|
||||
|
Эпилог Лето играло солнечными бликами на синей глади Волхова, стрекотало кузнечиками в высокой траве, порхало теплым ветерком, шуршало зелеными листьями и птичьими трелями рассыпалось по лесу. Кто не ведал бесконечности суровой русской зимы, никогда не поймет мимолетной прелести северного лета. Однорукий кудесник, щит и меч Новгородской земли, и князь Новгородский, надежда государства и оплот законности, сидели на высоком берегу, свесив босые ноги с кручи, шептались и время от времени хохотали над чем-то, понятным только им одним. Млад присматривал за двумя детьми, ползавшими по траве, - мальчиком и девочкой. Ширяй давно придумал для них будущее: дружбу, любовь, свадьбу, детей-шаманов и смерть в глубокой старости, в один день. Он частенько забирал своего названого сына у матери и тащил к Младу, надеясь подружить с Мстиславой. Пока о дружбе речь не шла, но любопытство явно присутствовало. Накануне Волот в одиночестве поднимался наверх в первый раз, и, конечно, ему надо было обсудить это и с учителем, и с Ширяем. Он просил не дождя для хлеба - Удачи русичам на поле брани. Впрочем, исход войны был предрешен с того дня, как ландмаршал Волдхар вон Золинген отступил от стен Пскова, так и не сумев его покорить. Казань подписала с Новгородом «вечный мир» через несколько дней после этого, и тридцатитысячное войско, сражавшееся на востоке, отправилось на север - биться за приладожские земли. Для того, чтобы Польша вступила в союз с Новгородом против Литовского княжества, не потребовалось вмешательства римского понтифика. Чернота Свиблов бежал, не дожидаясь, когда вече признает его предателем. Говорили, его серебра хватит, чтобы купить какое-нибудь захудалое княжество в Европе; посадничество принял молодой Воецкий-Караваев, а по сути - его мать. Юный Волот быстро расстался с мечтой о единовластии, в основном под влиянием однорукого кудесника: старший товарищ внушал князю уважение - не столько своей силой, сколько начитанностью и умением рассуждать. Кроме того, только Ширяя он признавал равным себе по положению. Млад ужасался, глядя, как двое мальчишек постепенно забирают в свои руки бразды правления огромным государством - со свойственной молодости уверенностью в собственной правоте. Но, как ни странно, освободившись от зрелых советчиков, знающих жизнь, Волот стал принимать решения весомей и верней - он полагался на свою Удачу и не давал сомнениям взять над нею верх: его вели боги. Солнечный день катился к полудню, Млад жмурился, поворачивая лицо к солнцу, стараясь не прислушиваться, о чем шепчутся его ученики, когда Волот вдруг вскочил на ноги и вскрикнул, протягивая руку к Волхову: - Смотрите! Смотрите! Со стороны Ладоги к университету приближалась лодка. - Мстиславич, ты видишь? Ты видишь, кто это? - юный князь оглянулся на Млада и с криком бросился вниз, поднимая вокруг себя тучи песка и размахивая руками. Млад прищурился: на веслах сидел отец! Но не мог же князь бежать навстречу Мстиславу-Вспомощнику? В фигуре человека, сидевшего на носу, Младу почудилось что-то знакомое: широкие плечи неуклюжего медведя… - Да это же Вернигора! - Ширяй хлопнул себя по коленке. - Мстиславич, это точно Вернигора! А ты говорил - мертвые не возвращаются! Млад хотел пуститься в долгое объяснение о том, что между пропавшим без вести и мертвецом существует разница, но Ширяй не стал его слушать - побежал вниз вслед за Волотом. Млад не мог оставить малышей - ему оставалось только дождаться, когда лодка причалит к берегу и прибывшие поднимутся наверх. Отец взбежал на берег, словно юноша, - он не старился, и Младу подумалось, что не состарится никогда. - Здорово, сын, - улыбнулся он и похлопал Млада по плечу. - Вот, приехал взглянуть на внучку. Прямо из-под Ладоги. - Здорово, бать, - ответил Млад. - Ты скажи, где ты нашел главного княжьего дознавателя? - Там и нашел. Не помогла твоему Иессею волшба - нет для Мстислава-Вспомощника такой волшбы, которую он не может победить, - отец довольно посмотрел на Вернигору, который поднимался наверх, держа Волота за руку. - Конечно, не меньше года потребуется, чтоб он начал видеть как прежде, но, знаешь, и то, что я сделал, - немало. Вернигора вытягивал голову вперед и щурился, стараясь рассмотреть, кто перед ним. - Да я это, Родомил, - Млад шагнул в его сторону. - Я рад. Ты не представляешь, как я рад! - Воспользовался, значит, моим отсутствием? - лицо бывшего главного дознавателя расплылось в улыбке. - Женился… Они обнялись - крепко, как положено друзьям. И в этот миг видение затмило яркий солнечный день: перед Младом поднялись высокие стены московского кремля. Два верховых неспешно подъезжали к городу с северной стороны. - Ну что? Я тебе говорил, что Иессей не вечен, - усмехнулся один из них, - а ты великим не станешь никогда. - Я в великие не рвусь, - фыркнул второй, - они плохо кончают. - Ну, пока я только начинаю… - промурлыкал себе под нос первый. - Смотри, какой городишко перед нами. Как ты считаешь, достоин ли он звания третьего Рима? Всадник оглянулся и принюхался - словно почуял присутствие Млада. [1] В данном контексте предполагается, что это слово происходит от корня «волх», а не «волхв».[2] Поганый (здесь) - от лат. paganus - языческий.[3] Сакральная сила (лат.).[4] Государственные или общественные дела (греч.).[5] Каждому нравится свое (лат.).[6] Дословно - дело веры (лат.): казнь за преступление против веры, обычно подразумевается сожжение.[7] Степень - трибуна, с которой вещали ораторы и где размещались те, кто управлял вечем.[8] Житьи люди - категория феодальных землевладельцев в Новгородской земле.[9] Зд. - род судей в римском гражданском процессе; посредники, третейские судьи.[10] Предворотное укрепление внутри крепости.[11] Степень - трибуна, с которой вещали ораторы и где размещались те, кто управлял вечем.[12] Вира - в Древней Руси денежный штраф за убийство свободного человека.[13] Поруб - место заключения, темница.[14] Традиционно на Руси мальчик около семи лет от женского воспитания переходил к мужскому, юные князья начинали жить с дружиной.[15] Разделяй и властвуй (лат.).[16] Пир.[17] Псковский кремль.[18] Сулица -короткое метательное копье.[19] Подставка для лучины.[20] Медведь - символ Новгорода, барс - Пскова.[21] Народ (греч.).[22] Праздник пробуждающегося после зимней спячки медведя, примыкает к весеннему равноденствию, начинает масленицу.[23] Феодосий I утвердил господство ортодоксального христианства и запретил отправление языческих обрядов. При нем было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека, отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его Великим.[24] Хорс олицетворяет солнечный диск, Дажьбог - солнечный свет. This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org24.04.2011 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|