|
||||
|
Глава 18 В ШЛЯПЕ ЦВЕТА СОЛНЕЧНОГО СВЕТА Палитра радужных надежд Когда оптимизм – сродни глупости? От радужных надежд – к железной логике. Что такое реализм? Есть люди, продолжающие питать расположение к мошеннику даже после того, как он их обманул. Они почитают его за честного человека, ставшего жертвой обстоятельств или происков недоброжелателей. В их памяти еще жива убедительность его доводов и воспоминание о том, как им приятно было чувствовать свое расположение к этому человеку. Существует даже тип людей – оптимистичных до глупости. Они всерьез полагают, будто им на роду написано выигрывать в лотерею главные призы, и эта надежда питает их всю жизнь. Встречаются предприниматели, которые, наблюдая за планомерным увеличением рынка продаж того или иного вида продукции, искренне полагают, что с их участием это дело пошло бы еще лучше. Где же та грань, которая отделяет здоровый оптимизм от откровенно глупых ожиданий? Не нужно ли каким-то образом ограничить просторы мышления, порожденного шляпой цвета радужных надежд? Может быть, имеет смысл отказаться от него совсем? Ограничиться мышлением в черной шляпе? Спектр позитивного восприятия человека способен простираться от точки безудержного оптимизма до области трезвого рационализма. Задействовать в обыденной жизни те или иные области спектра необходимо с большой осторожностью. История изобилует примерами, когда благодаря настойчивости человека казавшиеся непрактичными планы и мечты воплощались в реальность. Если мы ограничим горизонты мышления в желтой шляпе только тем, что кажется нам здравым и хорошо известным, прогресс от подобного подхода к делу будет невелик. Суть нашей оценки должна состоять в том, чтобы определить, какие шаги со стороны человека последуют за проявленным оптимизмом. Если действия оптимиста выливаются в простое любование своими потенциальными возможностями и «купание в лучах надежды» – как у людей, мечтающих выиграть в лотерею или ожидающих чуда, которое непременно должно спасти их от провала, – такой оптимизм неуместен. Если же радужный отблеск надежды перерастает в серию шагов, направленных на достижение конкретного результата, любые наши поспешные оценки могут оказаться излишне поспешными. Хотя проявление крайнего оптимизма чаще всего приводит к крушению всяких надежд, такое происходит далеко не всегда. Успех вообще имеет свойство выпадать на долю людей, стремящихся к его достижению, идущих к цели несмотря ни на что.
Назначение желтой шляпы, как и прочих мыслеварительных шляп, состоит в том, чтобы придать соответствующий тон карте нашего отношения к ситуации. Именно в связи с необходимостью окрасить карту нашего восприятия в наиболее естественные тона, мы и должны отметить на ней оптимистическую тональность нашего настроения. До того, как мы рассмотрим каждый конкретный вопрос с позиции радужных возможностей его развития, нам нет необходимости углубляться в детальное рассмотрение открываемых им перспектив. Можно только позволить себе прикинуть на глаз их приблизительную вероятность. Классификация степени вероятности в этом случае может выглядеть следующим образом.
Эта классификация чем-то напоминает список вероятностей, представленный в главах, посвященных нашим размышлениям о белой шляпе мышления. Мы можем не действовать с дальним прицелом, не ставить перед собой далеко идущих планов, но возможность их построения обязательно должна быть заложена в составленную – раскрашенную – нами карту ситуации. У нас всегда должен быть выбор – двигаться дальше по намеченному маршруту, развивая свои планы в этом направлении, или повернуть назад, отказавшись тратить время на поиск того, чего там нет и быть не может. Если составленная нами карта такой возможности не предоставляет, значит, и выбора нам не остается, значит, и документ этот мы составляли зря.
Поиск причин для хорошего настроения и логическое обоснование их существования Позитивный взгляд на вещи – «болезнь» врожденная или приобретенная? «Что нам дарит повод для уверенности, будто все должно случиться только так?» «Тайный» повод быть оптимистичным. Положительная оценка может быть основана на опыте, находящейся в нашем распоряжении информации, цепи логических умозаключений, прошедших курс переосмысления намеках, предположениях и надеждах. Словом – почва для зарождения оптимистичных настроений у каждого из нас имеется. Но так ли необходимо человеку, надевшему желтую шляпу мышления, подробно анализировать причины своего оптимизма? Вовсе нет! Наличие шляпы радужных настроений у нас на голове – вот главная причина нашего оптимизма. Если иных – видимых – причин для оптимизма у нас нет, то переполняющее нас «хорошее настроение» мы отнесем на счет образа мыслей, навеянного красной шляпой и рожденного под воздействием предчувствия, или интуиции. Мышление, сформированное надетой на нас желтой шляпой, призвано «идти дальше». Образ мыслей «цвета солнца» – это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Человек, использующий этот тип мышления, должен сделать все от него зависящее, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Подобное усилие должно проявляться осознанно и целенаправленно. Использование мышления в желтой шляпе не следует ограничивать теми аспектами, которые могут быть обнаружены с первого взгляда на проблему, то есть – «лежат на поверхности»; для таких поисков особого оптимизма не требуется. От обладателя желтой шляпы ожидается, что он приложит все усилия для разыскания причин своего оптимизма, и если предпринятые поиски успехом не увенчались, размышления над задачей ему необходимо продолжить. Основная задача мышления в желтой шляпе, как я уже отмечал, заключается в обнаружении положительных сторон в любом деле и их логическом обосновании. Мы стремимся выявить возможные преимущества данной ситуации и подыскать им достойное объяснение. Это обоснование призвано укрепить наши ожидания в отношении ценности предложенной идеи и являет собой стимул к ее дальнейшему развитию. Если подобного обоснования нам не удастся отыскать даже с помощью желтой шляпы, ничто другое спасению идеи уже не поможет.
Конструктивное мышление «Заставить вещи работать как надо». Предложения и предположения. Представьте себе компанию из восьмерых критически настроенных мужей, восседающих за круглым столом и обсуждающих возможность усовершенствования городского водоснабжения. Ни один из этих блестящих умов, как бы он ни «блистал» в иной ситуации, не может вступить в дискуссию до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не выдвинет позитивной идеи. Как только это произойдет, критика получит возможность вступить в свои права. Но кто же из критиков решится внести позитивное предложение? Кто из них позволит себе выступить с предложением, которое обречено немедленно стать мишенью критических замечаний его коллег? Критический настрой в рассмотрении каждой проблемы необходим, но довольствоваться только им одним невозможно. Я категорически не согласен с утверждением, будто критического склада ума достаточно для верной ориентации в жизни. Иногда приходится слышать замечания, будто критический настрой составляет отличительную особенность западного образца мышления. Особенность – вполне возможно; здесь важно – с чем сравнивать. Но в любом случае это вовсе не означает, будто критицизм – единственная присущая западному мышлению черта. Любая однобокость в развитии человеческого мышления непременно вела бы к его деградации. Критический настрой характерен для мышления в черной шляпе. В главе, посвященной этому головному убору, я говорил, что человек, его надевающий, должен сыграть свою роль до конца: он обязан подвергать критике всех и вся с максимально доступным его характеру пылом. Это важный момент в подходе к рассмотрению любого вопроса, и его следует отработать со всей тщательностью. Напротив того, мышление в шляпе, символизирующей радужные настроения, призвано в каждом деле искать соответствующие ее расцветке радужные перспективы и подводить под них логическое обоснование. Под астральным знаком шляпы солнечного цвета рождаются идеи, предложения и предположения. Позже мы увидим, что зеленая шляпа, символизирующая творческое мышление, также играет существенную роль в разработке новых идей. Под сенью желтой шляпы формируется конструктивное мышление, поскольку всякое созидание связано с позитивным отношением к делу. Нечто новое для того и предлагается, чтобы внести какие-либо улучшения независимо от того, будет ли это решение конкретной проблемы, усовершенствование чего-то уже существующего или использование благоприятной возможности. В каждом случае предложение несет в своей основе какое-либо конкретное изменение к лучшему. Желтошляпный тип мышления в определенной степени представляет собой мышление реактивное, знакомое нам по предыдущим главам, в которых мы с вами рассуждали о типах мышления в общем и целом. Говоря о реактивности мышления, я имею в виду тот факт, что оно – мышление – призвано включаться в работу и непосредственным образом реагировать на возникновение той или иной ситуации; в данном случае – отвечать на предложенное стечение обстоятельств целенаправленным поиском позитивных моментов и тем самым уравновешивать критический взгляд на вещи, присущий мышлению в черной шляпе. Человек, надевающий желтую шляпу, выискивает в каждой конкретной идее исключительно положительные моменты и делает это с такой же настойчивостью, с какой человек в черной шляпе обращает внимание только на моменты негативного порядка. Человек в желтой шляпе стремится провести выдвинутый план в жизнь, и потому я рассматриваю желтошляпный тип мышления как конструктивный, созидательный, в противовес черношляпному образу мыслей, направленному на то, чтобы не дать идее дальнейшего развития, оставить все как есть, и потому – деструктивному.
Каждый из приведенных примеров представляет собой конструктивное предложение. Когда такое предложение внесено, его следует рассмотреть с позиции мышления в желтой шляпе, чтобы подготовить зародившуюся идею к испытанию на прочность под огнем критических замечаний человека в черной шляпе.
Здесь кто-нибудь из присутствующих – в соответствии с общим сценарием – может заметить, что предложения по решению проблем с водоснабжением должны исходить от специалистов, а не от дилетантов. Если участники круглого стола все как один – специалисты своего дела, тоже не беда: один из них может сознательно взять на себя роль сомневающегося во всем неспециалиста, подвергающего критическому осмыслению каждую высказанную его коллегами мысль. Такая политика очень распространена в большой политике: специалисты выдвигают предложения, а политический деятель подвергает их всестороннему критическому рассмотрению. Он играет роль любителя, случайно затесавшегося в ряды сильных мира сего и потому склонного во всем сомневаться и чего-то недопонимать. Вот и людям, далеким от политики, весьма полезно применить ту же стратегию – поиграть в обмен мнениями между экспертами, выплескивающими фонтаны идей, и во всем сомневающимися недоумками-любителями, засыпающими их глупейшими – но весьма полезными по своей сути – вопросами. Это тем более полезно, что решение любого вопроса даже в политике все равно остается за профессионалами.[30] Как же появляются на свет предложения и предположения? Откуда они берутся? Каким образом человек, надевающий желтую шляпу, приобщается к миру идей и творческих планов? Это сложный вопрос, и на страницах предлагаемой книги нет места для подробного рассмотрения различных методик творческого проектирования и глобального разрешения проблем. Этому посвящены другие мои работы. Нам важно понять другое: предложения, выдвинутые человеком в желтой мыслеварительнои шляпе, вовсе не обязательно должны соответствовать уровню специалиста. Они могут представлять собой как верный способ разрешения возникшей проблемы, так и всего лишь намек на такую возможность – что угодно, способное привести к конкретному результату. Когда желтая шляпа направила процесс варения мыслей в русло созидания конструктивных идей и пробудила в человеке потребность к рассмотрению их достоинств, дальнейшее развитие идеи уже не представляет большой сложности.
Итак, мышление в желтой шляпе отвечает за «порождение» конструктивных идей и очерчивание открываемых ими радужных перспектив. Двум этим аспектам сопутствует чрезвычайно важный – третий: он заключается в дальнейшем развитии выдвинутой идеи. Для этого требуется нечто большее, нежели умение вынести привычную нашему разуму оценку ситуации, при формировании которой задействуется реактивный тип мышления. Здесь необходим конструктивный образ мыслей. Речь идет о дальнейшей работе над предложением – его доработке, усовершенствовании и доведении до «степени внедрения в жизнь». Под «совершенствующим аспектом» мышления в желтой шляпе понимается направленный поиск и исправление присутствующих в идее недостатков, обнаруженных с помощью мышления в черной шляпе. Как мы уже отмечали, черношляпный тип мышления как раз и предназначен для поиска недостатков, но в его обязанности не входит их исправление.
Гипотезы и предположения – основа будущих творений Взгляд в будущее. Бесценность понятия «если». Лучшее, что может произойти, обязано произойти. Предположения связаны с ожиданиями и надеждами. Так, вкладчики по своей природе являются людьми, склонными питать полные оптимизма надежды на солидную прибыль, даже если речь идет о вложении их средств в компании, занимающиеся достаточно сомнительными операциями. Склонный к беспочвенным предположениям строитель закладывает фундамент своего дома на той же шаткой основе радужных надежд, еще не представляя себе, каким будет его покупатель. По окончании работ он выставляет свое творение на продажу и именно здесь на него обрушиваются всевозможные сюрпризы и разочарования. Чтобы этого не происходило, чтобы будущие разочарования не были заложены в самой основе рождающихся у нас идей, каждый склонный питать свое воображение ожиданиями и надеждами человек должен обладать внутренним чутьем на возможное развитие событий. Без желтошляпного образа мыслей здесь не обойтись. Мышление в желтой шляпе – это нечто большее, нежели построение умозаключений и выдвижение приходящих в голову идей. Это – обоснованные ожидания, если не сказать твердая уверенность в положительном исходе предприятия. Образ мыслей в желтой шляпе порождает общее представление о возможных результатах дела, о связанных с зародившейся идеей перспективах, выгоде и достижениях. И как только эти представления начинают принимать стройные очертания, место надежд и ожиданий в сознании человека сменяется поиском путей к их осуществлению. Есть существенное различие между объективным суждением и стремлением обнаружить позитивные стороны ситуации. Этот последний аспект мышления в желтой шляпе я и обозначаю выражением «построение гипотезы».
Рассматриваемый аспект мышления в желтой шляпе, связанный с построением предположений и гипотез, представляет собой образец целенаправленных размышлений на тему: как много благоприятных возможностей несет с собой реализация предложенной нами идеи. Этот тип мышления обнаруживает себя «по ту сторону» решения проблем или усовершенствований, то есть не ставит перед собой задачи по отысканию путей к избавлению от присутствующих в предлагаемом плане скрытых недостатков и недоработок. Это своего рода оппортунистический взгляд на вещи, присущий желтошляпному образу мыслей и заставляющий человека смотреть на проблему сквозь пальцы, или точнее – через розовые очки, видя в ней исключительно положительные моменты и отсутствие каких бы то ни было недостатков. Большинство из нас, по-видимому, склонны подходить к рассмотрению возникающих проблем совершенно иначе: направлять свои усилия на их разрешение, не прилагая при этом стараний к поиску альтернативных вариантов, то есть мы привыкли идти напролом, не утруждая себя поиском обходного пути к разрешению вопроса. И вместе с тем, каждый волен надеяться на благоприятный исход предприятия – если у него есть склонность или сознательно воспитанное умение не обращать внимания на возможные препятствия к его осуществлению. Здесь и берет свое начало образ мыслей, основанный на позитивном видении мира. Тип мышления, связанный с построением гипотез, изначально нацелен на исключительно благоприятный исход событий. Он отыскивает максимум преимуществ в рассматриваемом плане, и если такой поиск заканчивается безрезультатно, значит, предложенная идея действительно безнадежно плоха.
Если при наилучшем развитии событий польза от внедрения конструктивной идеи достаточно велика, на следующем этапе ее реализации необходимо перейти к рассмотрению вопроса о том, насколько вероятно – если это вероятно вообще – развитие событий именно в этом направлении. Иными словами, следует убедиться в том, что предполагаемая выгода не является плодом нашего воображения. И здесь наступает очередь выйти на сцену мышлению в черной шляпе. Общий сценарий таков: вначале мышление в желтой шляпе выдвигает гипотезы и целенаправленно исследует наилучшее стечение обстоятельств и ожидаемую в результате этого максимальную выгоду от внедрения наших идей. А вслед за этим приступает к делу мышление в черной шляпе, направленное на поиск присутствующих в проекте недостатков и скользких мест. Основой, на которой выстраиваются, или точнее сказать – балансируют, оба эти подхода к рассмотрению одного и того же вопроса, является великое и могучее слово-понятие если, играющее зачастую в каждом деле рещающую роль.
В обязанности мышления в желтой шляпе как раз и входит рассмотрение возможных последствий, связанных с этим коварным и таким многообещающим «если». Выстраивать свою деятельность и принимать глобальные решения, руководствуясь исключительно заложенной в понятии «если» двойственностью развития событий, безусловно, нельзя, но необходимо уметь предпринять превентивные меры, обеспечивающие реальный минимум безопасности начатого предприятия, такие как, например, страхование фондов или имущества на случай пожара. И предупредить об этом обязано мышление в черной шляпе, а принять во внимание – мышление в шляпе желтой.
Образ мыслей, сформированный желтой шляпой и связанный с выстраиванием гипотез, имеет прямое отношение к предвидению. Ранее я уже упоминал о роли предвидения и полета фантазии применительно к мышлению в желтой шляпе. В определенном смысле способность к предвидению идет рука об руку со способностью к выстраиванию гипотез и предположений, поскольку предвидение определяет конкретную цель и является базой, на которой выстраиваются гипотезы и определяются способы ее достижения. В основе любого дела присутствует определенная доля предвидения. Как опытный предприниматель добивается успехов в своем начинании благодаря развитой способности к предвидению и умению убедить нужного клиента выступить на его стороне, так и художник должен обладать талантом увидеть на чистом холсте результат своих будущих творческих усилий. Практически в каждом начинании в первых рядах торжественно выступает предвидение, которое ведет за собой последующее оформление мысли в строгие рамки детально рассмотренного проекта. Под предвидением следует понимать нашу способность к выявлению любых перспектив – как для осмысления того, что и как следует сделать, так и для понимания сути шагов, которых необходимо избежать. Говоря же в общем и целом, трудно достичь чего бы то ни было без надежды на положительный результат.
Побуждение к действию и энтузиазм, рождаемый предвидением, несут в своей основе значительно больший заряд, нежели любые объективные суждения и факты. Предвосхищение дает направление как течению наших мыслей, так и цепочке наших действий. Это – одно из основных свойств мышления в желтой шляпе. Полет фантазии и творчество «чистейшей воды» Различие между мышлением конструктивным и творческим. Эффективность и изменение. Идеи новые и старые. Мыслительный настрой в желтой шляпе непосредственно с творчеством не связан. Творчество является привилегией мышления в зеленой шляпе, особенности которой мы будем рассматривать чуть позже. Однако для творческого полета фантазии совершенно необходим позитивизм, присущий желтошляпному образу мыслей. И позитивный настрой, и свойственный мышлению в желтой шляпе конструктивный подход к делу для творчества необходимы. Но даже при такой глубокой внутренней взаимосвязи желтая и зеленая шляпы имеют принципиальные различия. В обыденной ситуации человек может мастерски использовать желтую шляпу и в то же время оставаться совершенно не способным к любого рода творческим начинаниям. Именно поэтому я считаю смешение двух этих типов мышления чрезвычайно вредным и непозволительным, так как не склонный к творчеству человек может подумать, что и мышление в желтой шляпе – не для него. Творческое начало напрямую связано со всякого рода изменениями, нововведениями, изобретениями, рождением новых идей и рассмотрением возможных альтернатив. Человек может достичь совершенства в использовании желтой мыслеварительной шляпы и не придумать ничего нового. Этому типу мышления свойственно эффективное применение старых идей, и ему нет необходимости обращаться на поиски новых идей и устремляться к новым горизонтам. Мышление в желтой шляпе направлено на обеспечение позитивного видения перспективы того, что предстоит сделать. Для этого типа мышления эффективность использования старых идей важнее поиска новых. Понятие «творчество» имеет в английском языке достаточно широкий спектр толкований. Первое значение этого слова – «созидание, осуществление». Здесь речь идет о выполнении конкретного дела. Плотник создает стул, предприниматель осуществляет свои начинания в бизнесе, и так далее. Второе значение слова «творчество» связано с понятием новизны. Здесь снова имеется повод для некоторой неточности в понимании, поскольку существует две разновидности новизны. Первый род новизны подразумевает нечто новое, отличающееся от того, что было прежде. Так, система компьютерного обеспечения для нашей конторы является новшеством, хотя в тысячах других организаций компьютерные сети могут использоваться уже давно. Иными словами, подобная новизна относительна и может рассматриваться только в применении к конкретной ситуации или обстоятельствам; такая новизна условна. Второй род новизны – абсолютная новизна; здесь речь идет об изобретении или рождении концепции, до сих пор никому не известной. Применительно к творческим работникам, в частности к художникам, мы сталкиваемся с той же двойственностью в понимании вопроса. К примеру, живописец отображает в своей работе нечто, чего не было ранее. Поскольку двух одинаковых картин не бывает, то каждая картина является новой. Однако манера исполнения картины, ее жанр и сюжетное наполнение могут и не представлять никакой новизны. Художник может рисовать разные пейзажи в одном и том же свойственном ему стиле. В известном смысле речь здесь идет о продукции, выполненной в рамках некой определенной системы требований. Мышление в желтой шляпе имеет прямое отношение к осуществлению замыслов. Оно берет уже известную идею и использует ее в новом деле. Оно может быть задействовано в выработке альтернативных вариантов решения проблемы и в определении благоприятных возможностей развития событий. Но мышление в желтой шляпе не имеет ничего общего с изменением понятий и устоявшихся представлений. Рождение чего-то принципиально нового – это прерогатива мышления в зеленой мыслеварительной шляпе. Впрочем, иной взгляд на вещи, брошенный с позитивной точки зрения, присущей мышлению в желтой шляпе, тоже иногда может отличаться новизной и неординарным подходом к рассматриваемому вопросу.
Как мышление в черной шляпе способно заострить внимание на таящихся в предложенном плане недостатках, оставив их преодоление на долю желтой шляпы, так и желтошляпныи образ мыслей предназначен очертить границы благоприятных возможностей и оставить поиски новых путей к их достижению человеку в зеленой мыслеварительной шляпе.
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|