• 5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
  • 5.2. ДАР
  • 5.3. ФАНАТОИД
  • 5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
  • 5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
  • 5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ.
  • 5.7. ФАНАТИК
  • 5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
  • ГЛАВА 5

    ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ

    5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА

    ПРИМЕР 35. Цитата. Н. Гоголь, «Портрет»

    Он велел вынесть прочь из своей мастерской все последние произведенья, все безжизненные модные картинки, все портреты гусаров, дам и статских советников.

    Заперся один в своей комнате, не велел никого впускать и весь погрузился в работу. Как терпеливый юноша, как ученик, сидел он за своим трудом. Но как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти! На каждом шагу он был останавливаем незнанием самых первоначальных стихий; простой, незначащий механизм охлаждал весь порыв и стоял неперескочимым порогом для воображения. Кисть невольно обращалась к затверженным формам, руки складывались на один заученный манер, голова не смела сделать необыкновенного поворота, даже самые складки платья отзывались вытверженным и не хотели повиноваться и драпироваться в незнакомом положении тела. И он чувствовал, он чувствовал и видел это сам!

    "Но точно ли был у меня талант?" сказал он наконец: "не обманулся ли я?" И, произнесши сии слова, он подошел к прежним своим произведениям, которые работались когда-то так чисто, так бескорыстно, там, в бедной лачужке, на уединенном Васильевском острове, вдали людей, изобилья и всяких прихотей.

    Он подошел теперь к ним и стал внимательно рассматривать их все, и вместе с ними стала представать в его памяти прежняя бедная жизнь его. "Да", проговорил он отчаянно, "у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…"

    Чартков, герой повести Гоголя "Портрет", очень одаренный живописец, утратил свои способности и, несмотря на все старания, так и не смог написать хорошую картину. Что случилось с его талантом? Как и почему получается, что талантливый человек не может даже в слабой степени повторить свои собственные достижения? Почему человек теряет умение, дар, возможно даже врожденный, заложенный в генах? Как может случиться, что, не имея ни образования, ни опыта, ни благоприятных возможностей, начинающий создает прекрасное произведение искусства, а после, имея все, знание и навык в том числе, опускается до уровня ремесленника или вообще утрачивает способность творить? Назовем это синдромом Чарткова, по имени персонажа повести, с которым приключилась такое несчастье.

    С самим Гоголем происходит нечто подобное. С некоторого времени он перестет хорошо писать. Вместо литературы он начинает заниматься морализаторством. Его сочинения оказываются очень слабы, настолько, что позорят автора. Он, подобно своему герою, пытается хотя бы повторить или продолжить собственные достижения.

    Но тщетно. 24 февраля 1852 года он сжигает второй том "Мертвых душ", написанный гораздо слабее первого. А через несколько дней он умрет.

    Николай Островский, написавший один прекрасный роман (уникальное произведение, возможно единственный хороший роман, искренне и талантливо прославляющий тоталитарную диктатуру – большевизм), начал писать второй – и второй оказался посредственным.

    С другими писателями тоже происходят подобные вещи. Некоторые вроде бы "исписываются", некоторые, сохраняя талант, почему-то перестают писать.

    Некоторые вообще кончают жизнь самоубийством. Ремарк после "Триумфальной арки" постоянно опускался в уровне своей прозы – чем дальше, тем хуже. Вообще перестал писать Рембо.

    После "Анны Карениной" Лев Толстой «заболевает» морализаторством.

    Морализаторские страницы в большом количестве появляются уже в "Войне и мире", и несмотря на то, что вобщем они тоже не плохи, на высочайшем фоне его прозы они смотрятся как смысловая плешь. Позже Толстой начинает писать почти на исключительно моральные темы. Его проза упрощается и уплощается; последнее сложное, неплоское его произведение это "Исповедь", посвященная поиску смысла жизни. «Исповедь» была началом ненаписанного сочинения. Его Толстой так и не написал. После этого появлется еще «Хаджи-мурат» но он только напоминает о былом таланте.

    Может показаться, что подобные вещи касаются только людей искусства. На самом деле – всех.

    ПРИМЕР 36. Хищный глазомер простого столяра

    Однажды у нас работал столяр, ставил перегородку в комнате. Во время работы он постоянно рассказывал нам о своей жизни и взглядах на мир. Раньше, в свое время, он умел хорошо делать мебель и работал искусно. Теперь тоже работает с деревом, вроде бы по специальности, но весь его труд заключается в распиливании досок. Всего лишь. Самому ему нравится эта перемена. Он утратил квалификацию, но нисколько об этом не жалеет. Он много рассказывал о Шамбале, великих учителях человечества и прочем подобном. Он имеет некоторую непонятную религию. Эта религия запрещает ему есть мясо и делать еще многое другое.

    Именно эта религия его упростила, сделав из мастера пильщиком досок.

    Самодельная религия не только лишила его профессии, не только заставила питаться травой, но и странным образом извратила его мораль. Пять дней подряд он так хорошо говорил о нестяжательстве, о суетности материальных благ, что мы уже побаивались, что он слишком мало возьмет за свою работу. Но, несмотря на свое нестяжательство, он запросил столько, что у нас глаза на лоб полезли. Он не заметил противоречия между своими слова и делами.

    Есть и противоположные примеры. Дар великого Микеланджело развивался до самых последних дней его жизни. Лучше свои произведения он создал в старости.

    Он дожил почти до девяноста лет, не проявляя никаких признаков регресса, наоборот, совершенствуясь. Он был предан живописи и скульптуре. Можно бы даже сказать, что фанатично предан. Но это не мешало ему писать и прекрасные стихи, то есть, ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕМ-ТО ИНЫМ – отметим этот принципиальный момент. Никто, из заболевших синдромом Чарткова, не проявляет значительных талантов в РАЗНЫХ областях. Некоторые из стихотворений Микеланджело звучат современно даже сейчас, по прошествии четырех с половиной веков. Тициан, дата рождения которого неизвестна, по одним данным прожил 88 лет, по другим 99. В последние годы и десятилетия жизни продуктивность и качество его работы не снижались.

    5.2. ДАР

    Каждый из нас умеет делать что-то лучше среднего уровня, значит, у каждого есть свой дар. Большой и маленький. Заметный и не очень. Полезный или кажущийся ненужным. Свой дар хорошо чувствуют творцы, люди искусства – для них он основной инструмент работы, такой же, как молоток для каменотеса. Остальные мало думают о своем даре, но это не значит, что его нет.

    Дар не стоит на месте. Он развивается через сотворение. Идея очень проста: чтобы развить свой дар, ты должен сделать что-либо как можно лучше, должен полностью выложиться, вложить все свои способности. Достичь своего предела, своего творческого потолка – и только тогда этот потолок чуть приподнимется. Примерно таким способом один известный спортсмен рекомендовал накачивать мышцы – нужно тренироваться до болевого шока и даже после этого шока

    – до предела и за пределом – тогда мышцы будут расти. Если же ты не достигнешь этого рубежа, то ты тренировался зря. Так же накачивают и мускулы дара.

    Счастливы те, кто может работать на пределе. В моей жизни был период, когда я работал по 12-14 часов в день, без выходных. Это была не физическая работа, но тяжелый умственный труд. Я работал на переделе своего дара и совершенно не уставал. Я не хотел отдыхать. Часто я даже забывал поесть – я не чувствовал голода. С каждым днем я делал свою работу все лучше и лучше. Это было захватывающе. Теперь, спустя много лет, даже полтора-два часа такой работы ежедневно кажутся мне непосильным трудом, даже один час может измотать и навеять сон. Просто это ответвление моего дара прекратило развиваться давным-давно.

    Шахматист, чей дар растет, может провести весь день в игре и изучении комбинаций, но даже в полночь ему не хочется спать и он выстраивает в уме все новые и новые позиции и выдумывает ходы; копьеметатель возвращается в спортивный зал после многочасовой тренировки, чтобы еще часок-другой позаниматься растяжкой или покачать мышцы. Его дар тоже в развитии. Но попробуйте заставить метателя копья изучать теорию шахмат, а шахматиста отправьте делать наклоны и приседания: они устанут уже через несколько минут, потому что таким образом они не развивают свой дар.

    А. М. Горький: "…Работали так, как будто изголодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырехпудовые мешки…" – вот тоже самое о физическом труде.

    ПРИМЕР 37. Дополнительное задание

    Это было лет восемь назад, в начале моей преподавательской карьеры. Года три или четыре подряд я учил детей все лучше, это было видно просто по оценкам.

    Я заново переписывал свои конспекты, вкладывая в них новые мысли; интересные задачи меня зажигали. Однажды кто-то из учеников сказал: "смешно смотреть, как вам нравится эта задача." Задача мне действительно нравилась.

    Как-то раз я заметил, что одна из учениц не очень старается и назвал ей номера дополнительных задач – то есть, задал их как наказание. Неделю спустя я спросил ее. "А как же вы запомнили? – удивилась она, – я смотрела внимательно, вы эти номера никуда не записали." И я задумался, в самом деле, как я смог запомнить эту случайную мысль, мелькнувшую всего может быть на секунду? Я и сейчас помню лица тех детей, их имена и фамилии, мелкие происшествия, случившиеся с ними и со мной тогда, помню все то, что они говорили, мельчайшие особенноти их характеров. Когда я вижу кого-то из них сейчас, я сравниваю их с моей памятью – и там, в памяти, они живее и "настоящее". Теперишних моих учеников я воспринимаю гораздо более поверхностно, а уровень моего преподавания неизменен уже много лет.

    "Неизменен много лет" – скорее всего здесь дар постепенно заменяется умением, техничеческими приемами, авторитетом или просто некритичностью к себе.

    А может быть, этот человек все же использует свой дар, но не по-настоящему, а вполнакала.

    Чтобы не заболеть синдромом Чарткова нужно стараться РАДИ ИДЕИ и идея эта единственна: выразить всего себя в процессе творения. Если ты смог, то ты растешь, ты любишь свой труд и, спустя некоторое время, ты сможешь сделать его лучше. КАК ТОЛЬКО ТЫ ПЕРЕСТАЕШЬ СЛУЖИТЬ ИДЕЕ, ТЫ РАЗРУШАЕШЬСЯ КАК МАСТЕР. Все возможные награды за свой труд – деньги, уважение, авторитет или славу – ты воспринимаешь как обертку от конфеты, красочную, но далеко не главную деталь. А порицание или неприятие – это посто плохая обертка на хорошей конфете. Так тоже бывает. Чтобы твой талант рос, нужно служить ему бескорыстно и самозабвенно – так служат Богу.

    Но, как давно замечено психологами, любое умение развивается ступенчато.

    После периода быстрого развития наступает период затишья – более или менее длительный. Этот период обычно называют плато. Возможно лучшая книга Марка Твена "Приключения Геккельбери Финна" писалась дважды. После удачного начала наступило плато. Второй период начинается примерно с появления Короля и Герцога. Есть и еще небольшой кусочек – о кровной мести – но он оказался неспособен потянуть «уставшую» рукопись дальше. Кстати, «Портрет» Гоголя, с которого начинается эта глава, тоже писался дважды.

    Плато – период восстановления. Очень хорошо это заметно на примере труда писателя. Работая на пределе творческих способностей, писатель изо всех сил старается выразить всего себя. И выражает. И поэтому наступает момент, когда выражать больше нечего. Если книга закончена, в плато нет ничего страшного. Но книга может застрять и на половине. Подобные вещи – худшее несчастье для тех, кто пишет сериалы: выразив все, что мог, такой автор начинает просто "высасывать из пальца", ведь за такое высасывание платят. А расплата – сидром Чарткова, смерть таланта.

    Плато аналогично паузе при восприятии новой идеи. Воспринятая идея перестраивает внутренний мир человека, и на это требуется время. Выраженная идея оставляет человека "пустым", ожидающим новых идей – новых зерен, которые должны прорасти. На это тоже требуется время.

    Предположим, некто N решил написать повесть. Он садится и пишет первые главы, работая с удовольствием и выражая то, что его глубоко волнует. Но вот его работа, которая только что шла так споро, замедляется и останавливается. Дар исчерпал себя – дар создал все, на что был способен и перешел в режим сканирования идейного поля – в режим поиска новых оригинальных идей. Некто N не может закончить повесть. У него есть три выхода. Первое: выдумать бездарное продолжение. Второе: плюнуть на все это и заняться другим делом. Третье: предоставить подсознанию сканировать мир в поисках новых идей. В последнем случае повесть можно продолжить, когда-нибудь. Если хватит времени жизни. Плато ведь может продолжаться десятилетиями. И сканирование – это не безделье, это постоянное напряженное внимание, это дар, сжатый в пружину и дрожащий от нетерпения распрямиться. Не каждый это выдержит. И мало кто это выдержит долго.

    Но есть и четвертый вариант. Может быть, худший из всех. В поисках идеи дар натыкается на ложную идею и принимает ее за истинную. Это идея-фанатоид.

    5.3. ФАНАТОИД

    Назовем фанатоидом такую идею, которая, найденная или воспринятая человеком, находящимся в состоянии плато, кажется разрешающей все его проблемы.

    Первое ее свойство: ОНА ВЫВОДИТ ИЗ ТУПИКА, СДВИГАЕТ С МЕРТВОЙ ТОЧКИ. Иной вопрос, в какую сторону сдвигает.

    Второе свойство: фанатоид – это ИДЕЯ, ОГРАНИЧИВАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА – идея воинствующая, идея нетерпимая, идея не только "за", но и обязательно против чего-то.

    Приведу три сравнения: на месте заброшенного сада может вырасти лес, но заброшенный сад могут и выкорчевать чтобы посеять на его месте пшеницу. Память о прошлом вожде может быть стерта заслугами нового, а может быть уничтожена как ересь. Можно забыть женщину, а можно оттолкнуть ее и разорвать с ней отношения.

    Так поступает фанатоид: он выкорчевывает, уничтожает, рвет связи с прошлым.

    Фанатоид не вытесняет иные идеи, он с ними борется, чтобы занять их место.

    Когда Толстой закончил свой последний великий роман, он перестал быть великим писателем. Но теперь он выдумывает новую религию. Эта религия выступает против секса, против гнева и против сопротивления злу насилием.

    Против, против, против – уже с самого начала. Что же будет дальше? А дальше – он выступает против музыки, литературы и вообще искусства. Против Вагнера, против Бетховена, против Шекспира и против самого себя. Искусство, в соответствии с его новой теорией, должно существовать лишь на примитивном уровне, вроде хоровых песен и некоторых жанров религиозной живописи. Но самое главное – он прекратил хорошо писать, то есть прекратил делать то единственное, что умел лучше всего и лучше всех. Он выкорчевал свой сад.

    Третье свойство: фанатоид есть ВСЕОБЪЯСНЯЮЩАЯ ИДЕЯ. Одно из фундаментальных свойств идей состоит в том, что могут существовать две или больше объясняющих идеи, которые противоречат друг другу, но каждая из них верна. Каждая из них имеет свою точку нибольшей правильности и чем дальше от нее отходит, тем более становится расплывчата и неточна.

    Разные и противоположные идеи об одном и том же имеют разные фокусы правильности – поэтому возможны бесконечные споры, в которых каждая сторона будет считать себя лишь все более и более правой. Бить детей, воспитывая, или уговаривать? Строить ядерные электростанции или не строить? Пить или не пить?

    Противиться злу или не противиться? – верно и то, и другое. Но верно вблизи точки применимости. Как только мы отходим от этой точки, идея расползается как чернильное пятно и начинает объяснять ВСЕ. Она превращается в фанатоид.

    ПРИМЕР 38. Неглубокое дыхание

    (По материалам брошуры, пропагандирующей метод. Даже если брошура была фальшивкой, намеренно порочащей автора метода, все равно логическая схема, приведенная в ней достойна внимания – это стандартный скелет идеи-фанатоида)

    Лет двадцать назад в моде была система Бутейко, пропагандирующая неглубокое

    (иначе – поверхностное) дыхание, как средство лечения ЛЮБЫХ заболеваний. Автор этой системы в свое время НАТКНУЛСЯ НА ИДЕЮ, КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ ВБЛИЗИ ТОЧКИ НАИБОЛЬШЕЙ ПРАВИЛЬНОСТИ. А именно: поверхностное дыхание в самом деле может снимать приступы астмы. Идея еще не была фанатоидом, потому что не стремилась объяснить все. Но, окрыленный действительным результатом, автор попытался применить идею в новой области. Изобретается процедура: перед тем, как получить лечение, пациент должен поверить в метод неглубокого дыхания – поверить в то, что все его болезни от избыточного потребления кислорода. Для этого пациента заставляют глубоко дышать – так, чтобы кружилась голова и наступали другие неприятные ощущения. Возможны обмороки, кровотечения, обострения болезней. Потом предлагают ему неглубокое дыхание и ВСЕ его неприятные симптомы исчезают. Если пациент искренне поверил в метод (заразился идеей-фанатоидом), его начинают лечить. Если же нет, то мучительство повторяют. Если же пациент, доведенный до предела, все равно не верит в метод, то его объявляют идиотом, а идиотизм – единственная болезнь, которая не лечтся поверхностным дыханием.

    Растет количество зараженных фанатоидом, идея все дальше отходит от точки своей правильности. Поверхностное дыхание уже лечит рак и даже всякие болезни цивилизаций (не знаю что это такое, но так было написано в брошуре).

    Несколько цитат из брошуры: "В свете открытия болезни глубокого дыхания, как главной причины преждевременной старости, инвалидности и смертности населения от аллергии, склероза, психоза, рака и др. дегенеративных симптомов болезни и смерти западных цивилизаций." "Уменьшению дыхания способствуют: сыроедение, подъем глаз вверх, глубокий массаж костей." "Противопоказания: умственные дефекты, не позволяющие больному освоить и понять суть открытия и метода лечения."

    Любая система, которая лечит ВСЕ, объясняет ВСЕ, обещает ВСЕ или объединяет ВСЕ – есть фанатоид.

    Идея книги, которую вы читаете, приложима, хотя и не ко всему, но ко многому. Неверно понятая, она тоже может стать фанатоидом. Поэтому я хочу предостеречь читателя:

    Истина – это самая неподвластная энергия в мире.

    Если ты говоришь что владеешь ею, то ты враль или фанатик.

    ((Д. Близнюк, Из неопубликованных афоризмов))

    Я не владею истиной. Я пытаюсь описать словами одно из ее отражений.

    Не существует медали с одной стороной и любая сторона правильна. Но если говорить о вещах сложных, то есть не только две стороны медали; медаль имеет бесконечное число сторон и лишь взгляду недалекого человека каждая сторона кажется единственно возможной. Поэтому бессмысленны сами попытки дать единственное определение – сущность как рыбка ускользнет сквозь логический невод. Я приветствую любую хорошую теорию, противоположную теории этой книги – потому что она тоже правильна. Просто у нее другая точка наибольшей правильности.

    Пропробую сконструировать свою идею о лечении ЛЮБЫХ болезней. Постараюсь сделать ее поабсурднее, чтобы, не дай бог, никто не поверил. Предлагаю: ВСЕ болезни в мире, включая рак, спид и переломы конечностей, включая даже все дегенеративные симптомы западных и прочих цивилизаций – происходят от стояния на голове. Если больной не верит в теорию, поставим его на голову и подержим в таком положении, а как только симптомы обострятся – перевернем. Ему сразу станет легче. Если не поверит после этого, то он идиот, а идиотизм – единственная болезнь, которая не лечится переворачиванием с головы на ноги.

    В последнем примере нетрудно разглядеть еще одно, четвертое свойство идеи-фанатоида: это ИДЕЯ, ЗАМКНУТАЯ НА САМОЙ СЕБЕ, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ И ДОКАЗЫВАЮЩАЯ СЕБЯ ЧЕРЕЗ СЕБЯ ЖЕ. Поэтому ее невозможно опровергнуть. Название той брошуры:

    "Инструкция Метода волевой ликвидации глубокого дыхания для лечения, страдающих болезнью глубокого дыхания" – фраза, похожая на змею, проглотившую свой хвост.

    ПРИМЕР 39. Большевизм как фанатоид. Замкнутость идеи на себя.

    Если ты веришь в большевизм, то ты безоговорочно следуешь за лидером и уничтожаешь врагов. Если не веришь – ты сам враг и, как любой враг, врешь и вводишь в заблуждение. Поэтому любой неверящий говорит неправду. Поэтому прав лишь верящий в большевизм. Значит, большевизм есть единственно верная теория.

    Пятое свойство: фанатоид есть ИДЕЯ, КОТОРУЮ МОЖНО НЕОГРАНИЧЕННО УГЛУБЛЯТЬ.

    Так, фанатик может толковать единственное слово вождя или священного текста БЕСКОНЕЧНО. Причем, чем глубже толкование, тем оно интереснее для постигающего.

    Вся средневековая схоластика была толкованием священных текстов.

    Из нескольких аксиом можно построить практически бесконечную геометрию Эвклида, а из нескольких иных аксиом бесконечную неэвклидову геометрию. Любая из этих геометрий есть прекрасное сооружение человеческой мысли – но оно не содержалось в первичных аксиомах. Фанатоид тоже допускает толкование в глубину.

    Сама возможность беспредельного углубления есть одно из притягательнейших свойств фанатоида.

    Шестое свойство: ФАНАТОИД ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОСТ. Он прост в том смысле, что сущность его всегда может быть выражена одной или двумя понятными фразами: "Своя нация лучше всех", "Бей богатых", "Все болезни от глубокого дыхания", "Единственное, что нужно делать – следовать заповедям", "Скоро конец света, спасутся лишь праведники", "Нельзя есть мясо" – и еще множество подобных фраз.

    Простота притягивает к фанатоиду людей простых или примитивных; потенциальная глубина – интеллектуалов. Сочетание простоты и глубины притягивает эстетов и любителей парадоксов. Поэтому мало кто застрахован от фанатизма.

    Фанатоид заставляет человека ограничивать проявления собственной личности.

    Как в случае болезни, поражающей суставы, гениальный пианист вначале будет хуже играть, потом перестанет играть вообще, потом не сможет делать более простые движения, не сможет вставать, ходить и ложиться – в самом тяжелом случае он станет полным инвалидом. Фанатоид, начиная с самых простых запретов, усиливается, расширяется и его запреты все более расходятся с общепринятым мнением. Фанатика это не волнует – ведь общее мнение это мнение неверных, а неверные по определению ошибаются. "Раз они ошибаются, порицая меня, значит, я еще раз прав". Так фанатик превращается в нравственного инвалида.

    Фанатоид создает человека, которому чуждо все человеческое. Робота.

    Улыбающегося, гневающегося, самодовольного, поучающего или любого другого робота. Но не человека.

    Фанатоид может лишить человека любых человеческих качеств, даже самых глубоких, даже таких фундаментальных, как способность испытывать боль. Один философ лечил подагрические боли увлеченным занятием философией. Герой увлеченный битвой, не замечает, что ему отрубили кисть руки и подхватывает знамя другой рукой. Я сам когда-то снимал зубную боль интересной партией в теннис.

    Причем это было не отвлечение: я помнил, что мои зубы болят и наблюдал как боль уходит, чтобы восстановиться пять минут спустя после игры. Любая увлеченность уменьшает боль. Фанатик – человек предельно увлеченный своей идеей, поэтому он, в критические моменты, способен не почувствовать даже предельно сильную боль.

    Поэтому фанатик сможет стерпеть любую пытку, не дрогнув и не проронив слезинки. Поэтому он может стремиться к цели, физически уничтожая при этом собственный организм (например, спортсмен, который знает, что его сердце не выдержит нагрузки, все равно участвует в соревновании). Он может стерпеть любое искушение. Может всю жизнь отказывать себе в самых естественных вещах, например, в любви, отдыхе или вкусной пище. И даже мучить себя – самомучительство может быть удовольствием для него.

    ПРИМЕР 40. Цитата. Борхес, «Хаким из Мерва, красильщик в маске».

    И они увидели, как из умопомрачительных недр пустыни (чье солнце вызывает лихорадку, а луна судороги) появились три фигуры, показавшиеся им необычайно высокого роста. Все три были фигурами человеческими, но у шедшей посредине была голова быка. Когда фигуры приблизились, те, кто остановился в караван-сарае, разглядели, что на лице у среднего маска, а двое других – слепые…

    Хронист Аббасидов сообщает, что человек, появившийся в пустыне (голос которого был необычайно нежен или показался таким по контрасту с грубой маской скота), сказал – они здесь ждут, мол, знака для начала одного месяца покаяния, но он принес им лучшую весть: вся их жизнь будет покаянием, и умрут они позорной смертью.

    Это совершенно невозможная логика с точки зрения здорового человека: ЛУЧШАЯ весть о том, что "умрут они позорной смертью". И соврешенно естественная логика для фанатика.

    В определенном смысле фанатоид лечит – потому что ослабляет боль. Это объясняет как широкую растпространенность фанатоидных доктрин лечебной направленности, так и излечение хронических болезней фанатичной верой.

    Но фанатизм снижает не только физическую боль, но и боль нравственную.

    Поэтому фанатик может убить собственную мать, невинного ребенка или тысячу людей. Но не просто убить, а убить ради овладевшей им ИДЕИ. Идея-фанатоид использует фанатика так, как поступают некоторые насекомые: они откладывают яйца прямо в тела своих жертв и вылупившиеся личинки пожирают насекомое изнутри – чтобы жить и размножаться дальше. Смерть насекомого-хозяина для них не существенна.

    5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА

    Логическим путем можно вывести лживую теорию, которая будет казаться абсолютно верной. Примеров тому множество.

    И ни по самим доказательствам, ни по выводам или постулатам нельзя будет судить о том, истина она или лжива. Так что истина это всегда вопрос веры.

    Если же в одном случае у меня в ответе получается пять, а в другом десять, то я могу сравнивать два способа решения задачи, пока найду ту мелкую ошибку, которая и привела к неправильному ответу. Возможно, не ошибку, а только неточность понимания термина, ведь любое понятие имеет не точечное значение, а область значений – и эта область содержит бесконечно много значений, слегка отличающихся друг от друга.

    Ошибочность теории не всегда выводима из ее самой. Допустим, что из всех теорий на земле существовал бы лишь марскизм, тогда никто не смог бы доказать, что эта теория неверна. Нужно сравнение, нужна альтернатива. Но, для того, чтобы поверить в Марксизм, нам, в свое время, потребовалось изучать его годы и десятилетия, на примитивном, но на вполне логичном уровне. И, к примеру, если бы я верил в него твердо (из-за его логической непогрешимости, в которой многократно убеждался), то я не стал бы тратить снова много лет на изучение теорий, которые считаю заведомо неверными, потому что они противоречат марксизму. То же самое с верой в бога. Если я потратил годы на изучение библии и убедился в том, что каждое ее слово истина, я не буду рассматривать с той же степенью подробности и непредвзято теории, в лживости которых я уверен. Тоже самое с атеизмом, национализмом, и всяческими сектантскими движениями.

    5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ

    Этот трюк широко практикуется всяческими земными божками, воспитывающими фанатичных приверженцев.

    Например, относительно известный индивидуум, называющий себя богом (божественной милостью), имени которого я называть не буду из этических соображений, так доказывает, что эволюции не существует: "Дарвин говорит, что человек произошел из обезьяны. Тогда почему же он не происходит из обезьяны сейчас?" Однако теория эволюции не говорит, что человек произошел из обезьяны, она утверждает лишь, что он вместе с современными обезьянами произошел от общих предков. Подобных простых подтасовок в трудах «бога» десятки и сотни. Фанатики ходят за ним толпой и записывают каждое его слово, не замечая подмены.

    В большинстве, а возможно, в любом государстве, воспитывается отношение к народным обычаям как к святыням. Ими умиляются, их объявляют непогрешимыи, называют "генетической памятью" или еще как-нибудь. Однако народные обычаи заслуживают гораздо меньшего пиетета, чем принято считать. Они созданы массой малограмотных людей как механизм выживания в условиях, совершенно отличных от условий нашей жизни. Поэтому они малоприменимы. Они могут быть интересны, как исторический и культурный факт, или уважаемы, как память о людях, без которых нас не было бы на свете. Но это не значит, что они истины, безошибочны и священны.

    "Народные" обычаи сегодняшних дней – это массовая мода на то или иное.

    Если сейчас увлечение массовым обычно означает отсутствие вкуса, то и раньше означало примерно то же.

    Любая святыня (то есть вещь превыше критики и воспринимаемая верой, а не разумом) кому-то выгодна. Особенно явно это заметно в случае народных святынь.

    Они выгодны любым госдеятелям, которые нуждаются в поддержке людей – или даже в отношении к себе самим как к святыням.

    Совершается следующий логический фокус:

    Вначале приравниваются понятия Родина и Государство, делаются максимально синонимичными. Оба этих слова пишутся или подразумеваются как слова с прописной буквы. «Родина» обязательно должна писаться с "самой большой" буквы, иное антигосударственная ересь, а так как Родина полностью совпадает с Государством то Государство берет прописную букву и для себя. На самом деле родина (с маленькой буквы, как слово "родной", «мама» и иные близкие сердцу слова) вечна, а разные государства лишь вырастают на ее земле и питаются ее соками, сменяя друг друга; может получиться так, что человек, даже не меняющий места жительства, за несколько лет сменяет несколько "Родин", что, разумеется, абсурдно.

    И второй шаг – воспитывается соответствующе отношение к народным святыням, отношение как к абсолюту, и внушается, а) что почитание традиций означает почитание родины; б) что абсолютное почитание родины означает и абсолютное почитание государства. Если человек не видит разницы между этими двумя понятиями, это несложно сделать. Поэтому в любой части света вы услышите слащавые песни, рекламирующие народную доблесть и доблесть народных героев – это обязательная часть официальной культуры.

    ПРИМЕР 41. Харизматическое отрезание шеи

    Одна учительница рассказала мне такую историю.

    Муж спрашивает жену, почему та, перед тем как варить курицу, отрезает у нее шею и лапки. Жена отвечает, что так делала ее мать. Муж идет к матери жены и видит, что та тоже отрезает шею и лапки. Спрашивает почему. Та отвечает, что так делала ее мать. Муж идет к бабушке жены и задает ей тот же вопрос. "А, так у меня просто кастрюля была маленькая", – отвечает старушка.

    Подобным же образом возникает и множество других народных обычаев. Многие из них вообще не имеют смысла, некоторые вредны или ошибочны. Чего стоит хотя бы заявление о том (подается как народная мудрость), что погода в первые двенадцать дней года соответствует погоде двенадцати месяцев года. В этом случае снег первого января означает снежный январь на следующий год, а значит все месяцы следующих лет до бесконечности будут радовать обильными осадками.

    Примерам подобного абсурда несть числа. Но, право же, противно слушать, с каким придыханием восхищения возвещаются подобные народные приметы в государственных радиопередачах.

    Почему не рекламируется теорема Пифагора, хотя она совершенно истина и полезна? – потому что она одинаково полезна для всех. Почему рекламируются народные приметы и верования, включая такие: "после Ильи нельзя купаться, вода холодная – Илья в воду нассяв"? – потому что для одних они гораздо выгоднее чем для других, – и эти другие вы. Эти простенькие суеверия помогают управлять вами, справляться с вами, держать вас в узде и в шорах.

    Однако сознательная или подсознательная подтасовка – это только видимая часть айсберга. В основном люди обманывают сами себя потому что хотят обмануться.

    В свое время, работая с детьми, я заметил, что не существует такой определенной вещи, как "авторитет педагога". Для каждого ребенка твой авторитет разный. Ниже или выше. Но существует такая грань, выше которой твой авторитет превращается в нечто совершенно иное – в харизму. Чем меньше ребенок, тем, как правило, эта грань ниже. Но и для взрослого не так уж высока. Еще задолго до этой грани ребенок перестает воспринимать твои слова критически, он понимает их как некоторые универсально существующие законы природы (как в примере с отрезанием шеи у курицы). Но если авторитет становится ЕЩЕ выше, то ребенок начинает находить в твоих словах то, чего в них вообще не содержалось и тоже воспринимать эту информацию как абсолютно достоверную. Он воспринимает тебя харизматически. Случайно сказанное тобой слово пробуждает самые невероятные ассоциации, простое действие воспринимается как исполненное глубокого смысла.

    Иногда, разговаривая с таким ребенком (а такие развоворы очень утомляют), я говорил что-нибудь совсем невпопад; он (или она) задумывался, затем, просияв:

    "Я понял", высказывал мне совершенно новую и незнакомую мне идею, которую якобы услышал в моих словах. То есть, бессмыслица подменялась действительно разумным умозаключением, но сам «мыслитель» этого не понимал.

    Подобным образом толкуются и любые тексты, авторитет которых очень высок, выше харизматической грани. Эта грань отделяет здорового человека от фанатика, а здоровую идею от фанатоида. Любой фанатоид, заразивший человека, имеет авторитет выше харизматической грани – поэтому-то он и поддается бесконечному толкованию и углублению.

    ПРИМЕР 42. Бегающие кирпичи.

    Однажды я гостил в деревне и мне пришлось вечером посидеть с маленькими детьми. У меня в руках был магнит, подобранный где-то в доме, круглый магнит от радиодинамика. От магнита откололся кусочек, форма которго отдаленно напоминала автомобиль. Кусочек стоял на большом магните, не падая, и поворачивался обратно, если его пробовали развернуть. Дети, оказывается, никогда раньше не видели магнита (им было лет по шесть) и очень заинтересовались. От нечего делать я принялся сочинять. Я сказал, что это волшебный автомобильчик и он может делать разные чудеса, только сейчас он устал. Дети спросили, что, например, он может сделать. Я ответил, что он может сложить разбросанные кирпичи, причем кирпичи будут бежать и сами складываться столбиком. Через пару дней мне совершенно серьезно рассказали, что дети в деревне видели, все как один, чудо: кирпичи бежали сами и складывались столбиком. И меня спросили:

    "Как ты смог это сделать?" – никто и не сомневался, что я, каким-то городским фокусом, действительно заставил бегать кирпичи. Кажется, дети тоже не сомневались в этом.

    5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ.

    Пример 43. Эффект магнитофона.

    Только что, набирая текст, я увидел соринку на клавитатуре. Вообще говоря, стучать по клавишам она совершенно не мешала. Правда, немного отвлекала. Я попробовал ее снять, но она упала между клавишами. Теперь она уже вообще не мешает, но я прерываю свою работу, чтобы достать соринку. А работа ведь довольно сложная и важная. Но соринка не вынимается, а лишь проваливается глубже. "Ну нет!" – говорю я ей, почти как живому существу и переворачиваю клавиатуру, чтобы ее вытрясти. Не тут-то было. Я пытаюсь вернуться к работе, но не могу. Приходится идти в соседнюю комнату за скрепками. Разогнув скрепку, я не без труда вынимаю соринку, которяая все так же мне не мешала и даже была невидимой. Теперь я снова могу работать.

    Я условно называю этот эффект эффектом магнитофона, потому что впервые наблюдал его у человека, пытавшегося наладить магнитофон. Там все было так же.

    Он прервал запись, потому что захотел смазать какое-то колесико. Этого можно было бы и не делать: несмазанное колесико не мешало. Но, чтобы залить смазку, ему потребовалось снять какую-то боле важную деталь и он увидел, что та деталь тоже не в порядке. Исправляя этот деффект, он нашел еще один, более глубокий.

    Несмотря на спешку, он не смог возобновить работу, пока не исправил и этот. Но в результате качество работы магнитофона его не удовлетворило (хотя недостатки были несущественны для работы) и он взялся за еще боле серьезный ремонт – стараясь лишь "ради чистого искусства". В этот день свою работу он так и не закончил.

    Здесь мы наблюдаем цепную реакцию мотивации: цепочку нарастающих жертв.

    Допустим, чтобы исправить деффект номер один, человек жертвует десятью минутами времени. Но он обнаруживает деффект номер два, который требует еще пяти минут.

    Десять минут, уже принесенные в жертву, перевешивают возможную жертву пяти. Хотя логики в этом немного, но субъективное ощущение именно таково. Но теперь общая жертва времени – 15 минут. Он находит деффект номер три, для исправления которого нужно еще десять минут. Но пятнадцать потерянных минут снова перевешивают десять и общая жертва равняется уже двадцати пяти минутам.

    То есть, ЕСЛИ КАЖДАЯ СЛЕДУЮЩАЯ ЖЕРТВА МЕНЬШЕ СУММЫ ПРЕДЫДУЩИХ, ОНА ПРИНОСИТСЯ. По крайней мере, возникает отчетливое стремление ее принести.

    Помните доктора из романа Уэлса "Человек-невидимка"? Того самого, который изобрел невидимость и потом был убит. Если бы в ту минуту, когда он впервые подумал о невидимости, ему сказали: "У вас получится, но вы будете терпеть огромные трудности, вы растратите деньги, вы приведете к смерти родного отца, за вами будут охотиться, стрелять, наконец, вас жестоко убьют." – что тогда?

    Возможно, но не стал бы на этот путь нарастающих жертв, если бы знал о нем с самого начала. Но начиналось с маленьких жертв. Каждая следующая была меньше суммы предыдущих – и она приносилась. Жертвы расли. Наконец, смерть отца сделала сумму принесенных жертв такой большой, что она оправдывала почти любую будущую жертву. Человек, разорившийся и загубивший отца ради идеи запросто отдаст этой идее и остальные "мелочи жизни". Он становится фанатиком – человеком, порабощенным идеей.

    По такой же схеме развивается драка: тот, кто получил десять сильных ударов, но не отомстил обидчику, считает нормальным получить еще парочку, но отомстить. Десять прошлых оправдывают два будущих. А двенадцать тем более оправдают продолжение драки. По той же схеме развиваются семейные скандалы, кровная месть, проигрыш состояния в казино. В каждом из этих случаев налицо ВРЕМЕННОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ В ФАНАТИКА. Поэтому, наблюдая их, можно изучать фанатизм почти "в лабораторных условиях"

    Допустим, некая дама увлеклась особенной религиозной доктриной. Она рассказала об этом подруге, но подруга не поняла и не приняла, отнеслась холодно. В результате ссора с подругой – первая жертва. Но фанатизм всегда требует жертв, они его питают и укрепляют (для этого, кстати, обязательные жертвы в религиях и культах). В результате ссоры вера в новую доктрину усиливается. Подруга рассказывает о произошедшем на работе. Некоторые подшучивают над увлеченной дамой, некоторые шутят зло, некоторые просто чуть отдаляются. Дама принимает и это – и вот уже и коллеги принесены в жертву идее.

    Следующими могут оказаться родственники. Потом здоровье. Потом красота, которая уже не волнует. Она перестает читать книги и ходить в театр. Запрещает сыну общаться с врачом – и сын остается инвалидом. Пережив это, дама чрезвычайно укрепляется в своей вере. Потом она начинает раздавать деньги, продает мебель, приводит в пустую квартиру странных людей, распевающих странные песни и превращается в законченную фанатичку. Конечно, не каждый болеет фанатизмом настолько тяжело. Но ведь совсем недавно по стране прокатилась эпидемия фанатизма – эпидемия "Белого братства" Юрия Кривоногова и Марины Цвигун.

    ЛЮБАЯ ИДЕЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ЖЕРТВЫ – ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ФАНАТОИД. Согласившись на жертву, вы, в большей или меньшей мере, становитесь ее рабом. Вскоре от вас потребуют новую жертву, потом еще и еще. Ваш мир будет становиться все уже, одноцветнее и проще. Вы войдете в тоннель, из которого нет выхода – ведь все за стенами этого тоннеля для вас уже мертво. Неужели вам нравится это?

    И разве не проще и правильнее остановиться в самом начале? Никогда не соглашайтесь жертвовать тем, что вам дорого. Наука требует жертв, искусство требует жертв, любовь и красота тоже требуют жертв, – так говорят вам. Не соглашайтесь: искусство счастливой жизни – в умении обходиться без жертв.

    Жертв требует только то, что стремится вас поработить.

    5.7. ФАНАТИК

    Если сравнивать фанатизм с соматическими болезнями, то больше всего он напоминает опухоль – чаще злокачественную, иногда доброкачественную. Фанатоид раздувается и поражает здоровые "ткани". Вначале человек становится все более и более ограниченным, затем просто гибнет, если случай тяжелый. В одном фильме о шахматистах старый игрок проиграл матч молодому потому что сдало сердце. Его подожили в клинику и предупредили, что если он будет играть в шахматы, то умрет.

    Но он все равно встречается с молодым и играет с ним, напоследок. Это сильнее инстинкта самосохранения.

    Кто такой фанатик?

    Во-первых, это эгоист, любящий лишь себя (или изначально или теперь) потому что преследует лишь собственные цели, верит лишь собственному мнению и не взирает на чужую точку зрения – даже если он заражен идеей человеколюбия. То есть, он довольно неприятен.

    Во вторых, это человек со стертой индивидуальностью. Он ничем принципиаьно не отличается от других фанатиков, кроме направленности той идеи, которой он служит. Все его индивидуальные черты съедены разросшейся идеей.

    В-третьих, это слабый человек. Фанатоид, как и любая болезнь, поражает ослабленного индивида.

    В-четвертых, он не обязательно заразен. Фанатоид гораздо чаще находит своих последователей среди примитивов, чем среди интересных людей. Эти субъекты мало кого могут повести за собой, разве только некоторых из себе подобных. Ярко выраженный фанатик также малопривлекателен, как слишком громкий звук или свет, который режет глаза. Другое дело – человек-личность на НАЧАЛЬНЫХ стадиях заболевания, тогда, когда он уже заражен, но еще не потерял индивидуальной притягательности. Такой бывает заразен не меньше, чем заболевший чумой.

    В-пятых, это человек, способный на сверхестественную жестокость, если этого потребует идея.

    ПРИМЕР 44. Терроризм

    Терроризм есть использование насилия или угрозы насилия для создания атмосферы страха. Террористы избирают своими целями этнические меньшинства, религиозные группы, правительства, партии, средства массовой информации и так далее. Террористические акты известны с давних времен. Еще в первом веке зилоты, иудейская религиозная секта, боролись таким образом против римской оккупации на территории совремнного Израиля. В восемнадцатом веке террористы действовали большей частью из религиозных побуждений. Начиная с девятнадцатого терроризм начинает политизироваться, появляются террористы-революционеры. В конце девятнацатого и в начале двадцатого терроризмом широко пользовались анархисты. Перед первой мировой войной русское революционное движение было в большой мере террористическим.

    Во второй половине двадцатого века количество террористических актов возрасло. Они облегчаются технологическими достижениями нашего века. Различные виды автоматического оружия. Мощная взрывчатка, удобная для применения. Оружие массового поражения. Объекты, поражение которых может привести к масшатбной катастрофе, например, атомные станции. Генные технологии, которые обещают просто революционизировать способность человечества к массовым убийствам.

    21 декабря 1988 года был взорван самолет над Шотландией. В самолете находились 244 пассажира и 15 членов экипажа. Кроме того, падающие обломки убили 11 местных жителей. 19 апреля 1995 в Оклахоме от взрыва бомбы, разрушившей здание, погибло 168 и ранено 850 человек.

    Стандартная модель террористического акта предполагает, что должно быть уничтожено не слишком мало людей – такое количество, чтобы привлечь внимание всего мира, и в то же время не слишком много – так, чтобы не вызвать слишком большой ненависти среди сограждан. Поэтому оружие массового поражения обычно не используется. Однако вероятность его использования с каждым годом растет.

    Например потому, что террористические акты становятся уже привычным делом и перестают привлекать внимание – значит, они должны становиться все более жестокими и массовыми. Было много случаев, когда террористические группы использовали или пытались использовать химическое или биологическое оружие, большинство из этих инцидентов незначительны. Кроме одного: использование нервно-паралитического газа апокалиптической японской сектой Аум Синрике. В сентябре 1994 секта впервые применила зарин, а в марте 1995 провела большую атаку в метро в Токио, причем погибли 12 человек и получили повреждения 5000.

    Уже есть прецендент: то есть, Идея начала свой путь.

    5.8. ИДЕЯ КАК БОГ

    Что все-таки может дать человеку беззаветное служение идее? Ведь фанатик, несмотря на ущербность, однобокость и выжженность своей жизни, часто ощущает себя счастливым и если бы ему позволили начать жизнь сначала, пошел бы тем же путем. Урвать от идеи он ничего не может, напротив, он должен отдать ей самого себя и всего себя. И чем сильнее от отдается, тем более счастлив. Здесь мы видим аналогию с половой любовью или любовью к богу.

    С того момента, когда ценность идеи стала выше ценности собственной жизни, фанатик ОБРЕТАЕТ УВЕРЕННОСТЬ И СИЛУ, СЛИВ СВОЮ ЖИЗНЬ С ТЕМ, ЧТО ЕЕ ПРЕВОСХОДИТ.

    Он обретает спокойствие, сродни спокойствию ребенка, который играет и знает, что мать рядом. Даже если любимая мать наказывает, ребенок в глубине души знает что она права и старается для его блага. Так же воспринимает жизненные трудности и несчастья фанатик – как специально сработанные для его блага: ушла жена, тем лучше, не будет отвлекать от размышлений; попал под трамвай и потерял ногу, тем лучше, я приобрел стойкость и научился терпеть боль; скоро умру, тем лучше, можно подвести итоги и серьезно заняться тем, что никогда не успевал сделать.

    Сила, которую он черпает в верности идее, позволяет ему не тратить сил на самозащиту. Вообще, любая защита от трудностей означала бы, что он недостаточно верен идее. Он отдаляется от мелких житейских невзгод и, если и замечает их иногда, то смотрит как сквозь мутное стекло. Естественно, что он не делает тех маленьких ежедневных рутинных вещей, которыми полна жизнь; «текучка» течет мимо него. Он может не стоять в очереди, не здороваться, не искать где подешевле, не зарабатывать себе на жизнь, не заботиться о своем здоровье, не воспитывать своих детей, не поддерживать в беде и пр. Все это он перекладывает на плечи других.

    И в этом смысле ему живется легче.

    Идея, как и бог, предлагает своему рабу бессмертие – если он будет служить достаточно искренне и плодотворно. Фанатик после физической смерти остается существовать в виде слепка идей – в памяти других, в соедеянном, в оставленных следах, в том шаге, который идея сделала с его помощью. Физически он не существует, но идеи вылупились из него, как из яйца, и продолжили развитие в других людях, но ведь идеи – это и есть единственная его ценность. Поэтому фанатик может умирать без сожаления. Еще одна причина легкой смерти: он не любит этот мир, он не приспособлен к нему, он не от мира сего, а скорее от мира идей – вот он и уходит туда, как к себе домой, почти не страдая при расставании.

    Примечание напоследок:

    Фанатоид – это состояние, к которому, возможно, стремится любая идея. У меня было довольно сильное побуждение пропустить в этой фразе слово "возможно", то есть, даже эта идея стремилась стать фанатоидом.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх