|
||||
|
27. Мотивационная сфера психики Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психическая активность человека и направляет его деятельность на какой-либо объект; силы, которые движут человеком при выборе той или иной модели поведения, того или иного способа действия. Эти явления относятся к мотива-ционной сфере психики. Чтобы подойти к понятию мотивации, надо начать с потребностей – фундамента мотивационной сферы – и мотивов – более сложных психических образований, на основе которых и формируется мотивация. Потребности – субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды. Представления о потребностях как самостоятельном психическом явлении сформировались в первой половине XX в. Одной из первых работ, посвященных данному вопросу, была монография Л. Брентано, вышедшая в 1921 г. Брентано предлагал рассматривать потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить. В психологии было множество различных классификаций потребностей. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу – представителем гуманистической психологии. Маслоу высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные. Согласно выстроенной им иерархии, в основании пирамиды человеческих потребностей лежат потребности физиологические, а венчают ее потребности, связанные с самореализаций человека – наивысшим уровнем психологического проявления. В целом пирамида выглядит следующим образом: 1) физиологические потребности (пища, вода, воздух); 2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая); 3) потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности к какой-либо социальной группе); 4) потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.); 5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости); 6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого). В основе данной иерархии лежит представление о том, что доминирующие потребности, расположенные внизу пирамиды, должны быть в достаточной мере удовлетворены прежде, чем человек сможет осознать наличие у себя потребностей более высокого порядка и быть мотивированным ими в своих действиях. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|