|
||||
|
Часть V Улучшение отношений Глава 20 Понятие отношений Чтобы понять, что такое отношения, как их устанавливать и улучшать и почему они могут ухудшаться и затухать, нужно осознать, что такое сила потребностей. Наши потребности наиболее важны для нас. Они влияют на наши точки зрения, наши взгляды. Вообще мы лучше знаем о наших неудовлетворенных потребностях, чем о тех потребностях, которые были удовлетворены. Мы настолько привыкли к удовлетворению основных жизненно важных потребностей, что попросту не замечаем их. Наверняка никто из нас не обращает внимания на воздух, которым дышит, на воду, которую пьет, на землю, по которой он ходит. А между тем мы больше всего страдаем, когда лишаемся воздуха, воды и т.д. Лишившись возможности удовлетворять свои основные потребности, мы начинаем обращать на них большее внимание, нам кажется, что эти потребности стали огромными, как будто мы смотрим на них через мощное увеличительное стекло. Тем не менее, кроме основных, у нас есть и другие потребности, количество которых резко возрастает по мере того, как растем мы сами. Взрослый человек нуждается в том же, в чем и младенец: в еде, воде, тепле, безопасности и т.д. Однако если младенец получает все это даром, без всяких усилий со своей стороны, то взрослому человеку нужно прикладывать усилия, и часто значительные, чтобы всего этого добиться. Взрослея, человек начинает забывать об основных потребностях, потому что у него появляются другие, среди которых можно отметить потребность в любви, в сексуальном утверждении, в продолжении рода и в самоутверждении. Появляется также потребность в удовлетворении самолюбия. Человек должен нравиться самому себе. Как вы наверняка заметили, природа большинства этих потребностей эмоциональная. Существуют также потребности в вещах, в действиях: в деньгах, в работе, в отдыхе, в любимом деле. Ключом к установлению хороших отношений является простое понимание той роли, которую в установлении отношений играют потребности. Нужно осознать, как наши потребности придают нашим отношениям большую или меньшую силу. Давайте заглянем в словарь и узнаем иное значение слова отношения, которое поможет нам лучше понять, что мы им обозначаем. Другим значением слова отношения является следующее: хорошие отношения — это взаимное удовлетворение потребностей. Когда два человека имеют серьезные потребности и каждый удовлетворяет потребности другого, в результате возникают сильные отношения. Если же два человека имеют слабые потребности и каждый удовлетворяет потребности другого, в результате возникают умеренные или слабые отношения. Если человек имеет серьезные потребности и не получает их удовлетворения, возникают плохие отношения. Если же человек имеет слабые потребности и не получает их удовлетворения, возникают умеренные отношения, но они более близки к отрицательным отношениям, чем к положительным. Вообще неудовлетворение слабых потребностей не вызывает у нас сильной реакции. Когда наши потребности не получают удовлетворения, это зачастую вызывает злость и стресс. Чем сильнее была потребность, которая не получила удовлетворения, тем сильнее будет и стресс. Сила потребности определяет количество эмоциональной энергии. Если потребность невелика, то она генерирует немного энергии, и вся реакция на ее неудовлетворение может заключаться в простом пожатии плеч и произнесении фразы типа: «Ничего удивительного, так и должно быть». Для улучшения отношений нужно узнать потребность другого человека и удовлетворить ее. Для того чтобы положить конец каким-то отношениям, нужно проделать обратную операцию: обнаружить потребность другого человека и ни под каким видом не удовлетворять ее. Это крайне просто. Согласно принципу всеобщей взаимосвязи, если вы знаете ключ к счастью, вы также знаете и ключ к несчастью. Вы можете даже не сознавать этого, но если вы знаете, что приводит к неудаче, то вы также знаете, что должно привести к успеху. Можно с уверенностью утверждать, что если вы знаете, как разрушить отношения, то вы также можете успешно и создавать новые отношения. Если человеку не удается создать хорошие отношения с людьми, то это означает, что он игнорирует их потребности. Отсюда можно заключить, что первым шагом к установлению хороших отношений с кем-либо должно стать определение потребностей этого человека. Также важным представляется определение своих потребностей: если вы будете их знать, вы сможете помочь человеку, с которым хотите установить хорошие отношения, и удовлетворить ваши потребности. К сожалению, люди в большинстве своем не только не могут определить потребности другого человека, но им не под силу определить даже свои потребности. У детей сохраняются хорошие отношения с родителями до тех пор, пока удовлетворяются их потребности. Когда же потребности перестают удовлетворяться, отношения изменяются и возникают проблемы. По мере того как ребенок растет, его потребности также растут, и для родителей чрезвычайно важно заметить эти изменения. То же можно сказать и о ребенке: ребенок также должен стремиться удовлетворять потребности своих родителей. Когда мы спрашиваем: «Как я могу улучшить отношения…?», мы неправильно формулируем вопрос. Чтобы получить правильный ответ, нужно поставить правильный вопрос. Лучше спросить себя: «Как я могу удовлетворить потребности…?» На этом этапе вам нужно заняться детективной работой, потому что, перед тем как удовлетворять чьи-либо потребности, следует эти потребности определить, обнаружить. Многие люди не знают о своих собственных потребностях, что уж тут говорить о потребностях другого человека? Тем не менее, если мы хотим установить с кем-то хорошие отношения, нам нужно ответить на вопрос: «В чем заключаются эмоциональные потребности этого человека?» На курсы обучения методу Сильва как-то пришла молодая пара. У этих людей, хотя они недавно связали свои судьбы, уже были серьезные проблемы во взаимоотношениях. После ядовитых вопросов возникали практически беспочвенные ссоры. Оказалось, что молодая жена занималась стрельбой из лука и очень гордилась своими достижениями. Молодой человек, хотя и был спортсменом, ничего не знал о стрельбе из лука и совершенно не интересовался увлечением своей жены. Она же решила научить его стрелять из лука. В этот момент ее потребности заключались в том, чтобы продемонстрировать свою любовь, чтобы показать ему, что у нее больше талантов, чем он думал, показать, что она достойна его. Возможно, она даже стремилась к тому, чтобы создать у своего мужа новую потребность, а может быть, хотела, чтобы ее муж также увлекся стрельбой из лука, ведь тогда они смогли бы вместе заниматься любимым спортом. Ее чувство самоутверждения было велико, она была удовлетворена своими достижениями и хотела продемонстрировать это человеку, который ее любил. Они пошли на задний дворик, где она повесила мишень и показала ему основные приемы стрельбы из лука. Она выпустила две стрелы, одна из которых попала во внешний круг, а вторая вонзилась в мишень примерно в восьми дюймах от первой. Не блестящий результат, но весьма неплохо, если учесть расстояние до мишени, которое она выбрала. Ее муж с улыбкой взял у нее лук, выпустил стрелу, и эта стрела попала точно в мишень. Потом он взял еще одну стрелу и так же спокойно опять точно попал в мишень. Затем он выпустил точно в мишень и третью стрелу. Его молодая жена просто рот раскрыла от изумления, она была в шоке. Ее мнение о самой себе резко падало. Это и был критический момент в их отношениях, но они об этом тогда, разумеется, не знали. Если бы молодой муж подумал, то он понял бы, что слова, которые он сказал тогда, сильно обидели жену. Они больно ударили по ее увлечению, а также по ее самомнению. А сказал он тогда следующее: «Эта стрельба из лука — самая настоящая ерунда, пустая трата времени». После этого его жена не выпустила ни одной стрелы. Она также не делала ничего, в чем бы ее муж мог показать лучшие результаты. Из-за этого они оба лишились многих приятных моментов, когда влюбленные занимаются взаимным удовлетворением своих потребностей. И всё это потому, что ее муж не смог вовремя разглядеть ее потребности. Таким образом, мы подошли к главному вопросу хороших отношений: «Как я могу определить свои потребности и потребности дорогого мне человека?» Часто легче определить потребности другого человека, чем свои, которые зачастую скрываются за чувством вины, страхом и ненужной программой. Чтобы определить потребности другого человека, нужно следить за его реакцией на вас, на ваши действия. Если вы говорите или делаете что-либо и получаете положительную реакцию, то это значит, что вы находитесь на правильном пути, который ведет к познанию потребностей другого человека. Точно так же следует определять и свои потребности. На что вы реагируете положительно? Что вызывает у вас положительные эмоции? Что не вызывает у вас чувства вины? Что вы можете делать, не испытывая при этом никакого страха? Что вы делаете с уверенностью? Какие эмоции не вызывают у вас страха или чувства вины? Найдите ответы на эти вопросы, и вы станете лучше понимать свои потребности. Метод Сильва помогает лучше познать свои потребности. Находясь в альфа-состоянии, вы можете с большей легкостью определить свои потребности. Итак, для лучшего познания своих потребностей войдите на уровень. Когда вы расслабитесь и освободитесь от стресса, направьте мысли на определение своих потребностей. Глубокое понимание изложенного в этой главе материала, и, возможно, ее повторное прочтение помогут вам увеличить свои способности. Когда вы станете лучше понимать себя и других людей, у вас появится терпимость к другим и к самому себе. Развитие понимания поможет вам узнать больше о потребностях других людей, а это обогатит ваши отношения, сделает их более крепкими и разносторонними. Это утверждение справедливо для любых видов отношений: с семьей, с друзьями, с различными знакомыми и т.д. Одной из фундаментальных потребностей является укрепление эго. Вы можете укреплять эго других людей посредством создания ситуации, в которой они приобретают или улучшают свое мнение о самих себе. Больше узнавая о потребностях других людей, вы поймете, что эти потребности часто приобретают неожиданные, коварные формы. Рассмотрим, например, потребность матери в любви своих детей. Она может заметить, что дети проявляют свою любовь, когда она больна. Так потребность в любви может привести к возникновению потребности быть больной, заболеть. Алкогольные напитки и наркотики считаются средствами для улучшения настроения. Их негативного влияния легче избежать, если избавиться от потребности в искусственном изменении настроения. Когда человек находится под воздействием алкоголя или наркотиков, его прежние потребности становятся неважными и незначительными, а то, что раньше казалось неважным, — значительным. Влияние алкоголя и наркотиков увеличивает одни потребности и уменьшает другие. Алкоголь и наркотики уничтожают одни потребности и создают другие. Действие наркотических веществ сокрушает старые потребности и создает новые. Это грозит опасностью людям, которые злоупотребляют спиртными напитками и наркотическими средствами, особенно если они в полной мере не понимают, какое влияние эти средства оказывают на их организм и психику. Если кто-то удовлетворяет временно возникающие под воздействием алкоголя и наркотиков потребности, то такие отношения могут иметь продолжение. Если вы попали в такую ситуацию, подумайте и спросите себя, хотите ли и дальше удовлетворять временные потребности, которые возникают только в результате действия алкоголя или наркотиков. Ведь это только усугубляет проблему. Почему бы вместо этого не создать новые, другие потребности? Вы можете сами создать потребности и удовлетворять их. Подумайте, какой будет ваша жизнь, если из нее исчезнут наркотики и алкоголь. Ключом к познанию потребностей другого человека является общение с этим человеком. Нужно задавать вопросы, ожидать и получать ответы. Какой будет твоя жизнь, какой будет наша жизнь, если из нее исчезнет наркотический дурман? Как мы будем жить без алкоголя? Что станет лучше? В это время следует установить новые цели: индивидуальные, личные и общие. Эти цели нужно устанавливать на неделю вперед, на месяц, на год, на десять, на двадцать лет. Цели дадут вам новые направления развития ваших отношений. Вы станете по-новому мыслить и относиться друг к другу. Теперь давайте посмотрим, как цели могут программировать потребности. Допустим, родители хотят, чтобы их ребенок научился играть на пианино. Ребенок же учиться играть не хочет, и каждый урок превращается в скандал. Ребенок начинает ненавидеть инструмент. У родителей может быть потребность в том, чтобы их ребенок научился играть, но ребенок совершенно не имеет никакой потребности в том, чтобы учиться играть на пианино. Как же создать требуемые отношения между ребенком и пианино? Сначала следует подумать, как можно создать в ребенке потребность в игре на фортепиано. Нужно посмотреть, что может помочь создать такую потребность. Для этого может потребоваться целая серия шагов. Можно сводить ребенка на несколько фортепианных концертов, причем это может быть и классическая музыка, и джаз, и популярная музыка. Это поможет сделать первый шаг к созданию потребности в музыке. На этом этапе вы не указываете никаких направлений, а просто пытаетесь создать интерес. На следующем этапе вы можете взять несколько простых мелодий и объяснить ребенку, как создается музыка. Попытайтесь объяснить ему, что музыка является универсальным и интернациональным языком, который понятен абсолютно всем. После этого вы можете помочь своему ребенку придумать какую-нибудь простую мелодию, сыграть ее на пианино и записать в нотную тетрадь. После того как ребенок запишет свою мелодию, вы можете взять ноты и сыграть на пианино написанное им, чтобы показать ему, что он написал то, что понятно всем. Похвалите его за это, скажите, что у него неплохо получается, что он написал удивительную мелодию, не скупитесь на похвалы. Скоро у вашего ребенка возникнет интерес к сочинению музыки. Он будет ждать вашего признания, вашей похвалы. И вы должны не скупиться на похвалы. Всегда хвалите ребенка и поощряйте его. Неважно, хороша или плоха сочиненная вашим ребенком музыка. Важно то, что он сам ее сочинил. Важно то, что он творчески трудился над ней. Не забывайте, что именно так в людях пробуждается талант. Именно так появляются первые ростки таланта, за которыми надо ухаживать, которые надо лелеять. А так как ребенку обязательно захочется, чтобы вы и дальше хвалили его, то у него появится потребность сочинять музыку всё лучше и лучше, а для этого ему понадобятся знания. Вот вам и потребность в учении, потребность в уроках. Итак, ребенку для самовыражения понадобятся знания и умения, получение которых и обеспечат уроки музыки. Ребенок почувствует, что ему надо учиться. Таким образом, вы создадите между ребенком и музыкой прекрасные отношения. Без сомнения, этот пример можно применить и к другим случаям. Это является своеобразным рецептом. Если вы поймете его сущность, то сможете довольно легко усиливать и ослаблять практически любые потребности. Ведь главное — это понять идею, а потом уже можно применять ее в самых различных ситуациях. Если вы не применяете свои знания, то они совершенно бесполезны. Знание того, что основу отношений составляют потребности, чрезвычайно важно, но если это знание никак не использовать, то оно не принесет вам никакой пользы. Использовать же эти знания следует посредством общения. Общение поможет определить потребности других людей и удовлетворить их. Если один из партнеров сталкивается с потребностями, которые он не желает удовлетворять, то в процессе общения нужно попытаться изменить эти потребности. Можно сказать примерно следующее: «Я не хочу делать именно это, может быть, я могу сделать для тебя что-нибудь другое?» На одном из наших семинаров встал мужчина и стонущим голосом произнес: «Когда я смотрю телевизор, мне нужно обязательно выкурить сигару». Потом он указал на женщину, которая сидела рядом с ним с таким выражением лица, будто она съела незрелый лимон, и продолжал: «А моя жена не позволяет мне делать это». Наверное, не следует говорить, что все присутствующие рассмеялись, услышав его слова. Когда смех стих, инструктор спросил у этого заядлого курильщика, есть ли у него еще какие-нибудь потребности, которые его жена не дает ему удовлетворять. «Разумеется, — ответил он. — И даже весьма много: мне хочется иногда поиграть с друзьями в карты, а она так пилит меня за это, что мне не приходится играть в карты так часто, как хочется. Я люблю играть в мяч, а она не любит. Кроме всего этого, она еще много чего не позволяет мне делать». Исчерпав свой запас смелости, наш курильщик, картежник и игрок в мяч взглянул на свою жену, по виду которой можно было сказать, что она готова провалиться сквозь землю, но потом все-таки добавил: «Мне все это чертовски надоело». Инструктор понял, что корабль семейного счастья готов разбиться о рифы. — Вы когда-нибудь обсуждали с ней эти проблемы? — спросил он. — Конечно, мы постоянно говорим об этом. Когда я ухожу из дома или достаю сигару, она постоянно начинает ныть. Безусловно, то, о чем рассказал недовольный курильщик сигар, нельзя назвать обсуждением проблемы. Поэтому инструктор обратился к его супруге: — Что из трех любимых занятий своего мужа, о которых он только что рассказал, вам нравится меньше всего: курение сигар, игра в карты или игра в мяч? — Знаете, — тихо произнесла женщина, — я всегда плохо себя чувствую от сигарного дыма, Я не люблю, когда он играет в карты, потому что тогда он задерживается почти на всю ночь, а если проигрывает, то два дня ходит мрачнее тучи. Игра в мяч так возбуждает его, что он не может заснуть, когда возвращается домой. Думаю, что больше всего мне не нравится то, что он курит сигары. А игра в мяч — самое невинное его увлечение, по крайней мере это хоть физическое упражнение, которое идет на пользу его здоровью. Затем ей задали следующий вопрос: — Если он перестанет курить сигары в доме, то вы согласитесь, чтобы он раз в неделю ходил играть в мяч? Жена курильщика сигар энергично кивнула. — С радостью. Если он перестанет курить дома свои проклятые сигары, то может, если хочет, играть в мяч даже два раза в неделю. — Подождите, мы пока говорим только об одном разе в неделю, — сказал инструктор, а потом обратился к ее мужу. — Вы согласны на эти условия? Вы перестаете курить сигары в своем доме и можете ходить играть в мяч один раз в неделю. Курильщик взглянул на широко раскрытые глаза своей жены и сказал: — Но она устраивает мне скандал каждый раз, когда я иду играть в мяч. Я не хочу, чтобы это продолжалось, я не хочу ругаться с ней каждый раз, когда буду собираться поиграть в мяч. Жена в ответ лишь покачала головой. — Что вы на это скажете? — обратился к ней инструктор. — Все это получится только в том случае, если вы будете поддерживать новую потребность своего мужа. Он перестает дома курить сигары, а вы спокойно разрешаете ему играть в мяч. Вы должны поддерживать его, вы должны изменить свой взгляд на игру в мяч, он должен стать положительным. Отныне, вместо того чтобы мешать ему своими упреками, вы должны поощрять его увлечение игрой в мяч. Вы понимаете это? Жена курильщика знаком показала, что она всё понимает. Через какое-то время эта пара сообщила инструктору, который помог им справиться с их проблемой, что их отношения никогда не были лучше. Но об этом вполне можно было догадаться, потому что, когда они появились в следующий раз, она держала его под руку, а он нежно прижимал ее руку к себе. Глава 21 Разрешение семейных конфликтов Как вы уже знаете, в методе Сильва эго определяется как мнение о самом себе, или самомнение. Если у вас сильное, здоровое эго, то это значит, что вы высокого мнения о самом себе. Если же вы невысокого мнения о себе и думаете, что немногого стоите, то в этом случае вы ищете мнения других людей, которые могли бы улучшить ваше мнение о самом себе. Если вы обнаружите, что другие люди считают вас прекрасным или по крайней мере нормальным человеком, то, может быть, так оно и есть на самом деле. Поэтому нам постоянно нужно знать мнение других людей. Есть люди, которые, как дети, постоянно мучают окружающих наивными вопросами типа: «Ты действительно думаешь, что я красива?», «Этот костюм действительно идет мне?», «Это на самом деле у меня получается?», «Вы действительно считаете, что я заслуживаю этого повышения?», «Не правда ли, я прекрасно готовлю?», «Не правда ли, моя машина прекрасна?», «Тебе действительно нравится мой дом?» Те, кто нуждается в постоянной поддержке своего эго, своего мнения о самом себе, реагируют на комплименты примерно так: «О, это совсем не так, вы мне просто льстите». Этим они показывают, что им нужны непрекращающиеся дифирамбы. Есть также люди, которые склонны преуменьшать свои достоинства и достоинства своих вещей. Они это делают даже в том случае, если знают, что вы будете возражать. От таких людей можно часто услышать следующее: «Да, моя машинка вроде бы неплохо выглядит, но Карл Уэтерби купил себе машину красного цвета, и я думаю, может, мне тоже купить красную машину». Или: «Мне думается, что мой дом совсем неплох. Мне, конечно, следовало бы купить дом в лучшем квартале, но этот дом оказался лучшим вариантом, который я мог себе позволить». Или: «Мне кажется, что я выгляжу вполне неплохо, но я бы не отказался, чтобы мой нос был бы потоньше». И если вы после таких заявлений не броситесь говорить комплименты, то у таких людей всегда оказывается заготовленным оправдание вашего нежелания защищать их достоинства: «А, что они в этом понимают…» Наиболее опасно придерживаться нейтральной или негативной точки зрения в семейном кругу. Чем ближе родственник, тем больше стараний мы затрачиваем на укрепление его самомнения. Если человек не получает поддержки своего эго от близких ему людей, то это часто вызывает ссоры и обиды. Люди, связанные нежными, теплыми отношениями, как правило, постоянно поддерживают самомнение своего партнера, тем самым укрепляя его эго. Такая подпитка самомнения одновременно является и подпиткой отношений, она не дает им затухать. Без такой подпитки отношения могут достаточно быстро расстроиться из-за многочисленных обид. Тем не менее это не означает, что люди должны постоянно расхваливать друг друга. Не забывайте, что эго — это мнение о самом себе, или самомнение. Чтобы правильно подпитывать эго других людей, вам нужно только относиться к ним доброжелательно, как к равным и свободным партнерам. Ваш взгляд на них должен быть позитивным. Однако некоторым людям бывает трудно относиться к окружающим именно так, особенно это характерно для семейного круга, в котором неизбежно устанавливается своеобразная иерархия. Главенствующее положение в этой иерархии занимают старшие члены семьи, а младшие находятся внизу семейной пирамиды. Старшие ни за что не хотят уступать свое положение, а младшие с самого раннего детства «запрограммированы» верить в то, что старшие члены семьи являются для них неоспоримым авторитетом. Такое положение часто вызывает сильные, глубокие противоречия, которые имеют место на уровне подсознания. Давайте рассмотрим это на примере двух братьев Альберта и Дру. Дру родился, когда Альберту было четыре года. Таким образом, когда ему исполнилось четыре года, Альберту уже было восемь, а это существенная разница в возрасте. Альберт время от времени заботился о своем маленьком братике, играл с ним, а иногда и дрался. Между ними не было никакого соревнования, которое иногда начинается между детьми, потому что Альберт был на четыре года старше брата. Время шло, и Дру исполнилось четырнадцать лет, а его брату Альберту — восемнадцать. Дру следил за тем, как его брат делал то, что и он хотел делать, и Дру надеялся, что придет день, когда он тоже сможет делать то, что делает его брат. Многому он учился и у друзей своего старшего брата. А между тем Альберт относился к Дру как к ребенку, которого нужно учить, направлять и с которым можно, конечно, иногда и поиграть. И каждый раз, когда Альберт учил чему-то своего младшего брата или колотил его за что-то, его самомнение (по отношению к младшему брату) существенно увеличивалось. Кроме того, он каждый день узнавал то, чего Дру не знал и еще не скоро узнает, и это также давало ему чувство превосходства. Время не стоит на месте, и вот Дру — уже восемнадцатилетний юноша, но Альберту исполнилось двадцать два года. Альберт закончил колледж и нашел неплохую работу, а его брат только поступил в колледж. Дру теперь смотрит на своего старшего брата не просто как на брата, с которого он всегда брал пример, но и как на взрослого человека. Однажды у него также будет работа. При этом следует отметить, что Дру никогда не мог соревноваться со своим старшим братом. Альберт же всегда смотрел на младшего брата как на соперника, который постоянно пытается догнать его, но никогда не догонит, потому что он всегда будет старше и умнее. Как вы, наверняка, заметили, такое положение сложилось, когда Дру было четыре года, а Альберту — восемь. Оно еще более укрепилось, когда Дру исполнилось четырнадцать лет, а Альберту — восемнадцать. Прошло еще время, и вот Дру уже тридцать два года, а его брату — тридцать шесть лет. Практически никакой разницы. Они оба взрослые люди, у каждого своя семья. Но что же произошло со сложившейся программой? Она по-прежнему сидит в подсознании обоих братьев: и в подсознании Дру, и в подсознании Альберта. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что семейные проблемы всегда бывают серьезнее, чем проблемы в кругу друзей или знакомых? Задумывались ли вы о том, что для разрешения этих проблем нужно разобраться с глубоко спрятанными в подсознании «программами», которые были сформированы в далеком прошлом? Когда между членами семьи возникают проблемы, их решение нужно искать прежде всего в области самоутверждения. Нужно обязательно рассмотреть мнения, которых придерживаются члены семьи о самих себе, то есть их самооценку. Когда же вы определите самооценку членов семьи, подумайте, как вы можете ее увеличить и укрепить. Можно с уверенностью утверждать, что возникающие в кругу семьи злость, ревность и другие отрицательные эмоции имеют более глубокие корни, чем те же эмоции, если они возникают не в семейном кругу. Как бывает грустно, когда два человека, действительно любящие друг друга и имеющие много общего, ссорятся из-за какого-то незначительного инцидента, в основе которого лежит угроза какой-либо из потребностей одного из них или то, что воспринимается как такая угроза. Друзей можно менять, родственников же — нет. Когда вы теряете друга, вы всегда можете найти другого. Но если вы теряете брата, сестру, мать, отца, ребенка, дядю, тетю или двоюродного брата, то это становится невосполнимой утратой. Подумайте, с каким количеством родственников вы не поддерживаете отношения из-за нескольких обидных слов, которые были необдуманно произнесены в момент раздражения и о которых потом долгое время сожалели. Часто два слова становятся причиной неразрешимых семейных противоречий. В таких случаях враждующие стороны долго не идут на примирение, никто не хочет делать первый шаг, хотя эти находящиеся в ссоре люди любят и уважают друг друга и всегда бросятся защищать друг друга, если возникнет какая-либо «внешняя» опасность. Если возникает «внешняя» опасность, опасность со стороны людей, не являющихся членами семьи, то даже находящиеся в ссоре родственники будут всячески защищать друг друга. Семья объединяется перед лицом опасности. Можно провести параллель: семьи, города, страны, религиозные и прочие общности людей имеют собственные эго, или, иными словами, самооценку, которую они будут защищать в любых ситуациях. Короче говоря, любая общность людей имеет свое собственное эго, которое она будет защищать перед лицом опасности и стремиться к его укреплению. Классический пример этого мы имели возможность наблюдать на недавних семинарах курсов обучения методу Сильва. Сейчас мы его приведем. Это история о двух сестрах, которые из-за чего-то поссорились и не разговаривали в течение пяти лет. Мы будем называть их Дженни и Сью. На курсы к нам пришла Дженни. На одном из семинаров она рассказала о своей длительной ссоре с сестрой. Она любила Сью и хотела, чтобы они снова были вместе, но ни она, ни ее сестра не находили в себе сил сделать первый шаг к примирению. На курсах ей дали совет использовать три волшебных слова. Эти три слова должны были снова установить между сестрами добрые, теплые отношения. Дженни в ответ сказала: — Эти три волшебных слова, наверное, «я тебя люблю», а я не могу сказать это своей сестре, несмотря на то что действительно люблю ее. Вы, должно быть, хотите посоветовать мне позвонить Сью и сказать ей, что люблю ее, но я не могу этого сделать. Это совершенно невозможно. — Нет, — возразили Дженни. — Мы имеем в виду совершенно другие слова. Мы понимаем, как вам трудно сказать своей сестре «я тебя люблю» после пяти лет ссоры, и не требуем от вас этого. После этого Дженни попросили рассказать о том, что было причиной ссоры, но она не смогла этого вспомнить. Она сказала, что они с сестрой о чем-то спорили, и этот спор привел к ссоре. Инструктор сказал Дженни, что ей нужно прямо сейчас позвонить Сью и, не давая Сью времени как-то отреагировать на ее звонок, сказать следующее: «Сью, это Дженни. Я хочу, чтобы ты знала, что я много думала о нашей ссоре и пришла к выводу: я была неправа». Дженни сказали, что если она скажет сестре эти три волшебных слова, то они снова помирятся и будут вместе. А волшебные слова, как вы, наверное, уже догадались, — я была неправа. Дженни подумала и решила, что может это сделать. Но потом она встрепенулась и сказала: «Но я ведь была тогда права». Как только она проговорила это, все присутствующие искренне рассмеялись. В сознании Дженни наконец что-то начало проясняться, и на ее губах появилась едва заметная, несмелая улыбка. Она уверенно направилась к ближайшему телефону, по всему было видно, что она поставила перед собой четкую цель. Дженни поняла: признавая, что была неправа, даже будучи уверена в своей полной правоте, она придает этим волшебным словам еще большую силу. В действительности, произнося эти слова, она прощала свою сестру; ведь когда человек прощает, он освобождается от злости и ненависти. Если же Сью все равно будет злиться, если она будет злиться даже после того, как Дженни признает себя неправой, то это уже ее проблема. Когда она поняла, что ей надо признать себя виноватой только для того, чтобы снова установить добрые отношения со своей сестрой, ее самомнение не только не уменьшилось, но, наоборот, увеличилось. Она шла к телефону, олицетворяя собой саму уверенность. Дженни вернулась через десять минут, на ее лице играла улыбка. От удовольствия она покачала головой и сказала: — Знаете, это действительно сработало. Интересно, почему я сама до этого не додумалась? Дженни не додумалась до этого сама, потому что ее эго не допускало таких мыслей. Вообще существует множество способов, с помощью которых можно разрешать семейные конфликты, но если конфликт затянулся на долгие годы, лучше всего помогают именно эти три слова. Они действительно обладают магической силой. На них можно ответить лишь проявлением любви. Но что же делать, если вы не получили в ответ проявления любви? Допустим, в ответ на ваши слова примирения человек говорит: «Ты всегда думаешь, что умнее всех, а на самом деле ты всегда ошибаешься». Или: «Я прекрасно знаю это, твои слова меня совершенно не удивляют». Или что-нибудь в этом роде. В этом случае вы должны простить человека, с которым хотите помириться, за его резкие слова. Вы должны не давать повода для злости, если, конечно, действительно хотите с ним помириться. Если слова этого человека кажутся вам чересчур резкими, то это говорит лишь о том, что ссора с вами вызывает у него резкие мысли. Когда вы делаете первый шаг к примирению и говорите: «Я был неправ», знайте, что вы избавляетесь от проблемы, а это означает, что даже если ваш родственник ответит на ваши слова примирения грубостью, то это уже будет его проблема, а отнюдь не ваша. Вы свое дело сделали, вы сделали первый шаг. Если ваши слова излечат рану и приведут к примирению, то это прекрасно. Если же они не окажут целительного действия, то вы можете быть спокойны, потому что сделали всё от вас зависящее. Вы можете спокойно сознавать, что укрепили свое самомнение, да и, по правде говоря, действительно стали лучше, потому что проявили свои лучшие качества и нашли в себе силы сделать первый шаг к примирению. Вы можете перечитать предыдущую главу и освежить в своей памяти тот факт, что для хороших отношений необходимо взаимное удовлетворение потребностей. Вы можете спросить себя: «В чем состоят потребности этого вашего родственника? Можете ли вы каким-то образом удовлетворить эти потребности? Или можете ли вы помочь ему самому удовлетворить свои потребности?» Если вам удастся помочь этому своему родственнику удовлетворить свои потребности или удовлетворите их сами, то вы обязательно восстановите и улучшите ваши отношения. Глава 22 Общение с пессимистами Сущность понимания негативного заключается в осознании следующего факта: негативное мышление — это защита против разочарования. Человек с негативным мышлением (пессимист) не ожидает ничего хорошего, и поэтому он не расстраивается, когда ничего хорошего действительно не происходит. Большинство пессимистов становятся пессимистами в раннем возрасте. Человек становится пессимистом потому, что своим негативным отношением защищается от лишней боли. Такой человек часто сталкивался с разочарованиями и, чтобы защитить себя от лишней боли, связанной с ними, становится пессимистом. Пессимист никогда не сталкивается с разочарованиями, поэтому кажется, что негативное мышление приносит положительные результаты. Однако у негативного мышления есть и побочный эффект. Когда человек теряет радость и возбуждение хороших ожиданий, его жизнь становится однообразной и скучной, она перестает быть жизнью и превращается в существование. Когда люди ни к чему не стремятся, ничего не ждут, когда у них нет ни целей, ни желаний, появляется апатия, которой сопутствует депрессивное состояние. Следует отметить, что очень многие находятся именно в таком состоянии. А депрессия очень часто (особенно у пожилых людей) вызывает отчаяние, когда человек чувствует, что то, к чему он стремится, никогда не будет им достигнуто. Когда в жизни человека появляется отчаяние, он теряет ко всему интерес, у него возникает чувство, что всё, чего он хочет, автоматически становится невозможным. Скоро этот человек приучает себя ничего не хотеть, и его жизнь становится простым ожиданием смерти. Мы надеемся, что вас не очень расстроили наши невеселые рассуждения. Вы наверняка знаете таких людей. Самый простой способ защитить себя от вредного влияния таких людей — избегать их (как и советует второе правило счастья). Но это не так просто, как кажется. Довольно часто таким человеком оказывается тот, кого мы любим, близкий друг, деловой партнер или просто хороший знакомый. Рассмотрим, как человек становится пессимистом. Понимание того, почему человек стал пессимистом, поможет вам решить, в какой степени вы хотите общаться с ним. Когда Бетти В. было шесть лет, нельзя было представить более веселой и оптимистичной девочки. Мир для нее был прекрасным и удивительным. Ей казалось, что он полон чудес. Каждая прогулка приносила тысячу новых открытий. Для нее трава всегда была зеленой, а небо — голубым. Когда Бетти утром просыпалась, она сразу же выпрыгивала из своей кроватки, чтобы побыстрее увидеть, какие чудеса еще преподнесет ей мир. Как такой ребенок может стать пессимистом? Однажды ее мама сказала: «Бетти, в эти выходные мы поедем в зоопарк». Радости Бетти не было предела, и она рассказала всем своим друзьям о предстоящей увлекательной экскурсии. Однако в пятницу вечером мама сказала Бетти: «Извини, малышка, я обещала тебе, что в выходные мы поедем в зоопарк, но в эти выходные ничего не получится, потому что в эти дни папа должен работать». Бетти была очень расстроена. Но скоро ее детская энергия помогла ей справиться с этим разочарованием, и в воскресенье она уже чувствовала себя просто прекрасно. Прошло несколько недель, и мама радостно сказала Бетти: «Бетти, дорогуша, я знаю, что ты была очень расстроена, когда сорвалась наша поездка в зоопарк, но сейчас я тебе могу твердо пообещать: в эти выходные мы поедем на пикник в парк». Бетти прокричала «Ура!» и побежала рассказывать об этом своим друзьям. Но пришла суббота, и мама сказала Бетти: «Мне очень жаль, малышка, но я совершенно забыла, что мы должны навестить бабушку и поэтому не можем ехать на пикник». Бетти любила свою бабушку, но если бы ей пришлось выбирать между пикником и поездкой к бабушке, то бабушка, без всякого сомнения, проиграла бы. И снова Бетти испытала горечь разочарования. Разумеется, Бетти после этого не стала пессимисткой, она также не стала пессимисткой и после пятого подобного случая, и после двадцать пятого, но через какое-то время она стала реагировать на мамины предложения типа «Бетти, в эти выходные мы поедем в парк» следующим образом: «О, мама, по всей видимости, в эти выходные пойдет дождь, или папе придется работать, или я заболею». Вот вам и рождение еще одного пессимиста. Бетти хорошо запомнила, как бывает больно, когда сталкиваешься с разочарованием. А Бетти, естественно, не хотела страдать, и поэтому она решила для себя: если ниоткуда не ожидать никаких радостей, то не будет и горечи, когда их не случится. Так она избавится от боли разочарований. Понимание того, что пессимисты стали пессимистами, так как они слишком часто в своей жизни сталкивались с разочарованиями, поможет вам научиться не осуждать их. Вы лучше поймете, почему они стали таким, какие они есть. Негативное мышление, или пессимизм, чрезвычайно тесно связано с созданием в течение многих лет негативной программы. Невероятно, что человек может стать пессимистом только из-за пары неудач, из-за нескольких разочарований. Однако метод Сильва позволяет сделать пессимистов если не оптимистами, то по крайней мере людьми, которые ждут от жизни не только разочарований. Мы знаем, что пессимистами становятся из-за разочарований. Поэтому, чтобы сменить их образ мышления с негативного на позитивный, нужно убедить их в том, что вы лично никогда не вызовете у них разочарований. Многие из тех, кто прошел курсы обучения методу Сильва, считают, что пессимизм — облако смога, которое отравляет всё вокруг. Пытаясь сделать своих близких оптимистами, они поняли, что это чертовски сложная задача, сложная, но отнюдь не невыполнимая. Результаты, которые мы получаем, доказывают, что это реальная цель, которой можно добиться, если, конечно, у вас есть достаточно сильное желание. Для того чтобы изменить образ мышления близкого вам человека с негативного на позитивный, позвоните ему и в разговоре укажите точное время, когда вы заедете его навестить. И, разумеется, приложите все усилия, чтобы приехать точно в указанное вами время. А когда будете уезжать, скажите, когда приедете в следующий раз, при этом назовите какое-нибудь необычное время. Например, можете сказать так: «В следующий вторник я буду в этом районе — мне надо будет заехать к одному моему знакомому. Уйду я от него ровно в двенадцать, значит, у тебя буду в семнадцать минут первого». Удостоверьтесь, что у вашего пессимиста правильно идут часы, и зайдите к нему в следующий вторник ровно в двенадцать часов семнадцать минут. Пройдет какое-то время, и вы заметите, что ваш знакомый стал возвращаться к жизни. В один прекрасный день вы можете услышать: «Знаешь, у меня, по-моему, появился аппетит, еда кажется более вкусной». Появится интерес не только к еде, но и к жизни в целом. Человек снова начнет жить, а не существовать. Вряд ли пессимист сразу же станет оптимистом, но вы должны помнить, в чем состоит ваша цель, а состоит она в том, чтобы как можно дальше отвести человека от грани отчаяния. Вы считаете, что близкого вам человека невозможно изменить? Помните: вы должны по крайней мере попытаться изменить его, изменить его жизнь и свое отношение к нему. Это же можно сказать и про людей, к которым вы не испытываете нежных чувств, но которых вы по каким-то причинам не хотите и избегать. Избегать человека, тем самым избавляясь от проблемы, проще всего. Вы должны четко определить свои отношения с пессимистом. Может быть, вы обнаружите, что на подсознательном уровне мучаете себя общением с этим человеком из-за какой-то непрощенной вины. Тогда просмотрите главу 8 «Чувство вины и самопрощение». У всех людей есть проблемы, о которых вы можете и не подозревать. А между тем эти проблемы оказывают самое серьезное влияние на точки зрения, поведение, отношение к жизни, ожидания и т.д. И если вы воспользуетесь техникой и приемами метода Сильва для управления мышлением, вам будет легче помочь этим людям и самому себе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|