телеграфирования не происходит, вы можете сделать свои намерения невидимыми для партнера. ТУ пе планирует своих действий заранее и не чувствует себя обязанным довести их до конца, даже если ситуация изменилась. ТУ не догматично; он пересматривает ситуацию каждую секунду; он ориентирован на настоящее время и верит в свое мастерство. Упор делается па чувствительность и спонтанность.

    Учитель знает, какие уроки вы должны изучить при помощи Толкающих рук. Если вы не обращаете внимания на мир вокруг вас и не умеете слушать других людей, вам покажется трудным «слушать» то, что происходит внутри вашего партнера.

    Если вы не центрированны в жизни, если ваше внимание скачет, вы не сможете координировать все потоки движения внутри вас. Если у вас внутри есть эмоциональные стены и вы не пускаете других к себе, вы не позволите и своему партнеру войти очень далеко при Толкающих руках. Прежде чем вы нейтрализуете толчок партнера, смещая его вес на его тыльную ногу, он уже начнет возвращать толчок, и это выведет вас из равновесия. Если вы будете сосредоточиваться на том, как вы выглядите и как одеты, а не на внутренних качествах, вам будет трудно работать с потоками движения, и вы будете вместо этого сосредоточиваться на внешних Толкающих руках (положениях рук и тела).

    Учитель может полностью уяснить для себя эмоциональное состояние ученика, наблюдая эти аспекты Толкающих рук. Цель заключается в том, чтобы вы эмоционально созревали, приобретая мастерство в Толкающих руках. Учитель может даже обсуждать эмоциональные применения отдельных качеств движения. По мере того как негативные эмоциональные привычки будут отпадать, вы будете освобождаться от их контроля. Обычное дело, что ученики отказываются от сигарет и кофе, даже сознательно не намереваясь делать этого. Эмоциональное давление, подпитывавшее эти привычки, снято и теперь просто не остается желания продолжать их. Самая большая радость для учителя — видеть, как резко меняются ученики по мере прогресса в Тайцзи-цюане. Они приобретают уверенность в себе, бодрость, здоровье, спокойствие, творчество, энтузиазм, радость и теплоту. Они теряют напряжение, гнев, смущение, болезни и чувство беспомощности. Хотя я не слышал, чтобы кто-то обогатился на преподавании Тайцзи-цюаня, это занятие приносит свои награды.

    Когда два человека знакомятся и оказывается, что оба занимаются Толкающими руками, кто-то из них обязательно спросит: «Хочешь потолкаться?» Выполнение Толкающих рук — прекрасный способ познакомиться поближе. Для стороннего наблюдателя это может выглядеть гак, что просто два человека толкают друг друга, но на самом деле происходит интимная внутренняя беседа о состояниях сознания. Происходит обмен глубочайшими чувствами энергии с кем-то, с кем вы только что познакомились, но Толкающие руки позволяют вам не испытывать беспокойства при обмене глубокими чувствами. Такие отношения обычно становятся очень глубокими, открытыми и заботливыми.

    Упражнения Толкающих рук

    Есть и еще один уровень, на котором играют в Толкающие руки, — уровень азартного, высокотехничного спорта. Вначале вы изучаете несколько «Форм» Толкающих рук. Это стандартные, четко расписанные серии движений, предназначенные для того, чтобы познакомить вас с принципами игры. После того как вы в совершенстве овладеете шестью — десятью такими Формами, вы можете заняться «свободным стилем», то есть делать что хотите. Кроме того, сначала вас обучают нескольким упражнениям, представляющим вам динамику игры. Вот некоторые из них:

    1. Опрокидывание

    Партнеры стоят в стойке Толкающих рук, то есть их фронтальные ступни стоят близко друг к другу, примерно на расстоянии восьми дюймов. Вы помещаете свою ладонь на руку партнера, которая прикрывает его грудь. Ваш вес в основном приходится на тыльную ногу. Вес вашего партнера — на его фронтальную ногу.

    Вы толкаете партнера очень медленно вправо, влево, вверх и вниз и по различным зигзагообразным траекториям, пока партнер не опрокинется.

    Задача партнера — «уплывать» от вашего толкания, не оказывая сопротивления, как воздушный шарик.

    Каждый толчок от начала до завершения должен занимать около 15 секунд. Ваш партнер должен быть достаточно гибким, чтобы, если вы измените направление вашего толкания, когда он заваливается, он мог изменить направление, в котором он уплывает, даже если в этот момент он будет стоять лишь на одной ноге.

    Ваше искусство заключается в том, чтобы толкать по как можно более сложным траекториям, постоянно продвигаясь вперед. Искусство вашего партнера — в том, чтобы следовать траекториям и не оказывать сопротивления. В самом конце, конечно, ваш партнер должен, чтобы не опрокинуться, поставить свою фронтальную ногу (которая отодвигалась назад) на пол сзади.

    2. Толкание плеч

    Два партнера стоят друг напротив друга. У каждого ноги на ширине плеч и стоят параллельно (не по углам прямоугольника).

    Толкайте плечи партнера с различной силой. Толчки должны быть быстрыми и могут быть направлены назад, вниз или в стороны. Каждый толчок выполняется спонтанно; избегайте повторяющихся вариантов толкания.

    Ваш партнер должен просто позволять верхней части тела реагировать на толчок. Это не значит, что он намеренно поворачивается, когда его толкают, но что верхняя часть его тела так раскрепощена и неподвластна уму, что она автоматически поворачивается при толчке. Некоторые люди искусственно поворачивают свое тело, когда видят или чувствуют, что вы собираетесь толкнуть их. Это самообман. Вы можете отучить партнера от этого, делая ложные попытки толчка. Партнер, конечно, может просто закрыть глаза и не видеть приближения толчка. Тогда вы можете применить другой обманный прием — просто прикоснуться к нему, не толкая. Только тогда, когда ум перестанет контролировать тело, искусственные движения прекратятся.

    Когда тело раскрепощено и правое плечо партнера толкается назад, тело поворачивается по часовой стрелке. Одновременно колени сгибаются, левое колено выступает вправо, чтобы уравновесить поворот тела. Таким образом, центр тяжести никогда не сбивается.

    Когда оба плеча толкаются назад одновременно, оба колена сгибаются вперед, а верхняя часть тела отклоняется назад. В этом случае центр тяжести также будет оставаться на месте.

    Если вы толкаете партнера в сторону, помещая ладонь сбоку на плечо и нажимая, его оба колена сгибаются в противоположном по отношению к верхней части тела направлении. Тело вашего партнера не должно оказывать сопротивления.

    Если вы толкаете партнера вниз (скажем, в оба плеча одновременно), вы должны чувствовать, как будто толкаете вниз пружину — легкую вверху, но все более упругую по мере толкания (но никогда не тугую). В определенной точке у вас не хватит силы, чтобы толкать еще дальше вниз.

    Вы можете толкать вниз и назад одновременно и применять любые комбинации направлений.

    Еще один важный момент: ваш партнер всегда должен возвращаться в исходное положение. Он должен представить себе, что к его груди и к земле перед ним прикреплены концы резиновой ленты. Когда его толкают, лента натягивается, а затем плавно притягивает его на место.

    Голову партнер должен держать на осевой линии тела и не вешать ее вперед, когда его толкают. Попробуйте потолкать его назад (в середину груди) сначала так, чтобы его голова свешивалась вперед, а затем — чтобы она была на одной линии с телом. Вы оба почувствуете разницу.

    3. Следование за рукой

    Поместите кончики пальцев на тыльную часть кисти партнера.

    Двигайте пальцами по кругу, вверх, вниз, в оба бока. Ваш партнер должен следовать за вашими пальцами своей рукой с закрытыми глазами. Он отвечает за то, чтобы поддерживать контакт с вашими пальцами.

    Тело партнера тоже должно двигаться так, чтобы не одна рука делала следующее. Когда ваша рука придвигается к его телу, он должен повернуться и перенести свой вес так, чтобы убрать свое тело с пути вашего толчка. Но его тело должно оставаться по возможности в вертикальном положении и поменьше извиваться и вообще делать лишних движений.

    4. Стационарное толкание

    Примите стационарную стойку, поставив свое тело так, чтобы оно было неустойчивым только в одном направлении. Ступни расположены в углах квадрата.

    Ваш партнер, используя только один или два пальца, очень мягко толкая, должен найти это направление, чувствуя ваше тело своим пальцем. Он может толкать в районе плеча, пока вы не опрокинетесь. Так ваш партнер научится тому, что для опрокидывания кого-нибудь толканием не требуется много энергии. Толкающие руки делают упор на чувствительность — ощущение равновесия в теле партнера.

    5. Один толчок за раз

    Это упражнение в целом относится к Толкающим рукам свободного стиля, но с одной особенностью. В нем движение не непрерывно. Каждый партнер толкает другого один раз, а затем останавливается. Если любой из партнеров при толчке теряет равновесие, этот толчок повторяется до тех пор, пока толкаемый не найдет правильного способа нейтрализации толчка. Это упражнение практикуется, когда ученики переходят к свободному стилю. Оно дает им возможность в перерывах между толчками обратить внимание на то, что только что происходило. Оно также позволяет экспериментировать с различными толчками и различной нейтрализацией.

    Сокрытие

    Разрешите мне напомнить вам основную идею Толкающих рук. Каждый партнер старается толкнуть другого и одновременно — нейтрализовать ответный толчок. Каждый использует свои ладони для того, чтобы чувствовать центр равновесия другого, и одновременно старается быть достаточно раскрепощенным и податливым, чтобы скрьггь свой собственный центр от другого. В Толкающих руках вы как бы пытаетесь найти кого-то в густом тумане и при этом не обнаружить себя.

    Есть много способов сокрытия. Когда ваш партнер толкает вашу руку к вашему туловищу, вы можете наложить ладонь своей другой руки на его руку, приложить такое же давление к его руке, какое он прилагает к вашей, и затем убрать свою руку от толчка. Это называется «подменой». Такой маневр должен выполняться очень плавно. При правильном выполнении партнер не почувствует, что что-то произошло.

    Если ваш партнер толкает вперед прямо в центр вашего тела прямым, равномерным движением, такого толчка трудно избежать. Но вы можете попробовать применить «раскалывание». Когда партнер толкает вашу руку, поместите другую вашу ладонь на одну из его рук, позвольте этой руке отойти в другом направлении и поверните корпус так, чтобы обе его руки прошли по обеим сторонам вашего тела. Самый трудный аспект Толкающих рук заключается в том, что вам не разрешается силой менять естественное направление движения вашего партнера.

    Все эти маневры надо выполнять, изменяя соотношения равновесия между двумя телами и «закручивая» и слегка изменяя направление потока движения. Ваш партнер должен думать, что это сделал он, а не вы. Каждый партнер поэтому старается вносить изменения в поток движения так тонко, как только возможно, чтобы другой не заметил этого.

    Выполнять Толкающие руки — все равно что точить два ножа друг о друга. Партнеры по Толкающим рукам оттачивают свою чувствительность, чтобы уметь замечать тончайшие потоки энергии.

    Напряженные партнеры

    Очень часто бывает так, что вы встречаетесь с партнером, который не так тонок, как хотелось бы. Вместо пружин его руки могут напоминать лопаты. В этом случае вы не можете быть полностью мягким, потому что ваш партнер просто схватит ваши руки и скрутит вас в бараний рог. Я встречал даже таких учителей Тайцзи. Они много лет изучали Каратэ, а затем прозанимались Тайцзи-цюанем несколько месяцев и стали называть себя мастерами Тайцзи.

    При напряженном партнере напряжение надо «отводить» и поглощать или заземлять. При первых признаках такого напряжения встречайте силу партнера пружинистой твердостью, достаточно основательной для того, чтобы позволить только медленное движение по направлению к вашему телу. По мере того как напряженный партнер толкает вас, постепенно отпускайте твердость ваших рук, поглощая его давление своим корнем и нейтрализуя толчок поворачиванием, переносом веса и т. д.

    Один из моих любимых маневров с такими людьми — позволить им наращивать давление на мое тело в той точке, которая, как им кажется, позволяет опрокинуть меня. Затем, когда они выполняют свой толчок, я поддаюсь и поворачиваюсь, давая им возможность толкать воздух и падать. Я могу даже немного помочь им, положив руку им на плечи и толкая, пока я поворачиваюсь.

    Притвориться уязвимым

    «Заманить партнера» — это очень приятная вещь в Толкающих руках. Как в вышеприведенном примере, вы притворяетесь уязвимым, чтобы заставить партнера делать то, что нужно вам. Уязвимостью в этом примере была моя поддельная неспособность нейтрализовать толчок моего партнера. Мое любимое притворство — казаться потерявшим равновесие. Когда партнер подходит с толчком, я опускаюсь на опорную ногу и поворачиваю корпус, добавляя небольшой нажим на партнера, когда он падает.

    Экспериментируя с пределами вашего равновесия, вы не только приобретете уверенность в себе, но и будете получать больше радости от игры. Отрабатывая способы обращения с теми, кто пользуется вашей уязвимостью, вы учитесь безболезненно становиться уязвимым и чувствительным. Это возможно потому, что, хотя окружающие вас люди могут истолковывать вашу открытость как уязвимость, вы знаете, что на самом деле никто не может «повалить» вас. Игра Толкающих рук позволяет вам быть чувствительным и открытым и, вместе с тем, сильным.

    Мои ученики нормальны

    В этой игре можно получить сотни маленьких жизненных уроков. Один мой ученик удивил меня недавно. Впервые он мастерски применил урок, который я давал ему месяцами. В предыдущей главе я говорил о центрированности и о важности точек поворота. Важнейшими такими точками в теле являются суставы, в частности локти. Приложив совсем небольшое давление к локтю партнера, когда он выходит на толчок, можно нейтрализовать этот толчок. Иногда достаточно легкого касания. Неожиданное овладение этим методом (и уровень овладения) продемонстрировало, что в моем ученике наконец что-то «щелкнуло», и все стало на свои места.

    Так это и бывает, когда изучаешь Толкающие руки. Вы ходите подавленный оттого, что нет никакого прогресса уже несколько месяцев, и вдруг — оп! — у вас внутри щелкает, и вы «врубаетесь». Я могу сравнить это с размораживанием холодильника. Несколько часов только капают маленькие капли, а потом вдруг обваливается большой кусок льда. Но все эти капли были нужны, чтобы большой кусок смог освободиться.

    Возможно, тому ученику помогло то, что он занимается жонглированием. Многие ученики Тайцзи изучают и другие формы физической или духовной культуры. Тайцзи-цюань либо способствует пробуждению любознательности и энтузиазма, либо привлекает тех людей, которым эти качества уже присущи. В любом случае, редко встретишь ученика Тайцзи, который бы не занимался еще чем-нибудь этаким.

    Если уж речь зашла об учениках Тайцзи, то надо заметить, что, по большей части, они являются яркими (может быть, лучше подошло бы слово «странными») личностями. Когда в моей школе бывают посетители, иногда приходится заверять их, что мои ученики вполне нормальны, только любят дурачиться.

    У каждой школы есть особое качество, особый характер. В Лонг-айлендской школе мы особенно стремимся экспериментировать, творить и избегать скуки. Мне неинтересно производить точные копии меня самого или проповедовать некий «совершенный способ бытия». Я стараюсь проявить индивидуальность и творческое начало каждого ученика.

    Страхи

    Во многих людях сидят страхи, которые не дают раскрыться их творчеству и индивидуальности. Толкающие руки воспроизводят эти страхи на физическом уровне. Это игра для освобождения духа. Победитель — не обязательно тот, кто большее число раз опрокинет партнера, но тот, кто способен в большей степени освободиться от страха.

    Прежде всего, страх касания. Как вы понимаете, в Толкающих руках много касаний. Во-вторых, люди боятся толкать другого человека. Это связано с тем, что они не хотят обидеть кого-то или показаться агрессивными. Тайцзианский принцип Инь-Ян учит вас вырабатывать равновесие пассивности и агрессивности. Есть страх поражения, страх того, что вас толкнут. И еще люди боятся впускать кого-то в свое собственное пространство, позволять кому-то подходить близко. Есть страхи освобождения (или расслабления), обиды, риска и т. д. Эмоциональная значимость этих страхов очевидна.

    Возможно, психотерапевту потребовались бы годы для работы с этими страхами, а Толкающие руки справляются с ними очень быстро, обычно за несколько месяцев. В классе Толкающих рук всегда возникает согласие, особая близость между учениками, потому что они отбросили барьеры, существующие между людьми.

    Сила — от чувствительности

    В Толкающих руках мы стараемся не вмешиваться в движение партнера, а только изменять его направление или уходить с дороги. Таким образом мы используем силу партнера против него же самого и расходуем очень мало нашей собственной энергии.

    Представьте себе, что вы играете в Толкающие руки. Вы толкаете партнера в центр туловища левой рукой. Партнер подводит свою правую руку под ваше предплечье и прижимает вашу руку к себе. Его левая рука толкает тыльную сторону вашей левой кисти. Одновременно он закручивает вас вправо, опускает свой вес на тыльную погу и затем освобождается от вас. Это закручивает вас назад со значительной силой, отбрасывая вас больше чем на тридцать футов.

    Чему можно научиться на эмоциональном уровне из этого маневра? Оставаясь центрированным и используя больше вашу силу, чем свою, ваш партнер смог отбросить вас на значительное расстояние благодаря чувствительности к игре импульсов движения. Эта чувствительность и понимание внутриличност-ной динамики на физическом плане сделали его очень сильным человеком, хотя у него может и не быть сильных мускулов. Сила происходит от чувствительности и осознавания — таков урок.

    Образность Толкающих рук

    Описание игры Толкающих рук было бы неполным без обсуждения темы образности. Но образность — тема, трудная для понимания, если нет соответствующего опыта. Когда вы делаете Форму, вы можете представлять себе качества движений тигра и использовать эти качества как основу для ваших собственных движений (как обсуждалось в предыдущей главе). Это и есть образность: способ связывания вашего воображения с вашими физическими движениями.

    Лучший способ описать применение образности в Толкающих руках — это описать то, что известно как «толкание». Ученики много долгих часов отрабатывают толкание на своих партнерах. Кроме того, что они учатся иметь пружинистые руки, не использовать мускульную силу, целиться в центр партнера, делать грудную клетку раскрепощенной и упругой и толкать от фронтальной ноги, а не тыльной, ученики учатся образности.

    Давление, которое вы ощущаете как толкающий, должно напоминать гриб — то есть очень мало давления вначале, когда «пружины» сжаты, а затем постоянно увеличивающееся давление, как бы в форме гриба. Но это давление должно происходить не от сжатости, а от движения и укоренения тела. (Впрочем, мышцы все же должны быть частично напряжены, чтобы создавать пружинистое давление в руках.) Любое использование мышц рук, кроме действия в качестве подушек-амортизаторов, изменит ощущение (образ) гриба. Ученикам часто бывает трудно удержаться и не добавить немного толкания в конце, напрягая кисти рук. В этом случае образ гриба будет иметь шишковидное утолщение на верхушке.

    Еще одна часто встречающаяся ошибка — начинать мягко, а затем на полпути делаться тверже. В этом случае подходящим образом будет тонкий прямоугольник (мягкое начало), соединенный с толстым прямоугольником (твердое окончание). Используя такую образность, вы можете оценивать свой прогресс в работе с движением и энергией «визуальным» способом.

    Все Толкающие руки играются с такой образностью. Вы можете услышать, как ученик описывает недавнюю игру такими словами:

    «Через эту белую область выплывал черный шар. Выплывая, он терял свою субстанцию, пока не превратился в тоненький ручеек. Но я чувствовал, что там еще много осталось, чтобы коснуться меня, и если бы оно коснулось, этот ручеек послужил бы каналом, по которому всплывали бы новые шары, они затолкали бы меня. Поэтому я отвернул ручеек влево, чтобы он весь вытек, пока ты не успел повернуть его обратно на меня».

    Посторонний человек, который бы подслушал такой разговор, решил бы, что у этого ученика «не все дома». Но такая визуальная образность является мощным инструментом в изучении «толкания».

    И когда вы наконец выучитесь «толканию», оно позволит вам отталкивать крупного человека на значительное расстояние при помощи малого усилия.

    В древних культурах образность часто письменно фиксировалась. В результате появилась мифология. В мифах деяния и приключения богов и героев использовались как образы. Когда вы понимаете применение образов в качестве средства обучения, в этих древних писаниях оказывается гораздо больше смысла, чем вы могли предположить. И есть много древних учений, которые, если их правильно понять, могут сделать нашу жизнь богаче.

    Я постоянно поражаюсь, сколько всего есть в Тайцзи-цю-ане — какая вселенная открывается для изучающего его. Тут и медитация, и медицина, и психотерапия. Он развивает воображение, координацию, межличностную гармонию и гармонию между индивидуумом и окружающей средой. Тайцзи-цюань дает внутренний покой, центрированность и радость. И вместе с тем, один из самых увлекательных его аспектов — это боевой аспект. Как можно учить умиротворенности и медитации и одновременно учить драться? В следующей главе я постараюсь объяснить это кажущееся противоречие.








     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх