• Открытие
  • Магия: вера вместо волшебства творит чудеса
  • Я хочу: будь чистым!
  • Кельн. Собор. Ночь
  • Код Иисуса-шамана
  • Глава 6

    Код чуда

    Открытие

    В планы Отто не входило засиживаться в деревушке. Маша про себя посмеивалась над спешкой старика: вдруг он торопится увести ее подальше от жителей, чтобы они не поведали ей чего-нибудь запретного. Она ждала, когда Отто выполнит свое обещание и отведет ее в «Собор» – в грот, который когда-то был храмом прекрасной Дианы, а еще раньше святилищем самой Исиды.

    – Лишь там таится ответ, – поучал ее старик, – великое сокрыто в малом.

    Дорога была долгой, они не раз присаживались отдохнуть. Маша с уважением посматривала на своего спутника, обремененного годами, но способного на далекие переходы. Вообще Маше было очень хорошо и спокойно, как в детстве. Когда она с дедушкой ездила в зоопарк кататься на ослике, а после получала положенное по ритуалу эскимо на палочке. На привале она засматривалась на цветных бабочек с радужными крыльями, на жучков, бегущих по своим делам.

    Жизнь казалась ей прекрасной и светлой в этот момент, будто и не была она в чужой стране с малознакомым полубезумным стариком. Она вдруг с чувством неловкости вспомнила про Вовку, которого так беспощадно кинула без своего общества. Представила, как он, чертыхаясь, раз за разом пытается прозвониться ей на мобильник. Почувствовала себя виноватой. Вздохнула, нащупала в сумочке телефон, включила его и принялась выстукивать послание. Разделавшись с приветствиями и сообщениями, что у нее все хорошо, она с чувством выполненного долга отложила это достижении цивилизации в сторону. Через минуту мобильник радостно закурлыкал. Володька признался ей в любви, выругался на нее нецензурно и затребовал отчета. Тут Маша поняла, что написать правды ему не может, уж слишком неестественно будет звучать эта правда. Она растерянно улыбнулась и отбила депешу, что, мол, отдыхает, живет в шикарной гостинице и знакомится с историческими ценностями.

    – Вот теперь и в «Собор» зайти можно, – сообщил Отто, заметив ее состояние.

    – И что, это и есть вход в древний храм Исиды, Дианы и катаров?! Этот узкий проход через обрыв, будто дверной проем, прорубленный в скале?

    Говорят, в этих горах множество пещер и скрытых тоннелей, так что Маша не больно-то удивилась. Но все равно замерла в нерешительности и вопросительно уставилась на старика.

    – Иди, – торжественно сказал он и сделал приглашающий жест рукой. – Ты должна войти без меня.

    Маша вглядывалась в темноту грота. Отверстие небольшое, края неровные, шершавые. Не похоже на дело рук человеческих, хотя кто его знает…

    Постепенно ее глаза начинали привыкать к сумеркам. Чернота бархата уступала место пепельно-серому свету, и она могла разглядеть длинный узкий коридор. По спине тут же забегали мурашки и предательски похолодело в животе: что-то там таится, может, лучше и не тревожить неизведанное?

    – Долой детские страхи, ты смелая и решительная девочка, Мария, – ободрил ее Отто.

    Она фыркнула:

    – Вот уж в жизни не верила ни в призраков, ни в предчувствия!

    – Некто по фамилии Ран тоже не верил, – некстати заметил старик. Маша вздрогнула, словно от удара хлыстом. Потом сделала глубокий вдох и шагнула в проход. Спертый подземный воздух мгновенно навалился на нее, наполнил рот, гортань, легкие. В кармане шортов Маша нашарила зажигалку, щелкнула кнопкой и, подняв огонек, удостоверилась, что кислорода здесь достаточно: пламя колыхалось на сквозняке и не гасло.

    Огонек зажигалки давал мало света, но все же освещал землю под ногами, отбрасывал тени на неровные серые стены.

    Проход пошел вниз, в подземном гроте в тишине громко шуршали под ногами мелкие камешки и галька.

    Неожиданно желание идти дальше пропало. Хотя стоп, вот же он, «Собор»!

    Маша и вправду стояла на пороге замкнутого подземного зала. Длина грота была около десяти метров, ширина – пять-шесть от силы, и над ним, несомненно, потрудились человеческие руки. Сводчатый потолок напоминал крышу склепа.

    Любопытство боролось с настороженностью.

    Может, это всего лишь игра света и теней, отброшенных огоньком, но стены вроде бы расписаны… А на полу – каменная плита около четырех метров в высоту. Неужели алтарь?

    «Собор» раскрывал тайны Чуда…

    Магия: вера вместо волшебства творит чудеса

    Довольно часто противники Иисуса бросали ему упрек, что он пользуется запретными средствами магии: «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Иными словами, Иисуса называли колдуном, использующим запрещенную черную магию, за которую в Иудее карали смертной казнью. Но использовал ли Иисус магию на самом деле?

    У Марка упреки аналогичны: «Книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что в нем живет Вельзевул и изгоняет бесов силою бесовского князя».

    Так правда это или неправда?

    Дело в том, что обвинять Иисуса в черной магии мог кто угодно, только не ученые книжники из Иерусалима. С их точки зрения понятие магии не несло ни положительной, ни отрицательной окраски, книжники относились к «магам» нейтрально. Ими магия понималась как искусство подчинения отдельными лицами сверхъестественных сил – духов, демонов, ангелов и богов.

    Для книжников Иисус был не злым волшебником, а скорее целителем, помогавшим в первую очередь благодаря своему харизматическому сиянию, а не магическим ритуалам.

    И все-таки был ли Иисус магом или харизматичным целителем? Маги используют определенные заклинания, сопровождаемые мистериозными ритуальными действиями. Но от Иисуса не осталось ни формул заклинаний, ни ритуальных действий. При магическом исцелении «пациент» остается пассивным, надеясь только на способности и действия волшебника. Совершенно иначе обстоит дело с «чудесами» Иисуса: общение между «кудесником» и обратившимся за помощью человеком персонифицировано – без «веры», доверия и положительных ожиданий оно было бы просто невозможно.

    Там, где Иисус сталкивается с откровенным недоверием, как у себя на родине, он вынужден отказываться творить чудеса: «И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их». Там же, где больные верят в Иисуса, они обретают исцеление. В ответ на благодарность Иисус обычно отвечает исцеленным: «…вера твоя спасла тебя».

    И все-таки я советую осторожней относиться к описываемым в канонических Евангелиях чудесам. Например, сцена исцеления мальчика «одержимого духом немым». Любой западно-европейский врач нашего времени скажет, что юноша болен эпилепсией. Для Иисуса же он одержим духом, которого следует непременно изгнать. С точки зрения современной медицины Иисус ошибается. Но так ли это в действительности? Сегодня ведь тоже исцеляют шаманы в какой-нибудь Африке, «изгоняя злых духов». И что же? Они исцеляют с помощью самовнушения, как это делал Иисус? Но в случае мальчика, «одержимого духом немым», помочь исцелению должна была вера отца мальчика в силы Иисуса. О «самовнушении» и речи быть не может.

    Не следует забывать и о том, что для Иисуса удавшиеся исцеления имели чисто апокалиптическое значение. Иисус был убежден в том, что он исцеляет, потому, что близок конец времен. Только на этой последней стадии миробытия власть зла можно победить.

    С тех пор прошло очень много лет, какое там – веков. Иисус ошибался: апокалипсис так и не наступил.

    А теперь перейдем к другому вопросу: скольких слепых исцелил Иисус?

    «Чудеса есть любимейшее дитя веры», – мудро заметил Гете в «Фаусте». К наиболее известным чудесам Библии причисляются «исцеление слепых». Об этих исцелениях написано у евангелистов Матфея, Марка и Луки. Но давайте вчитаемся в небольшой текст «чудес» более внимательно, и мы узнаем очень много нового для себя.

    Лука: «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня… Иисус, остановившись, велел привести его к Себе, и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! Чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога».

    Матфей: «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!.. Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? Они говорят Ему: Господи! Чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их, и они пошли за Ним».

    Марк тоже говорит о том, что чудо произошло на выходе из Иерихона.

    Но когда же точно произошло исцеление слепца? Когда Иисус и его ученики вошли в Иерихон? Или на выходе из Иерихона, закончив с делами, они натолкнулись сразу на нескольких слепых? Ведь у Матфея на дороге Иисуса поджидают два слепца, двое безымянных слепых надеются, что Иисус вернет им свет дня, у Луки только один слепой просит Иисуса о помощи. У Марка тоже речь идет об одном слепом, более того, Марк – единственный евангелист, назвавший исцеленного по имени: «Вартимей».

    Так скольких слепых излечил Иисус – одного или двух? Произошло ли это чудо на подступах к Иерихону, или же Иисус уже покидал город после продолжительного визита? Как-то не обрести коллегам-евангелистам гармонии. И вот ведь что придумали представители Церкви: в эпоху Иисуса существовало два местечка под названием Иерихон – старый Иерихон и новый Иерихон времен Ирода, расположенный в нескольких километрах от первого. Чудесное исцеление имело место быть, когда Иисус уходил из Старого Иерихона, именно об этом говорят Матфей и Марк. Но и Лука тоже прав, радуются представители Церкви! Потому что когда Иисус и его ученики удалились от Старого Иерихона, они направились в… Иерихон Новый.

    Вот такая веселая история получается.

    Только в одном согласны друг с другом евангелисты: Иисус объясняет исцеленному/исцеленным, что им помогла вера. Вот что стоит, например, у Марка: «Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел».

    Но вот при «исцелении слепого из Вифсаиды» лечение протекало не так просто. Кстати, об этом чуде рассказывается только в Евангелии от Марка: Иисус вместе с учениками приходит в Вифсаиду. По-видимому, слава Иисуса-целителя распространилась к тому времени по всей Галилее. Вот и привели к нему слепого, исполненного надежды на исцеление.

    Что делает Иисус? «…плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелился и стал видеть все ясно».

    О вере, которая помогает одна, не идет и речи. Более того, чудо далеко не сразу случается – оно происходит в два этапа. Вначале слепой может видеть лишь тени, очертания. А яркий свет дня открывается ему только после второй попытки Иисуса исцелить его.

    «Чудеса есть любимейшее дитя веры», – мудро заметил Гете в «Фаусте». Вот почему тео логам и представителям Христианской Церкви никак не хочется признаться в том, что чудеса могут быть вполне объяснимым процессом. Кстати, как свидетельствуют многие историче ские документы, использование слюны в качестве глазного «лекарства» было широко распространено у иудеев задолго до появления Иисуса.

    Слюной же он пользуется и при исцелении глухонемого. Я не шучу! Внимательно читайте тексты Нового Завета. И вот что вы читаете у Марка: «Иисус… вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: „Еффафа“, то есть „отверзись“». То, что человек начал слышать, еще поддается объяснению, но то, что он заговорил вновь – объяснить просто невозможно. Может, слово «еффафа» помогло?

    Но вернемся к слепым. Все-таки, сколько их всего было? Мог ли Иисус исцелить «врожденную слепоту», о чем написано только у Иоанна? Или действительно был только один-единственный случай, который уже потом «размножили» и «разукрасили» коллеги-евангелисты?

    Скольких слепых исцелил Иисус? Одного? Двух, трех, четырех или пятерых? А может, их вообще было шесть? Помогала ли исцелению слепая вера? Они прозрели потому, что сами этого хотели? Или тут помогло «лекарство» всех времен и народов – слюна Иисуса? Может, Иисус просто консультировал бедных больных по вопросам гигиены? Или из рук Иисуса и впрямь изливалась сила Божья?

    Чудеса могут быть излюбленными младенцами веры.

    В свое время я прочитал рукопись Густава Меншинга «Чудеса в вере и суевериях народов». Сей ученый делает попытку классифицировать чудеса. И говорит о многих категориях:

    • о мифических чудесах сказочных правремен;

    • о магических чудесах, творимых людьми с помощью сверхъестественных сил;

    • о чудесах-подтверждениях божественного авторитета;

    • о религиозных чудесах, которые связаны с удивительными деяниями святых.

    А теперь давайте попытаемся классифицировать чудеса Иисуса – исцеление слепых. Рубрика «мифические чудеса» явно не подходит. Три остальные группы чудес в принципе могут подойти, смотря как относиться к данным чудесам: увидели ли слепые свет оттого, что Иисусу помогали в этом сверхъестественные силы? Или чудо подтверждало его божественный авторитет? Или чудо было связано с деянием святого?

    Чудесные исцеления всегда вынуждали честной люд почтительно и даже испуганно изумляться. Ведь человек чувствует себя бесконечно ничтожным пред ликом великой мистерии. Каждому из нас решать, хотим ли мы почувствовать собственное бесконечное ничтожество.

    Я хочу: будь чистым!

    Кратенько, но довольно цветасто коллеги-евангелисты, удостоенные канонизации своих трудов, Матфей, Марк и Лука, описывают «исцеление прокаженного»: прокаженный с почтительным страхом приближается к Иисусу, падает перед ним на колени и умоляет об исцелении. Вроде бы ничего особенного? Ну ждет человек чуда. Но как сформулирована просьба прокаженного – он во всем полагается на волю Иисуса: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». И ответ Иисуса не менее причудлив: «Хочу: очистись!»

    Если читать евангелические тексты в греческом оригинале, то ответ Иисуса будет таким: «Я хочу: будь чистым!» В переводе фраза Иисуса слегка изменилась. В переводе его заставляют целить прокаженного наложением рук, и именно эти действия Иисуса, по мнению переводчиков евангельских текстов, помогают прокаженному исцелиться. В греческом оригинале ни о каком наложении рук и речи не идет – Иисус просто хочет, а следовательно, чудо происходит.

    Если внимательно перечитать сцену «исцеление прокаженного» у трех евангелистов, то выяснится, что нигде не употребляется даже само понятие «исцеление». Нигде не идет речи и о вере больного в чудо. Нигде нет такой популярной фразы Иисуса: «Вера твоя спасла тебя». Почему же данное событие описывается иначе, чем все предыдущие исцеления?

    Думаю, здорово поможет докопаться до истины обратный перевод греческого текста на иврит/ арамейский. Тогда почти высокомерная фраза: «Я хочу: будь чистым!» зазвучала бы так: «Retzoni hitaher». Как известно, в иврите нет ни заглавных, ни прописных букв, более того, все слова пишутся слитно. То есть высказывание Иисуса выглядело бы так: «RETZONIHITAHER». Так как бы звучали слова Иисуса? А звучали бы они так: «Ratson Jehi Taher» – «Если бы Бог пожелал, ты бы очистился!»

    Вот и получается, что изначально диалог прокаженного и Иисуса велся совершенно иначе. Больной просит об исцелении. И тогда Иисус отвечает: «Если бы Бог пожелал, ты бы очистился!» Копировальщики арамейского текста ошиблись на две буквы (сравните: «RETZONIHITAHER» и «Ratson Jehi Taher») и получили прямо противоположную фразу: «Я хочу: будь чистым!». А переводчики греческого оригинала ошиблись еще раз и перевели: «Хочу: очистись».

    Значит, исцеляет Бог, а не капризы и желания Иисуса. Сделав обратный перевод, особенно ярко видишь это. Сам Иисус вообще ничего не предпринимает. Хочу посоветовать вам обратиться к 3 Книге Моисея. Там подробно описывается обращение с прокаженными. Там тоже встречается слово «Taher» в значении «говорить чисто». Исцеленного показывают священнослужителю. И тот говорит с ним «чисто», то есть объявляет прокаженного исцеленным. Только после этого прокаженного принимают в деревенскую общину: теперь он не представляет для людей никакой опасности.

    Может, еще разок вернемся к тексту Евангелия? И что же мы тогда увидим? «…он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: „Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им“». То есть Иисус отправляет исцеленного к священнослужителю для проведения обряда «Taher».

    Вывод же можно сделать один: ошибки переписчиков и переводчиков вкупе с глупыми дополнениями полностью исказили смысл сцены «исцеление прокаженного». Не Иисус целил больного, а сам Господь. Иисус только подтверждает удачное исцеление. А потом посылает исцелившегося к священнику. Только священнослужитель может официально констатировать исцеление. Таким образом, Иисус ведет себя как богобоязненный иудей, строго следующий букве закона Моисея: «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».

    Так творил Иисус чудеса или нет?

    Кельн. Собор. Ночь

    Фигуры шушукались, голоса сливались, слова доносились приглушенными и невнятными.

    – Вот и славненько. Отто ей все расскажет.

    – Только поймет ли она хоть что-нибудь?

    – Она умная девочка, поймет достаточно. Именно то, что должна понять. Достаточно для того, чтобы отправиться далее в поисках Истины.

    – Но ведь и Отто не знает всего, он тоже пытается обрести Истину.

    – Поживем – увидим.

    – Ты говоришь, как люди! Они тоже ждут, что принесет грядущий день.

    – Вот и хорошо. Грядущий день приносит откровения.

    Код Иисуса-шамана

    Что ждет человека после смерти? Определяется ли судьба смертных всемогущими богами? И кстати, где они обитают, эти всемогущие? Вот вопросы, не дающие человеку покоя целую вечность. Религия многие тысячелетия пытается найти на них достойный ответ. Теологи состряпали не одну «теорию веры», да и шаманы продвинулись на шажок вперед. Они не удовлетворяются тем, что надо более или менее научнообоснованно отвечать на религиозные вопросы. Они пытаются сами прорваться в мир потустороннего, в мир богов. При помощи сильнодействующих наркотических веществ или же при помощи ритуальных танцев, длящихся часами, шаман отправляется в путешествие по потустороннему миру. Кстати, путешествия по потустороннему миру не являются прерогативой одних только лиц духовного звания. Это еще и элемент власти царей и королей. Чтобы противопоставить себя обычным смертным и закрепить свои властные полномочия, будущие правители тоже искали мир богов. Путешествие по потустороннему миру царей всегда было связано с восхождением на трон. В день коронации король сам становился богом и, отправляясь в потустороннее, занимал свое место на горе богов.

    Иудаизм Ветхого Завета старался абстрагироваться от шаманизма, но обычай потустороннего путешествия на «вооружение» все-таки взял. Куда уж деваться от причуд пророков, которые в состоянии экстаза отправлялись в божественные сферы.

    Но шаманское путешествие в потусторонний мир имело весьма серьезные классовые разграничения. Простой священнослужитель удовлетворялся тем, что посещал царство мертвых или равнины богов. Затем гордо оповещал свою паству о том, что видел и что пережил. Вряд ли таким путешествием удовлетворился бы тянущийся к власти человек. Вавилонский царь Эммедуранки отправился не только в собрание богов – он самолично добрался до трона Верховного и сам уподобился божеству. В ветхой угаритской мифологии легендарный ковчег превращает земных правителей в Бога. Тогда царь становится и земным и божественным одновременно, то есть человеком и богом.

    Во втором веке до нашей эры Езекиил Трагик то же самое рассказывает о Моисее. Моисей отправляется к Богу в небесные эмпиреи и там восходит на божественный престол. То есть человек превращается в богоподобное существо. В апокрифической книге Иисуса Бен-Сираха мы читаем: «Бог почтил его как святого отца и возвеличил, дабы боялись его враги». В греческой версии эта мысль еще более усилена: «Он сравнял его [Моисея] во славе со святыми и возвеличил его делами на страх врагам». И это только фрагмент сохранившейся на иврите книги Иисуса сына Сирахова: «Он назвал его Богом».

    Шаманское путешествие в потусторонний мир к богам было прекрасно известно в кругу авторов Ветхого Завета. Указания на то, что кажется нам сегодня не вписывающимся в рамки Библии поведением, рассыпаны тут и там по всем текстам апокрифов, не принятых в освященный канон. И представление о «путешественнике в потустороннее» не было забыто к моменту возникновения Нового Завета. Язык чешется задать самый провокационный вопрос: а сам-то Иисус не был связан с древними традициями шаманизма? Может, именно поэтому Церковь целенаправленно уничтожала упоминания о реальном историческом Иисусе, заменяя на совершенно иной, чужеродный образ?

    Пусть меня закидают камнями, но… Иисус практиковал древние путешествия шаманов в потусторонний мир. В духовном экстазе шаман «взлетает» к Богу, чтобы потом вновь вернуться на землю. Именно это состояние описывается в Евангелии от Иоанна: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах».

    А вот в одиночку ли отправлялся Иисус в свои духовные «путешествия в потусторонний мир»? Мне думается, что Иисус был учителем, который не только практиковал собственные путешествия в потусторонний мир, но и привлекал своих учеников к духовным упражнениям. Только так можно понять некоторые эпизоды Евангелий. Иисус ведет избраных им учеников Петра, Иакова и Иоанна на «гору». С точки зрения шамана, начинается совместное путешествие в потусторонний мир, где им встречаются давно умершие Моисей и Илия. И далее, Иисус вместе с учениками путешествует по потустороннему миру и добирается до третьих небес, то есть до рая, в котором находятся умершие пророки. Помните, что говорится в Евангелиях? Иисус убежден, что он сошел в мир с небес. Он говорит об этом со своими самыми доверенными учениками и обучает некоторых из них навыкам шаманского путешествия.

    Я предлагаю вам взять в руки апокрифическое Евангелие от Иоанна. Там мы тоже видим Иисуса, обучающего учеников элементам шаманизма – спиритуальному танцу.

    «И вот он [Иисус] сказал нам встать в круг и взяться за руки, а сам встал в середину и сказал: „Ответствуйте мне – Аминь“. И начал он петь и говорить…

    Танцуйте, все вы… Ибо вселенная принадлежит танцующему. И тот, кто не танцует, не ведает, что происходит…

    И если вы поддержите мой танец, увидите сами, кто говорит моими устами, а осознав мои деяния, храните молчание о моих таинствах.

    Я резко изменил движение, но понятно ли вам целое?»

    Удивительные слова, и все-таки Иисус был не первым.

    Хочу еще раз напомнить слова Евангелия: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Удивительнейшая ошибка!

    Еще о Енохе говорится в «Послании к евреям»: «Верою Енох был переселен так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его». То же самое подтверждается словами из Ветхого Завета. У Моисея читаем: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».

    Эх, жаль, слишком уж мало можно узнать из Библии о таинственном Енохе. Зато апокрифическая «Книга Еноха» дает нам подробнейшие сведения. Текст, как и многие другие, не принятый в канон Библии, гласит в начале 39 главы о том, что мы без труда можем назвать путешествием Еноха в потусторонний мир. Богобоязненный человек в конце жизни забирается в «жилище святых и праведников».

    А Ветхий Завет повествует еще об одном путешественнике в потусторонний мир – Илие.

    Уж простите, представители христианской церкви, но Иисус путешествовал на небо не первый!







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх