|
||||
|
НЕВИННОСТЬ НЕ-УМА Первый вопрос: Бхагаван, что такое невинность? Требуется ли для невинности вести простой образ жизни? Ананд Манохара Невинность — это состояние осознавания без мыслей. Это другое наименование для не-ума. Это сама сущность буддоподобности. Вы становитесь созвучным предельному закону вещей, Вы прекращаете бороться и начинаете течь вместе с ним. Хитрый ум борется, так как благодаря борьбе возникает эго, а хитрый ум может существовать только вокруг эго. Они могут существовать только вместе, они нераздельны. Если это исчезает, то исчезает и хитрый ум и остается невинность. Если вы боретесь с жизнью, если вы идете против течения, если вьі не являетесь естественным, спонтанным, если вы живете из прошлого, а не из настоящего, то вы не являетесь невинным. Жить согласно прошлому — значит жить безответственной жизнью; это жизнь, состоящая из реакций. Вы не следите за ситуацией, вы просто копируете свои старые решения, — а проблемы каждый день, каждый момент являются новыми. Жизнь постоянно меняется, а ум остается статическим. В этом все проблема: в том, что ум остается статическим механизмом, а жизнь находится в непрерывном течении. Поэтому не может быть никакого общения между жизнью и умом. Если вы остаетесь отождестленным с умом, то вы будете почти мертвым. Вы не будете принимать никакого участия в радости, переполняющей существование. Вы не будете участником празднества, которое непрерывно происходит: птицы поют, деревья танцуют, реки текут. Вы тоже должны быть частью этого целого. Вы хотите быть отдельным, вы хотите доказать, что вы выше других, превосходите других, поэтому вы становитесь хитрым, лукавым. Только посредством хитрости вы можете утвердить свое превосходство. Это сновидение, это липа, потому что в существовании нет никого, кто выше, никого, кто ниже. Листок травы и огромная звезда абсолютно равны. Существование в своей основе является коммунистическим; в нем нет иерархии. Но человеку хочется быть выше других, ему хочется победить природу, поэтому он вынужден непрерывно бороться. Все сложности обусловлены именно этой борьбой. Невинный человек — это тот, кто отказывается от борьбы; кто больше не стремится стать выше, кто больше не пытается изображать или доказывать, что он что-то особенное; кто стал подобен розе или капле росы на лотосовом листе; кто стал частью этой бесконечности; кто расплавился, слился и объединился с океаном и является просто волной; у кого нет никакого представления о «я». Невинность — это исчезновение «я». Поэтому невинность не может требовать от вас простого образа жизни, невинность вообще ничего не может требовать от вас. Все требования — от хитрости. Все требования имеют в своей основе борьбу, стремление стать кем-то другим. Так называемый простой святой вовсе не прост, потому что он борется — борется со своими инстинктами, борется со своим телом. Он постоянно воюет, никогда не находится в мире. Как же он может быть простым? Он более сложен, чем обычные люди. Его сложность, конечно, является очень тонкой и невидимой— он не может даже спать мирно. Махатма Ганди очень боялся сна, — по той простой причине, что только в бодрствующем состоянии он был способен подавлять свои сексуальные желания. Он верил в целомудрие. Он считал, что целомудрие является основным требованием простой жизни, невинной жизни. В бодрствующем состоянии он был способен подавлять, контролировать, владеть своими инстинктами, но во сне всякий контроль исчезает — ведь ум засыпает. Контролирующий, борющийся ум больше не имеет власти, и подавленные желания начинают выходить на поверхность. Отсюда сексуальные сновидения. Он страдал от сексуальных сновидений даже в возрасте 70 лет и боялся сна. И святые всегда боялись сна. Что же это за святые? Сон должен быть одной из самых невинных вещей в жизни, а они боятся его. Страх проистекает от определенного требования, которое они наложили на себя, которое они не в силах выполнить во сне, Во сне секс выходит на поверхность. Вам могут начать сниться вещи, которые вам не нравятся, но во сне вы не можете контро-лироваїь вещи. Именно в силу этого факта психоанализ больше интересуется вашими сновидениями, чем вашей бодрственной жизнью. Это странно, смешно, но это очень показательно — это характеризует человека с его подавленными желаниями. Вы не можете доверять человеку, когда он находится в так называемом бодрствующем состоянии. Вы не можете доверять ему — он неизбежно фальсифицирует вещи, он неизбежно является липовым. И возможно, он мистифицирует не намеренно; возможно, он так привык к своей липе, что больше ничего другого о себе не знает. Возможно, он подавил свои естественные инстинкты так глубоко, похоронил их так глубоко под землей, что сам абсолютно перестал осознавать их наличие. Вы не можете доверять тому, что он говорит о себе, когда он бодрствует; вы можете доверять только его сновидениям. Поэтому психоанализ должен углубляться в ваши сновидения, потому что ваши сновидения отражают вашу реальность лучше, чем то, что вы говорите в бодрствующем состоянии. Что же это за бодрствование, если ваши сновидения гораздо более натуральны, гораздо более подлинны, чем ваша бодрствующая жизнь? Махатма Ганди до самой смерти страдал от сексуальных сновидений. Он очень боялся сна — так же, как все святые. Они постоянно сокращают время, отводимое на сон. И люди думают, что если святой спит всего два часа, то он такой великий святой — ведь он спит только два часа! А причиной того, что он спит два часа, является страх — страх перед своим подсознанием. Это не простая, а очень сложная жизнь. Он истощает свое тело голоданием под маркой поста, как будто недоедание каким-то образом поможет вам приблизиться к Богу — словно Бог садист и хочет, чтобы вы испытали мучения. Уж не думаете ли вы, что Бог — это Адольф Гитлер, Муссолини, Чингиз-хан, Тамерлан или Надир-шах? Что вы думаете о Боге? Ни один отец не захочет, чтобы его дети голодали! Но все религии, все так называемые религии — христианство, индуизм, джайнизм, ислам — все они проповедуют пост, потому что пост создает у вас большое эго. Есть два основных инстинкта: пища и секс. Пища необходима для поддержания вашей жизни, а секс необходим для поддержания жизни человеческого рода. И то и другое существенно; необходимо для поддержания жизни. Если бы все постились и сохраняли целомудрие, то не нужно было бы никаких атомных бомб! Третьей мировой войны не было бы — люди умерли бы добровольно. Секс и пища глубоко взаимосвязаны: пища поддерживает существование индивидуума, а секс поддерживает существование человеческого рода. В этом отношении они сходны: секс — это пища для человечества, а пища — это секс для индивидуума. Поэтому необходимо запомнить еще одну вещь: если вы подавляете секс, то вы начнете больше есть, потому что вы будете нуждаться в компенсации. Если же вы принимаете пищу в количестве, недостаточном для покрытия потребностей тела, то вы будете становиться все более и более сексуальным — вы тоже будете нуждаться в компенсации. А ваши святые выступают против того и другого. Ваши святые — самоубийцы. Конечно — их самоубийство является очень медленным; им не хватает мужества на то, чтобы покончить с жизнью одним махом. Они отрезают от себя член за членом, они уничтожают себя постепенно. Этот процесс доставляет им наслаждение — они мазохисты. Они мучают себя, и им кажется, благодаря этим мучениям они очищаются и становятся святыми. Они становятся просто благочестивыми эгоистами! А благочестивый эгоист гораздо опаснее обычного эгоиста, потому что обычный эгоист имеет очень глубокое эго. Он знает, что имеет эго, и все другие знают, что он его имеет. Политик имеет грубое эго, но святой, махатма обладает очень тонким эго — и с таким фасадом святости, что другие не в состоянии увидеть его эго. Он так смирен, он так предан Богу… И он ведет такой простой образ жизни — так мало ест, так скромно одевается… Есть святые, которые вообще не носят одежду. Джайнские святые ходят голыми; их потребности почти равны нулю. И поскольку они живут голыми в пещере и ведут примитивный образ жизни, то кажется, будто они очень бескорыстны. Но это только видимость. Глубоко внутри они страстно жаждут небес, глубоко внутри они питают алчность. Глубоко внутри они думают, что никто так не смирен и не благочестив, как они. Глубоко внутри они считают вас грешниками, а себя святыми. Они находятся в очень сложном переплете. Они борются с самими собой. Они разделили себя надвое: на высшее и низшее. Даже тело они делят на две части — высшую и низшую. Тело выше половых органов является высшим, а ниже половых органов — низшим, — как будто в теле где-то проходит граница! Эти глупые люди должны знать, что тело едино. Кровь непрерывно циркулирует от пяток до головы и от головы до пят — она не знает никакого разделения. Жизнь пульсирует во всем теле: тело есть оргазм, органическое единство, глубокий экстаз. Но если вы делите его, то вы нарушаете его оргазмическое качество. Если вы делите его, то вы становитесь шизофреником. Разделив тело, они разделили и ум: на хороший ум и плохой ум, ум грешника и ум святого. И это еще больше усугубляет их шизофрению. Это не простота — это — патология. И они чувствуют себя несчастными; они никогда не познают радость, никогда не будут смеяться — они осудили смех как нечто грешное. Вот почему христиане утверждают, что Иисус никогда не смеялся. Они не могут поверить, что Иисус смеялся; это выглядит таким нечестивым, почти кощунственным. Спросите джайнов. В их писаниях на этот счет ничего не говорится, но они также согласятся с христианами и скажут, что Махавира никогда не смеялся. Разве такие представления могут выработать простых людей? Таких, которые могут смеяться, танцевать, петь, наслаждаться самой заурядностью жизни… Я не думаю, что христиане или джайны правы. Я знаю Иисуса, он смеялся; я знаю его не из писаний. Я знаю Махавиру, если ему нельзя смеяться, то кому же тогда можно? Я знаю их в глубине своего существа. Но люди, которые заявляют, что они не смеялись и не радовались, сделали все человечество сумасшедшим, ненормальным, безумным. Они превратили всю землю в сумасшедший дом. Манохара, ты спрашиваешь меня: «Что такое невинность? Требуется ли для невинности вести простой образ жизни?» Невинность не требует ничего; как только она чего-то потребует, она становится сложной. Невинность просто живет без какой-либо идеи о том, «как» жить. Привнесите «как» — и вы станете сложным. Невинность — это просто отклик на настоящее. Идеи — это накопленное прошлое: как жил Будда — так живи и ты, и станешь буддистом; как жил Иисус — так живи и ты, и станешь христианином. Но в таком случае вы будете нечто налагать на себя. Бог никогда не создает двух одинаковых людей; каждый индивидуум уникален. Поэтому если вы будете налагать на себя образ жизни Иисуса — то это будет липой. Все христиане являются липовыми — а также все индуисты, все джайны, все буддиеты — потому что они пытаются быть кем-то, кем они не являются. Вы не можете быть Гаутамой Буддой. Вы можете быть буддой, но не Гаутамой Буддой. «Будда» означает «пробужденный»— это ваше неотъемлемое право, но Гаутама — это индивидуум. Вы можете быть Христом, но не Иисусом Христом; Иисус — это индивидуум, Христос — это другое наименование буддоподобности, это предельное состояние сознания. Да, это возможно, вы имеете такую потенциальную возможность, вы можете расцвести в сознание Христа, но вы никогда не можете быть Иисусом, это невозможно, и хорошо, что это невозможно. Однако именно так и живут так называемые религиозные люди — пытаясь следовать кому-то другому, подражая. Но подражающий не может быть простым; он должен непрерывно приспосабливать жизнь к своим идеям. Действительно невинный человек идет с жизнью, он просто течет вместе с жизнью; он не имеет никакой цели как таковой. Если вы имеете цель, то вы не можете быть невинным. Вы должны будете хитрить, изощряться, обманывать, вы должны будете строить планы и следовать определенным схемам поведения. Как же вы можете быть невинным? Вы переймете массу чепухи от других. Вы будете просто копией Иисуса, Будды или Маха-вира, вы не будете оригиналом. Бодхидхарма вновь и вновь говорит: найдите свое оригинальное (первоначальное) лицо. И единственный способ найти свое первоначальное лицо — это прекратить всякое подражание. Кто в состоянии решить, какие нужны требования? Никто не в состоянии решить, а любое решение неизбежно вызовет путаницу, потому что жизнь может обернуться не так, как вы ожидаете. Она в действительности никогда не происходит так, как ожидается. Жизнь постоянно преподносит сюрпризы; вы не способны подготовиться заранее. Жизнь не требует никакой репетиции. Вы должны быть спонтанны; это и есть невинность. Но если вы спонтанны, то вы не можете быть христианином, индуистом или буддистом, вы просто должны быть человеком. Простота — это не требование, а побочный продукт невинности; она сопутствует вам как тень. Не пытайтесь быть простым; если вы пытаетесь быть простым, то само это усилие уничтожит простоту. Вы не можете культивировать простоту, — культивированная простота поверхностна; простота должна сопутствовать вам, как тень. Вам не нужно заботиться о ней, вам не нужно постоянно озираться назад, чтобы убедиться, что тень сопутствует вам; она непременно сопутствует вам. Достигните невинности — и простота придет, как дар Божий. А невинность означает стать не-умом, не-эго; отбросить все идеи о целях, достижениях, честолюбивых устремлениях, и жить так, как диктует текущий момент. Поэтому я не велю вам соблюдать целомудрие. Да, однажды Целомудрие может случиться, однако оно не будет плодом практики; это будет нечто, что вы увидите случившимся. Да, безусловно, перед тем, как стать Буддой, человек становится целомудренным, но это не требование, помните. Помните постоянно: это не требование, выполнив которое, вы станете Буддой. Нет, если вы просто будете все больше осознавать свой ум — то, как ум начинает исчезать и все более и более отдаляется от вас, как вы становитесь разотождествленным с умом и начинаете видеть, Что вьг отдельны от ума, что вы не ум, — вы обнаружите, что в процессе исчезновения ума будет случаться множество вещей. Вы начнете жить от момента к моменту, потому что это ум накапливает прошлое, и вы перестанете зависеть от него. Ваши глаза будут чистыми, не покрытыми пылью прошлого. Вы освободитесь от мертвого прошлого А тот, кто свободен от мертвого прошлого, может жить — жить в подлинном смысле этого слова, жить искренно, страстно, интенсивно. Человек может воспламениться жизнью и ее празднеством. Но ум постоянно искажает, постоянно вмешивается, постоянно говорит вам: «Делай это, Делай то». Он подобен школьному учителю. Медитирующий освобождается от ума. И как только прошлое не доминирует над вами, будущее просто исчезает, потому что будущее — не что иное, как проекция прошлого. В прошлом вы испытали определенные наслаждения и хотели бы, чтобы они повторялись снова и снова: это ваша проекция на будущее. В прошлом мы претерпели много бед; теперь вы проецируете на будущее то, что вы больше не хотите повторения этих бед. Ваше будущее — не что иное, как модифицированная форма прошлого. Как только прошлое ушло, будущее тоже уходит. Что же тогда остается? Текущий момент… сейчасность. Жить в здесь и сейчас — это и есть невинность. Вы не можете следовать религиозным заповедям, если вы действительно хотите быть невинным. Человек, постоянно вынужденный обдумывать то, что он должен и чего не должен делать, человек, постоянно беспокоящийся о том, что правильно и что неправильно, не может жить невинно. Даже если он совершает поступки, согласующиеся с его обусловленностью, все равно это неправильно. Ведь он просто следует другим, как же это может быть правильно? Это может быть правильно для них, однако, то, что было правильно для какого-то человека две тысячи лет тому назад, не может быть правильным для вас сегодня. С тех пор в Ганге утекло очень много воды! Жизнь не является одной и той же далее на протяжении двух следующих одна за другой секунд. Гераклит прав: вы не можете вступить дважды в одну и ту же реку. А я говорю вам: вы не можете вступить даже единожды в одну и ту же реку, потому что река очень быстротечна. Невинный человек не живет согласно определенным требованиям, налагаемым обществом, церковью, государством, родителями, образованием; невинный человек живет изнутри, из своего существа, откликаясь. Он откликается на ситуацию, с которой сталкивается. Он принимает вызов и делает то, чего в данный момент хочет его существо, а не то, чего требуют определенные принципы. Невинный человек не имеет никаких принципов, никакой идеологии; невинный человек абсолютно беспринципен. Невинный человек не имеет характера, он абсолютно бесхарактерен, так как иметь характер — значит обладать прошлым; иметь характер — значит находиться под господством других; иметь характер — значит, что ум по-прежнему является диктатором, а вы — просто слуга. Быть бесхарактерным, быть беспринципным и жить в текущем моменте… Как зеркало отражает все находящееся перед ним, так же отражает и ваше сознание, и вы действуете, исходя из этого отражения. Это и есть осознавание, это и есть медитативность, это и есть самадхи, это и есть невинность, это и есть благочестие, это и есть буддоподобие. Манохара, не существует никакого требования для достижения невинности, даже требования жить простой жизнью. Вы можете жить простой жизнью, вы можете силой навязать себе простой образ жизни — но он не будет простым. И вы можете жить в роскошном дворце, но если вы живете в текущем моменте, вы будете жить простой жизнью. Вы можете вести нищенский образ жизни и не будете простым, если ваше усилие быть нищим есть нечто, что вы наложили на себя. Если это стало вашим характером, тогда вы не являетесь простым. Да, изредка случается, что даже царь живет простой жизнью — простой не в том смысле, что он не имеет дворца и собственности — он» есть, — но он не является собственником. Это следует понять: вы можете не иметь никакой собственности, но тем не менее быть собственником. Собственничество может существовать без собственности. Если это так, то в таком случае верно и обратное: несобственничество может иметь место и в условиях обладания всевозможной собственностью. Человек может жить во дворце и тем не менее быть совершенно свободным от него. Есть одна дзэнская история: На царя произвел глубокое впечатление простой и невинный образ жизни некоего буддийского монаха. Постепенно он стал считать его своим учителем. Он наблюдал — он был очень рассудочным человеком — и взвешивал его характер: «Нет ли какого-нибудь дефекта в его характере?» Когда он полностью убедился логическим путем — его сыщики информировали его, что «этот человек не имеет темных пятен на своей жизни, он абсолютно чист и прост. Он действительно великий святой, он — Будда, — тогда он пошел к этому человеку, коснулся его ног и сказал: «Господин, я приглашаю тебя пойти в мой дворец и жить там. Зачем тебе жить здесь?» Хотя он приглашал святого, глубоко внутри он ожидал, что святой откажется, что он скажет: «Нет, я простой человек. Как же я могу жить во дворце?» — несмотря на то, что он приглашал его! Посмотрите на сложность человеческого ума: он приглашал его, он делал вид, что если его приглашение будет принято, то он будет очень рад, а внутри себя он ожидал, что святой, если он подлинный святой, откажется и скажет: «Нет, я простой человек, я буду жить под деревом — это моя простая жизнь. Я оставил весь мир, я отрекся от мира, я не могу вернуться к нему». Но святой действительно был святым — должно быть, он был Буддой. Он сказал: «О'кей. Где экипаж? Подай свой экипаж и я поеду во дворец». Он сказал: «Разумеется, когда прибываешь во дворец, надо делать это с шиком. Подай экипаж!» Царь был очень шокирован: «Этот человек выглядит жуликом, мошенником. Кажется, он выставлял напоказ всю свою простоту только для того, чтобы поймать меня на крючок». Но теперь было уже слишком поздно; он пригласил его и не мог взять назад свое слово. Будучи человеком слова, самураем, воином, великим царем — он сказал: «О'кей, меня подловили. Этот человек ничего не стоит, — он не отказался хотя бы один раз. Он должен был отказаться!» Он вынужден был приказать подать экипаж, но он больше не был счастлив, он не радовался. Зато святой был очень счастлив! Он уселся в экипаж, как царь, а царь сел в экипаж очень печальный и был немного подавлен. А люди на улицах глазели и говорили: «Что случилось? Голый факир!..» И он действительно сидел как император, а царь выглядел очень бледно по сравнению с этим человеком И он был очень радостен, буквально подпрыгивал от экстаза! И чем более экстатическим он становился, тем больше печалился царь. «Как же избавиться от этого человека? Я сам попал в свою собственную сеть. Все яти сыщики и шпионы дураки — они не сумели разглядеть, что у этого человека был какой-то план» Как будто он сидел много лет под деревом для того, чтобы произвести впечатление на царя! Все эти мысли пронеслись в голове царя. Царь отвел святому лучшую комнату на тот случай, если он придет. Но он не верил, что тот придет. Вы видите раздвоенность человеческого ума: вы делаете одно, а в это время ожидаете другого. Если бы этот человек был хитрым, то он бы просто отказался. Он бы сказал: «Нет!» Если вы протягиваете деньги Винобе Бхаве, он закрывает свои глаза, и вы глубоко внутри говорите: «Да, вот это святой1» Но если вы принесете деньги мне, я возьму их и даже не поблагодарю! И тогда вы будете очень шокированы: «Что это за человек?» Я ездил в импале и люди стали писать мне: «Вы не должны ездить в импале». Я сказал: «Правильно», и попросил Лаксми: «Найди что-нибудь другое, что-нибудь получше, потому что в Америке импала — это машина для слесарей». И Лаксми купила бьюик. Теперь люди говорят: «Неужели вы собираетесь ездить в бьюике?» Я сказал Лаксми: «Это не пойдет. Найди что-нибудь лучше, потому что бьюик — это в Америке машина для сводников!» Поэтому теперь Лаксми покупает кадиллак. Царь приготовил лучшую комнату. Святой вошел в комнату — а он просидел под деревом много лет — и сказал: «Принесите это, принесите то. Если я должен жить во дворце, то я должен жить, как царь!» Царь приходил во все большее и большее замешательство. Конечно, раз он пригласил его, то ему принесли все, что он попросил. Однако на сердце у царя было очень тяжело, и каждый день становилось все тяжелее, потому что святой стал жить, как царь, фактически, даже лучше, чем царь, потому что у царя были свои заботы, а святой ни о чем не заботился. Он спал днем и ночью. Он наслаждался садом, купался в бассейне и вообще бездельничал как мог. И царь подумал: «Этот человек — тунеядец!» Однажды он не выдержал. Он сказал святому… Святой вышел в сад на утреннюю прогулку, а царь тоже пришел и сказал: «Я хочу кое-что сказать тебе». Святой сказал: «Да, я знаю. Ты хотел сказать это еще до того, как я покинул свое дерево. Ты хотел сказать это, когда я принял твое приглашение. Почему ты ждал так долго? Ты напрасно страдаешь. Я вижу, что ты стал печальным. Ты больше не приходишь ко мне. Ты не задаешь серьезных метафизических и религиозных вопросов, которые ты обычно задавал мне, когда я жил под деревом. Я знаю, — но почему ты потерял шесть месяцев? Я не могу этого понять. Ты должен был сразу задать этот вопрос и все немедленно уладилось бы на месте. Я знаю, о чем ты хочешь спросить, однако, спрашивай.» Царь сказал: «Я хочу задать тебе только один вопрос. В чем разница между мной и тобой? Ты живешь в большей роскоши, чем я! Но я должен работать, я должен заботиться, я должен нести ответственность за всевозможные вещи, а ты не работаешь, ни о чем не заботишься и не несешь никакой ответственности. Я завидую тебе! И я перестал приходить к тебе, потому что не вижу разницы между тобой и мной. Я владею собственностью, но ты владеешь еще большей собственностью, чем я. Каждый день ты требуешь: «Подайте золотую колесницу! Я хочу поехать на прогулку за город. Принесите то или это!» И ты питаешься изысканной пищей. И теперь ты больше не ходишь обнаженным, ты одеваешься в самую лучшую одежду. В таком случае какова же разница между нами?» Святой засмеялся и сказал «На этот вопрос я могу ответить только в том случае, если ты пойдешь вместе со мной. Давай выйдем из столицы». Царь пошел с ним. Они перешли через реку и пошли дальше. Царь вновь и вновь спрашивал: «Какой смысл идти дальше? Почему ты не отвечаешь прямо сейчас?» Святой говорил: «Подожди немного. Я ищу надлежащее место для ответа». Наконец, они дошли до самой границы его царства, и царь сказал: «Теперь время наступило, мы дошли до моей границы». Святой сказал: «Именно это место я и искал. Теперь я не вернусь назад. Ты пойдешь со мной или вернешься"?» Царь сказал: «Как я могу пойти вместе с тобой? У меня есть мое царство, моя собственность, мои жены, мои дети — как же я могу пойти вместе с тобой?» И святой сказал: «Теперь ты видишь разницу? Я уйду и больше не оглянусь назад. Я был во дворце, пользовался различной собственностью, но я не был собственником. А ты — собственник. В этом и состоит разница. Я ухожу». Он разделся донага, отдал одежду царю и сказал: «Держи свои одежды и будь счастлив снова». Тут царь понял, каким он был дураком: это был редкий человек, редкостная драгоценность. Он пал к его ногам и сказал: «Не уходи. Вернись. Я не понимал тебя. Сейчас я вижу разницу. Да, это настоящая святость». Святой сказал: «Я могу вернуться, но помни, ты снова станешь печальным. Для меня нет разницы в том, куда пойти — туда или сюда, но ты снова станешь печальным. Поэтому позволь мне сделать тебя счастливым. Я не вернусь, я ухожу». Чем больше святой настаивал на уходе, тем больше царь настаивал на том, чтобы он вернулся. Но святой сказал: «Одного раза достаточно. Я увидел, что ты глупец. Я могу вернуться, но как только я говорю «я могу вернуться», я читаю по твоим глазам, что к тебе вернулись твои старые мысли: «Может быть, он снова обманывает меня. Может быть, это просто уловка — то что он вернул мне одежду и сказал, что он уходит, рассчитывая на то, чтобы снова пустить мне пыль в глаза». Если я вернусь, ты снова будешь несчастным, а я не хочу делать тебя несчастным». Помните разницу: разница не в собственности, а в собственничестве. Простой человек — это не тот, кто не имеет никакой собственности, а тот, кто не является собственником, кто никогда не оглядывается назад. Эту простоту нельзя практиковать, эта простота может прийти только как следствие невинности. Иначе с одной стороны вы будете практиковать, а в каком-то другом уголке вашего существа… ведь вы являетесь огромным континентом, вы в действительности подобны не острову, а огромному континенту! И в глубочайшей сердцевине вашего существа все еще лежит неисследованная, не нанесенная на карту территория. Вы все еще содержите внутри себя большой темный континент, подобный Африке, по которому вы никогда не путешествовали, в существований которого вы даже не отдаете себе отчета — вы не осознаете его наличие. Если вы подавляете что-то, — а именно это и представляет собой культивирование, — то оно начинает откуда-нибудь приходить в другой форме. Благодаря этому вы будете становиться все более и более сложным, более и более хитрым и расчетливым; более дисциплинированным, с характером, который люди тут и уважают. Если вы хотите наслаждаться своим эго, то наилучший способ — это стать святым человеком. Но если вы действительно хотите праздновать существование, то наилучший способ — это быть абсолютно заурядным, совершенно заурядным человеком, и жить обыденной жизнью без всяких претензий. Дивите от момента к моменту; это и есть невинность, а невинности достаточно. Не пытайтесь стать простым. Миллионы людей пытались и не стали простыми ни на йоту. Напротив, они стали чрезвычайно сложными, запутались в своих собственных джунглях, в своих собственных идеях. Отбросьте ум, это и есть невинность. Будьте не-умом, это и есть невинность. И все остальное последует. А когда все остальное следует само собой, оно обладает собственной красотой. если его культивировать, то оно становится пластиковым, синтетическим, неестественным. Если оно приходит некультивированным, то оно является милостью и благословением. Второй вопрос: Бхагаван, иногда мне кажется, будто физическая смерть — единственный достаточно сильный шок, способный пробудить меня, и я замечаю, что я желаю ее, по-видимому, шк прекращение или бегство от этого серого сна, который окружает меня. Что может прервать этот сон, если спящий так крепко спит? Пратима. Если ты действительно хочешь совершить самоубийство, последуй примеру одного умного ирландца, о котором я слышал. Ирландец захотел совершить самоубийство. Он купил упаковку аспирина, принял две таблетки — и почувствовал себя лучше! Смерть не может пробудить тебя, Пратима, потому что ты давно уже умер, и это еще не пробудило тебя. Ты здесь не новый — никто не новый. Все вы — древние паломники, очень Древние Вы видели будд, христов, заратустр, Лао цзы. Вы видели всю эволюцию человеческого сознания, вы были ее частью. Вы были здесь много раз, и смерть происходила снова и снова. Она никак не помогала вам. Она и не может помочь, так как в основе смерти лежит один естественный механизм: прежде чем умереть, вы становитесь бессознательными. Это выглядит так, будто смерть использует анестезию; то же самое происходит и при рождении. Рождение также происходит в бессознательном состоянии. Вдумайтесь в это. Несомненно то, что вы родились. Вы можете быть не так уверены насчет своих прошлых жизней — возможно, это просто гипотеза, — но одно совершенно несомненно: то, что вы когда-то родились. По крайней мере, эта жизнь есть. Помните ли вы что-нибудь о своем рождении? А рождение и смерть неразделимы, это две стороны одной и той же монеты. На одной стороне — рождение, на другой — смерть; на одной стороне — смерть, на другой — рождение. Это одна и та же монета. Та или другая сторона — не играет роли; это одна и та же монета. Вы видите умирающего человека: здесь он умирает, а где-то в другом месте он родился и начал свою жизнь. Как только oн умрет здесь, он войдет где-то в какую-то другую утробу. Hа это требуются секунды, всего несколько секунд — войти в другую утробу. Миллионы глупых людей постоянно занимаются любовью, 24 часа… Вам не придется долго искать, вы не должны будете искать и ждать, вам не придется стоять в очереди, помните это. Вот почему случается вновь и вновь, что человек, умерший в Индии, снова рождается в Индии. Именно это обычно и случается, потому что кому хочется идти далеко? Ведь прямо по соседству какая-то глупая пара готова принять вас. Рождение было, но вы были бессознательны. Рождение тоже происходит в бессознательном состоянии, потому что это тоже очень болезненный процесс — нечто вроде смерти. Вы жили в утробе девять месяцев, в течение девяти месяцев это было вашей жизнью. А девять месяцев в утробе для ребенка — это не девять месяцев; для ребенка это почти вечность, потому что он не имеет чувства времени. А затем однажды, внезапно, утроба готова извергнуть вас. Для ребенка это выглядит как смерть, он умирает. Его мир исчезает, его образ жизни, к которому он привык, отнимают у него. Все, что он знает о жизни, готово рухнуть. Он не представляет себе жизни без утробы. Утроба—это все, что он знает; за пределами утробы простирается неизвестность. Смерть болезненна; таково же и рождение. Поэтому существует естественный механизм: ребенок рождается в бессознательном состоянии, и старик тоже умирает в бессознательном состоянии. Врачи, хирурги стали использовать анестезию совсем недавно — хлороформ и т. п., — но смерть и рождение используют их с незапамятных времен. Когда вы умираете, то как раз перед моментом смерти вы становитесь бессознательными, потому что смерть — очень болезненный процесс. Вдумайтесь в это. Ваше сознание, которое стало так сильно привязано к телу в течение 70, 80 или 90 лет… Вы так сильно отождествились с телом, что вы будете цепляться за него, вы будете делать все возможное, чтобы остаться в теле. Вас в очередной раз удаляют из тела — а так много желаний остались неисполненными, так много честолюбивых замыслов еще толпится вокруг вас. Так много желаний и мечтаний — и все разлетается вдребезги! И ваше тело забирают у вас — и не только тело, но и ваш мозг тоже. А это то, с чем вы отождествились. Поэтому вам нужна сильная анестезия. Тело обладает своими собственными возможностями производить анестезию; рано или поздно медицина откроет это. Это еще не открыли, но рано или поздно обнаружат; то, что в теле есть химические процессы, которые включаются в момент смерти и человек становится бессознательным. Это точно так же, как в момент гнева в вашу кровь поступают определенные химические вещества, и вы становитесь сумасшедшим—это кратковременное сумасшествие, которое создают ваши железы… Когда вами овладевает сексуальное наваждение, то это следствие того, что ваши железы выделили определенные гормоны — и вы утрачиваете сознательность, вы становитесь почти бессознательным. Смерть — это один из наиболее болезненных процессов. Поэтому, Пратима, ты можешь умереть, но ты будешь умирать бессознательно. Смерть не пробудит тебя, она сделает тебя еще более бессознательным. Единственный способ пробудиться — это поддерживать общение с тем, кто уже пробудился. Единственный способ — другого не существует — это находиться в компании пробужденного, быть в общении с пробужденным. И тебе повезло, Пратима; ты находишься в компании пробужденного и в общении с теми, кто стремится к пробуждению. Ты находишься в поле действия Будды; если это не сможет пробудить тебя, то ничто другое не поможет тебе. Однако не беспокойся так об этом; это беспокойство не нужно. Предоставь это мне. Оставь мне всю свою серую спячку, все свои грезы. Я не прошу у тебя ничего, но по крайней мере отдай мне свои грезы, отдай мне свои тревоги, отдай мне свой сон. Вместо того, чтобы заботиться о том, как проснуться, лучше начни наблюдать свои сны и у тебя появится немного бдительности. Вместо того, чтобы беспокоиться, начни наблюдать свои беспокойства, и наблюдение беспокойств поможет тебе избавиться от них. Есть только две вещи, о которых следует беспокоиться: либо вы больны, либо здоровы. Если вы здоровы, то вам не о чем беспокоиться, если же вы больны, то есть только две вещи, о которых следует беспокоиться: либо вы выздоравливаете, либо умираете. Если вы выздоравливаете, то вам не о чем беспокоиться если же вы умираете, то есть только две вещи, о которых следует беспокоиться: либо вы идете в рай, либо — в ад. Если вы идете в рай, то вам не о чем беспокоиться, если же вы идете в ад, то вы будете так чертовски заняты, пожимая руки своим друзьям, что у вас не будет времени беспокоиться! Так зачем же вообще беспокоиться? Начните лучше наслаждаться. Наслаждайтесь своим сном; это поможет вам быстрее пробудиться. Наслаждайтесь своими сновидениями, потому что если вы можете наслаждаться своими сновидениями, наслаждаться своим сном, то вы уже находитесь на некоторой дистанции. Если вы беспокоитесь, вы все больше вовлекаетесь; если вы наслаждаетесь, вы можете быть наблюдателем. И в любом случае не спешите. Все случается в свое время. Всякому сезону есть свое время, поэтому просто ждите весны. И тем временем наслаждайтесь всем происходящим. Сейчас на небе тучи, темные тучи — наслаждайтесь ими, они имеют свою красоту. Изредка через них пробивается солнце — наслаждайтесь им. Иногда моросит дождь — наслаждайтесь им. Наслаждайтесь всеми проявлениями жизни; так вы станете зрелым, спелым. Эта жизнь — благоприятная возможность стать зрелым. Не избегайте ничего. Серая спячка тоже может как-то способствовать вашему росту, и ваши сновидения тоже должны стать ступеньками, вехами к пробуждению. Однако все, кажется, так спешат, что никто не хочет ждать весны. Но весна приходит в положенное время. Ваша спешка просто создает хаос в вас, ваше нетерпение приведет вас в беспорядок. Будьте терпеливы, и какова бы ни была ситуация, примите ее и наслаждайтесь ею. Да, и в плохом можно найти хорошее, но люди так нетерпеливы, так пессимистичны, что я слышал, что они изменили эту старую пословицу. Старая пословица гласит: и в плохом можно найти хорошее. Они изменили ее; теперь они говорят: и в хорошем можно найти плохое. Все это зависит от того, как вы смотрите на вещи. Будьте немножко оптимистичнее. Будьте немножко радостнее. Да, даже если вы поете в своем сновидении, даже если вы танцуете в своем сновидении, это полезно, потому что ваше пение и ваш танец могут пробудить вас. Но если вы беспокоитесь, думаете о самоубийстве, о том, чтобы избавиться от своей жизни, потому что вы не просыпаетесь так скоро, как хотите, то это очень пессимистическая установка. Она не способствует жизни, она деструктивна. Опасайтесь таких деструктивных тенденций! Смерть не сможет помочь. Я нахожусь здесь, Пратима, для того, чтобы стучать по вас молотком, чтобы разбить вас. Так дайте же мне небольшой шанс. Все складывается превосходно. Многие из вас подвигаются все ближе и ближе к зрелости, но пока вы не дойдете до стоградусной точки, вы не сможете закипеть. Даже при 99 ° вы все еще остаетесь водой, горячей водой — и температура становится все более и более болезненной, пока она не достигнет ста градусов, и тогда вы просто испаряетесь. А затем наступает последняя перемена, затем вы уходите в другую сферу: вода течет вниз, а пар поднимается вверх. Вода видима, а пар невидим. Вода стремится опуститься как можно ниже, а пар стремится подняться как можно выше — пар всходит к вершинам. Но я не могу сообщить вам больше температуры, чем вы способны усвоить в данный момент. Я должен соблюдать очень большую осторожность, так как чересчур большая температура может оказаться разрушительной. Слишком большая температура может разрушить нечто хрупкое в вас. Слишком большая температура — и вы можете спастись бегством. Слишком большая температура сделает вас таким горячим, что вы можете начать думать, что жизнь невыносима. Я должен повышать вашу температуру гомеопатическими дозами, чтобы вы очень постепенно привыкали к ней — потому что я должен довести вас до ста градусов. Однако многие на пути к этому, и всякий раз, когда это начинает происходить, многие смогут стать пробужденными почти одновременно. Именно это произошло во время Будды. Достаточно было одному человеку, Манджушри, стать просветленным — его первому ученику стать просветленным — и немедленно за ним последовала цепочка других — Сарипутра, Модгальяян, Пурнакашьяп и другие, словна Манджушри запустил этот процесс. По-видимому, он был первым весенним цветком, после кото'рого весна вступила в полную силу. Вот как это произойдет здесь. Постепенно вы делаетесь готовыми; весна приближается. Ждите. Ждите и наблюдайте. Третий вопрос: Бхагаван, когда мастер умирает, вокруг него внезапно возникают легенды, люди делают из него каменных или деревянных идолов, мастер становится далеким божеством, которому необходимо поклоняться, и делается недоступным простому человеку. Намерение мастера служить нам примером того, чем мы должны и можем быть, отходит на задний план. Почему это явление повторяется вновь и вновь"? Артур Сэмбрукс Это вполне естественно при бессознательном состоянии человечества Живой мастер представляет собой опасность, а мертвый мастер уже не опасен. Живой мастер может пробудить вас, вы не сможете уклониться от него, он, как стрела, вонзится прямо в ваше сердце. А мертвый мастер — это мертвый мастер. Его больше нрт, от него осталось только воспоминание. И тогда ученики начинают поклоняться ему. Почему? Из чувства вины, что они никогда не слушали его, когда он был жив. Они чувствуют вину, они раскаиваются. Теперь они должны что-то сделать, чтобы загладить вину Поклонение основано на чувстве вины — вы будете удивлены, узнав это. Возможно рам не приходило в голову, что поклонение — это вина, поставленная с ног на голову. Люди распяли Христа, и те же люди стали поклоняться ему, Это раскаяние. Они стали ощущать большую боль, большую тяжесть, большую тревогу. Они совершили какую-то ошибку; они должны компенсировать ее, они должны создать культ вокруг этого человека Они осудили его, как преступника, и они же стали поклоняться ему, как Богу. Это случается постоянно. Поклонение является следствием вины — это первое. Второе: поклонение — это способ уклониться от мастера. Поклоняясь ему, вы начинаете ощущать, что вы делаете все, что в ваших силах. Чего же больше? Вам не нужно изменяться, поклонения достаточно. Если мастер жив, а вы только поклоняетесь ему и не изменяетесь, он крепко ударит вас по голове. Живой мастер, даже если он позволяет вам поклоняться ему, делает это только для того, чтобы вы могли еще больше приблизиться к нему, вот и все. Он позволяет вам поклоняться ему для того, чтобы вы смогли приблизиться к нему и он смог действительно уничтожить ваше эго. Он хочет, чтобы вы вступили с ним в интимный контакт. Если это единственный способ, который вы знаете… А это действительно единственный способ, который вы знаете, потому что вы всегда поклонялись Будде, Кришне, Иисусу, Мухамеду Вы уже поклонялись, поэтому когда вы приходите к живому мастеру, то первое, что вы способны сделать — это поклоняться ему. Он позволяет вам поклоняться ему, чтобы вы могли стать ближе к нему, чтобы вы смогли попасть в его сеть. Но мертвый мастер уже больше ничего не может сделать с вами. Теперь вы можете начать делать с ним все, что вам угодно>— вы можете отомстить! Вы можете сделать каменную или деревянную статую мастера и можете кланяться статуе, которую вы сделали. Вы кланяетесь самому себе, своему собственному созданию! Это похоже на то — и это будет гораздо лучше… если вы сделали храм в своем доме, то будет лучше поставить тай большое зеркало, сесть перед ним и кланяться своему собственному изображению, потому что созданный вами мастер — это ваше собственное изображение. Библия говорит: Бог создал человека по своему образу. Может быть, вначале так и было, но человек отплатил ему хорошо, причем той же монетой. Человек создал Бога по своему образу. Поклоняясь мастеру, вы начинаете создавать мастера согласно своему представлению — отсюда и возникают легенды. Легенда вырастает из вашего подсознания. Мастер физически умер — теперь вы хотите, чтобы он умер и духовно. Легенда выполнит эту задачу: она духовно похоронит мастера Ваша легенда ложна! И чем более мастер становится окруженным легендами и выдумками, тем более и более нереальным он становится. Вот почему трудно поверить в то, что Иисус является исторической личностью — очень трудно поверить. Это из-за легенд, наслоившихся вокруг него: о том, что он аодил по воде, превратил воду в вино, накормил тысячи людей несколькими буханками хлеба Люди, которые создали эти легенды, действительно разделались с реальностью мастера. Хотя мастер умер, он еще продолжает сохранять некоторое влияние, которое должно быть уничтожено. Эту функцию выполнит легенда. Смерть уничтожила его тело, а легенда уничтожит его дух. Он станет просто легендарной фигурой, совершенно бессильной и бесполезной. С помощью легенды вы превращаете историческую реальность мастера в фикцию. Иисус как историческая фигура может привести вас в замешательство. Иисус как легенда прекрасен — потому что легенда создана вами, согласно вашим ожиданиям. Ни один живой мастер не исполняет чьих-либо ожиданий; он живет своей собственной жизнью. Не играет роли, принимаете вы его или отвергаете. Вы можете убить его, вы можете поклоняться ему — это не играет роли. Он продолжает вести свой собственный образ жизни, он продолжает делать свое дело. Его нельзя заставить выполнить ваши требования. Люди пытаются всеми возможными способами. Они приходят ко мне… я получаю письма, в которых говорится: «Бхагаван, если вы сделаете только одну вещь, это принесет благо миллионам людей, потому что тогда они начнут приходить к вам. Пожалуйста, прекратите говорить о сексе. Индия будет боготворить вас. Люди готовы принять вас, но вы смущаете их». Итак, эти люди, которые находятся в глубоком сне, советуют мне, что я должен говорить и чего я не должен говорить. За последние 20 лет тысячи людей пришли ко мне. Осталось очень немного из них, потому что все они пришли со своими: ожиданиями — а я не выполняю ничьих ожиданий. В действительности если я вижу, что кто-то ожидает от меня чего-то, то я немедленно уничтожаю его ожидания. Я хочу здесь видеть только тех людей, которые от меня ничего не ожидают. Иначе последователи попытаются стать мастерами (хозяевами) мастеров. Они начнут диктовать им: «Делай то. Ешь это. Живи так-то, потому что тогда придет больше людей». Однако вопрос не в количестве; нужны только те, кто не имеет ожиданий, потому что только они способны пробудиться. Но если мастер умер, он не может помешать вам создавать вашу легенду, поэтому вы подправите все, что вам не нравится, выкинете все, что неприятно вам, и замените это чем-нибудь красивым. В этом состоит коренная причина появления легенд. Иисус вел очень человеческий, предельно человеческий образ жизни — он обладал великой божественностью, но жил, как все люди. Он редкий мастер в этом отношении. Он водился с шулерами и пьяницами; вполне возможно, что он иногда играл з покер. И я не вижу в этом ничего плохого. Он часто пил вино, он наслаждался им. И в этом также я не вижу ничего плохого; это проявление веселой натуры. Не нужно только предаваться пьянству. Но он и не предавался, а принимал участие в окружающей жизни. Вполне возможно, что Мария Магдалина влюбилась в него вполне земной любовью, которая просто не могла быть односторонней— он, по-видимому, пошел ей навстречу. Но христиан это шокирует — любовь проститутки и Иисуса! И Иисус, по-видимому, откликнулся вполне по-человечески. Фактически он был таким мужественным человеком, таким бунтарем, что он должен был ответить на ее любовь по-человечески. Рок Хадсон умер, попал на небеса, постучался в ворота й попросил его впустить. Святой Петр сказал: «Разумеется. Все, что от тебя требуется— это предоставить две фотографии паспортного размера и заполнить вот эту форму В-31. Итак, как твое имя?» «Рок Хадсон». «Род занятий?» «Киноактер». «Прошу прощения, — сказал святой Петр, — киноактера» вход запрещен». «Почему?» — удивился Рок. Святой Петр ответил: «Потому что вы известны как большие грешники — вся эта нагота в фильмах, скандалы, всевозможные пороки. Извини, но ты не сможешь войти». «Но я личный друг Иисуса, — сказал Рок. — Пойди и спроси у него». Святой Петр пошел к Иисусу и спросил: «Там у ворот стоит один тип. Он говорит, что он твой друг. Его зовут Рок Хадсон». «Рок Хадсоні — воскликнул Иисус. — О, Боже! И мне совершенно нечего одеть!» Иисус, безусловно, был очень человечным мастером. Именно благодаря своей большой человечности он должен был претерпеть страдания и распятие на кресте. Если бы он жил как Бог, как святой, распевающий мантры, постящийся, живущий в пещере, то те же самые рабби поклонялись бы ему. До Иисуса они никого не убили. Почему же они распяли Иисуса? Это странно. Еврейская история не имела подобных прецедентов. В чем состоял его грех? В чем заключалось его преступление? Его преступление заключалось в том, что он попытался вести самый заурядный образ жизни. Он хотел показать вам, что вы можете жить обычной жизнью и тем не менее можете быть просветленными. Вы можете водиться с проститутками, шулерами и пьяницами, и тем не менее вы можете быть абсолютно святым. Он хотел продемонстрировать вам этот парадокс, он хотел показать его на собственном примере; вот почему он был распят. В Индии Будда не был распят, Махавира не был распят. Почему? Они никогда не жили, как все люди. Они жили в стороне, в отдалении от людей, в холодном одиночестве, на расстоянии. Не было никакой необходимости распинать их. Поэтому я очень люблю Иисуса. Будду вы можете почитать, но не можете любить. Иисуса вы можете также и любить — и если вы почитаете его, то почитаете из-за любви. Именно такая ситуация складывается здесь. Я не хочу вашего почитания. Если ваше почитание приходит как часть вашей любви, тогда добро пожаловать, в противном случае мне не нужно ваше почитание. Я не хочу быть почитаемым, респектабельным. Лучше быть распятым людьми, чем почитаемым ими. Быть почитаемым означает, что вы опустились до уровня спящих, что вы отказались от своей свободы. Это возможно только в том случае, если вы исполнили их ожидания, тогда они будут почитать вас, они будут называть вас святым. Но если вы живете обычной жизнью, как все люди, и вы наслаждаетесь обычными вещами жизни — с разницей, конечно, с большой разницей, которая действительно составляет разницу, — если вы низводите Бога на землю, если вы низводите небеса к земле, тогда они будут стремиться убить вас, пока вы живы. А когда вы умрете, те же люди начнут восхвалять вашу жизнь, приукрашивать ее. Они будут перекрашивать вас всякий раз, когда будут изменяться требования времени и обычая. В действительности существует много Христов. Если вы пройдете эти две тысячи лет, вы найдете не одного Христа, а много Христов, потому что каждый век требует святых людей своего типа, поэтому каждый век должен перекрашивать Христа согласно своим ожиданиям. Вот как создаются легенды. Затем другой век налагает свои легенды, и это продолжается постоянно, и вся жизнь становится фиктивной. В конце концов все это становится абсолютной фикцией… Девственное рождение невозможно, но они были вынуждены сочинить эту ерунду о рождении от девственницы, потому что обычные люди рождаются в результате полового акта. Как же Иисус мог родиться в результате полового акта? Он родился без какого-либо участия секса. Это небиологично. Но после, дователи измышляют эти вещи просто для того, чтобы придать ему вид сверхъестественного существа, отличающегося от o6ычных людей. Буддисты говорят, что когда рождался Будда, его мать стояла. Буддисты говорят, что когда рождаются Будды, матери всегда стоят. Странно! Почему Будда не мог родиться, когда его мать лежала на спине'— ведь именно так все и рождаются; но Будды должны рождаться по-особому. И что же после этого делает Будда? Он выходит из утробы стоя, спрыгивает на землю, а затем делает семь шагов и заявляет: «Я величайший из величайших!» Это первое, что он делает — сделав семь шагов, Какая чепуха! Джайны говорят, что их тиртханкары всегда рождаются в касте воинов, кшатриев. Махавира вошел в чрево женщины касты браминов, но это исключение из правила. Вы видите ожидания людей — не только при жизни они будут чего-то ожидать от вас, но даже и перед вашим появлением на свет они будут навязывать свои ожидания! Поэтому они сочинили историю о том, что боги сильно всполошились—ведь этого никогда раньше не случалось. Тиртханкара — джайнский мастер, просветленный мастер — должен рождаться от женщины касты кшатриев, воинов. А кшатрии находились в антагонизме с браминами. И вот Махавира вошел в чрево женщины касты браминов, поэтому боги не могли потерпеть этого. Когда ему исполнилось три месяца в чреве женщины, они извлекли его оттуда, они вынули его оттуда. По-видимому, это была первая хирургическая операция в мире! Они удалили Махавиру из чрева женщитш-браминки и одновременно удалили другого ребенка из чрева царицы. Ребенка царицы, девочку вложили в чрево женщины-браминки, а на ее место поместили Махавиру. Две вещи были неправильными. Во-первых, тиртханкара должен быть мужчиной; во-вторых, он должен родиться от женщины-кшатрии. Что за ожидания! Какие дурацкие ожидания! Но эти легенды продолжают возникать. Эти легенды возникают по определенной причине. Ученики и последователи хотят, чтобы их мастер был особенным — особенным по сравнению с обычными людьми, а также по сравнению с другими мастерами. Ты спрашиваешь меня, Сэмбрукс: "Когда мастер умирает, вокруг него внезапно возникают легенды, люди делают из него каменных или деревянных идолов, костер становится божеством, которому необходимо поклоняться, и делается недоступным простому человеку». Именно в этом и состоит цель поклонения: сделать человетаким отдаленным, чтобы вы могли только поклоняться ему. Вам не нужно практиковать ничего из того, чему он учил, вам ре нужно пробуждаться от вашего сна. Поклонение может прекрасно продолжаться и во сне; оно не нарушит вашего сна, фактически, оно будет действовать как транквилизатор, успокаивающее средство. Ты спрашиваешь меня: «Намерение мастера служить нам примером того, чем мы должны и можем быть, отходит на задний план. Почему это явление повторяется вновь и вновь?» Именно в этом и состоит цель: чтобы оно совершенно отошло на задний план, так чтобы нам не нужно было пытаться, делать усилие достичь вершин. Тогда мы можем мирно спать; никто не нарушит наш сон. Если Будда — человек, если Иисус— человек, и они смогли стать такими просветленными, такими полными света любви и блаженства, тогда мысль о них будет преследовать вас, она не оставит вас. Вас изнутри постоянно будет будоражить мысль о том, что вы тоже должны достичь этого состояния, иначе вы не станете завершенным, иначе вы ее выполните то, что должны выполнить. Вы упускаете благоприятную возможность. Ты спрашиваешь меня: «Почему это явление повторяется вновь и вновь?» Потому что глупость человеческая остается неизменной. Последний вопрос. Бхагаван, я — ученый. Наука учит наблюдать беспристрастно. Не так ли обстоит дело и с религией? Судхарма. Наука учит беспристрастному наблюдению, искусство учит пристрастному наблюдению, а религия просто учит наблюдению— ни беспристрастному, ни пристрастному. Ученый должен быть просто зрителем, индифферентным и холодным; благодаря этому он может познать тайны материи. Человек искусства должен принимать участие в природе; оставаясь безучастным, он не познает красоту цветка, луны, заката солнца, облаков. Он должен стать участником, он должен раствориться в реальности. В сфере искусства наблюдатель должен стать наблюдаемым, только тогда он будет способен рисовать, ваять, творить музыку или стихи. Один человек пришел к великому художнику и спросил: «Я хочу научиться рисовать бамбук. Что мне нужно делать"?» Учитель сказал: «Сначала пойди в джунгли и живи три года среди бамбука. Когда ты начнешь чувствовать, что ты стал бамбуком, возвращайся». Человек ушел и не вернулся; прошло три года. Учитель ждал, ждал, а потом был вынужден отправиться на поиски этого человека и посмотреть, что случилось, потому что если вы стлали бамбуком, то как же вы можете вернуться к учителю? Когда учитель прибыл на место, он увидел, что человек стоит в бамбуковой роще. Дул ветер, бамбук раскачивался и танцевал и вместе с ним раскачивался и танцевал человек. Учитель потряс его. Он сказал: «Что ты делаешь? Когда ты собираешься рисовать"?» Тот ответил: «Забудь об этом. Оставь меня в покое! Не мешай мне». Учителю пришлось силой тащить его домой. Он сказал: «Теперь ты готов рисовать бамбук, потому что теперь ты знаешь изнутри, что такое бамбук». Наука наблюдает извне; искусство входит внутрь вещей. Но религия — это трансценденция: она выходит за пределы науки и искусства. Наука объективна, искусство субъективно Религия ни объективна, ни субъективна, это чистое осознавание, ни холодное, ни горячее. Поэтому я называю ее прохладной. Наука холодна, искусство горячо, религия прохладна. Но на всех трех планах в равной мере требуется наблюдение; оно только меняет свое качество. Самый низший вид наблюдения— это беспристрастное наблюдение; немного выше искусства, наблюдение с участием; и выше всего просто наблюдение. Но наблюдение — это неотъемлемый феномен; это нить, которая связует науку, искусство и религию. Это случилось в аудитории медицинского факультета. Знаменитый профессор начал свою первую лекцию со следующего заявления: «Чтобы быть хорошим врачом, необходимо обладать двумя качествами. Первое: вы не должны ни к чему испытывать отвращение Второе: вы должны уметь точно наблюдать. В качестве иллюстрации я сейчас вам кое-что покажу. Видите этот разложившийся труп, лежащий на столе"? Я погружаю один палец в анус трупа, а затем вы видите, я вынимаю его, кладу в рот и сосу его». Аудитория замерла от ужаса. Профессор продолжал- «Кто из вас сможет повторить это!» Встал один очень ретивый студент и, не колеблясь, погрузил свой палец в анус трупа и стал его сосать Все это происходило при гробовом молчании аудитории. Профессор поздравил студента: «Очень хорошо, молодой человек вы, безусловно обладаете первым качеством, требующимся от хорошего врача, а именно: не испытывать ни к чему отвращения. Однако второе качество у вас отсутствует. У вас совершенно отсутствует наблюдательность. Видите ли. я погрузил в анус sot этот палец, указательный, а в рот я положил вот этот палец, средний!» |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|