Александр Цинкер (Израиль)

ИТОГИ АВГУСТОВСКИХ СОБЫТИЙ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА


Александр Цинкер директор Института стран Восточной Европы и СНГ (Израиль)


Мир в августе прошлого года был в шоке. Было непонятно, что показывают по телевизору: то ли новый боевик, то ли действительно войну, то ли еще что-то. Все это происходит во время Олимпийских игр, когда должны прекращаться все войны Вспомнился 1995 год, когда хорватская армия, одна из самых многочисленных на пространстве бывшей Югославии, практически уничтожила Сербскую Краину. Здесь могло произойти то же самое.

Это была подготовленная авантюра Нам потом объясняли: если бы все было по-другому, то, вполне возможно, Грузия бы не напала на Южную Осетию, что виновата и сама Южная Осетия, потому что она провоцировала, и так далее Но если сравнивать Южную Осетию и Грузию, то Грузия – большое государство. Роль и место большого государства, как и сильного человека, подразумевает, что даже если слабый провоцирует, не надо поддаваться на провокации. От всего этого сильнее всего пострадал югоосетинский народ, который ни в чем не повинен.

К сожалению, после оперативной и правильной реакции России и Российской армии в этом конфликте Россия многое растеряла из того положительного, что она могла вынести из этого инцидента. Западные страны были в недоумении, демократические круги на Западе не понимали объяснения того, что Грузию «спровоцировали» и она начала войну Но если бы Россия остановилась немножко раньше – после того, как очистила Южную Осетию от грузинских войск и коридор безопасности был создан, – было бы лучше Хочется надеяться, что продвижение российских войск дальше – это инициатива военных руководителей, которые соскучились по реальной работе С точки зрения политической, это сыграло негативную роль.

По ходу конфликта в западной прессе комментарии о том, что плохая Грузия напала на Южную Осетию, сменились комментариями, что плохая Россия напала на Грузию А затем в Би-би-си появилось интервью о том, что скоро на Россию нападет весь мир… В этой ситуации Россия могла бы себя повести более тонко, и тогда можно было бы действительно получить больше дивидендов

Однако для президента Медведева это был первый, неожиданный и сложный урок на посту президента И в этом отношении он повел себя очень четко, чего многие, и в первую очередь Грузия, не ожидали Это показали и переговоры с Саркози, на которых в конце концов была найдена некая «золотая середина», остановившая конфликт

Как положительный момент можно отметить то, что в самой России, когда происходили августовские события, так называемая демократическая оппозиция, которая практически любой шаг правительства, как ей по должности положено, критикует, молчала. Это тот случай – и я это знаю применительно к Израилю, – который означает, что в обществе есть консенсус Именно это происходило в России. Стало понятно, что в России народ может быть единым, и это очень важно Потому что начиная с 1990 года, когда шел раздрай, казалось, что разные круги, разные движения никогда не найдут ничего общего А здесь стало понятно, что народ един

Каковы итоги августовских событий для постсоветского пространства? Во-первых, стало понятно, что замороженные конфликты нельзя решать военным способом. В первую очередь на это обратили внимание соседи Грузии – Азербайджан и Армения, потому что это было совсем рядом Хочется думать, что у Азербайджана и Армении не было идей решить вопрос Нагорного Карабаха военным путем, но данная ситуация наглядно продемонстрировала неприемлемость военного решения. Так же, как и в вопросе Приднестровья

Второе: появились два новых государства Пока они признаны только Россией и Никарагуа, но факт есть факт – они появились как самостоятельные единицы Навсегда, не навсегда – это рассудит история. Абхазия была уже самостоятельным государством. С Южной Осетией сложнее, но в Северной Осетии и в Южной Осетии живет один и тот же народ, который сейчас разбросан Как дальше будет решаться данная проблема – пока непонятно

С другой стороны, Грузия лишилась территориальной целостности. Данная ситуация – очередная иллюстрация проблемы, вставшей после развала СССР. Два вопроса, которые друг другу противоречат: право народа на самоопределение и территориальная целостность государства До сих пор эта проблема не решена и приводит к конфликтам.

Еще одно отрицательное явление, появившееся после августовских событий, это то, что Грузия и определенные европейские лидеры, рассматривая, например, газовый конфликт между Россией и Украиной, начали «стращать» Украину Подразумевалось, что газ – это только предлог, а на самом деле между Россией и Украиной существуют политические разногласия Украине стали говорить: видишь, русские войска вошли в Грузию. Значит, они могут войти и на территорию Украины И это дало свои результаты – сейчас подобные аргументы используют в своих выступлениях некоторые украинские руководители и политологи Например, Виктор Ющенко зачастую говорит о том, что Украине просто необходимо НАТО, потому что нужно защититься от России То же самое говорит сейчас Байден, находясь в Грузии и на Украине: вас надо защищать от России. Хотя всем понятно, что ни на Грузию, ни на Украину Россия нападать не будет

При этом активизировалась многовекторная политика постсоветских стран, особенно стран Центральной Азии. То они рассматривают с американцами предложения по базам, то опять начинают активно работать с Россией Определенные руководители и политические лидеры в этих странах тоже стали с опаской говорить: вот, смотрите, Россия не хочет быть одним из государств, она пытается возвращать себе утраченные позиции и стать опять «вторым полюсом», то есть второй супердержавой.

Если до сих пор о России говорили просто как о крупной державе, то сейчас опять возникла идея супердержавы

Некоторые политологи говорят о том, что в августе 2008 года Россия нарушила постсоветский принцип – не пересматривать границы. Однако следует понимать, что Россия вошла на территорию Южной Осетии в ответ на агрессию со стороны Грузии.

Она выбила армию Грузии с территории Южной Осетии и осталась там, потому что в тот момент уходить было нельзя, поскольку продолжилась бы резня. Россия не перенесла свои границы, не расширила свою территорию. Кроме того, к России обратился братский народ Южная Осетия сама и давно определилась со своим выходом, решила вопрос о самостоятельности

Можно спорить о том, было ли признание Россией этих двух государств самым лучшим выходом из сложившейся ситуации В случае с Косово Россия была против, потому что так нельзя решать вопрос. Есть ощущение, что если бы не было Косово, то не было бы признания Южной Осетии Россией. Это был просто некий ответный шаг. При всем том, что в Европе говорили о недопустимости рассмотрения косовского случая как прецедента, он стал прецедентом

Отметим, что обе стороны конфликта – Южная Осетия и Грузия – считают, что проблема не исчерпана Они понимают, что что-то еще должно произойти. Очевидно, что грузины рассчитывают на возврат территорий и готовы дать им все полномочия, привилегии, автономии, самостоятельность и так далее. Однако Южная Осетия после случившегося, которое в понимании осетин является геноцидом, считает, что возвращение невозможно Мы находимся только в начале пути, который будет очень долгим Какие-то качественные подвижки могут произойти тогда, когда поменяется руководство – в первую очередь Грузии и, вполне возможно, Южной Осетии тоже.

Россия и Запад резко разошлись в трактовке того, кто был агрессором в этой войне. Появилось даже мнение, что следует пересмотреть само понятие агрессора в современном международном праве Однако даже если мы дадим новое определение того, что такое агрессия, это все равно будет просто термином Никто не говорил, что Южная Осетия напала на Грузию Значит, остается два варианта того, кто агрессор – Грузия или Россия? Здесь вопрос действительно сложный. То, что Грузия ввела войска и начала бомбить Южную Осетию – это факт Но в данной ситуации – может быть, это будет звучать странно – ни ту ни другую страну нельзя назвать агрессором Если исходить из всех юридических и правовых норм, то Грузия, по их отчетам, вела борьбу с сепаратистами. Есть баскские сепаратисты в Испании, и если там регулярная армия Испании что-то начнет с ними выяснять, вряд ли ОБСЕ назовет Испанию агрессором Поэтому в данной ситуации Грузию нельзя назвать агрессором, хотя то, что она начала военные действия, верно на сто процентов





С другой стороны, Россия пришла на помощь, на защиту людей, причем мирных жителей И это правильно. И не за это на Западе ругали Россию, а именно за то, что потом российские силы перешли границу Грузии и зашли в Гори Если бы там Россия провела «работу пинцетом», более тонкую, которую, возможно, сложно в тот момент было сделать – тогда у нее появилось бы очень много сторонников По крайней мере было бы минимум людей – и политиков, и политологов, – в голову которым пришла бы мысль говорить об агрессии России.

На Западе вообще не говорили, что Россия – агрессор Говорили, что Россия с Южной Осетией спровоцировали этот конфликт. Но провоцировать можно сколько угодно Может быть, провоцировать нехорошо, но одно дело провоцировать, а другое – ответить на провокацию действием. Вот это уже тот факт, поступок, который подпадает под закон.

Сегодня в Европе югоосетинский или, скажем, косовский вопросы не актуальны. У Европы – свои проблемы. Та же демографическая, поскольку идет приток мигрантов из Северной Африки, Азии, идет мусульманизация этих стран, причем со своими очагами культуры. И даже по этим проблемам есть разные мнения. Есть руководство, которое говорит что-то одно, есть разные группы в обществе, которые высказывают другие мнения. У старой Европы есть проблемы старых и пожилых людей А у новой, молодой Восточной Европы есть проблемы, схожие с образом жизни молодого необъезженного скакуна, который рвется что-то сделать. Зачастую «молодые» европейцы хотят быть святее папы римского. Например, в свое время поляки хотели стать оплотом демократии в Европе, потом немножко успокоились.

Давно не было такого, чтобы ЕС и Америка выступали единым фронтом по каким-то вопросам. Не только по вопросу отношения к бывшему постсоветскому пространству, по проблемам взаимоотношений той же России с Украиной или, например, по поводу восточного партнерства И ЕС, и Америка пытаются налаживать связи со странами бывшего СССР. Причем в каких-то странах больше работают американцы, в каких-то странах – представители ЕС По каждому конкретному вопросу каждая страна всегда решает какие-то свои сугубо конкретные специфические интересы Поэтому, например, все страны ЕС говорят: мы не работаем с Ираном, а потом оказывается, что какие-то немецкие фирмы заключают с ними договора, англичане что-то там поставляют, и так далее, и так далее

Некоторые эксперты утверждают, что в странах постсоветского пространства после августовских событий изменилось отношение к России Однако кроме этих событий у каждой страны есть своя жизнь, со всеми проблемами, трудностями и так далее. Та же Белоруссия – на первый взгляд, там советское время. С другой стороны, это инвестиционный центр, множество международных фирм вкладывают деньги в совместные проекты с Белоруссией Они работают У Белоруссии была проблема: ей нужно жить, а живет она за счет экспорта. Основной получатель всего этого экспорта – Россия Была дружба, все было хорошо Однако в какой-то момент Россия справедливо сказала, что надо торговать по мировым ценам Тогда Белоруссия заявила, что если никаких преференций от торговли с Россией нет, то с таким же успехом можно работать с Европой. А раз так, то от Европы можно получать и другие какие-то полезности. В результате руководством администрации президента Белоруссии была выработана стратегия многовекторного подхода к своим проблемам.

Ющенко, Лукашенко – это незаурядные, нестандартные личности. Странно, что они раньше не поняли того, что за счет игры между ЕС и Россией можно получать прибыль, что сейчас и происходит. Белоруссия никогда не будет делать ничего, что бы шло во вред самой Белоруссии. Так же Киргизия, которая намеревалась закрывать базу в Манасе В конце концов база осталась, несколько по-другому названая, но зато Киргизия получила хорошие деньги. Киргизия не сделает ничего, что будет во вред государству, даже если будет давление из России Везде же есть оппозиция, везде есть выборы. Даже Армения, которая считается форпостом России на Южном Кавказе, не будет делать все то, что решат в Москве Потому что есть государство, есть политика, есть разные мнения

Происходит увеличение самостоятельности всех этих государств В последний год этот процесс идет на фоне известных августовских событий. Часто бывает так, что эксперты пытаются связать то, что не имеет корреляции друг с другом – так происходит и в этом случае. Например, Узбекистан то дружит с Америкой, то дружит с Россией, потом опять больше дружит с Америкой А в последнее время опять решил больше дружить с Россией. Очевидно, это никак не связано с тем, что было год назад в Южной Осетии.

В связи с августовскими событиями необходимо обратить внимание на Турцию В свое время были созданы две геополитические оси. Одна – это США, Турция, Израиль, Иордания А другая – Россия, Армения, Иран Поэтому много тяжелых моментов в истории у израильского и армянского народов – они находятся в разных осях Как только Израиль задумывается о том, чтобы признать геноцид армян, Турция, а это наш стратегический партнер на Ближнем Востоке, начинает давить на Израиль Когда Армения начала активизироваться – в Израиль приезжали большие делегации, – Иран, который в ситуации блокады Армении был единственным выходом для армян, начал давить на Армению, чтобы не было контактов с Израилем Так сложилось исторически.

В последнее время Турция стала выказывать явное желание занять место лидера на большом Ближнем Востоке. Турция пытается стать страной, решающей конфликты: Израиль – Сирия, Израиль – Палестина, начались встречи с Арменией. Кроме того, они надеются войти в ЕС, хотя французы и немцы выставляют им условия. Французы, в частности, – о признании геноцида, поскольку во Франции очень сильное армянское лобби Но даже если Турция сможет решить вопрос Армении, вряд ли ей удастся «увести» Армению у России

В Южной Осетии среди международных наблюдателей были представители Иордании, представители Турции В этом конфликте Турция вначале более активно обращала внимание на то, что творится в Южной Осетии, даже попыталась активизировать с ними отношения, сотрудничество, хотя вопрос о признании не стоял. Но, поскольку Турция находится в той «оси», которая идет из Америки, а проект Саакашвили – это проект Республиканской партии США, куда вложены крупные суммы, то Турция стала в последнее время, например, активнее поддерживать трубопровод «Набукко», где участвуют и Азербайджан, и Грузия, и Турция, и ряд новых молодых демократий Восточной Европы

Азербайджан в этой ситуации повел себя очень прагматично. Политически Азербайджан старается много сотрудничать с США, а параллельно с этим пытается объяснить России, что ее поддержка Армении должна быть не больше той поддержки, которую Россия дает Азербайджану Если попытаться все эти моменты соединить с августовскими событиями прошлого года, можно предположить, что некоторые страны СНГ увидели, что есть мощный организм, который получил рану – мировое сообщество выступило против России, некоторые даже назвали ее агрессором, – и они это почувствовали. И они подумали: мы можем более грозно и громче заявлять о каких-то своих интересах. За счет этого политика многовекторности усилилась и стала повсеместной.

То есть можно говорить о том, что в результате юго– осетинского конфликта на постсоветском пространстве произошло ослабление России С одной стороны, все должны были испугаться, но это произошло только в первый момент. На международных конференциях, которые проходят в постсоветских странах, как правило, присутствует представитель ОБСЕ, увеличивается количество приглашаемых европейских экспертов. А представительство политологов из России уменьшается количественно, а иногда и качественно. По статусному уровню представительство за последний год снизилось: вначале были руководители фондов, руководители институтов, директора и так далее, потом появились их ведущие сотрудники, потом – просто сотрудники, эксперты.

Если говорить о том, как изменилось восприятие Дмитрия Медведева как нового президента России в мире после августовских событий, то необходимо оценивать это постепенно – шаг за шагом Сразу после начала конфликта многие были удивлены решимостью действий президента Медведева Не секрет, что Медведев – человек из определенной команды, эта команда руководила и продолжает руководить страной Президент озвучил решение команды, по своему статусу он должен был это сделать. Промедление в той ситуации было смерти подобно. Тогда этот решительный шаг оценили, хотя не многие посчитали его самостоятельным. Некоторые не очень профессиональные комментаторы, даже в Израиле, до сих пор продолжают говорить о президенте Путине Считается, что есть команда и что Путин принимает решения.

За этот год президенту Медведеву пришлось столкнуться со многими проблемами Августовские события, которые длились долго, их последствия тянулись почти до конца года Затем другая проблема: экономический кризис. Ослабление позиций на территории бывшего советского пространства – хотя этот процесс связан не только с августовскими событиями, это естественный процесс «расползания» стран и ослабления позиций самого СНГ Мировой кризис, который коснулся и России. Все это пришлось на один год и встало перед президентом, который должен принимать решения.

Становление президента Медведева продолжается Дай бог, чтобы не было таких потрясений, как год назад Лучше – выходить из экономических кризисов, решать больше социальных вопросов, решать проблемы с дорогами и так далее

Так сложилось, что Европа и Америка считали, что их идеи, их проекты содержат то рациональное зерно, куда должен двигаться мир.

Еще со времен противостояния холодной войны, если твой соперник приходит с какой-то идеей, то это очень подозрительно – самое лучшее даже не обсуждать, а сразу забыть ее

Сейчас Европа наконец-то поняла, что мы живем на маленьком шарике, мы ужасно связаны и политически, и экономически Это показали и газовый конфликт, и мировой экономический кризис

У западного мира подспудно, по крупицам складывается впечатление, что с Медведевым можно работать. Изменения в мышлении происходят, пусть даже по крупицам, постепенно Западные лидеры понимают, что с этим человеком можно сидеть и говорить. Начиная с того, что приехал Саркози, они сели и решили проблему С тех пор потихонечку западный мир приходит к выводу, что надо прислушиваться к мнению России, что там как минимум неглупые люди. Что если они что-то предлагают, то не для того, чтобы всех обмануть и выиграть самим, что Россия тоже ищет пути к общему благу. Поэтому Запад начал серьезнее относиться ко всем инициативам, предложениям, которые звучат в последнее время.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх