|
||||
|
Поучение второе /вторник/ 1. Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею страстью, тот вовсе чужд иноческой жизни. 2. Иное злопамятность, иное гнев, иное раздражительность и иное смущение. 3. Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце. 4. Раздражение же есть отмстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость. 5. Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою, сокрушает его (Прп. Марк подвижник). 6. Раздражительность есть жар крови около сердца (Свт. Василий Великий). 7. Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется много пострадать от них; потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное искоренить большое дерево. 8. Каждый должен радоваться успокоению брата своего и все сделать, чтобы почтить его. 9. Боже, помоги брату моему и мне ради молитв его. Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи ради молитв его. 10. Молящийся за врага будет не злопамятен. 11. Во всяком деле можно приобрести навык и к доброму, и к злому. 12. Три вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самой жизнью своей. 13. Лгать мыслью — значит подозревать, предполагать, замечать за ближними. А от сего происходят любопытство, злословие, подслушивание, вражда и осуждение. 14. Говорить: я верю своим догадкам для исправления себя, и с сей целью подслушивать и любопытствовать, это есть самооправдание, внушаемое диаволом, который желает строить нам козни. 15. Никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предается им (Прп. авва Иоанн). 16. И так с тех пор, когда помысел говорил мне о солнце, что это солнце, или о тьме, что это тьма, я не верил ему, ибо нет ничего тяжелее, чем верить своим мнениям. 17. Если же по причине порочности нашей посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят нам. 18. Словом человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание свое, или ради приобретения, и не престает делать извороты и ухищряется в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего. 19. Кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит великую необходимость, и это пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость, и тогда он будет прощен, но вред он все-таки получает. 20. Жизнью лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержанным; или, будучи корыстолюбивым, говорит о милостыни и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. 21. Осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия. Ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить /иначе/, как только под видом добродетели. Апостол говорит, что сам диавол преобразуется в Ангела света, потому не удивительно, что и слуги его преобразуются в служителей правды (2 Кор. 11, 14–15). 22. Если кто вначале понуждает себя, то продолжая подвизаться, он мало-помалу преуспевает и потом с покоем совершает добродетели; поелику Бог, видя что он понуждает себя, подает ему помощь. 23. «Даждь кровь и пришли Дух», то есть подвизайся, и получишь навык в добродетели. 24. Ходите путем царским и считайте поприща /версты/ (Прп. авва Вениамин). 25. Прав сердцем тот, кто не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели (Свт. Василий Великий). 26. Мужество находится посреди страха и наглости; смиренномудрие посреди гордости и человекоугодия; благоговение посреди стыда и бесстыдства. 27. Каждый пусть рассматривает свое состояние, где он находится. 28. Три устроения души в человеке: он или действует по страсти, или сопротивляется ей, или искореняет ее. 29. Действует по страсти тот, кто исполняет ее. 30. Сопротивляется ей тот, кто и не действует по ней и не отсекает ее, но, любомудрствуя, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе. 31. А искореняет страсть тот, кто подвизается и делает противное страсти. 32. Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что просит Бога, дабы он послал ему кого-нибудь оскорбить его. 33. Другой не только радуется, когда его оскорбляют, и почитает виновным самого себя, но и сожалеет о смущении оскорбившего его. Бог да введет нас в таковое устроение. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|