• 4. 1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
  • 4.2. МАССА И ЭЛИТА
  • 4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
  • 4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
  • 4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
  • 4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
  • 4.7. ЛЕЧЕНИЕ
  • 4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • 4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
  • ГЛАВА 4

    ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ

    Если бы инфузория могла думать, в первую очередь

    она бы придумала равенство.

    (Д. Близнюк)(Из неопубликованных афоризмов)

    4. 1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО

    Как вы считаете, что ценнее – мнение одного умного или десяти дурней?

    Мы считаем людей равными примерно в том же смысле, в каком в теннисе считаются равными две подачи, при которых мяч коснулся сетки: обе переигрываются, хотя в одном случае мяч упал сложно и неудобно для приема, а в другом совершенно не изменил направления и, рассуждая объективно, не было никакой надобности его переигрывать. Однако, нет точного способа определить, насколько сетка была помехой – и переигрывают обе, условно считая их одинаково испорченными.

    Ценность людей считается одинаковой для самозащиты, для защиты людей от самих себя. Стоит в теннисном матче отменить правило, по которому переигрываются подачи, и ход игры станет определяться лишь субъективными предпочтениями и фантазиями. Силой кулаков, силой толп, состоящих из фанатиков и любителей драк. Возможно, силой оружия. Но игры в нашем понимании уже не будет. Так же и люди считаются одинаковыми – эта иллюзия была изобретена в целях самозащиты и потребовлись тысячелетия, чтобы ее выработать и сделать пригодной к употреблению, чтобы сделать ее частью нашей веры. Пока иллюзия равенства – это лучшее, что мы имеем. Люди равны условно и иллюзорно.

    Но неизвестно, существует ли даже то общее отношение, в котором все люди объективно равны – они не равны по уму, по способностям, по профессиональным признакам, по квалификации, силе, здоровью, росту, наглости и прочее. Я оставляю в стороне неравенство полов или наций – потому что это неравенство на самом деле фикция, выпячиваемая и раздуваемая негодяями или глупцами. Как сказал некто, гордится своей национальностью – то же самое, что гордиться тем, что родился в субботу.

    Люди равны в юридическом смысле, по их правам, но это тоже не их объективное свойство, не их атрибут – ведь, стоит прийти к власти диктатору и установить собственный произвол, и они перестанут быть равны; к тому же, иногда юридическое равенство – всего лишь бумажный рыцарь с бумажным щитом.

    Единственное равенство, которое можно признать – равенство потенциала: потенциальная ценность любой человеческой личности равна бесконечности. И в этом отношении люди равны, но равны не как два числа, а как две неизмеримых бесконечности, две абсолютные ценности, которые, возможно, во всех остальных отношениях не похожи друг на друга.

    Субъективная ценность жизни тоже очень сильно отличается: самоубийца, который режет вены от тоски, от того, что ему все надоело и наскучило и человек из последних сил цепляющийся за каждую секунду жизни, выживший после сложной и почти безнадежной операции – разве они ценят жизнь одинаково? Алкоголик, медленно убивающий себя, медленно тонущий в реке времени, не имеющий ни прошлого, ни будущего, и творец, ощущающий каждое мгновенье как звонкую каплю света и подставляющий этой капле ладонь – разве для них жизнь одинаково ценна? Трудяга, который ненавидит понедельники и радуется лишь субботним вечерам, когда заканчивается неделя изнурительного труда – и ребенок, который счастлив утром – от того что впереди целый день игры, который вредничает вечером и не хочет идти спать – от того что день закончился – как насчет этой пары?

    Государства издают законы, утверждающие равенство, и своими же действиями это равенство отрицают. «Свой» гражданин обычно более ценен чем "чужой". Тот, кто подвергается собственным репрессиям, гораздо менее ценен чем тот, кто подвергается репрессиям чужим. Некоторая страна уничтожает невиновных, призывая их на военную службу, где они сотнями гибнут просто из-за отсутстствия элементарной техники безопасности (по этой же прчине гибнут и на гражданке) – и все вроде бы в порядке. Но эта же страна начинает кудахтать на весь мир, если где-нибудь за рубежом напали на сотрудника ее посольства. Разве это означает равенство? Одна высокопоставленная государственная дама решила осчастливить город своим приездом. В этом городе собрали хор детей и стали репетировать приветственный концерт. В решающий день детей нарядили в парадные костюмчики и привезли к месту выступления. Там они и прождали до вечера. А дама изменила свой маршрут, то ли песни ей надоели, то ли еще что. Как соотносятся ценность этой дамы и ценность обиженного ребенка? Другая дама (или та же самая, что не важно) собиралась навестить детский дом. Учреждение это никак не могли достроить уже много лет, не хватало денег. Но к приезду гостьи деньги нашлись и не только детский дом привели в порядок, но и аккуратно заасфальтировали все дороги, по которым она могла бы проехать. Так о каком равенстве может идти речь?

    Последний случай характерен и интересен особенным моральным извращением или дефектом: все те люди, которые в спешке устраняют недоделки, асфальтируют дороги, развешивают флажки и приветственные транспаранты, репетируют с детьми стишки – делают это искренне, от души, они считают, что выполняют полезное и важное дело. На самом же деле они стараются не для детей, и даже не для себя, а только ради своего начальства, которое, относясь к детям с оскорбительным равнодушием, делает все, чтобы выглядеть лучше в глазах собственного руководства. Они стараются даже не для приезжающей дамы – мало ли та видела подобных встреч? – и уж никак не для детей, они здесь на последнем месте и какая-то польза для них это лишь случайное следствие всей этой суматохи. Точно так же могли бы оборудовать богадельню или музей.

    Герой фильма или книги спасает невинную жертву (варианты: свидетеля, ребенка, заложника, любимую женщину, соотечественника и пр), при этом, как истинный супермен, убивает десятки или сотни людей, ставших на его пути.

    Допустим, те люди плохие, но не настолько же, чтобы совсем не иметь ценности.

    Однако зритель или читатель воспринимает действия героя как справедливые. Ради спасения одного хорошего можно и нужно убить сто нехороших – разве это равенство?

    Когда университет устраивает конкурс и зачисляет в студенты одного из десяти желающих, а остальных отвергает, то разве не значит это, что один избранный по некоторым важным параметрам лучше других?

    Один человек лучше другого. Признание указанного факта означает две возможности: возможность сделать себя лучше других (путь творца) и возможность считать себя лучше других (путь разрушителя). Равенство идеально подходит для инфузорий, потому что им не по силам ни первый путь, ни второй.

    Маленький ребенок неплохо видит различие в качестве людей, первым он начинает видеть различие по признаку "хуже-лучше", то есть, САМОЕ ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ: для него один человек плохой, а другой хороший, причем, хотя суждение это чисто субъективное, оно этическое – оцениваются МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА.

    Например, Маша плохая, потому что не делится конфетой, то есть, потому что жадная. Но не потому, что она глупая, толстая, бедная и вообще девочка.

    Ответить так мог бы лишь испорченный ребенок. Если спросить большую группу взрослых людей, то большинство Хуссейна назовут плохим, а мать Терезу хорошей.

    Мы всегда судим людей и приписываем каждому уровень качества. Один плохой, другой – хороший. Это различие не по уму, не по физическим данным, богатству, положению в обществе или известности – это чисто моральное различие. Это самое главное различие между людьми – РАЗЛИЧИЕ ПО УРОВНЮ МОРАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ.

    Любой человек, способный мыслить и вмеру наблюдательный, постепенно, с возрастом, научается почти безошибочно определять с первого взгляда то, что можно назвать качеством человека: вот этот хуже, а этот лучше. Можно просто идти по улице и смотреть на лица людей – и видеть, кто они и какие они, хорошие или плохие; можно даже определять их примерный уровень по десятибальной шкале.

    И даже человек, не способный к мысли, может сказать: Петр лучше Ивана, а Василий вообще хороший парень, а Жора лучше их всех, хотя и пьет.

    То есть, всех людей можно было бы распределить по некоторой шкале по признаку "плохой-хороший". Человек «хороший» это человек морально здоровый, а «плохой» – морально больной. Правда, нет точного инструмента, позволяющего определить качество человека. И пока его нет, можно сказать лишь следующее: качество человека будет зависеть: а) от структуры его морали; б) от уровня его морали (мораль отсутствует вообще или ее слишком много – человек плох; мораль на оптимальном уровне – человек лучше). Поэтому простейшими моральными болезнями будут недоразвитость морали (моральная недостаточность, моральный примитивизм) и чрезмерное развитие морали (или отдельных ее компонентов) – фанатизм.

    Мы начнем с примитивизма, а фанатизмом займемся в следующей главе.

    4.2. МАССА И ЭЛИТА

    Если бы из истории вычесть десяток точно выбранных личностей, то мы бы не имели нашего общества и уровня жизни – мы бы до сих пор выкапывали палками съедобные корни, ютились в пещерах, освещенных кострами, и собирали мед диких пчел. А сколько – не десятков – миллионов людей было вырвано из истории военными подвигами?

    Надеюсь, что вы заметили небольшую подтасовку. Миллионы людей действительно вырваны из истории, но это отнюдь не означает, что развитие человечества катастрофически замедлилось. Потому что это миллионы случайных людей. Если бы из истории вычесть десяток случайных людей, то ничего бы не изменилось, или почти ничего. Если вы заметили и поняли эту неточность аргументации, значит, вы согласны с тем, что существуют люди избранные и люди случайные, люди влияющие на духовную эволюцию человечества и люди, не влияющие на нее.

    Этот момент привлекал внимание многих исследователей. Например, Хосе Ортега-и-Гассет считал ("Восстание масс, 1930), что самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение по двум основным типам: тех, кто строг и требователен к самому себе (человек элиты или благородный человек), и тех, кто снисходителен к себе, кто доволен собой, кто живет без усилий, не стараясь себя исправить и улучшить (человек массы или самодовольный человек).

    Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он – "точь-в-точь как все остальные", и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же как все. Характерно, что вульгарные мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность, и причем повсюду. Масса давит все непохожее, особое, личностное, избранное. Кто думает не так, "как все", кто выглядит не так "как все", тот подвергается риску стать изгоем. Сегодняшние «все» – это только масса.

    Две основные черты в психологической диаграмме человека массы: безудержный рост жизненных вожделений, и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. Обе этих черты характерны для психологии избалованных детей. Баловать – значит исполнять все желания, приучить к мысли, что все позволено, что нет никаких запретов и никаких обязанностей. Тот, с кем так обращались, не знает границ. Не испытывая никакого нажима, никаких толчков и столкновений, он привыкает ни с кем не считаться, а главное – никого не признает старшим или высшим. Самодовольный человек противоположность благородному. Он доволен собой таким, каков он есть. Совершенно искренне, без всякого хвастовства, как нечто вполне естественное, он будет одобрять и хвалить все, чем он сам наделен, – свои мнения, стремления, симпатии, вкусы. Ведь никто и ничто не заставит его признать себя человеком второго сорта, крайне ограниченным.

    Наоборот, человек элиты, т е. человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность обратиться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит. Различие между человеком элиты и человеком массы: первый предъявляет к себе строгие требования, второй – всегда доволен собой, более того, восхищен. К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Наоборот, человек элиты не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием.

    Отличительная черта благородства – не права, а обязанности, требования к самому себе.

    Человек массы способен на усилие только в том случае, когда надо реагировать на какую-то внешнюю силу. Этот человек обзавелся запасом готовых идей. Он довольствуется ими и решает, что с умом у него все в порядке. Человек массы считает себя совершенным. Человек элиты ощущает что-то подобное, только если он исключительно тщеславен, да и то вера в свое совершенство не соприродна ему и даже сам он в ней не уверен. Поэтому тщеславный нуждается в других, чтобы они подтвердили мнение, какое он хочет иметь. Современный человек массы никогда не сомневается в своем совершенстве, его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство. Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость. Глупый не сомневается в себе.

    Человек массы раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется этим мусором всегда и везде. Не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право.

    Вся власть в обществе перешла к массам. Новое поведение масс: право действовать без всяких на то прав. Массы захватывают руководство обществом в свои руки, хотя руководить им они не способны. Человек масс открыл в себе идеи, но все его «идеи» – не что иное, как вожделения, облеченные в словесную форму.

    Сейчас у заурядного человека есть самые определенные идеи о всем, что происходит в мире и что должно произойти. Поэтому он перестал слушать других.

    К чему слушать, если он и так уже все знает? Теперь уже нечего слушать, теперь надо самому судить, постановлять, решать. Массы во все лезут и всегда с насилием. Замкнутость массовой души, которая толкает массу во все общественные дела, неизбежно требует и единого метода вмешательства: прямого действия.

    Цивилизация есть не что иное как попытка свести силу на роль последнего довода. Прямое действие провозглашает силу первым доводом, т е. в сущности, доводом единственным. Прямое действие – единственный метод действия масс. В общественной жизни упраздняется хорошее воспитание. В отношениях между мужчиной и женщиной принцип прямого действия выражается в распущенности. Нормы общежития, вежливость, взаимное уважение, справедливость, благожелательность!

    Кому все это нужно, зачем так усложнять себе жизнь?

    Масса уничтожает инакомыслящих. Масса – кто бы мог подумать, глядя на ее компактность и численность? – не желает терпеть рядом с собой тех, кто к ней не принадлежит. Она питает смертельную ненависть ко всему иному.

    Итак:

    а) Человек элиты требователен к себе, человек массы самодоволен.

    Оба этих типа относятся друг другу с презрением. Массовый человек говорит о личности так: – "несовременный", "закомплексованый", "необщительный", "не умеет развлекаться", "не может быть самим собой", "кривляется", «умничает» и пр.

    Интересно, как используется массой понятие современности – оно стало синонимом безнравственности: "я современная девушка" – оправдание распущенности, "он слишком современный" – осуждение порочности.

    Личность презирает своего антипода потому что он не индивидуален, а сериен, заменяем на множество других таких же точно. Но сильнее всего презирает его безотчетно, он просто противен, противен и все тут. Возможно, личность чувствует угрозу, помнит унижения, которые пришлось перенести в детстве, или отвечает на равномерное и непрекращающееся давление массы.

    Сильнейшее давление массы на любого человека – так называемое общественное мнение, которое воспринимает любое отличие как грех. Этому давлению можешь противиться временно, но не вечно, иначе теряешь силы – слишком много сил расходуются непродуктивно. И вот ты сдаешься; оставляешь за собой только то, что принципиально – принципиально для тебя и незаметно для массы, какие-нибудь внутренние вехи, которые позволяют тебе быть иным изнутри – снаружи же постепенно мимикрируешь.

    Этим отвращением к человеку толпы объясняется тот факт, что люди элиты не любят рекламу. Реклама изображает лишь самодовольных людей, то есть людей массы, и изображает их привлекательно. Даже животные из рекламы, даже растения, дома и предметы быта выглядят самодовольными. Самодовольством сочится каждый рекламный персонаж; каждая рекламная улыбка пачкает вас своим самодовольством.

    Реклама может изобразить все, кроме одного – кроме несамодовольного человека.

    Это ее принципиальное ограничение.

    б) Человек массы характеризуется безудержным ростом вожделений.

    Сейчас реклама специально создает новые потребности, чтобы затем их удовлетворять, то есть создает все более и более массовидного человека.

    Например, создает потребности в лекарствах. Вдруг оказывается, что для полноценной жизни мы должны регулярно употреблять не только витамины, но и антиоксиданты, очистители от шлаков, сжигатели жиров, бальзамы, иммунопротекторы и еще бог знает что. Оказывается, мы должны питаться таблетками, если хотим жить. Доходит до абсурда – на плакате, рекламирующем очередную панацею, написано: "для регулярного, постоянного и эффективного лечения". Совершенно неважно лечения чего – просто лечения. Кроме того, эффективное лечение не может быть постоянным, а постоянное неэффективно по определению.

    в) Идеи такого человека – это всего лишь вожделения, облеченные в слова.

    Здесь мы сталкиваеся с тем, что он совсем не безыдеен и так же служит идее, как и человек элиты. Однако, идеи его иные. Какие именно? "Вожделения, облеченные в слова", – это только первый шаг на пути к истине.

    Во-первых, он служит случайным идеям. У него нет и не может быть одной или нескольких идей, проходящих через всю жизнь. Он может попробовать играть на гитаре, поиграть в футбол во дворе, подраться с соседом, на которого зол, украсть вещь, которая плохо лежит, потом заняться воспитанием ребенка (все так делают и жена заставляет), потом поиграть в домино и выпить пива. Но во всех этих занятиях, которыми он наполняет жизнь, нет никакой системы, они и выбираются и сочетаются случайно, не образуя последовательной эволюции. Он следует флуктуациям идейного поля, случайно возникшие мысли заставляют его стремиться к случайным целям. Поэтому он и не эволюционирует, так и остается примитивом до конца своих дней. Напротив, человек элиты постоянно растет и каждый его следующий день наращивает потенциал личности, созданный всеми предыдущими днями. Примитив движется как головастик в луже и потому остается на месте, личность – как лосось, идущий на нерест за тысячи километров, и часто гибнущий на этом пути, гибнущий даже после достижения цели.

    Во-вторых, примитив имеет очень мало собственных мнений, и мнения эти очень просты и обязательно очень обобщенны. Один считает, что все евреи плохие, другой – что все дети должны слушаться родителей, третий – что все должны служить в армии и так далее. Его мнения верны для всех случаев жизни, ими можно пользоваться всегда, без исключений, в самых разных областях. Но обычно, его мнение, верное в частном случае, оказывается совершенно неправильным и вредным примененное ко вселенной в целом, однако здесь примитив проявляет "логическую слепоту" и продолжает применять частное правило как вселенскую идею. Иногда он может стать воинствующим фанатиком – но в этом случае, он перерастает себя и перестает быть примитивом, то есть человеком, неспособным к развитию. Он начинает развиваться – в неверном направлении. Но это уже иная болезнь, о которой я скажу позже, в следующей главе.

    В-третьих, примитив вообще склонен к фанатизации идеи; для него почти невозможно подвергнуть сомнению то, во что он однажны поверил.

    г) единственный довод масс – сила, единственный метод – прямое действие.

    В наше время – просто удивительно – во время науки и прогресса мысли неожиданно размножились колдуны, гадалки, знахари, экстрасенсы и целители всех расцветок и калибров. Они исцеляют чем угодно: заговорами, биоэнергией, контактом с инопланетянами, наложением рук. Спору нет, в психике человека скрыта тьма непознанных сил и то, что сейчас кажется нелепым шаманством, может оказаться совершенно разумным методом через сто лет. Но теперишний всплеск связан не с этим. Для него есть две простых причины. Во-первых, многие верят, что можно излечиться без труда, что здоровье можно купить, что можно излечить неизлечимое, в то, что возможна панацея от всех болезней или жизненных бед, в то, что зло можно заговорить, а проблемы можно решить повторением заклинания, специально подобранного на компьютере. Это вера в прямое действие. Вера в то, что если мне хочется, то мир обязан мне это предоставить. Вера избалованного ребенка. Вера человека массы, который страдает, но в силу своей ограниченности, не видит разумного пути к избавлению от страданий. Во-вторых, есть другие люди, которые бессовестно используют эту веру первых, бессовестно, потому что прямое действие исключает такие промежуточные инстанции, как совесть. Человек массы нравственно туп, это еще одно его характерное свойство. Жизнь проста. Если можно украсть – нужно украсть. Если можно обмануть – можно обмануть. Для того, чтобы лечить, не нужно иметь знаний. Чтобы учить – не нужно знать самому. Я знал одну примитивнейшую женщину, которая решила преподавать французский, не зная ни слова по-французски. Она все же получила деньги за несколько уроков. Я видел целителя, который поступил проще всех: написал рекламный плакат о том, что излечивает любые (подробно перечислено) болезни сразу, просто на глазах, и вышел с этим плакатом на улицу. Так на улице он и лечил – вставляя пальцы в ноздри и возлагая руки на голову. В простом названии болезни, указанном на плакате, были три орфографических ошибки. Три – в одном слове. Он путал падежи и писал правильно лишь очень короткие слова. Он был совершенно безграмотен, но самодоволен, он пользовался мусором в своей голове, получал деньги и не нуждался в чужом мнении. Это было прямое действие в чистом виде. Захотел – написал – вышел на улицу – получил то, что хотел. "Обучу професора, будешь лечить как я", – было написано на плакате.

    Еще один пример прямого действия – вера во всемогущество денег. На деньги можно купить здоровье, уважение, любовь, преданность, можно купить людей.

    Футбольные клубы покупают игроков и игроки ничуть не стесняются того, что ими торгуют. Политики покупают голоса. Что может помешать человеку продаться? – чувство чести. Что может помешать купить другого человека? – чувство уважения к нему. Но ни того, ни другого человек массы не имеет.

    Постепенно уходят в прошлое элитарные преступники и элитарные преступления.

    Где же вы, профессор Мориарти? На смену вам пришли простые парни с кулаками и ножиками, пьяные самцы, угоняющие первую попавшуюяся машину потому что захотелось покататься или убивающие прохожего потому что в переулке темно и скучно. Таких быстро ловят, без всяких Холмсов, быстро садят, за решеткой они кое-чему учатся и следующее преступление совершают чуть-чуть умнее. Но только чуть-чуть. Элитарные преступления сменяются преступлениями масс. Сама преступность стала массовой и, интересное слово, организованной. Личности уже не режут нас и не грябят, этим занимаются члены мафии, боевики, имеющие так же много ума и личных качеств, как муравьи-солдаты.

    д) масса ненавидит инакомыслящих.

    Она питает ненависть к иному по нескольким причинам. Во-первых, общее чувство сплочает, а ненависть одно из простейших и сильнейших чувств.

    Во-вторых, (еще одна характерная черта человека массы) – любое превосходство он воспринимает как унижение. Человек элиты оскорбляет его уже своим существованием. Тот, кто мыслит хотя бы чуть-чуть правильнее меня, должен быть наказан, ибо он оскорбил меня. И в-третьих, любая возможность сравнения есть возможность развала массы.

    ПРИМЕР 31. Борьба с инакомыслием. Развитие идеи.

    Платон считал необходимым запретить даже некоторые места из Гомера, запретить все то, что неверно говорило о богах, все что было слишком сексуально (заметим, из какой глуби веков идет борьба с сексуальностью) и даже музыку, которая слишком возбуждает чувства. Разум всех людей, согласно Платону, не может быть чист, но чисты должны быть члены совета правителей, а так как по ребенку нельзя предсказать точно будет ли он правителем, то вся информация, доходящая до детей, должна быть подцензурна. То есть, цензура должна быть всеобщей. Но, несмотря на эти пугающие и довольно современные идеи, древние Афины были сравнительно терпимы к инакомыслию. Кого-то изгоняли, кого-то казнили, изобрели сожжение книг – сжигали, например, книги Протагора, обвиненного в богохульстве, еще за много веков до христианства. Но общая атмосфера оставалась атмосферой сравнительной свободы.

    В Риме со свободой выражения мнения и мыслей стало уже сложнее.

    Говорить свободно могли лишь члены сената. Были изгнаны и Овидий и Ювенал.

    Калигула сжигал писателей живьем, опередив инквизицию на много веков. Но идея борьбы с инакомыслием действительно широко проявилась в лишь четвертом веке, когда христианство стало официальной религией Римской империи. Многобожие сменилось единобожием и обязательным единомыслием. Любое уклонение от признаваемой доктрины стало считаться тяжким преступленим. После императора Феодосия церковь стала преследовать и уничтожать не только иноверцев, но и тех христиан, которые сколько-нибудь отклонялись от традиционной доктрины или практики. Таким образом был пройден решающий этап в развитии идеи, сделан решающий поворот – ОТ УНИЧТОЖЕНИЯ ВРАГОВ К УНИЧТОЖЕНИЮ ДРУЗЕЙ. Идея стала взрослой. Так личинка превращается во взрослое насекомое.

    Первый каталог запрещенных книг появился в 496 году. В 1231 учреждена инквизиция, которая оставалась одной из самых влиятельных сил на протяжении пяти веков. С 1487 года книги стали подвергаться цензуре не после появления, а до публикации. Книгу разрешалось печатать только после того, как она была одобрена. Каталог запрещенных книг издавался церковью вплоть до 1948 года.

    В начале двадцатого болезнь нетерпимости к инакомыслию, с давних времен мучившая человечество, обострилась снова и истребила сотню миллионов людей за несколько десятилетий. И именно в начале двадцатого вся власть в обществе перешла к массам.

    Эволюция идеи нетерпимости – есть эволюция масс и эволюция человека массы.

    Двадцатый век неожиданно породил тоталитарные системы: в первую очередь коммунизм и фашизм. Историю коммунистической партии мне пришлось изучать в школе и в университете на протяжении примерно десятилетия. Главное впечатление от этого изучения легче передать на примере: когда-то Амосовым был описан случай в операционной, когда псих поднялся с операционного стала, взял скальпель и начал стоя вырезать им кусочки из собственных внутренностей. Хирурги некоторое время не могли приблизится к этому вооруженному человеку и он продолжал оперировать на себе. Это, конечно, жутко. Примерно та же жуть охватывает при изучении истории партии. Некая сила берет скальпель и отрезает от самой себя куски. Вначале отрезаются одни не-вполне-единомышленники, потом другие, потом вроде бы, в оставшемся куске кровоточащей плоти единомыслие кажется абсолютным, но и в этой единой мысли находят ньюансы, позволяющие отсечь новые куски, сила растет, кромсая собственное тело. Когда инакомыслящих не остается, начинают отсекать потенциальных еретиков, когда же не остается и таких, еретиков специально выдумывают, создавая их вновь и вновь. Ленин Сталин, Муссолини, Гитлер и множество диктаторов поменьше шли путем нетерпимости. Они уничтожали друзей. Мы в свое время называли это коммунистической принципиальностью.

    По сравнению с новыми борцами за чистоту идеи старые инквизиторы кажутся образцами доброты. За пять веков инквизиция сожгла на кострах всего лишь тридцать с лишним тысяч человек. Эта величина просто теряется в сравнении с числом смертей нашего века.

    е) Человек массы напоминает избалованного ребенка

    Не только избалованного ребенка, но и «сорного» подростка, или даже несовершеннолетнего хулигана, лет четырнадцати. И тот и другой любят общество подобных себе ("дураки обожают собираться в стаи", – пел известный бард), и тот и другой решают проблемы не умом, а насилием и физической силой, и тот и другой скорее грубо сексуален, чем романтичен, употребляет алкоголь, легко ругается матом. И тот и другой ценят лишь громкое, яркое, большое и сильное – практически лишены эстетического вкуса. И тот и другой не хотят меняться, потому что считают свою персону идеалом. То есть, человек массы есть человек остановившийся в моральном развитии, остановившийся на уровне ребенка или подростка – морально недоразвитый или морально дегенерировавший. Это человек-примитив.

    4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА

    Если благородный человек, герой, личность, описывался в литературе всех времен и народов, то изображение человека массы можно найти, за редким исключением, лишь у писателей двадцатого века. Это естественно, ведь именно в двадцатом этот репейник и расцвел своим полным цветом. Давайте посмотрим на один из портретов примитива.

    ПРИМЕР 32. Цитата. В. Набоков, «Королек»

    …когда они оба облокачивались на железные перильца балкона, зады у них были точь-в-точь одинаковые – большие, торжествующие, туго обтянутые по окатам одинаковым клетчатым сукном.

    Еще раз: мир будет потен и сыт. Бездельниками, паразитам и музыкантам вход воспрещен. Пока сердце качает кровь, нужно жить, черт возьми. Густав вот уже два года копил деньги, чтобы жениться на Анне, купить буфет, ковер.

    По вечерам раза три в неделю она приходила – дебелая, полные руки, широкая переносица в веснушках, свинцовая тень под глазами, раздвинутые зубы, из которых один к тому же выбит. Втроем дули пиво. Она поднимала к затылку голые руки, показывая блестящее рыжее оперение под мышками, и, закинув голову, так раззевала рот, что видно было все небо и язычок гортани, похожий на гузок вареной курицы. Обоим братьям был по вкусу ее анатомический смех, они усердно щекотали ее.

    Это, конечно же, гротеск. Одинаковые зады, выбитый зуб, язычок гортани.

    Но оставим в стороне слишком яркие детали. Чем еще возмущает читателя внешность персонажей? Во-первых, зады не только большие, но и торжествующие. Во вторых, «герой» рассказа не только ощущает себя хозяином жизни, но и враждебен всем, кто не похож на него самого. Что еще? Широко раззевала рот. Выставляла напоказ потные подмышки, нисколько не стесняясь. Итак, третье: отсутствие стыда.

    ОТСУТСТВИЕ СТЫДА, ВРАЖДЕБНОСТЬ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЕ БЕЗВКУСИЕ и МОРАЛЬНАЯ ТУПОСТЬ (один из персонажей к концу рассказа зарежет человека, спокойно ляжет спать и ему ничего не приснится, а с утра ему будет смешно) – характерные качества примитива.

    4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ

    Современные законы несовершенны: они защищают человека от физической боли и физического насилия, хотя нравственную боль практически всегда можно доставлять безнаказанно. Существует, конечно, защита от оскорбления, однако работает она лишь в исключительных случаях и обычно тогда, когда речь идет о политических деятелях или иных заметных фигурах. Для того, чтобы тебя защитил закон, необходимо, чтобы была в какой-то степени разрушена твоя репутация, а для этого фальшивые сведения о тебе должны быть опубликованы, переданы людям, от которых ты так или иначе зависишь, или высказаны (тоном вызывающим или хотя бы привлекающим внимание) в присутствии других людей. Такие случаи чрезвычайно редки в сравнении с примерами бытового ежедневного морального насилия и издевательства. Простейшие примеры оскорбления: человеку дают обидную кличку, обливают его бранью или делают то, что подействует именно на него: подстраивают такую гадость, которая была бы просто незамечена большинством других людей.

    Примером может служить хотя бы одна учительница: дети проходили мимо нее и шипели, она понимала, что это имеет целью обидеть ее и злилась, детям нравилось и они шипели еще сильнее, и моральная боль все усиливалась. Никакой закон не может пресечь подобные вещи.

    Защиты от такой боли не существует – возможно, как ответ, лишь причинение ответной боли. Люди могут долгие годы жить по соседству, доставляя друг другу невыносимые страдания, изощряясь во взаимных оскорблениях и достигая в причинении моральной боли изощренности хорошего средневекового мастера пыток.

    Удивительно, если поразмыслить, но эта боль по традиции считается слишком незначительной, чтобы обращать на нее серьезное внимание. Однако, она порой может довести человека и до самоубийства или убийства. (Пользуются большим успехом фильмы и книги описывающие такие случаи – поднимающие эту нерешенную и как бы несуществующую проблему – пользуются успехом потому, что они действительно волнуют нас – значит, моральная боль не такой уж пустяк.) Давайте попробуем оценить силу такой боли. В предельном случае она так сильна, что человек решает уйти из жизни – я имею ввиду доведение до самоубийства.

    Физическая боль может иметь те же последствия. Представим себе больного, страдающего от постоянных болей. Насколько сильной должна быть его боль (чисто телесная боль, без примеси моральной – то есть, со всеми остальными аспектами жизни у этого человека полный порядок); насколько сильной должна быть физическая боль, чтобы человек решил убить себя? Очевидно, что чрезвычайно сильной.

    Именно такова моральная боль человека, доведенного до самоубийства.

    Когда один ребенок обзывает другого, наример, ослом, козлом или обезьяной, другой может ответить ему тем же или ударить обидчика. И он, и другие дети сочтут это справедливым. Простейший принцип справедливости, которому следуют дети, это "око за око". Это элементарная и возможно врожденная моральная реакция – отвечать на боль такой же болью. Значит, в определенном отношении боль удара и боль произнесенного слова равны – они равны по силе. И, конечно же, оскорбление может доставить большие страдания, чем удар. Во времена дуэлей человек рисковал своей жизнью и считал справедливым убить обидчика. То есть моральная боль и здесь оказывалась предельно сильной. Но никто не имеет права причинить телесную боль, зато все могут безнаказанно унижать. Ситуация такова, как если бы было запрещено квартирное воровство, зато разрешен разбой.

    Поэтому чрезвычачно выгодно быть нравственно тупым: во-первых, ты можешь причинить очень сильную боль другому, не повредив себе (отсутствуют угрызения совести). Ситуация такая, как если бы вступили в поединок вооруженный и безоружный. Морально здоровый человек имеет иммунитет против морального садизма и моральной жестокости, зато к нему могут относиться с любой степенью жестокости. Во-вторых, нравственно тупой нечувствителен ко многим оскорблениям и общая чувствительность к моральной боли у него тоже снижена. Ситуация такая, как если бы вступили в поединок гладиатор со щитом и в доспехах и гладиатор, ничем не защищенный.

    Итак нравственно тупой имеет преимущество в контакте – и, вообще говоря, таким быть выгодно.

    Второе преимущество такого человека: он способен на больший диапазон поступков, направленных к собственной выгоде, ему не мешают честь, совесть, мнение окружающих и другие подобные "мелочи". Он может украсть, если будет уверен в своей безнаказанности, может подкупить или позволит подкупить себя, может нагло идти напролом так, что порядочные люди просто не смогут его остановить. Есть некая реакция замирания у порядочных людей – они не сразу действуют в таких случаях, с которыми не сталкивались раньше, особенно в случаях морального хулиганства или садизма; они должны вначале все продумать и взвесить, не слишком ли они обидят насильника своим отпором. Я знал одного человека, который в течение десятилетий приветствовал своих друзей грязным матом: "привет, ты такой-то и такой-то". Друзья терпели. Однажды один из недавних его знакомых не выдержал и ответил ему так же. С этого момента оскорбления прекратились. Но ведь сколько лет пришлось ждать!

    Минус его положения в том, что чаще всего он общается с подобными себе и те сильно ограничивают его преимущества. Проблемы возникают только при общении пошлого с порядочным человеком. Особенно заостряются эти проблемы там, где некоторая внешняя сила не позволяет им удалиться друг от друга: это дети в школах и любых других детских учреждениях, соседи, солдаты, заключенные тюрем и психушек, иногда члены одной семьи. Если все общество будет состоять из пошлых, примитивных и нравственно тупых людей, то подобных проблем не будет. Если исключтельно из порядочных людей – тоже.

    Раньше благородный человек учился фектовать – в отличие от пошлого, который вообще не учится и неспособен ничему научиться. Сейчас порядочный человек принципиально беззащитен – он как ребенок среди полчищ голодных крыс.

    4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА

    Все примитивы люди имеют несколько почти обязательных общих черт. Это невысокий интеллект (но не обязательно очень низкий), отсутствие выраженных специальных способностей, постоянное использование ругательств, скандальность в отношениях, употребление алкогольных напитков и иногда склонность к их чрезмерному употреблению, специфическое чувство юмора.

    а) ругательства.

    Примитив не имеет в своем арсенале негрубых средств воздействия на людей; он не умеет быть вежливым, неспособен убедить, разумно обсудить проблему, предложить компромисс, изменить свою точку зрения, найти неожиданное решение. Поэтому у него остается лишь два средства влияния на собеседника: непосредственное насилие и грубость. Как уже говорилось, приминение физического насилия повсеместно ограничено, зато грубость (ругань, выплескивание злости, речевая агрессия, угрозы) можно использовать в большенстве ситуаций. Поэтому грубый стиль отношений оказывается единственно возможным для примитива.

    Из-за неиспользования "слабых", маломощных, но умных и тонких стратегий примитив приобретает привычку к единственному «сильному» способу поведения.

    Этот способ состоит, главным образом, в унижении кого-либо. Он не ищет других вариантов, потому что с помощью единственного справляется с любыми жизненными ситуациями. Говоря метафорически, в результете привычки работать ломом, а не паяльником, ему приходится чинить ломом телевизор; хотя телевизор и перестает работать, но зато хорошо подходит в виде тумбочки. Поэтому люди, которым постоянно приходится общаться с примитивным человеком, становятся примитивными сами. То есть, ГРУБЫЙ СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ ЗАРАЗЕН. (Как и вообще заразен примитивный стиль отношений – еще и поэтому я отношу примитивизм к болезням, а не, скажем, к недостаткам)

    Использование ругательств упрощает мышление, так как упрощает оценки.

    Человек, привыкающий к ругательствам, перестает различать оттенки добра и зла.

    Все вокруг для него оценивается по двубальной шкале: худшее это (подставьте любой мат), а лучшее это класс!!! great idea!!! плюс матерные выражения с положительный значением.

    Говоря ругательствами, можно вообще не мыслить, поэтому попугаи прекрасно могут употреблять ругательства. Предпочтение ругательств – тенденция к выключению интеллекта. Поэтому чаще других ругаются группы людей с относительно низким интеллектом, как то: низшие социальные слои, дети, пьяные и привычные алкоголики, солдаты, заключенные тюрем, сумасшедшие. Правда, во многих случаях, этому причиной не только низкий интеллект, но и моральное заражение.

    Ругательства направлены против чувства чести. Любое матерное высказывание, адресованное другому человеку, имеет целью разрушить его чувство чести.

    Собеседника называют (привожу в буквальном переводе): сыном животного, сексуальным извращенцем, некоторыми органами тела, занимающимся любовью за деньги и так далее. Если человек не возражает против такого обращения, его честь либо разрушена, либо очень сильно недоразвита.

    То есть, ругань ведет к разрушению или недоразвитию нравственного чувства – во-первых, своего; во-вторых, чужого. Оно уменьшается: через привычку к тому, что тебя унижают – из-за молчаливого согласия, что ты такой-то и такой-то.

    Из-за того, что приходится отвечать в том же духе, то есть постоянно уменьшать свой стыд и бороться против него. Привычка ругаться прямо связана с отсутствием стыда, то есть со слабостью морального иммунитета. И поэтому к человеку, который ругается, липнет все плохое; человек, который легко ругается, легко совершает и подлость и низость; он не только заразен, но и легко заражается сам.

    Ругательство очень многозначно, поэтому оно равняется смысловому пробелу. В том случае, если человек хочет выразить свое чувство, но не имеет ни слов, ни мыслей для этого, он может выругаться или использовать другой заменитель, например междометие, упоминание бога или черта. Чем меньше у человека слов и мыслей, тем чаще он ругается. Если бы можно было перевести на человеческий язык лай двух случайно встретившихся агрессивных кобелей, перевод бы состоял из ругательств. Ругательства – способ выразить себя, не пользуясь ни мыслью, ни словом.

    Правда, высокопарные или банальные фразы – такие же заменители осмысленных слов, как и ругательства. Они кажутся более приемлемыми лишь потому, что не оскорбляют собеседника.

    Вот обычный стиль отношений (подросткам примерно по четырнадцать лет, посиделки вечером; все, что в квадратных скобках, приведено в переводе).

    Мальчик – девочке, неагрессивно: "А ты, [проститутка], [самка собаки], отодвинься [непереводимо] отсюда, а то я своим [половым органом] тебе до глаза достану." Ответ аналогичен. Подобный разговор не имеющий ни темы, ни направления, поддерживается долго. Единственная его цель – не сидеть молча.

    Проблема не стоит так: ругаться – это хорошо или плохо, нужно ругаться или нужно не ругаться? Этот вопрос аналогичен вопросу о том, чесаться или не чесаться, если у тебя экзема. Факт состоит в том, что если ты ощущаешь потребность ругаться, то ты морально нездоров.

    б) агрессивность

    Для того, чтобы примитив начал издеваться над невиновным, не нужна причина

    – он просто так устроен, это его естественный стиль поведения. Например, история сталинских репрессий это это история борьбы массы против элиты и против самой себя. Вроде бы есть причина каждому отдельному убийству, хотя бы какая-то причина, хотя бы повод, но стоит отвлечься от мелочей и посмотреть на все вобщем, как видишь: нет никаких причин этой громадной резне невиновных и нет никаких причин той жестокости, с которой эти действия производились, как нет причин, по которым раковая опухоль начинает разрушать здоровую ткань. Так случилось, что человек заболел. Так случилось, что заболела страна.

    Человек интеллигентный, подвергаясь агрессивному давлению массы, обычно задает себе вопрос: за что? Для него естественно, что никто не станет никого унижать без причины. Для примитива естественно обратное: унижение без причины.

    СПОСОБ ЖИЗНИ ПРИМИТИВНОГО ЧЕЛОВЕКА – ЭТО УНИЖЕНИЕ. Унижение всех окружающих и всего окружающего. Это основная его черта, которая проявляется во всем.

    ПРИМЕР 33. Квадратные глаза

    Водитель пытается исправить дверь автобуса. Вдруг оборачивается и начинает орать на пассажира, спокойно стоящего поблизости: "Ты че смотришь квадратными глазами? Тебе шо, очки купить? Так я куплю." И так далее – он разряжается, унижая другого. Для него это естественная форма поведения.

    Негодяй рвет конверты с письмами после того, как раскурочит почтовый ящик – зло в чисто виде, бескорыстное зло ради самого зла. Но предположим, что он увидит среди писем открытку с матерным посланием, написанную другим негодяем, – он не станет ее рвать, а даже демонстративно положит на место. Унижение кого-либо есть его способ жить. Кстати, и большинство заборных надписей направленны на унижение либо конкретного лица, либо просто всех окружающих.

    в) специфическое чувство юмора:

    Специфика его именно в том, что оно направлено на унижение кого-то. Примитив неспособен к доброму смеху. Пример «веселого» поступка: двое подростков испражнились в умывальник в раздевалке спортзала, хотя туалет был рядом. Это показалось им веселым. Из тех же соображений примитив в кинозале плюет на свободное сиденье, рассчитывая, что кто-то сядет и измажется. Примитив обычно смеется громко и именно тогда, когда налицо унижение. Даже анекдот, в котором никого не унижают, не вызовет у него улыбки. Сам факт его смеха направлен на унижение окружающих – он может хохотать преувеличенно громко, привлекая внимание – особенно тогда и там, где люди обычно молчат: во время фильма, в вагоне метро или перебивая кого-либо.

    4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ

    Обыкновение убивать время – еще одно свойство примитива, которого мы пока не касались. Он любит (в зависимости от достатка и наклонностей): просиживать вечера в кафе, напиваться до отключения, «дуть» пиво (как в примере 33), сплетничать часами, смотреть все подряд сериалы, просто ничего не делать, играть в дурака, домино, но не думая и не очень умея – все это просто для того, чтобы убить время. Есть еще и компьютерные игры – веяние сегодняшнего дня. Такой человек редко мечтает о том, чтобы долго прожить. Время для него не ценность, а обуза, с ним нужно расправиться хотя бы как нибудь, убить его – и жизнь примитива есть череда микросамоубийств, иногда приятных, иногда не очень.

    Примитив не знает, что ему делать с жизнью, она ему ни для чего не нужна.

    Ему не для чего жить, он может только убивать время, но не инвестировать его. Его жизнь не направлена к цели и, проживи он хоть триста лет, хоть тридцать, ничего не изменится. Так корабль без точки назначения и парусов несется ветрами и течениями туда или сюда, но никогда не достигает цели – цели нет. Стремиться не к чему. Именно поэтому он следует случайным идеям, поэтому он неспособен к напряжению и упорному труду (лишь из-под палки), неспособен ставить цели, отсюда поверхностные увлечения, отсюда же неуважение к чужой личности и жизни. Примитив не понимает ценности чужой жизни, потому что слишком дешева его собственная. Отсюда его жестокость, привычка унижать и согласие быть униженным.

    4.7. ЛЕЧЕНИЕ

    качества примитива: качества личности:

    унижение человека уважение к человеку

    самодовольство неудовлетворенность достигнутым.

    скандальность стыдливость

    Под стыдливостью здесь понимается не застенчивость и не склонность испытывать стыд по любому поводу, а то, что личность стыдится своих недостатков и худших черт. Примитив же, напротив, постоянно выставляет напоказ худшее, что в нем есть. Он может (в худшем случае) драться, валяться пьяным, орать матом на всю улицу. В лучшем случае получается примерно так: одна кандидатка в депутаты объявила, что если ее изберут, то она снимется в голом виде для "Плейбоя". Если вы думаете, что в этом случае она выставляет напоказ не худшее, а лучшее, из того что имеет, то вы ошибаетесь. Лучшее она только обещает продемонстрировать, а уровень своей нравственности она уже показала. Именно нравственный примитивизм есть ее самая неприятная черта.

    Напомню один из самых достойных образов женщины в русской литературе

    (Татьяна Ларина):

    Тиха, печальна, молчалива,

    Как лань лесная боязлива,

    Она в семье своей родной

    казалась девочкой чужой

    – довольно "несовременно", не правда ли?

    и ее антипод:

    кругла лицом она

    как эта глупая луна на этом глупом небосводе

    Эта круглолицость перекликается с окатостью задов из примера 33

    Итак, примитив самодоволен, неуважителен и не стыдится худших своих черт.

    Хотя, конечно же, не во всяком примитиве сочетаются все перечисленные качества.

    Существует целая гамма примитивизма. Различные тона этой гаммы мы ежедневно видим вокруг себя.

    а) скандальность – умение стыдиться

    Если вы помните, героиня Б. Шоу Элиза Дулитл перестала вести себя, как примитив после того, как у нее появилось что ценить.

    Одно из лекарств против примитивизма – ценность. Возможно, оно поможет не каждому, но ведь и аспирин не каждому помогает. Работая в школе, я заметил интересную и очень простую закономерность: те дети, которые занимались в музыкальной школе, практически все хорошо учились, лучше себя вели, а черты примитива, перечисленные выше, встречались среди них чрезвычайно редко и, если встречались, были выражены слабее. Такие дети были лучше других, независимо от того, любили ли они музыку и преуспевали ли в ней. Даже если они ненавидели музыку, музыка не позволяла им стать примитивами. В их жизни была ЦЕННОСТЬ, не всегда действительная, часто просто навязанная родителями, но она была.

    В одном детективном фильме медсестра делала уколы старушкам. Она колола то лекарство, от которого старушки постепенно умирали. Потом освободившиеся квартиры продавали – такой вот бизнесс. Но вот одна из старушек стала хвалить медсестру за заботливость, за умение или еще за что-то – то есть, хвалить своего палача. Как только медсестра ПОЧУВСТВОВАЛА СЕБЯ ХОРОШЕЙ, она отказалась от своей роли и ее быстренько убили, заменив другой. Интересный момент: эту женщину убили благодарностью.

    Другой пример: пробивная телеведущая, которая привыкла ко всему, склонна резать правду-матку (в ее преувеличенном варианте), никого не боится и пр, разговаривла с молодым человеком, который недавно вышел из тюрьмы. Оба ничуть не склонны к сантиментам. Но вот, как-то случайно, молодой человек сказал, что они в тюрьме смотрели передачу и рассказал, как им нравилось… И вот чудо! – ведущая смутилась и это явно отразилось в интонации ее голоса. Расказчик заметил это и смутился тоже. Они промялили несколько фраз, прежде чем вполне овладели чувствами. И эти оба смутились именно тогда, когда ощутили себя ХОРОШИМИ.

    Для того, чтобы человек стал способен к стыду, он должен чувствовать себя хорошим, должен ощущать СОБСТВЕННУЮ БЕЗУСЛОВНУЮ ЦЕННОСТЬ.

    На этом же основано простое правило воспитания: не нужно говорить ребенку, что он плохой, потому что поступил плохо; лучше внушить ему, что он все равно хороший. Тогда ему станет стыдно и он не захочет повторить плохой поступок.

    б) унижение человека – уважение к человеку

    Для того, чтобы человек стал ценить другого, он, как минимум, должен научиться ценить себя. И здесь то же самое лекарство от примитивизма – ценность.

    в) самодовольство – неудовлетворенность достигнутым.

    Другой вопрос, каким образом дать человеку эту ценность, если он ее не имеет и не хочет иметь. Примитив ни к чему не стремится, и менее всего он стремится к тому, что потребует от него усилий.

    Однако, примитив может стать фанатиком. Став им, он преображается. Он становится способен к труду и упорству, к напряжению, которое, может показаться, превышает все человеческие силы, способен к самообразованию и совершенствованию тех способностей, которые позволяют ему служить идее. Став фанатиком, он начинает развиваться и, таким образом, излечивается от примитивизма. Значит ЕГО БОЛЕЗНЬ В ПРИНЦИПЕ ИЗЛЕЧИМА.

    Большинство фанатиков коммунизма, национализма, вегетарианства, а так же религиозных фанатиков вышли из примитивов. Примитив превращается в фанатика тогда, когда он заражается идеей. Возможны два способа заражения: заражение толпы и заражение личности.

    ПРИМЕР 34. Цитата Г. Лебон, «Психология масс»

    Мы уже говорили, описывая толпу, что одним из ее общих свойств является необыкновенная податливость внушению. Мы указывали, что во всякой человеческой агломерации внушение становится заразительным, и этим объясняется быстрое ориентирование чувств в известном направлении. Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится чаще всего в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Первое формулированное внушение тотчас же передается вследствие заразительности всем умам…

    Примитив может подхватить идею в церкви, на митинге, на войне, во время паники, забастовки, во время большого празднетства. Обычно массовые идеи – это фанатоиды (см главу 5), они не излечивают, а лишь изменяют болезнь.

    Случаи личного заражения гораздо более малочислены.

    Личность, так же как и фанатик, есть, говоря образно, "человек, освещенный идеей". Но если фанатик в своем служении идее становится все более и более ограничен, то личность, наоборот – безгранична. Идея фанатика воздвигает запреты, идея личности – освобождает. Фанатик развивается в сторону все большей нетерпимости, личность – в сторону все большей толерантности и принятия чужого мнения. Фанатик путем заражения создает толпу одинаковых фанатиков, подобных себе, личность – создает отдельные личности, каждая из которых уникальна.

    И личность, и фанатик заражают идеей, которой увлечены сами. Они горят и «зажигают» других. Поэтому лекарством от примитивизма будет ОБЩЕНИЕ С ЛИЧНОСТЬЮ.

    Вот вам и критерий отбора в педвузы и в педучилища: кандидат на работу с детьми обязан быть личностью. Можно возразить, что сложно определить, господин NN – личность или не личность. Зато можно очень точно узнать, изучал ли он педагогику. Это напоминает известный анекдот о человеке, который потерял часы на темной улице, а искал их в другом месте, у фонаря – потому что у фонаря светлее.

    Но личность невозможно не заметить, невозможно спутать с не-личностью.

    Личность «светится» и освещает других. Достаточно откровенно поговорить с человеком, чтобы понять кто он есть.

    4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

    В некотором смысле жизнь в нашем обществе так же небезопасна, как она была во времена первобытного стада. Из-за низкого качества человека: из-за соседства дряни, которая может пристать в любую минуту с целью унизить и причинить боль, – это горизонтальная опасность; из-за такой же дряни, которая имеет право повелевать, например, имеет право объявить войну, принудительный призыв, ввести новый налог или форму отчетности, запретить все что угодно, заставить тебя делать то, чего ты не хочешь и не можешь – это вертикальная опасность. Примитив может оказаться милиционером (полицейским), бюрократом или генералом. Может оказаться членом твоей семьи или твоим шефом. Я знаю случай, когда начальником районного военкомата был полковник-гомосексуалист. Во время комиссии он совершенно спокойно подходил к призывникам и, разговаривая на посторонние темы, щупал их половые органы. Некоторых он принуждал к связи. У него была вся власть и противиться ему было невозможно.

    В тех обществах, где с правами человека порядок, вертикальная опасность несколько ниже, зато горизонтальная может оказаться больше – потому что примитив лучше защищен. Горизонтальной опасности подвергается в первую очередь личность, человек элиты, поэтому всеобщее опошление и примитивизация вкусов снижает остроту проблемы. В идеально пошлом обществе одинаково примитивных людей этой проблемы не будет. Сейчас мы гораздо ближе к такому обществу, чем были сто лет назад.

    4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА

    Человечество похоже на гигантский блин, который сам себя не может поднять, а личности как будто зубочитсками пытаются приподнять его изнутри.

    (Д. Близнюк)(Из неопубликованных афоризмов)

    Слова "народ", «народный» и прочие однокоренные стали чем-то вроде заклинаний. "Ах, демократия, ах, демократия! Ах, народ, ах, народ!" – умиляются на всех континентах, кроме Антарктиды, где народа пока, к счастью, нет. Нечему умиляться, господа. Народ – это окольный путь природы, чтобы прийти к нескольким выдающимся личностям, – примерно так писал философ. Народ – это семена, которые не взошли, это миллионы жизней, пропадающих без пользы и цели, это слепой великан, который, пританцовывая, топчет зрячих карликов. Народ

    – это безголовая лошадь, которая несет куда попало всадника с головой.

    Народ – означает большинство, но большинство не может быть умным, добрым, хорошим, справедливым и пр. Большинство может быть только средним – и больше никаким.

    Народность – это идол ушедшего столетия или столетий – может быть, их достояние или символ их порядочности. Сейчас, когда человечество на полной скорости вошло в сужающийся туннель примитивизации (извиняюсь за выражение, но я не ругаюсь, а говорю вполне обоснованно, см. главу 9), единственно порядочной позицией становится не народность, а аристократизм духа.

    Дилемма: народность или аристократизм духа сходна с дилеммой равенства – можно сделать всех бедными или сделать всех богатыми. Я против народа. И эта книга, в частности, есть протест против народности и маленький личный манифест аристократизма.

    Народ это только грязь, из которой могут взрасти колосья мысли и духа, или которая может заплесневеть и остаться просто дурно пахнущей грязью, считая себя при этом солью земли. Я за первый вариант. Пусть взойдут колосья.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх