|
||||
|
Гипносомнамбулизм — это «микроскоп души»
Известна истина: «никто не может поручиться за свою храбрость, не испытав ее», но ценой таких испытаний может стать человеческая жизнь. Как же измерить храбрость, не подвергая жизнь опасности? Как уже говорилось, гипносомнамбулизм представляет собой уникальный исследовательский метод, позволяющий изучать в условиях лабораторного эксперимента, воспринимаемого сомнамбулами как реальность, психические феномены. Так, смоделировав рискованную для жизни ситуацию, мы увидим реальные действия испытуемого и сможем их оценить. Внушив прогрессию возраста (забегание вперед), мы увидим, как данный человек будет реагировать на значимые для его «Я» ситуации в будущем. Это важно, ибо, как предупредил М. Аврелий: «Мы не то, что думаем о себе, а мы то, что действительно думаем о себе». В сомнамбулизме внушение апеллирует к подсознанию, то есть к тому, какие мы есть на самом деле. Стало быть, используя метод моделирования, можно прогнозировать с большой вероятностью поведение, что явится важным элементом подготовки различного рода специалистов и оценки их профессиональной пригодности. Приведу опыт из собственной практики. Однажды, выступая в пожарном дивизионе с «Психологическими опытами», я внушил солдатам, что на Луне пожар. К слову, этот случай стал поводом к написанию статьи[138], которая так и называется — «Пожар на Луне». Несмотря на то что солдаты прошли теоретический и практический учебный курс, у многих вызвала панику команда «Пожар!». Они бросились ничком на сцену и по-пластунски стали отползать от предполагаемого очага возгорания. И только два солдата не растерялись и стали гасить огонь. Один из них взял командование на себя, быстро и четко отдавал приказы согласно инструкции. Сразу выяснилось, кто есть кто. Командиры, сидевшие в первом ряду зрительного зала, с одобрением смотрели на действия молодого солдата. Любуясь им, они понимали — из него выйдет хороший командир пожарного расчета. Приведенный эксперимент показывает, что гипносомнамбулизм интересен не только для практики гипнотерапии. Велики его возможности как методического средства при изучении физиологических и психических процессов, происходящих в мозгу человека. Автор аутогенной методики Щульц писал: «Гипноз производит в мозгу „психическую лейкотомию“»[139] (Шульц, 1925); Гейденгайн, исследуя физиологическую сущность гипноза, обнаружил, что «с увеличением числа фактов, доставляемых гипнотическими опытами, растет уверенность, что этот метод является средством к исследованию функций мозга, которое не может быть заменено никаким другим методом исследования» (Гейденгайн, 1881, с.79). Продолжая мысль своего учителя Гейденгайна, И. П. Павлов говорил: «Гипноз способен воздвигнуть в мозгу человека ту „башню молчания“, без которой немыслимо представить себе направленную изоляцию и разложение психических функций на более элементарные и самостоятельные единицы, могущие сделаться объектом поэтапного и последовательного освоения. В настоящее время трудно представить себе что-нибудь иное, кроме сомнамбулической стадии гипноза, что могло бы позволить, упростив человеческую мысль, разложить ее на составные элементы в форме управляемого и подчиняемого научно-исследовательским задачам этого сложнейшего явления природы». «Посредством гипнотического внушения, — говорил Вони, — можно производить настоящую „вивисекцию души“, можно наблюдать отправления душевного механизма и даже заставлять этот механизм действовать перед своими глазами, подобно тому как физиолог наблюдает и заставляет действовать перед своими глазами телесный механизм… В самом деле, гипноз является настоящим методом экспериментальной психологии, он будет иметь для психологии то же значение, какое вивисекция имеет для физиологии» (Вони, 1888, с. 55–56). Оскар Фогт, ученик профессора Фореля, справедливо называет гипносомнамбулизм «микроскопом души», поскольку с помощью сомнамбулизма не составляет труда беспрепятственно проникать в область бессознательного высокозначимого и выявлять подлинные мотивационные тенденции, ценностную ориентацию, которые в бодрствующем состоянии скрыты от самой личности. «Гипноз становится драгоценным, неисчерпаемым источником исследований как для физиолога и психолога, так и для врача» (Шарко, 1881). Использование уникальных возможностей гипносомнамбулизма позволило группе психологов МГУ разработать новую методику изучения личности — КПВ. Введение методики косвенных постгипнотических внушений позволило исследователям проникнуть в труднодоступный мир смысловых детерминант поведения. «Методика КПВ, — пишут авторы, — позволяет определять личностную значимость практически любого из смысловых образований, будь то установки, мотивы, ценности, цели, эмоциональные переживания. Тем самым становится возможным зондирование глубинных пластов личности, которые с большим трудом поддаются объективному научному анализу» (Овчинникова, Насиновская, Иткин, 1989, с. 214). Существует мнение, что судьба правильно и наиболее полно осуществляется только тогда, когда человек прислушивается к внутреннему голосу (подсознанию) и следует ему. Как же заставить звучать этот голос? Погрузиться в гипносомнамбулическое состояние и приказать ему: «Звучи!» Автоматическое письмо Ипполит Тэн в предисловии к своему сочинению «Об уме и познании» указывает на автоматическое письмо: «Чем страннее какой-либо факт, тем он поучительнее. В этом отношении даже спиритические явления ведут нас к открытиям, обнаруживая существование в одном индивиде двух созданий, двух воль, двух различно действующих начал; одно из них субъект сознает, другое нет и приписывает его невидимым существам… Есть люди, которые во время разговора или пения пишут, не глядя на бумагу, связные фразы и даже целые страницы, совершенно не сознавая того, что написали. По моему мнению, их искренность вне всякого сомнения; написав целую страницу, они заявляют, что не имеют никакого представления о том, что написали на бумаге; читая написанное, они удивляются и иногда даже волнуются… Мы, несомненно, наблюдаем здесь раздвоение нашего „Я“, одновременное существование двух рядов параллельных и независимых идей, двух центров действия или двух духовных личностей, находящихся рядом в одном и том же мозгу; каждая занята своим особым делом — одна на виду у нас, другая за кулисами» (Taine, 1870). О работе подсознания говорит пример из обыденной жизни. Мы гуляем по улицам, полностью отдавшись каким-то мыслям, очнувшись, с удивлением обнаруживаем, что находимся совсем не в том месте, куда изначально намеревались идти. Подсознательное желание привело нас к дому человека, о котором мы бессознательно думали. Сознательно мы не знаем его адреса, он давно изгладился из нашей сознательной памяти. Сэр Баркуорт, один из членов Лондонского общества психических исследований, во время самого оживленного разговора, нисколько не ошибаясь и не прерывая последнего, мог делать сложение огромных колонок цифр. Если увлеченному разговором человеку, имеющему способность писать автоматически, вложить в руку ручку и задать вопрос: «Сколько вам лет? В каком городе вы живете?» и т. д., то его рука начнет двигаться и напишет ответ на бумаге, между тем как сам человек продолжает разговаривать. К сказанному необходимо добавить, что это становится возможным лишь у редких индивидов, предрасположенных к такому расщеплению сознания, которое называется медиумическим. Медиумы — это сомнамбулы, у которых иногда замечается та неполная бессознательность, при которой они, не замечая этого сами, производят целесообразные движения, действия. Автоматическое письмо — это особый метод, который используется в гипносомнамбулическом состоянии для определения подсознательных мыслей, желаний и конфликтов. Загипнотизированному внушают, что он сможет писать, не сознавая того, что делает его рука. Рука без его контроля будет перемещаться и писать на маленькой, специально приготовленной для этой цели планшетке[140], как если бы ею двигала какая-то внешняя сила. Ввиду того что написанное будет отражать проблемы загипнотизированного и будет зашифровано, ему необходимо тренироваться в истолковании написанного. Далее делается внушение, что, не выходя из гипноза, он сможет открыть глаза, прочесть и объяснить свое письмо. Например, экспериментатор рассказывает загипнотизированному какую-то историю, затем выводит его из гипноза. Кажется, что старания были затрачены впустую — тот ничего не помнит. Однако, если положить его руку на бумагу, дав ей свободу от диктата сознания, и попросить написать то, что было рассказано, через некоторое время можно будет прочесть подробный пересказ истории. Метод автоматического письма позволяет проникать в такие области сознания, о которых сам испытуемый не имеет представления. Приведем пример. Пьер Жане сильно колет иглой левую анестезированную руку Люси в тот момент, когда она увлечена разговором с подругой. Она ничего не чувствует, лицо спокойное, дыхание в норме, пульс тоже. Но правая рука, в которую Жане вложил карандаш, пишет: «Вы колете меня». Жане спрашивает: «В какой палец?» (В этот момент вопросы принимает и отвечает на них подсознание.) — Мизинец, — пишет правая рука. — Что я положил в левую руку? — Маленький карандаш… монету. — Где ваша рука? — Она поднята… вы вытянули ее, вы положили руку мне на голову… Теперь вы прикасаетесь к уху. Пьер Жане был поражен, так как считал Люси лишенной чувствительности. Из любопытства он решил измерить эту подсознательную чувствительность посредством эстезиометра, и оказалось, что подсознательно Люси прекрасно определяет расстояние между двумя остриями циркуля, как и здоровый человек. Чтобы определить на нижней поверхности запястья две точки от укола циркулем, необходимо, чтобы максимальное расстояние между ножками циркуля было 22 мм на правой руке, а на левой — 30 мм. У здоровых эти цифры колеблются между 25 и 35 мм. Оказалось, что у Люси имеется тонкое ощущение. Люси видит левым глазом, хотя не подозревает этого, то же самое происходит, когда она думает, что ничего не ощущает. Опыты Пьера Жане показали, что есть много сложных бессознательных действий, которые человек разумно выполняет, не подозревая этого; точно так же есть много ощущений, которые он может испытывать, вспоминать и по поводу которых может рассуждать, совершенно не сознавая этого. Эти опыты навели Жане на мысль, что «в действительности мы никогда не проникаем в сознание другого лица, а оцениваем его лишь по внешним проявлениям. Если я верю Люси, когда она заявляет, что ничего не чувствует, то почему же я не должен верить ее автоматическому письму, которое утверждает, что она все же чувствует? Письмо это так же сложно, как и слова. Когда автоматические письменные ответы соответствуют вопросам, то в этом также проявляются разум и сознание, и я не вижу оснований доверять одним проявлениям и не доверять другим» (Жане, 1913, с 281). Пьер Жане внушает Люси в гипносомнамбулизме, что она маленький семилетний мальчик Жозеф, и затем, не уничтожая галлюцинаций, сразу дегипнотизирует ее. После «пробуждения» Люси все забывает, и кажется, что она в своем обычном состоянии. Однако когда через некоторое время Жане вкладывает ей в руки карандаш и отвлекает ее внимание разговором о посторонних вещах, рука медленно и с трудом пишет, причем сама Люси не замечает этого. Когда она закончила писать, Жане берет у нее бумагу и читает: «Дорогой дедушка, по случаю Нового года желаю тебе доброго здоровья и обещаю тебе быть послушным мальчиком, твой внук Жозеф». Жане говорит, что в это время не было Нового года и он не понимает, почему она это написала. Он предполагает, что, быть может, письмо семилетнего ребенка пробудило в ее сознании идею о новогодних пожеланиях и это говорит о том, что галлюцинации сохраняются у второй, подсознательной, личности. В другом опыте Жане погрузил ее в гипносомнамбулизм и, помня о ее начитанности, превратил в Агнессу Мольера. Он заставил ее изображать наивную простушку, но прежде чем она начала писать, он дегипнотизировал ее. Письмо было написано бессознательно, наяву и подписано тем же именем: Агнесса. В другой раз Жане превратил Люси в Наполеона. Рука ее автоматически написала приказ какому-то генералу собрать войска для большого сражения и подписалась: «Наполеон». Применение к исследованию личности гипносуггестии дало в руки психологов возможность непосредственного экспериментирования над подсознательным «Я» человека[141]. Экспериментальный гипносомнамбулизм предоставляет возможность высвободить глубоко скрытые «Я», которые в обычной жизни заслоняются главным действующим лицом, личностью, которую мы знаем. В литературе по гипнозу есть много примеров, когда самая обычная крестьянка, заботы которой сведены к плите и вязанию, а мечты не простираются далее ухаживания за скотом и детьми, оказываясь в гипносомнамбулизме, выражает гнев против этих занятий и отрекается от прозы бытия. Она проклинает хозяйство, мужа и скот; жалуется, что не может стать, например, святой мученицей. Примечания:1 Латинское слово «suggestion» в переводе — внушение. 13 Психотерапия — наука о лечебном использовании психологического фактора, который обнаруживает себя в психологическом влиянии одного человека на другого и как результат в возникающем изменении в организме и личности этого другого. 14 Вольф Христиан (род. в Бреславле в 1679 г., сконч. в 1754 г. в Галле) — знаменитый немецкий естествоиспытатель, математик, философ. С 1707 г. заведовал кафедрой математики, естествознания, затем и философии в университете г. Галле, но, обвиненный пиэтистами в преподавании вредного учения, был изгнан в 1723 г., перешел в 1723 г. в Марбургский университет, в 1740 г. возвратился в Галле, где умер. 137 Размышления и афоризмы, 1987, с. 213. 138 «Комсомольская правда», 31 марта 1990 г. 139 Операция по рассечению ассоциативных проводящих путей головного мозга. 140 Особое устройство, используемое в медиумических сеансах, которое дает возможность писать при самых слабых толчках. 141 Профессор Берлинского университета Макс Дессуар (Dessoir, 1867–1947), философ и психолог, автор работ по теории и психологии искусства, предлагает назвать надсознанием ту часть сознания, которая заведует более сложными духовными процессами, а другую, управляющую простейшими процессами — подсознанием (Dessoir, 1911). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|