|
||||
|
Раздел 8 ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ Партия не может использовать для проведения избирательной кампании денежные средства, поступившие из «неизвестных» источников, а также «неофициально» тратить на эти цели значительные суммы. При этом законодательство четко обозначает виды источников, из которых могут быть приняты средства для финансирования кампаний. Российское законодательство разрешает партиям использовать только такую схему финансирования избирательной кампании, которая позволяет избирательным комиссиям контролировать как объем, так и источники и направления расходования средств. При этом информация о финансировании партиями своих кампаний в обязательном порядке предается гласности (через средства массовой информации). Расходование средств для финансирования избирательной кампании партии или кандидата (то есть всей деятельности, направленной на достижение на выборах результата, необходимого партии или кандидату) разрешается проводить только из средств избирательных фондов. Даже если кандидат и политическая партия обладают собственными средствами, достаточными для ведения избирательных кампаний, использовать эти средства на нужды выборов партия (кандидат) могут только предварительно перечислив их на счет своего избирательного фонда. Даже проводить сбор подписей партии и кандидаты могут только после оплаты расходов на изготовление подписных листов из средств избирательного фонда. Все средства избирательного фонда поступают на открытый с разрешения избирательной комиссии специальный избирательный счет в кредитном учреждении (в подавляющем большинстве случаев это Сберегательный банк РФ). При этом кандидат или партия вправе (или обязаны, если пожертвования внесены с нарушениями законодательства) возвратить жертвователю любую сумму, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем (эти средства перечисляются в соответствующий бюджет). Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидата, избирательного объединения; б) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; в) добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. (См. рис. 5.) Законом установлен перечень субъектов, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений на выборах в государственные органы власти. Это – иностранные государства и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет на день голосования, международные организации и международные общественные движения, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и некоторые другие. На каждых конкретных выборах установлены предельные размеры пожертвований для физических и юридических лиц, а также собственных средств избирательного объединения или кандидата. Так, на выборах в Государственную Думу собственные средства политической партии (без учета пожертвований в фонды региональных отделений политических партий) могут составлять только 50 процентов предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда – это 200 млн. руб., граждан – 0,07 процента (280 тыс. руб.), а юридических лиц – 3,5 процента (14 млн. руб.). Все операции по избирательному счету прекращаются банком в день голосования (отступления от этого правила возможны только по специальному распоряжению избирательной комиссии). Неизрасходованные средства фонда возвращаются жертвователям (юридическим лицам и гражданам) пропорционально размеру внесенных пожертвований. Операции по избирательному счету (поступление и расходование средств) отражаются в итоговом финансовом отчете, который партия или кандидат обязаны представить не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов в избирательную комиссию соответственно уровню проводившихся выборов (общефедеральных, региональных, местных).
Серьезные различия в порядке финансирования деятельности политических партий в межвыборный период и в период проведения избирательных кампаний существуют: а) по источникам поступлений; б) по их предельному размеру; в) по возможностям их использования. Текущая деятельность политических партий финансируется за счет средств, формируемых из вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом политической партии; а также средств федерального бюджета (в случае их предоставления); пожертвований; поступлений от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; поступлений от гражданско-правовых сделок; других не запрещенных законом поступлений. Закон ограничивает предельные размеры пожертвований, однако общий размер денежных средств, которыми располагает партия с учетом поступлений из иных разрешенных источников, не являющихся пожертвованиями (членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности, гражданско-правовых сделок и т. д.), закон не ограничивает. Средства избирательного фонда имеют строгое целевое назначение. Их можно тратить лишь на: › финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума; › предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; › оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании; внесение избирательного залога. Причем если средства, перечисляемые непосредственно политической партии в виде пожертвований и бюджетных ассигнований, остаются собственностью партии, то неиспользованные в ходе избирательной кампании пожертвования политическая партия обязана вернуть жертвователям пропорционально сделанным ими пожертвованиям.
Фонды создаются непосредственно кандидатами и избирательными объединениями, участвующими в выборах. При определенных условиях соответствующие фонды на федеральных выборах могут создаваться также региональными отделениями партий, участвующих в выборах. Кандидаты, выдвигающиеся только в составе списка, не вправе создавать собственные избирательные фонды. В свою очередь избирательные фонды партий и выдвинутых ими кандидатов могут создаваться за счет собственных средств кандидата и партии и за счет пожертвований. При этом законодательством жестко оговорен предельный размер расходов из избирательного фонда, а из указанных выше источников может быть сформирована только его определенная часть. Для каждого вида и уровня выборов соответствующие нормы различаются. Сумма всех расходов из средств избирательного фонда (фактически – предельный размер избирательного фонда) не может превышать определенный предел. Для политической партии на выборах в Государственную Думу предельная сумма – 400 миллионов рублей (в указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии). Для регионального отделения политической партии этот норматив может быть различным, в зависимости от территориального масштаба действия отделения и численности зарегистрированных избирателей на соответствующей территории. Например, если региональная группа федерального списка кандидатов полностью охватывает территорию субъекта РФ, то предельная сумма расходов в зависимости от численности избирателей может быть от 6 до 30 миллионов рублей (подробно механизм расчета изложен в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).
Средства запрещается принимать не только непосредственно от ряда жертвователей, но также и от организаций, учрежденных такими жертвователями (на случай применения многоступенчатых схем). В избирательные фонды не могут зачисляться суммы, полученные от: а) иностранных государств и организаций; б) иностранных граждан (где закон наделяет их избирательными правами); в) лиц без гражданства; г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет на день голосования; д) российских юридических лиц с иностранным участием (если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30 процентов); е) международных организаций и международных общественных движений; ж) органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления; з) государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий; и) юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов; к) организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организаций, учрежденных юридическими лицами, указанными в пунктах «д» и «и»; организаций, имеющих в своем уставном капитале долю юридических лиц, указанных в пунктах «д» и «и», превышающую 30 процентов; л) воинских частей, военных учреждений и организаций, правоохранительных органов; м) благотворительных и религиозных организаций, а также учрежденных ими организаций; н) анонимных жертвователей (граждан и юридических лиц, не указавших или указавших неверно или не в полном объеме необходимые сведения о себе); о) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня голосования на выборах; п) некоммерческих организаций, получавших в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования, денежные средства либо иное имущество от: › иностранных государств, а также от указанных в пунктах «а» – «г», «е» – «з», «л» – «о» органов, организаций или физических лиц; › российских юридических лиц с иностранным участием в уставном капитале свыше 30 процентов; › юридических лиц с долей участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований свыше 30 процентов, а также учрежденных ими организаций; › организаций, учрежденных государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации), а также учрежденных ими организаций; › организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля указанных выше юридических лиц (с долей участия Российской Федерации либо учрежденных государственными или муниципальными органами) превышала 30 процентов.
Средства избирательного фонда нельзя потратить на финансирование текущей деятельности по партстроительству, не связанному с выборами (например, на выплату зарплат освобожденным руководителям и штатным работникам аппарата партии, приобретение в собственность офиса, выплату финансовой задолженности по обязательствам партии третьим лицам и т. д.). Еще более грубым нарушением является оплата предвыборных расходов непосредственно из средств политической партии, которые не были перечислены в избирательный фонд.
К партии могут быть применены меры конституционно-правовой ответственности. В зависимости от того, был ли соответствующий список кандидатов (выдвинутых партией) к этому моменту зарегистрирован, ему может быть либо отказано в регистрации, либо его регистрация может быть отменена. Такие санкции могут быть применены, если будет установлено, что партия в целях достижения определенного результата на выборах: использовала денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда и сумма таких средств превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда; превысила предельный размер расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов.
Для осуществления контроля комиссии наделены безусловным правом получать необходимую информацию от: › органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства (по мере необходимости в получении информации); › органов исполнительной власти, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, либо уполномоченных в сфере регистрации некоммерческих организаций (по мере необходимости в получении информации); › банковских (кредитных) организаций (их отделений), на счетах которых размещены средства избирательных фондов (регулярно). Для осуществления контроля при избирательных комиссиях, проводящих выборы (Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссиях субъектов РФ, а в случаях, предусмотренных законом, и при иных), создаются специальные контрольно-ревизионные службы, которые в частности: › осуществляют контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов; › проверяют финансовые отчеты кандидатов и партий; › организуют проверки достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках; › контролируют возврат бюджетных средств, выделенных соответствующими избирательными комиссиями в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов и партий; › составляют документы о финансовых нарушениях при финансировании выборов и ставят перед соответствующей избирательной комиссией вопросы о применении мер ответственности к кандидатам, политическим партиям, их региональным отделениям, а также к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании соответствующей избирательной кампании. Контрольно-ревизионная служба наделена правом самостоятельно запрашивать необходимую информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию, у кандидатов, избирательных комиссий, органов исполнительной власти, в том числе уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в области налогов и сборов, иных государственных органов, организаций независимо от форм собственности, а также граждан. Избирательные комиссии до дня голосования на выборах периодически направляют для опубликования в средства массовой информации сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, соответственно уровню выборов, обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями, в течение трех дней со дня получения. Это правило безусловно относится и к итоговым финансовым отчетам партий и кандидатов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|