|
||||
|
Раздел 4 СПИСКИ КАНДИДАТОВ, ИХ ВИДЫ И СТРУКТУРА Списки кандидатов, выдвинутых партией, на выборах разного уровня могут формироваться по-разному, при этом порядок их формирования определяется законодательством соответствующего уровня (федеральным, региональным).
В федеральный список партия может включить не более 600 кандидатов. При этом кандидат может упоминаться в нем только один раз. Федеральный список должен быть разбит – полностью или частично – на региональные группы. При этом в общефедеральную часть, если она выделяется, может быть включено не более трех человек. (См. рис. 2.)федерального списка кандидатов, которая должна охватывать все субъекты РФ, разделяется на региональные группы (всего таких групп должно быть не менее 80). Каждая региональная группа в списке должна быть «привязана» к конкретному субъекту Российской Федерации, либо части его территории, либо группе таких субъектов. В федеральном списке кандидатов каждой региональной группе присваивается порядковый номер и указывается, какому субъекту Российской Федерации, какой группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации или группе частей территории субъекта Российской Федерации она соответствует. Региональная часть Число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона. При этом число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч. Границы частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, определяются избирательной комиссией следующим образом: число избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, делится на 650 тысяч. Целая часть числа, полученного в результате этого деления, есть число частей, на которые делится этот субъект Российской Федерации. (См. рис. 3.) Части территории субъекта Российской Федерации должны быть примерно равны по числу зарегистрированных избирателей. Отклонение числа избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, от числа избирателей, зарегистрированных на каждой из других частей территории этого же субъекта Российской Федерации, должно быть не более 15 процентов. При соблюдении указанного требования учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования. Если на территории городского округа зарегистрировано не менее 650 тысяч избирателей, то указанный городской округ может быть разделен не более чем между двумя частями территории субъекта Российской Федерации. При этом одна из частей должна включать в себя только территорию указанного городского округа. Если на территории городского округа зарегистрировано менее 650 тысяч, но не менее 300 тысяч избирателей, то указанный городской округ не может быть разделен между частями территории субъекта Российской Федерации. Не допускается разбивать федеральный список кандидатов на региональные группы, соответствующие не граничащим между собой территориям, за исключением случаев, когда субъект Российской Федерации не граничит с другими субъектами (Калининградская область) либо входящая в субъект Российской Федерации территория не граничит с другими территориями, входящими в этот субъект Российской Федерации (таких частей территорий субъектов на выборы в Госдуму 5-го созыва ЦИК России не определил). Перечень частей территорий субъектов Российской Федерации, которым могут соответствовать региональные группы кандидатов, ЦИК России определил своим постановлением 8 августа 2007 года.
Так, они вправе создавать или не создавать общефедеральную часть списка, укрупнять (до 3 миллионов) сопредельные субъекты Федерации в региональные группы или выделять территорию каждого из них в отдельную группу в соответствии с нарезкой ЦИК России. Можно выделять в отдельную региональную группу малочисленные субъекты Федерации, даже если численность избирателей в таком субъекте будет менее 50-70 тысяч (другое дело, что практический смысл в таком решении едва ли есть: из-за малочисленности кандидаты этих групп не имеют шансов на избрание). Так, исходя из географических особенностей, такой малочисленной региональной группой становится Республика Адыгея, которую нельзя объединять с Краснодарским краем, а с другими субъектами Адыгея не граничит. Но главное – партия вправе решать, что для нее предпочтительнее: разделять средние (более 1,3 млн. избирателей) и крупные субъекты Российской Федерации (более 3 млн. избирателей) на региональные группы или же сохранить их в качестве единой региональной группы. Правда, приняв решение о разделении, партии обязаны использовать схему деления, утвержденную Центральной избирательной комиссией.
Одновременное внесение избирательного залога и представление подписей не допускается. От сбора подписей и внесения залога освобождаются кандидаты (списки кандидатов), выдвинутые парламентскими партиями, т. е. партиями, списки которых были допущены к распределению мандатов в Государственной Думе предыдущего созыва. Таким кандидатам для регистрации достаточно представить в соответствующую избирательную комиссию решение уполномоченного органа партии (например съезда) о выдвижении кандидата (списка кандидатов) и иные документы, установленные законом (первый финансовый отчет, сведения об изменениях в списке и о каждом кандидате). При этом любая желающая принять участие в выборах партия (или ее структурное подразделение) обязана еще до рассмотрения комиссией вопроса о регистрации списка создать избирательный фонд. В противном случае регистрация невозможна. (Отсутствие денежных средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.)
Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах – не менее 30 дней).
На выборах депутатов Государственной Думы партия обязана собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч.
Избирательный залог считается внесенным в случае представления кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой филиала Сберегательного банка Российской Федерации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии. Повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае, если по итогам выборов кандидат (список кандидатов) получит не менее установленного числа голосов (например, на выборах депутатов Госдумы это 4 процента), избирательный залог ему возвращается (в противном случае залог перечисляется в доход бюджета). В случае отзыва политической партией выдвинутого ею федерального списка кандидатов (за исключением случая, когда отзыв списка имеет следствием перенос даты выборов) избирательный залог возвращается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в избирательный фонд политической партии не позднее чем через 10 дней со дня подачи в избирательную комиссию уведомления об отзыве.
Так как избирательный залог жестко привязан к величине предельной суммы расходования средств избирательного фонда партии (кандидата), то с увеличением последней (вызванным увеличением стоимости избирательной кампании и борьбой с «черным налом») постоянно увеличивается и сумма избирательного залога. Сумма избирательного залога на выборах депутатов Государственной Думы 5-го созыва составит 60 млн. рублей.
Однако на практике подобные казусы могут встретиться (тем более что ранее подобное совмещение допускалось и отдельные субъекты избирательного процесса могут действовать по привычке). В таких случаях применяются следующие правила. Если партия, выдвинувшая список кандидатов, перечислит залог и представит платежные документы после представления в избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации списка, такой залог будет возвращен. Если избирательное объединение (партия) после поступления избирательного залога на указанный счет и (или) представления в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет представит избирательной комиссии подписные листы, комиссия отказывает в приеме подписных листов. В случае одновременного представления партией в соответствующую избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, и копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии комиссия отказывает в приеме подписных листов. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх |
||||
|