|
||||
|
Раздел 5 РЕГИСТРАЦИЯ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ Избирательная комиссия не вправе самостоятельно определять основания для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого партией. Такие основания определены федеральным законодательством, и их перечень установлен п. 25 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и включает 16 позиций. Никакие другие основания не могут служить для избирательной комиссии причиной отказа в регистрации списка кандидатов. При этом необходимо обратить внимание на то, что в 2006 году в рамках противодействия экстремистской деятельности были приняты поправки, позволяющие отказывать в регистрации списка кандидатов за несоблюдение ограничений, установленных законом «О противодействии экстремистской деятельности». Кроме того, с целью исключения коллегиальной ответственности (всего избирательного объединения) за несоблюдение законодательства отдельными лицами законом предусмотрены санкции непосредственно к субъекту правонарушения – кандидату (в составе списка кандидатов) – в виде исключения его из заверенного избирательной комиссией списка кандидатов. Исчерпывающий перечень оснований для такого исключения дан в п. 26 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором предусмотрены составы правовых деликтов, выражающихся в действии или бездействии только самого кандидата. Всего установлено девять таких оснований.
Такое решение может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд в течение 10 дней после принятия этого решения (указанный срок восстановлению не подлежит).
Круг участников выборов, имеющих право выступать с соответствующими ходатайствами, зависит от этапа, на котором находится процесс регистрации. › До принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата (списка кандидатов) круг субъектов, которые могут стать инициаторами такой процедуры, законом не ограничен: в избирательную комиссию может обратиться практически любое лицо, являющееся субъектом избирательных правоотношений. Непосредственно на заседании избирательной комиссии вопрос об отказе в регистрации могут поднять: член избирательной комиссии, в том числе и с правом совещательного голоса, кандидат, уполномоченный представитель кандидата (избирательного объединения), доверенные лица, член либо сотрудник аппарата вышестоящей комиссии и даже международные наблюдатели. На этом этапе решение комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию. › После принятия комиссией решения о регистрации его можно оспорить только в суде. Сделать это имеют право избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидатов, кандидаты, избирательные объединения, списки которых зарегистрированы этой комиссией, а также – в случаях, установленных федеральным законом, – прокурор. Прокурор выступает в качестве заявителя по делам о защите нарушенных прав в исключительных случаях – в порядке надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, но при условии, что указанные граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд. Необходимо отметить, что заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (не позднее предпоследней пятницы перед днем голосования), а решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования (последний день принятия решения – последний понедельник перед днем голосования).
Эти основания следующие: 1) Если после принятия избирательной комиссией решения о регистрации открылись обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации, которые ранее не были и не могли быть известны избирательной комиссии. Факт наличия таких обстоятельств необходимо доказывать в суде. 2) Если кандидат, избирательное объединение, их уполномоченные представители в целях достижения определенного результата на выборах использовали денежные средства не из собственного избирательного фонда и сумма таких средств превысила 5 процентов от предельного размера избирательного фонда или если из фонда был израсходован объем средств, более чем на 5 процентов превышающий разрешенный законом предел. 3) Если кандидаты, руководители избирательных объединений (партий) неоднократно использовали преимущества своего должностного или служебного положения. 4) Если были установлены факты подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями (партиями), их доверенными лицами, уполномоченными представителями партий, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, их доверенных лиц и уполномоченных представителей. 5) Если кандидат, избирательное объединение (партия) не соблюдали ограничения, касающиеся ведения агитации (запрет на экстремистскую деятельность, запрет на злоупотребление правом на предвыборную агитацию, запрет на воспроизведение в агитационных материалах призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, запрет на агитацию, нарушающую законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности). 6) Если кандидат или избирательное объединение неоднократно использовали эфирное время, предоставленное им для размещения агитационных материалов на каналах организаций, осуществляющих телевещание, в целях распространения призывов голосовать против кандидата, кандидатов, списка (списков) кандидатов, негативной агитации против иных кандидатов избирательных объединений. 7) Если было установлено, что кандидат или избирательное объединение до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации, в распространяемых ими материалах (в т. ч. размещаемых в сетях общего пользования, включая Интернет) призывали к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждали к таким деяниям, обосновывали или оправдывали экстремизм, либо совершали действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропагандировали и публично демонстрировали нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.
Как вытекает из положений п. 7 и п. 9 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательное объединение(политическая партия) может самостоятельно обращаться с заявлением в суд с требованием отмены регистрации всего списка кандидатов, а также с требованием отмены регистрации кандидата из списка кандидатов, выдвинутого и зарегистрированного другой политической партией (например, за сокрытие сведений о судимости или наличии гражданства другого государства). Кроме того, партия вправе обратиться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата-правонарушителя, с просьбой об обращении в суд с заявлением об отмене его регистрации (предоставив соответствующие доказательства нарушения кандидатом законодательства). Комиссия обязана рассмотреть это заявление и вынести свое решение. В случае отказа партия вправе обжаловать такое решение избирательной комиссии в судебном порядке. Суд, в свою очередь, может выйти за пределы заявленных требований и разрешить вопрос по существу (отменить регистрацию кандидата либо оставить в силе решение о регистрации кандидата).
Кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из него не позднее чем за 15 дней до дня голосования. Основания и порядок отзыва выдвинутых партией кандидатов устанавливаются ее уставом. Но если выдвижение списка кандидатов является компетенцией съезда (конференции, общего собрания), то исключение кандидата из списка может осуществить и другой руководящий орган (ЦК, правление партии, бюро регионального отделения и т. д.). Свое решение партия направляет в избирательную комиссию, зарегистрировавшую список кандидатов. Важно, однако, помнить, что число исключенных из списка – по заявлениям самих кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии – не может превышать 25 процентов от списка на федеральных выборах и 50 процентов на региональных и местных выборах. В противном случае регистрация списка может быть аннулирована.
Кандидат имеет право, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования, представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры, после чего избирательная комиссия, заверившая или зарегистрировавшая список кандидатов, исключает кандидата из списка кандидатов. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру (а избирательное объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата), понимаются ограничение судом дееспособности зарегистрированного кандидата, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья самого зарегистрированного кандидата или его близких родственников. К вынуждающим обстоятельствам может быть отнесено и избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность, не допускающую совмещения полномочий.
Орган партии, принявший решение о выдвижении списка кандидатов (и только он), может в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного) отозвать выдвинутый партией список, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию. Указанное заявление не подлежит отзыву. В этом случае решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов аннулируется, а партия может быть не признанной участвовавшей в выборах со всеми негативными для нее последствиями. Следует помнить, что неучастие партии в выборах в течение пяти лет может привести к ликвидации партии. При отказе партии от участия в выборах избирательный залог (если список партии был зарегистрирован на основании внесения залога) ей не возвращается, а перечисляется в доход соответствующего бюджета. В случае необходимости дополнительного выдвижения списка кандидатов (если оставшееся число списков не позволяет проводить выборы), возникшей в связи с тем, что партия без вынуждающих к тому обстоятельств отозвала зарегистрированный список кандидатов, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этой партии.
К случаям использования преимуществ должностного или служебного положения законодательство относит: › привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов; › использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов, в случае если иным кандидатам не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; › использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда; › использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов (данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране); › сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание – членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; › доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, в случае если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с законом; › агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; › обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда. Неоднократное использование кандидатом, руководителем избирательного объединения, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения преимуществ должностного или служебного положения является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.
В целом эта категория граждан не имеет права не только проводить агитацию, но и выпускать или распространять любые агитационные материалы. Однако этот запрет распространяется только на тот период, в течение которого указанные лица исполняют свои служебные или должностные полномочия. Если они приняли решение воспользоваться своим правом участвовать в избирательной кампании, например в качестве кандидатов, они должны быть освобождены от выполнения своих обязанностей. Зарегистрированные кандидаты должны представить в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (об освобождении) не позднее чем через пять дней со дня их регистрации. Аналогичные требования предъявляются к государственным и муниципальным служащим, принявшим решение стать доверенными лицами кандидатов или партий – в этом качестве они будут зарегистрированы избирательной комиссией только в случае представления копий соответствующих приказов. При этом законодательство предусматривает и некоторые исключения из общего правила – например, Президент РФ (баллотирующийся на второй срок полномочий), депутаты Государственной Думы, а также лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности и зарегистрированные в качестве кандидатов, свои полномочия на период избирательной кампании не прерывают – в противном случае было бы невозможно, в частности, обеспечить непрерывность деятельности соответствующих государственных органов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|