|
||||
|
Глава 6 Десять стадий РЕЗЕРВУАРЫ ЛЮБВИ расположены в определенном порядке. Каждый из них формируется в период от зачатия до достижения нами зрелости. На определенных стадиях для развития всех своих талантов и способностей нам нужен преимущественно один из видов любви. Получив на каждом из этапов ту разновидность любви, в которой нуждаемся, мы тем самым закладываем прочное основание для получения следующего вида любви. При переходе на следующую стадию в идеале нам надо поддерживать заполненными и предыдущие резервуары любви. Если они не полны, то для сохранения связи со своим истинным “я” нам нужно после заполнения очередной емкости вернуться назад и наполнить другие вместилища. Если в период прохождения через определенные возрастные периоды мы недополучаем той любви, в которой нуждаемся, то в результате не можем познать и развить какие-то аспекты своей личности. Мы никогда потом не постигнем их — даже если вернемся назад и получим тот конкретный вид любви, которого нам недоставало. Например, если дети недополучают необходимой им любви, понимания и внимания, они не могут в полной мере осознать, кто они есть в действительности. Они не понимают, насколько уникальны, и в результате чувствуют себя не слишком привлекательными в глазах других. Если жизнь поставит под вопрос их значимость, они потеряют контакт со своим естественным состоянием внутренней любви, радости, мира и уверенности. Жизнь самыми разными способами будет сдерживать их—пока они не научатся заполнять доставшийся им от прошлого пустой (или полупустой) резервуар. Чтобы стать теми, кем мы являемся, и не потерять контакта со своим истинным “я”, определенные витамины любви следует получать в разные периоды времени. Десять временных периодов Временной период / Витамин любви / Необходимый вид любви 1. От зачатия до рождения / Витамин B1 / Любовь Бога 2. От рождения до семи лет / Витамин R / Родительская любовь 3. От семи до четырнадцати / Витамин D / Домашние, друзья и досуг 4. От четырнадцати до двадцати одного / Витамин Е / Единомышленники 5. От двадцати одного до двадцати восьми / Витамин S / Любовь к себе 6. От двадцати восьми до тридцати пяти / Витамин V / Близкие взаимоотношения и романтические связи 7. От тридцати пяти до сорока двух / Витамин Z / Любовь к тем, кто зависит от нас 8. От сорока двух до сорока девяти / Витамин О / Воздаяние социальному окружению 9. От сорока девяти до пятидесяти шести / Витамин М / Воздаяние миру 10. От пятидесяти шести и далее / Витамин B2 / Служение Богу Вплоть до достижения полной зрелости (в 56 лет) нам важно получать для своего роста витамины любви, соответствующие определенному периоду жизни. Если мы недополучаем тот вид любви, в котором нуждаемся, так или иначе это нам вредит. Проходя через определенные стадии развития, мы будем в той или иной мере что-то упускать. Это немного похоже на желание научиться читать, не познакомившись с алфавитом. Или на попытку управлять автомобилем, не умея ездить на велосипеде. Или на стремление вести свой бизнес, не научившись толком читать и считать. Хотя вы и сможете рулить, для этого вам всегда придется прикладывать дополнительные усилия. Аналогичным образом, каждый витамин любви становится основой для следующего. Получение каждого витамина любви помогает нам не утратить связи со всеми частями того, кем мы являемся. Неудовлетворенность, которую мы ощущаем по мере своего взросления, не вызвана исключительно нуждами возрастного периода, в котором мы находимся. Обычно ее причиной является недостаток необходимого наполнителя в других резервуарах. Если между супругами возникают трения, то глубинной причиной этого часто является их нелюбовь к самим себе. Пережив похожую ситуацию в своем браке, я пришел к идее о разных резервуарах любви. Хотя вам, после того как вы прочли о десяти видах любви, это кажется очевидным, я никогда прежде не встречал подобного четкого выражения данной идеи. На самом деле концепция десяти вместилищ любви и разных временных периодов развития личности вытекает просто из здравого смысла. Все родители замечают, что, по мере приближения детей к семилетнему возрасту, те становятся более независимыми и начинают искать поддержку и дружбу у других людей, меньше полагаясь на родителей. Именно поэтому младшие школьники так отличаются от дошколят. Естествейно, что очередные существенные изменения в жизни человека происходят по достижении им половой зрелости, а затем — где-то в двадцать один, когда нас начинают считать взрослыми. В это время многие оставляют дом, чтобы обрести себя и ощутить свою независимость. Каждая из этих стадий нам хорошо известна. Но с последующими мы знакомы не так хорошо. Люди считают, что в двадцать один год их развитие закончено, хотя это далеко от истины. С той же периодичностью — каждые семь лет — мы проходим важные стадии взросления. Каждой из них соответствуют различные резервуары любви. Мы становимся все более зрелыми в духовном смысле вплоть до достижения возраста пятидесяти шести лет (и это не предел). Бели вы научились поддерживать все свои вместилища любви полными, то в пятьдесят шесть обретете полный доступ к своему внутреннему потенциалу. То есть узнаете все о том, кем вы являетесь и на что способны. Оставшуюся часть своей жизни вы можете, проявляя свой потенциал, служить Богу и человечеству. Вся жизнь представляет собой процесс роста и развития. Прекратив расти, вы начинаете умирать. Процесс созревания не прекращается в двадцать один год, а продолжается всю жизнь. Как психолог-консультант, я отметил, что в возрасте двадцати восьми лет (или около того) в душевном мире моих клиентов и друзей происходят значительные перемены. Они словно бы вопиют: “Я не могу жить чужой жизнью. Мне надо найти себя, быть самим собой”. Благодаря достигнутому к этому возрасту уровню развития большинство людей уже сформировали собственный образ. Теперь они начинают серьезнее и ответственнее относиться к отношениям с близкими. Если на этом этапе не найти времени для того, чтобы быть самим собой, двигаться дальше будет невозможно. Люди испытывают желание отступить назад и вновь ощутить свободу. Человек, рано вступивший в брак, в двадцативосьмилетнем возрасте часто встречается с большими трудностями. Статистика свидетельствует: больше всего разводов приходится именно на этот жизненный рубеж. Отказавшись от себя, чтобы сохранить отношения с близкими, многие вдруг обнаруживают, что не могут дать партнеру того, что он ждет от брака. По мере вступления в стадию близких отношений (от двадцати восьми до тридцати пяти), естественным образом возникает вопрос, готовы ли мы к ним. Если вы что-то упустили по той причине, что не нашли времени быть собой, то не сможете поддерживать связь со своим внутренним наставником. Между тем, если этот контакт отсутствует, очень трудно понять, что нужно делать. Еще сложнее продвигаться вперед, поддерживать нормальные отношения и делать карьеру, если пусты другие резервуары любви. Отступить назад, чтобы продвинуться впередИтак, есть резон отступить назад, чтобы затем продвинуться вперед. В жизни можно найти массу тому примеров. У многих людей после шестидесяти-семидесяти сами собой пробуждаются яркие воспоминания детства. Дедушкам и бабушкам всегда нравится рассказывать о былом. И это очень здорово. Чтобы оставаться бодрыми и здоровыми, они неосознанно обращаются к прошлому, и от таких воспоминаний им становится легче. Если раны их детства и юности еще не зажили, а соответствующие резервуары полупусты, они просто не смогут продвинуться вперед, не исцелив свое прошлое. Их тела болеют, поскольку не заполнены вместилища любви. Некоторые из них даже теряют краткосрочную память, помня только далекое прошлое. Они не способны не только продвигаться вперед, но и обретаться в настоящем. Если человек болен и ему не становится лучше, значит, ему недоступна та любовь, которая ему нужна. Если в автомобиль не заливать бензин и не менять масло, он остановится. Аналогичным образом, когда резервуары пусты, человек не может воспринять ту жизненную силу, которая устремлена внутрь него (как бывает, когда мы любим и чувствуем, что нас любят). Во многих случаях старики начинают вести себя как ребятня или — например, из-за болезни — теряют самостоятельность и становятся зависимы от других, как дети. Пятьдесят шесть: предпенсионный кризисВ моменты перехода от одного периода жизни к другому мы в известной степени ощущаем пустоту своих остальных резервуаров. Поэтому у нас появляется сильное желание вернуться назад. Если в этот момент мы не сделаем ничего для облегчения ситуации, то будем продолжать бороться с трудностями, не осознавая, чего нам на самом деле недостает. Давайте вначале посмотрим на то, что происходит с десятью резервуарами любви в возрасте около пятидесяти шести лет. Многие мужчины просто не могут дождаться выхода на пенсию. Они стремятся наконец получить возможность делать то, чего им всегда хотелось, — расслабиться и располагать досугом. Им хочется делать то, в чем они себе отказывали, будучи кормильцами семьи. И вместо того, чтобы продвигаться вперед, они отступают назад. Им бы начать служить Богу, а они ощущают потребность в служении себе. Когда новая жизнь им в конце концов надоедает, они скоропостижно угасают. Страховые компании утверждают, что после выхода мужчин на пенсию вероятность их смерти повышается. Если же мужчина продолжает работать, то он живет намного дольше. Секрет мужского долголетия в том, чтобы продолжать работать, но иметь при этом достаточно досуга и любви. Мужчины часто продолжают трудиться потому, что любят свою работу. В этом случае можно сказать, что в их жизни поддерживается верхний уровень заполнения большей части резервуаров любви. Если вы любите свою работу, то это свидетельствует о том, что вы установили хороший контакт со своим внутренним “я”. Мужчине необходимо продолжать чувствовать себя нужным и нести ответственность за других. Иначе он потеряет жизненную энергию и смысл существования. Женщины менее склонны умирать в пятьдесят шесть лет, но и они могут деградировать. Если женщины не готовы двигаться дальше — становятся косными и упрямыми. Вместо того чтобы осмыслить на досуге опыт, приобретенный на протяжении всей жизни, и сделать мир немного лучше, они могут сделать большой шаг назад. Им ничего не стоит игнорировать чужое мнение, как тот подросток, заявляющий: “Я хочу делать то, то хочу, и меня не заботит, что по этому поводу думаете вы. Я знаю все, что мне надо знать”. Слишком большая самостоятельность способна сделать женщину нетерпимой к возражениям. Чтобы поддержать свое здоровье, женщине необходимо чувствовать, что она не одна и может положиться на других. Женщине необходимо чувствовать, что она не одна и может положиться на других; чрезмерная самостоятельность ей только вредит. Если в пятьдесят шесть лет ваши резервуары любви заполнены, то вы готовы к движению вперед. Вы начинаете испытывать невероятную радость, поскольку свободны делать то, что вам следует делать в этом мире. О вас заботятся, в вас нуждаются. С таким ощущением нет смысла болеть. Вы остаетесь здоровыми и умираете лишь тогда, когда готовы к этому после многих лет радостного, любовного служения Богу и миру. В каждый из основных переходных моментов жизни важно прислушиваться к своему сердцу и действовать так, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Если в такое время мы не сделаем что-нибудь для облегчения ситуации, то будем продолжать бороться с трудностями, не понимая, что нам нужно на самом деле. Кризис опустевшего гнезда: от сорока девяти до пятидесяти шестиСледующим из обычно рассматриваемых кризисов является кризис опустевшего гнезда. В возрасте около сорока девяти лет многие супруги, а также родители-одиночки, ощущают тщетность жизни. Когда перед ними встает задача отдать долги миру, они вдруг ощущают внутреннюю пустоту. Они мало что могут дать и чувствуют, что сами от этого теряют. Супруги часто обвиняют в своем несчастье спутника жизни. Из-за того, что дети оставили дом или стали независимыми, родители чувствуют разочарование в той степени, в какой не заполнен вакуум в семейных взаимоотношениях. Гнездо опустело. В доме никого. Что дальше? Как для супругов, так и для родителей-одиночек, эта ситуация может стать началом обретения большей свободы, позволяющей сполна насладиться жизнью, а может стать источником проблем. В возрасте 45–65 лет мы учимся получать необходимое либо из отношений с другими людьми (не близкими), либо начинаем винить свою половину в том, что она отдает нам недостаточно. В это время не надо обижаться на партнера (или на его отсутствие). Нужно подняться до ощущения вселенской любви и щедро дарить ее другим. Это время для того, чтобы помогать миру стать лучше. Если мы не подготовились к этому периоду, то испытаем подавленность из-за того, что упускаем в жизни нечто важное. Без знаний о том, как наполнять свои резервуары любви, нам становится все труднее и труднее продвигаться вперед. Хотя врачи непрестанно ищут средство продления жизни, рецепт рядом и он очень прост. Поддерживайте полными свои резервуары любви, и вы будете сохранять как духовную, так и телесную молодость. Секрет вечной молодости в том, чтобы поддерживать свои резервуары любви полными. В это время мы начинаем осознавать, что не вечны, и хотим продлить молодость. На самом деле это положительная тенденция. Если раньше мы пренебрегали заполнением всех резервуаров любви, она проявляется особенно сильно. Мы можем быть совершенно оторваны от той энергии, которую ощущали в детстве, юности и молодости. Чтобы почувствовать себя моложе, мужчины обращаются к молодым женщинам, а женщины прибегают ко всяческим ухищрениям, чтобы скинуть десяток лет. Если мы не находим способа оставаться молодыми, это становится нашей новой проблемой. Опять-таки, из-за сосредоточенности на себе, мы можем упустить предоставленную нам возможность роста. В это время мы должны быть готовы оказать помощь миру. В идеале, это должен быть момент, когда мы удовлетворили все свои внутренние потребности. Если вы как следует подготовились, на этой стадии вашей величайшей радостью станет участие в работе по превращению Земли в место, пригодное для проживания разумных существ. Совсем неплохо, если вы решитесь отправиться в путешествие по миру, в котором поделитесь с другими людьми своим внутренним светом и любовью. В это время вы сможете повстречаться с представителями других обществ и культур, выйти за рамки своего социального окружения. Очень радостно видеть людей, которые в пятьдесят-шестьдесят лет нашли время повидать свет. Кризис среднего возраста: от сорока двух до сорока девятиДругая хорошо известная критическая точка — кризис среднего возраста. Обычно он случается в сорок два. Нередко в эти годы люди начинают ощущать пустопорожность прошлой жизни. Естественно, парашютист, прежде чем выпрыгнуть из самолета, стремится неоднократно проверить свой парашют. Так и человек, прежде чем почувствует, что может приносить благо обществу, должен ощутить внутреннюю полноту. Без фундамента вам не построить дом. Если ваш банковский счет практически пуст, вы не сможете ничего пожертвовать местной церковной общине. Когда приходит время сделать очередной шаг, а вы испытываете внутренний вакуум, то отступаете назад в поисках того, что недополучили. Мужчина может внезапно почувствовать себя вольным продать свое предприятие и отправиться покорять горные вершины. Или, если он женат, увлечься другой женщиной. Если в жизни он был консервативен, может статься, ему взбредет в голову купить машину последней марки или приобрести нечто, о чем он мечтал, но так и не получил в юности или молодости. Он заново оценивает свою жизнь и устанавливает новые приоритеты. Довольно часто мужчины хотят освободиться от обязанностей, которые заставляют их чувствовать себя старыми. Настоящая же причина ощущения груза лет заключается в том, что перестали наполняться прежние резервуары любви. Бели мы не готовы в должное время сделать шаг вперед, то нам хочется отступить назад. Те периоды прошлого, в которые мужчина, по его мнению, пожертвовал собой или не получил необходимого, приводят к росту его неудовлетворенности. Чтобы продвинуться в своем развитии, ему надо получить то, что нужно, не создавая при этом хаоса в своей жизни и не причиняя вреда тем, кого он любит. Резервуары любви можно наполнить, не разрушая своей жизни. Чтобы продвинуться в своем развитии, мужчине надо получить то, что ему нужно, не создавая при этом хаоса в своей жизни и не причиняя вреда тем, кого он любит. Около сорока двух женщины тоже могут быть недовольны своей жизнью и часто жалуются, что не обрели того, чего хотели. Однажды они просыпаются, имея в голове длинный список того, что отдали, и того, что не получили взамен. Они чувствуют себя обиженными и опустошенными. Если женщина не знает о резервуарах любви, то будет склонна проклинать текущую жизнь, вместо того чтобы вернуться назад и исцелить свое прошлое. Она отстраняется от любви и часто решает посвятить себя обществу, но при этом смертельно на него обижается. Больше прежнего она усугубляет свое положение, когда чувствует себя виноватой за то, что обижается на свою жизнь. Конечно, эти переживания могут возникнуть в любое время, но чаще прошлое зияет пустотой именно в эти переходные моменты. Если мы относимся к нему без должного почтения и ничего не делаем для того, чтобы исцелить его, наполнив прежние резервуары любви, на нас не прольется благодать слияния со своим внутренним источником любви и полноты. Без такого внутреннего контакта жизнь никогда не оправдает наших надежд и ожиданий. Скрытый кризис: от тридцати пяти до сорока двухХотя в тридцатипятилетнем возрасте человек проходит через еще один кризис, об этом никто не говорит. Тридцать пять лет — время отдавать свою безусловную любовь тем, кто зависит от нас. На роль подопечных идеально подходят дети (а потом и внуки), но неплохо “справляются с этой обязанностью” и домашние животные. Примерно в это время дух человека ищет возможность безусловно отдавать себя тому, кому мы нужны и кто зависит от нас. Отдавать себя детям — именно тот вид любви, который нам нужен. Идеальные отношения между родителем и ребенком — это отношения безоговорочной любви. Ребенок ничего не должен родителю. Некоторые бессознательно оскорбляют своих детей, говоря им, что те им что-то должны. Они произносят что-то вроде: “После всего, что я для тебя сделал, ты должен чувствовать себя обязанным мне”. Это неправильно. Тем не менее, когда родители не готовы к этому этапу своей жизни, такое случается. Некоторые родители бессознательно оскорбляют своих детей, говоря им, что те им что-то должны. Отцу и матери, которые готовы к своему предназначению, ребенок воздает сторицей, а именно: дарит им возможность сполна проявлять свои родительские чувства. Это великое счастье — любить кого-то так сильно, что, даря любовь, мы как будто награждаем себя. Только боготворя детей, родители продолжают совершенствоваться. Проблемой многих отцов и матерей является то, что они заводят детей до того, как научились одаривать себя. Когда семейные пары заводят детей, не будучи к этому готовыми, то около 35 начинают испытывать чувство вины за все те случаи, когда были не в восторге от своего отцовства или материнства. Они будут раскаиваться в том, что не смогли дать своим детям того, чего они заслуживали. Или будут возмущаться тем, что дали много, а их дети ничего не отдают взамен. Если мши души не наполнены, мы не можем безоговорочно отдавать свою любовь. Это безмолвная катастрофа, потому что люди не хотят говорить о чувстве обиды, которое испытывают оттого, что обзавелись детьми. Они любят своих детей и, несмотря ни на что, любят отдавать им себя. Но они, по сути, потерпели в жизни неудачу. Чтобы уберечь себя от нее, родители должны научиться заранее наполнять свои души любовью. На этой стадии люди, не имеющие детей или иждивенцев, которых они любят и о которых заботятся как о собственных детях, почувствуют, что упустили в жизни что-то важное. Вместо того чтобы идти вперед по пути преодоления жизненных трудностей, они предпочли отступить, чтобы просто делать то, что им хочется, а не отдавать себя другому человеку. Вероятнее всего, они так никогда и не узнают, почему их ничто в жизни не радует. Чтобы познать свое истинное “я”, недостаточно иногда проводить время с племянницами или племянниками. Необходима настоящая ответственность. Каждый, у кого есть собака, знает, какую это налагает на ее владельца ответственность. Собаку надо регулярно кормить и выгуливать. Она может заболеть, и вам придется за ней ухаживать. Это, как и материнство (отцовство), требует жертв. Но дело того стоит. Если образ жизни не позволяет вам завести животное, то хлопоты о растении или о саде также могут стать проявлением вашего инстинкта заботы. Если в 35 лет у вас нет детей, недостаточно иногда проводить время с племянницами или племянниками. Другим аспектом скрытого кризиса является частота супружеского секса. Нередко именно в этом возрасте мужчина проявляет меньше интереса к половой жизни, а женщина, напротив, больше хочет физической близости. Особенно актуально это для тех, кто женился в двадцать с лишком. Если в течение многих лет жена хочет от мужа больше секса, чем тот дает, то в конце концов муж просто начинает от нее отдаляться. Очень часто сексуальные желания женщины возрастают по мере того, как прогрессирует ее биологическая готовность стать матерью. В возрасте около тридцати семи лет на недостаток секса жалуются не мужчины, а женщины. На своих семинарах, посвященных супружеским взаимоотношениям, я непременно рассказываю о том, как мужчина постепенно теряет интерес к сексу со своей партнершей, если она постоянно им недовольна. В перерыве занятия или в конце, когда я подписываю книги, ко мне всегда подходят женщины и по секрету (чтобы не смутить мужей) сообщают, что испытывают сексуальную неудовлетворенность. Они хотят секса, но мужья не проявляют к ним интереса. Когда я спрашиваю их о возрасте, они почти всегда оказываются тридцатисемилетними. Когда для женщин наступает время больше отдавать и они полны чувств, их спутники в определенном смысле оставляют их (к примеру, отправляясь играть в гольф). Происходит это, если потребности мужчин — духовные и физиологические — не поняты. В последнем случае они часто возвращаются к своим прежним запросам и стараются удовлетворить их. Логика тут такова: чем пытаться вступить в интимную близость и услышать, что тобой недовольны, лучше уж погонять мяч. Кризис самоотождествления: от двадцати восьми до тридцати пяти“Кто я? Что мне на самом деле нужно делать?” — эти вопросы идеально подходят тем, кому двадцать с чем-то. Если мы не удосужимся найти и полюбить себя до того, как перейдем в следующую возрастную категорию (двадцать восемь), — почувствуем необходимость сделать это позднее. В возрасте от 28 до 32 нередко стремление развестись, избегать общения. Многие незамужние тридцатилетние женщины удивляются, почему все еще не нашли своего партнера. В соответствии с теорией резервуаров любви все дело в том, что после двадцати они не нашли себя. Они делают не то, что им действительно хотелось бы. С одной стороны, они вступают в интимные отношения и теряют себя. В других случаях — хотят доказать, что во всем равны мужчинам. Но делают это так, что не могут быть собой (действительно собой) в своих желаниях. После двадцати наступает время исследований и экспериментов. Если упустить в этом возрасте возможность быть собой, проявляя свои желания и стремления, бессмысленно рассчитывать на то, что позже мы будем полностью удовлетворены жизнью. Если мы теряем связь со своим внутренним “я”, если не любим себя, — кому-либо трудно соответствовать нашим запросам. Если мы чувствуем, что недостаточно хороши, то — точно так же как мы предъявляем чрезмерные требования к себе — бываем требовательны и к другим. Однако никакой партнер нам не подойдет, если мы не любим себя. Женщина может воздерживаться от вступления в связь с мужчиной, если он не рассматривается ею как подходящий экземпляр для замужества, а тот в свою очередь склонен ретироваться, когда приходит время сделать предложение. Найти соответствующего партнера Когда женщины становятся слишком разборчивыми в отношении мужчин, они перестают ценить то, что могут получить, и начинают хотеть то, что получить не могут. Если они стремятся выйти замуж, то начинают искать будущего мужа, а не приятных и интересных свиданий. Им не хочется выходить за кого попало. Им кажется, что тот, за кого они выйдут, должен обладать необыкновенным потенциалом. Они не хотят терять время на встречи с “не тем”. Вообще-то это правильная идея, но здесь упущена одна очень важная деталь. Женщине надо быть осторожной, чтобы не увлечься серьезно не тем, кем нужно. В то же время ей надо встречаться со многими мужчинами. Если мужчина заинтересовался вами и не совсем безразличен вам, следует начать проводить с ним время, даже если он явно не годится в мужья. Женщине, у которой нет сильного ощущения своего “я”, трудно встречаться со многими мужчинами. Нужен только один, или она не будет встречаться ни с кем. Однако это крайность. Мужчин в жизни женщины должно быть много, тогда среди них найдется и тот, кого она ищет. Нужно всегда иметь мужчину, с которым отношения постепенно угасают, мужчину, с которым они более-менее регулярны, и того, с кем отношения только завязываются. Пусть они знают, что вы обращаете внимание на многих мужчин, и если это создает проблему, тогда… СЛЕДУЮЩИЙ! Заживить прошлые раныКогда люди достигают возраста двадцати восьми лет, они склонны переживать эмоциональное смятение — особенно если в прошлом они игнорировали свои чувства. В двадцать один год наступает физическая зрелость, а в двадцать восемь — эмоциональная. Если с отвергаемыми эмоциями прошлого не была закончена работа, они начнут вновь возвращаться к нам. По мере того как наши души созревают для интимных отношений, мы начинаем лучше сознавать то, что творится у нас в душе. Часто наружу выходит смесь разных эмоций, всего, что в прошлом не нашло своего решения. Мы начинаем подвергать сомнению все, чему научились от других. Теперь пришло время жить своей жизнью, под своим внутренним руководством. Конечно, другие могут помочь в путешествии и указать направление. Но теперь нам самим надо сердцем почувствовать, что это истинный путь, путь для нас. То, что хорошо для одного, может быть не совсем тем, что нужно другому. Если в юности и молодости мы были уязвлены, то прежде чем пойти дальше, нужно залечить эти раны. Прежде чем мы ощутим себя в безопасности, сможем открыть кому-то свое сердце, наладим душевную близость, нужно обрести уверенность в том, что нам опять не сделают больно. Если в своих не исцеленных сердцах мы чувствуем боль, то будем продолжать бояться. Из-за этого страха женщины склонны быть чересчур критичными и пугаться близости. Мужчину это не удержит от вступления в интимные отношения, но заставит уклониться от того, чтобы сделать предложение. Пока мы не залечили прошлые сердечные раны, нам трудно продвигаться к тридцатилетию, к обретению своей половины. У нас проявляется склонность чересчур много времени уделять карьере и другим занятиям, избегая слишком близких отношений. Вот секрет того, как справиться с этим: назначайте свидания, но избегайте слишком близких отношений, пока не исцелите свое прошлое. В последующих главах мы рассмотрим, как заживить прошлые раны. Кризис образования: от двадцати одного до двадцати восьмиКогда наши дети оставляют дом и поступают в колледж, проявляется новый кризис. Некоторые студенты не знают, что делать со своей свободой. Они не привыкли к самодисциплине. Когда дети уходят из дому, они, традиционно, должны найти работу и сами себя содержать. Иначе говоря — выйти из подчинения одних авторитетов и попасть под власть других. Если вы хотите выжить, нужно делать то, что вам говорят. Стараясь заработать на жизнь, вы не имеете времени, чтобы толком подумать о том, кто вы и что вам на самом деле хочется делать. В прошлом нам была недоступна роскошь проводить годы юности (от восемнадцати до двадцати одного) вдали от родителей, но за их счет. Покидая родительский дом, мы должны были сами заботиться о себе. Сегодня же многим молодым, оставившим дома, не надо думать о работе. Вместо этого они попадают в студенческие лагеря и вдруг осознают, что их жизнь уже никто не контролирует. Поскольку их не научили самодисциплине, они теряют контроль над собой, ведут себя необузданно. Оскверняют свою свободу наркотиками, сексом, пьянством, а в результате — их отчисляют из учебных заведений. Продолжат они образование или нет, но, если в этот переходной период человек не наполнил свои резервуары любви, он не будет чувствовать себя в безопасности; в поисках ее он станет распутничать или предаст себя. Молодые могут слишком рано вступать в брак просто для того, чтобы ощутить чью-то заботу о себе; или из-за неверия в себя могут отказаться от своих мечтаний. Тем, кому еще нет двадцати, для подготовки к взрослой жизни нужна поддержка многих сверстников. Огромную помощь оказывает общение с наставниками и друзьями, которые мыслят конструктивно и стремятся осуществить задуманное. Даже если впоследствии возникнут новые интересы, у вас останется чувство уверенности в том, что можно делать что-то стоящее. Тем, кому нет двадцати, для обретения уверенности необходимо вращаться в коллективе. Оказавшись не в той компании, они могут подпасть под ее влияние и позже почувствовать себя недостойным воплощения своей мечты. Им покажется, что в мире для них нет места. Нужно знать, что время для поисков своего места в жизни наступает после двадцати. Нельзя терять надежду. Многие люди, достигшие впечатляющих успехов, не могли найти себе применения и после двадцати восьми лет. Если вам удалось сделать это раньше — значит, вы один из немногих везунчиков. На большом родительском собрании в колледже, где училась одна из наших дочерей, к аудитории обратились с вопросом: “У кого карьера оказалась непосредственно связанной со специальностью, полученной в колледже?” Оказалось, что всего лишь около десяти процентов работали в сфере, соответствующей вузовской специализации. Все удивились. Таким образом администрация учебного заведения хотела успокоить родителей и показать, что на самом деле неважно, какую специализацию выберут их дети. Цель образования — найти свой интерес в жизни, понять мир и себя. Гормональный кризис: от четырнадцати до двадцати одногоВ процессе полового созревания девочки и мальчики получают большие дозы половых гормонов, в результате чего с ними происходят разительные перемены. Меняется их представление о том, что вообще значит быть парнем или девушкой. Вся жизнь подростков буквально переворачивается. Даже если наши первые резервуары любви наполнены, все равно этот переход будет драматичным. Но если мы не получили того, в чем нуждаемся, ситуация еще более усугубится. В последние годы ведется немало разговоров о том, как помочь своим дочерям и сыновьям в период их полового созревания. Исследования показывают: у девочек в период гормонального взрыва существенно меняется самооценка, а у многих мальчишек возникают проблемы с поведением. Хотя в прошлом эти темы были окружены молчанием, ныне эксперты работают над разработкой методик коррекции поведения в переходном возрасте, а родители и преподаватели учатся помогать своим детям. Конечно, стоит воспользоваться советами специалистов, но также следует понимать, что наши дети находятся на стадии перехода к следующему резервуару любви (поддержке единомышленников). Они ощущают пустоту предыдущих этапов жизни. Часто вплоть до полового созревания мы не осознаем того, что было нами прежде упущено. Только в переходной период подростки начинают ощущать тот вред, который нанесло им в прежние годы отсутствие того, в чем они нуждались. От родителей невозможно укрыть, что в возрасте двенадцати-четырнадцати лет с их детьми происходят кардинальные перемены. В этот период подростки стараются избавиться от родительской опеки; все в большей степени они подвергаются влиянию сверстников. Игры теряют для них первостепенное значение. Школьники начинают выполнять больше заданий и сосредоточиваться на реализации своих проектов и целей. Если в младшем возрасте они не наигрались, то теперь могут сопротивляться своим новым обязанностям и стремиться иметь больше свободного времени. Хотя в этом возрасте подростки испытывают огромную потребность в поддержке сверстников, они все еще нуждаются в поддержке семьи и друзей. Родительская любовь и поддержка всегда является основой нашего роста, но развитие в подростковом возрасте зависит, прежде всего, от сверстников и наставников. Неспроста мудрые родители активно поощряют участие своих детей в позитивной групповой деятельности. Однако на этой стадии ложка дегтя может испортить бочку меда. В группе дети часто подпадают под влияние ее лидера. Особенно это верно в тех случаях, когда у подростка нет ярко выраженной положительной ролевой модели. Ответ на вопрос о том, кем они являются и что им следует делать, подростки ищут вне семьи. Фактически, они уходят из дому, чтобы научиться чему-то у других, а потом возвращаются к родителям с багажом накопленных знаний. Моя собственная мать мудро помогла мне найти многих наставников и поощряла мои занятия в группах — от каратэ до редколлегии школьной газеты. В это время возникает целый ряд интересных возможностей. Тинэйджеру необходимо время для учебы, увлечений и для того, чтобы отличиться. В подростковом возрасте закладываются основы его уверенности в себе. Важно определить, что у тебя хорошо получается, и убедиться, что ты можешь делать это все лучше и лучше. Для этого идеально подходят все виды спорта, пение, драмкружок и даже продленка. Не менее важно, чтобы родители не отдалялись от подрастающих детей. По мере того как они будут становиться все более независимыми, наше родительское амплуа существенно изменится. Раньше у нас хорошо получалось командовать детьми, теперь нам надо стать их советчиками. Командир контролирует, а консультант выслушивает и дает совет лишь тогда, когда его просят; принять или отвергнуть совет — дело самого ребенка. Для матерей и дочерей этот период часто становится тяжелым. Приноравливаться к мамам девочкам свойственно в младшем возрасте. Настолько, насколько девочки раньше уступали маме (чтобы та осталась довольной), девочки-подростки будут бунтовать и противиться ее авторитету. Иногда дочери трудно дистанцироваться и обрести свое “я”, не оттолкнув от себя мать. Матерям, в свою очередь, трудно прекратить командовать жизнью подростков. Инстинкт материнской заботы, который так хорошо показал себя в первые годы жизни ребенка, воспринимается подростком как чрезмерная опека и покушение на личную свободу. Родителям следует понять, что теперь у них меньше власти над ребенком. И это хорошо! Подростку нужно начинать получать поддержку вне семьи. Как сказала одна девчонка: “Мне больше не надо матери в таких количествах. Но, возвращаясь домой, я радуюсь, что она рядом”. Безмолвный кризис: от семи до четырнадцатиНачало обучения в школе может стать для детей настоящим потрясением. Но, как правило, об этом никто не знает или не вспоминает. Это безмолвный кризис, так как дети уходят из дому и родители не знают, что с ними происходит. Если ребенок не чувствует себя свободным в проявлении своих чувств, очень часто он не только не рассказывает о них родителям, но и сам не силится осознать, что с ним происходит. Чтобы узнать, что творится у них внутри, детям в этом возрасте нужен еще кто-то, кто проявит заинтересованность к их внутреннему миру, заставит заглянуть в себя и поведать о своих ощущениях, переживаниях и желаниях. Если в раннем возрасте ребенок не получил должной заботы, то на второй стадии взросления он, вполне вероятно, попытается оставаться “маленьким”. Он может вспыхивать детским раздражением, мочиться в постель, сосать пальцы или демонстрировать другие виды регрессивного поведения. Вместо того чтобы ребенка за это наказывать, родителям надо понять, что он просто стремится отступить назад и наполнить свои первые резервуары любви. Родители могут помочь ребенку, предоставляя ему время и возможность получить то, в чем он нуждается. Примерно в семилетнем возрасте у нас проявляется потребность в активных играх, развлечениях и дружбе. Это выглядит так, словно мы очнулись от сна первых семи лет жизни. Период от семи до четырнадцати лет — время учиться тому, без чего не обойтись в социуме, а также умению отдыхать. Несомненно, эти возрастные границы условны. Некоторые дети пробуждаются раньше, другие “спят” дольше. Если в первые четырнадцать лет жизни у нас не было возможности (безопасной) противиться переменам и испытать весь спектр переживаний, мы не можем четко определить, кем являемся и чего хотим. На “игровой” стадии мы учимся не торопиться с получением желаемого. Но прежде — научаемся участливому отношению к другим, щедрости. Эти приобретенные качества позволяют нам лучше понять, чего хочется нам самим, и терпеливее ждать исполнения желаний. Существенная часть данного процесса — вспышки раздражения из-за того, что что-то не по-нашему. Когда взрослые реагируют на эмоциональные всплески ребенка с любовью, не диктаторски, это становится важной составляющей здорового развития эмоциональной сферы ребенка. Совсем без детских истерик не обойтись — именно они учат вашего сына или дочь справляться с сильными желаниями, не подавляя их. Если родители в ответ не выходят из себя, ребенок в конце концов понимает, как контролировать свое поведение. Взрослые — и те порой ведут себя как дети. По-хорошему, надо бы им научиться получать необходимое, не выплескивая на других свои отрицательные эмоции. В большей части тех случаев, когда мы обвиняем в своем несчастье других, нам нужно наполнить первый резервуар любви. На что бы вы ни указывали обвиняющим перстом, остальные три пальца всегда обращены к нашим первым вместилищам любви. Чтобы освободиться от осуждения других людей, необходимо прислушиваться к своим чувствам и относиться к ним так, как родители относятся к капризам своих детей. В десятой главе мы узнаем, как поддерживать эти резервуары заполненными, не уподобляясь двухлетнему ребенку. Поддержание первых резервуаров любви наполненными — в основе чувства безопасности. Если нами пренебрегали — мы не испытываем драгоценного чувства поддержки. Даже обретя внешнюю безопасность, мы не можем ощутить истинный покой, поскольку не знаем, чего заслуживаем. В глубине души таится ощущение, что у нас могут все отнять. Мы думаем: для того чтобы нас любили, нужно быть хорошими, и правильно себя вести. Но для маленького ребенка эта слишком большая нагрузка. Ему нужна безусловная и чистая любовь. Только если наши первые эмоциональные потребности в любви удовлетворены, мы сможем испытать радость от прикосновения к своему истинному “я”. Если в детстве мы ощущали любовь и заботу о себе, то во взрослой жизни любовь к себе будет даваться нам сама собой. Без этого прочного фундамента всю оставшуюся жизнь мы так и не сможем по достоинству оценить себя. По своей природе мы уже полны радости, любви, покоя и уверенности. Детям подобные ощущения даны от рождения. Но, перестав получать ту любовь, в которой нуждаются, они постепенно утрачивают контакт со своей истинной природой. От любви, отмеренной нам в раннем детстве, зависит и степень нашей связи с тем, кем мы являемся на самом деле. Так же как любовь соединяет нас с другими, она связывает нас и с самими собой. В детстве мы лишены возможности любить себя. Единственный способ осознавать себя — наблюдать свое отражение в зеркале родительской любви и подмечать, как к нам относятся домашние и друзья. Если они демонстрируют уважение, мы понимаем, что достойны уважения. Если они заботятся о нас, мы считаем, что имеем на это право. Если они помогают нам, тратя свое время и энергию, мы чувствуем, что стоим этой заботы. В начальной школе (от семи до четырнадцати) детям необходимее всего ощущение безопасности. По мере того как ребята растут, познают мир и готовятся к жизни в нем, им следует позволить делать множество ошибок — из тех, на которых учатся. Одновременно родителям нужно направлять жизнь ребенка и защищать его от негативных влияний. Для маленького человечка это время забав и свободного самовыражения. Если подходить к ребенку с мерками совершенства, это может повредить его естественному развитию. Взрослые склонны быть чересчур серьезными и ориентированными на работу потому, что именно этого от них ожидали в детстве. В их семьях делался слишком большой акцент на выполнении домашней работы, упорном труде и самопожертвовании ради семьи. На самом деле это время предназначено для единения с теми, кто заботится о ребенке; это время невинности и безусловного прощения. На ранних стадиях рассматриваемого этапа ум еще не развился в той степени, чтобы быть способным проводить разграничение: “Я сделал что-то плохо, но я не плохой”. Ребенок делает прямолинейный вывод: “Если сделанное мною плохо, значит, я плохой. Если со мной случается что-то плохое, значит, я плохой”. Даже взрослые в большинстве своем не осознают данного различия. Это происходит потому, что, когда они были детьми, их родители тоже не видели разницы между двумя изложенными выше утверждениями. Если ребенок не хочет исполнять ваших указаний, лучше сказать ему, что он “не контролирует свое дурное поведение”. Тогда он не будет ощущать себя ущербным. Когда ребенок ведет себя плохо, родителям” вместо того чтобы сразу усмирять его, нужно немного подождать — минуту на каждый год жизни ребенка. Если ему восемь лет, значит, перерыв должен быть восьмиминутным. Когда ребенок ведет себя плохо, он не выполняет ваши желания и требования, выходит из-под контроля. За несколько минут передышки он сможет получить то, что ему нужно, чтобы снова стать управляемым. Просто оставьте ребенка на это время в комнате одного. Тем самым вы не позволите ему беспокоить своими выходками других, и одновременно предоставите ему возможность пережить бурные эмоции и освободиться от них. В это время у ребенка может проявиться вспышка гнева. Ну что же — она поможет ему научиться контролировать свои эмоции, не подавляя их. Если взрослые понимают важность эмоциональной целостности человека и осознают ценность чувственного разума, то им легко понять, насколько важно с помощью подобных перерывов дать ребенку шанс обрести контроль над собой. Бог сделал наших детей такими, что их нужно воспитывать и устраивать “паузы”, если они упрямятся. Если ребенок не хочет оставаться в комнате или ванной, лучше не закрывать дверь на защелку, а самому удерживать ее закрытой — пусть знает, что он не оставлен и что за дверью кто-то есть. Регулярное проведение таких перерывов позволяет ребенку не терять контакта со своими чувствами, в частности — с желанием сделать других счастливыми. Наказания не достигают своей цели. Тюрьмы заполнены людьми, которых наказывала жизнь и родители. Девяносто процентов находящихся в тюрьмах — мужчины, а девяносто процентов обратившихся за психиатрической помощью — женщины. Когда мужчину наказывают, он вымещает зло на других, тогда как женщины вредят самим себе. Это одна из основных причин, почему в период полового созревания для девочек свойственна заниженная самооценка, а для мальчишек — хулиганские выходки. Парни склонны относиться к миру так же, как когда-то обошлись с ними, то же происходит и с девушками. Наказание постепенно делает нас невосприимчивыми к своим чувствам. В результате — мы теряем свое естественное желание доставить родителям удовольствие. Многие из нас, повзрослев, становятся на удивление заботливыми потому, что в детстве не смогли в должной мере порадовать своих родителей и домашних. Если родители помогают детям радовать их, у мальцов формируется здравая самооценка. На этой стадии родители могут ощутить себя в какой-то мере бессильными помочь своим детям. Как бы вы ни любили своего ребенка, вы не можете сделать его счастливым, если друзья не будут хорошо к нему относиться. Как бы вы ни любили его, вы не можете дать ему любовь к себе самому. Но вы можете помочь своим детям. Выслушивая их и пытаясь понять, вы уже им помогаете. Безусловная забота родителей поддержит надежду ребенка на получение от членов семьи и друзей того, что ему нужно. Также родители очень помогают своему ребенку, когда устраивают его контакты с другими детьми, дают возможность подружиться со сверстниками. На этой стадии ребенку необходимо успешно адаптироваться к социальным законам и условиям жизни в обществе. Забота родителей не теряет своего значения. Однако чересчур большая опека — это не хорошо. Когда родители дают слишком много, дети отталкивают их от себя; им надо самим делать что-то для себя. Кризис рождения: от появления на свет до семи летС рождения мы в течение примерно семи лет пребываем на стадии развития, удачно характеризуемой словом “дремота”. Мы не способны понять, кем являемся и что можем получить от родителей. В младенчестве мы связаны со своими няньками и родителями и растем, окруженные их любовью и заботой. Наше собственное отношение к миру и связям с ним начинает формироваться с самого рождения. Вышедший из материнской утробы младенец не способен приобрести то, что ему нужно. Если о ребенке не заботиться, он умрет. Эти физические реалии формируют у малыша одно из двух настроений: “У меня есть потребности, и я способен их удовлетворить” или “У меня есть потребности, но я неспособен их удовлетворить”. Таким образом, мы будем продвигаться по жизни, чувствуя себя или могущественными, или бессильными. Малыш чувствует себя или способным, или бессильным приобрести то, что ему нужно. Первые впечатления от жизни всегда являются самыми глубокими и наиболее долговременными. Хотя при рождении ваш ум еще неразвит, вы способны чувствовать и оценивать ситуацию, в которой оказались. Вы или чувствуете, что можете получить то, что вам надо, или ощущаете свою неспособность сделать это. По той причине, что лет шестьдесят назад в роддомах младенцев начали держать отдельно от мамаш, множество детей, повзрослев, решили, что неспособны обрести необходимое. К счастью, сегодня от этой практики повсеместно отказываются. Мы стали понимать важность связи между родителями и ребенком. Человек, ощутивший в детстве бессилие, повзрослев, не обязательно ощутит неспособность обрести желаемое. Во многих случаях отсутствие чего бы то ни было, может сделать нас более сильными. Если мы чувствуем, что не можем получить то, в чем нуждаемся, — поневоле ведем себя так, чтобы не выглядеть слабыми. Но, даже достигнув своего, мы чувствуем порой, что никому не нужны. Если я чувствую, что мне не дадут того, что мне надо, то решаю, что мне надо подрасти и обрести способность самому всего добиваться. Прежде чем я смогу делать все сам, у меня уже появится ощущение излишней, гипертрофированной ответственности и независимости. Я могу чувствовать себя вполне способным достичь внешнего успеха, но при этом буду упускать внутренний успех. Если ребенок растет слишком быстро, он пропускает некоторые важные стадии развития. Другая распространенная реакция на чувство бессилия — неспособность определить, что нам нужно и чего хочется. Если мы не получаем то, в чем нуждаемся, нам трудно прочувствовать и определить свои потребности. Не имея о них четкого представления, трудно ощутить, что мы достойны их удовлетворять, что имеем на это право. И наоборот: чем больше мы получаем того, в чем нуждаемся, тем яснее осознаем свою потребность в этом, тем сильнее чувствуем, что имеем на это право. Четкое знание своих потребностей дает ощущение, что мы вправе их удовлетворять. Без ясного ощущения своих прав, мы расходуем в процессе приобретения желаемого слишком много сил. Доставляя удовольствие родителям ради того, чтобы они дали нам необходимое, мы по ошибке отказываемся от себя. Бессилие может сделать нас или чересчур зависимыми от других, или заставит слишком полагаться на самих себя. Если в начале жизни вы внутренне чувствуете себя способным получить то, в чем нуждаетесь, значит, в конце концов достигнете здорового равновесия между зависимостью от других и надеждой на себя. Если я считаю, что мне не дадут того, в чем я нуждаюсь, то сам стремлюсь приобрести то, что мне хочется. Существует различие между тем, что нам нужно, и тем, чего мы хотим. В своих потребностях мы зависим от других; в своих желаниях мы полагаемся на себя. Детям требуется на протяжении многих лет получать необходимое, прежде чем они обретут способность приобретать то, чего им хочется. Вплоть до двадцати одного года мы в большей степени зависим от того, что делается для нас. После того как мы разменяли третий десяток, у нас появляется намного больше возможностей получить то, чего мы хотим. Если мы слишком быстро научились заботиться о себе, то думаем, что должны делать все сами. Мы не ценим помощь других и даже отказываемся от важной поддержки. В отношениях с близкими мы не чувствуем себя комфортно. Во всех странах мира, где новорожденных не отлучают от матерей, дети намного ближе к своим родителям и семьи намного сплоченнее. Хотя в развитых странах мы и пережили родовую травму отрыва от матери, в этом есть свои плюсы. Для того чтобы найти лучший путь, порой надо пойти в неверном направлении. Целое поколение стремилось делать все самостоятельно, своими силами обретать необходимое во внешнем мире. Сегодня эти люди заново осознают свою потребность в любви. Появилось множество психотерапевтических методов, помогающих нам вернуться обратно и залечить травмы, вызванные дефицитом того, в чем мы так нуждались в раннем детстве (когда были максимально беспомощны и ранимы). От зачатия до рожденияСвой первый жизненный опыт мы получаем еще в материнской утробе. В это время мы ощущаем свою связь с Богом. Речь не о каком-то стройном миропонимании — ум на это поначалу не способен. Однако ощущение связи с Творцом еще живо. В двухлетнем возрасте (когда быстро развиваются наши речевые способности) мы, как правило, забываем об этих переживаниях детства. Для большинства людей нахождение во чреве матери подобно пребыванию в раю. Мы ни за что не отвечаем. Все делает Бог (Природа-мать), нам же не нужно прикладывать никаких усилий. Здоровые, сильные и растущие люди находятся в контакте с энергией Создателя. Это и есть наша первая связь с Богом. К сожалению, если окружающие не верят в божественную творческую энергию, не зависят от нее, после рождения мы постепенно теряем с ней связь и забываем, что Бог всегда рядом, что Он всегда помогает нам и проявляет свою заботу. Все виды исцеления зиждутся на божественной энергии. Врач может дать лекарство, помогающее выздоровлению, но исцеляет людей энергия Бога. Болезни и лечение — неизбежные составляющие жизни. Если мы больны, это свидетельствует о том, что нам нужно восстановить связь с энергией, которая нас создала. Иногда еще в материнской утробе мы начинаем терять контакт с божественной энергией, созидающей наши тела. Если мать испытывает отрицательные эмоции, это может сказаться на всей нашей последующей жизни. Чтобы ваши дети были здоровыми и счастливыми, нужно в первую очередь помочь будущей матери во время беременности получать все, в чем она нуждается. Также большое значение имеет ее отношение к Богу. Если беременная чувствует, что ей все нужно делать самой, то такая — антидуховная — настроенность опять-таки скажется ребенке. Мудрая женщина уделяет достаточно времени для того, чтобы получить то, в чем она нуждается, и не беспокоится о жизненных целях и амбициях. Для нее намного важнее во всем положиться на Бога, отключить свой ум и позволить природе делать свое дело. После рождения ребенка у матери будет достаточно времени, чтобы снова сосредоточиться на личных амбициях. Если родители всецело полагаются на врачей, а не на Бога и природу, потребность детей знать о том, что мир дружественно настроен к ним и волшебным образом отвечает на все их запросы, не встречает отклика. Матери следует противостоять своей склонности забывать о Боге; хорошо, чтобы, вынашивая плод, она читала духовную, возвышенную литературу, проводила много времени на природе. Если нарушена связь с природными ритмами, трудно чувствовать себя во время беременности хорошо. Прочитав о ранних стадиях жизни ребенка, легко прийти к выводу, что в детстве мы не получили необходимого. Больше того: истоки едва ли не всех наших проблем — в прошлом. Если мы начинаем ощущать свою беспомощность, значит, в нас пробуждаются переживания детства. Разумеется, это не повод для уныния. Можете потрепать себя по плечу и сказать, что все будет хорошо. У меня для вас хорошая новость: если вы читаете эту книгу, значит, вскоре будете способны заполнить все свои резервуары любви и приступить к получению того, в чем нуждаетесь. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|