|
||||
|
Глава VIII Неисчерпаемые резервы совершенствования личности Развитие памяти Память – свойство высшей нервной деятельности, но ее жизненное назначение нельзя переоценивать. Благодаря ей человек может развиваться психически. Память включает такие процессы, как восприятие, запоминание, обработка поступившей информации, сохранение, извлечение или поиск, воспроизведение (использование знаний), забывание как невозможность воспроизведения информации. По продолжительности сохранения информации память делится на сенсорную, кратковременную и долговременную. Сенсорная память сохраняет информацию в течение 1/4 секунды, чтобы мозг мог решить, стоит ли на ней концентрировать внимание. В кратковременной памяти информация сохраняется примерно в течение 20 секунд. Объем ее ограничен – в среднем он может хранить одновременно не более 7±2 элементов, однако он может увеличиваться с помощью промежуточной памяти. Она же увеличивает и длительность сохранения информации от нескольких минут до нескольких часов. Объем и длительность долговременной памяти не ограничены. Она включает условно?рефлекторную фиксацию (например, закрепление физиологической реакции отвращения к спиртному), а также образную, эмоциональную и словесно?логическую. Все виды памяти по материалу запоминания можно классифицировать следующим образом: двигательная, наглядно?чувственная (визуальная, акустическая, тактильная и др.), эмоциональная, словесно?логическая. Что же касается качества памяти, то оно у отдельных лиц может отличаться быстротой запоминания, длительностью сохранения информации, объемом запечатленного материала, точностью его воспроизведения. Эффективность запоминания обусловлена степенью внимания в момент получения информации, личным опытом по запоминанию, полезностью материала, а также распределением новой информации в памяти таким образом, чтобы она заняла в ней свое место. Забывание ненужной информации разгружает центральную нервную систему, освобождает место для новой информации. Так, например, уже через 20 минут мы забываем примерно 42 % информации, через час – 50 %, через 6 дней – 75 %, а через месяц – 80 %. Сохранение информации зависит от возраста человека, от ее востребованности или значимости и от возможных помех при запоминании. Информация будет запоминаться намного легче, если вы станете соблюдать следующие условия. Внимательно изучите весь запоминаемый материал и одновременно старайтесь видеть, слышать и мысленно «проговаривать» его; учитывайте, что начало и конец любой информации запоминаются значительно легче. Чтобы лучше запомнить основной блок информации, разбейте его на части, установите между ними взаимосвязь, выделите основные мысли и понятия; затем усложняйте запоминаемый материал, добавляя детали; повторяйте его 3–5 раз в день каждые 3–4 часа; спустя 2–3 дня снова просмотрите его полностью. Дальнейшее развитие памяти сочетайте с выполнением специальных психологических упражнений, способствующих развитию воображения, зрительной памяти, а также повышающих наблюдательность и умение сосредоточиваться. Это позволит вам значительно улучшить память, а может быть, и стать обладателем феноменальной памяти. Наглядным примером могут послужить наиболее распространенные в практической психологии упражнения. Вспомните во всех подробностях вчерашний день, затем прошедшую неделю, месяц, год, основные этапы жизни. (Со временем вы будете хорошо помнить все, что с вами происходит, до мельчайших подробностей.) Прочитайте в книге предложение, абзац, страницу, несколько страниц, главу и т. д., затем в состоянии аутотренинга (мышечного расслабления) вспомните всю информацию полностью. (Помните: слова сами входят в память!). Визуализируйте лист бумаги с цифрами. Мысленно создайте образную «картинку», удерживайте ее в памяти сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Считывайте с нее все цифры подряд, затем в обратном порядке. По мере тренировок повышайте количество цифр на «картинке». Усложните упражнение. С открытыми глазами выполните «мгновенное запоминание» текста (можно газетного), начиная с 2–3 предложений. Затем увеличьте количество текста, запоминаемого одним взглядом, доведите объем до одной страницы, затем нескольких и т.?д. Психологически настраивайте себя на постоянное улучшение памяти. Для этого проговаривайте в состояниях аутотренинга, бодрствования формулу самовнушения: «Я запоминаю легко и быстро. Я запоминаю легко и надолго. Я отлично помню все, что вижу и слышу. Моя память сохраняет все. Легко и сразу запоминаю номера автомашин, телефонные номера, имена, фамилии. Читаю внимательно, запоминаю быстро. Пишу ясно и четко. Необходимую информацию легко вспоминаю. Нужная мысль, слово приходят сами и вовремя. У меня хорошая память. С каждым днем она становится все лучше и лучше». Для улучшения «бытовой памяти» применяйте формулу: «Я становлюсь собранным и внимательным. Уходя из дома, дверь всегда запираю, свет, телевизор, утюг выключаю. Кошелек и ключи в сумке, проездной во внутреннем кармане…» и т.?д. Перед экзаменом (выступлением) используйте формулу: «Я спокоен. Во время экзамена чувствую себя уверенно, полностью владею собой. Сердце работает ровно, ритмично. Дыхание спокойное. Я хорошо подготовлен к экзамену. Я могу ответить на любой вопрос. Моя память хранит все, что я знаю. Я быстро и четко отвечу на любой вопрос». На экзамене: «Отвечаю спокойно, все помню, чувствую себя уверенно, все знаю». В целях быстрейшего освоения рекомендованных приемов необходимы регулярное проведение занятий и хорошее настроение. Положительные эмоции активизируют все «информационные» процессы в организме, мобилизуют его резервные возможности, улучшают память. Развитие внимания Человеческий организм от природы обладает огромными резервами для исцеления болезней. Но всегда ли он использует их в полной мере? К сожалению, нет. Если наше сознание «паникует» перед определенным недугом, организм нередко заболевает. Между тем способность концентрировать внимание на положительных мыслях делает организм стойким не только к внешним воздействиям, но и к болезням. Важно научиться концентрировать внимание на главном, отвлекаться от ненужных навязчивых мыслей. В различных системах оздоровления применяются и разные психологические приемы, развивающие положительные эмоции, их устойчивость. Например, фиксация взгляда на блестящем ярком объекте (заходящем и восходящем солнце, лампе синего цвета, блестящем металлическом шарике, кристалле и т. д.). В своей системе психофизической саморегуляции и самооздоровления особое внимание следует уделить развитию саногенного (оздоравливающего) мышления. Хорошие мысли человека способствуют его выздоровлению, гармоничному восприятию самого себя и окружающих. Укрепляются и раскрываются резервные возможности организма. Устанавливается новое психологическое и физическое равновесие. Специальная практика, направленная на тренировку внимания, может расширить ваши возможности. Рекомендуемые упражнения повысят свойства сосредоточения, концентрации и устойчивости внимания, увеличат его объем, избавят от рассеянности и неумения переключатся. Для развития способности концентрировать свое внимание в спокойной обстановке, с хорошим настроением, выполняйте психофизические упражнения, рекомендованные нами ранее. Это упражнение на концентрацию дыхания и упражнения с концентрацией на предмет (драгоценный камень, янтарь, жемчужину и т.?д.). В дальнейшем концентрируйте внимание на менее примечательных предметах, например карандаше, спичечном коробке и т.?д. Далее для решения своих проблем используйте упражнение с формулой самовнушения. На чистом листе бумаги напишите большими буквами нужную фразу для самовнушения. Например: «Мой организм совершенно здоров. У меня хорошее настроение». Созерцайте эту фразу регулярно в течение 10–15 минут, таким образом вы закрепите желаемую лечебную установку в организме. Развитие воображения Уже давно замечено, что тот, кто при недомогании психологически входит в образ здорового человека, быстро и эффективно поправляет свое здоровье. Основой является воздействие воображения. С его помощью вы можете развить в себе удивительные способности. Например, стать нечувствительным к боли, жуткому холоду или невыносимой жаре, спать на гвоздях, ходить босиком по тлеющим углям и т.?д. Казалось бы, это фантастика? Однако регулярные занятия по визуализации (мысленному представлению) позволяют закалить организм, сделать его стойким к внешним воздействиям и к болезням. Но вначале необходимо развить зрительное воображение. Достичь этого можно с помощью занятий по визуализации конкретных предметов. Сядьте удобно (можно за рабочим столом). Поместите на близком расстоянии от глаз какой-либо предмет и пристально рассматривайте его в течение 2–3 минут. Сосредоточьте внимание на его форме, цвете, структуре материала, из которого он сделан и т.?д. Затем закройте глаза, попытайтесь мысленно представить этот предмет целиком, во всех деталях. Открыв глаза, сопоставьте мысленный образ с реальным. Повторите упражнение 5—10 раз. Постепенно переходите к более сложным предметам. Для визуализации подбирайте яркие, броские, запоминающиеся предметы. В процессе тренировок вы научитесь быстро, практически мгновенно, запоминать их внешний вид, станете более наблюдательными, улучшите зрительную память. Сосредоточиться на выбранном предмете могут мешать слабая зрительная память, рассеянность, сонливость, возбужденность. Для их преодоления используйте вдохновение, веру, волевое усилие и т.?д. Освоив ясное и четкое мысленное представление простых предметов, переходите к визуализации сложных образов, возникающих на основе знаний о реально существующих. Они могут реализовываться любым из органов чувств, следовательно могут быть зрительными, вкусовыми, обонятельными, слуховыми, осязательными и другими. Любое ощущение будет испытано полнее, если ваш образ окажется ярким. Усилят их действие на организм и соответствующие формулы самовнушения. В этом случае необходимо максимально ярко, не напрягаясь, представить содержание конкретной формулы-программы. При этом не важно, на чем вы будете останавливать свое внимание в первую очередь – на слове, а затем подключаемом к нему мысленном образе, или наоборот. В процессе психофизического самовоздействия они всегда взаимно подкрепляют действие друг друга. Однако иногда следует учитывать и приоритеты собственного мышления (логического и образного). Научившись реально ощущать в организме яркие мысленные образы, вы сможете овладеть оздоровительной визуализацией, например, войти в образ здорового человека и, следовательно, улучшить свое самочувствие. С этой целью рекомендуем повторить уже изученные вами основные приемы образного самовоздействия: зрительное и воображаемое представление, мысленное воссоздание портрета, воссоздание образа самого себя, вхождение в образ, прочувствование образа, оздоровительные и поведенческие образы. В дальнейшем нужны систематические тренировки в «искусстве перевоплощаться» в конкретный образ до полного овладения нужным качеством. Используйте визуальный отдых. Закройте глаза и постарайтесь погасить воображение. Перед глазами не должно возникать никаких образов. Упражнение активизирует мозговые структуры и обеспечивает психологический отдых организма. Ускоренное изучение иностранного языка Существуют различные методы изучения иностранного языка. С их помощью можно успешно развивать разговорную и письменную речь. Наиболее распространенным является метод прямого изучения, когда слова запоминаются с видением соответствующих предметов – реальных или на рисунке. А для прослушивания используются различные лингафонные средства. Интересны также опыты ускоренного изучения иностранного языка во сне, в состоянии гипноза и т.?д. При ускоренном изучении языка с применением современных технических средств специалисты советуют соблюдать следующие рекомендации. Одну треть занятий отводить на освоение теории, а остальное время – на освоение разговорной речи. В первую очередь лучше запоминать наиболее употребляемые слова и выражения, что составит примерно 1,5–2 тысяч слов, или 85 % необходимого словарного запаса, позволяющего свободно общаться и читать на иностранном языке. Старайтесь побольше читать иностранной литературы. Вначале чтение будет идти медленно, на первых порах можно жертвовать точностью и полнотой понимания, пропускать непонятное. Старайтесь догадываться о том, что написано, исходя из контекста. Цель такого чтения – накопление в памяти оптимального запаса слов и оборотов речи иностранного языка. Успех во многом будет зависеть от количества прочитанного материала. Заниматься следует регулярно, последовательно. Лучше понемногу, но ежедневно, чем один раз в неделю и продолжительно. Всегда имейте под руками записанные слова, правила, рабочие тексты. Разнообразьте форму занятий, например, чтением слов и предложений, их прослушиванием, упражнениями по грамматике и письму. Изучайте значение слов непосредственно в контексте предложения, заучивайте как можно больше речевых оборотов. Используйте любую возможность, что бы говорить, читать, писать на изучаемом языке, даже свободное время в поездке, в городском транспорте и т.?д. Не бойтесь ошибок, ведь на них учатся. С помощью резервных возможностей организма вы можете повысить эффективность запоминания иностранных слов. Оказывается, в состоянии аутотренинга слова запоминаются намного быстрее, чем в бодрствующем состоянии. Как показывают исследования, в среднем можно запомнить до 100 слов за одно занятие, продолжительностью в 20–30 минут. Начните тренировку с запоминания 50 слов. Запишите их на магнитофон. Перед тем, как войти в аутогенное состояние, прочтите материал 3–4 раза. Затем в состоянии глубокого мышечного расслабления мысленно произнесите формулу самовнушения, направленную на хорошее запоминание учебного материала и успешное его воспроизведение. Далее включите магнитофонную запись и прослушайте учебный материал 5–6 раз (можно в наушниках). Вместо прослушивания записи можно мысленно или вслух проговаривать нужные слова с листа, открыв глаза, но не выходя из состояния аутотренинга. Помните: слова сами должны «входить» в вашу память. После выхода из аутотренинга вновь внимательно прочтите материал, старайтесь его хорошенько усвоить и запомнить, а затем также старательно отработайте на практике. Как правило, при таком подходе (методе) освоение иностранного языка идет значительно быстрее и качественнее. По мере овладения навыками быстрого запоминания учебного материала в состоянии аутотренинга постепенно увеличивайте количество слов для запоминания. Тем, кто изучает иностранный язык с применением компьютерных программ, также рекомендуется подключить аутотренинг. Учебный материал будет усваиваться намного эффективнее. Психологически настраивайте себя на успешное выполнение каждого задания. Используйте для этих целей соответствующие психологические установки и формулы самовнушения. Юные гении Представьте, что на сцену выходит малыш и виртуозно играет на скрипке. Зрителям кажется, что музыкант воедино слился с инструментом – настолько проникновенно он играет пьесу. Звуки мелодии то громко возносятся к куполу зала, то мелодично угасают где?то в его глубине, и только сам музыкант понимает, что играет не он, а как бы его душа, не оставляя слушателей равнодушными. Сам Паганини, наверняка, был бы восхищен незаурядной игрой юного музыканта. Одаренные дети нередко вызывают у каждого из нас целую гамму чувств – от восхищения до зависти. Многие при этом задают себе вопрос: «А почему мой ребенок не блещет особыми талантами? Неужели все дело в божьем даре, который доступен не каждому?»… Возможно, этот одаренный ребенок, как и многие великие музыканты, стал заниматься игрой на скрипке с раннего детства? Тот же Моцарт уже в три года, например, играл на клавесине сложные пьесы, в шесть самостоятельно сочинял сонаты, а спустя пару лет затмевал маститых капельмейстеров. Бетховен в десятилетнем возрасте снискал славу гениального композитора. Жорж Бизе в четыре года прекрасно владел нотной грамотой. Похожие примеры юной гениальности можно привести из любой области науки или искусства. В то же время известно немало великих людей, которые не блистали в детстве никакими особыми способностями, а расцвет их творчества произошел в зрелом возрасте. Так Роден начал творить в сорок лет, Микеланджело тоже не был вундеркиндом. В чем же тогда дело? Всегда ли уместно уповать на божий дар, или есть что?то еще, что порождает юный талант, независимо от природных данных? Этот вопрос всегда волновал родителей и, конечно, специалистов. По мнению президента Независимой ассоциации детских психиатров и психологов А.?Северного,?у каждого человека есть свой потолок творческого развития. Большинство достигают его постепенно, годам к 30–40. Существует нижняя граница потолка – это интеллектуальный нуль, а вот верхней границы, по?видимому, нет. Поэтому кто?то достигает пика своих творческих возможностей к 5—10 годам и останавливается, а кто?то финиширует намного позже. Действительно, не все особо одаренные дети сохраняют свои способности во взрослой жизни. Многим из них о бывшем чуде напоминают разве что бережно хранящиеся грамоты и дипломы победителей всевозможных конкурсов и олимпиад. Почему так получается? Нейропсихологи считают, что в период полового созревания – с 11 до 14 лет – можно попасть в «черную дыру», когда происходит перестройка деятельности мозга, особенно опасная для вундеркиндов. Совершенно очевидно, что талант – не придаток, а свойство личности. Достаточно у человека внутренних сил – он раскроется, пробьется, не хватает – может прожить жизнь, так и не узнав о его существовании. По этому поводу есть интересная притча, используемая различными писателями в своих произведениях. Так, один из литературных героев Марка Твена, попав в загробный мир, просит показать ему величайшего полководца всех времен и народов. И ему показывают… умершего сапожника с соседней улицы. Как это?! Но все правильно, сапожник, действительно, родился военным гением, но ему не довелось командовать даже ротой. Как важно вовремя рассмотреть в ребенке его интеллектуальные наклонности! Казалось бы, родители должны лучше самого ребенка знать, в чем его одаренность. Увы, часто мы превозносим то, чего в ребенке нет, и не замечаем явного. Не задумываемся о том, что чрезмерное усердие способно скорее уничтожить, нежели развить настоящий талант. Родители должны помочь детям обнаружить свои склонности через присущие им интересы, – так считает Аллан Фромм, один из крупнейших американских специалистов в области педиатрии, детской психологии и психиатрии. Необходимо создавать благоприятные условия для реализации способностей ребенка, и ни в коем случае не ограничиваться этой областью. Пусть ребенок попробует все: и музыку, и иностранный язык, и конструирование, и рисование – активный свободный поиск даст свои результаты. Как же с этим не согласиться, если учесть, что мозг ребенка к моменту рождения сформирован только в основных чертах?! Он обеспечивает регулирование внутренних органов и простейшие внешние рефлексы: сосание, глотание, реакцию на боль. Даже способности видеть и слышать очень ограничены. Разумеется, в генах запрограммировано последующее формирование мозга и установление в нем межклеточных связей. Так, в 5 недель ребенок уже способен фиксировать взгляд, в 6 – прислушиваться к отдаленным звукам, далее – еще ряд обязательных для всех детей достижений. Но генетическая программа развития детского организма не жестка. Созревающие клетки вынуждены сразу функционировать, и сам процесс их становления во многом зависит от функциональной нагрузки, что в будущем может существенно повлиять на формирование свойств характера и развитие личности. На этот факт указывают и научные исследования, проведенные на животных. Выяснилось, что целенаправленные ранние воздействия могут изменить даже врожденные рефлексы, среди которых – доброжелательное отношение к матери. Известны случаи, когда ребенка похищали животные, и он воспитывался в их среде. По возвращению таких детей-«маугли» в человеческое общество после 5?6 лет вынужденного «плена» попытки их воспитать и дать образование оказывались малоэффективными. Дети с трудом обучались ходить вертикально и могли произносить только несколько десятков слов. Оказывается, и для младенцев важна окружающая среда. Хотя кажется, что в ранние месяцы все они одинаково развиваются: улыбаются, держат головку, произносят первые звуки. Небольшие различия обычно выделяют за счет врожденных качеств. Кажущаяся одинаковость первого года жизни объясняется тем, что ребенку в это время нужны небольшие внешние воздействия, и они для всех примерно однородны. А вот дозировка активизирующего воздействия должна соответствовать каждому периоду развития ребенка – нельзя намного опережать созревание организма и перегружать мозг неприятными эмоциями. Для ребенка существует оптимальное соотношение получения новых впечатлений и уже накопленного опыта. Если нового много – оно не воспринимается, так как притупляется внимание, и быстро теряется смысловая нить. Нового слишком мало – становится скучно. Искусство обучения заключается в том, чтобы выбрать оптимальную дозу. Это касается и взрослых, но для детей особенно важно, так как дозированное воздействие на малыша ведет не просто к накоплению знаний, а формирует мозг, влияет на способности и восприятие. Как может выглядеть система раннего творческого воспитания ребенка? Первое условие – правильно выбранная дозировка активного воздействия в зависимости от возраста. Второе условие – оптимальная форма общения с ребенком. Родители должны проявлять свою любовь к ребенку, быть с ним ласковыми. Отношения ровные, твердость намерений проявляется в главном, но без чрезмерного напора. Важен личный пример. Заниматься следует регулярно, затрачивая примерно 1 час на разговоры с ребенком и 1–2 часа на учебную подготовку. Само собой разумеется, необходимыми условиями являются соблюдение гигиены, режим питания, занятия физической культурой. Выявление у ребенка его потенциальных способностей, их максимальное развитие требуют особого внимания, проникновенного труда, а также достоверных знаний природы гениальности. Ребенок представляет собой некую строго определенную индивидуальность, складывающуюся из врожденного темперамента, силы интеллекта, самочувствия и жизненного опыта. Это природное биохимическое наследие бесконечно разнообразно, прежде всего, в типах конструкции, мышления, тонуса, восприимчивости, темпов созревания, быстроты и глубины понимания. Как следствие этого – безграничное разнообразие индивидуальностей. Но все ли мы гениальны от природы? К сожалению, этот вопрос остается открытым. Возможно, ген гениальности есть у каждого человека, и со временем он будет идентифицирован специалистами. Предполагается, что его функции блокированы определенным центром, расположенным в левой височной области. Если разблокировать ген, то у любого человека могут развиться гениальные способности. Со временем наука ответит и на этот вопрос. Проблема гениальности актуальна и требует самого тщательного изучения. Необычные видения Весь мир был взволнован тем, что в Гаване появилось… привидение знаменитого писателя Эрнеста Хемингуэя. Сообщалось, что его видели сотрудники Дома-музея, в котором писатель прожил более двадцати лет. Призрак Хемингуэя якобы появлялся по ночам, с одними заводил беседу, за другими ходил по пятам. Читая эти строки, многие подумают: разве можно верить в привидения в наше время? Ведь наука доказала, что подобные видения – это или галлюцинации, или иллюзии, или просто фантазии. Попробуем разобраться. Современная психология достаточно хорошо изучила данное явление. Наиболее интересны исследования в этой области русских ученых – В.?М. Бехтерева, В.?Х Кандинского, С.?П. Рончевского, Е.?А. Попова, В.?А. Гиляровского, В.?М. Кандыбы, М.?И. Рыбальского и др. Зрительные галлюцинации настолько отчетливо воспроизводятся под гипнозом, что возможность их возникновения не вызывает сомнений. Считается, что у 10–20 % людей хотя бы раз в жизни была галлюцинация. У здоровых же людей обман чувств в виде единичных кратковременных эпизодов возникает при легких изменениях сознания, соматических угнетениях, дремотных, трансовых и других состояниях. Это явление в 2–3 раза чаще встречается у психически больных людей. Галлюцинации могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и осязательными. А вот иллюзии – самыми разнообразными: физическими и физиологическими, рефлекторными и функциональными, психогенными и аффектными, предсмертными и сенсорными, внушенными и навязчивыми и т.?д. Различия между иллюзиями и галлюцинациями сводятся к тому, что возникновение первых связано с искаженным восприятием органами чувств реальных предметов, явлений, действий, а вторые до деталей принадлежат сфере воображения. Верят в привидения, естественно, далеко не все! Но даже при самом критическом к ним отношении не исключается вероятность возникновения иллюзий и галлюцинаций у совершенно здоровых людей. Видения могут иметь свой сюжет, вызывать полное ощущение реальности происходящего. Например, вы встревожены – видения тревожны и беспокойны. Если же вы испытываете эмоциональный подъем, то и видения у вас радостные. В повседневной жизни мы, сами того не осознавая, можем непроизвольно впадать в состояние, близкое к гипнотическому. Например, глубоко задумавшись, мы не замечаем ничего вокруг. Или лихорадочно ищем очки или нужную бумагу на столе и не находим их, а они лежат прямо перед нами. Видения галлюцинаторных образов очень чувственны и ярки, поскольку в этом процессе участвуют практически все органы чувств. Воображаемые события при этом кажутся поразительно реальными. Действительно, можно «почувствовать» шероховатость дерева, запах цветов, слышать голоса, видеть людей. Очень характерно для данного состояния наличие знаний, не требующих доказательств. Знаю, и все! Почему? Откуда? Этих вопросов у человека не возникает, и ответить на них он не может. Известны случаи, когда люди, изображенные на картинах, творили «чудеса»: выходили из рам, совершали другие действия. Профессор Е.?Р. Йенш в своей книге «Эйдетические изображения» (1930) подобное явление объясняет существованием специфических образов в нашей памяти. Когда весьма сложные изображения сохраняются в зрительной памяти, они как бы накладываются на обычные зрительные образы. Изображение может измениться и за счет преломления лучей света, отражаемых объектом, таким образом создавая оптические иллюзии. В науке это явление названо миражом. Его также можно воспроизвести в домашних условиях. Возьмите пустой стакан, заполните до половины водой и опустите в него чайную ложку – ложка будет казаться преломленной. Наконец, известен ряд ошибок, обусловленных оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в процессе зрительного восприятия (сетчатка, рецепторные клетки и т.?п.). Так, наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза, впервые открытого в 1668 г. известным французским физиком Э. Мариотте, затрудняет видеть весь предмет в целом. При движении объекта наблюдения встречается ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг кажется нам окрашенным. Это можно объяснить способностью глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида. Мнимые изображения часто наблюдаются и в природе. Например, путешественники могут видеть водные миражи, приграничные оазисы, города, горы, а мореплаватели – плавающие острова. Все эти люди сталкиваются с природными явлениями, возникающими в атмосфере, которым наука дает свое объяснение. Обычно атмосфера представляет собой как бы слоеный воздушный пирог, где каждый слой имеет свои плотность и температуру. Иногда за счет этого образуется гигантская воздушная линза, в которой преломляются лучи света. Некоторые особенности действия такой «линзы» подробно исследованы американскими физиками А. Фрейзером и У. Махом. Миражи наблюдаются чаще на больших открытых пространствах, когда световые лучи, преломляясь, распространяются параллельно поверхности земли. Еще в древности делались попытки объяснить данное явление. По мере того как мистические объяснения миражей утрачивали свою силу, возникали новые версии, что это обман зрения, галлюцинация, метеорологическая аномалия и т.?д. Возможно, в некоторых случаях так оно и было. Вопросы, на которые наука пока еще не может дать точных ответов, остаются загадкой. Звуковые феномены Приведем один интересный случай, иллюстрирующи явление звукового феномена. На опушке леса, чуть в стороне от проселочной дороги, находилось небольшое строение. Это был старый заброшенный сарай. К нему и направился мужчина, вышедший из лесу. Он вошел в сарай и вдруг ясно услышал голос: «Скорее, скорее выбегай!». Ничего не соображая, он выскочил из сарая, который через мгновение обрушился. «Кто же предупредил меня об опасности? – размышлял путник. – Ведь никого рядом не было? Может быть со мной в контакт вступили инопланетяне?». Попробуем разобраться, так ли это? В данном случае голос, который предупредил нашего героя, имел внутреннюю природу, его источником являлось подсознание самого человека. Мужчина видел, что сарай старый, а значит, может и обвалиться. Это вызвало у путника тревогу, а следовательно, и повышенную чувствительность. Он как бы воспринял сигналы обрушивающегося строения. Эта субпороговая информация и сформировала внутреннюю речь через орган слуха. В экстремальных ситуациях, в минуты особой опасности у человека могут неожиданно проявиться необычные способности, в том числе и яснослышание. При этом можно слышать самые различные звуки: знакомый или незнакомый голос, копию собственного голоса. Иногда слышатся целые предложения, короткие фразы, а порой и длинные рассказы. В некоторых случаях возможен диалог собственного сознания с подсознанием, внутренним «Я». Данный феномен, кстати, описан во многих литературных произведениях. По мнению психолога В.?А.?Файвишевского, внутренняя речь может представляться поэтической метафорой, интуицией, внутренним убеждением или творческим вдохновением, особенно у людей чувствительных от природы, с развитым воображением. Например, Моцарт однажды на прогулке «услышал» одно из своих произведений. Когда композитор вернулся домой, осталось только записать услышанное. В мире встречается множество необычных звуковых явлений. Их можно наблюдать в лесу, в поле, в помещении. Они могут восприниматься нами, как поскрипывание, гул, плач, смех и т.?д. Многие из них относятся к звуковым миражам, возникающим в результате резонансного взаимодействия естественного природного фона с искусственно создаваемым. Те же «барабашки», к примеру, могут возникать как проявление физических полей и излучений. Удивительно, например, как мелодично «звучат» песчаные холмы. Порой они издают самые неожиданные звуки: слышится то что?то вроде свиста воздуха из проколотой шины или лая собаки, то звон натянутой струны, а то и рокот авиационных моторов. Что же заставляет неживые пески звучать? На этот вопрос попытались ответить исследователи Я.В. Рыжко, П.?И. Мариковский, Б.?С. Русинов и многие другие. Некоторые ученые считают, что подобный звук рождается при механическом трении песчинок друг о друга. Другие исследователи полагают, что основная причина заключена в движении воздуха между песчинками. По мнению третьих, при трении песчинки электризуются и производят звук, как при обычном электрическом разряде. Возможно, со временем подобные явления будут дополнены иными объяснениями. Звуковые феномены в природе – еще одна загадка для ученых. Известно, что и сновидения – продукт деятельности нашей психики. Во сне мы можем «слышать» голоса, музыку, другие всевозможные звуки. Подобные явления происходят с совершенно здоровыми людьми. Особенно они характерны для людей творческих. Так, итальянский композитор Тартини сочинил свое лучшее и наиболее известное произведение во сне. Утром, проснувшись, он записал музыку по памяти. Ясно, что «творцом» музыки на сей раз было подсознание композитора. Некоторых персонажей своих будущих произведений увидели во сне А.?С. Грибоедов, И.?С. Тургенев, Л.?Н. Толстой и другие писатели. А Д.?И. Менделеев, как известно, увидел во сне таблицу химических элементов. Интуитивное чувство Пешеход, не торопясь, направился к переходу, остановился на обочине тротуара, посмотрел налево, направо, пропустил идущий автобус, собрался уже переходить улицу, но внезапно охватившее его волнение не позволило ему сделать шаг. Это спасло пешехода от неминуемой гибели – мимо него на огромной скорости промчалась легковая машина. Пешеход оцепенел от ужаса, понимая, что мог попасть под колеса, но постепенно стал приходить в себя. «Что же остановило меня? – задал себе вопрос пешеход, – Ведь я был абсолютно уверен, что за автобусом не было машин…». А как думаете вы? Ведь наверняка, каждый из вас хоть раз в своей жизни сталкивался с подобным явлением, когда внутреннее чувство подсказывало воздержаться от намеченного действия. Многие из вас давно заметили, что принимая подчас важные для себя решения в сложных ситуациях, вы не в состоянии объяснить ни самому себе, ни другим, почему поступили именно так. Иначе как интуитивным предчувствием такое психологическое явление и не назовешь. Природа наделила человека величайшей способностью предчувствовать события, совершать действия, иногда противоречащие всякой логике, но в итоге оказывающиеся единственно верными. Интуиция, как показывают научные исследования, присуща каждому человеку. Подсознание, разговаривающее с нами языком интуиции, знает ответы на многие волнующие человека вопросы. Она не более чем внутренний механизм, который помогает нам, когда мы принимаем решение. Это то, что некоторые из нас называют внутренним чувством, инстинктом, голосом, который ведет нас в том или ином направлении. Доверяя интуиции и руководствуясь инстинктами, можно избежать нежелательных проблем. Неосознаваемые проявления высшей нервной (психической) деятельности издавна волновали умы ученых: философов, естествоиспытателей, врачей. Еще древние греки признавали, что рациональное мышление – неполное и нуждается в поддержке интуиции. Даже великий А. Эйнштейн признавал, что научная истина сначала обнаруживается посредством интуиции, и только потом проверяется логикой. Сегодня проблема скрытых возможностей человека стала одной из самых актуальных. Интуиция занимает в ней особое место как один из факторов целостной организации сознательной и бессознательной психической деятельности человека. Большую ценность в этой области представляют работы отечественных ученых В.?М. Мосидзе, Э.?А. Костандова, В.?Л. Деглина, Н.?Н. Брагиной, Т.?А. Доброхотовой и др. Их исследования функциональной асимметрии головного мозга позволили глубже проникнуть в психологический смысл и физиологические механизмы неосознаваемых явлений. Непосредственное отношение к проблеме неосознаваемого психического также имеют исследования закономерностей и механизмов вероятного прогнозирования, проведенные И.?М. Фейгенбергом и О.?К. Тихомировым. Согласитесь, что каждый раз, когда вы собираетесь совершить то или иное действие, вы думаете не только о достижении цели, но и вероятности (возможности) ее достижения. При этом, разумеется, вы не ведете математических расчетов: в большинстве случаев оценку такой вероятности выдает подсознательная интуиция. Как правило, проявляется она в виде ощущения успеха (если вероятность высокая) или тревоги, уныния, страха (если вероятность низкая). В процессе решения творческой задачи неосознаваемая оценка вероятности успеха может переживаться человеком и физиологически. Так, интуитивное предчувствие правильного хода дела может сопровождаться ощущением нарастающего тепла в теле, и наоборот, ошибочного – ощущением холода. Еще И.?П. Павлов отмечал особый класс субсенсорных условных рефлексов, происхождение которых для человека – загадка. Современные экспериментальные исследования, проведенные Г.?В. Гершуни, А.?И. Ройтбаком и др., подтвердили гипотезу великого ученого о механизме замыкания неосознаваемых условных рефлексов. При определенных условиях они могут сохранять нервную связь между следами ранее полученных впечатлений с непроизвольным возбуждением нервных клеток, которые не были подвержены подобному внешнему раздражению. Подсознание оперирует тем, что уже имеется в мозге в готовом виде, но до поры до времени недоступно сознанию. Мозг пианиста, например, хранит автоматизированные навыки движений, и сознанию нет нужды контролировать каждый этап осуществляемых действий. Пианист интуитивно нажимает на клавиши, как того требует пьеса, уже не задумываясь о нотах. То, что хранит память может дополняться новыми догадками и предположениями. Опытный врач иногда способен поставить правильный диагноз, только взглянув на больного. При этом он не в состоянии объяснить, какие именно признаки болезни – цвет лица, походка больного или характерная манера речи – сыграли решающую роль при постановке интуитивного диагноза. Все эти признаки заболевания уже хранились в памяти врача, накопленные в процессе многих лет общения с больными. Ему оставалось лишь соответствующим образом их оформить. По мнению известного психолога Л. Дэй, интуитивное впечатление никогда не бывает однозначным. Интуиция часто символична и фрагментарна. Только в редких случаях она говорит законченными фразами. Чаще интуиция бессмысленна, тривиальна, сопровождается определенным потоком определенных впечатлений, образов, ощущений, особенно когда ситуация касается будущего – в результате мы нередко гоним ее от себя. Мы никогда не руководствуемся в своем поведении одними лишь эмоциями или одной только логикой, или одной интуицией. Наша интуиция так глубоко вплетена в другие психические процессы, что она не может казаться нам логическим завершением принятого решения. Мы не можем использовать ее независимо от своих мыслей, чувств и знаний. Как логика может быть затемнена чувствами, так и интуиция может быть завуалирована знаниями и логикой. Распознать подсказки интуиции – значит осознать внутренние мысли, чувства, настроение и воспоминания, познать скрытую сущность и глубинные механизмы окружающего нас мира, понять, что ничего в нем не бывает случайным, так же как и не бывает случайных совпадений. Конечно, это непросто. Опора на интуицию означает действие без оглядки на логику, здравый смысл и чувственный опыт. Многие люди добиваются успехов в жизни, бизнесе, полагаясь на свою интуицию. У мужчин более развиты природные инстинкты, чем интуитивное предчувствие. Они чаще чувствуют, так сказать, нутром. Большинство женщин, наоборот, интуитивно остро ощущают состояние близких им людей, особенно если это касается их ребенка. Интуиция молодой матери тонко настраивается на получение любой информации о ребенке. Некоторые люди более одарены интуитивными способностями, в то время как другие имеют талант логика, художника или писателя. Для многих успешное использование своей интуиции могло быть делом случая – орел или решка. Очень часто в экстремальных ситуациях интуиция может проявляться как защитный механизм. По мнению психолога В. Финогеева, любой человек обладает определенной системой самосохранения, назначение которой состоит в приеме и обработке информации, представляющей угрозу для его жизни. Если эта система работает хорошо, то человек неосознанно всегда принимает правильные решения, не оказывается в тех местах, где его поджидает опасность. Он просто проходит мимо этих мест, руководствуясь своими инстинктами. Если же система работает плохо, у человека зачастую возникает нехорошее предчувствие, что что?то должно случиться. Но конкретно, что должно случиться, когда и где – он не знает, ибо в силу неэффективности работы системы самосохранения поступающая информация не обрабатывается головным мозгом на подсознательном уровне. Она выталкивается в сознание в необработанном виде и осознается человеком не более как интуитивное предчувствие чего?то плохого. Такая ситуация и есть показатель нарушения системы самосохранения, которая структурно состоит из сознательной и подсознательной ветвей. Сознательная система самосохранения собирает информацию, которая поступает через сенсорные каналы (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), и она неотделима от разума. В приведенном выше примере, переходя улицу, человек смотрит сначала налево, затем направо, пропускает автобус – это работает сознательная ветвь системы самосохранения. Что в это время делает подсознательная ветвь? Она следит за тем, чтобы за автобусом не было быстродвижущейся машины, которую пока не видит человек. Подсознательная система работает с сигналами, которые не поступают через сенсорные каналы, поскольку они ниже порога их чувствительности (это сверхслабый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, низко? и высокочастотные электромагнитные колебания, гравитационные взаимодействия и т.?д.). Все эти сигналы тем не менее воспринимаются головным мозгом на субпороговом уровне, поступают в распоряжение системы подсознательной охраны, давая сведения об объектах, находящихся от вас на расстоянии. Подсознательная система, улавливая эти сверхслабые сигналы, анализирует сложившуюся ситуацию и выдает свое заключение. Все наши жизненные ситуации так или иначе связаны с будущим, которое частично предопределено в силу взаимосвязи происходящих событий. Интуиция как средство выживания особенно хорошо умеет его предсказывать. Для большинства из нас этот процесс происходит бессознательно и со значительными помехами со стороны логического разума и эмоций. Осознавая интуитивную информацию, можно избежать многих неприятных минут, миновать эпицентр опасных событий и т.?д. Хотя интуиция и кажется неосязаемой, она может быть использована для получения достаточно точной и полезной информации. Совместить интуицию с чувствами и суждениями – значит несоизмеримо повысить ценность принимаемых решений. Научиться управлять своей интуицией может каждый. Как правило, интуитивные впечатления проявляются в виде зашифрованных образов и символов. На первом этапе необходимо научиться их распознавать, а затем интегрировать полученную информацию с целью ее достаточного понимания. Таким образом, можно научиться расшифровывать (читать) любое интуитивное впечатление. Помогут вам в этом следующие практические советы и рекомендации. Но прежде определите уровень своей интуиции с помощью психологического теста. Интуитивно ответьте на вопрос, в какой последовательности женщина покупала в продовольственном магазине продукты, перечисленные ниже. Определите, какой продукт она купила первым? Постарайтесь не подсматривать правильный ответ, приведенный ниже. Итак: 1. Красное яблоко. 2. Зеленый перец. 3. Белокачанная капуста. 4. Кавказский шашлык. 5. Большой арбуз. 6. Говяжья тушенка. 7. Земляной орех. 8. Майский мед. 9. Зимняя вишня. Проанализируйте свои ассоциативные ощущения и интуитивные подсказки, возникшие в процессе чтения задания. Определите, какие из них явно указывали на первоочередной продукт, а какие – на второй, и т.?д. Даже правильно выбранный продукт, занимающий третью позицию, свидетельствует о вашей хорошей интуиции. (Ответ к тесту: продукты покупались в следующем порядке: говяжья тушенка, земляной орех, зимняя вишня…). Способность понимать информацию, которую вы хотели бы получить интуитивно, конечно, требует тренировки. С детства нас учили доверять только логике, всему тому, что видимо, осязаемо, научно обосновано. Поэтому интуитивная способность угасает в каждом из нас, когда мы вырастаем. Будучи взрослыми, мы учимся оценивать данные, как реальные, уместные или объективные, и избавляемся от того, что не является реальным по стандартам общества. Поэтому все тренинги интуиции должны начинаться с выявления того, какие ощущения человек принимает, а какие – игнорирует. На этом этапе важно осознать, как ваш логический разум осуществляет цензуру интуитивных впечатлений. Выполняя любое психологическое действие, мы бессознательно задействуем множество сложных психических функций. Читаем ли мы книгу, разговариваем ли по телефону, наша память мгновенно сравнивает каждое услышанное или увиденное слово с десятками слов, хранящихся в долговременной памяти. Там же вместе с этими словами хранятся и соответствующие образы и ассоциации, которые запрашиваются нашей памятью и поставляются в сознание. Интуиция во многом функционирует таким же образом. Она непрерывно поставляет данные нашему сознанию, хотя обычно мы это не осознаем. Так что ключ к развитию интуиции находится в наших руках. Важно только научиться ее распознавать: как и на что обращать свое внимание. Окружающая среда постоянно влияет на человека. Разумеется, высокие технологии, без которых невозможно представить современную жизнь, вносят свои коррективы в наш чувственный мир. Мы научились не воспринимать большую часть получаемой нами информации эмоционально и чувственно. Мы больше полагаемся на свой разум. Мы потеряли контакт со своими ощущениями, равно как и со своей интуицией. Поэтому очень важно снова заглянуть в свой чувственный мир, познакомиться со своими ощущениями – это позволит вам в дальнейшем собирать и выделять нужную интуитивную информацию. Научиться этому помогут следующие упражнения. Обратите внимание на книгу, которую вы сейчас держите в руках. Когда вы читаете книгу, какие впечатления вы получаете через осязание? Возможно, вы осознаете легкость книжного листа в своих руках, шелест страниц, а, возможно, и то, и другое одновременно. Какие впечатления вы получаете через зрение, обоняние, слух, когда читаете данную книгу? О чем говорят ваши внутренние ощущения, мысли и чувства, настроение и воспоминания? Вы погружены в них даже в тот момент, когда сознательно воспринимаете только незначительную их часть. Ваша цель – остро, проницательно воспринимать все, что бы вы ни чувствовали, чтобы затем сознательно управлять своими ощущениями. Не забудьте рассказать самому себе о своих мыслях, чувствах и воспоминаниях, случайно пришедших вам в голову. Не старайтесь игнорировать ощущения, которые не имеют смысла: они могут оказаться для вас ценными. Наконец, если вы устали, расслабьтесь и сосредоточьтесь на любом из своих ощущений. Пусть одно ощущение само ведет вас к другому ощущению или мысли, и так далее. Благодаря тренировке вы начнете лучше отдавать себе отчет в том, что происходит с вами, чаще станете обращать внимание на то, что вы воспринимаете. Все, что вы ощущаете, вспоминаете, чувствуете, о чем мечтаете или интуитивно предчувствуете – все это может иметь для вас значение. Абсолютно все. Каждый знак, каждое действие, каждый факт, каждая вещь – все, на что мы обращаем внимание, может быть прослежено в прошлом, отмечено в настоящем и иметь значение в будущем. Теперь на мгновение оторвитесь от читаемого текста, поднимите глаза, осмотрите комнату. Отметьте первую вещь, на которую упадет ваш взгляд. Например, вы увидели на столе вазу с розой. Какие у вас возникли при этом впечатления? Положительные или отрицательные? Менялись ли в сторону положительной оценки ваши ощущения (запах, вкус, эмоции, зрительные образы и т.?д.)? Запомните, какие ощущения были положительными, а какие – отрицательными. Не исключено, что именно ощущения станут в дальнейшем вашим ориентиром к действию. Позвольте своим зрительным образам и ассоциациям рассказать вам о том, что вы хотите знать. Возможно, увиденный вами цветок в вазе явится для вас знаком глубокой дружбы и привязанности. А, возможно, и наоборот, знаком неудачи и скорой разлуки. Позвольте вещам быть осмысленными, и они обязательно станут для вас осмысленными. Тренируйте в этом плане свои ассоциативные ощущения, даже если ассоциации сами по себе на первых порах будут казаться вам придуманными и неправдоподобными. Вам предстоит рассматривать свои отдельные впечатления, а затем решать, что они означают вместе. Извлекайте из своих ответов любой смысл, какой удастся. Отмечайте, какой смысл имеет для вас каждое впечатление, что у них общего есть. Какие появляются объединяющие темы? Не старайтесь критически осмысливать свои ответы. Пусть ваши впечатления принесут другие осмысленные или вызывающие мысли ассоциации. Учитесь из всех кусочков собирать ответ на свой вопрос. Интуитивное озарение часто дает вам один и тот же ответ разными способами. Оно, как и разные сны, может нести различную информацию об одном и том же явлении. Однако только по прошествии некоторого времени интуитивный смысл может стать для вас очевидным. В сущности, наша интуиция похожа на компьютер – она отвечает на заданный ей вопрос. Если вы хотите получить правильный ответ, вам следует убедиться, что вы задали правильный вопрос. Каждый вопрос должен быть простым, однозначным и конкретным. Например, вопрос: «Завтра выпадет снег?» не является корректным, так как если на улице зима, и снег может идти завтра в любом месте. «Выпадет ли завтра снег в Минске?», – в этом случае вопрос поставлен правильно. Пусть ваши вопросы будут такими, чтобы ответы на них можно было получить в ближайшее время, самое большое – через год. Обратная связь, которая возникает в результате верных ответов, придаст вам уверенность в правильном развитии вашей интуиции. Предсказание будущего Предсказания в быту – самое распространенное явление в нашей жизни. Еще в древние времена люди всячески пытались познать свое будущее. То, что выходило за пределы разума, находило отражение в легендах, мифах, сказках, преданиях. И лишь в конце XIX века явлением предсказаний впервые серьезно заинтересовались ученые. Своеобразная символика бытовых предсказаний побуждала ученых проникать в ее тайны, расшифровать ее. Естественно, научные исследования в этой области не имели ничего общего с практикой различных предсказателей. Были собраны сотни и сотни сообщений о спонтанных случаях ясновидения, вначале, с единственной целью – доказать, что такое явление действительно существует. Поэтому каждое сообщение подвергалось самой строгой и тщательной проверке. Первая работа подобного рода была выполнена тремя выдающимися английскими исследователями – Э. Гернеем, Ф. Майерсом и Ф. Подмором. Но наиболее интересны и значимы для науки оказались исследования, проведенные в XX веке американским парапсихологом Л. Райн. Она проанализировала примерно 14 тысяч сообщений о спонтанных случаях ясновидения. В результате анализа были выявлены некоторые общие закономерности и особенности этого феномена. Оказалось, что ясновидением обладают не только избранные, такие, как Мишель Нострадамус, но и обыкновенные люди иногда способны заглянуть в будущее. Правда, с нами это случается очень редко – один или несколько раз в жизни. Зато полученные таким образом сведения бывают, порой, для нас бесценны. Будущие события чаще предстают перед нами как интуитивное озарение. Мы предчувствуем что?то хорошее или плохое. Если мы видим картины будущих событий во сне, то такой сон воспринимаем как вещий. Могут также наблюдаться галлюцинации (необычные зрительные образы), которые в редких случаях, как мы уже упоминали, свойственны и психически здоровым людям. О будущем можно узнать и благодаря материальным предметам. Например, внезапно останавливаются годами исправно работавшие часы или вдруг начинают идти испорченные. Сами по себе падают висячие картины или иные предметы. Гаснут лампочка, свеча. Без видимых причин открываются или закрываются двери, раскачиваются кресла. Спустя некоторое время очевидец получает недобрую весть о близком человеке. Или беда касается его самого, если вещи принадлежат именно ему. Однако типичная форма бытового ясновидения все же интуитивная. Для нее характерны беспричинно возникшие эмоции, внезапное озарение, знание с элементами беспокойства и тревоги. Внезапное озарение может совпадать или расходиться во времени с уже свершившимся событием. Во втором случае интуитвное знание является предчувствием. Для предчувствий, как и вообще для интуитивной формы осознания предстоящих событий, характерна неясность, неопределенность. Иногда ощущения беспокойства, тревоги связаны с конкретными лицами. К этой же форме осознания событий относятся и особого рода интуитивные впечатления, которые французы называют «дежа вю», что означает «уже было». Человеку кажется, что он уже был в этом месте, видел улицы, здания, все вокруг ему как бы знакомо. «Ложные» воспоминания настолько реальны, что по мнению некоторых исследователей, они не имеют прямого отношения к ясновидению. Осознание грядущих событий может иметь галлюцинаторную форму. Предсказание произносится на языке органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Иначе говоря, события предстают перед нами в форме необычных зрительных, слуховых и прочих представлений. Еще реже эта форма осознания выступает в виде своеобразных телесных (соматических) ощущений – боли, общей «разбитости», болезненности, недомогания или нездоровья. Наибольшее число галлюцинаторных переживаний приходится на слуховые галлюцинации, затем идут зрительные галлюцинации и соматические ощущения. Самые яркие – комплексные слуховые и зрительные галлюцинации – встречаются довольно редко. Внезапные телесные ощущения по своей необычности достойны выделения в самостоятельную форму. Известны случаи, когда один человек испытывал те же болевые ощущения, что и другой, находящийся от него на значительном расстоянии. Некоторые заранее знали, что человек болен, другие – нет. Иногда ощущения сопровождались интуитивными переживаниями. Интересно, что у женщин они возникают чаще, чем у мужчин. Некоторые люди часто видят сны, сбывающиеся самым невероятным образом. М. Ломоносов, к примеру, увидел во сне умирающего отца, который в это время действительно погибал на берегу необитаемого острова после кораблекрушения. Древнекитайские предсказатели заблаговременно сообщали императору о датах предстоящих землетрясений и набегах кочевников, что давало возможность подготовиться к ним заранее. Реалистические сновидения подобны фотографической копии – надолго остаются в нашей памяти. Сквозь сон могут восприниматься свет, звук, тепло, холод, запах. Многое из того, что воспринимается из окружающей среды, может вплетаться в содержание сновидений. На них накладывают отпечаток образ жизни, условия развития, возраст, состояние здоровья, характер, интересы. Особенно важны события и переживания, имевшие место в предшествующий день. Во время сна в мозг поступают сигналы от больных органов и воспринимаются иногда отчетливо, но вместе с тем причудливо, символически. О сложности и важности работы мозга во время сна свидетельствуют творческие сновидения, во время которых мозг решает проблемы, не решенные в бодрствовании. Мы уже писали, что известно немало примеров, когда во сне свершались великие открытия. Приведем еще несколько. Известный математик Гаусс во сне решил задачу, над которой бился 19 лет. Р.?Л. Стивенсон писал, что самые оригинальные из его новелл были созданы во сне. А.?С. Пушкину не раз снилось, что он сочинял стихи. Помимо сновидений, галлюцинаций и интуитивных озарений встречаются и более сложные, комплексные формы выражения психических переживаний. Галлюцинации, например, нередко могут содержать элементы интуиции. Возможен переход сновидения в галлюцинацию. Однако для всех форм отражения событий характерно особое, измененное состояние сознания. Все спонтанные случаи бытовых предсказаний содержат полную или частичную осведомленность о будущем событии. Некоторые из них сопровождаются исключительно ярким чувством уверенности в том, что они обязательно сбудутся. И тогда человек заранее предпринимает попытки уберечься от несчастья, предупреждает об этом и других. Спонтанные формы осознания событий, происходящих в настоящем, чаще наблюдаются в бодрствующем состоянии, предсказания будущих событий – во сне. Такие сновидения склонны повторяться. Причем большинство совпадений приходится на следующий после сновидения день. Событиям могут предшествовать так называемые правдивые слуховые галлюцинации. Они воспринимаются как объективная реальность. Тот, кто их слышит, оглядывается в поисках источника звука. Довольно распространенное явление – оклики, когда человеку слышится, будто его зовут по имени. Голоса, предостерегающие об опасности, могут принадлежать умершим родственникам или знакомым, а могут – неизвестному человеку. Если же слышится голос человека, живущего ныне, это, как правило, совпадает по времени с его неблагоприятным состоянием. Вероятно, он болен, испытывает страх, желание видеть кого?либо, поэтому может мысленно или вслух взывать о помощи и сочувствии. В случае предупреждения об опасности голос уже сообщает нечто конкретное о будущем событии. Обычно он не имеет видимого источника. Как же исполняются предсказания в буквальном смысле слова? Можно ли избежать беды? Что скрывается за этими предсказаниями? Слепая случайность? Или в них сокрыт глубокий смысл? Если верно последнее, то необходимо сделать все возможное, чтобы избежать несчастья. В ряде случаев отдельные люди именно так и поступают. Однако в жизни чаще происходит по?другому. Никаких попыток предотвратить беду не предпринимается. Многие люди не могут разобраться в символике предсказания, у них нет чувства уверенности в том, что событие действительно произойдет. Существуют и другие причины, вынуждающие людей относиться к бытовым предсказаниям скептически. Те, кто прислушивался к зову сердца и пытался предотвратить нежелательные события, терпели крах только в том случае, если предсказание содержало недостаточно точные сведения. Проще говоря, было не очень ясно, что следовало предпринять, чтобы уберечься от несчастья. Есть и другая, весьма странная причина такого невезения. Людям что?то мешает своевременно принять необходимые меры предосторожности. Например, одна женщина не могла заснуть до 3 часов ночи, чувствуя сильное беспокойство о сестре, которая жила в этом же городе. Утром она несколько раз снимала трубку телефона, чтобы позвонить сестре, но тут же возвращала ее на место. Наконец зазвонил телефон. Сообщили, что грузовик, наполненный гравием, столкнулся с машиной сестры. Сестра погибла мгновенно. В другом случае женщина увидела во сне, как соседа по дому выносят из машины «скорой помощи» забинтованным. Она хотела рассказать сон его жене, но родные не позволили. Этот человек отправился на работу (он работал кочегаром на железной дороге) и получил сильные ожоги при взрыве котла. Но в большинстве случаев, когда меры предосторожности принимаются, беду все же удается избежать. Следует отметить, что речь идет не о предотвращении самого происшествия, поскольку это невозможно, а лишь о спасении отдельных лиц. Весьма любопытны наблюдения некоторых людей, пробовавших повлиять на свою судьбу: их не покидало ощущение, что, пытаясь предотвратить событие, они тем самым как бы провоцировали его… Однако в личной жизни ничто не мешает нам корректировать свое поведение с учетом предчувствий, сновидений с предсказаниями и иных необычных проявлений нашей психики. Возможно, предпринятые действия положительно скажутся на вашей судьбе. У человека всегда есть выбор! Резервы любого человека бесконечны – утверждают многие исследователи. Могучие внутренние силы дремлют в каждом из нас. Наша психика может выходить за пределы привычного, и событийные предсказания не являются здесь исключением. Во всяком случае, они требуют всестороннего изучения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|