|
||||
|
23. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ В МЕХАНИЗМЕ ПАМЯТИ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАМЯТИ Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г. Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономерности в механизме памяти: • при запоминании материала лучше всего воспроизводятся его начало или конец («эффект края»); • запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение времени: нескольких часов или дней; • любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Повторение вообще играет большую роль, причем, как было сказано, не механическое повторение, а логическая обработка материала; • установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности; • один из интересных эффектов памяти – это явление реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения изученного материала без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на 2-3-й день после выучивания материала; • простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго; • более сложные и не такие интересные события человек может переживать много раз, но в памяти они не отложатся надолго; • любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, так как вступает в связь с другими впечатлениями; • память человека всегда связана с его личностью, поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушениями памяти; • память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию»: при потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления, при восстановлении наоборот: сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, а затем более сложные и недавние. По мере того как человек в своем развитии поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и разновидность его памяти. Узнавание, которое сначала является элементарной реакцией на раздражитель в высших проявлениях, превращается в познавательный акт отождествления – акт мышления. Оно поднимается до уровня высших проявлений сознания. Так же и моторная память реализуется на разных уровнях. В своих высших формах она проявляется в виде сложнейших навыков, требующих умственной работы. Таким образом, даже если вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, его нельзя относить к низкому уровню или низшей ступени человеческого развития. В качестве основных уровней памяти выделяют следующие: • элементарные процессы, при которых воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошедшему как их воспроизведение; • воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|