|
||||
|
Глава 23 ПОД НЕБОСВОДОМ ШЛЯПЫ СИНЕЙ Держать мысли в узде «Мыслью стремительной мысль обнимая». «Инструкция к применению мыслеварения». Структуризация образа мыслей. «Контроль над отрядом мыслеварительных шляп». Представьте себе пульт управления. За ним сидит человек в синем комбинезоне с синей шляпой на голове. Вот и вне производства, в обыденной жизни все происходит точно так же. Надевая синюю мысле-шляпу, мы уже не думаем над каким-то конкретным вопросом: мы размышляем над тем, какой тип мышления необходим для того, чтобы в максимальной степени эффективно исследовать данный предмет. Синий цвет символизирует всеобъемлющий контроль; он сродни образу неба, неустанно следящего за тем, что происходит на вверенной его неусыпным заботам земле. Кроме того, синий цвет подразумевает отчужденность, холодность и самоконтроль. Дирижер оркестра дает знак первой скрипке и вступающим следом за ней духовым инструментам. Дирижер – это контроль. Вставая к дирижерскому пульту, он мысленно надевает синюю шляпу. Эта шляпа управляет течением наших мыслей в той же мере, в какой оркестром управляет дирижер. Надевая синюю мыслеварительную шляпу, мы говорим и себе и окружающим, какую из пяти оставшихся шляп нам необходимо надеть. Мышление в синей шляпе указывает нам, когда следует сменить головной убор. Если сравнить процесс «варения мыслей» с процедурой ведения собрания, то человек в синей шляпе берет на себя ответственность за безукоризненное ведение протокола. Компьютеры следуют разработанным для них программам, призванным обеспечивать пошаговое исполнение машиной заданной операции. Для течения наших мыслей программирующую роль выполняет синяя шляпа. Надевая ее, мы приобретаем способность отчетливо представить себе план наших действий в виде цепочки последовательных шагов. Головной убор небесного цвета предназначен также для того, чтобы время от времени давать нашим мыслям «ценные указания». В балетной постановке хореограф располагает танцевальные па в необходимой последовательности. Мы надеваем синюю шляпу, когда нам нужно расположить в надлежащем порядке «танцевальные па» наших мыслей. Такое представление о мышлении как о системе, имеющей строго структурированную основу, весьма отличается от устоявшегося мнения, будто течение наших мыслей обеспечивается свободной игрой стихий.
Зачастую течение наших мыслей превращается в перетекание из пустого в порожнее, «откликаясь волною» на то, что время от времени всплывет на поверхность. Наше плавание «без руля и без ветрил» неизменно направляется смутно воспринимаемой нашим сознанием целью, хотя мы редко квалифицируем ее как цель нашего путешествия – конечную или промежуточную. Выстраиваемые нами предположения, заключения, критические замечания и бурные всплески эмоций сливаются в единый круговорот мыслей, искажающий в нашем восприятии общую картину происходящего. Подобное блуждание на ощупь нередко продолжается до тех пор, пока человек принуждает себя обращаться к старым, проверенным способам, которые раньше всегда приносили хорошие результаты. Обращаться к жизненному опыту нас вынуждает преследующая каждое нововведение жесткая критика. При этом основу критических замечаний составляет представление о том, что умный человек, обладающий достаточной информацией, всегда сумеет составить план своих действий на будущее, из перечня которых он, безусловно, выберет наиболее подходящий вариант. Бытует также мнение, что образ наших мыслей определяется накопленным жизненным опытом и требованиями ситуации, поэтому «плоды» нашей мыслеварительной деятельности в результате обработки критикой только улучшают свои «вкусовые качества». В подобных рассуждениях хорошо прослеживается влияние дарвиновской теории естественного отбора наиболее приспособленных видов, только вместо грубого давления окружающей среды наши идеи подвергаются грубому давлению негативизма. Подобный взгляд на вещи предполагает, что люди, принимающие участие в обсуждении поставленного вопроса, уже располагают набором решений, из числа которых им необходимо выбрать наиболее подходящее. Как мы уже говорили, такой подход к делу в полной мере отражает специфику мышления человека западной культуры. В противовес ему на страницах нашей книги мы уделяем значительно больше внимания картографическому типу мышления, при котором на бумагу – или на чистый лист нашей мысли – вначале наносятся все положительные или отрицательные черты данной ситуации, а затем на основе этого рисунка прокладывается маршрут наших решений – составляется карта нашего отношения к ситуации. Иными словами, вначале намечаются возможные пути достижения цели, а затем производится выбор наиболее подходящего. Когда это условие не соблюдается, человек, кровно заинтересованный в исходе дела, будет с естественным упорством настаивать на том, чтобы его мнение по данному вопросу не только рассматривалось в качестве единственно верного, но и было положено в основу дальнейших действий. Таким образом, суть подобных дискуссий сводится не к обмену мнениями, а к отстаиванию собственных взглядов на вещи. На этом завершается дискуссия и начинается спор, который так характерен для западного склада мышления. Можно только порадоваться за всех нас, когда составление карты нашего отношения к ситуации предшествует формированию нашей точки зрения. Но это случается достаточно редко. Зачастую все происходит с точностью до наоборот: с первыми потугами появления мысли на свет человек тут же подгоняет ее под требования накопленного опыта и укоренившихся в его сознании предрассудков, сверяет с точкой зрения своих собеседников и всеми силами пытается протолкнуть родившуюся у него идею через все препоны, воздвигаемые его «неединомышленниками». Эта «методика» с особой наглядностью проявляется в написании школьных сочинений. От ученика требуется лишь не перепутать и написать свое заключение не в конце, а в самом начале работы и затем обосновать вынесенное мнение ходом своих рассуждений. Никаких исследований для этого не требуется. Как и работы мысли, направленной на поиск новых решений. То же самое можно сказать о политических деятелях и судебных заседателях. И те и другие начинают думать с определения своих позиций. Характерное для любого спора хождение вокруг да около обсуждаемого вопроса побуждает мысль к движению, чем объясняется тот факт, что многим из нас легче думается в коллективе, нежели в полном одиночестве. Вот почему для плавного течения мысленного разговора с самим собой мыслителю-одиночке особенно необходима синяя шляпа. Когда мы решаем задействовать «картографический» тип мышления, у нас возникает необходимость в придании своим мыслям определенной структурной направленности. Спор, как правило, бессистемен; взаимные нападки и «контрнаступления» на мозоль противника к рождению открытий не ведут. Как строгому исследователю необходим четкий план в проведении опытов, так и человеку, обдумывающему конкретный вопрос, необходима хорошая организация процесса мыслеварения. Мышление в синей шляпе призвано составить для нас подробный рисунок того, что и в какой последовательности должно происходить в каждую единицу времени. Этот рисунок должен быть столь же подробным и однозначным для нашего понимания, как программа, составленная для работы компьютера. Чаще всего мышление в синей шляпе управляет течением дискуссии наподобие того, как кучер правит лошадьми, время от времени выправляя их бег и подбадривая тройку щелканьем бича.
Чаще всего в ходе дискуссии мы надеваем ту шляпу мышления, которая оказывается у нас под рукой, и наши мероприятия со сменой мыслетворящих головных уборов не оказывают на течение наших мыслей того воздействия, на которое они были рассчитаны. Такая бездеятельность мыслеварительных шляп способна привести не к положительным, а к отрицательным результатам.
Следует заметить, что роль мышления в синей шляпе не сводится только к определению того, какую шляпу нам нужно использовать в данную минуту. Оно отвечает и за организацию таких видов деятельности нашего мышления, как определение степени важности того или иного события и составление перечня возможных препятствий. В не меньшей мере оно призвано и дирижировать хором ведущих спор, используя для этого всевозможные методики и психотехнические приемы, в частности рассмотренные нами в самом начале этой книги методы развития навыков творческого мышления и оценочную методику ПЛЮМИН. В эпицентре размышлений «Задавать вопрос не в бровь, а в глаз». Очерчивание круга проблем: где заканчиваются наши «фокусы»? Постановка мыслительных задач. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Различие между человеком, мыслящим хорошо, и тем, у кого протекание этого процесса оставляет желать лучшего, нередко заключается в их разной способности сосредоточиться на определенной проблеме. На чем заострить свое внимание? – вот в чем вопрос. Осознать общие цели и задачи мышления – это еще далеко не все.
Фокус нашего внимания может быть широким или узким. В широком фокусе может размещаться несколько узких тем. Главное при этом – четкое обозначение границ фокусного пространства. На выполнение этих задач и направлено мышление в синей шляпе. Человек в шляпе небесного цвета немедленно подмечает малейшее выскальзывание наших мыслей за пределы фокусного пространства и направляет их в нужное русло. Можете быть уверены: время, проведенное в размышлениях об особенностях нашего мышления, не пройдет для вас даром.
Самый простой способ сосредоточить свое внимание на конкретном вопросе – сформулировать суть определяемой нами проблемы. Часто говорят, что правильно определить проблему – значит наполовину ее разрешить. К великому сожалению, правильно сформулировать проблему оказывается значительно легче задним числом, когда нами уже найдено верное решение. Тем не менее концентрация внимания на правильной постановке вопроса является важным аспектом мышления в синей шляпе. На занятиях по программе, направленной на развитие у детей навыков творческого мышления, нами чаще всего используются два типа вопросов: «вопрос удильщика», относящийся к группе исследовательских вопросов (мы задаем их, как рыбак, насаживающий на крючок наживку, но еще не знающий, что ему суждено вытащить из реки), и «вопрос стрелка», относящийся к группе вопросов уточняющих, на которые можно ответить только «да» или «нет» (так спрашивает себя охотник, выпаливший из двух стволов в сидящую на ветке ворону: он может только либо попасть в цель, либо промахнуться).
Проблема – это частный вариант вопроса на тему: как мы можем эту цель достичь? Очень важно точно определить границы и сущность проблемы, поскольку в противном случае ее решение может восприниматься как неподходящее или имеющее далеко идущие последствия. Действительно ли данное обстоятельство представляет для нас какую-то проблему? Зачем нам ее решать? Зачем нам вообще все это нужно?
В практической жизни вместо настойчивых стремлений очертить круг проблем нередко оказывается более результативным определить спектр их наиболее вероятных решений. И в этом – задача мышления в синей шляпе. Помимо того, роль человека, надевшего шляпу небесного цвета, заключается в постановке задач. Это становится особенно важным, если человек любит размышлять в одиночестве.
Поставленная задача может включать в себя широкий или более узкий круг вопросов. Для ее решения от нас могут потребоваться немедленные, конкретные действия либо целая серия мероприятий, направленных на достижение далеко идущих планов, связанных, например, с освоением новых областей знаний.
Когда поставленную задачу выполнить нельзя, следует вернуться на исходные рубежи и направить все свое внимание на поиски допущенной ошибки.
Человек, использующий синюю шляпу мышления, своими наводящими вопросами словно обрисовывает мишень и говорит: «Вот она – наша цель. Стреляйте сюда». Программа оперативных действий Шаг за шагом – к намеченной цели. «Программное обеспечение» для круговорота мыслей. Хореография. Каждый компьютер работает на основе программ, которые «диктуют» машине, что и каким образом она должна сделать в каждый конкретный момент времени. Без программного обеспечения компьютер работать не сможет. Одно из назначений мышления в синей шляпе состоит в том, чтобы составить «программное обеспечение» для решения поставленной перед нами задачи. По аналогии с машиной человек должен располагать определенным набором «заготовок» в виде конкретных схем действий, применимых к любой ситуации. В одном из разделов своей «Программы по развитию навыков творческого мышления» я изложил концепцию, которую условно назвал «ЦИРВД» (цель, исходные данные, решения, выбор, действие). В настоящем разделе я хочу предложить вниманию читателя готовое «программное обеспечение», рассчитанное на применение в любой жизненной ситуации.
В конце предыдущей главы я упомянул о том, что концепция шести мысле-шляп дает нам возможность управлять ходом споров-дискуссий, к которым западный тип мышления привычно сводит любое обсуждение поставленного вопроса. В этом, собственно, и заключается основное достоинство предложенной нами методики. Располагая набором мыслеварительных шляп, мы можем при необходимости обратиться к своим собеседникам с просьбой сменить тот или иной головной убор мышления и посмотреть на проблему с другой точки зрения. Подобную тактику ведения словесных баталий мы уже рассмотрели; теперь я хочу предложить вашему вниманию методику составления программы оперативных действий, которая представляет собой цепочку шагов определенной последовательности. В мире танца отводится место танцу произвольного исполнения, в котором танцоры позволяют себе обращаться к импровизации, позволяющей им с большей наглядностью выразить общую тему, и есть балетная постановка, в которой каждый шаг балерины точно определен хореографом. В настоящей главе мы остановимся на рассмотрении «балетмейстерских» функций мышления в синей шляпе. Переоценить роль человека в синей шляпе в качестве «хореографа» наших мыслей практически невозможно, но мне бы не хотелось, чтобы у читателя возникло впечатление, будто методику шести шляп нужно использовать постоянно: в обыденной жизни, как правило, в этом нет никакой необходимости. Я говорил раньше и хочу еще раз подчеркнуть свою мысль о том, что сфера обязанностей и круг деловых интересов человека в синей шляпе значительно шире, нежели у всех остальных обладателей наших весьма специфичных головных уборов.
Эта последняя процедура носит название «составление карты СНЛ» («согласны, не согласны, лишнее») и представляет собой одну из методик нашей «Программы по развитию навыков творческого мышления». Программное обеспечение для работы нашего «мозгового компьютера», о котором я упоминал ранее, будет изменяться в зависимости от ситуации. Программа для решения задачи, связанной с продажей мороженого, отличается от программы, предназначенной для разработки новой конструкции подводной лодки. «Программа ведения деловых переговоров» совсем не похожа на «программу по принятию решений». Даже внутри единой программы по принятию решений цепь наших операционных действий-шагов, направленных на принятие одного решения, может принципиально отличаться от цепи шагов, направленных на принятие решения прямо противоположного. Разработка программного обеспечения, соответствующего данной ситуации, и возлагается на человека, надевшего синюю мыслеварительную шляпу. Если обсуждаемый вопрос вызывает у участников совещания ярко выраженное недовольство, логичнее всего предоставить присутствующим возможность надеть красные шляпы. Переполняющие людей чувства в этом случае беспрепятственно «всплывут на поверхность» и вызвавшую их причину можно будет подробно обсудить. В противном случае каждый из участников будет пытаться выплеснуть свои эмоции в завуалированной форме, обратившись, например, к посредничеству черной шляпы и навеваемым ею стремлением к жесткой критике. При этом чем большую объективность мы стараемся выказать в ходе обмена мнениями, тем с большей силой давят на нас клокочущие в тайниках души чувства. Позволяя им выйти наружу, мы освобождаемся от их жесткого прессинга. После этого мы уже с большим спокойствием можем обратиться к мышлению в белой шляпе и разложить перед присутствующими – либо воспринять – все факты, накопленные нами по данному вопросу. В ходе последующей дискуссии необходимо время от времени снова обращаться к услугам белой мыслеварительной шляпы, чтобы уточнить полученную информацию или получить ответ на возникающие вопросы. Такой метод обмена мнениями должен войти у нас в привычку. Располагая информацией, мы можем дать волю своему мышлению в желтой шляпе и развернуть перед участниками совещания связанные с нашим предложением радужные перспективы. На этой стадии рассмотрения вопроса очень уместным является полное взаимодействие между мышлением в желтой и синей мыслеварительных шляпах, особенно если человек в синей шляпе возьмет на себя труд направлять течение радужных мыслей и заострять внимание творца идеи на камнях преткновения. Помимо предоставления участникам совещания цифр и фактов человек в белой шляпе может зачитать присутствующим длинный перечень методов под общим названием «Как принято поступать в таких случаях».
Мышление в синей шляпе призвано обозначить области, требующие для своего освоения новых концепций и нетрадиционных подходов, на разработку которых устремляется человек в зеленой шляпе. При этом предусматривается использование творческой паузы для каждого из участников совещания.
По мере поступления новых предложений человек в синей шляпе должен взять на себя обязанности по составлению перечня полезных идей – взять на себя роль, как мы говорили, управляющего идеями. Ему следует распределить предложения по следующим категориям: требующие более тщательного рассмотрения, требующие доработки и предложения, которые просто нужно иметь в виду. Впоследствии с привлечением к делу специалистов в белой, желтой и зеленой шляпах мы можем обеспечить каждой из предложенных идей дальнейшее развитие и путевку в жизнь. На этом этапе основная роль отводится конструктивному и творческому типу мышления. Затем в игру вступает черношляпное мышление: его задача – отсеять изначально неприемлемые предложения и поставить под сомнение пригодность более жизнеспособных вариантов идей. К спасению тонущих в потоке критики предложений привлекаются люди в желтой и зеленой мыслеварительной шляпах. Действуют спасатели оперативно: допущенные творцом идеи просчеты исправляют, всевозможные недоработки устраняют, возникающие по ходу дела вопросы решают совместными усилиями. Одновременно ими производится проверка разумной обоснованности предсказаний человека в черной мыслеварительной шляпе, обратившего наше внимание на притаившиеся у нас на пути всевозможные опасности и препятствия в виде не в том направлении предпринятых шагов, скрытых погрешностей наших планов, незапланированных перерасчетов и недостач, пожаров и природных катаклизмов. После этого бразды правления в свои руки берет человек в синей шляпе, призванный объединить все, что нами было накоплено хорошего, и определить на этой основе направление наших последующих действий. И тут слово предоставляется мышлению в красной шляпе, позволяющему нам довести до внимания окружающих все, что мы думаем по поводу предложенных нашему выбору планов и идей. Сам выбор осуществляется с использованием мышления в желтой и черной мыслеварительных шляпах – как поиск наилучшего варианта из предложенных в наше распоряжение. «У финишной черты» мышление в синей шляпе помогает нам выработать окончательную стратегию осуществления замысла. На первый взгляд подобная схема развития событий может показаться достаточно сложной, однако на практике каждый тип мышления так же естественно перетекает из одного в другой, как меняется скорость движения у плавно вписывающегося в поворот автомобиля. Там, где используется разработанная нами программа действий, очень важно, чтобы ее поворотные пункты были хорошо различимы для каждого участника мыслеварительного процесса. Если человек будет знать, что в скором времени его ожидает прохождение участка пути, отданного на откуп мышлению в черной шляпе, он будет испытывать меньшее побуждение к выражению критических замечаний, не опасаясь, что в противном случае они утратят свое обоснование. Следует помнить, что основная часть протекающего в нашем сознании мыслеварительного процесса представляет собой по существу густую похлебку из типов мышления в черной и белой шляпах, подогреваемую пламенем бурлящих в нас эмоций и освещаемую заревом мышления в шляпе красной. И над всем этим простирается небосвод мышления в шляпе синей, призванного контролировать процесс мыслеварения согласно разработанному для него программному обеспечению. В потоке выводов и заключений Беглый обзор и пристальное наблюдение. Комментарии на все случаи жизни. Выводы и заключения, сбор урожая идей и отчет о его потреблении. Человек в синей шляпе – это наблюдатель, пристально следящий за протеканием процесса мыслеварения. Он – хореограф, призванный продумать партию каждого участника балетной постановки, и одновременно придирчивый зритель, строго следящий за тем, что происходит на сцене. Человек, надевающий синюю мыслеварительную шляпу, выступает не в роли шофера, управляющего автомобилем, а в качестве пассажира, внимательно наблюдающего за действиями водителя. Он – именно пассажир, указывающий таксисту не только нужный ему адрес, но и подробный маршрут следования. Человек, надевающий синюю шляпу, призван давать комментарии всему, что его окружает.
Время от времени человек, надевающий синюю шляпу, производит оценку всего происходящего и того, что нами было достигнуто. Он представляет собой человека, «держащего руку на пульсе событий» и несущего ответственность за составление перечня найденных альтернатив.
Задача человека, надевающего синюю шляпу, состоит в придании формы тому, что прежде напоминало беспорядочное брожение мыслей. Здесь мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что, хотя я все время говорю об обладателе синей шляпы как об одном человеке, решать задачи в сходной манере могут – и должны – все принимающие участие в обмене мнениями. Любой человек, в официальном порядке надевающий синюю шляпу, получает право попросить сделать то же самое каждого из нас.
Задача синей мыслеварительной шляпы заключается в обобщении всего нами достигнутого к настоящему времени и в разработке подробного плана дальнейших действий. Сказанное мной вовсе не подразумевает взваливание этих обязанностей на плечи какого-то одного ответственного исполнителя; напротив, каждый участник встречи должен войти в роль человека, размышляющего в манере синей шляпы, чтобы иметь возможность точно контролировать ситуацию и проявлять в отношении рассматриваемого вопроса максимальную объективность.
Одно из основных назначений синей шляпы заключается в том, что она предоставляет надевающему ее человеку возможность выполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой мыслеварительной шляпы – как той, что направляет течение наших мыслей в данный момент, так и той, что уже «сошла со сцены». Да здравствует руководящая и направляющая роль нашей шляпы! Председатель: всегда и везде – самый старший. Дисциплина и сосредоточенность. «Кто у нас за главного?» На каждом собрании председатель по долгу службы автоматически берет на себя роль человека в синей шляпе. Он следит за порядком в рядах присутствующих и несет ответственность за соблюдение повестки дня. Роль ответственного наблюдателя может быть поручена любому человеку, не только председательствующему; тогда этот другой должен будет следить за тем, чтобы процедура обмена мнениями соответствовала схеме, определенной ведущим. Мало того: было бы очень неплохо, если бы ведущий собрание чувствовал себя далеко не единственным человеком, способным проконтролировать работу мысли присутствующих. Каждому из нас необходимо утвердиться во мнении, что все мы способны выполнить роль человека «в синей шляпе».
Человек в синей шляпе призван следить за соблюдением правил игры. Роль ответственного наблюдателя может взять на себя как ведущий собрание, так и любой из присутствующих, но правом поделиться своими соображениями должен обладать каждый.
На практике различие между той или иной мыслеварительной шляпой зачастую оказывается минимальным, и нам не следует стремиться к строгому разграничению «их полномочий». В полной мере это замечание относится к мышлению в желтой и зеленой шляпах. Не менее справедливо оно применительно и к мышлению в шляпах белой и красной, представляющему собой смесь мнений о фактах и фактов самих по себе. Весьма неразумно и проявлять излишнюю торопливость со сменой шляп после каждого сделанного кем-то из присутствующих замечания. Важно усвоить, что если определенный тип мышления принят участниками совещания, то каждый из них должен прилагать сознательные усилил к тому, чтобы думать соответствующим образом. Если никто не выдвигал предложения надеть конкретную мысле-шляпу, то присутствующие вовсе не должны стремиться рассмотреть каждое замечание из-под полей каждой предоставленной в наше распоряжение шляпы. Участники дискуссии имеют полное право обмениваться своими замечаниями без получения на то официального одобрения человека в синей шляпе. С другой стороны, очень важно суметь в нужный момент настроить присутствующих на рассмотрение вопроса под конкретным углом зрения. Для этого достаточно укрепить в них представление, скажем, о том, что после выступления докладчика изложенную им проблему вначале предлагается обсудить с одной точки зрения – включая в работу определенный тип мышления, – а затем перейти к другой. Здесь особую роль приобретает дисциплина, выражающаяся в сознательном стремлении каждого настроиться на определенный тип восприятия; в противном случае мы снова вернемся к переливанию из пустого в порожнее и бессодержательным спорам. Одной из основных обязанностей человека в синей мыслеварительной шляпе является прекращение споров.
На этом этапе, не позволяя дискуссии перерасти в спор, человек в синей шляпе должен обратиться к своим собеседникам с просьбой изложить только цифры и факты, способные подтвердить их мнение. Если объективной информации не последует, то…
В результате вынесенного приговора обе точки зрения заносятся на карту нашего отношения к ситуации. В данном случае оба варианта считаются равновозможными. Но встречаются ситуации, при которых взгляды собеседников взаимно исключают друг друга. И в этом случае их точки зрения необходимо отразить в нашей карте. Если ситуация позволяет, обсудить их можно позднее.
Миссис Адаме утверждает, что в таком случае наше предприятие очень скоро окажется на мели. Давайте рассмотрим этот вопрос. Наденем свои мысле-шляпы. Опираться будем только на цифры и факты. Подсчитаем, во что бы нам обошлось введение предпраздничных скидок в истекшем году. Когда нам приходится столкнуться с идеями, противоречащими одна другой, логичнее всего предположить, что каждая из них при определенных условиях может быть вполне справедлива.
Принимая во внимание роль ситуации, мы получаем возможность рассматривать мнения обеих сторон как в равной степени справедливые. И в этом случае нашим следующим шагом должно стать определение того варианта условий, который больше всего соответствует существующему положению дел. Иногда возникают ситуации, когда человеку, надевшему синюю шляпу, приходится проявить резкость.
Официальность, присущая мышлению в черной шляпе, предоставляет право надевающему ее человеку высказывать свои требования без обиняков, что при отсутствии этого головного убора было бы невозможно. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|