|
||||
|
Мировоззрение Если мы можем понять корни нашего нынешнего мировоззрения и его эволюцию, возможно, мы сможем заглянуть в будущее и предсказать роль Тайцзи в этом будущем. Я надеюсь, что вы не будете смеяться над скудостью моей мудрости в этой главе. Но если я смогу сделать этот обескураживающий мир хоть чуточку более понятным даже для нескольких человек, значит, эту главу и эту книгу стоило написать. Трудно принять идею, что мир, который мы видим, является в большой степени продуктом того способа, которым мы смотрим на мир. Различные люди, ставшие свидетелями несчастного случая или другого события, часто дают отличающиеся показания об этом событии. Все суды переполнены людьми, смотрящими с разных точек зрения на одну и ту же ситуацию. Мне часто случалось обсуждать книгу с другим человеком, который тоже ее читал, и обнаруживать, что мы вспоминаем совершенно разные вещи. Есть одна история о посетителе дзэнского монастыря. Настоятель предложил посетителю провести дзэнскую беседу с одним из монахов. Такие беседы должны демонстрировать ваше осознание дзэн, и они выглядят совершенно дико для тех, кто не знаком с этим методом учения. Монах, у которого не хватало пальца, и посетитель уселись для дзэн-дискуссии. Приезжий поднял один палец. Монах поднял два. Посетитель парировал тремя, а монах — четырьмя. Тогда посетитель поднял все пять пальцев, а монах показал сжатый кулак, после чего гость встал и отправился к настоятелю. «Как прошла дискуссия?» — спросил настоятель. «Ваш монах очень проницателен, — ответил приезжий, — Я поднял один палец, чтобы показать, что все вещи суть порождения одной вселенской силы. Он поднял два пальца в знак того, что, хотя есть одна сила, она делится на две, Инь и Ян, чтобы произвести все вещи. Тогда я ответил тремя пальцами, чтобы показать, что энергия, материя и наблюдатель суть одно, а их различие — просто иллюзия. Ваш монах мастерски парировал: поднял четыре пальца и тем указал, что четыре направления и четыре основных элемента более фундаментальны, чем упомянутое мною ложное различие. Мне оставалось только прибегнуть к пяти пальцам, чтобы указать ему, Что он забыл о пятом элементе — самом сознании, которое объединяет в себе все остальные. Когда же он показал мне сжатый кулак, чтобы объяснить единство сознания и сознаваемого, я понял, что проиграл дискуссию, и ушел. Ваш монах находится на более высоком уровне, чем я». Чуть позже настоятель спросил монаха о его впечатлениях о дискуссии. «Этот грубиян поднял палец, намекая, что у меня не хватает одного пальца. Я поднял два пальца, чтобы он понял, что, если он не вспомнит о хороших манерах, я выколю ему глаза. Тогда он поднял три пальца, указывая, что из моих четырех конечностей только три полноценны. В этот момент я готов был броситься на него, но я только поднял четыре пальца в предупреждение, что я поломаю ему все четыре конечности. Он не унимался и показал мне пятерню, чтобы я увидел, что его рука — в полном порядке. Я поднял кулак, чтобы ударить его, но тут он убежал из комнаты». У каждого общества есть свои сказки о том, как мир возник и как он работает. Обычно люди внутри этого общества верят в эти сказки, поскольку их знакомили с ними с детства. Более того, вся структура этого общества основывается на их понимании, что, в свою очередь, усиливает эту структуру в умах граждан. Наше с вами общество — не исключение. Мы принимаем многие верования слепо, и эта книга пытается бросить вызов некоторым из них. Мы принимаем разделение состояний бодрствования и сновидения, сознательного и бессознательного, «я» и «другого»; мы принимаем естественное превосходство определенной расы. Безумная гонка производства, микробная теория болезней и т. д. — все это так же спокойно принимается нами, как конфликтные идеи других культур принимаются их народами. Эти верования — не безвредны, они оказывают воздействие на жизнь индивидуумов и наше общее выживание. Мы уже приводили в качестве примеров наше загрязнение окружающей среды, наши неудачи в поддержании здоровья и т. д. Но и на более личном уровне неспособность понять и использовать ваше мировоззрение может иметь бедственные последствия. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|