|
||||
|
6.1. Проблема обеспечения информационной безопасности государства Информационная безопасность власти имеет по крайней мере два аспекта: технический и государственно-идеологический. Основными документами, определяющими законодательную базу обеспечения информационной безопасности в России (по техническим и организационным вопросам), являются: Закон Российской Федерации «О государственной тайне»; Федеральный Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации»; Закон Российской Федерации «О безопасности»; Федеральный Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Указы Президента, Постановления Правительства РФ и ведомственные документы, определяющие степень конфиденциальности информации, технические и организационные меры по обеспечению информационной безопасности (в техническом смысле). Обеспечение информационной безопасности в ином, то есть государственно-идеологическом смысле, несмотря на совпадение названий, касается проблем в другой сфере человеческой деятельности: в сфере общественного сознания. Здесь законодательного регулирования значительно меньше и законодательно вопросы информационной безопасности в государственно-идеологическом смысле определяется лишь косвенным образом: через Конституцию Российской Федерации, отчасти через Закон «О защите авторских прав», закон о СМИ. Общие ориентиры для обеспечения информационной безопасности государства даются в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации». Особенностью, отличающей путь прохождения человеческих изобретений от идеи до реализации в технике и в области человеческих отношений, является тот факт, что в сфере воздействия на общественное сознание существенные идеи практически немедленно привлекают ресурсы для своей реализации. Идеи информационного влияния на массы ищут, за ними гоняются, их осторожно выращивают. Причина подобного явления состоит в том, что информация в настоящее время стала основным инструментом власти. Громкая фраза ушедшего века: «Тот, кто владеет информацией, — владеет миром» в наступившем веке трансформировалась: «Тот, кто может создавать (интерпретировать) информацию, — владеет миром». Недооценка значимости информационной безопасности государства явилась важнейшей причиной сверхбыстрого распада коммунистического режима, правившего почти половиной мира. На глазах у изумленного человечества, вооруженный тысячами баллистических ракет, сотнями тысяч танков, имеющий громадный мобилизационный и боевой опыт, традиции тотальной слежки, отлаженную систему партийного контроля лояльности граждан, а также систему регулирования и дозирования информации, монстр рассыпался от слабых внутренних толчков, порожденных отдельными группками людей, способных преподнести информацию в выгодном для них свете. Традиционный для человеческого общества на протяжении тысячелетий путь решения политических проблем на полях сражений оказался неэффективным на рубеже тысячелетий. В настоящее время в ряде случаев информационное оружие по своей «мощи» превосходит военную силу противоборствующих блоков. Огромного военно-полицейского аппарата бывает недостаточно, для того чтобы «укротить» инакомыслящих, поскольку и сам этот аппарат оказывается нейтрализованным после массированного применения информационного оружия. Власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти — не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью недостаточно для создания основы власти — господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается. Эффективное информационное воздействие может вызвать явления массового героизма, способность переносить продолжительные лишения, проявлять жертвенность и самопожертвование. История религии в какой-то мере является историей информационной безопасности человеческих сообществ. С другой стороны, религиозные догмы могут рассматриваться как эффективное информационное оружие. Данные наблюдения не являются новыми. Имеется множество примеров в древности и современности, когда движение исторического процесса менялось после «слабого» информационного воздействия на массы людей. Вряд ли можно считать сильным оратором или организатором политических процессов первого Президента России, но «толчки» его политических инициатив «попали в резонанс» с общественными настроениями, что и привело к крушению СССР. В силу специфики процесса приобщения к власти ведущие политики мира мало подвержены направленному информационному влиянию. Но если это случается, то последствия информационного воздействия на одного человека могут приобрести при стечении обстоятельств геополитические масштабы. По свидетельству пресс-секретаря Президента СССР, на М. Горбачева «сильное влияние оказали неортодоксальные, исповедовавшие крамольный «еврокоммунизм» лидеры итальянской компартии, с которыми он встретился, прилетев в Рим на похороны Э. Берлингуэра, предварительно перечитав «Письма из тюрьмы» А. Грамши и политическое завещание Тольятти…». Преобладающее мнение геополитиков о способах решения политических проблем сводится к тезису о том, что в наступающем столетии эти проблемы будут решаться в информационной сфере. До сих пор остаются неясными реальные причины множества современных конфликтов, часто за эти причины принимаются внешние, второстепенные факторы, но при этом понятно, что во многих из них информационная компонента была основной движущей силой. Так что же такое информационное оружие и как обеспечить информационную безопасность государства? К сожалению, на этот прямой до наивности вопрос можно дать только очень приблизительный ответ. Причина проста — она в сложности явления. Вот пример определения информационного оружия: «…это устройства и средства, предназначенные для нанесения противоборствующей стороне максимального урона в ходе информационной борьбы (путем опасных информационных воздействий)». Определение, которое, как и положено ему, имеет обобщающий характер, ставит новые вопросы: что такое ущерб в информационной борьбе, как его можно ощутить и измерить и насколько надежно измерения отражают объективную реальность? Технократы, к рекомендациям которых, впрочем, у известного публициста и футуролога Э. Тоффлера скептическое отношение, могли бы о причине сложного ответа на поставленный простой вопрос сказать следующими словами: «Эта причина обусловливается многомерностью и многовариантностью проблемы обеспечения информационной безопасности государства, чрезвычайной сложностью ее модельного описания даже на весьма приблизительном уровне соответствия реальной ситуации, наличием континуального множества исходных данных, движение по которым порождает ступенчатые изменения множества вариантов возможных решений проблемы, отсутствием четких критериев успешности применения информационного оружия или представления об адекватности мер по обеспечению информационной безопасности государства. Несмотря на эти сложности, практически все государства, претендующие на какое-либо геополитическое влияние, предпринимают значительные усилия для освоения информационного оружия, пытаются научиться вести информационную войну, а также развивают способности по оказанию эффективного противодействия информационной агрессии. Теория информационной войны находится в стадии своего активного развития. Решающим фактором успешности практических действий государственных институтов в информационной сфере является научное предвидение последствий информационных акций государственного уровня. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|